ЧАСТЬ III.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА В ОРГАНИЗАЦИИ
Предпосылки, стадии и темпы внедрения контроллинга на предприятии.
Последовательность этапов проектирования процесса контроллинга в организации. Организационная и эксплуатационная фазы проектирования процесса контроллинга. Этапы организационной фазы: интенсивная подготовка персонала, планирование, оценка, проектирование, внедрение и тестирование. Социально-психологические факторы сопротивления новой концепции управления на предприятии. Тестирование и мониторинг процесса контроллинга.
Основные виды организации контроллинга. Основные организационные концепции структуры отделов контроллинга. Централизованный и децентрализованнный контроллинг.
Преимущества и недостатки создания самостоятельной службы контроллинга в организации.
Методы контроллинга
Метод модерации заключается в обобщении опыта и развитии творческого потенциала различных сотрудников для достижения целей организации. Применение модерационных методов способствует проявлению скрытых творческих возможностей персонала организации.
Инструментарий этого метода позволяет:
· сориентировать сотрудников организации на решение стратегических и тактических задач, которые поставлены в связи с изменениями во внешней и внутренней средах организации;
· материализовать творческий потенциал персонала в различных инновациях;
· создать возможность творческого общения — т. е. условия, присущие «открытому стилю руководства»;
· организовать работу так, чтобы стал возможен переход от прямолинейного мышления к системному.
Концепции контроллинга: социально ориентированная и монетарная
Что касается контроля персонала организации, то традиционная модель, когда менеджеры и контроллеры «тотально» контролируют рабочих, устарела. Поэтому с экономической точки зрения для контролирующей деятельности справедливо следующее правило: внешний контроль с участием контроллеров — по необходимости, самоконтроль менеджеров и персонала — по возможности. Технологии косвенного влияния на трудовое поведение сотрудников организации («контроллер — не контроллер, но он должен заботиться о том, чтобы каждый мог контролировать самого себя») приводят к тому, что в результате роста производительности труда и удовлетворения персонала организации работой снижаются удельные издержки человеческих ресурсов на единицу произведенной продукции или услуг, что и создает социальную основу экономической эффективности бизнеса.
Здоровьесберегающие принципы в организации учебно-воспитательного процесса
... попытка такого подхода путем соблюдения здоровьесберегающих принципов в процессе организации учебно-воспитательного процесса. В условиях нравственного неблагополучия бесперспективной становится всякая ... идей и научных положений, обусловленных концепцией формирования здоровья детей (Л.С.Выготский, И.И.Брехман, И.А.Аршавский, и др.); концепция валеологического образования (В.В.Колбанов, Г.К.Зайцев, ...
Принцип экономичностиотносится к входу, осуществлению и выходу процесса переработки информации и заключается в том, что формирование контроллинга как внутрифирменного механизма управления не должно приводить к управленческим издержкам, которые превышали бы получаемый от его внедрения эффект.
В таблице 3.1 представлена сравнительная характеристика концепции социально ориентированного контроллинга и концепции монетарного контроллинга.
Инструментарий этого метода позволяет: · сориентировать сотрудников организации на решение стратегических и… · материализовать творческий потенциал персонала в различных инновациях;
Таблица 3.1. Сравнительная характеристика социально ориентированной концепции контроллинга и монетарной концепции контроллинга
Концепции | Концепция монетарного контроллинга | Концепция социально ориентированного контроллинга |
1. Видение и мышление | Мышление закрытой системы — доминирует логика последовательного мышления (снабжение-производство—сбыт) | Мышление открытой системы — доминирует логика системного мышления (окружающая среда — организация — человек) |
2. Культура | Стабильности, рациональности | Изменений, поиски нового типа поведения |
3. Технологии | Механистические | Электронные |
4. Цель | Максимизация прибыли | Устойчивое развитие организации в условиях неопределенности окружающей среды, ориентация на клиента, становление и развитие обучающейся организации |
5. Задачи | Управление прибылью | Управление потенциалом |
6. Предположения об окружающей среде | Прогнозируемая | Неопределенная |
7. Ресурсы | Капитальные | Информация, знания |
8. Иерархия | Вертикальная | Горизонтальная |
9. Власть/контроль | Топ-менеджмента | Широко распределенная, самоконтроллинг |
10.
Общая характеристика управления и основные показатели |
Ориентация преимущественно на материальные факторы; приоритет управления на основе монетарных показателей | Ориентация на материальные факторы, инновации, инвестиции, персонал; сбалансированное управление на основе монетарных и нефинансовых показателей |
11. Технология управления на основе | — власти и ответственности — разделения и кооперации труда в организации — экономического принуждения | — интеграции интересов, ценностей, целей персонала и организации — привлечения персонала организации к принятию решений — передачи персоналу информации, обучения ее использованию |
12. Стиль Управления | Варианты: — командный — рациональный | Варианты: — символический — интерактивный — генеративный |
13. Цель карьеры | Безопасность | Самореализация |
14. Выполнение работ | Индивидуальное | Командное |
15. Качество | По возможности | Без исключений |
Попченко Е. Л., Косачев A.M. Введение в контроллинг. ФГОУ СРИППК рКС АПК. 2004.
Что касается российской действительности, значительная часть руководителей экономических или социальных структур остается в традиционной зависимости от вертикальной иерархии, стремится к стабильности, воспринимает персонал как однородную неисчерпаемую массу. Большинство из них уверены, что прибыль и капитал являются единственными основными ценностями организации. Кроме того, применяемые сейчас во многих российских организациях методы экономического управления, базирующиеся на унаследованных во многом по инерции способах расчета издержек, цен, планов производства и сбыта, на старых методиках учета и анализа, не дают и не могут дать должных результатов. Суть экономики изменилась, а методы планирования, учета и контроля в основном остались прежними. Практика заставляет в большей степени, чем раньше, искать пути достижения экономических целей. С развитием рынка становится нелегко корректировать ошибки, следовательно, необходимо планировать и управлять с меньшим допуском.
Как показывает зарубежная и пока немногочисленная российская практика, при использовании соответствующих методов и инструментов контроллинга руководители и менеджеры смогут лучше владеть ситуацией на своих предприятиях.
В настоящее время оперативные и стратегические методы контроллинга усиливают воздействие менеджмента на поддержание финансового равновесия и долгосрочного существования организации.
При переходе от оперативного мышления к стратегическому и наоборот меняется инструментарий контроллинга. «В то время как в оперативной сфере в центре внимания стоят калькулирование себестоимости продукции и исчисление сумм покрытий по ним, в стратегической области необходимо создать что-то вроде потенциального профиля, или линии развития предприятия».4242 Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления. М.: Финансы и статистика. 1993. С. 37.
Элементы контроллинга есть практически в любой организации. Проблема заключается в том, чтобы привести их в единую систему. Кроме того, необходимо использовать готовые, уже апробированные зарубежной практикой инструменты и методы. При этом нужно быть готовым к тому, что потребуется серьезная реорганизация организационной структуры предприятия и бизнес-процессов. Следует заметить, что контроллинг носит ярко выраженный междисциплинарный характер, его инструментарий представляет собой совокупность методов и приемов многих дисциплин.
Каждый вид контроллинга имеет свои цели, методы, средства и инструменты.
3.2. Предпосылки и темпы внедрения
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭТАПОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА КОНТРОЛЛИНГА В ОРГАНИЗАЦИИ
Результаты анализа теоретической и эмпирической базы контроллинга свидетельствуют, что разработка системы контроллинга является предметом планирования (метапланирование) в организации. В ходе этого процесса определяются вид и число подсистем или разделов системы, их содержательные и временные взаимосвязи. При формировании системы контроллинга в организации исходят из понимания организации как центра деловой активности или как целеориентированной структуры потенциала, процессов и объектов. При этом должны учитываться специфические требования и возможности каждой организации. Кроме этого, необходимо учитывать влияние внешней среды, а также влияние результатов деятельности организации на окружающую среду. Планы и отчеты должны образовывать в совокупности пирамидальную структуру, обладать концентрированной, дифференцированной по уровням управления информативностью, эшелонироваться по срокам разработки (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные).
Система контроллинга должна строиться по принципу кибернетического контура регулирования и образовывать систему информационно-аналитической и методической поддержки руководителей и сотрудников в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности организации.
Несмотря на широкие возможности использования современных средств автоматизированной поддержки принятия управленческих решений, наиболее важным и требующим глубоких профессиональных знаний этапом формирования процесса контроллинга в организации является адекватное описание существующей предметной области, формулировка целей и задач желаемого состояния объекта.
Важным инструментом эффективной реализации этих решений являются определение последовательности действий и состав конкретной проектной документации на каждом этапе.
Следует учитывать, что отсутствие понимания организации как системы, сути процессного подхода влечет за собой как следствие некорректную постановку задачи описания и неэффективное использование самих моделей.
Необходимо выделить две фазы проектирования процесса контроллинга: организационную и эксплуатационную.
Организационная фазасостоит из следующих этапов:
I. интенсивная подготовка персонала;
II. планирование;
III. оценка;
IV. проектирование;
V. внедрение и тестирование.
Эксплуатационная фазаделится на:
I. мониторинг деятельности процесса;
II. корректировка на основе взаимосвязи «план—факт—отклонение».
Перечисленные этапы в свою очередь могут делиться на под-этапы.
I. Интенсивная подготовка персоналав рамках проекта реформирования организационной структуры организации начинается на самом раннем этапе. Привлечение персонала для участия в процессе уже в фазе организации дает определенный эффект обучения. Однако этого явно недостаточно. Внедрение контроллинга означает, как правило, отход от традиционной организации труда. Даже при максимально благоприятной обстановке использования новых подходов в управлении необходима интенсивная подготовка персонала (по меньшей мере менеджеров процесса контроллинга — контроллеров), которая в первую очередь должна касаться двух основных вопросов: понимания процесса в целом в условиях компьютерной реализации и применения прикладного программного обеспечения, необходимого для обработки задач.
II. Этап планированиязаключается в том, что на базе действующей организации бизнес-процессов анализируются сильные и слабые стороны организации, что создает основу для формулирования целей и последующей организации процесса контроллинга. Цели касаются прежде всего сроков, производительности, качества и издержек.
Дается общее описание бизнес-процессов организации без учета специфики внедрения. В результате приблизительно моделируется процесс контроллинга с акцентом на взаимодействие между бизнес-процессами. Затем вводные данные уточняются и конкретизируются с учетом условий внедрения до тех пор, пока информационный поток и процедура обработки не будут отрегулированы во всех деталях.
Результаты окончательного планирования (в зависимости от инструментария) заключаются, как правило, в следующем:
1) детальном определении организации процесса (уровень процесса) — последовательность работ, участники, последовательные и параллельные процедуры, условия делегирования и замещения функций;
2) увязке средств обработки (функциональный уровень) с процессом (например, обработка текстов, составление таблиц, графиков, программ для баз данных и т. п.);
3) точном определении информационных потоков (уровень данных) — при этом подлежат установлению источники и адресаты документов, контрольные данные и т. п. Поток данных организуется так, чтобы они в идеале автоматически поступали на соответствующий инструментарий обработки, а по завершении задачи следовали по заданному маршруту;
4) установлении сфер соприкосновения с внешней средой (уровень системного окружения);
5) определении сфер соприкосновения сотрудника с компьютерными сетями.
Подобная плановая деятельность предполагает наличие соответствующей информационной структуры — интегрированной управленческо-информационной системы (УИС).
III. Этап оценкизаключается в анализе и собственно оценке вариантов контроллинга. При этом используют возможности производственного менеджмента потока работ, прежде всего имитацию процессов, а в случае надобности — их приближение к реальной обстановке. Такие методы позволяют изучить и проанализировать поведение процесса во времени, избежать избыточных мощностей и дефицитов, рассчитать средние сроки работ.
Затем дается оценка вариантов процесса на производительность, преимущества и недостатки, издержки и прибыль. Это может быть анализ размера прибыли или простой баланс аргументов «за» и «против». Если найден вариант, отвечающий поставленным целям, то приступают к проектированию.
IV. Этап проектированияхарактеризуется прежде всего, результирующей рабочей документацией первого и второго этапов процесса формирования контроллинга.
К такой документации относятся технико-экономическое обоснование (ТЭО) и задание на проектирование, состав которых определяется в соответствии с общеизвестной методикой оргпроектирования процессов управления. ТЭОвключает следующиеразделы:
Результаты анализа теоретической и эмпирической базы контроллинга свидетельствуют, что разработка системы контроллинга является предметом… Несмотря на широкие возможности использования современных средств… Важным инструментом эффективной реализации этих решений являются определение последовательности действий и состав…
Введение;
2) характеристика процесса, цели и критерии совершенствования (разработки);
3) ожидаемые технико-экономические результаты совершенствования (разработки) процесса;
Выводы и предложения.
Задание на проектирование является исходным документом для проектирования процесса контроллинга. В его состав входят:
Основание для разработки проекта;
Цель разработки проекта;
Результаты анализа действующей системы (процесса);
Требования к построению нового процесса;
Технико-экономические результаты разработки и внедрения нового проекта;
6) состав, содержание и организация работ по разработке и внедрению проекта;
Порядок приемки проекта;
8) источники информации, используемые при разработке проекта.
Следует отметить, что стадии и этапы работ организационного проектирования практически не варьируются в зависимости от объекта исследования. Состав же работ на каждой стадии и этапе проектирования чрезвычайно конкретен применительно к той или иной цели анализа и объекту исследования.
При проектировании процесса контроллингав организации следует учитывать следующие требования:
1) полное отражение в информационных потоках состояния рассматриваемого экономического субъекта по всем управляемым параметрам без обоснованной избыточности данных;
2) применение современных информационных технологий, базирующихся на эффективных технических и программных средствах, развитых коммуникациях;
3) использование унифицированной системы документации и Документооборота, отвечающих, в частности, требованиям международных стандартов;
4) своевременность сбора и передачи информации для обработки, в том числе в режиме реального времени;
5) высокую достоверность данных;
6) необходимую и достаточную точность результатной информации;
7) передачу выходных документов потребителям с определенной периодичностью и в сроки, обусловленные режимом;
8) функционирование систем всех уровней в условиях взаимодействия с внешней средой;
9) гибкость структуры и алгоритмов управления в системах всех уровней;
10) наличие персонала в качестве элементов управления и контроля в процессе контроллинга и, в связи с этим, необходимость сочетания и постоянного взаимодействия пользователей и компьютеров в процессе выполнения функций управления.
Этап проектирования включает в себя проектирование функций, процессов и информационных потоков.Целесообразно включить в состав этапа в качестве обязательныхследующие разделы:
1) формирование перечня функций контроллинга с декомпозицией по операциям и исполнителям;
Следует отметить, что стадии и этапы работ организационного проектирования практически не варьируются в зависимости от объекта исследования. Состав… При проектировании процесса контроллингав организации следует учитывать… 1) полное отражение в информационных потоках состояния рассматриваемого экономического субъекта по всем управляемым…
Построение оперограмм бизнес-процессов;
Определение трудоемкости и периодичности выполнения отдельных видов работ.
Рассмотрим каждый из разделов подробнее.
Формирование перечня функций контроллинга с декомпозицией по операциям и исполнителям состоит в поиске резервов сокращения трудоемкости существующих бизнес-процессов путем их рационализации и автоматизации.
Рабочей документацией этого этапа является:
· таблица состава функций по операциям и исполнителям;
· оперограммы бизнес-процессов;
· таблица трудоемкости выполнения отдельных видов работ.
Проектирование состава и содержания функций контроллинга начинается с формирования их перечня в соответствии с нормативными и методическими документами, их регламентирующими (положениями об отделах, должностными инструкциями, уставом организации и пр.).
Каждая функция состоит из отдельных процедур, которые в свою очередь делятся на операции.
Оперограмма устанавливает последовательность выполнения операций по заданной процедуре с указанием конкретных исполнителей, трудоемкости и используемых технических средств.
Оперограммы отдельных бизнес-процессов позволяют определить:
· дублируемые операции;
· наиболее трудоемкие операции;
· рациональность использования технических средств;
· ряд других важных вопросов.
Результатом анализа бизнес-процессов с помощью оперограмм является разработка мероприятий по рационализации этих процессов в соответствии с целями и задачами контроллинга.
Трудоемкость и периодичность выполнения отдельных процедур может рассматриваться для различных временных интервалов в зависимости от особенностей деятельности организации. Определение этих показателей необходимо для последующего обоснования эффективности процесса контроллинга.
Проект состава информационных потоков является одним из наиболее важных подэтапов формирования процесса контроллинга в организации. Цель его состоит в рационализации информационного обеспечения объекта на базе определения минимального объема информации, достаточного для осуществления эффективных управленческих решений.
V. Этап внедрения и тестирования.Благоприятным моментом для начала внедрения контроллинга является появление первых слабых сигналов (индикаторов) о возможных рисках для перспективного успешного функционирования организации. Речь идет как о внутренних, так и о внешних по отношению к организации сигналах, проявляющихся, как правило, в слабозаметных тенденциях и признаках.
Этап внедрения контроллинга в организации может состоять из нескольких подэтапов:
Формирование перечня функций контроллинга с декомпозицией по операциям и исполнителям состоит в поиске резервов сокращения трудоемкости… Рабочей документацией этого этапа является: · таблица состава функций по операциям и исполнителям;
Знание (узнавание);
2) формирование благоприятного или неблагоприятного отношения к контроллингу;
3) принятие решения о внедрении контроллинга на предприятии;
Осуществление;
5) принятие решения о сокращении или отказе от контроллинга (последнее связано с инновационной восприимчивостью организации).
Инновационная восприимчивость зависит от экономических, организационных, психологических, социальных и технических факторов. В целом можно выделить внутренние и внешние факторы:
1) внешние факторы связаны с наличием рыночных отношений, характеризующихся законом спроса и предложения, развитостью товарно-денежных отношений и состоянием финансово-экономической системы, социально-экономическим и политическим положением общества, развитостью соответствующей инфраструктуры;
2) к внутренним факторам инновационной восприимчивости организации относят систему мотивации, организационную структуру субъекта, инновационный климат, стиль управления, техническую оснащенность, уровень квалификации коллектива, финансово-экономическое состояние организации.
Восприимчивость организации к новому зависит во многом от организационного климата. Поскольку контроллинг — новое явление в организации, его внедрение может вызвать сопротивление. Внедрению контроллинга обычно мешают две группы факторов: несовершенство самой модели и социально-психологические факторы.
Несовершенство самой модели заключается в том, что в настоящее время система управления многих отечественных организаций имеет ярко выраженную функциональную направленность, что тормозит развитие обучающейся организации.
Далее рассмотрим влияние социально-психологических факторов. Сопротивление новой концепции управления может быть индивидуальным и групповым.
Источники группового сопротивления:
1) инерция структур (структура обладает «встроенной стабильностью»);
2) групповая инерция (групповые нормы противодействуют изменениям);
3) угроза статусу группы (в частности, может пострадать статус бухгалтерии или планового отдела и др.);
4) угроза сложившимся отношениям власти внутри организации;
5) угроза сложившемуся порядку распределения ресурсов внутри организации;
6) «информационный фильтр» в организации: предлагаемый подход к анализу и управлению затратами не согласуется со знаниями и представлениями работников бухгалтерии и планового отдела.
Источники индивидуального сопротивления:
1) чувство безопасности — сотрудники боятся того, что изменения в организации затронут их работу, их положение в организации, т. е. сложившийся статус-кво;
2) привычки и страх перед неизвестностью — сотрудники стремятся помешать изменениям с тем, чтобы не попасть в новую ситуацию, в которой им придется многое делать не так, как они уже привыкли делать, и заниматься не тем, чем они занимались ранее.
Таким образом, отношение к изменению может быть рассмотрено как комбинация состояний двух факторов:
1) принятие или непринятие изменения;
2) открытая или скрытая демонстрация отношения к изменению.
Задача руководства — постараться провести изменения так, чтобы при этом были разрешены возникающие в связи с сопротивлением конфликты.
К факторам, способствующим внедрению контроллинга в организации, можно отнести следующие:
1) поддержка со стороны высшего руководства;
2) логичная аргументация необходимости изменений и реорганизации;
3) поддержание эффективных коммуникаций с коллегами, другими подразделениями;
4) обеспечение контроллеров необходимыми ресурсами и оборудованием;
5) предоставление необходимой свободы при разработке методов и инструментов контроллинга;
6) поддержка стремления работников постоянно учиться и повышать квалификацию;
7) преодоление барьеров между разными видами работ и функциональными обязанностями;
8) поощрение совмещений профессий;
9) постоянная поддержка атмосферы доверия и восприимчивости к переменам;
10) возможность высказывать свое мнение о проводимых изменениях;
11) углубление взаимопонимания работников в фирме.
V. (2)Тестирование процессазаключается в выявлении технических и концептуальных ошибок. В первом случае — это проверка результатов внедрения (работает ли процесс действительно так, как он был задуман), во втором — поиск логических ошибок (соответствует ли в действительности общее решение спроектированной организации процесса).
Инновационная восприимчивость зависит от экономических, организационных, психологических, социальных и технических факторов. В целом можно… 1) внешние факторы связаны с наличием рыночных отношений, характеризующихся… 2) к внутренним факторам инновационной восприимчивости организации относят систему мотивации, организационную…
Эксплуатационная фаза
Как уже было сказано выше, эксплуатационная фаза делится на мониторинг деятельности процесса и корректировку на основе взаимосвязи «план—факт—отклонение».
I (эксплуатационная фаза) Мониторинг процессапозволяет систематически совершенствовать его. Поскольку вся ключевая информация об организации процесса представлена в машинной форме, она может быть очень быстро оценена с применением компьютера. Пользователи сами с помощью имеющихся средств могут легко вносить изменения в реализуемые процессы. При этом нужно обязательно учитывать человеческий фактор. Следует признать, что сама специфика контроллинга, делает неизбежным некоторое наличие субъективизма в его оценке, так как творческая составляющая управленческого труда слабо поддается формализации, но это не умаляет необходимости проведения такого рода работ. Это свидетельствует о том, что технико-организационная адаптация хозяйственных процессов должна осуществляться всегда в сочетании с кадровыми мероприятиями. Постоянное обучение сотрудников должно стать важной составной частью текущего совершенствования процесса.
II. Корректировка на основе взаимосвязи «план—факт—отклонение»предполагает определение и документирование фактических показателей (результатов реализации решений) и сравнение их с плановыми показателями для определения результатов деятельности. На основании плановых документов разрабатываются контрольные документы, в которых фиксируются сроки проведения контроля и содержание контрольных операций. Для этого заранее определяются допустимые отклонения контрольных величин. В соответствии с контрольными документами проводится сопоставление фактических и плановых характеристик и выявляется степень достижения поставленной цели. При этом следует учитывать то, что речь идет не просто о сравнении, а об определении ожидаемых величин: «целевые — фактические — ожидаемые показатели». Далее проводится анализ отклонений, по результатам которого разрабатываются корректирующие мероприятия, тем самым осуществляется регулирование в процессе контроллинга. Сравнение и анализ вероятных отклонений от запланированных показателей стимулируют новые процессы принятия решений, которые в свою очередь инициируют проведение корректирующих мероприятий (регулирование) и тем самым обеспечивают долгосрочный обучающий эффект.
Процессный подход диктует свои требования к организации и управлению процессом контроллинга. Эти требования адекватны общим правилам, вытекающим из методологии реинжиниринга бизнес-процессов:
1) несколько рабочих процедур объединяются в одну. Выполнявшиеся различными сотрудниками, теперь они интегрируются в одну — происходит горизонтальное сжатие процесса. По имеющимся оценкам, горизонтальное сжатие ускоряет выполнение процесса примерно в 10 раз;
2) исполнители принимают самостоятельные решения (осуществляется самоконтроллинг).
Происходит вертикальное сжатие процессов. Это происходит за счет самостоятельного принятия решения исполнителем в тех случаях, когда при традиционной организации работ он должен обращаться к управленческой иерархии;
3) работа выполняется в том месте, где это целесообразно. В традиционных организациях она осуществляется в функциональных подразделениях: финансовый отдел, планово-экономический отдел и т. п. В процессе контроллинга работа распределяется между границами подразделений, что приводит к повышению эффективности процесса в целом;
4) уменьшается количество проверок и управляющих воздействий. Традиционные процессы насыщены такими шагами, естественное назначение которых — контроль за соблюдением исполнителями предписанных правил. К сожалению, на практике довольно часто оказывается, что стоимость проверок и управляющих воздействий превосходит стоимость заказа требуемого продукта. Проверки и управляющие воздействия непосредственно не производят материальных ценностей, поэтому задача контроллинга — сократить их до экономически целесообразного уровня, в идеале контроль должен быть заменен самоконтролем;
5) минимизация количества согласований. Еще один вид работ, не производящих непосредственных ценностей для заказчика, — это согласования. Задача контроллинга состоит в минимизации согласований путем сокращения внешних точек контакта. Контроллер обеспечивает единую точку контакта — это происходит в тех случаях, когда шаги процесса либо сложны, либо распределены таким образом, что их не удается объединить силами небольшой команды. Контроллер играет роль буфера между сложным процессом и заказчиком;
6) преобладание смешанного централизованно-децентрализованного подхода. Современные технологии дают возможность действовать полностью автономно на уровне подразделений, сохраняя при этом возможность пользоваться централизованными данными.
Следует добавить к вышесказанному, что одним из основных факторов, определяющих необходимость и возможность перехода на процессную ориентацию управления организацией, является совершенствование способов и методов поддержки принятия решения в современном мире, и в первую очередь — огромные возможности средств информационного обеспечения управленческой деятельности.
Рассмотрев проблемы анализа и проектирования контроллинга как процесса, можно сделать следующие выводы.
1. Результаты анализа теоретической и эмпирической базы контроллинга свидетельствуют, что разработка контроллинга как системы является предметом планирования (метапланирование) в организации. В ходе этого процесса определяются вид и число подсистем или разделов системы, их содержательные и временные взаимосвязи. При формировании системы контроллинга в организации исходят из понимания организации как центра деловой активности или как целеориентированной структуры потенциала, процессов и объектов.
2. В работах многих авторов проблемы анализа и проектирования контроллинга как процесса, как правило, не рассматривались в качестве самостоятельного объекта анализа. Необходимо выделить две фазы проектирования процесса контроллинга: организационную и эксплуатационную. Организационная фаза состоит из следующих этапов: интенсивная подготовка персонала; планирование; оценка; проектирование; внедрение и тестирование. Эксплуатационная фаза делится на мониторинг деятельности системы и корректировку на основе взаимосвязи «план—факт—отклонение»; перечисленные этапы в свою очередь могут делиться на подэтапы. Процессный подход к разработке контроллинга в организации имеет свои преимущества (горизонтальное сжатие процесса, вертикальное сжатие процессов, уменьшение количества проверок и управляющих воздействий, минимизация количества согласований и др.).
В то же время следует учитывать, что отсутствие понимания организации как открытой системы, сути процессного подхода, влечет за собой как следствие некорректную постановку задачи описания и неэффективное использование самих моделей.
I (эксплуатационная фаза) Мониторинг процессапозволяет систематически совершенствовать его. Поскольку вся ключевая информация об организации… II. Корректировка на основе взаимосвязи «план—факт—отклонение»предполагает… Процессный подход диктует свои требования к организации и управлению процессом контроллинга. Эти требования адекватны…