ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРАКТИКЕ

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЕ

«Московский государственный гуманитарный университет имени м.А. Шолохова»

(МГГУ им. М.А. Шолохова)

Педагогический факультет

Утверждаю

Заведующий кафедрой педагогики и психологии

_________________________Ю.И. Щербаков

Протокол № ____ от «___»_________20____г.

Утверждаю

Декан педагогического факультета

_____________________А.В. Антонова

«____»________________20____г.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

(в школе)

Программа и методические рекомендации

для студентов 4 курса очно-заочного, заочного отделений

по специальности «Педагог-психолог»

Москва, 2011 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Практика — одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки любого специалиста. Она позволяет студенту практически попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях.

В процессе прохождения практики студент закрепляет базовые педагогические понятия, полученные на учебных занятиях. Развиваются умения применять научные знания в педагогической деятельности в стабильной и изменяющейся ситуации.

Формируется наличие собственных суждений в области теории и практики педагогики, умение конструировать творческие педагогические решения.

Происходит овладение технологией непрерывного педагогического самообразования.

Практика студентов по специальности «Педагогика и психология» может проводиться в школах, детских садах, оздоровительно-воспитательных центрах, детских базах отдыха, учреждениях интернатного типа, центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи, педагогических училищах, колледжах и др.

Все типы практики направлены на ознакомление студентов с важнейшими видами и средствами практической психолого-педагогической и социально педагогической деятельности с детьми, подростками и семьями.

10 стр., 4532 слов

Педагогическая производственная практика

Министерство образования Республики Беларусь УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова» Факультет социальной педагогики и психологии Кафедра прикладной психологии для студентов 4 курса дневного отделения (специальность 1-23 01 04: «Психология») Методические рекомендации Витебск, 2010 ВВЕДЕНИЕ Подготовка практических психологов, помимо ознакомления студентов с новыми технологиями ...

В результате прохождения практики студенты должны обладать представлениями и знаниями об основных психолого-педагогических проблемах, возникающих в процессе оказания профессиональной помощи; иметь важнейшие практические навыки в различных видах психолого-педагогической работы с ребенком, подростком и семьей.

Практика ориентирует студентов на профессиональное и личностное развитие с целью разрешения их собственных внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов, формирование профессиональной позиции

Организационно-методические материалы по практике

Общая цель практики:

Подготовка студентов к целостному выполнению функций педагога психолога: преподавательской, воспитательной, общественно-педагогической, организационно-управленческой; формирование системного подхода к педагогической деятельно овладение компонентами профессионального мастерства; формирование и закрепление основных профессионально-педагогических умений, навыков, опыта в соответствии с требования стандартов университетского педагогического образования и квалификационной характеристики специалиста.

Задачи практики:

  • углубление и совершенствование теоретических знаний, и установление их связи с практической деятельностью;
  • развитие личностных качеств;
  • формирование профессиональных умений и навыков;
  • освоение современных социально-педагогических технологий коллективной, групповой, индивидуальной работы с различными категориями детей;
  • создание условий для развития способностей и самореализации студента, для формирования его собственного стиля деятельности;
  • формирование у студентов творческого и исследовательского подходов к профессиональной деятельности;
  • развитие навыков профессиональной рефлексии.

Умения, которыми должны овладеть студенты:

  • наблюдать, анализировать, планировать, самооценивать и осуществлять учебно-воспитательную работу ;
  • разрабатывать конспекты внеклассных занятий; работать с методической литературой, творчески отбирать материал, наглядные пособия к занятиям;
  • выбирать наиболее эффективные формы, методы и средства проведения занятий с учетом особенностей физического и психического развития учащихся;
  • проводить диагностику личности и коллектива учащихся; осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственно деятельности, а также анализировать уроки и внеклассные занятия других практикантов;
  • определять конкретные воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; организовывать детский коллектив на выполнение поставленных задач (определять последовательность работы, помочь выбрать эффективные приемы и методы, организовать контроль и подведение итогов работы);
  • изучать личность учащегося и коллектив в условиях класса; проводить отдельные виды воспитательной работы с учащимися (коллективные и индивидуальные).

Обязанности руководителей практики

Факультетский руководитель практики выполняет следующие функции:

4 стр., 1800 слов

Развитие способности к концентрации внимания у студентов ВУЗа психолого-педагогического направления

Оглавление Введение 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ 5 1.1.Сущность и содержание понятия способности к концентрации внимания 5 1.2. Возрастные особенности старшего юношеского возраста взаимосвязанные с развитием способности к концентрации внимания 12 1.3. Теоретический анализ влияния ...

  • Организует все виды практики, предусмотренные действующими учебными планами, осуществляет систематический контроль за ее проведением;

Готовит и проводит установочную конференцию, на которой:

  • сообщает студентам точные сроки практики;
  • доводит до сведения студентов все особенности прохождения практики в учреждениях, выбранных в качестве базовых площадок;
  • подробно знакомит студентов с программой практики и выдает программы и дневники практики;
  • разъясняет, какие документы должны иметь студенты для отчета по практике;
  • сообщает требования по ведению дневников и составлению отчетов по практике;
  • знакомит студентов с другими руководителями практики.
  • Готовит и проверяет отчетную документацию по практике (ведомости, отчеты преподавателей-методистов и др.).

Групповой руководитель — это специалист образовательного учреждения, обладающий достаточным практическим опытом и способный учитывать интересы и индивидуальные особенности студентов, которых он курирует во время практики.

19 стр., 9183 слов

Специфика личностной самореализации студентов в неформальных организациях

... рекомендации относительно работы с неформальными организациями и самореализацией личности студента в ней. 1. Личностная самореализация школьников и студентов в неформальных организациях 1.1 Процесс ... где деятельность работников не регламентируется специальными предписаниями. Неформальная организация проявляется на практике в двух вариантах: внеформальная и социально-психологическая. 1.5 Сравнение ...

Права и обязанности студентов-практикантов

Студенты-практиканты имеют право:

  • выбрать учреждение, в котором будут проходить практику; объект своих наблюдений для выполнения заданий по практике; форму организации и осуществления деятельности;
  • обращаться за методической помощью к факультетскому, групповому руководителю и преподавателю-методисту;
  • присутствовать на открытых мероприятиях педагогов, педагогических советах, психолого-педагогических консилиумах, планерках, конференциях, семинарах, родительских собраниях, проводимых в учреждении, где они проходят практику;
  • посещать занятия и воспитательные мероприятия всех студентов-практикантов;
  • изучать опыт работы педагогов образовательных учреждений, специалистов, работающих в социальных учреждениях;
  • выступать с результатами, полученными в ходе практики, на студенческих научных конференциях;
  • собирать в ходе практики материалы для курсовых и дипломных работ, организовывать необходимую опытно-экспериментальную работу;
  • в случае необходимости обращаться в деканат и на соответствующие кафедры по вопросам изменения содержания, режима, сроков практики;
  • вносить предложения о совершенствовании организации практики в учреждении и на факультете;
  • участвовать в решении всех вопросов организации практики своей группы;
  • творчески выполнять любое задание.

При этом студент обязан:

  • выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики;
  • подчиняться правилами внутреннего распорядка учреждения, распоряжениям администрации и руководителей практики;
  • вести ежедневно дневник практики;
  • соблюдать контрольные сроки выполнения заданий по программе практики, своевременно отчитаться по итогам, принимать активное участие в итоговой конференции;
  • отработать программу практики в другие сроки в случае болезни или других объективных причин;
  • при необходимости пройти медицинское обследование.

С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации, с которыми они знакомятся в установленном в организации порядке.

12 стр., 5534 слов

Проблема кризисов детского развития (в раннем и дошкольном возрасте) в работах отечественных психологов

Кафедра психологии КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине "Психология развития" Тема "Проблема кризисов детского развития (в раннем и дошкольном возрасте) в работах отечественных психологов" Содержание Введение Кризис 3-х лет Новообразования периода раннего детства Умственное развитие в раннем возрасте Страхи раннего возраста Базовая потребность в раннем детстве Кризис 7-и лет кризис ребенок ранний ...

Оценка по практике или зачет приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Студенты, не выполнившие программы практики по уважительной причине, направляются на практику повторно, в свободное от учебных занятий время. Студенты, не выполнившие программы без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены как имеющие академическую задолженность.

Отчетные документы по практике

  1. Дневник практики (приложение 3)
  2. Отчет студента (приложение 1-2)

Дневник практики — это обязательный рабочий документ. В нем планируется педагогическая, организаторская деятельность студента, деятельность ребенка или детского коллектива, раскрывается методическая сущность проводимых дел, анализируется каждый день практики и отдельные педагогические ситуации, делаются выводы, обобщения, намечаются педагогические перспективы.

Он также предназначен для накопления современных методических материалов, используемых в работе социально-педагогических учреждений, где студент проходит практику. В будущем они могут очень пригодиться, так как в дневнике бывают обобщены: планы работы педагога-психолога; концепция социально-педагогической деятельности данного учреждения; структура и функции учреждения; подбор методик обследования, диагностик; различные средства контроля; инновационные формы работы и др.

5 стр., 2204 слов

Самоанализ результатов педагогической практики студента проводится по данной схеме.

Д Н Е В Н И К - отчет ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Студента(ки) __ курса ___ группы __________________ факультета   (фамилия, имя, отчество) Время практики с _______________ по _______________ 20 ____ г. Место практики ___________________________________________   Руководитель практики _____________________________________ (Фамилия И.О.) Методист(ы) кафедры ...

Систематический сбор подобного материала позволит молодому специалисту заложить основы своей будущей деятельности, которая далее будет развиваться и обогащаться.

Этот рабочий документ выступает и как средство связи теории с практикой. На учебных занятиях по педагогическим и психологическим дисциплинам используются наблюдения, сделанные на практике, анализируется интересный опыт работы учреждений, обсуждаются сложные педагогические ситуации.

Дневник практики проверяется групповым руководителем и преподавателем-методистом. Состояние дневников учитывается при выставлении зачетов и оценок за практику.

Аттестация студентов-практикантов

В соответствии с общими требованиями студент по результатам практики получает оценку, которая должна быть внесена в его зачетную книжку. Определяется она значительно сложнее, чем оценка знаний по любому учебному предмету.

Это связано с тем, что общая оценка за практику выводится на основе ряда отметок, выставленных за различные виды работы:

  • первая отметка выставляется преподавателем-методистом, который оценивает выполнение, студентом программы практики, учитывая фактор общей организованности студента. За отсутствие студента на практике без уважительных причин, а также несвоевременное составление и сдачу документации оценка по практике снижается;
  • вторая отметка выставляется групповым руководителем и вносится в отчет, который студент предоставляет по итогам практик;
  • третья отметка выставляется за представление студентом своей практической и научно-методической работы в ходе итоговой конференции.

Критериями оценки могут выступать:

  • знание изученной литературы по теоретическим курсам, на которых базируется психолого-педагогическая деятельность;
  • уровень сформированности профессионально значимых личностных качеств.
  • владение этическими нормами взаимоотношений с ребенком, родителями, сотрудниками учреждения, сокурсниками, руководителями;
  • сформированность профессиональных умений;
  • творческий уровень выполнения задач практики;
  • научный уровень доклада на итоговой научно-практической конференции.

Цель практики:

12 стр., 5901 слов

Профессионально-этические основы социальной работы с детьми группы риска

Министерство образования и науки Российской Федерации Кафедра социологии и социальной работы Курсовая работа по дисциплине: Профессионально-этические основы социальной работы на тему: Профессионально-этические основы социальной работы с детьми группы риска Студент 1 курса Группа СР – 061 Дворникова Н.Д. Руководитель доцент, к.п.н. Коныгина М.Н. Ставрополь, 2007 Содержание Введение Глава I ...

Знакомство с особенносями работы педагога психолога в различных образовательных учреждениях.

Овладение профессиональными функциями педагога-психолога в процессе работы с учащимися.

Задачи практики:

  • Знакомство с особенностями работы школьного психолога.
  • Овладение содержанием и различными формами и методами психологической помощи учащимся и их семьям
  • Развитие ответственного и творческого отношения к проведению психолого-педагогической помощи в работе с детьми и подростками.

Организация практики

Педагогическая практика проходит 3 недели, в 8 семестре со студентами по группам (10-15 человек) под руководством одного руководителя в одном из образовательных учреждений. Практика может осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями (сквозная) по дням (неделям).

Содержание практики

Практика проходит в 2 этапа. Продолжительность практики — 3 недели.

В первый период каждый студент должен:

1.Осуществить общее знакомство с учебным заведением, материальной базой, организационными основами, составом преподавателей, учащихся, историей и традициями, режимом работы, правилами внутреннего распорядка

2. Ознакомиться с учебно-образовательным процессом, особенностями работы психолога, документацией, методиками, картами учащихся и др.; изучить особенности внеклассной и учебной работы

3.Ознакомиться с особенностями воспитательной работы с учащимися изучить планы классных руководителей, личные дела учащихся.

4. Составить индивидуальный план работы на весь период практики, утвердить его у руководителя.

Во второй период студент-практикант должен:

  1. Наблюдать работу психолога и осуществлять посильную помощь в его работе.

2. Осуществлять учебно-воспитательную работу вне занятий, проведение коллективно групповой работы.

3. Выполнить задания по психологии, составив психолого-педагогическую характеристику на одного из учащихся.

В течение всей практики два раза в неделю проводится день консультаций (их часы устанавливаются методистом и объявляются на установочной конференции).

На консультации решаются все вопросы, связанные с затруднениями в проведении и анализе психодиагностической работы, планировании и осуществлении консультаций учителя, беседы с родителями и других видов практической деятельности. Здесь же обсуждаются и конкретизируются планы, подводятся итоги работы.

По окончанию практики проводится итоговая конференция. Основная цель такой конференции — обобщить полученный практический опыт студентов, выявить наиболее положительные и негативные факты в организации практики для ее дальнейшего совершенствования.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и умениям студента

После прохождения практики студент третьего курса должен знать:

  • характеристики основных групп детей, нуждающихся в помощи педагога психолога.
  • основные проблемы детей данных категорий и специфику оказания им психолого-педагогической помощи в конкретном типе учреждения;
  • формы и методы организации творческого досуга детей;
  • этические правила и нормы взаимоотношений социального педагога и ребенка;

уметь:

  • планировать собственную деятельность;
  • выделять условия, необходимые для решения проблем и развития ребенка;
  • владеть индивидуальным подходом к ребенку;
  • стимулировать положительные проявления ребенка по отношению к другим людям: гуманность, милосердие в поступках и поведении;
  • создавать и поддерживать эмоционально положительную атмосферу общения;
  • организовывать коллективную творческую деятельность детей;
  • анализировать и оценивать собственную деятельность.

Подведение итогов

  1. Дневник (приложение № 3).
  2. Отчет по практике (14 шрифт, интервал 1.5)

По итогам практики студентам выставляется, дифференцирована оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно)

Методическое сопровождение педагогической практики

Задание 1

Отчет по практике (титульный лист приложение 1)

1. Программа знакомства с образовательным учреждением.

  • тип учреждения, количество групп, структура учреждения;
  • материально-техническая база;
  • контингент детей (их возраст, специальные показатели развития);
  • штаты, штатное расписание (стаж, образование, должностные обязанности педагогов);
  • программы, выбранные учреждением;
  • педагогические технологии, используемые педагогами в практике работы;
  • знакомство с особенностями работы педагога-психолога, основной документацией.

2.Дайте характеристику деятельности педагога психолога в вашем образовательном учреждении.

  1. С какими основными методиками Вы ознакомились в процессе практики.
  2. Охарактеризуйте детей, нуждающихся в помощи педагога психолога.
  3. Покажите комплексный характер проблемы конкретного ребенка, определите, с какими специалистами должен сотрудничать педагог психолог, решая возникшие у ребенка проблемы.
  4. Каковы интересы детей и как они реализуются в учебной и внеучебной деятельности?
  5. Соблюдаются ли нравственно-этические нормы и правила во взаимоотношениях педагога психолога и ребенка в том учреждении, где Вы были на практике?
  6. Удалось ли Вам реализовать свои замыслы, план работы?
  7. Были ли в ходе практики условия для самостоятельной деятельности, для проявления Вашей индивидуальной позиции?
  8. Ваши замечания и предложения по практике.

Задание 2

Составление индивидуального плана работы

Индивидуальный план работы составляется студентом совместно с групповым руководителем в самом начале практики на весь ее период. В нем необходимо отразить все виды работ и все мероприятия, которые должен провести практикант, с указанием сроков.

Продуманный, правильно составленный индивидуальный план работы позволяет студенту более четко и последовательно организовать свою деятельность.

Перед составлением индивидуального плана студент должен провести тщательную подготовительную работу, ознакомившись предварительно с различными планами учреждения и согласовав задания практики со своим групповым руководителем.

Содержание работы в каждом разделе определяется программой практики, на основании которой студент подбирает те формы работы, которые он обязан и может провести в данном учреждении.

Для выполнения намеченных заданий студенту необходимо продумать организационную, подготовительную, текущую и индивидуальную работу, которая в плане-графике не отражается. Поэтому на каждую неделю студент составляет конкретный недельный план. В нем отражается то, что необходимо сделать для реализации заданий практики, а также текущие дела, которые не вошли в план-график. Недельный план работы пишется в дневнике в начале каждой недели.

Задание 3

Программа изучения личности учащегося

Общие сведения об ученике

Фамилия, имя (в отчете указываются только инициалы).

Где живет ребенок (точный адрес не нужен).

Кем работают его родители. Состав семьи, ее культурный уровень. Взаимоотношения в семье. Режим и досуг ребенка. Участие ребенка в домашнем труде. Друзья и знакомые ребенка вне школы. Состояние здоровья ученика (по данным школьного врача).

Общий уровень развития ребенка

1. Общее развитие. Культура речи, начитанность, регулярность чтения, устойчивость читательских интересов, посещение кино, театров и т.д.

2. Отношение ребенка к учебному труду. Как ученик относится к сво­им занятиям в школе. Регулярность посещения учебных занятий. Внимателен ли на уроке. Систематически ли готовит домашнее Задание. Умеет ли самостоятельно организовать свой учебный труд. Заботится ли об усвоении пропущенного материала. Как относится к своим успехам и неудачам в учебном труде.

3. Успеваемость ученика. Как успевает по различным предметам. Какие предметы ученик любит. Какие предметы даются ему легко, а по каким он встречает затруднения.

4. Отношение к физическому труду. Как ученик относится к работе по самообслуживанию. Любит ли ученик работать в школьных мастерских и на пришкольном участке. Охотно ли участвует в производительном труде в условиях арендного подряда, школьного кооператива. Деловые и нравственные качества ребенка.

5. Уровень дисциплины ученика. Привиты ли ученику навыки и привычки культурного поведения. Организованность на уроке. Вежливость в обращении со взрослыми, товарищами. Опрятность.

6. Интересы и склонности ученика. Учебные интересы. Интересы в области литературы, искусства, науки, техники, спорта. Широта и устойчивость интересов. В каких кружках ученик работает. Какой профессией интересуется. Связаны ли его интересы с выбором будущей профессии.

Основные черты личности ученика.

1. Общественное сознание. Мировоззрение. Гражданская позиция. Основная направленность идеалов и стремлений ученика, умение воплотить в конкретных делах -в учении, общественной работе, в труде. Мотивы учебной и общественной деятельности.

2. Моральные качества ученика. Чувство любви к Отечеству. Интерес к событиям в стране. Готовность оказать помощь споим трудом школе и обществу.

Чувство коллективизма, чувство долга, ответственности, правдивость и честность, принципиальность, скромность. Отношение к родителям и членам семьи, отношение к учителям и старшим товарищам. Проявляет ли учащийся чуткость, внимание к своим товарищам, оказывает ли им помощь.

3. Волевые черты характера. Целеустремленность. Активность: решительность, смелость, самостоятельность, инициативность. Организованность: выдержка, самоконтроль, уверенность и себе, дисциплинированность. Стойкость, настойчивость, упорство, мужество, самокритичность, скромность.

4. Особенности темперамента школьника и его психических процессов. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Быстро или медленно ребенок реагирует на вопросы, говорит, делает. Преобладают процессы возбуждения или тормозные процессы. Легко ли ученик переключается с одного дела на другое. Каковы особенности интеллектуальных и эмоциональных процессов: речи, внимания, памяти, эмоций. Как ученик выражает свои чувства.

Характер социализации ребенка

1. Участие в общественной жизни класса: Интерес к жизни класса и степень активности к общественной работе. Работа в детских! (юношеских) организациях.

2. Характер выполнения общественной работы. Добросовестность в умение довести начатое дело до конца. Умение вовлечь в работу других учеников. Имеет ли ученик организационные навыки.

3 Место ученика в классном коллективе. Связан ли ученик с коллективом или оторван от него. Отношение к нему учащихся класса. Пользуется ли уважением и авторитетом в классе

Задание 4

Составление психолого-педагогической карты учащегося

Школа _ Класс Фамилия, имя __

Инструкция к заполнению: нужное обвести.

1. Индивидуально-психологические особенности

Темперамент:

реактивность (повышенная, малая);

• активность (повышенная, пониженная);

пластичность;

темп психической реакции (быстрый, замедленный);

сензитивность (высокая, низкая);

• эмоциональная возбудимость (повышенная, пониженная), экстраверт — интраверт.

Характерные особенности личности школьника:

• дисциплинирован, не дисциплинирован;

• конфликтует со сверстниками — не конфликтует;

• конфликтует с учителями — не конфликтует;

• агрессивное поведение— спокойное, доброжелательное поведение

• педантизм — отсутствие педантизма;

• трудно воспитуем —легко поддается воспитанию;

• завышенная самооценка — заниженная самооценка.

1. Ведущие потребности

Степень социальной значимости Метод незаконченных предложений:

Я хочу …………………………………

Я люблю………………………………

Я буду…………………………………

3. Деятельность

А. Учение

• Сильный ученик- слабый;

учится с интересом — учебой не интересуется; много читает — мало читает;

высокие интеллектуальные способности — низкие; учение связано с будущей профессией — не связано.

Б. Склонности и интересы

Интересы:………………………………………………

Склонности:…………………………………………….

Хорошие организаторские способности — отсутствие организаторских способностей

4. Общение

А. В школе

• Популярен — не популярен,

недругов нет — многие его недолюбливают;

• любит быть на людях — замкнут; высокий социальный статус — низкий; общителен —робок, застенчив;

• ориентация на собственное мнение ~- озабочен мнением окружающих;

дурно влияет на учеников — опора педагога.

Б. В семье

Атмосфера теплая — конфликтная; отношения доверительные — отчуждение; жесткий контроль —- слабый контроль;

• самостоятельность ограничена — большая самостоятельность;

• родители охотно сотрудничают со школой — находятся в противоречии,

5. Общие выводы и рекомендации:

учащемуся по самовоспитанию;

классному руководителю по развитию личности учащегося;

родителям по семейному воспитанию.

Задание 5 Рекомендации по организации коллективно-групповых форм работы.

Коллективная творческая деятельность – путь и условие социализации личности. В КТД, как и в игре, ребёнок получает возможность проиграть любую роль, выработать и развить в себе организаторские навыки и лидерские качества.

КОЛЛЕКТИВНАЯ – что это значит? Это – абсолютно все вместе, когда не потерян ни один человек в коллективе (даже если он держит ленточку на финише – он важен, без него не обойтись и ДЕЛУ – не состояться!).

ТВОРЧЕСКАЯ – каждый раз, каждое дело – по-новому, творчески, с новой «изюминкой».

ДЕЛО – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – особая форма проявления человеческой активности, а значит, — индивидуальности. Психологическая структура любой деятельности включает в себя следующие элементы: потребность (неосознаваемая нужда) – мотив – цель – планирование – отбор средств, которые помогут реализовать план, — контроль – стимулирование – результат и анализ того, что произошло. (Вожатый сам должен понять, как строится деятельность, и научить этому каждого ребёнка).

Каждым ДЕЛОМ мы реализуем 3 ЦЕЛИ:

Воспитательную (хочу сдружить детей отряда, повысить самооценку Маши, Димы, Тани, их статус в группе, научить ребят делать ДЕЛА на радость другим);

Образовательную (из каждого ДЕЛА ребёнок должен выйти обогащённым новыми знаниями, умениями, навыками (узнал, сколько планет в Солнечной системе; первый раз в жизни вышел на сцену, научился говорить в микрофон, вырезать буквы и оформлять газету; пережил радость, успех, огорчение, почувствовал уверенность в себе);

Развивающую (сначала только слушал других, а потом сам стал предлагать – преодолел робость, страх).

Любое коллективное творческое дело имеет несколько этапов. Игорь Петрович Иванов, автор методики КТД, их выделяет шесть. Мы тоже придерживаемся этого мнения, но структурируем их несколько иначе:

Первый этаппредварительная работа руководителя: какое дело лучше организовать сейчас? чего я хочу добиться этим делом? Какие цели перед собой и ребятами поставлю? С какими предложениями приду к ним?

Второй этап состоит из нескольких подэтапов, которые мы называем «четыре сами»:

Первое «сами»сами планируем:

  • что мы будем проводить?

(Методы – мозговой штурм, копилка идей;

правила: 1)обсуждаем идею, а не человека, её предложившего,

2)сказал сам – дай сказать другому,

3)каждое мнение ценно, даже самое абсурдное):

  • как мы будем это делать? (методы и правила те же);
  • что для этого нужно? (методы и правила те же):
  • кто будет это делать? (Разбивка коллектива по группам так, чтобы каждый был за что-то ответственен, каждый выполнял какое-то дело).

Роль руководителя на этом этапе – контроль за отношениями учеников, тактичное погашение возникающих конфликтных ситуаций, внесение собственных предложений наравне с учениками, создание положительного эмоционального настроя.

Второе «сами» — сами организуем. Избирается Совет Дела (по 1 – 2 представителя от каждой группы), который регулярно собирается, чтобы обсудить, на каком этапе находится подготовка дела, возникли ли затруднения, нужна ли помощь какой-нибудь группе.

На этом же этапе проводятся репетиции, в том числе общие, генеральные, чтобы обсудить всем вместе (каждое мнение ценно!), как получается дело.

Роль руководителя – помощь в подборе материалов, поддержка, создание рабочего настроения, участие в репетициях.

Третье «сами» — сами проводим. Это самый волнительный этап, самый ответственный, потому что вот теперь это дело проводится – для других, на радость другим людям! И очень важно, чтобы это дело получилось. Эмоциональная поддержка участников – основная функция руководителя на этом этапе: «Молодцы! Всё хорошо!»

Четвёртое «сами» — сами анализируем. Самое главное здесь – всем персональное «спасибо!»: даже если у кого-то что-то не получилось – он старался для всех нас, он не ушёл, не бросил, не подвёл коллектив. Но мы ведь готовили все вместе и репетировали все вместе – значит, это наша общая недоработка, если что-то получилось не так, как нам хотелось.

Роль руководителя – не допустить персональных обвинений, обозначить ЗНАЧИМОСТЬ участия КАЖДОГО ученика в общем деле (без него дело не состоялось бы), создать ситуацию успеха для каждого члена коллектива. Вот здесь и наступает третий этап КТД – ближайшее последействие, когда у ребят сразу возникает предложение: «А давайте в следующий раз…»

И это самый главный результат Вашей работы.

Рекомендуемая литература

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Коррекционные упражнения. М., 2005.
  2. Головей Л.А., Рыбалко Е.ф. Практикум по возрастной психологии. СПб, 2002.
  3. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. М., 2001.
  4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2001.
  5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  6. ЛСудьина Н.А. Лучшие психологические тесты,Издательство: АСТ М., 2010г.
  7. Основы психологии: Практикум / Под ред. Л.Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
  8. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002.
  9. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб., 2002.
  10. Практическая психодиагностика. Методики и тесты, Учебное пособие / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 2000.
  11. Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2 т. М., 2000.
  12. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 2000.

Составила ст.преп. Бондаревская С.В.

Приложение № 1.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЕ

«Московский государственный гуманитарный университет имени м.А. Шолохова»

(МГГУ им. М.А. Шолохова)

Педагогический факультет отчет

по прохождению

психолого-педагогической практики в школе

Руководитель практики:

Работу выполнила:

Студент(ка) курса

Специальность «педагог-психолог»

ф.и.о.

Москва, 200__ год

Приложение № 2.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………..3

Характеристика образовательного учреждения

и деятельности педагога-психолога в данном

учреждении………………………………………………..хх

Индивидуальный план работы……………………………хх

Психолого-педагогический портрет учащегося…………хх

Программа коллективно-групповой работы…………….хх

Заключение ………………………………………………..хх

Список литературы………………………………………..хх

Приложение………………………………………………..хх

Приложение № 3.

Оформить дневник, учитывая пункты задания – плана на каждый выход.

  • Студент ФИО;
  • Курс, группа;
  • Наименование практики;
  • Сроки прохождения практики;
  • Наименование учреждения, в котором проходит практику;
  • Адрес, телефон;
  • ФИО руководителя учреждения;
  • ФИО педагога под руководством, которого проходит практику;

Дата выхода

Содержание работы студента практиканта

Анализ работы

Общие выводы и оценка за день

Подпись педагога-психолога

Программа знакомства с образовательным учреждением.

  • тип учреждения, количество групп, структура учреждения;
  • материально-техническая база;
  • контингент детей (их возраст, специальные показатели развития);
  • штаты, штатное расписание (стаж, образование, должностные обязанности педагогов);
  • программы, выбранные учреждением;
  • педагогические технологии, используемые педагогами в практике работы;
  • знакомство с особенностями работы педагога-психолога, основной документацией.

18