ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО

Содержание

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

1.2. Проблема формирования коммуникативных навыков в психолого-педагогической литературе

Выводы по главе 1

Глава 2. ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

2.2. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития лексико-грамматического строя речи у младших школьников с ОНР

2.3. Коммуникативные навыки детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Выводы по главе 2

Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

3.1. Организация и содержание исследования коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

3.2. Содержание коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи посредством развития лексико-грамматического строя речи

3.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи

Выводы по главе 3

Заключение

Список литературы

Приложение 1

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. Решение данной проблемы связано с осуществлением индивидуализированного, а также дифференцированного и поэтапного коррекционного воздействия; с преобразованием методических систем, учитывающих неоднородность контингента детей с нарушениями речи и ведущие тенденции обновления содержания образования.

Формирование навыков межличностного общения, установление положительных взаимоотношений с людьми – важная психолого-педагогическая задача в воспитании и обучении младшего школьника.

4 стр., 1834 слов

Общая хар-ка детей с овз

... вербальный отчет о проделанном. Существенное запаздывание развития внутренней речи, затруд- няет формирование у детей способности прогнозирования и саморегуляции деятельности. Эмоциональные незрелость и ... понимание прочитанного. Вторая группа трудностей обусловлена особенностями форми­рованиякогнитивного компонента навыков письма, чтения и вычис­лительных умений. Основные проявления трудностей, ...

Сфера межличностного общения в младшем школьном возрасте за последние годы привлекала внимание многих исследователей. Природа общения, его возрастные и индивидуальные особенности, механизмы протекания стали предметом изучения философов и социологов (Б.Д. Парыгин, 1971; И.С. Кон, 1978), психологов и педагогов в области возрастной и детской психологии (Д.Б. Эльконин, Т.В Драгунова 1967; Я.Л. Коломинский, 1976, 1981; Л.Ф. Обухова 1996; Дубровина И.В. 2000).

И это не случайно, ведь именно в этом возрасте, когда коллектив еще только складывается, легче выделить причины проблем во взаимоотношениях и изменить положение ребенка в группе.

Важнейшим звеном развития ребенка в рассматриваемый период является развитие интеллектуальной сферы, которая оказывает значительное влияние на развитие всех других сторон психики ребенка. В младшем школьном возрасте высокими темпами развивается личность ребенка. Этот процесс характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, усиливаются все более тесные индивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой стороны, происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств.

Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть ими отвергнутым. Эмоциональное благополучие младшего школьника все больше начинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе, определяться, прежде всего, отношением и оценками товарищей, которые проявляются в процессе межличностного взаимодействия.

Положение ученика в группе может быть благоприятным, тогда он чувствует себя принятым в группу, чувствует симпатию со стороны товарищей и сам им симпатизирует. Такую психологическую ситуацию ученик переживает как чувство единства с группой. При неблагоприятном положении возникает состояние психологической изоляции, что отрицательно сказывается на формировании личности и может привести к дезадаптации ребенка в школе.

Обобщая опыт таких авторов, как Каган В.Е. [1984], Новикова Е.В [1985], Зинченко С.Н. [1990], Локалова Н.П. [1992], Прихожан А.М. [2001] и др. компонентами социально-психологической адаптации младших школьников школы можно считать: эффективность учебной деятельности; усвоение школьных норм поведения; успешность социальных контактов; эмоциональное благополучие.

В то же время Шилова Т.А. [1995], Рогов Е.И [1999], Славина Л.С. [2002] и др. в своих исследованиях отмечают, что одной из наиболее важных, а часто и единственной, причиной социальной дезадаптации является нарушение общения со сверстниками. Авторы указывают, что ребенок, не признанный сверстниками, не умеющий наладить с ними контакт, может потерять интерес к учебе, у него может развиться стойкое отрицательное отношение к школе вообще. И особенно значимо данное утверждение применительно к детям с нарушениями речи.

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Анализ теоретических работ ведущих специалистов в области специальной психологии и логопедии, а также наблюдения практиков указывают, что системные данные об особенностях личностного развития детей с ОНР на настоящий момент отсутствуют, а имеющиеся описания носят фрагментарный характер. В связи с этим затрудняется разработка индивидуальных программ психолого-педагогической и логопедической коррекции и внедрение различных организационных форм деятельности психологов, логопедов и учителей в работу школьных учреждений для детей с нарушениями речи.

19 стр., 9231 слов

Процесс развития связной монологической речи у детей старшего ...

... яʙлениях дейстʙительности и их отношениях. Потребность ʙ общении с окружающими людьми стимулирует соʙершенстʙоʙание речи ребенка ʙ дальнейшем. В это ʙремя соʙершенстʙуется грамматическая ... ребенка полноценной психики и дальнейшего праʙильного раɜʙития её. Речь - один иɜ ʙидоʙ коммуникатиʙной деятельности челоʙека испольɜоʙание средстʙ яɜыка для общения ...

В то же время доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки. В результате изучения особенностей развития детей с ОНР, О.А. Слинько [1992] пришла к выводу, что несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена:

– во-первых, значимостью младшего школьного возраста в процессе формирования личности человека;

– во-вторых, влиянием межличностных взаимодействий детей на развитие их личности;

– в-третьих, наличием особенностей общения у детей с общим недоразвитием речи;

– в-четвертых, необходимостью учета данных особенностей в логопедической и психолого-педагогической практике.

Кроме того, сегодня, несмотря на значимость проблемы, отсутствуют современные исследования, посвященные экспериментальному изучению процесса общения у детей с нарушениями речи, недостаточно широко изучены особенности формирования и развития навыков межличностного общения младших школьников данной категории, а на практике нередко не учитываются психические и познавательные особенности детей, имеющих речевые нарушения. Экспериментальное изучение этой проблемы будет способствовать совершенствованию системы сопровождения ребенка с речевыми нарушениями, которая предполагает тесное профессиональное взаимодействие психологов и логопедов и должна включать такие направления деятельности, как работа с ребенком, работа с семьей, работа с персоналом образовательного учреждения.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа направлений в изучении коммуникативных навыков и выделении этапов и факторов формирования коммуникативных свойств личности при общих недоразвития речи. В данной работе под коммуникативными навыками личности при недоразвитии речи понимаются устойчивые характеристики особенностей поведения человека в сфере общения.

Цель исследования состоит в изучении особенностей развития и факторов формирования коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня, а также в определении путей коррекции.

Для реализации цели исследования мы выдвинули следующую гипотезу: у каждого человека имеется определенный уровень развития коммуникативных навыков, который характеризует возможности человека в плане общения.

Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.

Предмет исследования – содержание коррекционной работы, Направленной на формирование коммуникативных навыков младших школьников с ОНР посредством развития лексико-грамматического строя речи.

17 стр., 8197 слов

Развитие речи детей дошкольного возраста

... является достаточный уровень речевого развития. Объектом нашего исследования являются: высшие психические функции детей дошкольного возраста. Предмет исследования: речь детей дошкольного возраста. Цель исследования: определить комплекс педагогических условий развития речи как необходимого аспекта готовности ...

Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы, были определены задачи исследования:

1) проанализировать психолого-педагогическую, специальную и методическую литературу по проблеме исследования, выработать целостное представление о системах коммуникативных свойств в структуре личности;

2) изучить процесс формирования коммуникативных навыков у детей, отличающихся уровнем речевого развития;

3) выявить уровень сформированности коммуникативных навыков младших школьников с ОНР III уровня;

4) разработать коррекционную программу по формированию коммуникативных навыков младших школьников с ОНР III уровня посредством развития лексико-грамматического строя речи.

Методологической основой исследования стал системный подход к возможностям человека в плане общения, принципы детерминизма и развития, а также принцип деятельностного подхода в условиях развития коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи.

В процессе исследования используются методы: анализ литературных источников; обсервационный (наблюдение); экспериментальный (констатирующий эксперимент); психодиагностический (тесты, беседы); праксиметрический (сбор и анализ анамнестических данных); интерпретационные методы (качественный анализ полученных данных, установление связи между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом).

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно дает возможность расширить имеющиеся представления о неречевой симптоматике общего недоразвития речи, а также углубить знания о специфике формирования и развития межличностных отношений у детей с речевыми нарушениями.

Практическая значимость определяется:

– экспериментальным выявлением особенностей формирования коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи;

– определением основных направлений и содержания коррекционной работы по оптимизации общения учащихся младших классов с нарушениями речи.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые авторы приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возраст…..

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...

... воображения, памяти, внимания, эмоциональной сферы. При рассмотрении вопроса развития связной монологической речи детей дошкольного возраста необходимо также проанализировать исследования С.Л.Рубинштейна, которые ... речи маленького ребенка объясняется тем, что речь еще не приобрела функции планирования, она тесно связана с практической деятельностью. По свидетельству Д.Б. Эльконина, речь младшего ...

Список литературы

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина — М., Академия, 1998. – 398 с.

2. Алтухова, Т. А. Анализ состояния обучения чтению учащихся детей с ОНР / Т.А. Алтухова //Дефектология. — 1994. — №5.- с. 43-55.

3. Бесонова, Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей / Т.П. Бесонова, О.Е. Грибова — Издательство «Аркти», 1998. – 176 с.

4. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоении устной речи / В.И. Бельтюков. — М., 1977. – 210 с.

5. Валгина, Н.С. Современный русский язык / Н.С. Валгина. — М.,2001.-528с.

6. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. – СПб.: Детство, 2004. — 130с.

7. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 144 с.

8. Волкова, Л.С. Логопедия. Методическое наследие: Кн. 5 Фонетико – фонематическое и общее недоразвитие речи / Под ред. Л.С. Волковой. — М.: Гуманит. ИЗД. Центр ВЛАДОС, 2003. – 340 с.

9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 470 с.

10. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / Под ред. С.И. Абакумова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. – 192 с.

11. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследо-вания: метод. пособие / О.Е. Грибова. — М.: Айрис-пресс, 2005.- 96с.- (Библиотека логопеда-практика).

12. Ефименкова, Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. — М.: Просвещение, 1991. — 239 с.

13. Жукова, Н.С. Преодоление ОНР у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — М.: Владос, 1990. – 238 с.: ил.

14. Жукова, Н.С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — М.: Владос, 2000. – 222 с.

15. Комаров, К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с ТНР / К.В. Комаров. — М.: 1982. – 168 с.

16. Корнев, А. Н. Дислексия и ее двойники: критерии дифференциации / А.Н. Корнев // Изучение нарушений чтения и письма. Итоги и перспективы. – М., 2004. – С. 117 – 125.

17. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма / А.Н. Корнев. — СПБ.: Речь 2003. – 330 с.

18. Лалаева, Р.И. Коррекция ОНР у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.

19. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. — СПб.: Союз, 2001.- 218 с.

20. Лалаева Р.И., Н.В Серебрякова. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В Серебрякова. — Ростов н/Д.: Феникс, СПб.: «Союз», 2004. – 224 с.- (Серия «Коррекционная педагогика»).

13 стр., 6253 слов

Формирование грамматически правильной речи детей четырех лет

... и охарактеризовать возрастные и индивидуальные особенности усвоения грамматического строя речи младших дошкольников. Гипотеза - уровни сформированности грамматически правильной речи детей 5-го года жизни определяются их возрастными и индивидуальными ...

21. Левина, Р.Е. Нарушение письма у детей с нарушением речи / Р.Е. Левина. — М.: Просвещение, 1961. — 311с.

22. Левина, Р. Е. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Р.Е. Левина. — М.: Просвещение, 1965. – 146 с.

23. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. — М.: Просвещение, 1969. – 214 с.

24. Логинова, Е.А. Нарушение письма у учащихся младших классов с ЗПР. — Психолога — педагогические основы коррекционной работы с аномальными детьми. — Л.: Наука, 1990. – 174 с.

25. Максаков, А.И. Развитие правильной речи / А.И. Максаков, Л.Н. Ефименкова. — М.: Мозаика-Синтаз, 2005.-107с.

26. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок / А.И. Максаков. — М.: Мозаика — Синтез, 2005. — 148с.

27. Парамонова, Л.Г. Говори и пиши правильно / Л.Г. Парамонова. — СПб.: «Дельта», 1996.- 384 с., ил.

28. Прищепова, И.В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи: учебно-методическое пособие / И.В. Прищепова — СПб.: КАРО, 2008. – 160с.

29. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь. — М.: Айрис — Пресс, 2006. — 432с.

30. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие / И.Н. Садовникова. — М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997. – 256 с.

31. Селиверстов, В.И. Игры в логопедической работе / В.И. Селиверстов. – М., 1987. – 160 с.

32. Смирнов, В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков / В.М. Смирнов — М., 2000.- 400с.

33. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. — М., 1989. – 223 с.

34. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М., 1994. – 275 с.

35. Филичева Т.Б. Совершенствование связной речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина — М., 1994. – 196 с.

36. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие.- 3-е изд. / Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — М.: Айрис-пресс, 2005.- 224 с. (Библиотека логопеда-практика).

37. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. – М.: Просвещение, 1997. – 256 с.

38. Цейтлин, С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.- 238с.

39. Чиркина, Г. В. Современные тенденции в изучении дислексии у детей / Г.В. Чиркина, А.Н. Корнев // Дефектология, 2005. — №3. — с. 89 – 93.

40. Щорох-Троцкая (Булгакова), М.К. Коррекция сложных речевых расстройств / М.К. Щорох-Троцкая (Булгакова), В.Секачев. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 352с.

41. Эльконин, Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Д.Б. Эльконин. — М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1962. – 342 с.

42. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова — М.: Просвещение, 1984.–158 с.

43. Ястребова, А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А.В. Ястребова. — М., 1999. – 160 с.