ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПРАКТИКУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ…10

1.1.Историко-педагогический анализ проблемы формирования культуры здорового образа жизни старших дошкольников в научной литературе…10

1.2 Научно-методические основы современных подходов к воспитанию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста…20

2.ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОУЧРЕЖДЕНИЯ…27

2.1.Основные направления оздоровительной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении и пути ее оптимизации…27

2.2 Особенности организации оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении…39

3.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПРАКТИКУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ…46

3.1 Исследование условий организации воспитания здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении и результаты констатирующего эксперимента…46

3.2. Разработка и апробация Программы воспитания основ здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении…57

3.3. Результаты контрольного эксперимента. Сравнительный анализ…65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…73

СПИСОК ЛИТЕРАРУРЫ…75

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является охрана, сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность государства и общества и получила отражение в нормативно-правовых документах. Это законы РФ: «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; указы Президента России: «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», «Положение о физическом воспитании в общеобразовательных учреждениях», «Конвенция о правах ребенка», «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения», а также «Федеральные государственные стандарты к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

12 стр., 5545 слов

Основы здорового образа жизни студента 2

... это борьба со своей тревожностью, неуверенностью и пессимизмом. Основы здорового образа жизни студента - Стр 2 Многие легкомысленно считают, что ... влияний окружающей среды. Образ жизни отражает направленность личности, убеждения, формирующиеся в результате воспитания и самовоспитания. Каждый ... неделю.Это время учебных занятий по физическому воспитанию.Оптимальный двигательный режим для юношей 8- ...

По данным НИИ гигиены и здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу. Исследования М.В.Антроповой показали, что достаточно высокий процент детей с функциональными отклонениями, в структуре которых на первом месте по числу случаев и частоте стоят заболевания носоглотки, нарушения осанки и зрения.

Выявлена тенденция к увеличению числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения от младшего к старшему дошкольному возрасту, тогда как считается, что заболеваемость к старшему дошкольному возрасту снижается.

Известно также, что в школе тенденция ухудшения здоровья детей с возрастом усиливается, дети приобретают ряд физических недостатков и вредных привычек. Поэтому необходимо в стенах ДОУ создавать «переходный мостик» психической и физической готовности к школе, чтобы первоклассник мог выдержать существенное напряжение, обусловленное режимом учебного дня.

Поиски путей успешного решения оздоровительных задач в ДОУ на современном этапе развития системы дошкольного образования чаще всего направлены на создание развивающих программ физического воспитания, рационализацию двигательного режима. Ребенок при этом рассматривается только в качестве объекта воздействия при решении задач физического воспитания. Он не осознает значимости указаний взрослого, а поэтому, если и исправляет позу, то на короткое время. Взрослый, как в дошкольных учреждениях, так и в семье, не может постоянно держать в поле зрения выполнение ребенком всех движений, его позы в разных видах деятельности.

10 стр., 4765 слов

Создание благоприятных условий, способствующих облегчению периода адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

... физического и нервно-психического развития. Этот вид тяжелой адаптации чаще встречается у детей 1,5-2 лет жизни, имеющих в анамнезе отклонения в здоровье ... детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения; Выявить уровень адаптации детей в дошкольном учреждение. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей ... начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является ...

Вместе с тем, ребенок сам участвует в своем становлении, поэтому воспитание и образование должно строиться на его активности. Возникает необходимость включения самого ребенка в заботу о здоровье, в произвольное управление своим поведением для формирования тела, приобщения к ценностям здорового образа жизни для понимания сущности и необходимости следования указаниям взрослого, овладения показателями для самоконтроля своего самочувствия и состояния.

Корни развития здорового образа жизни складываются в детском возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки, в том числе и навыки выполнения жизненно необходимых движений, которые оказывают существенное влияние на работу органов и систем организма. Однако чаще всего эти привычки складываются в результате многократного механического повторения без осознания ребенком влияния выполнения движений на функционирование организма. Не разработан механизм приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, включения самого ребенка в сознательный контроль за своим двигательным поведением на основе приобретенных знаний.

Проблема здорового образа жизни в системе физического воспитания детей дошкольного воспитания на сегодняшний день актуальна т.к. в современной педагогике делается акцент в формировании ценностных установок на здоровый образ жизни. Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно — обоснованных путей приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни. Но эта проблема не в полном объеме изучена в дошкольной педагогике, требует дополнительного изучения. Поэтому мы выбрали тему нашей научной работы: «Здоровый образ жизни в системе физического воспитания детей дошкольного возраста».

7 стр., 3250 слов

Клинико-психологическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста

... психодиагностического исследования). 2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод. пособие : с прил. альбома ... развития); С. 62-121 (гипотеза об уровнях психического здоровья). 6. Буянов, М. И. Беседы о детской психиатрии ... Основные синдромы психических нарушений у детей в различных возрастах. 2. Синдромы первых лет жизни: синдром невропатии и синдромы ...

Большую работу поиске новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей провели такие известные в сфере дошкольного образования учёные, как Т.И.Алиева, В.Г.Алямовская, О.М.Дьяченко, Е.А.Екжанова, М.Н.Кузнецова С.М.Мартынов, Л.А.Парамонова, Е.А.Сагайдачная и др. История отечественного и зарубежного образования свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения рассматривалась по-разному. В средневековую эпоху задачи воспитания сливались с задачами оздоровления души, но в трудах философов-богословов встречались редкие для того времени советы гигиенического характера, рекомендации по укреплению здоровья детей (А.Августин, С. Боэций, И. Златоуст и др.).

Идея гармонии души и тела как основы здоровья возникла в глубокой древности. Этой идеей в своё время воспользовался английский философ педагог Д. Локк, и именно ему принадлежит известное выражение «здоровый дух в здоровом теле». К проблеме здоровья ребёнка в разное время обращались многие учёные (В.Г.Белинский, П.П.Блонский, А.Г.Болотов, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, С.Г.Зыбелин, В.П.Казначеев, П.Ф.Лесгафт, Н.И.Новиков, Л.А.Оганесян, Н.И.Пирогов, Б.Н.Смольский, А.И.Суворов, В.Н.Татищев, К.Д.Ушинский и др.).

Проблема психологического и психического здоровья детей и школьников занимает одно из центральных мест в разработке научных основ детской практической психологии и в деятельности психологической службы образования (Р.И.Айзман, О.А.Ахвердова, В.И.Бондин, Э.М.Козин, К.С.Коссов, В.П.Озеров и др.).

Вместе с тем, учёные (Л.И.Анцыферова, Л.И.Божович, И.С.Кон, А.В.Петровский и др.) отмечают ряд психологических условий, которые определяют степень эффективности социального воздействия извне на субъект. В первую очередь, это формирование у личности позитивного отношения к миру.

Убеждением для обоснованного выдвижения проблемы приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни на осознанном уровне являются работы психологов и педагогов. По данным психологов (В.В.Давыдова, М.М.Лисиной, А.И.Сильвестру и др.) четкая и уверенная конкретная самооценка — важнейшее достижение детей 4−7 лет. Без самооценки невозможно построение у детей учебных действий и рефлексии. Исследования педагогов (С.В.Петериной, Т.А.Марковой, В.Г.Нечаевой и др.) свидетельствуют о возможности формирования осознанного отношения к своим поступкам у дошкольников 4−7 лет. Если нет оценки себя как субъекта собственного здоровья, то в дальнейшем мотивация к сохранению, укреплению и развитию своего здоровья будет низкой.

1 стр., 427 слов

Вопросы здоровый ребенок Word (2)

... профилактические рекомендации назначаются ребенку. Какие ... оценки состояния здоровья. К какой группе здоровья должен относиться ребенок с неотягощенным анамнезам, если он рос, развивался и вакцинирован в соответствии с возрастом? Какие ...

Авторами в последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов культуры здорового образа жизни, приведения их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения. В качестве основной выдвигается задача выработать и закрепить у детей старшего дошкольного возраста в период их пребывания в дошкольном учреждении целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности.

Цель: исследование формирования здорового образа жизни и определение путей приобщения к здоровому образу жизни детей старшего дошкольного возраста в системе физического воспитания.

Объектом нашего исследования является сформированность здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в системе физического воспитания.

Предмет исследования: педагогические условия, направленные на овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни в условиях группы в ДОУ.

В соответствии с объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:

1. Изучить научную литературу по проблеме формирования культуры здорового образа жизни старших дошкольников.

2. Выявить педагогические условия воспитания здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать систему педагогических условий, направленных на овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.

4. Изучить результативность влияния педагогических условий, направленных на овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста. Провести сравнительный анализ результатов исследования.

5 стр., 2388 слов

ПМ.01. здоровый ребенок. задачи

... пленки. Ваша тактика. Задача № 34 На приеме в кабинете здорового ребенка девочка 6 лет. Готовится к поступлению в школу. За год ... тела 50 см. На 3-й день жизни появилось желтушное окрашивание кожи и склер. Ребенок активен, хорошо сосет. Стул желтый. Что, ... Ваша тактика. Задача № 33 Патронаж к новорожденному на 7 сутки жизни. Ребенок от первой беременности, первых срочных родов. Матери 17 лет, ухаживает ...

Гипотеза исследования: успешному формированию культуры здорового образа жизни, будет способствовать создание условий, предусматривающих: создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих, индивидуальный подход к каждому ребенку, использование различных вариантов занятий: традиционные, интегрированные, включающие в себя развитие музыкальных способностей, речи, движения, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью, создание преемственности в формировании культуры здорового образа жизни инструктора по физической культуре с воспитателями и родителями.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: анализ, сравнение, синтез, обобщение, изучение литературы, наблюдение, изучение документации педагогов и результатов деятельности детей, количественный и качественный анализ полученной информации и др.

Базой для исследования явился МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Снежинка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей п. Нижнесортымский Сургутского района с сентября 2014 года по май 2015 г.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы доведены до конкретных методических рекомендаций, внедрение которых повышает эффективность деятельности ДОУ любого вида по формированию культуры здорового образа жизни старших дошкольников; разработаны и апробированы упражнения, игры, занятия, направленные на формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста. Высокая эффективность созданной нами модели системы, направленной на формирование культуры здорового образа жизни старших дошкольников, позволяет рекомендовать социальным работникам, воспитателям, ее руководителям ДОУ, педагогам дошкольных образовательных учреждений и предусматривает обеспечение целостного влияния на личность средствами взаимодействия социально-педагогических служб, ДОУ, семьи и социума по формированию культуры здорового образа жизни.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

4 стр., 1552 слов

Перечислите критические периоды в жизни человека.

... ; ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА  Эндокринная система претерпевает изменения и разные периоды жизни человека. Например, вилочковая железа  прекращает выработку ГОРМОНА РОСТА к 25 ... пациенты могут находиться временно или постоянно, в зависимости от состояния здоровья. В настоящее время в нашем городе открыто несколько отделений сестринского ...

В главе I освещаются научно-теоретические аспекты воспитания основ здорового образа жизни в дошкольном детстве с точки зрения междисциплинарного подхода.

Во второй главе анализируются основные направления и специфика организации оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

В третьей главе представлены результаты эмпирического исследования.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

1.1.Историко-педагогический анализ проблемы формирования культуры здорового образа жизни старших дошкольников в научной литературе

Одновременно с такими значимыми для человека понятиями, как «жизнь» и «смерть», в далёкой древности сформировалось и понятие «здоровье». Ранее оно в основном соотносилось с физическим состоянием человека: здоровый человек — значит, не больной человек. Здоровье определялось как нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы [56]. Затем оно наполнялось новым содержанием, а определение «здоровый» стали соотносить с его духовным развитием и психическим состоянием, с образом жизни человека. Далее значимость здоровья для человека отразилась и в формировании языка народа. Самое общеупотребительное приветствие «здравствуйте» означает не что иное, как пожелание здоровья. «Здравия желаю» -воинское приветствие младшего по званию старшему. Прощаясь, мы нередко произносим «будь здоров!», а также спешим сказать эти слова тому, кто неожиданно чихнул. Краткая торжественная речь с пожеланием здоровья именуется здравицей. Удивляясь и оценивая нечто положительно, мы нередко восклицаем: «вот здорово!». Общеупотребительными стали такие выражения, как, например, «здоровый образ жизни», «здоровый быт», «здоровый климат», «здоровая семья», и многие другие. От вышедшего ныне из употребления слова «здравие» образовалось множество других понятий: «здравый», «здравомыслящий» — как разумный и правильный; «здравница» — как лечебно-профилактическое учреждение, «здравоохранение» — как система государственных и общественных мероприятий и т. д. Множество пословиц и поговорок связано с оценкой роли здоровья в жизни человека. «Здоровью цены нет», «болезнь человека не красит», — гласит народная мудрость[34]. Известный русский врач и писатель В. Вересаев так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять — значит потерять все; без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих и обстановки; оно — высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно» [9].

Великий философ А. Шопенгауэр в ряду наиболее значимых ценностей безоговорочно отводил здоровью первое место и говорил о том, что всем другим следует поступиться ради здоровья [38]. История отечественного и зарубежного образования свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения возникла с момента появления человеческого общества и на последующих этапах его развития рассматривалась по-разному.

В средневековую эпоху задачи воспитания сливались с задачами оздоровления души, но в трудах философов-богословов встречались редкие для того времени советы гигиенического характера, рекомендации по укреплению здоровья детей (А.Августин, С. Боэций, И. Златоуст и др.) [7]. Идея гармонии души и тела как основы здоровья возникла в глубокой древности. Этой идеей в своё время воспользовался английский философ Д. Локк, и именно ему принадлежит известное выражение «здоровый дух в здоровом теле». Но, как отмечают и медики, и психологи, эта формула далеко не безупречна. В ней первое не следует само по себе из наличия второго. «Здоровье не есть признак духовности», говорится в «Учении живой этики». Другими словами можно быть физически крепким человеком, но при этом психически ущербным[66].

Впервые в истории русской педагогической мысли российский деятель просвещения Епифаний Славиняцкий [68] попытался дать свод правил, которыми должны были руководствоваться дети в своем поведении. Здесь сказано, как относиться к своей одежде, внешности, как соблюдать правила гигиены. В эпоху Возрождения в трудах педагогического характера вопросы гармоничного умственного и физического развития ставились наряду с организацией разумного образа жизни ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями (Ф.Рабле).

Великие педагоги прошлого включали нормы здорового образа жизни в правила нравственного поведения детей и рассматривали их как важную характеристику индивидуального стиля жизни, поддерживающего здоровье (Я.А.Коменский, Д. Локк, И.Г.Песталоцци).

В России над проблемами воспитания работали прогрессивные общественные деятели и педагоги: И.И.Бецкой, Н.И.Новиков, Ф.И.Янкович. Так, Н.И.Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей» отмечает, что «…первой главной частью воспитания является попечение о теле, поскольку образование тела и тогда уже нужно, когда иное образование не имеет еще места…» [38]. А.Н.Радищев считал, что развитие и укрепление физических сил очень важно и для укрепления сил духовных.

В русской педагогике В.Г.Белинский и А.И.Герцен создали революционно-демократическое направление. Все стороны воспитания они связывали с одной целью — подготовка бесстрашных борцов за лучший общественный строй. В.Г.Белинский задачами физического воспитания определял охрану здоровья детей, развитие их физических сил путём установления правильного образа жизни, организацию игр, гимнастических упражнений, соблюдение правил личной и общественной гигиены и условие естественнонаучных знаний о человеке. По его мнению, физическое воспитание должно осуществляться в тесной связи с нравственным. В 60-е годы XIX столетия в период большого общественного движения разрабатывали вопросы воспитания подрастающего поколения Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов. Н.Г.Чернышевский указывал на важность и необходимость физического и духовного развития человека. Задачей физического воспитания он определял всемерное развитие физических сил и укрепление здоровья воспитанников. Видное место отводил ежедневным физическим упражнениям, закаливанию организма, которые рассматривал положительно и с точки зрения воспитания воли. А.Н.Добролюбов оценивал физическое воспитание с точки зрения развития и укрепления физических сил и здоровья человека, а также как одно из условий успешного развития сил духовных: «…только при наличии здорового организма, здоровых органов чувств, нервной системы и мозга, являющегося носителем психических функций, может вполне нормально протекать духовное развитие детей…». Для правильной постановки физического воспитания А.Н.Добролюбов предлагал использовать разнообразные средства физического развития, соответствующие возрасту и силам детей, чередовать физические и умственные упражнения, труд и отдых, обеспечить нормальное питание и сон ребенка[62].

Проводивший исторический анализ сущности «здоровье» И.Г.Сигерист писал: «По многочисленным высказываниям древних мыслителей и врачей, да и, в конечном счете, по современным воззрениям, здоровье — есть состояние совершенного равновесия. Когда силы (динамики) или жидкости, или что-либо еще, составляющее человеческое тело, находятся в состоянии полного равновесия — человек здоров. Нарушение этого баланса приводит к болезни. Именно это является наилучшим из имеющихся общих объяснений. Мыслит ли медицина в терминах жидкостей, жизненных сил или физики и химии — имеет небольшое значение. Здоровье представляется состоянием совершенного баланса». Но в результате важнейших медико — биологических открытий, развития философских и психологических наук произошло значительное переосмысление этой категории. Оно трансформировалось в более широкое представление о человеке, как о существе социальном, нежели биологическом. Ведь человек как существо сугубо социальное не может не зависеть от множества социальных факторов: уровня экономического развития, политической ситуации, культурного и духовного состояния, стремления человека к познанию и творчеству. Оно обогатилось понятием «благополучие» [2].

Новое определение было сформулировано Всемирной организацией физического здравоохранения: «Здоровье состояние психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». [33]. Однако, по мнению А.Р.Пассмора, Э.Л.Эрде, Дж. Коппестона это определение, безусловно, обладает рядом недостатков: наделено вполне очевидной абстракцией, не отражает всех возможных состояний человека и отсутствует критерий количественного измерения. И все же состояние благополучия — гармоничное сочетание физической, социальной, психической, духовной составляющей жизни оказывает самое существенное влияние на здоровье и полноценность жизни человека.

Выдающийся отечественный мыслитель конца XVI начала XVII в. Феофан Прокопович писал: «…состоит человек из души и тела, чтоб быть счастливому, надобно ему иметь в обоих хорошее состояние. А потому, во-первых, должен он быть и разумом превосходен и волею непорочен, и здравием одарен телесным, по именем которого расположение и красоту разуметь должно» [38].

В настоящее время в системе наук о человеке используются следующие определения понятия «здоровье человека»:

-гармоничное единство биологических и социальных качеств, условленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными явлениями (Ю.П.Лисицын); [32]

-процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни (В.П.Казначеев); [4]

-как основе возможность организма человека и адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на биологической, психической социальной сущности человека (P.M.Баевский, П. Михайлов, М. Попов); [16]

-целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции (Р.И.Айзман, В.П.Казначеев, А.Г.Щедрина) [13].

В педагогике существует свое определение понятия «здоровье». В педагогической науке влияние характера проявления психофизических качеств индивида и степени его социальной адаптации, зависящие от личностных качеств человека и осознанности его поведения, на здоровье человека носит либо укрепляющий характер, либо наносящий здоровью вред. [10].

Здоровье человека — это очень сложный феномен общечеловеческого и индивидуального бытия. Сегодня нет сомнений, что оно комплексно, ибо зависит от взаимодействия множества сложных факторов физического и психического, социального и индивидуального порядка, а нередко и философского свойства. Здоровье — «динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни» (академик В.П. Казначеев) [23]. Здоровье представляет состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и дефектов развития. Образ жизни — совокупность конкретных форм жизнедеятельности людей во всех сферах общественной жизни. Здоровый образ жизни — способ и организация физической, социальной и духовной жизнедеятельности людей, обеспечивающих их действенное развитие, работоспособность и активное долголетие. Это социально и исторически определенное представление на предмет здоровья, а также средства и методы его интеграции в практическую жизнедеятельность (Г.М.Соловьев) [53].

Современная стратегия образования определяет культуру здорового образа жизни как основу физического и социального благополучия, базис всестороннего и полноценного развития личности ребенка. Основной целью политики государства в области образования является эффективное использование возможностей физической культуры в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни населения. [21].

Однако педагогическая наука и практика остро нуждаются в интеграционно-методических и концептуальных исследованиях проблемы формирования культуры здорового образа жизни. Анализ научной и методической литературы, затрагивающей и раскрывающей проблемы формирования культуры здорового образа жизни, показывает многообразие подходов и неоднозначность в определении сущности и компонентного состава культуры здорового образа жизни. Отчасти это связано с тем, что данный вопрос раскрывается с позиции более высокого уровня теории культуры. В литературе же присутствуют зачастую противоречивые взгляды на культуру.

«Культурой» называют как определенные виды деятельности человека, так и средства, методы, созданные в обществе, а так же результаты, представляющие ценность, как для личности, так и для общества в целом. Человек же по отношению к культуре представляется как ее носитель, потребитель, созидатель. В своем исследовании мы используем следующее понятие культуры. «Культура — это специфический способ организации в и развития продуктах человеческой жизнедеятельности, представленной материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе» [16].

По мнению Г. М.Соловьева, культура здорового образа жизни личности — это социально детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамическое ее состояние, характеризующееся определенным уровнем знаний и интеллектуальных способностей, мотивационно — ценностных ориентации физической культуры, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания и интегрированных в практической жизнедеятельности, физическом и психофизическом здоровье. Укрепление здоровья — система индивидуальных и общественных мероприятий, направленных на совершенствование здорового образа жизни человека и социума [22]. В своем исследовании мы исходили из того, что культура здорового образа жизни представляет собой комплекс культурно-оздоровительных мер, направленных на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Формировать его целесообразно в дошкольном возрасте, так как именно на этом этапе закладывается фундамент здоровья; происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма, повышаются адаптационные возможности; формируются движения, осанка, развиваются физические качества.

Возвращаясь к определению понятия «здоровый образ жизни» можем выделить наиболее полные определения данного понятия:

1. Здоровый образ жизни — это система взглядов, складывающаяся в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья как на конкретное выражение возможностей человека в достижении любой поставленной им цели [30];

2. Здоровый образ жизни -сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющей в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал [7];

3. Здоровый образ жизни — социально и исторически определенное представление о здоровье, а так же и средствах и методах его интеграции в практическую жизнь [68];

4. Здоровый образ жизни — типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные функций возможности независимо от организма, пола, обеспечивая и тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных экономической социально-психологической ситуаций.

Здоровый образ жизни не возможен без разработки и внедрения физкультурно-оздоровительных программ. П.Ф.Лесгафт предлагал свою оригинальную систему физического воспитания на основе закона постепенности и последовательности развития и закона гармонии [35]. Процесс выполнения физических упражнений П.Ф.Лесгафт рассматривает как единый одновременный процесс духовного и физического показу. П.Ф.Лесгафт разработал теорию и методику подвижных игр. Подвижная игра определяется им как «упражнение, при помощи которого ребёнок готовится к жизни» [34]. Игры развивают моральные качества — дисциплину, честность, правдивость, выдержку. П.Ф.Лесгафт рассматривает игру как ценнейшее средство воспитания личности ребёнка. Теория П.Ф.Лесгафта явилась прочным фундаментом для дальнейшего развития науки о физическом воспитании детей, ее совершенствования. Он подчёркивает значение слова, обращённого к сознанию ребёнка, исключающее механическое подражание. [52]. Последователь П.Ф.Лесгафта врач-педиатр и гигиенист, профессор В.В.Гориневский в своей врачебно-педагогической деятельности и печатных трудах развил и углубил учение Лесгафта о физическом воспитании. Деятельность В.В.Гориневского охватывает период с 80−90-годов и продолжается в течение 20 лет после Октябрьской революции. На базе научных исследований он разрабатывает вопрос физического воспитания, гигиены физических упражнений, закаливания организма, лечебной физической культуры. В.В.Гориневский педагогического подборе человека. В.В.Гориневский развил возрастную специфику физического воспитания и физкультуры. Им написана книга «Физическая культура дошкольного возраста"[60]. В.А.Аркин, профессор, действительный член Академии педагогических наук, доктор педагогических наук, врач-гигиенист продолжает идеи П.Ф.Лесгафта и В.В.Гориневского. Среди большого числа его трудов по вопросам дошкольной педагогики, анатомии, физиологии и гигиены особым признанием пользовалась фундаментальная книга «Дошкольный возраст», и сейчас сохраняющая свое значение[17].

Большой вклад в педиатрию и педагогику дошкольного возраста внесла Л.И.Чулицкая. Опираясь на научные данные об анатомо-физиологических особенностях детей дошкольного возраста, она определила гигиенические нормы их воспитания и обучения и ввела эти основоположником занятий контроля осуществлением упражнениями и спортом в России. Опираясь на принцип П.Ф.Лесгафта в упражнениях, В.В.Гориневский опpеделяет особенности физического воспитания в разные возрастные периоды жизни нормы в практику детского сада. Л.И.Чулицкой написано свыше 50 научных работ по вопросам гигиены, закаливания, об особенностях детей дошкольного возраста. Большая роль в области физического воспитания детей дошкольного возраста принадлежит врачу и педагогу Е.Г.Леви-Гориневской, продолжая линию своих предшественников в развитии теории и практики физического воспитания [17]. Значительный вклад в развитие вопросов физического воспитания детей внесли научно-методические работы Н.А.Метлова, М.М.Конторович, Л.И.Михайловой, А.И.Быковой. Совместными усилиями учёных-педагогов, психологов, физиологов, врачей А.В.Запорожец, М.Ю.Кистяковская, Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, А.М.Фонарёв, В.И.Добрейцер, А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева, М.П.Голощёкина, Г. П.Лескова и др. осуществлялась углублённая работа в области физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста, как основы здорового образа жизни подрастающего поколения. В конце 60-х и начале 70-х годов ХХ века идёт разработка проблемы охраны здоровья детей (Н.А.Бернштейн, Н.П.Дубинин, Д.М.Дубровский, А.И.Киколов и др.).

В охране 70−80-е годы 20 века и ведутся исследования по вопросам требований гигиенического воспитания (Н.А.Бернштейн, В.А.Воскресенский и др.), здоровья детей, соблюдению гигиенических норм (Д.А.Изуткин) [68]. В 1980 году И.И.Брехманом был предложен термин «валеология», который обозначил направление в науке, связанное с изучением и формированием здоровья, выявлением методов активного формирования его.

На современном этапе ребёнок — активный участник образовательного процесса. Валеология, по мнению И.И.Брехмана, «должна синтезировать вклады в здоровье экологии, биологии, психологии, педагогики и других наук и осуществить прямой путь к здоровью» [14]. Учитывая интегрированный характер валеологического подхода, можно отметить большие возможности многогранного по содержанию образовательного процесса в ДОУ. Это создаёт широкие возможности не только для укрепления здоровья, но и для формирования у ребёнка целостного представления об окружающем мире и зависимости собственного здоровья от благополучия окружающей среды через использование необходимых знаний из смежных наук и умений их применять на практике.

1.2 Научно-методические основы современных подходов к воспитанию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Анализ Всероссийских конференций по валеологии свидетельствуют о неоднозначности и противоречивости как концептуальных идей валеологии так и прикладных технологий валеологического образования. Однако при всей противоречивости взглядов учёных и практиков в области валеологии, формирования её педагогических и медицинских основ валеологического образования следует отметить единство мнений о необходимости создания целостной системы, направленной на формирование культуры здоровья и организацию здорового образа жизни, как отдельного индивида, так и общества в целом [62]. Безусловно, только заинтересованный педагог, коллектив единомышленников, на собственном опыте познавших (или начинающих осваивать) ценности культуры здорового образа жизни, целенаправленной работы над своим здоровьем, могут в полной мере передать знания по данному вопросу дошкольникам и создать в ДОУ здоровую среду и условия воспитания. Любой человек, имеет собственный опыт формирования (или разрушения) своего здоровья, который для каждого индивидуален. Поэтому, для работы по формированию культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста, необходимы грамотные педагоги, владеющие знаниями научной картины мира, философских, биологических и социальных основ здоровья, разбирающиеся в научных подходах и основах здорового образа жизни. На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника[62].

Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле слова. Т.Н.Доронова в своей программе «Радуга» обращает внимание на воспитание и развитие детей детского сада, основным компонентом она отдавала предпочтение самому важному предмету воспитания — физической культуре. «От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит здоровье человека. Ребенок в дошкольном детстве должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движении, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни» [44]. Постепенно ребенок овладевает основными культурно — гигиеническими навыками, знакомится с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности. Программа авторского коллектива, под руководством Л.А.Венгер «Развитие», в которую заложены два теоретических положения. Теория А.В.Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к гуманистическому пониманию. И концепция Л.А.Венгер о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач. Данная программа не содержит задач по физическому развитию ребенка. [51].А М.Д.Маханева и доктор психологических наук О.М.Дьяченко в 2000 году разработали методические рекомендации по воспитанию здорового ребенка к программе «Развитие». Они содержат в себе, с одной стороны, общую характеристику средств, обеспечивающих здоровье ребенка (гигиенические, закаливание, физические упражнения), с другой — конкретные описания физкультурных занятий, проводимых в зале. Они ценны тем, что позволяют использовать их при планировании самых различных сторон организации здорового образа жизни детей, сочетая занятия по программе «Развитие» и ряд дополнительных с проведением необходимых оздоровительных мероприятий. М.Д.Маханевой обращается большое внимание на правильное питание детей. На необходимость его полноценности. Ею критикуется общепринятая система физического воспитания, «которая не может решить проблемы на современном этапе, так как не учитывает конкретные условия детских учреждений в разных регионах России, не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями и здоровьем, не реализует потребности детей в движении». М.Д. Маханевой разработаны гигиенические факторы: режим, питание, гигиенические процедуры; средства физического воспитания: закаливание (специальные игры, меры закаливания, беседы); физические упражнения (спортивные игры, праздники, развлечения, физкультурные занятия, подвижные утренние гимнастики, плавание) [36]. Ученые В.Т.Кудрявцев и Б.Б.Егоров определили идею комплексного подхода к вопросу. Пособие физического воспитания отражает две линии междисциплинарного подхода программно-методическое оздоровительно -…

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector