Олеся Станиславовна Серегина

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образователь ное учреждение высшего профессионального образования «Кузбасская государственная педагогическая академия»

Факультет психологии образования

Кафедра педагогики

 

Утверждено:

решением кафедры педагогики

от 06.09.2012г. (протокол №1)

заведующая кафедрой педагогики

Олеся Станиславовна Серегина

___________________________

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ СТУДЕНТА

Б3.В.ДВ.8.1 «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ»

Профиль: «Психология образования»

Направление подготовки: 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»

 

Согласовано:

декан факультета психологии образования,

председатель ученого совета факультета

Андриан Андрианович Хван

____________________________

31.08.2012г.

 

Разработчик:

Любовь Филипповна Михальцова,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики

____________________________

 

 

 

Новокузнецк 2012

 

 

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

 

Дополнения и изменения в рабочей программе на 20 / учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. 

2. 

3. 

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры педагогики

«____» _____________ 20____ г.

 

 

Внесенные изменения утверждаю:

Заведующий кафедрой педагогики ___________________________________________

Декан исторического факультета _____________________________________________

 

«_____» ______________ 20___г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ СТУДЕНТА
«ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ»

Современные тенденции на гуманизацию образования и возрастающая потребность в специалистах, способных осуществлять ценностно-смысловое развитие обучаемых, оп ределяют новые цели и задачи, основная парадигма которого в качестве одного из приоритетов оп ределяет развитие творческой личности с ярко выраженной субъектной позицией,способной адаптироваться в изменяющемся мире.

Предложенный учебно-методический комплекс дисциплины по выбору «Введение в педагогику» отвечает современным требованиям, разработан с учетом спроса рынка образовательных услуг на основе Федерального государственного образователь ного стандарта (2009г.) по направлению подготовки: 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования» высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образователь ной программы. Обозначенное направление подготовки имеет ярко выраженную профессиональную, гуманистическую и аксиологическую составляющие и заключается в подготовке балакавров для дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования и культурно-просветительских организаций, чья деятельность не противоречит закону.

3 стр., 1493 слов

Научная статья "ЧТОБЫ РЕЧЬ БЫЛА ЛОГИЧНОЙ..." (УЧИМСЯ ОБНАРУЖИВАТЬ ...

... ср.: Простудившись, у меня заболело горло; Обсудив с учителем тему реферата, он мне посоветовал литературу; Никак не ожидал житель нашего ... рублей . Пoхожие научные работы по теме «Народное образование. Педагогика» ... преподаватель вуза. мер: «В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? », * Выберите грамматически правильное продолжение предложения», «Укажите предложение с ...

Содержание дисциплины по выбору «Введение в педагогику» позволит студентам синтезировать знания по таким учебным дисциплинам, как «Теория обучения и воспитания», «Социальная педагогика», «История педагогики и образования».

Реализуется содержание курса «Введение в педагогику» на лекционно-семинарских занятиях при интеграции теоретических и практических навыков студентов.

 

ВЫПИСКА ИЗ ВНУТРЕННЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

 

Индекс Наименование дисциплины и ее содержание Трудоемкость по ВОС
Б3.В.ДВ.8.1 Введение в педагогику.Образовательная политика в России. Основные направления модернизации российского образования. Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики. Спектр педагогических профессий. Общение как основа педагогической деятельности. Педагогическая культура.Самостоятельная работа студентов как условие профессионального становления. Источники педагогических идей. Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература. Профессиональное становление педагога. Профессиональная компетентность педагога. Образователь но-профессиональный путь студента педагогического вуза. Карьера педагога.

Дополнения и изменения в рабочей программе на 20 / учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина курса по выбору «Введение в педагогику» ориентирует на подготовку студентов к следующим видам профессиональной деятельности: педагогической и социально-педагогической, включая психолого-педагогическое сопровождение обучающихся разных возрастных категорий. Изучение данной дисциплины способствует решению следующих профессиональных задач:

в области педагогической деятельности:

— повышение собственного общекультурного уровня;

-систематическое повышение профессионального мастерства;

— соблюдение норм профессиональной этики;

— повышение уровня психологической компетентности участников образователь ного процесса.

в области социально-педагогической деятельности:

— реализация на практике прав ребенка;

-создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся;

в психолого-педагогическом сопровождении:

— участие в создании психологически комфортной и безопасной образователь ной среды в учреждении.

Цель дисциплины: формирование у студентов общекультурных и обще профессиональных компетенций посредством расширения знаний о психолого-педагогической деятельности и освоении основных стратегий личностного и профессионального роста в сфере психолого-педагогического образования.

Задачи дисциплины:

— расширять знания студентов об основных направлениях модернизации российского образования;

— формировать у студентов профессиональную направленность на изучение педагогики, осмысление сущности педагогической деятельности и ее ценностных характеристиках;

содействовать осознанию социальной значимости своей будущей профессии, ее гуманистической природы и творческого характера посредством общения как основы педагогической и культурной деятельности;

— способствовать профессиональному становлению педагога иформированию профессиональной компетентности;

— способствовать осмыслению студентамисложности образовательно-профессионального пути педагога-психолога,развитию их педагогических способностейдля будущей карьеры специалиста посредством самоанализа и самооценки;

— формировать положительное отношение к профессилнальной деятельностина содержании современной педагогической публицистики, научной и художественной литературы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Студент, изучивший дисциплину по выбору «Введение в педагогику» должен обладать следующими компетенция ми:

общекультурными (ОК):

-уметь использовать в профессиональной деятельности основные законы развития

современной социальной и культурной среды (ОК-1);

— владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

обще профессиональными (ОПК):

-осознавать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8).

В результате изучения дисциплины «Введение в педагогику» студент должен знать:

основные направления модернизации российского образования;

— сущность и специфику педагогической деятельности;

— профессионально обусловленные требования к личности учителя;

— содержание и структуру профессиональной компетентности учителя;

— требования ФГОС ВПО к личности и профессиональной компетентности

учителя;

— основы профессионально-личностного становления и развития.

 

Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:

— получать информацию из различных источников, обобщать и анализировать;

— ясно и логично излагать полученные знания в устной и письменной форме;

— осуществлять самоанализ и самооценку;

— проектировать и осуществлять профессионально-личностное саморазвитие;

— мотивировать и стимулировать свою деятельность, осуществлять

самоконтроль;

— работать самостоятельно и в команде.

 

Студент, изучивший дисциплину, должен владеть:

­ теоретически ми основами изучаемой дисциплины;

­ способами самоанализа и самооценки профессионально-личностных качеств;

­ способами проектирования и осуществления профессионально-личностного

­ саморазвития;

­ способами самостоятельной работы;

­ способами работы в команде.

 

Студент, изучивший дисциплину по выбору «Введение в педагогику» должен обладать следующими компетенция ми: общекультурными (ОК): -уметь использовать в профессиональной деятельности основные законы развития

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Виды учебной работы Объем (кол-во час.)
Аудиторная работа и контроль самостоятельной работы (всего) 32, в т.ч.
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Лабораторные занятия
Самостоятельная работа
Контроль самостоятельной работы
Экзамен
Общая трудоемкость

 

СЕМЕСТРЫ И ВИД ОТЧЕТНОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Семестр Форма итогового контроля (зачет, экзамен, контрольная работа)
    Экзамен  

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5.1. РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ФОРМЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Разделы, темы Лекции (кол-во час.) Семинарские (практические) занятия (кол-во час.) Самостоят. работа (кол-во час.)
Образовательная политика в России и за рубежом. Основные направления модернизации российского образования.
Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики.
Спектр педагогических профессий.
Общение как основа педагогической деятельности. Педагогическая культура.
Самостоятельная работа студентов как условие профессионального становления.
Источники педагогических идей. Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература.
Профессиональное становление педагога. Профессиональная компетентность педагога.
Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза. Карьера педагога.
Итого:

 

5.2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел ВОС Лекции(название и № темы) (кол-во час.) Семинарские (практические) занятия(название и № темы) (кол-во час.)
Образовательная политика в России и за рубежом. Основные направления модернизации российского образования. Основные направления модернизации российского образования. Особенности профессионально-педагогической деятельности учителя на современном этапе образования
Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики. Общая характеристика педагогической профессии,ее ценностные характеристики.Требования ФГОС ВПО к личности и профессиональной деятельности учителя (Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02. 2009 г. N 142; приказ Министерства образования и науки РФ от 22.03. 2010 г. N 200). Профессионально-личностные качества современного учителя. Ценностные ориентации учителя как системообразующий фактор саморазвития будущего специалиста.
Спектр педагогических профессий. Педагогические профессии и особенности деятельности учителей в условиях обновленной современной школы Профессионально-педагогическая деятельность учителя современной школы.  
Общение как основа педагогической деятельности. Педагогическая культура. Общение и педагогическая культура как основа педагогической деятельности. Общение как основа педагогической деятельности в условиях «нашей новой школы». Педагогическая культура.Профессиональное самопознание.
Самостоятельная работа студентов как условие профессионального становления. Самостоятельная работа, ее сущность, виды, формы организации и специфика. Культура самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов как условие профессионального становления. Формирование культуры самостоятельной работы.
Источники педагогических идей. Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература. Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература как средство мотивации на педагогическую деятельность. Источники педагогических идей как средство мотивации учителей на педагогическую деятельность.
Профессиональное становление педагога. Профессиональная компетентность педагога. Профессионально-педагогическая компетентность. Педагогическое мастерство и культура учителя.   Профессионально-педагогическая компетентность. Педагогическое мастерство и культура учителя.  
Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза. Карьера педагога. Индивидуальная образовательная траектория профессионального пути студента педагогического вуза. Карьера педагога-психолога посредством проектирования «Я-концепции творческого саморазвития». Ценностно-смысловая направленность образователь но-профессионального саморазвития студента. Проектирование карьеры педагога посредством «Я-концепции творческого саморазвития».
  Всего    

 

 

5.3 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ

 

№ п/п Тема и её содержание Интерактивные формы проведения Результаты обучения, формируемые компетенции
Лекции
Основные направления модернизации российского образования. 1.Понятие «образовательная политика». 2.Концепция модернизации Российского образования. 3.Основные направления модернизации. 4.Этапы и результаты модернизации. 5.Входной рейтинг-контроль, проверка остаточных знаний по смежным дисциплинам. лекция-дискуссия ОПК-1
Общая характеристика педагогической профессии,ее ценностные характеристики.Требования ФГОС ВПО к личности и профессиональной деятельности учителя (Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02. 2009 г. N 142; приказ Министерства образования и науки РФ от 22.03. 2010 г. N 200).

1. Понятие «педагогическая деятельность». Сущность педагогической деятельности. 2.Происхождение педагогической деятельности. 3.Непрофессиональная педагогическая деятельность. 4.Педагогическая деятельность как профессия. 5.Кто может заниматься профессиональной педагогической деятельностью? 6.Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности. 7.Ценностные характеристики педагогической деятельности.

лекция-презентация ОПК-1
Педагогические профессии и особенности деятельности учителей в условиях обновленной современной школы. 1.История становления образовательных учреждений — «школ» для профессиональной подготовки учителей-педагогов. 2. Современная система отечественного образования. Педагогические учебные заведения. 3.Понятия «профессия» и «специальность». Классификация профессий. 4.Профессиограмма педагога. проблемная лекция ОПК-1
Общение и педагогическая культура как основа педагогической деятельности. 1.Сущность педагогического общения. 2.Функции и средства общения. 3.Стили общения и стили педагогического руководства. 4.Педагогический такт. 5.Общение: наука и искусство. 6.Общая культура – условие профессионализма педагога. 7.Научная эрудиция, ценностные ориентации как составляющие педагогической культуры. 8.Этика и эстетика педагогического труда. 9.Педагогическое творчество и мастерство. бинарная лекция ОПК-1
Самостоятельная работа, ее сущность, виды, формы организации и специфика. Культура самостоятельной работы. 1.Сущность самостоятельной работы в вузе. 2.Виды самостоятельной работы студента и формы ее организации. 3.Специфика самостоятельной работы. 4.Культура самостоятельной работы. лекция с запланированными ошибками ОПК-1
Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература как средство мотивации на педагогическую деятельность. 1.Источники педагогических идей. 2.Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература как источники педагогического образования и средства мотивации на выбор профессии. лекция-презентация ОПК-1
Профессионально-педагогическая компетентность. Педагогическое мастерство и культура учителя. 1.Профессионализм учителя. 2. Профессиональное становление педагога. 3. Профессиональная компетентность педагога. 4.Педагогическое мастерство и культура учителя. проблемная лекция ОПК-1
Индивидуальная образовательная траектория профессионального пути студента педагогического вуза. Карьера педагога-психолога посредством проектирования «Я-концепции творческого саморазвития». 1.Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза. 2.«Я-концепция творческого саморазвития» и составляющие ее процессы самости. 3.Карьера педагога. 4.Профессионализм и саморазвитие личности педагога. 5.Обучение в вузе. лекция-рассуждение ОПК-1
  Семинарские занятия  
Особенности профессионально-педагогической деятельности учителя на современном этапе образования. 1.Положительные и отрицательные тенденции модернизации (мнемосхема — «лист сжатия»).

2.Словесно-логическое моделирование дефиниций «образовательная политика», «модернизация» (практическая работа со словарями в микрогруппах).

3.Подготовка таблицы «Основные направления модернизации Российского образования» (работа в парах).

4.Привести примеры модернизации образования на современном этапе из опыта обучения в образовательных учреждениях разного типа.

  дискуссия   презентация ОПК-7 ОПК-8 ОК-1    
Профессионально-личностные качества современного учителя. Ценностные ориентации учителя как системообразующий фактор саморазвития будущего специалиста. 1.«Открытый микрофон». Подготовить для обсуждения заметку о проблемах образования в школе, выделить в ней главные мысли; продумать и записать 3-4 вопроса для дискуссии по данной проблеме, изложенной в тексте заметки, высказать свою точку зрения. 2.Взять интервью у учителей школ, преподавателей института на одну из предложенных тем: «Какие трудности (проблемы) существуют у учителя, школы, системы образования на современном этапе развития общества»; «Каковы перспективы (возможности) учительской профессии». Сделать записи по результатам интервью — к занятию. 3. Написать эссе (2-3 страницы), рекомендуемые темы: Почему я выбрал (а) профессию учителя. Моя первая учительница. Портрет учителя. Как я готовил (а) себя к выбору профессии. Я и профессия учителя. Этюды об учителе. Мой идеал учителя. Учитель будущего. Учитель – самая высокая должность под Солнцем. Учитель – пастырь. Смысл отношений «пастыря» и «пасом ого». «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени». Учителями славится Россия! 4. Ответить на предложенные вопросы и выполните задания: Как Вы оцениваете роль учителя в современном обществе? Имеются ли, с Вашей точки зрения, противопоказания к профессии учителя (обоснуйте свой ответ).

Докажите, что продуктивность, качество труда и личность учителя во многом зависят от отношения к нему общества. Подберите поговорки, пословицы, высказывания и стихи об учителе и особенностях его труда. В чем видит специфику труда учителя В.А. Сухомлинский? О каких других особенностях труда учителя могли бы рассказать Вы? Что такое полифункциональность труда учителя? Как знание этого фактора проявляется в процессе профессиональной подготовки специалиста и стимулирует его саморазвитие? В чем состоит отличие предмета труда, орудий труда и продукта труда в профессии, например, столяра, токаря и учителя?

дискуссия размышление ОПК-8 ОК-1
Профессионально-педагогическая деятельность учителя современной школы. 1.Аналитическая справка. Какие типы образовательных учреждений были характерны для различных исторических периодов жизни человека, какие из них производят наибольшее впечатление и почему? 2.Приведите примеры профессий, относящихся к педагогическим. Докажите, что те или иные профессии имеют педагогические основы, хотя не являются собственно педагоги-чески ми. Что это за основы? 3.Из текстов художественной, публицистической, мемуарной литературы подберите отрывки, иллюстрирующие или доказывающие необходимость педагогу иметь те или иные блоки профессионально значимых качеств личности. 4.Определите свои профессиональные склонности, ответив на двадцать вопросов теста Е.А. Климова «Тест для оп ределения профессиональных склонностей». 5.Составьте анкету «Профессия – педагог». презентация ОПК-8 ОК-3 ОК-1
Общение как основа педагогической деятельности в условиях «нашей новой школы». Педагогическая культура. 1. Аналитическая таблица. Какие стили общения и руководства были присущи учителям школы, которую Вы окончили? 2.Опишите школьные ситуации, характеризующие учителей разного стиля общения и педагогического руководства. 3.Составьте рекомендации. Как, по Вашему мнению, можно преодолеть авторитарность педагогического руководства в образовательных учреждениях? 4.Эссе-размышление. -Как сказываются стили педагогического общения и руководства на результатах педагогической деятельности? 5.Общение — это наука или искусство? (обоснуйте свою позицию).

6.Заметки на полях. Какие этические нормы взаимоотношений педагога-психолога Вы считаете наиболее значимыми? 7. Инсценируйте и обсудите проблемную педагогическую ситуацию, раскрывающую трудности в отношениях: учитель — ученик; учитель-детский коллектив; педагог — родители; педагог — педагог; подросток-сверстники. 8. Кто автор этих строк и как вы их понимаете? : «Самая большая роскошь- это роскошь человеческого общения».

круглый стол размышление   ОПК-8 ОК-1
Самостоятельная работа студентов как условие профессионального становления. Формирование культуры самостоятельной работы. Культура самостоятельной работы. 1. Сущность самостоятельной работы в вузе. 2. Виды самостоятельной работы студента и формы ее организации. 3. Специфика самостоятельной работы. дискуссия   ОПК-7 ОПК-8 ОК-1  
Источники педагогических идей как средство мотивации учителей на педагогическую деятельность. 1.Поработайте со следующими педагогически ми изданиями так, чтобы заинтересовать ими группу с позиции совершенствования педагогического мастерства (работа в микрогруппах): журналы «Классный руководитель», «Воспитание школьников», «Развитие личности», «Народное образование», «Современные образовательные технологии» и др.; газеты «Первое сентября», «Учительская газета»и др. 2. Сочинение –эссе (Могут ли детективы (фантастика, «дамские» романы, эстрадные выступления, газетные публикации…) быть источником в педагогическом образовании? Зачем педагогу необходимо хобби? Обоснуйте свою позицию и др.). презентация реклама   ОПК-7 ОПК-8 ОК-1  
Профессионально-педагогическая компетентность. Педагогическое мастерство и культура учителя. 1.Работа в микрогруппах с психолого-педагогически ми словарями (профессионализм. профессиональное становление педагога, профессиональная компетентность педагога) и ведение личных психолого-педагогических словарей. 2.Интервью. «Научные интересы ваших преподавателей». 3.Выписать источники самообразования, которые используете, обучаясь в вузе. Каким образом можно было бы увеличить их число? Выписать те умения, которых Вам не хватает для успешного обучения. Каким образом можно их приобрести? Чему бы Вы хотели научиться у окружающих? У кого именно? 4.Эссе-размышление «Учитель – не профессия, а образ жизни». 5.Каким образом связаны педагогическая профессиональная компетентность, педагогическое мастерство и педагогическая культура педагога? (таблица сравнений) дискуссия размышление ОПК-7 ОПК-8 ОК-1  
Ценностно-смысловая направленность образователь но-профессионального саморазвития студента. Проектирование карьеры педагога посредством «Я-концепции творческого саморазвития». 1. Составить кластер. Как вы оп ределяете для себя понятие «жизненный успех»? 3.Эссе-размышление. Почему некоторые люди не придают значения тому, как они выглядят? Как это сказывается на их профессиональном продвижении? 4.Составьте план действий на ближайший год. Какие результаты хотите получить по его окончании? 5.Опишите, как представляете себе человека, имеющего оптимальный имидж. 6. Проектирование карьеры педагога посредством «Я-концепции творческого саморазвития»(ее когнитивная составляющая – это представление о себе, наборе личностных характеристик для творческого саморазвития; оценочная – самооценка способностей и возможностей креативной деятельности в выбранной профессии; поведенческая – реализация себя в разных видах творческой деятельности).

7. Электронные портфолио творческих проектов, структура.

презентация ОК-1 ОК-3 ОПК-7 ОПК-8  

 

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

№ п/п Название раздела, темы Самостоятельная работа студентов Формы контроля
Кол-во часов Задания, выносимые на самостоятельную работу Сроки выполнения
Образовательная политика в России. Основные направления модернизации российского образования. 1. Составьте таблицу «Положительные и отрицательные тенденции модернизации образования» 2.Проведите исследование на тему «Мой идеал учителя». 3. Общая характеристика педагогической профессии Первая неделя Вторая неделя     Проверка таблиц   Презентация результатов
Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики. 1.Проведите исследование на тему: «Какие профессионально-личностные качества недостаточно выражены у современного учителя?» 3. Профессиональная деятельность и личность учителя. 4. Проектирование карьеры педагога посредством «Я-концепции творческого саморазвития»в процессах самости (самопознание, самопрограммирование, самовоспитание, самообучение, самосовершенствование, самоанализ, само коррекция и само позиционирование).

 

Третья неделя   Проверка конспекта Презентация результатов и «Я-концепции творческого саморазвития».  
Спектр педагогических профессий. 1. Поработайте с текстом манифеста «Человек свободный». По тексту: Определите, чем вызвана потребность в его появлении? Какие духовные ценности он отражает? Определите позицию авторов манифеста. Дайте характеристику адресата манифеста. Определите ключевые понятия манифеста и назовите их существенные признаки. Сформулируйте сверхзадачу манифеста и тезис манифеста (сначала найдите оп ределение тезиса).

2. Электронные портфолио творческих проектов, структура.

Четвертая неделя   Дискуссия    
Общение как основа педагогической деятельности. Педагогическая культура. 1.Разработайте модель личности выпускника вашего профиля в соответствии с ФГОС ВПО. 2.Составьте блок-схему по теме: «Педагогическое общение», «Педагогическая культура». Пятая неделя     Проверка модели Собеседование    
Самостоятельная работа студентов как условие профессионального становления. 1.Составьте программу по развитию самостоятельности в форме «Письма самому себе». 2. Поработать с текстом «Заповеди левой и правой руки». Определить, в какой степени Вы принимаете те или иные заповеди и почему? Какие учителя чаще встречались Вам в школе? На какие ценности Вы будете ориентировать себя при подготовке к педагогической деятельности? Шестая неделя   Конверт с письмом. Дискуссия  
Источники педагогических идей. Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература. Подготовить и обосновать эмблему педагогической профессии. Какие педагогические позиции стали для Вас значимыми, ценностными? Какие собственные позиции пересмотрены? Обоснуйте позицию: педагогическая деятельность – атрибут человеческой культуры. «Учителем ремесла» (учу тому, что умею делать сам) или «учителем жизни» (человеком, имеющим право, помогать другим, правильно жить на свете) Вы хотели бы стать? Какова разница в индивидуальном образователь ном маршруте при движении к таким разным целям? Седьмая неделя   Презентация результатов творческой работы
Профессиональное становление педагога. Профессиональная компетентность педагога. Придумайте монолог по теме «Педагогические ценности». Выступите с ним перед группой. Условия выполнения работы: ­ монолог оптимистичен; ­ он задает веер проблем для размышления; ­ время выступления 3-5 минут; ­ содержание выступления должно привлечь аудиторию. Восьмая неделя     Презентация результатов
Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза. Карьера педагога. Какими были Ваши личностные смыслы в начале изучения курса и по его завершении? Менялись ли Ваши ценностные ориентации по ходу освоения данного курса? Какие цели-ценности в работе над собой четко обозначились? Какие способы учебной работы были востребованы в ходе занятий? В чем смогли реализовать себя по ходу занятий? Какое занятие заставило в большей степени задуматься и над чем? Какие общие учебные умения развивались в ходе занятий? Над развитием, каких качеств на занятиях помогли задуматься Вам предложенные задания? Какие аксиологические приоритеты были в начале изучения курса и по его завершении? Девятая неделя     Беседа  
  Итого:      

СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Основными формами текущего и итогового контроля являются: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов с литературой, творческие и самостоятельные задания. Форма промежуточного контроля – работа с электронным портфолио творческих проектов, проектирование «Я-концепции творческого саморазвития» будущих педагогов, использование диалоговых методов, форм и средств, способствующих интенсификации процессов самости, совершенствованию образователь ной деятельности и саморазвитию будущих педагогов в разных видах творческой деятельности.

Текущий контроль.

Формы контроля:проверочные материалы по дисциплине, презентации, эссе, собеседование,электронные портфолио творческих проектов и их защита.

Итоговый контроль.

Форма контроля: экзамен (по предложенным вопросам, 1 вопрос и защита порфолио).

Вопросы к экзамену в 1 семестре.

Образовательная политика в России.

Основные направления модернизации.

3. Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики.

Профессиональная компетентность педагога.

Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности.

Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога.

Источники педагогических идей.

8. Современная система отечественного образования: стратегия развития.

Педагогические учебные заведения.

Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза.

Карьера педагога.

12. Возникновение и становление педагогической профессии.

  1. Особенности педагогической профессии.
  2. Требования к личности учителя.
  3. Учитель как субъект педагогической деятельности.
  4. Профессионально-значимые качества личности педагога.
  5. Сущность и структура педагогической деятельности.
  6. Основные виды педагогической деятельности.
  7. Функции педагогической деятельности.
  8. Общая и профессиональная культура учителя.
  9. Коммуникативная культура учителя.
  10. Общие и педагогические способности.
  11. Сущность и структура профессиональной компетентности учителя.
  12. Содержание теоретической готовности учителя.
  13. Содержание практической готовности учителя.
  14. Педагогическое мастерство.
  15. Педагогическое творчество.
  16. Образование как основная сфера педагогической деятельности.
  17. Профессионально-педагогическая направленность и педагогическое призвание.
  18. Этапы профессионального становления учителя.
  19. Карьера педагога.

 

Образец билета на экзамен

  Образец билета на экзамен

Образовательная политика в России.

2. Портфолио творческого проекта и его защита (электронный вариант, тема по выбору, из предложенных выше вопросов к экзамену, по выбору студента) и т.д.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

№ п/п Наименование (автор, название) Год издания Наличие в библиотеке (кол-во экз.) Примечание
Основная литература  
Борытко Н.М., Саловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика  
Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для вузов/А.С.Роботова,Т.В.Леонтьева,И.Г.Шапошникова и др. / Под ред.А.С.Роботовой. — Издание 4-е,пере раб. — М. : Академия, 2007. — 219с.  
Лапина, О.А. Введение в педагогическую деятельность [Текст] : учебное пособие для вузов / О. А. Лапина, Н. Н. Пядушкина. — М. : Академия, 2008.-157с.  
Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность  
Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность : Теория и практика:Учебное пособие для вузов / Н. Н. Ники тина, Н. В. Кислинская. — 3-е изд.,стереотип. — М. : Академия, 2007. — 223с.  
Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность : Теория и практика:учебное пособие для вузов / Н. Н. Ники тина, Н. В. Кислинская. — Изд.4-е,стер. — М. : Академия, 2008. — 223с  
Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность : Практикум:учебное пособие для вузов / А. А. Орлов, А. С. Агафонова. — Изд.2-е,стер. — М. : Академия, 2007. — 256с.  
Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность [Текст] : Практикум / А. А. Орлов, А.С.Агафонова. — Изд.3-е,стер. — М. : Академия, 2008. — 255с.  
Сластенин, В.А. Педагогика : Учеб. пособие для студ. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; Под ред. В.А. Сластенина. – 4-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 576 с.  
Дополнительная литература  
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике  
Андриади И.П. Основы педагогического мастерства  
Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя  
Закон Российской Федерации «Об образовании»  
Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество  
Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя  
Маркова А.К. Психология труда учителя  
Свадковский И.В. Введение в педагогику  
Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности  
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»    
Методические пособия, рекомендации  
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2000.  
Словарь-справочник по педагогике/ Авт.-сост. В.А. Мижериков, под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004.  
Современный словарь по педагогике. / Сост. Рапацевич Е.С. – МН.: «Современное слово», 2001.  
Программное обеспечение и интернет-ресурсы
http://www.inter-pedagogika.ru/shapka.php?sect_type=111&menu_id=97&alt_menu=-1&page=1      
www. manpo.ru журнал «Педагогическое образование и наука», №5. 2009 год      
http://www.pedlib.ru/Books/1/0158/1_0158-1.shtml Введение в научно-педагогическое исследование Брызгалова С.И.      
http://www.pedlib.ru/Books/1/0171/index.shtml      
http://psylist.net/obh/00160.htm структура личности      
http://psylist.net/promet/ проективная техника методики      
http://psylist.net/stimulmat/ стимульный материал, методики      
все разделы педагогики!!!!!      
http://psylist.net/praktikum/metvcen.htm практикум      
http://psylist.net/pedagogika/pednay.htm понятие о педагогике как науке      
http://www.inter-pedagogika.ru/shapka.php?sect_type=111&menu_id=69&alt_menu=-1&page=1      
     

(включая источники на электронных носителях, базы информационных ресурсов)

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОГРАМНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование Кол-во Форма использования Ответственный
Кабинет педагогики
Мультимедийный комплекс (портативный переносной проектор, ноутбук, настенный экран) Демонстрация материалов лекций, семинарских, практических занятий, учебных и научных видео программ Роккель О.Г., заведующая кабинетом педагогики
Телевизор с дисководом Демонстрация материалов лекций, семинарских, практических занятий, учебных и научных видео программ Роккель О.Г., заведующая кабинетом педагогики
Сетевой сервер Организация дистанционной формы обучения, контакт студента с тьютором, доступ к образовательным ресурсам Роккель О.Г., заведующая кабинетом педагогики
Персональные компьютеры Доступ к образовательным ресурсам во время самостоятельной работы студентов, работа с мультимедийными материалами на практических занятиях Роккель О.Г., заведующая кабинетом педагогики  
Компьютерные программы Доступ к образовательным ресурсам, демонстрация материалов лекций и практических занятий Роккель О.Г., заведующая кабинетом педагогики
Сборники тренировочных тестов по педагогическим дисциплинам На практических занятиях Роккель О.Г., заведующая кабинетом педагогики
Комплект раздаточных материалов На практических и лабораторных занятиях Роккель О.Г., заведующая кабинетом педагогики
           

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ

ПО ВЫБОРУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

 

«Введение в педагогику» — это дисциплина по выбору студента, где формирование их учебной деятельности является приоритетной задачей.

Раскрытие данного курса и его изучение осуществляется на:

1 этапе — аудиторная работа студентов под руководством преподавателя на лекциях и семинарских занятиях;

2 этапе — самостоятельная работа студента, в ходе которой формируется педагогическое самосознание и готовность к самореализации в познавательной деятельности и в будущей профессиональной деятельности.

Дисциплина по выбору студента «Введение в педагогику» заканчивается для студентов экзаменом, форма которого включает один теоретический вопрос по содержанию курса и презентацию электронного портфолио.

Разработка и защита портфолио по дисциплине

 

«Портфолио» (в широком смысле) – это способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений студентов в оп ределенный период обучения.

«Портфолио» («портфель») – выполняющий роль индивидуальной накопительной оценки в рамках курса (дисциплины), блока и (или) блоков дисциплин совокупность сертифицированных (документированных) индивидуальных учебных достижений студента.

Портфолио представляет собой своеобразную «зачётную книжку» студента, в которой содержится информация об индивидуальной учебной активности студента и его достижениях за оп ределённый срок обучения.

Сущность портфолио заключается в организации накопления, отбора, анализа, продуктов учебно-познавательной деятельности студентов, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (литература, интернет, преподаватели и т.д.).

Целями заполнения портфолио являются: развитие умений работать с различными информационными источниками, отбирать и анализировать их; формирование умений планирования учебно-познавательной деятельности; развитие умений рефлексивной деятельности; развитие способности студентов к ценностно-смысловому самооп ределению по отношению к интересующим их проблемам историко-педагогического знания.

Предлагаемый вид портфолио относится к тематическому портфолио (в зависимости от содержания) или портфолио-отчету (в зависимости от целевого назначения).

Портфолио заполняется студентом самостоятельно. Портфолио выполняется в отдельной папке с титульным листом и содержанием (см. приложение 1).

Целесообразно портфолио представлять на проверку в компьютерном варианте вместе с диском RW (шрифт: Times New Roman; кегель: 12; интервал: 1,5; поля: верхнее – 20, нижнее – 20, правое – 10, левое – 30мм; форматирование по ширине.).

Структура портфолио состоит из 7 разделов:

1. «Портрет автора портфолио»;

2. «Портрет педагога»;

3. «Письменные работы»;

4. «Сравнительная таблица»;

5. «Информация к размышлению»;

6. «Стена гласности»;

7. «Мои достижения».

Портфолио также должен содержать список литературы, который не оценивается.

В разделе «Портрет автора портфолио» автор имеет возможность представить себя любым доступным для этого способом – эссе, сочинение, фотографии, рисунки и т.д. Общий объем раздела может составлять 1–2 страницы.

В разделе «Портрет педагога» студент представляет информацию о педагоге – нравственном образце для себя, используя различные источники (статьи, монографии, учебные пособия, интернет-ресурсы и т.д.).

Объем раздела может составлять до 15-20 страниц, изложение в свободной форме. В тексте раздела в обязательном порядке необходимы ссылки на источник информации. Например, [5, с. 22 – 40].

В разделе «Письменные работы» студент представляет письменные работы, выполненные по данному курсу.

В разделе «Сравнительная таблица» представляется таблица сравнения своих педагогических взглядов на выбранную профессию и не менее двух педагогов (на выбор).

Общий объем раздела может составить 1-2 страницы.

Пример таблицы:

 

  Мои взгляды на профессию учителя   Педагог ФИО   Педагог ФИО
     
     
     

 

В разделе «Информация к размышлению» студент представляет цитаты педагогов, интересные идеи педагогов и т.д. Общий объем раздела может составлять 1-2 страницы. Данный раздел целесообразно представлять в виде таблицы.

В тексте раздела в обязательном порядке необходимы ссылки на источник информации. Например, [5, с. 22].

Пример таблицы

 

Цитата Комментарии. Почему эта цитата привлекла мое внимание?
1.  
2.  
3.  
N.  

В разделе «Стена гласности» студент может сформулировать свои пожелания, замечания, предложения преподавателю по организации занятий, отбору материала, способу оценки и т.д. Общий объем раздела может составить до 0,5 – 1 стр.

В разделе «Мои достижения» студент проводит анализ того, что он узнал нового, чему научился, что хотел бы изучить дополнительно, что оказалось полезным, что удивило, с чем он не согласен и т.д. Данный раздел целесообразно представлять в виде таблицы. Общий объем раздела должен составлять 1- 2 страницы.

Последний срок сдачи портфолио – последнее практическое занятие по курсу в каждой подгруппе.

В качестве критериев оценки были выбраны следующие показатели:

­ оригинальность, творческий подход к оформлению;

­ наличие обоснованных, доказательных и самостоятельных суждений, выводов автора портфолио, наличие всех обязательных разделов портфолио;

­ структурированное представление теоретических материалов, владение теоретической и библиографической базой по рассматриваемым вопросам;

­ оформление портфолио.

«Портфолио» (в широком смысле) – это способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений студентов в оп ределенный период обучения. «Портфолио» («портфель») – выполняющий роль индивидуальной накопительной… Портфолио представляет собой своеобразную «зачётную книжку» студента, в которой содержится информация об…

Рекомендации по презентации портфолио

Целями презентации портфолио выступают: развитие умений само презентации, представления выполненной работы; развитие умений отвечать на поставленные вопросы, логично и последовательно выстраивать выступление. Презентация портфолио организуется на предпоследнем и последнем практическом занятии в каждой подгруппе. Для презентации портфолио студент может подготовить разнообразный наглядный, раздаточный материал (схемы, таблицы, графики, портреты и т.д.).

Форма презентации может быть разнообразной, в зависимости от желания и возможности студентов. При подготовке презентации портфолио студенту рекомендуется ответить на ряд вопросов, а именно:

1. Что нового (интересного) я узнал (а) о профессии учителя при выполнении портфолио?

2. Какие вопросы возникли у меня при выполнении портфолио?

3. Что оказалось положительным, отрицательным, интересным?

4. Что хотелось бы изучить более подробно?

5. Какие советы, рекомендации я могу дать сокурснику по выполнению портфолио и т.д.?

Ответы на эти вопросы могут составлять логику презентации портфолио студентов, по времени (6-8 минут).

Презентация портфолио оценивается в рамках балльно-рейтинговой системы (100×0,05 = 5) по следующим показателям:

1. Способность сформулировать собственные обоснованные, аргументированные оценочные суждения;

2. Ответы на дополнительные вопросы;

3. Владение культурой речи;

4. Владение теоретической и библиографической базой по рассматриваемым вопросам.

1. Что нового (интересного) я узнал (а) о профессии учителя при выполнении портфолио? 2. Какие вопросы возникли у меня при выполнении портфолио? 3. Что оказалось положительным, отрицательным, интересным?

Критерии оценки портфолио

Разделы портфолио Степень полноты и глубины Весовой коэффициент Сумма баллов
Высокая 2 балла Средняя 1 балл Низкая 0 баллов
Портрет автора портфолио        
Портрет педагога – нравственного образца для студента        
Письменные работы        
Сравнительная таблица        
Информация к размышлению        
Стена гласности        
Мои достижения        

Критерии оценки «Портфолио»

Выделены три уровня раскрытия теоретического материала, представления собственных аргументированных и самостоятельных суждений, а также порядок оформления портфолио.

Высокий уровень оценивается 2 баллами:

Теоретический материал раскрывается полно, логично и последовательно, автор структурировано представляет подробную характеристику рассматриваемого вопроса (педагогические позиции, теоретические воззрения, причины, повлиявшие на успех взглядов (акмеоаспект) с привлечением разнообразных источников;

В разделе представлены самостоятельные оценочные суждения, выводы, автора портфолио;

Автор портфолио демонстрирует владение культурой речи.

Средний уровень оценивается 1 баллом:

Материал раскрывается достаточно полно без использования разнообразных источников, автор испытывает затруднения в формулировке обоснованных, доказательных оценочных суждений; не достаточно владеет умениями культуры речи.

Низкий уровень оценивается в 0 баллов:

Теоретический материал раскрывается не полно, без обоснований, без использования разнообразных источников;

автор не способен сформулировать собственные обоснованные и доказательные оценочные суждения; культура речи требует основательного совершенствования.

Каждый раздел «ПОРТФОЛИО» имеет свой весовой коэффициент в зависимости от его важности. Балл за каждый раздел получается путем умножения балла соответствующего уровня на соответствующий весовой коэффициент. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 100. Результирующая оценка (балл) за портфолио получается путем умножения суммы баллов на коэффициент важности задания (100×0,2 = 20).

Выделены три уровня раскрытия теоретического материала, представления собственных аргументированных и самостоятельных суждений, а также порядок… Высокий уровень оценивается 2 баллами: Теоретический материал раскрывается полно, логично и последовательно, автор структурировано представляет подробную…

Проверочные измерительные материалы по дисциплине

«Введение в педагогику»

(1 курс, 1 семестр)

Вариант I.

Уровень выше среднего

1 вопрос. Какие виды деятельности (компоненты) составляют структуру педагогической деятельности?

1. Конструктивная.

2. Организаторская.

3. Управленческая.

4. Содержательный компонент.

5. Коммуникативная.

6. Целевой компонент.

2 вопрос. Назовите мотивы выбора педагогической профессии.

1. Интерес к учебному предмету.

2. Стремление посвятить себя воспитанию детей.

3. Осознание педагогических способностей.

4. Желание иметь высшее образование.

5. Стремление к материальной обеспеченности.

6. Любовь к детям.

7. Желание уважительного отношения окружающих.

8. Что бы Вы еще отметили в качестве мотива выбора педагогической профессии?

 

Уровень средний

1 вопрос. Выберите основания для дифференциации педагогических специальностей.

1. Отношения педагога и объекта его деятельности.

2. Различные предметные области знаний.

3. Возрастные периоды развития личности.

4. Отношения между учителем и учащимися.

5. Особенности развития личности.

6.По видам педагогической деятельности.

2 вопрос. Выберите виды умений, входящих в состав практической готовности учителя:

— организаторские,

— управленческие,

— коммуникативные,

— рефлексивные,

— проективные.

Уровень ниже среднего

1 вопрос. Какое оп ределение понятия «преподавание» является правильным?

1. Преподавание – это деятельность учителя по организации процесса обучения.

2. Преподавание – это вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.

2 вопрос. В чем проявляются особенности педагогической профессии?

1. В гуманистической функции.

2. В управленческой функции.

3. Педагогическая деятельность носит коллективный характер.

4. В коммуникативной функции.

5. Педагогическая профессия носит творческий характер.

 

КЛЮЧИ:

Уровень выше среднего

1. Ответ: 1, 2, 5.

2. Ответ: 1, 2, 3, 6, 7.

 

Уровень средний

1. Ответ: 2, 3, 5.

2. Ответ: организаторские, коммуникативные.

 

Уровень ниже среднего

 

1. Ответ: 2

2. Ответ: 1, 3, 5.

Вариант II.

Уровень выше среднего

 

1 вопрос. Перечислите этапы и способы профессионального самовоспитания учителя

2 вопрос. Перечислите умения, входящие в теоретическую готовность учителя.

Уровень средний

1 вопрос. Предметом и продуктом педагогической деятельности является

а) организация учебно-воспитательного процесса;

б) личность ребенка и ее гармоничное развитие

в) деятельность учителя.

2 вопрос. Установление психологического контакта с классом, способствующего эффективной передаче и восприятию информации, проявляется в

1. коммуникативных умениях учителя;

2. организаторских умениях учителя;

3. конструктивных умениях учителя.

Уровень ниже среднего

1 вопрос. Чем отличается профессиональная педагогическая деятельность от непрофессиональной?

1. Наличием целевой программы воспитания.

2. Специальным образованием воспитателей.

3. Специально-организованным учебно-воспитательным процессом.

2 вопрос. Как долго идет процесс профессионального становления?

1. Обучение в вузе

2. Первые годы профессиональной деятельности.

3. Все годы профессиональной деятельности.

 

Ключи

Уровень выше среднего

1. Ответ: 1 этап – самопознание: самонаблюдение, сравнение себя с другими, самоанализ, самооценка.

2 этап – самопрограммирование: составление планов, обязательств.

3 этап – само воздействие: самоконтроль, самоотчет, само инструкция, само ободрение и др.

2. Ответ: аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные.

 

Уровень средний

1. Ответ: 2.

2. Ответ: 1.

 

Уровень ниже среднего

1. Ответ: 3

2. Ответ: 3.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

 

Доминантой в педагогическом процессе является опора на следующие методологические подходы: холистический, системный, синергетический, деятельностно-творческий, компетентностный и аксиологический, обеспечивающие целостное изучение личности, формирование субъект-субъектных отношений, реализацию индивидуальной траектории подготовки будущих педагогов-психологов посредством проектирования
«Я-концепции творческого саморазвития» и трансформации когнитивной парадигмы в ценностно-смысловую.

Дисциплина по выбору студента «Введение в педагогику» базируется на принципах фундаментализации, культуросообразности, междисциплинарного взаимодействия различных областей знания.

При изучении курса широко используются межпредметные связи с философией, педагогикой, психологией, социально-политической историей, мировой художественной культурой, историей религии, этикой, историей литературы, этнопедагогикой и др.

Дисциплина по выбору студента «Введение в педагогику» имеет большое значение для подготовки будущего педагога-психолога, для формирования его аналитического мышления, взглядов и убеждений. Изучая эту дисциплину, студенты овладевают знаниями и умениями необходимыми для их самооп ределения в многообразии образовательных теорий и практических наработок, для выбора собственного индивидуального пути саморазвития и использования личного опыта в конкретной деятельности в качестве педагога-психолога.

Преподавателю рекомендуется давать теоретический материал в традиционной форме и в лекционных занятиях использовать презентации, как педагога, так и студентов. Традиционные формы лекций чередовать с диалоговой, дискуссионной формами и постановкой проблемы, которую необходимо решать.

На лекционные занятия выносятся наиболее общие теоретические вопросы педагогики, которые обеспечивают целостное понимание основных закономерностей развития педагогической мысли и культуры, закладывают научные и методологические основы для самостоятельной работы бакалавров.

Семинарские занятия способствуют осмыслению ведущих педагогических парадигм образования, формированию аналитических умений на основе сравнительных характеристик различных педагогических взглядов и течений. На семинарах у студентов вырабатывается аргументированная, личностно-рефлексивная позиция в оценке основных особенностей педагогической культуры будущего специалиста, его психолого-типологических качествах.

Практические занятия на семинарах необходимо проводить с элементами интерактивных технологий: групповая деятельность, проектирование, сюжет но-ролевая игра. Рекомендуется на лекциях и практических занятиях проводить тестирование по итогам занятий изученных тем и проводить рейтинг проведенного занятия. Привлекать студентов к разработке некоторых практических занятий, а также давать возможность выступать в роли педагога.

С целью мотивации педагогов-психологов на активную и творческую учебно-исследовательскую деятельность, заинтересованности их в изучении содержания предмета реализуется балльно-рейтинговая оценка знаний.

Автор реализует разные виды учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы: конспектирование, рецензирование, собеседование по вопросам, опрос студентов по тестовым заданиям, в том числе, в электронном варианте; балльно-рейтинговую систему оценивания знаний студентов; инновационные информационные и коммуникативные методы обучения.

Методы, приемы и средства обучения, которые реализуются при изучении дисциплины: работа в микрогруппах; приемы: работа с текстом, мнемосхемы (листы сжатия), презентации в Power Point, работа в экспертных группах; групповое взаимодействие; мини-сообщения; групповая работа: работа с текстом, анализ таблицы, составление устной аннотации; презентация докладов; методика «экспертиза», библиографический метод и др.

Содержание дисциплины по выбору студента реализуется с учетом таких современных тенденций в образовании как глобализация, интернационализация, гуманизация, демократизация, профессиональная подготовка и практико-ориентированная направленность.

 

Количество часов очной формы обучения студентов соответствует ГОСТу и разделу ВОС – 144 часа.

 

Автор программы Михальцова Л.Ф.

 

доцент, к.п.н.

 

2. Ответ: 3.