Федеральное агентство по образованию
ФГОУ СПО «Комсомольский-на-Амуре
техникум информационных технологий и сервиса»
Профессиональная этика и психология делового общения
Методические указания и контрольные задания
для студентов- заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования
по специальности 100108 «Парикмахерское искусство»
2008
Рассмотрено кафедрой Социально-гуманитарных дисциплин ___________зав. кафедры Ковалева Л.А. «_____»_____________2007 г. |
Методические указания составлены в соответствии с примерной (рабочей) программой по дисциплине Профессиональная этика и психология делового общения по специальности 100108 «Парикмахерское искусство» (кем, дата, подпись) |
Составитель: Редактор: |
Пелевина Г.И., преподаватель Комсомольского-на-Амуре техникума информационных технологий и сервиса |
Рецензенты: |
Содержание
1. Введение
2. Требования к оформлению работы
3. Примерное содержание учебной дисциплины
4. Варианты контрольной работы
5. Вопросы к зачету
6. Рекомендуемая литература
1. Введение
Данная дисциплина призвана помочь студентам преодолеть стереотипы командно-административного типа мышления, выработать умение руководить людьми, способность анализировать любые самые сложные деловые ситуации, не бояться новизны решений, помочь даже из негативного опыта извлекать позитивные выводы, приучить к постоянному самоанализу и объективной оценке своих действий и окружающих людей. Особое внимание обращено на саму форму предпринимательского поведения, на различные аспекты общения.
Эта дисциплина тесно связана с такими науками, как философия, социология, история, социальная психология, менеджмент, но обладает своей спецификой: не только дает полезные советы современному предпринимателю в области общения, но и объясняет, почему он должен так себя вести, учитывая особенности той социальной сферы, в рамках которой происходит реальное деловое общение.
В ходе выполнения контрольной работы студент самостоятельно работает с учебными источниками, выбирает и осмысливает материал, определяет собственную точку зрения. Автор контрольной работы должен продемонстрировать умение систематизировать материал в соответствии с логикой выбранной темы.
2. Требования к оформлению контрольной работы:
1) Объем контрольной работы должен составлять 20-24 страницы рукописного текста или 8-10 страниц машинописного или компьютерного текста (формат А4, шрифт – 12, интервал – 1,5).
2) Работа предваряется планом, изложение каждого вопроса заканчивается выводом, работа завершается списком литературы;
3) Контрольная работа должна быть сдана в учебную часть в соответствии с графиком до начала сессии.
4) В случае неудовлетворительного выполнения домашняя контрольная работа должна быть переделана в установленные сроки.
5) Номер темы работы определяется последней цифрой индивидуального номера студента (определяется по групповому журналу).
3. Примерное содержание учебной дисциплины
1. Понятие этики как науки и явления духовной культуры. Категории этики: этика и мораль, нормы и традиции, нравственность, совесть, долг.
Понятие правильного и неправильного общения. Кодекс поведения культурного делового человека. Установление контакта в общении и выход из него.
Вопросы для самоконтроля:
1) Когда не следует входить в контакт с партнером по общению?
2) От чего зависит выбор технологии общения?
3) Как следует устанавливать контакт?
2. Профессиональная этика в сфере сервиса и её составляющие. Профессиональное поведение.
Единство общения и деятельности. Принципы взаимоотношений в совместной деятельности. Приемы делового общения с руководителем, коллегами, подчиненными.
Вопросы для самоконтроля:
1) Как провести беседу при приёме на работу, увольнении, сокращении?
2)Каковы принципы взаимоотношений с руководителем?
3. Этика общения работников с потребителями услуг: социальная роль и профессиональное поведение работника контактной зоны, методика обслуживающей деятельности, стиль обслуживания, школа обслуживания.
Основные категории и уровни делового общения. Анализ и оценивание актов делового общения по основным компонентам.
Вопросы для самоконтроля:
1)Каковы функции делового общения?
2)Каковы элементы структуры делового общения?
4) Понятия «этика», «деловой этикет», «служебный этикет». Нормы, и правила современного этикета. Невербальный этикет, речевой этикет, деловой протокол.
Понятие цели делового общения. Роль интересов, потребностей и мотивов общения. Анализ и оценивание информации о партнёре общения на основе наблюдения.
Вопросы для самоконтроля:
1)Каковы психологические особенности делового общения?
2)Как нужно правильно слушать?
5) Общая культура речи, культура телефонного общения и деловой переписки
Вербальные и невербальные средства общения. Механизмы идентификации. Подражания, внушения, убеждения, психического заражения. Язык жестов. Приёмы передачи информации.
Вопросы для самоконтроля:
1)Каковы средства передачи информации?
2)Что передают невербальные средства информации деловому партнёру?
6) Личность как объект изучения психологии. Психологическая структура личности. Темперамент. Характер.
Понятие человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Особенности темперамента, типы нервной системы, интроверсии, экстраверсии. Индивидуальная манера поведения при общении.
Вопросы для самоконтроля:
1)Чем различаются понятия индивид, личность, субъект деятельности?
2)Что такое темперамент человека?
3)Чем различаются интроверты и экстраверты?
7) Психология работника обслуживания. Личность работника сферы сервиса, личность потребителя услуг.
Коммуникативные качества. Коммуникативные барьеры делового общения. Деловое общение как обмен информацией.
Вопросы для самоконтроля:
1)Каковы барьеры в передаче информации?
2)Как установить обратную связь?
3)Наиболее эффективные формы делового общения?
8)Внешний облик работника сферы сервиса, внешний вид, манера поведения, мимика, жесты. Имидж и его компоненты.
Основные характеристики и этапы взаимодействия. Конкуренция. Сотрудничество. Партнерство. Дружба. Приёмы управления и контроля за поведением других.
Вопросы для самоконтроля:
1)Каковы приёмы «открытого» и «закрытого» общения?
2)Позиции трансакционного анализа?
3)Перечислите основные приёмы психологического воздействия и самовоздействия.
9) Понятие и виды общения. Деловое общение и его особенности в сфере сервиса. Средства общения. Психологические аспекты делового общени я.
10) Роль восприятия в процессе общения. Понимание в процессе общения
Общение как взаимодействие. Факторы, определяющие эффективность делового общения.
Структура и механизмы восприятия. Сигналы и каналы восприятия. Эмоции. Определение параметров восприятия по источнику информации.
Вопросы для самоконтроля:
1)Механизмы восприятия в межличностном общении (идентификации, эмпатия, рефлексия)?
2) Механизм восприятия в межгрупповом общении?
3) Что влияет на ошибочный выбор стереотипа?
11) Психологические основы и принципы ведения переговоров, партнерской беседы
Содержание процессов познания и самопознания: Единицы анализа структуры личности, психических процессов. Методы самодиагностики и сбора информации о других.
Вопросы для самоконтроля:
1) Каковы единицы анализа структуры личности?
2) В чем психологические особенности познания и самопознания?
12) Понятие конфликтной ситуации и конфликта. Структура и динамика конфликта
Классификация видов и типов делового общения. Основные техники делового общения. Понятие манипуляций. Понятие механизмов психологической защиты.
Вопросы для самоконтроля:
1) В чем отличие техник взаимодействия и общения от манипуляций?
2) Особенности проведения бесед, переговоров, совещаний?
3) Техника телефонного разговора?
13) Методы профилактики и приемы регулирования конфликтных ситуаций
Основные характеристики стилей общения. Этика и манера поведения в деловом общении. Стили поведения и манеры делового общения.
Вопросы для самоконтроля:
1) Как выстроить манеру поведения в зависимости от конкретной ситуации и цели делового общения?
2) Каковы этические принципы делового общения?
14) Понятие группы. Вид группы. Состав и структура социальных групп.
Понятие конфликта, экстремальных и нестандартных ситуаций в деловом общении. Понятие агрессии. Поведение в нестандартных и конфликтных ситуациях. Цели конфликта, мотивация и потребности «конфликтоносителей».
Вопросы для самоконтроля:
1) Какова структура и основные этапы конфликта?
2) Виды (типы) конфликтов?
3) Основные тактики поведения в конфликте?
15) Понятие морально-психологического климата; механизмы формирования
Структурный анализ конфликта. Посредничество в конфликте. Техники упреждения и разрешения конфликтных ситуаций. Методы психологической защиты в конфликте.
Вопросы для самоконтроля:
1) Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации?
2) Характерные черты конфликтной личности?
3) Способы разрешения конфликта?
Варианты домашней контрольной работы по дисциплине
Вариант 1
1) Этика общения работников с потребителями услуг: социальная роль и профессиональное поведение работника контактной зоны, методика обслуживающей деятельности, стиль обслуживания, школа обслуживания.
2) Понятие морально-психологического климата; механизмы формирования
Вариант 2
1) Профессиональная этика в сфере сервиса и её составляющие. Профессиональное поведение.
2) Понятие группы. Вид группы. Состав и структура социальных групп.
Вариант 3
1) Понятия «этика», «деловой этикет», «служебный этикет». Нормы, и правила современного этикета.
2) Психологические основы и принципы ведения переговоров, партнерской беседы.
Вариант 4
1) Личность как объект изучения психологии. Психологическая структура личности. Темперамент. Характер.
2) Общая культура речи, культура телефонного общения и деловой переписки.
Вариант 5
1) Внешний облик работника сферы сервиса, внешний вид, манера поведения, мимика, жесты
2) Понятие и виды общения. Деловое общение и его особенности в сфере сервиса. Средства общения. Психологические аспекты делового общения.
Вариант 6
1) Методы профилактики и приемы регулирования конфликтных ситуаций
2) Имидж и его компоненты.
Вариант 7
1) Психология работника обслуживания. Личность работника сферы сервиса, личность потребителя услуг.
2) Роль восприятия в процессе общения. Понимание в процессе общения
Вариант 8
1) Понятие этики как науки и явления духовной культуры. Категории этики: этика и мораль, нормы и традиции, нравственность, совесть, долг.
2) Общение как взаимодействие. Факторы, определяющие эффективность делового общения.
Вариант 9
1) Понятие конфликтной ситуации и конфликта. Структура и динамика конфликта
2) Невербальный этикет, речевой этикет, деловой протокол
Вариант 10
1) Этика общения работников с потребителями услуг: социальная роль и профессиональное поведение работника контактной зоны, методика обслуживающей деятельности, стиль обслуживания, школа обслуживания.
2) Общая культура речи, культура телефонного общения и деловой переписки.
Литература :
1. Бороздина Г.Н. – Психология делового общения. М.: 2000 г.
2. Васильева-Гангнус – Правила этикета. М. 1992г.
3. Курбатов В.И. – Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону: 1996 г.
4. Морозов А.Д. — Деловая психология. СПб.: 2000г.
5. Радугин А.А. – «Педагогика и психология». М.: 1999 г.
6. Социальная психология и этика делового общения. Под редакцией В.Н.Лавриненко. М.: 1995 г.
7. Холопова, Лебедева. – «Протокол и этикет для деловых людей». М.:1995 г.
8. Чиненный, Стоян. – Этикет на все случаи жизни. М.: 1998 г.
4. Шевандрин Д.Н. Социальная психология в образовании. М.: 1995 г.
Вопросы к зачету
1.Критерии, принципы, правила культуры общения.
2. Особенности общения и взаимодействия в совместной деятельности.
3. Типы взаимоотношений в структуре деятельности.
4. Способы организации и оптимизации делового общения.
5. Условия и факторы, определяющие стиль делового общения
6. Основные способы и приемы передачи вербальной и невербальной информации в деловом общении.
7. Влияние индивидуально-психологических особенностей человека на процесс общения.
8. Психологические уловки и приемы коммуникативного общения. Функции речи. Виды речевой деятельности.
9. Стратегии и тактики взаимодействия. Приемы психологического воздействия и самовоздействия.
10. Механизмы восприятия человека человеком. Механизмы взаимопонимания в деловом общении.
11. Технология процесса познания и самопознания в деловом общении.
12. Виды, типы, техники делового общения по целям, задачам. Отличие техник взаимодействия и общения от манипуляций.
13. Особенности и отличие стилей поведения (директивный, либеральный, конструктивный, соглашательский, административный, жесткий, мягкий и пр.)
14. Особенности взаимодействия сторон в конфликте, экстремальных и нестандартных ситуациях. Стратегии и тактики поведения в конфликте.
15. Основные способы разрешения конфликтов. Особенности конструктивных и деконструктивных конфликтов. Конфликты мотивационные, эмоциональные, «властные».
16. Психологическая основа критики. Особенности и структурные компоненты полемики, спора, дискуссии.
17. Требования к публичному выступлению, индивидуальной беседе. Особенности формализованного и свободного интервью .
18. Виды деловой документации и особенности ее ведения. Особенности деловой переписки.