Методические рекомендации по производственной сестринской практике по хирургии и терапии для студентов 3 курса медико-психологического факультета

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

УО «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общей хирургии,

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СЕСТРИНСКОЙ ПРАКТИКЕ
ПО ХИРУРГИИ И ТЕРАПИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

3 КУРСА МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Гродно 2006

УДК 617+616.1/.4 : 614.25(075.5)

ББК 54.5+53.5+51.1(2)я73

М54

Рекомендовано Центральным научно-методическим советом УО «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 5 от 27.04.2006).

Составители: зав. каф. общей хирургии, проф., д-р мед. наук О.И. Дубровщик;

зав. каф. пропедевтики внутренних болезней, проф., д-р мед. наук М.А. Лис;

доц. каф. общей хирургии, канд. мед. наук А.А. Полынский;

доц. каф. общей хирургии, канд. мед. наук И.Т. Цилиндзь;

доц. каф. пропедевтики внутренних болезней, канд. мед. наук К.Н. Соколов;

ассист. каф. пропедевтики внутренних болезней, канд. мед. наук Т.П. Пронько.

Рецензент: проф. кафедры общей хирургии, д-р мед. наук Г.Г. Мармыш.

М54

Методические рекомендации по производственной сестринской практике по хирургии и терапии для студентов 3-го курса медико-психологического факультета / Сост. О.И. Дубровщик, М.А. Лис, А.А. Полынский и др. – Гродно: ГрГМУ, 2006. – 15 с.

ISBN 985-496-151-6

Методические рекомендации по производственной практике для студентов III курса медико-психологического факультета составлены на основе типовой учебной программы производственной сестринской практики по курсу пропедевтики внутренних болезней и общей хирургии для студентов 3 курса медико-психологического факультета высших медицинских учебных заведений.

УДК 617+616.1/.4 : 614.25(075.5)

ББК 54.5+53.5+51.1(2)я73

ISBN 985-496-151-6

© ГрГМУ, 2006

Методические рекомендации по производственной сестринской практике по хирургии и терапии для студентов 3 курса медико-психологического факультета

I. Введение

Производственная практика студентов является важнейшим звеном в подготовке квалифицированных врачебных кадров, составляет неотъемлемую часть учебного процесса. В своей деятельности врачи неоднократно сталкиваются с необходимостью выполнения различных манипуляций, которые в повседневной практике чаще всего выполняют медицинские сестры. Впоследствии, в момент обследования и лечения больных, врачи, прошедшие подготовку по уходу за больными на II курсе университета и производственную практику, могут правильно организовать соответствующий уход за больными и проследить правильность выполнения рекомендованных назначений. Все это определяет повышенные требования к качеству подготовки врачей в области освоения общего ухода и манипуляций среднего медицинского персонала.

Цель производственной практики — знакомство с работой лечебно-профилактического учреждения, приобретение и закрепление практических навыков медицинской сестры по оказанию неотложной помощи, овладение различными манипуляциями, а также навыками по уходу за больными хирургического и терапевтического профиля.

Задачи производственной сестринской практики

1. Знакомство студента с организацией и условиями работы медицинской сестры.

2. Приобретение и закрепление студентами практических умений и навыков по квалифицированному уходу за хирургическими и терапевтическими больными, оказанию им первой помощи.

3. Приобретение и закрепление навыков по умению пользоваться медицинским оборудованием и инструментарием.

4. Освоение основных принципов медицинской этики и деонтологии, проведение санитарно-просветительной работы.

II. Содержание практики

Общие вопросы

Производственная сестринская практика студентов 3 курса проводится в июле (15 рабочих дней) в отделениях хирургического и терапевтического профиля (по 7 рабочих дней в хирургии и в терапии, и 1 рабочий день в приемном отделении) в качестве медсестры. Студенты работают по 6 часов в день. Кроме этого, за время практики им планируется выполнить одно 12-часовое ночное дежурство, во время которого студенты выполняют обязанности дежурной медицинской сестры.

Руководство практикой осуществляют отдел производственной практики университета, кафедры общей хирургии и пропедевтики внутренних болезней. Непосредственными руководителями практики являются главная медсестра больницы и старшие сестры отделений. Контроль выполнения программы практики, прием зачетов по ее итогам, консультативная помощь руководителям практики возлагается на преподавателей кафедр пропедевтики внутренних болезней и общей хирургии, назначенных приказом ректора университета.

По прибытии на базу практики студенты представляются главному врачу организации здравоохранения, который своим приказом назначает руководителя практики и определяет место работы каждого студента. В первый рабочий день студенты должны пройти инструктаж у руководителя практики (главной медсестры базы практики).

При себе каждый студент должен иметь: направление на практику (оно может оформляться на группу студентов и выдаваться старосте группы), программу практики или методические рекомендации, медицинский халат, сменную обувь, фонендоскоп, “Сводный отчет…” и «Дневник производственной медсестринской практики».

На студента-практиканта распространяются правила внутреннего распорядка организации здравоохранения. Студенты подчиняются главному врачу, заведующему отделением, непосредственному руководителю производственной практики на базе, преподавателю, курирующему практику, а также старосте группы.

За грубое нарушение дисциплины и правил внутреннего распорядка студент может быть отстранен руководителем или курирующим преподавателем от дальнейшего прохождения производственной практики. Сообщение об этом направляется в университет для принятия мер.

Студент, не выполнивший программу медсестринской производственной практики, получивший отрицательную характеристику или неудовлетворительную оценку по практике, направляется повторно на производственную практику в срок, установленный деканатом факультета.

Обязанности старосты студенческой группы
на период производственной практики

1. Получить необходимую отчётно-методическую документацию и направление на производственную практику у руководителя практики университета не позднее, чем за 7-10 дней до начала очередной экзаменационной сессии.

2. Организовать своевременное прибытие всех студентов на базу практики для ее прохождения.

3. Участвовать в составлении графика работы студентов на базах практики.

4. В случае отсутствия студента на рабочем месте староста группы обязан своевременно информировать об этом непосредственного руководителя производственной практики на базе и преподавателя кафедры.

Обязанности студента при прохождении практики

1. Студент обязан присутствовать на собрании по производственной практике, проводимом деканатом совместно с руководителем практики университета и преподавателями кафедры, ответственными за проведение производственной практики.

2. Добросовестно и активно выполнять задания, предусмотренные программой медсестринской практики, осваивать практические навыки.

3. Подчиняться действующим правилам трудового распорядка организации здравоохранения (базы практики), соблюдать трудовую дисциплину.

4. Пройти инструктаж по технике безопасности и соблюдать правила техники безопасности.

5. Нести ответственность за выполняемую работу.

6. Ежедневно вести учет проведенной работы в дневнике производственной практики.

7. В случае отсутствия на рабочем месте, в том числе и по болезни, обязан своевременно информировать об этом старосту группы или преподавателя кафедры.

8. Представить на зачет отчет и дневник производственной практики, подписанные главным врачом (или заместителем) организации здравоохранения и заверенные печатью.

9. Студент не имеет права без согласования с деканатом менять базу производственной практики.

Во время производственной практики студенты 3 курса под руководством старших сестер отделений и под контролем преподавателя знакомятся с работой лечебно-профилактического учреждения, приобретая и осваивая практические навыки по оказанию неотложной доврачебной помощи и уходу за больными в хирургическом и терапевтическом отделениях. Кроме того, каждый студент за время практики должен осуществить 1 двенадцатичасовое ночное дежурство, во время которого он выполняет обязанности дежурной медицинской сестры.

Студенты распределяются по сестринским постам отделений (не более 3-4 студентов на пост) и выполняют работу в соответствии с графиком. Все работы студентов должны ежедневно фиксироваться в дневнике, который подписывается непосредственным руководителем практики – старшими сестрами отделений и преподавателем – руководителем практики. Примерный расчет рабочего времени на рабочий день – прием дежурства – 15 минут, выполнение врачебных назначений –4 часа 30 минут, кормление больных – 40 минут, сдача дежурства – 15 минут, заполнение отчетной документации о производственной практике – 20 минут. В соответствии с графиком по 1 дню практиканты отрабатывают в процедурном кабинете, перевязочной, операционном блоке, приемном отделении. Кроме этого студент-практикант обязательно должен принять участие в работе кабинетов эндоскопии, функциональной диагностики, клинической лаборатории, кабинете гастродуоденального зондирования (если таковой имеется).

При составлении индивидуального плана работы в диагностических и лечебных кабинетах необходимо учитывать, чтобы время работы студента совпадало с временем максимальной загруженности этих кабинетов.

Принципиально важно, чтобы студент за время прохождения практики освоил максимальное количество практических навыков, предусмотренных программой производственной сестринской практики.

В день ночного дежурства график работы студента должен быть следующим:

с 800 до 1400 — работа в отделении (кабинете); потом

с 2000 до 800 — ночное дежурство.

Во время прохождения практики студент должен закрепить знания и овладеть навыками и умениями по следующим разделам:

1) Организация работы медицинского персонала в лечебных учреждениях терапевтического и хирургического профиля, общий и санитарный режим больницы: а) структура и функции приемного отделения: оформление документации, санитарная обработка больных, антропометрия, транспортировка больных в отделение больницы; б) режим лечебных учреждений: правила внутреннего распорядка, санитарно-гигиеническое содержание лечебных учреждений, личная гигиена больных и персонала, индивидуальный режим больных; в) организация работы сестринского поста, обязанности палатной медсестры, основные виды медицинской документации, правила приема и сдачи дежурств; г) организация работы, оборудование, медицинская документация процедурного кабинета.

2) Осуществление ухода за больными: уход за полостью рта, ушами, полостью носа, глазами, кожей, профилактика пролежней, смена нательного и постельного белья, применение судна.

3) Диетическое питание больных: характеристика диетических столов, раздача пищи больным, искусственное питание больных.

4) Измерение температуры тела: требования к измерению температуры тела, дезинфекция и хранение термометров, температурный лист и правильность его заполнения.

5) Овладение способами применения лекарственных средств: выписка и хранение лекарственных средств в отделении, раздача лекарств, пути введения лекарственных средств, подкожные инъекции, внутримышечные инъекции, внутривенные инъекции и капельные вливания, дезинфекция, предстерилизационная обработка, стерилизация медицинского инструментария.

6) Наблюдение и уход за больными с нарушениями функций системы органов дыхания: общий уход за больными с заболеваниями органов дыхания, подача увлажненного кислорода, помощь врачу при проведении плевральной пункции, подсчет частоты дыхания, сбор мокроты.

7) Наблюдение и уход за больными с нарушением функций сердечно-сосудистой системы: измерение артериального давления, частоты пульса, общий уход за больными с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, определение группы крови и резус-совместимости.

8) Наблюдение и уход за больными с нарушениями функций органов пищеварения: анализ кала на яйца глистов и скрытую кровь, промывание желудка, исследование секреторной функции желудка, дуоденальное зондирование, различные виды клизм: очистительная, сифонная, масляная, питательная, лекарственная, капельная, введение газоотводной трубки, общий уход за больными с нарушениями функций органов пищеварения.

Подготовка больных к рентгенологическому исследованию желудочно-кишечного тракта: рентгеноскопия пищевода и желудка, ирригоскопия.

Подготовка больных к эндоскопическому исследованию желудочно-кишечного тракта: ФГДС, колоноскопия, ректороманоскопия.

Подготовка больных к УЗИ внутренних органов.

9) Наблюдение и уход за больными с нарушениями функций почек и мочевыводящих путей: общий уход за больными с нарушениями функций почек и мочевыводящих путей, катетеризация мочевого пузыря, сбор мочи для общего анализа мочи, анализа мочи по Нечипоренко, Зимницкому, определение суточного диуреза, подготовка больных к рентгенологическому исследованию почек.

10) Оказание первой медицинской доврачебной помощи при: стенокардии, инфаркте миокарда, коллапсе, обмороке, гипертоническом кризе, приступе бронхиальной астмы, анафилактическом шоке, гипогликемической и гипергликемической комах.

Во время прохождения производственной практики студенты приобретают практические навыки санитарно-просветительной работы, проводят не менее 1 беседы на актуальную тему или выпускают санбюллетень.

За время прохождения производственной практики каждый студент выполняет учебно-исследовательскую работу, которую оформляет в виде реферата на какую-либо тему по методам ухода за терапевтическими или хирургическими больными и делает доклад на сестринской отделенческой конференции.

По окончании производственной практики студент предоставляет руководителю практики дневник, в котором делается сводный отчет о проделанной работе с цифровыми данными (наименование и количество манипуляций), замечаниями и пожеланиями относительно всех отмеченных во время практики недостатков. Старшие сестры отделений пишут вместе с руководителями практики в дневнике краткую характеристику работы студента, после чего дневник заверяется главным врачом больницы.

Сдача зачета по окончании практики проводится комиссии, назначенной приказом ректора. Оценка за подписью руководителя практики вносится в зачетную книжку студента.

Работа в хирургическом отделении

За время работы в хирургическом отделении студент должен овладеть практическими навыками:

1) Ознакомиться с режимом работы хирургического отделения, графиком работы сотрудников, порядком приема и выписки больных из отделения, ведением медицинской документации, порядком приема и сдачи дежурств средним и младшим медицинским персоналом.

2) Ознакомиться с правилами выписки и хранения сильнодействующих, ядовитых и наркотических веществ, стерильных растворов и медицинского оборудования, порядком проведения посещения больных и приемом передач, санитарно-гигиеническим режимом структурных подразделений отделения.

3) Освоить функциональные обязанности старшей медицинской сестры хирургического отделения, правила ведения медицинской документации.

4) Уметь осуществлять наблюдение и надлежащий уход за послеоперационными больными, осуществлять профилактику осложнений.

5) Освоить методику оказания неотложной помощи при кровотечении – наложение резинового и матерчатого жгута, пальцевое прижатие артерий.

6) В перевязочной студенты осваивают и закрепляют навыки наложения мягких бинтовых повязок на все части тела, косыночных повязок, индивидуального перевязочного пакета, совместно с медицинской сестрой «накрывают» стерильный стол, совместно с врачом производят перевязку больных, производят туалет раны, снимают швы, осваивают методику дренирования раны, накладывают шины, приготавливают гипсовые бинты.

7) В процедурном кабинете осуществляют заборы крови для исследований, определяют группу крови, годность крови, проводят пробы на индивидуальную резус-совместимость, заправляют систему для переливания, ставят совместно с врачом биологическую пробу, составляют документацию.

8) В операционном блоке студенты овладевают методиками обработки рук перед операцией, правилами одевания стерильного халата, перчаток, обработки операционного поля (методиками контроля за стерильностью, видами уборки операционного блока); участвуют в заготовке всех видов перевязочного материала, закладке биксов.

9) В реанимационном отделении студенты знакомятся с аппаратурой для наркоза, работают в качестве помощников операционной медицинской сестры и анестезистки.

10) Знакомятся и овладевают методикой реанимационных мероприятий (искусственная вентиляция легких, закрытый массаж сердца, методика подготовки дефибриллятора к работе, налаживание ингаляции увлажненного кислорода и т.д.)

11) В ЦСО студенты овладевают методиками стерилизации инструментария, белья, перевязочного материала.

12) Ночное дежурство, во время которого студент принимает активное участие в работе дежурной медицинской сестры.

Работа в терапевтическом отделении

Во время работы в терапевтическом отделении студенту следует овладеть следующими навыками :

1) Ознакомление с режимом работы терапевтического отделения, графиком работы сотрудников, порядком приема и выписки больных из отделения, ведением медицинской документации, порядком приема и сдачи дежурств средним и младшим медицинским персоналом.

2) Ознакомиться с порядком проведения посещений больных и приемом передач, санитарно-гигиеническим режимом палат, пищевого блока, коридоров и других помещений.

3) Освоить функциональные обязанности постовой и процедурной медицинской сестры терапевтического отделения, правила ведения медицинской документации.

4) Проводить обход палат, осуществлять контроль за санэпидрежимом в отделении, участвовать в приготовлении дезинфицирующих растворов.

5) Ознакомиться с правилами выписки и хранения ядовитых и сильнодействующих лекарств, стерильных растворов и медицинского инструментария.

6) Принимать участие в выписке лекарств, получении их в аптеке и выдаче их на пост. При этом особое внимание уделяется правилам выписки, учету и хранению наркотических и сильнодействующих препаратов, лекарств, находящихся на количественном учете. Под контролем старшей медицинской сестры отделения студент работает в качестве постовой медицинской сестры и медицинской сестры процедурного кабинета.

7) Проводить наблюдение и уход за больными: определение кровяного давления, подсчет пульса и дыхания, измерение температуры тела, цифровая и графическая запись ее, раздача лекарств, смена белья, профилактика пролежней, кормление больных.

8) Овладение техникой подкожных, внутримышечных и внутривенных инъекций.

9) Самостоятельное выполнение врачебных назначений по подготовке больных к рентгенологическому исследованию, к УЗИ-диагностике, сбор мочи для пробы Зимницкого, осуществлять забор биологического материала (мокроты, мочи, кала и т. д.) для лабораторного исследования, ставить компрессы, учится делать все виды клизм (очистительные, сифонные, питательные, лекарственные), катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером.

10) Помощь врачам при лечебных манипуляциях (плевральной пункции, пункции при асците), оказание неотложной помощи (при кровотечениях, неукротимой рвоте, отравлении, астматических и коматозных состояниях, коллапсе, и т. д.)

11) Знакомится с документами, регламентирующими особенности работы медицинской сестры в условиях экстремальных ситуаций: при выявлении особо опасных инфекций, при экологических катастрофах и т.д.

12) Ночное дежурство, во время которого студент принимает активное участие в работе дежурной медицинской сестры.

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС)

Задание по проведению УИРС студенты получают в начале производственной практики от руководителя практики. Руководитель практики оказывает помощь студентам в подборе необходимой литературы. Рекомендуемые темы УИРС – санитарный режим хирургического отделения, лечебное питание, доврачебная помощь при неотложных состояниях, методики выполнения сестринских процедур и манипуляций, анализов и диагностических процедур. Студент выступает с докладом по теме УИРС на сестринской отделенческой конференции. Отчет о выполненной работе оформляется в виде реферата и подлежит сдаче на кафедру по окончании практики. При подготовке реферата используют не менее 2-3 источников: методические материалы и нормативные документы по вопросам сестринского ухода и санитарно-противоэпидемиологического режима (приказы Минздрава РБ, инструкции, методические рекомендации), журналы для средних медработников, пособия по общему уходу, неотложной помощи, клинической лабораторной диагностике.

Санитарно-просветительная работа

Задание на проведение санитарно-просветительной работы студенты получают в начале практики. Тематику бесед и аудиторию определяет сотрудник базового лечебного учреждения, ответственный за санитарно-просветительную работу. Руководитель практики оказывает помощь в подборе необходимой литературы. За время практики студент должен провести не менее одной беседы или подготовить санбюллетень на актуальные темы. Рекомендуемая тематика санитарно-просветительной работы: личная гигиена больных, диетическое питание, вредные привычки, профилактика заболеваний (грипп, кишечные инфекции и т.д.), первая доврачебная помощь при неотложных состояниях (отравления, утопление, кровотечение, сердечно-сосудистые заболевания).

В подготовке необходимо использовать не менее 2-3 литературных источников: методические материалы по проведению санитарно-просветительной работы, журналы для средних медицинских работников, пособия по общему уходу и неотложной помощи, медицинская и научно-популярная литература по проблемам гигиены и профилактики заболеваний. К зачету по производственной практике необходимо представить текст беседы или санбюллетень.

Практические навыки по сестринской производственной практике, которыми должен овладеть студент

1. Приготовление рабочих дезинфицирующих растворов.

2. Определение роста и массы тела пациента.

3. Определение окружности грудной клетки.

4. Подсчет числа дыхательных движений.

5. Транспортировка больного на кресле каталке, носилках-каталке и вручную на носилках.

6. Смена постельного и нательного белья тяжелобольному.

7. Подача судна.

8. Подмывание больного.

9. Профилактика пролежней и их лечение.

10. Осмотр на наличие педикулеза и санобработка.

11. Проведение туалета полости рта.

12. Закапывание капель в глаза и промывание глаз.

13. Закапывание капель в уши. Проведение туалета ушей.

14. Проведение туалета носа. Закапывание капель в нос.

15. Измерение температуры тела. Регистрация температуры в истории болезни.

16. Постановка местного согревающего компресса на конечности и ухо.

17. Постановка холодного компресса.

18. Постановка горчичников.

19. Постановка банок.

20. Приготовление и подача грелки больному.

21. Приготовление и подача пузыря со льдом.

22. Проведение втирания, растирания, смазывания кожи лекарственным средством.

23. Проведение пробы на качество очистки игл и шприцев от крови и моющего раствора.

24. Набор лекарственного раствора из ампулы и флакона.

25. Расчет дозы инсулина при наборе в шприц и введении.

26. Разведение антибиотиков.

27. Техника проведения внутрикожных инъекций.

28. Техника проведения подкожных инъекций.

29. Техника проведения внутримышечных инъекций.

30. Техника проведения внутривенных инъекций.

31. Заполнение системы для внутривенного капельного вливания лекарственных веществ.

32. Проведение внутривенного капельного вливания.

33. Осложнения при инъекциях, их профилактика и лечение.

34. Наложение жгута (кровоостанавливающего) на плечо, бедро.

35. Определить группу крови, совместимость, резус-совместимость, провести биологическую пробу.

36. Оказание первой помощи при внезапной одышке (удушье).

37. Сбор мокроты для лабораторного исследования.

38. Сбор мокроты для бактериологического исследования.

39. Оказание первой помощи при кровохарканье.

40. Проведение оксигенотерапии различными методами.

41. Умение пользоваться карманным ингалятором.

42. Определение пульса на лучевой артерии.

43. Измерение артериального давления.

44. Оказание первой помощи при рвоте.

45. Проведение осмотра полости рта.

46. Взятие мазка из зева и носа для бактериологического исследования.

47. Промывание желудка.

48. Проведение фракционного исследования желудочного сока. Зондирование тонким зондом.

49. Техника проведения дуоденального зондирования.

50. Введение газоотводной трубки.

51. Проведение очистительной, сифонной, питательной, лекарственной клизмы.

52. Взятие кала для бактериологического исследования.

53. Определение водного баланса.

54. Сбор мочи для лабораторного исследования.

55. Техника проведения искусственной вентиляции легких.

56. Техника непрямого массажа сердца.

57. Оказание первой медицинской доврачебной помощи при: стенокардии, инфаркте миокарда, коллапсе, обмороке, гипертермии, гипертоническом кризе, приступе бронхиальной астмы, анафилактическом шоке, гипогликемической и гипергликемической комах.

58. Обработка рук перед операцией.

59. Обработка операционного поля.

60. Одевание стерильного халата перед операцией, одевание перчаток.

61. Подготовка и стерилизация хирургического материала и инструментария.

62. Пальцевое прижатие артерий.

63. Выполнение туалета раны.

64. Дренирование раны

65. Снятие швов.

66. Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером.

III . Отчетная документация по практике и подведение итогов

практики

Вся работа студента должна ежедневно фиксироваться в дневнике, который подписывается руководителем практики и контролируется преподавателем-куратором.

Дневник практики оформляется в ученической тетради и состоит из следующих разделов:

1) краткая характеристика организации здравоохранения (базы практики) и отделения, в котором работал студент;

2) ежедневные записи о характере и объеме выполненной работы, в которых отражается все, что студент самостоятельно делал, что наблюдал, в чем принимал участие и т.п., заверенные подписью руководителя практики – старшей медсестрой отделения (заполняется и заверяется ежедневно).

Студенты-практиканты периодически предоставляют дневник практики преподавателю-куратору для текущего контроля.

По окончании производственной практики студент заполняет соответствующую медсестринской практике страницу в «Сводном отчете…». Указывается количество проведенных манипуляций, освоение навыков по уходу за больным, а также участие в проведении сложных диагностических обследований.

В конце практики преподаватель-руководитель практики совместно с непосредственным руководителем практики от лечебного учреждения проводит зачетное занятие, на котором определяется полнота выполнения студентом рекомендованного минимума практических навыков, а также оценивается способность студента к самостоятельному выполнению основных видов навыков. На зачетном занятии студент предоставляет отчет о производственной практике. Руководитель практики – главная медицинская сестра организации здравоохранения (или старшая медсестра отделения, где непосредственно работал студент – практикант) письменно дает характеристику студенту (в «Сводном отчете…»), заверяет «Сводный отчет», дневник практики и характеристику своей личной подписью. Кроме того, документация заверяется подписью преподавателя-куратора, а также подписью главного врача и печатью организации здравоохранения.

После окончания практики, в сентябре-октябре текущего года, студент сдает дифференцированный зачет комиссии, назначенной ректором университета. Зачет служит формой проверки успешного прохождения студентами производственной практики в соответствии с утвержденной программой. При оценке практики также учитывается учебно-исследовательская и санитарно-просветительная работа.

Образец ведения дневника по медсестринской производственной практике

Дата, время работы

Содержание выполненной работы

Подпись руководителя практики

1.07.06г.

Ознакомился(ась) с организацией работы и структурой больницы (описать базу).

Работал(а) на сестринском посту терапевтического отделения. Ознакомился(ась) с документацией среднего медперсонала, приемом и сдачей дежурства медсестрой поста.

Подсчитал(а) частоту пульса и дыхания, измерил(а) АД у 5 больных, графически отразил(а) данные на температурном листе.

Взял(а) мазок из зева на патогенную флору и обработал(а) слизистую ротовой полости 2% содовым раствором. Участвовал(а) в отпуске физиопроцедур в физ.кабинете: ингаляции –2, УФО-1.

Сделал(а) 2 внутривенные инъекции “строфантина” и т.п.

Вопросы для дифференцированного зачета

по производственной практике

1. Функциональные обязанности постовой медицинской сестры терапевтического и хирургического отделений больницы.

2. Методика приготовления рабочих хлорсодержащих дезинфицирующих растворов.

3. Методика определения роста и массы тела пациента.

4. Техника определения окружности грудной клетки.

5. Подсчет числа дыхательных движений.

6. Виды транспортировки больного. Техника транспортировки на кресле-каталке, на носилках-каталке и вручную (на носилках).

7. Техника смены постельного и нательного белья тяжелобольному.

8. Техника подачи судна.

9. Техника подмывания больного.

10. Методика проведения туалета полости рта.

11. Техника закапывания капель в глаза и промывания глаз.

12. Техника закладывания глазной мази за нижнее веко из тюбика и глазной лопаточкой.

13. Техника закапывания капель в уши.

14. Методика проведения туалета ушей.

15. Методика проведения туалета носа.

16. Методика закапывания капель в нос.

17. Техника и методика измерения температуры тела и регистрации данных измерения в температурном листе.

18. Техника постановки горчичников.

19. Техника постановки банок.

20. Методика постановки местного согревающего компресса на конечности и ухо.

21. Методика постановки холодного компресса.

22. Техника приготовления и подачи грелки больному.

23. Техника приготовления и подачи пузыря со льдом больному.

24. Проведение втирания, растирания, смазывания кожи лекарственным средством.

25. Проведение пробы на качество очистки шприцев и игл от крови и моющего раствора.

26. Сбор стерильного шприца из крафт-пакета и со стерильного стола.

27. Набор лекарственного раствора из ампулы и флакона.

28. Методика и техника разведения антибиотиков.

29. Техника и методика проведения внутрикожных инъекций.

30. Техника и методика проведения подкожных инъекций.

31. Техника и методика проведения внутримышечных инъекций.

32. Техника и методика проведения внутривенных инъекций.

33. Методика заполнения системы для внутривенного капельного введения лекарственных веществ.

34. Техника и методика проведения внутривенного капельного вливания.

35. Техника и методика наложения жгута на плечо.

36. Принципы оказания первой помощи при внезапной одышке (удушье).

37. Правила сбора мокроты для лабораторного исследования.

38. Правила сбора мокроты для бактериологического исследования.

39. Принципы оказания первой помощи при кровохарканье.

40. Показания к применению и методы оксигенотерапии.

41. Техника применения карманного ингалятора.

42. Техника подсчета частоты пульса на лучевой артерии.

43. Техника измерения артериального давления.

44. Принципы оказания первой помощи при рвоте.

45. Проведение осмотра полости рта.

46. Техника взятия мазка из зева и носа для бактериологического исследования.

47. Техника и методика промывания желудка толстым зондом.

48. Техника проведения фракционного исследования желудочного сока.

49. Техника проведения дуоденального зондирования.

50. Методика введения газоотводной трубки.

51. Техника постановки очистительной клизмы.

52. Техника постановки сифонной клизмы.

53. Техника постановки масляной клизмы.

54. Техника постановки гипертонической клизмы.

55. Техника постановки лекарственной клизмы.

56. Методика взятия кала для бактериологического исследования.

57. Показания и правила определения водного баланса.

58. Методика сбора мочи для лабораторного исследования.

59. Методика проведения пробы по Зимницкому.

60. Показания и техника проведения непрямого массажа сердца.

61. Показания и техника проведения искусственной вентиляции легких.

IV . Критерии оценки знаний студентов
по производственной практике

Уровень знаний студентов определяется следующими оценками: «10 баллов», «9 баллов», «8 баллов», «7 баллов», «6 баллов», «5 баллов», «4 балла», «3 балла», «2 балла», «1 балл».

Критерии оценки устных знаний и практических навыков:

Оценка «10 баллов – десять» выставляется студенту, показавшему систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы сестринской практики, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы; точное использование специальной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы; выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации; полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы по общему уходу за больными; умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по основам этиопатогенеза неотложных состояний при заболеваниях внутренних органов и давать им критическую оценку; правильно оформленный дневник производственной практики, в полном объеме выполненные задания по УИРС и санитарно-просветительной работе, получившему отличную характеристику и не имевшему замечаний от руководителей практики.

Оценка «9 баллов — девять» выставляется студенту, показавшему систематизированные глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, использование специальной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы; полное усвоение основной и дополнительной литературы по общему уходу за больными; умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по основам этиопатогенеза неотложных состояний при заболеваниях внутренних органов; выполнил программу практики, но допущена неаккуратность при оформлении дневника производственной практики.

Оценка «8 баллов — восемь» выставляется студенту, показавшему систематизированные, полные знания но всем поставленным вопросам в объеме учебной программы; использование специальной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы; усвоение основной и некоторой дополнительной литературы по общему уходу за больными; умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по основам этиопатогенеза неотложных состояний при заболеваниях внутренних органов, но при ответе допускает единичные несущественные ошибки, не проявил активности в приобретении практических навыков и выполнении заданий по УИРС и санитарно-просветительной работе, не имел замечаний от руководителя.

Оценка «7 баллов — семь» выставляется студенту, показавшему систематизированные и полные знания по всем разделам учебной программы; достаточное использование специальной терминологии, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы; усвоение только основной литературы по общему уходу за больными; умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по основам этиопатогенеза неотложных состояний при заболеваниях внутренних органов, но при ответе допускает единичные ошибки, не проявил активности в приобретении практических навыков и выполнении заданий по УИРС и санитарно-просветительной работе, не имел замечаний от руководителя.

Оценка «6 баллов – шесть» выставляется студенту, показавшему достаточно полные знания по всем разделам учебной программы; частичное использование специальной терминологии, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы; усвоение основной литературы по общему уходу за больными; но при ответе допускает единичные ошибки, не проявил активности в приобретении практических навыков и выполнении заданий по УИРС и санитарно-просветительной работе, имел замечания от руководителя практики.

Оценка «5 баллов – пять» выставляется студенту, показавшему достаточно полные знания по всем разделам учебной программы; усвоение только основной литературы по общему уходу за больными; при ответе допускающему более существенные ошибки, выполнил программу практики, но допустил ряд существенных ошибок и неаккуратность при оформлении дневника производственной практики и мед. документации, формально относился к приобретению практических навыков и выполнению заданий по УИРС и санитарно-просветительной работе, имел неоднократные замечания от руководителя практики.

Оценка «4 балла – четыре» выставляется студенту, показавшему достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта; усвоение только основной литературы по общему уходу за больными, умение под руководством преподавателя решать стандартные (типовые) задачи; при ответе допускает существенные ошибки в изложении материала и выводах, допустил много ошибок при оформлении дневника производственной практики, не выполнил задания по УИРС и санитарно-просветительной работе, имел неоднократные замечания от руководителей практики.

Оценка «3 балла – три, НЕЗАЧТЕНО» выставляется студенту, показавшему недостаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта; знание лишь части литературы по общему уходу за больными; изложение ответа на вопрос с существенными лингвистическими и логическими ошибками, не выполнил в полном объеме программу практики; допустил много ошибок при оформлении дневника производственной практики, не выполнил заданий по УИРС и санитарно-просветительной работе, получивший негативную характеристику непосредственного руководителя практики.

Оценка «2 балла – два, НЕЗАЧТЕНО» выставляется студенту, показавшему только фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта; знание лишь отдельных тем из основных источников по общему уходу за больными; неумение использовать специальную терминологию, наличие в ответе грубых логических ошибок; не выполнил программу практики, не выполнил заданий по УИРС и санитарно-просветительной работе, получил отрицательный отзыв о работе.

Оценка «1 балл – один, НЕЗАЧТЕНО» выставляется студенту, показавшему отсутствие знаний и компетенций в рамках образовательного стандарта или отказ от ответа.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Общий уход за терапевтическими больными: учебное пособие для студентов II курса лечебного факультета / М.А Лис, Ю.Т.Солоненко, К.Н Соколов и др. – Гродно: ГрГМУ, 2006 – 215 с.

2. Методическое пособие по технике выполнения медицинских манипуляций // Г.В. Веренич, М.С. Гедильтер, Н.Л. Диденко и соавт. Пинск, 1993. – 136с.

3. Основы ухода за послеоперационными больными (Методическое пособие для студентов отделения медицинских сестер с высшим образованием) / Г.Г. Мармыш, А.А. Полынский, И.Т, Цилиндзь. –Гродно, 1999г. – 46с.

Дополнительная:

1. Юпатов Г.И., Ольшанникова В.В. Общий уход за больными и основные манипуляции среднего медицинского персонала. Учебно-методическое пособие, под редакцией профессора, д.м.н. Н.Е. Федорова. – Витебск, 2000. – С.87.

2. Гребнев А.Л., Шептулин А.А. Основы общего ухода за больными // Учебное пособие. Москва: Медицина, 1991. – 256с.

3. Мухина С.А., Тарковская И.И. Общий уход за больными. Москва: Медицина, 1989. – 326с.

4. Практические навыки терапевта: Практическое пособие для институтов // Г.П. Матейков, Н.К. Артишевская, Л.И. Петкина и др.; Под общей ред. Г.П. Матвейкова. Минск: Вышэйшая школа, 1993. – 656с.

5. Справочник медицинской сестры по уходу. Под ред. Н.Р. Палеева. Москва: Медицина, 1989. – 525с.

6. Справочник медицинской сестры по уходу. Под ред. Н.Р. Палеева. Москва: Медицина, 1989. – 525с.

Учебное издание

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СЕСТРИНСКОЙ ПРАКТИКЕ
ПО ХИРУРГИИ И ТЕРАПИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

3 КУРСА МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Составители: Дубровщик Ольга Ильинична

Лис Михаил Александрович

Полынский Александр Александрович и др.

Ответственный за выпуск: И.Г. Жук

Компьютерная верстка: А.В. Яроцкая

Корректор: Л.С. Засельская

Сдано в набор 20.06.2006. Подписано в печать 22.06.2006.

Формат 60х84/16. Бумага офсетная.

Гарнитура Таймс. Печать RISO.

Усл. печ. л. 0,87. Уч.-изд. л. 0,98. Тираж 100 экз. Заказ 76б.

Учреждение образования

«Гродненский государственный медицинский университет».

ЛИ № 02330/0133347 от 29.06.2004. Ул. Горького, 80, 230015, Гродно.

Отпечатано на ризографе в издательском отделе

учреждения образования

«Гродненский государственный медицинский университет».

Ул. Горького, 80, 230015, Гродно.

Методические рекомендации по производственной сестринской практике по хирургии и терапии для студентов 3 курса медико-психологического факультета