Методические рекомендации
по организации работы с родителями учащихся
и студентов по профилактике наркомании
в целях ее предупреждения распространения
в образовательных учреждениях
1. Введение
Массовое потребление психоактивных веществ в молодежной среде, в том числе потребление наркотиков остается одной из острейших проблем современности, так как по своим долгосрочным последствиям представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.
По оценкам экспертов наркомании подвержены в основном подростки и молодежь. По статистике, основными потребителями наркотиков являются люди от 14 до 30 лет. Поэтому проблема распространения и употребления наркотиков в молодежной и образовательной среде приобрела особую актуальность и требует совместных решительных действий, как со стороны государства, так и со стороны общества.
На фоне экономической нестабильности отмечается резкое обострение проблемы социального сиротства несовершеннолетних, что еще больше осложняет проблему подростковой наркомании.
Обращает на себя внимание рост числа женщин, употребляющих наркотические и психоактивные вещества (за последние 10 лет оно увеличилось в 6,5 раза), появление «семейной» наркомании и фактов вовлечения малолетних детей в наркоманию собственными родителями.
Научно установлено, что склонность к курению, употреблению алкоголя, наркотиков, вообще к нездоровому образу жизни и к асоциальному поведению закладываются в самом раннем детстве. Соответствующие вкусы, потребности и манера поведения формируются на основе автоматически работающих инстинктов ребенка: подражания, ориентировачно-исследовательского (попробовать самому), группового (общение, быть таким же, как другие) самоутверждения (поскорее выйти из подчинения взрослым и делать, что заблагорассудится) и других.
В сложившейся ситуации профилактика наркомании в молодежно-подростковой среде приобретает приоритетное значение, а в число значимых субъектов профилактики наркомании среди детей, подростков и юношества следует отнести их ближайшее окружение: семью, родителей. Большинство эффективных профилактических программ, как отечественных, так и зарубежных, как обязательный компонент в комплексе мероприятий, направленных на предотвращение вовлечения подростков и молодежи в немедицинское употребление психоактивных веществ (далее ПАВ) включает работу с семьей.
Проблема развития наркомании в современных молодежных субкультурах
... негативные элементы влияния современных молодежных субкультур на развитие личности подростка, в частности осветить проблему наркомании в подростковой среде; эмпирическим путем выявить особенности подростковой среды. Объект исследования - процесс развития ...
С учетом актуальности проблемы наркотизации молодежи и понимания того, что, во-первых, родители составляют первую общественную среду ребенка, закладывают основы его физического и психического здоровья, играют важнейшую роль в формировании жизненных ориентиров; во-вторых, родительская общественность является многочисленной, активной и наиболее заинтересованной в здоровье своих детей частью общества, одним из перспективных направлений взаимодействия подразделений МВП ФСКН России с системой образования по вопросам профилактики является работа с родителями школьников и студентов.
Поэтому считаем своевременным предложение методических рекомендаций по организации профилактической антинаркотической работы с родительской общественностью, разработанных на основе обобщения научно-практических материалов по указанной проблеме.
2. Основные направления, цели и задачи работы с родителями школьников и студентов
Несмотря на понимание большинством родителей их основополагающей роли в воспитании и развитии своих детей, в современном обществе имеют место следующие группы проблем:
1. Значительная часть родительской общественности склонна рассматривать наркоманию как сугубо индивидуальную проблему отдельных людей . К сожалению, среди населения велика доля равнодушия, позиционной нейтральности и терпимости к происходящим вокруг негативным явлениям, родители очень часто подвержены ошибочной иллюзии, состоящей в уверенности в том, что беда наркомании не может коснуться их ребенка. Это в какой-то степени отражает эффект «привыкания», а в некоторых случаях осознания собственного бессилия в борьбе не просто с наркоманией, а в борьбе за физическое и психическое здоровье конкретного наркомана (знакомого, близкого друга, родственника).
2. Вторая группа проблем связана с отсутствием знаний, навыков и современных социально адаптированных стратегий поведения у взрослой части населения, не позволяющим им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку детям.
2.1. По оценкам специалистов большинство современных семей характеризуются неблагоприятным психологическим климатом, неустойчивым типом взаимоотношений, дезориентациями ближайших и перспективных семейных целей, сведением смысла жизни к парадигме прагматичности. К сожалению, значительная часть современных родителей занята, прежде всего, проблемой зарабатывания денег и не уделяет достаточного времени общению со своими детьми, не обладает высоким уровнем психолого-педагогической и правовой культуры, в результате чего, подростки оказываются одинокими и психологически беспомощными в связи с утратой связи со старшим поколением.
2.2. Обращает на себя внимание недостаточная информированность детей и родителей о квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией и превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ. По материалам Центра социологических исследований Минобразования России и ведомственных отчетов о состоянии наркоситуации в молодежной среде в Российской Федерации около 60% опрошенных детей и подростков и 28% взрослых не представляли, куда можно обратиться при появлении наркотических проблем. Непосредственно столкнувшись в семье с наркотизацией своего ребенка, родители часто дают аффективные или даже панические реакции, не знают, что делать и в результате остаются один на один со своей проблемой.
Семья и семейное воспитание ребенка как педагогическая проблема
... обращения с детьми, противоречивого воспитания. Социальной проблемой является развод, который увеличивается; рост числа гражданских браков; увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, в ... дадут повод к разводу. Трудовая стабильность. Люди, часто меняющие место работы, отличаются неустойчивостью, неспособностью налаживать длительные отношения. Возраст. Определяет общественную ...
3. Большинство родителей стремится скрыть факт употребления ребенком наркотиков и решать возникшие проблемы в первую очередь через медицинских специалистов. Причем, в основном, население ориентировано на анонимную наркологическую помощь . Многие при этом стремятся прибегать к услугам частнопрактикующих специалистов, что в целом иногда только загоняет проблему в тупиковое положение. Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызывает большие трудности, в результате чего фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационная работа в области наркологии касается явных, запущенных случаев наркомании, токсикомании и алкоголизма.
Таким образом, родители, даже серьезно обеспокоенные волной ранней наркотизации, являются практически беспомощными и мало организованными в осуществлении конкретных профилактических воздействий и относятся к ним негативно или безучастно, равнодушно.
Профилактика массовой девиации молодого поколения и особенно детской, подростковой и молодежной наркомании требует воспитания, информирования и самих взрослых (родителей, учителей школ, ПТУ, преподавателей колледжей, вузов, руководителей предприятий и образовательных учреждений), так как в советский период с подобными масштабными девиантными явлениями они не сталкивались. В этой связи встает общегосударственная задача повышения уровня культуры здоровья всего российского общества.
На решение указанных проблем направлены усилия государства и общества при организации профилактической антинаркотической работы с семьей.
Основные направления работы с семьей широко представлены в Концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде, которая была разработана по заказу Министерства образования России, утверждена приказом Минобразования России от 28.02.2000 года № 619 и одобрена решением Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту от 22.05.2000 года.
Концепция предусматривает широкий спектр антинаркотической профилактической помощи семье как единой системе. Согласно концепции основными направлениями работы с сем ьей являются:
— формирование активного отношения родителей к наркотизации ребенка,
— предупреждение вовлечения детей в раннюю наркотизацию,
— организация на уровне дома, двора, микросоциума благополучной ненаркотической среды, нетерпимой к антиобщественному поведению детей, распространению среди них алкоголя, наркотиков и других ПАВ.
Основные направления работы с родителями в образовательных учреждениях:
1. Формирование активного отношения родителей к риску наркотизации в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок.
2. Предупреждение случаев вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, эмоционального отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье.
Инклюзивное образование в Российской Федерации
... Д.В., Антипьева Н.В., Акатов Л.И. и др. Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы инклюзивного образования в Российской Федерации с учетом опыта зарубежных стран. Объект - история, реалии ... или иных социальных меньшинств. Важный импульс развитию инклюзивного образования был придан Всемирной конференцией по образованию детей с особыми потребностями: доступ и качество, которая состоялась ...
3. Оказание помощи семье, когда ребенок начал злоупотреблять психоактивными веществами.
4. Организация на уровне дома, двора, уличного микросоциума благополучной ненаркотической среды, нетерпимой к антиобщественному поведению детей, распространению среди них алкоголя, наркотиков и иных психоактивных веществ.
В системе образования и здравоохранения к настоящему времени накоплен значительный опыт системной профилактической работы с родителями, которая строится с учетом следующих целей и задач:
Цели работы с родителями:
— формирование у родителей установки на актуальность проблемы наркотизации детей и подростков, непримиримого отношения к употреблению и распространению наркотиков;
— формирование у родителей навыков в оценке факторов риска наркотизации, а также качеств, способствующих эффективному социально поддерживающему и развивающему поведению в семье и в процессе взаимодействия с детьми;
— формирование группы лидеров родителей — активных субъектов наркопрофилактики.
Задачи работы с родителями:
1.Дать знания родителям о психологических особенностях ребенка, подростка, эффектах психоактивных веществ, особенностях семейных взаимоотношений, семейных стрессах и поведении, направленном на их преодоление (семейное проблем-преодолевающее поведение).
2.Помочь осознать собственные личностные, семейные и социально-средовые ресурсы, способствующие преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с детьми в семье.
3.Определить направление и стратегии развития личностных, семейных и социально-средовых ресурсов.
4.Определить направления и стратегии развития личностных ресурсов у детей. (Как взаимодействовать с ребенком так, чтобы его личностные и семейные ресурсы развивались, а не подавлялись? Как делать семью социально-поддерживающей, а не социально-подавляющей системой?)
5.Обучить навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с детьми.
6.Выявлять родителей, нуждающихся в профессиональной медико-психологической, психотерапевтической, наркологической и психиатрической помощи.
7.Оказывать профессиональную медико-психологическую и психотерапевтическую помощь, нуждающимся родителям.
8.Выявлять лидеров-родителей, готовых осуществлять консультативную и социальную поддержку другим семьям.
9.Обучить их основам оказания социально-психологической поддержки и консультативной помощи другим родителям.
3. Разграничение компетенции по организации профилактической работы с родителями школьников и студентов и ее нормативно-правовое обеспечение
Основные направления государственной политики в сфере оборота наркотиков и в области противодействия их незаконному обороту определены пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Ситуация с потреблением психоактивных веществ в подростковой и молодежной среде, обусловила принятие и реализацию Федеральных целевых программ по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2001; 2002-2004, 2005-2009 годы.
Анализ развития пенсионного обеспечения в Российской Федерации
... Провести анализ развития пенсионного обеспечения в Российской Федерации. 3. Исследовать перспективы развития пенсионного ... участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования; - обязательность ... длительного времени соответствовать международным нормам. Цель работы: провести анализ развития системы социального ...
Практика реализации предыдущих программ (на 1999-2001; 2002-2004 годы) показала их определенную эффективность как способа (инструмента) комплексного решения проблемы профилактики зависимостей среди подростков и молодежи на государственном уровне.
По данным федеральных министерств и социологических исследований, в России происходит интенсивное расширение наркорынка за счет вовлечения школьников и студенческой молодежи. Наркодельцы для распространения наркотиков используют учебные заведения и места досуга молодежи.
В связи с тем, что одной из задач осуществления образовательного процесса является решение проблем воспитания детей и молодежи, работа с родительской общественностью активно организуется органами управления образованием и реализуется в образовательном пространстве. При этом в системе образования поддерживается ориентация на приоритет воспитательной функции семьи, преодоление отчужденности детей от семьи, борьбу с асоциальными явлениями: детской беспризорностью, преступностью, наркоманией. Решение многих задач, связанных с профилактикой зависимостей находится в компетенции органов управления образованием и образовательных учреждений. В соответствии с приказом Минобразования России от 23.03.1999г. № 718 вопросы организации работы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами признаны приоритетными в деятельности Минобразования России. Роль системы образования в первичной профилактике зависимостей закреплена в государственных документах (Постановления Правительства Российской Федерации, Решения Совета безопасности, Федеральная программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», приказы и инструктивные письма Министерства образования и науки РФ).
Практически во всех регионах Российской Федерации разработаны программы по работе с семьей, привлечению родителей и общественности к воспитанию.
Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, охрана здоровья людей гарантируется статьей 7 Конституции Российской Федерации.
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17,18,19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Закона «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Исключительную роль семьи в решении задач воспитания подчеркивает Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
Для обеспечения единого подхода к формированию принципов и механизмов антинаркотической работы при Минобразовании России создан Федеральный экспертный совет, к основным задачам которого относятся: экспертная оценка антинаркотических программ, определение единой позиции по вопросам взаимодействия с общественными, религиозными и другими негосударственными организациями, а также средствами массовой информации.
Основным документом, определяющим приоритетные направления деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений в сфере профилактики нарокмании, является Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, разработанная специалистами Министерства образования и науки Росси (одобрена решением Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту от 22.05.2000 года).
Особенности работы с несовершеннолетними, состоящими на учете ...
... контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том ... Ст. 164 КоАП РСФСР. Невыполнение родителями или лицами их заменяющими ... производства с требованиями международных контрольных органов. Основной нормативный документ, устанавливающий ... санкцией данной статьи: штраф, исправительные работы на срок от одного ...
Данная концепция стала основой для разработки соответствующих целевых антинаркотических программ среди подростков и молодежи как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.
В письме № 28-51-565/16 от 18.07.2003 г., подготовленном Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования Российской Федерации
органам управления образованием субъектов Российской Федерации рекомендовано на основе сложившихся социокультурных условий и экономических возможностей содействовать объединению усилий правоохранительных и здравоохранительных органов, родительской и педагогической общественности, представителей традиционных для нашей страны религиозных конфессий в борьбе с наркоманией; ужесточению мер ответственности за распространение наркотических и других психоактивных веществ;
педагогическим коллективам образовательных учреждений рекомендовано создавать условия для:
— возрождения системы родительского всеобуча, развития разнообразных форм психолого-педагогического просвещения родителей, повышения их культурно-образовательного уровня с учетом различного социального положения семей; создания системы массовых мероприятий с родителями, работы по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся (воспитанников);
— выявления и использования в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, традиций семейной народной педагогики;
— оказания помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков .
На Федеральном уровне с 2000 по 2004гг. основным реализатором мероприятий по первичной профилактике наркомании было Министерство образования РФ.
Органы и учреждения здравоохранения ранее и в настоящее время в большей степени реализуют положения вторичной и третичной профилактики. Сегодня основным куратором реализации государственной политики в области профилактики и противодействия наркомании является Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Она определена государственным заказчиком-координатором Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. №561.
Профилактическая антинаркотическая работа осуществляется органами внутренних дел в соответствии с возложенными на милицию задачами такими как:
• обеспечение безопасности личности;
• предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
• охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
• оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов5.
В соответствии с Положением о Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 г. № 272. данная комиссия является координационным органом, образованным для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
влияние стиля взаимодействия родителей с ребенком на формирование ...
... педагогами для коррекции тревожности дошкольников и стиля взаимодействия родителей с ребенком. Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка ... и деятельности (С.Л. Рубинштейн), принцип системности (В.А. Ганзен, Б.Ф. Ломов), представления психологов о влиянии характера материнско-детского отношения на психическое развитие ребенка (Дж. ...
В целях совершенствования государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в соответствии с Указом Президента РФ от 18 октября 2007 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» образован Государственный антинаркотический комитет, который является органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также осуществляющим подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации.
Для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров образованы антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации6 .
Немалую роль в организации профилактической антинаркотической работы с родителями также играют и общественные объединения, которые проводят работу, направленную на формирование в обществе здорового образа жизни, усиление родительской ответственности за детей.
Основные функции субъектов профилактической деятельности при организации работы с родителями
Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации предполагает участие в формировании системы профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, всех органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, различных организаций, включая государственные и муниципальные учреждения, общественные и религиозные объединения, а также родителей (иных законных представителей), специалистов образовательных и культурно-просветительских учреждений, волонтеров молодежных организаций.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией выявляют основные причины и условия, способствующие немедицинскому потреблению наркотиков и их незаконному обороту, и принимают комплексные меры, направленные на их устранение или минимизацию.
Координацию этой деятельности проводит специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Государственный антинаркотический комитет и антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации разрабатывают меры, направленные на профилактику незаконного оборота наркотиков.
«Влияние представления родителей об идеальном ребенке ...
... их взаимосвязь со стилями семейного воспитания детей. Цель данной дипломной работы - изучить взаимосвязь представлений родителей об идеальном ребенке со стилями семейного воспитания детей младшего школьного возраста. Гипотеза исследования заключается ...
Одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума по-прежнему остается общеобразовательное учреждение.
Субъектами организации антинаркотической профилактической работы с родителями в образовательном пространстве являются заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, школьньпт психолог, социатьный педагог, лекторы — специалисты по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами, в том числе, сотрудники органов наркоконтроля, специалисты по проблемам предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи, специалисты психолого-медико-педагогических комиссий, служб социальной защиты населения, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи населению, специалисты комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав для оказания помощи «проблемной» семье.
Администрация образовательного учреждения : осуществляет контроль и координацию профилактической работы в образовательном учреждении в целом.
Учителя-предметники и классные руководители : благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико-психолого-педагогической службой школы и т. д.), обеспечивают организацию профилактической работы на уроке.
Медико-психолого-педагогическая служба :
Школьный врач: обеспечивает работу медицинских кабинетов учебных заведений — одного из важных звеньев антинаркотической профилактики, консультативного пункта для педагогов, детей, родителей.
Школьный психолог: обеспечивает:
• психологическую поддержку педагогического процесса (выявление и предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса, позитивное разрешение конфликтных ситуаций):
• психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся:
• организационно целостную психологическую помощь детям 1руппы риска, в том числе направление ребенка и его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне школы.
• Социальный педагог несет ответственность:
• за привлечение к совместной деятельности различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;
• систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями детей группы риска);
Органы ученического самоуправления : создают общешкольное волонтерское движение, проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях, организуют постоянную работу внутришкольного наркопоста.
Библиотека : обеспечивает информационно-методическую базу
профилактической работы.
Учрежден ия дополнительного образования и культуры : организуют информационно-просветительскую, работу с родителями, совместное творчество детей, педагогов и родителей, создают условия для активного участия родителей в организации досуга детей.
Общественные организаиии : развивают широкую профилактическую деятельность в образовательных учреждениях, в СМИ, проводят массовые антинаркотические акции.
Особенности психолого-педагогической работы с детьми «группы риска»
... Организация психолого-педагогического взаимодействия для обеспечения работы с учащимися «группы риска» 2.1. Психолого-педагогическая деятельность с детьми группы риска..11 2.2. Технологии работы с детьми ... детство», «загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»); отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; ...
Районная и городская наркологические службы организуют консультативную работу с родителями: признаки приобщения ребенка к наркотикам, о лечении наркомании и стратегии поведения родителей в период реабилитации.
СМИ, в том числе Интернет формируют общественное мнение.
Правоохранительные органы :
• работают с детьми и родителями по вопросам правовой ответственности за употребление, хранение и распространение наркотических средств и психотропных веществ;
• осуществляют юридическое консультирование по проблемам наркомании;
• обеспечивают взаимодействие школы с районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделениями профилактики правонарушений несовершеннолетних;
• организуют первичный профилактический учет детей и подростков, замеченных в приеме наркотиков7 .
Роль подразделений межведомственного взаимодействия в сфере профилактики территориальных органов ФСКН России в организации профилактической работы с родителями учащихся и студентов заключается в организации мер в пределах своей компетенции, направленных на предупреждение и устранение условий, способствующих незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ, организации и реализации в пределах своей компетенции мероприятий, направленных на антинаркотическую пропаганду.
Инспектора по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, закреплённых за общеобразовательными учреждениями (школьные инспектора) профилактическую деятельность строят по трем основным направлениям: работа с учащимися, родителями и педагогическими коллективами. Среди основных задач школьных инспекторов — профилактика правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков
4. Формы взаимодействия с родительской общественностью, практикуемые в системе образования
Основные формы и средства антинаркотической помощи семье:
Концепцией профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде предусмотрены следующие формы работы с родителями:
1. Лекционная — через родительские собрания, семинары, занятия в родительском университете.
2.Индивидуальное семейное консультирование родителей и «проблемных» дисфункциональных и конфликтных семей по предупреждению ранней алкоголизации, наркотизации, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи.
3.Формирование из родительского актива групп родительской поддержки для «проблемных» семей.
4.Выявление родителей группы «риска» алкоголизации и наркотизации и обеспечение им поддержки в оказании социальной и медико-психологической помощи.
5.Социальное вмешательство в семью при асоциальном образе жизни в семье, жестоком обращении с ребенком, при вовлечении его в раннюю алкоголизацию, наркотизацию, безнадзорное существование.
6.Оказание помощи родителям в возвращении ребенка в семью (семейное примирение) в случае ухода ребенка из дома.
Как показывает практика, в школах сегодня наиболее активно используются четыре группы форм работы с родителями :
1.Интерактивная : анкетирование, диагностика, дискуссии, круглые столы, конференции, вечера вопросов и ответов, консультации специалистов
2.Традиционная : тематические классные часы, родительские собрания (классные, общешкольные, городские, районные, областные), вечера отдыха, семейные спортивные и интеллектуальные состязания, творческие конкурсы.
3.Просветительская : использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей, организация родительского всеобуча, выпуск бюллетеней, информационных листков, стенды и уголки для родителей.
4.Государственно-общественная : создание попечительских советов, советов школ, советов отцов, городских и районных советов родителей
Первые три группы форм достаточно широко используются в процессе работы, апробированы в течение десятков лет и дают хорошие результаты в области взаимодействия семьи и школы.
На региональном уровне широкое распространение получили ежегодные родительские собрания, конференции по проблемам воспитания с широким привлечением родительской общественности, родительские собрания отцов, на которых идет обсуждение важнейших проблем воспитания, поиск новых форм совместной работы с семьей, принимаются важные документы, адресованные областным администрациям, средствам массовой информации, педагогической общественности, всем гражданам.
Практически в каждом образовательном учреждении Российской Федерации разработана и утверждена тематика педагогического всеобуча родителей с учетом рекомендаций Министерство образования и науки России, региональных управлений образованием, контингента детей и родителей, проживающих в микрорайоне данной школы. В рамках родительского всеобуча проводятся общешкольные, классные собрания.
В качестве одной из форм организации родительского просвещения на базе образовательных учреждений создаются родительские ассоциации: ассоциация родителей-педагогов планирует работу с родителями; ассоциация родителей-медиков организует просвещение по вопросам медицинской профилактики; ассоциация родителей рабочих специальностей занимается вопросами профориентации и т.д.
В последние годы в системе образования проводится политика, направленная на активизацию деятельности образовательных учреждений по взаимодействию с родителями. Учреждениям предлагается включить родителей в органы общественного соуправления, рекомендуется поощрять их участие во всех творческих, спортивных и других досуговых мероприятиях школьников.
Образовательные учреждения ищут новые направления в совместной деятельности с родителями.
В школах организуются встречи «за круглым столом»: «Острые углы семейного круга», «Психология семейных отношений» и др., семейные гостиные, вечера вопросов и ответов, семинары, диспуты; родительские клубы: «Психологические аспекты семейного воспитания», «Часы семейного общения»; проводятся занятия в рамках курса «Семьеведение», спецпрактикумы: «Взаимодействие семьи и школы», «Семейная педагогика» и др.; создаются консультационные пункты для детей и родителей; Университет — педагогических знаний для родителей; существуют объединения родителей по семейным проблемам, организуются «Дни прямого провода», издаются методические сборники; получили распространение праздники: «День семьи», «День матери», «Родительский дом — начало начал», проводятся «Недели семьи», в рамках которых организуют анкетирование учащихся и родителей; проводятся конкурсы, выставки, викторины, выпуск семейных газет и журналов, семейные игры-путешествия и др., во многих школах функционируют Советы отцов.
Все это позволяет помочь родителям в понимании индивидуальных особенностей детей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в их поведении.
Большую роль в работе с семьей играют учреждения дополнительного образования детей, которые организуют информационно-просветительскую, психологическую работу с родителями, совместное творчество детей, педагогов и родителей, создают условия для активного участия родителей в походах и соревнованиях юных туристов, организовывают выставки творчества детей и их родителей, проводят клубы выходного дня, основным направлением деятельности которых является психолого-педагогическое просвещение родителей, организация совместной деятельности детей и родителей, консультативная работа.
По оценкам специалистов органов управления образованием, сегодня наиболее важной, требующей распространения представляется четвертая группа форм, получающая все большее развитие в регионах страны.
Сегодня повсеместно формируются Советы родительской общественности. Интересен опыт г. Липецка, где администрацией города, городским Советом депутатов и управлением образования в мае 2004 г. было принято решение о создании Городской Ассамблеи родительской общественности, в целях координации деятельности педагогов и родителей, укрепления взаимодействия семьи и школы и содействия развитию социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности ребенка.
В «Обращении участников учредительной конференции Ассамблеи родительской общественности» содержатся призывы к объединению усилий:
— органов управления образованием, педагогических коллективов образовательных учреждений в интересах творческого развития личности ребенка, возрождения национальных традиций семейного воспитания, поддержки любого начинания родителей, направленного на укрепление внутрисемейных отношений, содействия организации совместной деятельности семей;
— законодательной и исполнительной власти всех уровней и социальных институтов, работающих с семьей, в решении общих задач возрождения духовной и нравственной культуры семьи;
— общественных организаций, благотворительных фондов, спонсоров и предпринимателей по оказанию помощи образовательным учреждениям и семьям путем целенаправленного вкладывания средств в воспитание и образование подрастающего поколения, ибо от этого зависят развитие и процветание нашей России.
Велико разнообразие форм работы с родителями и в образовательных учреждениях начального профессионального образования: это родительский университет, организация групп родительской поддержки для «проблемных» семей, семейное консультирование, консультирование по вопросам «семейного примирения», информирование родителей о целесообразности внутрисемейного тестового контроля наркотизации, помощь семье в установлении контактов со специалистами, с группой родительской поддержки, оказание коррекционной помощи по программам тематических семинаров-тренингов.
Основными формами профилактической антинаркотической работы с родителями в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования являются :
1. Информирование родителей о случаях наркотизации студента; о целесообразности внутрисемейного контроля наркотизации на основе доврачебных диагностических тестов употребления наркотиков.
2. Организация среди родителей, нетерпимо относящихся к наркотизации обучающихся подростков и молодежи, групп родительской поддержки при наркопостах и кабинетах профилактики, созданных в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Важную роль по консультированию родителей выполняет организация работы телефонов доверия.
Основные задачи, которые призваны решать Телефоны Доверия сегодня в Службах оказания помощи — это помочь человеку преодолеть кризис, вернуть к действительности, оказать экстренную психологическую помощь, помочь сориентироваться в своих действиях для решения проблемы. Направления деятельности существующих служб, с которыми сталкиваются граждане:
— консультирование родителей, детей, подростков, педагогов по вопросам подростковых зависимостей от психоактивных веществ;
— оказание психологической помощи детям и подросткам по разрешению конфликтных ситуаций в семье, школе, ее сверстниками;
— правовая помощь несовершеннолетним и их родителям;
— консультации для переживших любой вид насилия;
— психологическая помощь студентам ВУЗов по проблемам обучения, межличностных взаимоотношений, проблемам студенческой семьи;
— получение оперативной информации о точках распространения наркотиков, наркопритонов;
— получение информации об иных правонарушениях, в т.ч. неправомерных действиях сотрудников силовых ведомств.
Систематизирующим фактором осуществления профилактической деятельности в образовательной среде стало её осуществление в рамках всероссийских, окружных и региональных антинаркотических профилактических акции.
Так. например: сотрудники территориальных органов ФСКН России в Уральском федеральном округе в рамках антинаркотических профилактических акций совместно с представителями органов образования, ежегодно в течение всего учебного года осуществляют просветительскую работу среди родителей учащихся образовательных учреждений: выступают с докладами на родительских конференциях, принимают участие в других профилактических мероприятиях с участием родителей. До родителей доводится информация о наркоситуации, обсуждаются темы «Признаки наркотического опьянения. Влияние наркотических средств и психотропных веществ на организм человека», «Понять и принять ребёнка», «Тактика действия родителей в случае подозрения употребления наркотиков детьми», «Правовая грамотность — основа профилактики правонарушений», рассматриваются вопросы ранней семейной диагностики и профилактики ПАВ и др.
Сотрудниками органов внутренних дел и наркоконтроля совместно с представителями комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки, социальной защиты, здравоохранения, образования проводятся совместные рейдовые мероприятия по выявлению семей группы риска.
В целях расширения форм участия общественности, в том числе родительской, в профилактике различных форм девиантного поведения и распространения наркомании, а так же создания системы информационно-пропагандистской работы с населением для реализации согласованных действий по формированию здорового образа жизни, более активного включения ресурсов семьи в систему профилактической работы, повышения уровня правовой компетентности и воспитательной активности родителей при организации профилактической работы сотрудниками органов наркоконтроля уделяется особое внимание стимулированию информационно-профилактической работы с родителями в школах, оказанию содействия педагогам в проведении мероприятий, направленных на родительскую аудиторию в форме:
• предоставления педагогам информации, необходимой для проведения работы с родителями,
• разработки совестно с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и распространения памяток для педагогов, содержащих правила информирования родителей по проблемам наркомании, а также памяток для родителей, содержащих информацию о признаках употребления наркотических средств и психотропных веществ, о действиях родителей при подозрении на употребление ребенком наркотиков,
• непосредственного участия сотрудников в работе по правовому информированию родителей, организации и проведении различных профилактических акций с родительской общественностью.
Профилактическая работа выстраивается с учетом основных принципов, таких как комплексность, миогоаспектность. системность.
Все массовые профилакгические мероприятия сопровождаются распространением информации о работе «телефонов доверия» соответствующих
Управлений ФСКН России Уральского федерального округа, школьникам, студентам, родителям и педагогом раздаются буклеты, содержащие информацию антинаркотической направленности, используются разнообразные формы профилактической работы со всеми целевыми группами.
Профилактические мероприятия, направленные на работу с родителями, проводимые в рамках указанных акций можно разделить на организационно-управленческие (планирование, составление и реализация программ, проведение совместных заседаний, совещаний субъекгов профилактической деятельности, учет и анализ проведенной работы), организационные мероприятия с родителями и мероприятия но организации обучения педагогов.
Работа в указанном направлении строигся в соответствии с Рекомендациями по осуществлению взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях12
5. Рекомендации по проведению лекционно-информационных форм работы с родителями в аспекте первичной профилактики употребления ПАВ несовершеннолетними.
В связи с тем, что перед сотрудниками подразделений МВП ФСКН России стоят задачи осуществления взаимодействия с органами управления образованием в сфере наркопрофилактики, непосредственного участия в организации и проведении профилактических акций, целесообразно рассмотреть особенности проведения лекционно-информационных мероприятий, проводимых с родительской аудиторией.
Вопросы для обсуждения с родителями проблем профилактики наркомании и информирования родителей по данной проблеме:
· Что нужно знать родителям о возрастных психологических особенностях ребенка? Почему подростки начинают употреблять наркотики?
· Что необходимо сделать для того, чтобы уберечь ребенка от наркотиков?
· Какие изменения в поведении подростка должны насторожить?
· Как вести себя в ситуации, если вы подозреваете, что ребенок употребляет наркотики?
· Где получить достоверные сведения о наркомании?
· Где можно получить квалифицированную психологическую медико-социальную помощь?
·
Доктор медицинских наук Вострокнутов Н.В. в работе «Семья и антинаркотическая профилактическая работа» дает ряд советов по организации и проведении лекций-бесед с родителями. При проведении профилактических лекций-бесед по предупреждению употребления ПАВ несовершеннолетними требуется соблюдение особых предосторожностей, так как не вся имеющаяся информация о наркотиках и токсических веществах может быть через родителей передана детям и подросткам . Ни в коем случае не следует приводить описание путей получения, изготовления и применения наркотических средств с тем, чтобы беседа не могла служить справочным материалом для использования наркотиков.
При проведении бесед нецелесообразно выходить за рамки представлений о наркотиках, которые практически не встречаются в регионе проживания, т.е. рассказывать о тех наркотиках (токсических веществах), которые малоизвестны. Обязательным является условие исключения описаний клинической картины наркотического (токсического) опьянения, переживаемых под влиянием наркотика (токсического вещества) эйфорических ощущений, включая использование позитивно воспринимаемых эпитетов и определений, таких как «непередаваемые ощущения», «состояние неизъяснимого блаженства, подобное экстазу», «состояние особенного блаженства и покоя».
Следует исключить из бесед ссылки на примеры исторических личностей, политических деятелей, известных артистов, певцов, журналистов, употреблявших наркотик, даже если приводятся негативные последствия от их приема.
При беседах с родителями нецелесообразно пользоваться специальными медицинскими терминами при описании клинических проявлений зависимости от ПАВ, а также «жаргоном наркоманов».
В беседах следует специально останавливаться на способах диагностики состояний наркотического и токсического опьянения, а также нарко — или токсикомании.
Нужно достаточно твердо и настойчиво утверждать, что подросток, «экспериментирующий» с наркотиками или злоупотребляющий ими, верит в то, что ему удается успешно скрывать свои эпизоды наркотизации от родителей. Необходимо настойчиво убеждать в том, что в настоящее время с помощью современных лабораторных методов возможна точная диагностика, предусматривающая определение конкретного наркотического вещества.
Следует также говорить о большой вероятности заражения потребителей наркотиков и больных наркоманиями и токсикоманиями ВИЧ-инфекцией, гепатитами В и С, венерическими заболеваниями, другими заразными болезнями мочеполовой сферы.
В профилактических беседах столь же актуальным является обсуждение последствий правового характера : задержание милицией за употребление в общественных местах спиртных напитков или ПАВ; поведение, повлекшее за собой дорожно-транспортное происшествие; угроза возбуждения уголовного дела за то или иное правонарушение.
Многие другие темы, кажущиеся убедительными для взрослых, являются малозначимыми с точки зрения антинаркотической профилактической работы. Такими являются темы, относящиеся к угрозе возникновения тяжелых соматических заболеваний, рождению неполноценных детей. Малоэффективными также являются аргументы, связанные с тем, что, употребляя алкоголь или наркотики (токсические вещества), дети и подростки доставляют огорчения родителям или подвергают риску свою будущую жизнь и служебную карьеру.
Необходимо доносить до сознания родителей тезис о том, что тактика запугивания несовершеннолетних тяжелыми осложнениями при употреблении ПАВ не приводит к желаемым результатам — отказу от приема наркотиков, а, наоборот, в некоторых случаях усиливает к ним интерес.
Эффект запугивания может срабатывать у детей и подростков, отличающихся такими характерологическими чертами, как тревожность, неуверенность; в то же время у стенических, неустойчивых и возбудимых личностей подобный эффект практически не наблюдается.
В настоящее время при проведении профилактических мероприятий часто нельзя обойтись без применения аудиовизуальных методик. Наиболее эффективными являются видеофильмы, хотя их использование связано с техническими трудностями.
При организации и проведении лекционно-информационных форм антинаркотической и антиалкогольной профилактической работы среди родителей учащихся средних школ и профессионально-технических училищ Вострокнутов Н.В. рекомендует использование следующего перечня тем:
1) Наркологическая ситуация в стране и актуальность первичной профилактической работы;
2) Психофизиологические особенности подросткового возраста;
3) Отрицательное влияние на организм разовых приемов психоактивных веществ (ПАВ);
4)Отрицательное влияние на организм систематического употребления ПАВ;
5)ПАВ и учеба, работа;
6) ПАВ и семья, досуг;
7)Правовые последствия приема ПАВ;
8) Методы профилактики приема ПАВ и лечения зависимости от них.
Особенности диалога с родительской аудиторией на тему: «Наркологическая ситуация в стране и актуальность первичной профилактической работы» описаны выше.
При обсуждении темы, посвященной личностно-психологическим и психофизическим особенностям подросткового периода, следует в популярной форме дать характеристику психофизиологических особенностей подросткового возраста. Важно донести до родителей объяснение некоторых мотивов поступков детей и подростков, осуждаемых окружающими взрослыми: стремление быстрее утвердить себя как взрослого человека, отмежевание от всего детского; эмоциональное потемнение, аффектация в поведении; нарочитая независимость в суждениях, негативное отношение к любым формам опеки; стремление обратить на себя внимание, демонстративность и театральность в поведении.
Следует подчеркивать, что, стремясь приобщиться к взрослой жизни, подростки легко перенимают и необходимые, с их точки зрения, но в действительности не обязательные, атрибуты поведения взрослых: употребление алкоголя и табака, интерес к сексуальным проблемам и другие особенности. Одновременно можно отметить характерные физиологические сдвиги пубертатного периода: усиленную и несбалансированную гормональную активность, неустойчивость нервной системы, восприимчивость к различным заболеваниям, включая психические и наркологические расстройства. Постоянно подчеркивается, что взрослым необходимо уметь обращаться к характерному для подростков чувству взрослости, поддерживать у подростков стремление самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки.
При рассмотрении третьей темы , посвященной отрицательному влиянию на организм разовых , однократных приемов ПАВ, целесообразно рассмотреть мотивацию единичных случаев употребления несовершеннолетними ПАВ, что, как правило, связано с влиянием компании сверстников либо со стремлением изменить свое душевное состояние, например, вызвать у себя повышенное настроение. В беседах следует обращать внимание на то, что спровоцированное алкоголем или наркотиком (токсическим веществом) повышение настроения обязательно сопровождается заметными нарушениями мышления, внимания, утратой критичности поведения. Кроме того, всякая стимуляция положительных эмоций неизбежно влечет за собой последующее снижение настроения, сопровождающееся понижением жизненного тонуса, падением работоспособности (эффект маятника).
Существенно в беседах раскрывать опасность даже однократного приема алкоголя или иного ПАВ, могущего привести к передозировке, требующей неотложных лечебных мер, а в некоторых случаях заканчивающейся смертельным исходом.
При проведении беседы особое внимание следует уделять токсическому влиянию ПАВ на головной мозг. Поскольку для части подростков одним из мотивов употребления ПАВ является снятие «внутреннего напряжения», такой эффект ПАВ надо прокомментировать. Состояние внутреннего напряжения, тревожность свойственны определенной части детей и подростков и обычно отражают наличие внутреннего психологического конфликта. Психоактивные вещества, обладая расслабляющими свойствами, способны в ряде случаев приносить временное облегчение, за которое в последующем человек расплачивается еще большим углублением внутреннего конфликта. Привычка снимать напряжение алкоголем или наркотическим средством препятствует формированию навыков разрешения психологических конфликтов адекватными способами и несет опасность возникновения пристрастия к ПАВ.
При обсуждении четвертой темы, посвященной отрицательному влиянию на организм систематического употребления ПАВ , следует говорить о формах поведения подростков, наиболее опасных с точки зрения формирования зависимости от ПАВ (учащение приемов, увеличение доз, учащение выраженных опьянений и др.).
Следует подчеркивать, что на начальных этапах своего развития алкоголизм или наркомания (токсикомания) проявляются скрыто, их признаки незаметны или не выражены. В популярной форме можно рассказывать о таких тяжелых проявлениях зависимости от ПАВ, как о синдроме зависимости, судорожных припадках, расстройствах личности и психозах.
Важную часть лекции-беседы рекомендуется посвящать описаниям поражения различных органов и систем при систематическом употреблении ПАВ (печени, поджелудочной железы, сердца, почек, сексуальной сферы и других).
Необходимо особо подчеркивать особенности формирования наркологических заболеваний в детском и подростковом возрасте: укороченные сроки формирования их основных проявлений, задержанное умственное и физическое развитие, ухудшение состояния здоровья, особенно тяжелые социальные последствия.
При обсуждении пятой темы («ПАВ и учеба, работа») следует давать описание, связанных с приемом ПАВ, отрицательных последствий: снижение успехов в учебе, угасание интереса к спорту, крушение планов, касающихся различных целей.
При этом можно подчеркивать характеристику типичной для зависимости от ПАВ цепочки последствий для служебной карьеры: снижение качества работы, вынужденные смены мест работы — увольнения по соответствующим статьям трудового кодекса — деквалификация и потеря работы, вплоть до инвалидности.
В ходе рассмотрения шестой темы («ПАВ и семья, досуг») дается характеристика влияния ПАВ на взаимоотношения несовершеннолетних с родителями и другими родственниками, а также приятелями и приятельницами, не разделяющими их склонности к употреблению алкоголя и наркотиков (токсических веществ).
Можно приводить примеры утраты подростками, склонными к приему ПАВ, интересов и увлечений прежде заполнявших их досуг; можно анализировать влияние асоциальных компаний сверстников, складывающихся по месту жительства, возможности противостоять влиянию таких компаний.
В беседе следует определенное место отводить обсуждению неблагоприятной роли, которую сыграет употребление ПАВ в будущей семейной жизни подростка. При этом можно дать характеристику нарушений эмоциональной, воспитательной функций семьи, показать нарастающие в семье наркомана процессы дезорганизации семьи: одинокий, неустроенный образ жизни потребителей ПАВ. Здесь же можно давать информацию о законодательстве, направленном на охрану прав семьи от одного из ее членов, употребляющего ПАВ.
При обсуждении седьмой темы («Правовые последствия приема ПАВ») родителей следует информировать о таких возможных правовых мерах, как задержание подростка за употребление алкоголя и других ПАВ в общественных местах, доставление таких несовершеннолетних, особенно в случаях выраженного опьянения, в отделение милиции. Одновременно можно дать представление о принципах проведения экспертизы алкогольного и наркотического опьянения, о праве на увольнения с работы в случаях злоупотребления ПАВ, об ограничении дееспособности, направлении на принудительное лечение.
При рассмотрении последней, восьмой темы («Методы профилактики приема ПАВ и лечения зависимости от них») до сведения родителей доводится информация о возможностях получения детьми и подростками, столкнувшимися с наркотиками, профилактической и реабилитационной помощи в случае возникновения наркологических проблем. Предлагается давать характеристику учреждений наркологической и другой медицинской помощи, находящихся в районе проживания, и существующих методов профилактики, лечения и реабилитации. Родители должны также информироваться об общественных организациях, оказывающих помощь лицам, склонным к употреблению ПАВ.
При проведении бесед по данной тематике всегда необходимо формировать представления об эффективности своевременно предпринятого лечения.
В лекциях для родителей необходимо также рассмотреть способы и возможности диагностики наркомании и токсикомании, причем не столько сформировавшейся болезни, сколько начальных ее проявлений. Следует обратить их внимание на изменение внешнего вида подростка, употребляющего наркотики, его поведения, характера, привычек, общения, круга знакомых, среди которых появляются наркоманы, и др.
В заключение данного раздела отметим, что при подготовке и проведении лекции-беседы важно учитывать, что
1. ее длительность должна составлять не более одного академического часа;
2.обязательной является «обратная связь» с аудиторией. Чем большую долю времени занимает свободная дискуссия и чем меньшую – изложение специалистом заранее подготовленного материала, — тем выше эффект.
Вообще отступление от рутинных форм лекций-бесед позволяет глубже воздействие. К таким более эффективным типам мероприятий относятся «круллые столы», вечера вопросов и ответов.
Качество педагогического, психологического и правового просвещения родителей зависит
· от актуальности выбранных тем,
· уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки),
· использования технического оснащения.
6.Заключение
Семья, родители, микросоциальное окружение — это очень важный участник профилактического процесса. Конфликтные ситуации, непонимание между детьми и родителями могут явиться причиной возникновения зависимостей у детей -употребления алкоголя, наркотических и токсических веществ.
Работа с семьей должна быть направлена на формирование ее ресурсов, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения.
Для решения проблем по предупреждению потребления детьми и членами их семей психоактивных веществ необходимо в первую очередь:
· повысить психологическую, педагогическую, валеологическую компетентность широких слоев населения, семьи;
· активизировать государственный механизм, ориентированный на выгоду создания здоровой семьи,
· развивать социалыюподдерживающую инфраструктуру, включающую семью в микросоциальное окружение ребенка.
На наш взгляд, в профилактической работе с родительской общественностью первостепенное значение имеют социальные и социокультурные меры.
Иными словами меры профилактической работы с родителями должны быть направлены на повышение их психолого-педагогической комптентности, правовой культуры, формирование ресурсов и навыков преодоления стрессовых ситуаций, на устранение факторов риска развития социально-психологической дезадаптации и психологическую поддержку семей, входящих в группу риска.
Успешное решение задач воспитания возможны только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Эффективным сотрудничество институтов государственной власти, педагогической и родительской общественности будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды.
Важным итогом системной, комплексной и многоаспектной профилактической антинаркотической работы становится то, что в профилактическом процессе значительную роль начинают играть родители учащихся, что позволяет активизировать внутренний воспитательный потенциал семьи.
СПИСКИ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Список нормативных актов
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием
12 декабря 1993 г.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. Лг « 223-ФЗ (СК РФ).
3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (КоАП РФ).
4.06 образовании. Федеральный закон № 3266-1-ФЗ от 10 июля 1992 г.
5.0 наркотических средствах и психотропных веществах. Федеральный закон Х° 3-ФЗ от 8 января 1998 г.
6. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г.
7. О милиции: Федеральный закон № 1026-1 от 18.04.1991 г. // Справочная правовая система «Гарант».
8. О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: Указ Президента РФ от 18 октября 2007 г. № 1374.
9.Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 — 2009 годы». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. №561.
10.О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 г. № 272 // Справочная правовая система «Гарант».
11.Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации (одобрена на заседании Государственного антинаркотического комитета 3 декабря 2008 г.).
12.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена Приказом Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. № 393.
13.Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Утверждена Приказом Минобразования России от 28.02.2000 г. № 619 и одобрена решением Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту от 22.05.2000 г.
14.Рекомендации по организации и проведению Всероссийской акции «За здоровье и безопасность наших детей» // Письмо Руководителя Департамента межведомственной и информационной деятельности ФСКН России от 21 марта 2007 г. № 3/1211 «О проведении акции».
15.Рекомендации по осуществлению взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях. // Письмо Минобрнауки России, МВД России. ФСКН России от 21 сентября 2005 г. № ВФ-1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в образовательных учреждениях».
Список использованной литературы
1. Виноградова Л. Ищем новые формы взаимодействия с родительской общественностью // Воспитательная работа в школе. 2003. № 6.
2. Галичкина О. В. Система работы администрации школы по профилактике л наркомании. Волгоград: Учитель, 2006.
3. Гиль С.С. Гиль Л.В. «Педагогическая профилактика ПАВ — зависимости: технологии содействия самореализации подростков». М., Изд-во «Ритм», 2004.
4. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. М: 2005.
5. Дереклеева И. И. Новые родительские собрания: 10-11 классы. М.: 2005.
6. Об организации работы с родительской общественностью в регионах Российской Федерации // Воспитательная работа в школе. 2003. № 9.
7. Памятка для родителей // Наркоконтроль. 2006. № 1.
8. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Сборник методических материалов по проблеме профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи. / Сост. Г.Н, Тростанецкая, А.А. Гериш. М., 2002.
9. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними в общеобразовательной среде: Сб. программ / под ред. Л. М. Шипициной. СПб.; Образование — культура, 2003.
10.Самошкина Л., Гришина В., Перекркестов А. Программа первичной позитивной наркопрофилактики. // Воспитательная работа в школе. 2003. № 4.
11.Семья и дети в антинарокотических программах профилактики, коррекции, реабилитации / Под. Ред. Н.В. Вострокнутова. М: 2003.
12.Фалькович Т. А., Толстоухова Н. С, Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. М.: 2005.
13.Шилова Т. А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе: практическое пособие. М: 2005.
Приложение 1
Значимые для родителей признаки ранней алкоголизации и наркотизации детей16
1. Ребенок в семье отстраняется от родителей, часто и надолго исчезает из дома или же запирается в своей комнате. Расспросы, даже самые деликатные, вызывают у него вспышку гнева.
2. У нею меняется круг общения, прежние друзья исчезают, новые предпочитают как можно меньше контактировать с Вами, почти ничего не сообщают о себе.
3. Ваш «семейный» дом постепенно превращается в «штаб-квартиру» — часто звонит телефон, Ваш ребенок в присутствии посторонних не разговаривает открыто, а использует намеки, жаргон, условные «коды».
4. Меняется характер ребенка. Его не интересует то, что раньше имело значение: семья, учеба, увлечения. Появляется раздражительность, вспыльчивость, капризность, эгоизм, лживость.
5. Его состояние немотивированно меняется: он то полон энергии, весел, шутит, то становится пассивен, вял, иногда угрюм, плаксив.
6. У ребенка появляются финансовые проблемы. Он часто просит у Вас деньги, но объяснить, на что они ему нужны, не может, или объяснения малоубедительны. Из дома постепенно исчезают деньги и вещи. Сначала это может быть незаметно, пропажи в семье объясняются случайностью (потеряли, забыли куда положили).
Потом уже исчезновение (видеотехники, например) трудно скрыть.
7. Иногда Вы наблюдаете необычное состояние Вашего ребенка: оно может быть похоже на опьянение, но без запаха алкоголя. Может быть нарушена координация движений, речь, появляется нелепый смех, зрачки расширены или сужены. Конкретные признаки опьянения зависят от вида вещества.
Для большей убедительности в начале первых проб с наркотиками можно использовать так называемые «стрип-тесты», которые продаются в аптеках и представляют собой полоски, типа лакмусовой бумаги. Их надо погрузить с исследуемую мочу, результат проявится через 5 минут в виде изменения окраски. Одни тесты рассчитаны на один вид наркотика, другие выявляют пять видов. Чувствительность метода достаточно высока: наркотик выявляется даже спустя три дня после прекращения его приема.
Приложение 2
Примеры памяток для родителей
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ17
Уважаемые родители!
Здоровье ребенка — самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь и наркотики (далее ПАВ — психоактивные вещества).
Данные мониторинга и социологические опросы свидетельствует о высокой степени пораженности общеобразовательных школ наркоманией, о низком качестве организации профш1актической работы. По статистике основной возраст первого знакомства с наркотическими средствами приходится на II—14 лет (41%) и 15—17 лет (51%): в основном это курение марихуаны и гашиша, употребление ингалянтов, потребление алкоголя вместе с медикаментами.
Причины:
— любопытство (благодаря известному высказыванию не очень умных людей: «Все надо попробовать!»):
— желание быть похожим на «крутого парня», на старшего авторитетного товарища, часто личный пример родителей и т. д.;
— желание быть «плохим» в ответ на постоянное давление со стороны родителей: «Делай так, будь хорошим». Это может быть и способом привлечения внимания:
— безделье, отсутствие каких-либо занятий либо обязанностей, в результате — эксперименты от скуки.
—
ЗАДУМАЙТЕСЬ:
— ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дета.
— мы так боимся, чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не замечаем, что, по сути дела, не даем им жить. Мы попираем и нарушаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, несамостоятельности, тому, что страх жизни преобладает v них над страхом смерти.
— ограничиваемый в своей активности ребенок не приобретает собственного жизненного опыта; не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие — нет; что можно делать, а чего следует избегать.
Как при любой болезни, при соблюдении определенных профилактических мер можно уберечь ребенка от потребления табака, алкоголя и наркотиков. Конечно, не все представленные ниже способы легко воплощаются, но в совокупности они дают реальный положительный результат.
НЕСКОЛЬКО ГРАБИЛ. ПРЕДОТВРАТИТЬ ПОТРЕБЛЕНИЕ ПАВ ВАШИМ РЕБЕНКОМ:
1. Общайтесь друг с другом
Общение — основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет его обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют Вашему ребенку? Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком
2. Выслушивайте друг друга
Умение слушать — основа эффективного общения, но делать это не гак легко, как может показаться со стороны.
Умение слушать означает:
• быть внимательным к ребенку;
• выслушивать его точку зрения;
• уделять внимание взглядам и чувствам ребенка;
не надо настаивать, чтобы ребенок выслушивал и принимал ваши представления о чем-либо. Важно знать, чем именно занят ваш ребенок. Иногда внешнее отсутствие каких-либо не желательных действий скрывает за собой вредное занятие. Например, подросток ведет себя тихо, не грубит, не пропускает уроков. Ну, а чем он занимается? Ведь употребляющие наркотические вещества и являются «тихими» в отличие от тех, кто употребляет аткоголь. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым или снисходительным.
Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом…» или «Что ты об этом думаешь?»
3. Ставьте себя на его место
Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит. Если Вам удастся стать своему ребенку другом, вы будете самым счастливым родителем!
4. Проводите время вместе
Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребенком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Это необязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр телевизионных передач. Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от табака, алкоголя и наркотиков. Поддерживая его увлечения, вы делаете очень важный шаг в предупреждении от их употребления.
5. Дружите с его друзьями
Очень часто ребенок впервые пробует ПАВ в кругу друзей. Порой друзья оказывают огромное влияние на поступки вашего ребенка. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того: в этом возрасте весьма велика тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют курить, пить. У многих в будущем это может стать привычкой.
Поэтому важно в этот период — постараться принять участие в организации досуга друзей своего ребенка, то есть их тоже привлечь к занятиям спортом либо творчеством, даже путем внесения денежной платы за таких ребят, если они из неблагополучных семей. Таким образом, вы окажете помощь не только другим детям, но в первую очередь — своему-ребенку.
6.11омните, что вали ребенок уникален
Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Вы можете помочь своему ребенку развить положительные качества и в дальнейшем опираться на них. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. Л это, в свою очередь, заставляет ребенка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление наркотиков. Представьте, что будет с вами, если 37 раз в сутки к вам будут обращаться в повелительном тоне, 42 раза — в увещевательном, 50 — в обвинительном?…
Цифры не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками и психопатами. Ребенку нужен отдых от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний. Нужен отдых и от каких бы то ни было воздействий и обращений!
Нужно время от времени распоряжаться собой полностью — т. е. нужна своя доля свободы. Без неё — задохнется дух.
7. Подавайте пример
Алкоголь, табак и медицинские препараты используются многими людьми. Конечно, употребление любого из вышеуказанных веществ законно, но здесь очень важен * родительский пример. Родительское пристрастие к алкоголю и декларируемый запрет на него для детей дает повод обвинить вас в неискренности, в «двойной морали». Помните, что ваше употребление, так называемых, «разрешенных» психоактивных веществ открывает дверь детям и для «запрещенных». Несовершенные, мы не можем вырастить совершенных Детей- Ну не можем, не можем, не бывает этого — и с вами не будет, если вы стремитесь к идеалу в ребенке, а не в себе!
СОВЕТЫ
Когда человеку не подходит климат, он начинает болеть. Психологический климат в семье для ребенка еще важнее. Если такой климат становится непереносимым для ребенка, деваться ему некуда: не уедешь, родителей не сменишь… Хрупкая неустойчивая психика ребенка не выдерживает: он срывается в депрессию, уличную тусовку, алкоголь, наркотики. Поэтому, даже ребенок далек от идеала и совсем не похож на Вас, БУДЬТЕ МУДРЫ:
— когда скандал уже разгорелся, сумейте остановиться, заставьте себя замолчать — даже если Вы тысячу раз правы;
— опасаетесь! В состоянии аффекта ребенок крайне импульсивен. Та агрессия, которую он проявлял по отношению к Вам, обернется против него самого. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в Вашей аптечке — всё станет реально опасным, угрожающим его жизни;
— не кричите, не распускайтесь. Ведь ребенок действительно может подумать, ЧТО ВЫ ЕГО НЕНАВИДИТЕ. Он будет в отчаянии, а Вы, оглохнув от собственного крика, его крика о помощи не услышите.
— похвалите своего ребенка с утра, и как можно раньше, и как можно доходчивее, теплее! — не бойтесь и не скупитесь, даже если собственное настроение никуда… (кстати, это и средство его улучшить!) Ваше доброе слово, объятие, поцелуй, ласковый взгляд — подпитка душевная на весь долгий и трудный день, не забудьте!… И на ночь — не отпускайте во тьму без живого знака живой любви…
Симптомы употребления подростками наркотических веществ.
Определить, употребляет ваш ребенок наркотики или нет, сложно, особенно если ребенок сделал это в первый раз или употребляет наркотики периодически. Важно сделать правильные выводы и учитывать, что некоторые признаки могут появляться совершенно по другой причине. И все же стоит насторожиться, если проявляются: Физиологические признаки:
• бледность или покраснение кожи;
• расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза;
• несвязная, замедленная или ускоренная речь;
• потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи;
• хронический кашель;
• плохая координация движений (пошатывание или спотыкание);
• резкие скачки артериального давления;
• расстройство желудочно-кишечного тракта. Поведенческие признаки:
1.беспричинное возбуждение, вялость;
2.нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания;
3.уходы из дома, прогулы в школе по непонятным причинам:
4.трудности в сосредоточении на чем-то конкретном;
5.бессонница или сонливость;
6.болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения:
7.избегание общения с людьми, с которыми раньше были близки:
8.снижение успеваемости в школе;
9.постоянные просьбы дать денег:
10.пропажа из дома ценностей;
11.частые телефонные звонки, использование жаргона, секретные разговоры:
12.самоизоляция, уход от участия в делах, которые раньше были интересны;
13.частое вранье, изворотливость, лживость;
14.уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы;
15. неопрятность внешнего вида.
Очевидные признаки:
• следы от уколов (особенно на венах), порезы, синяки;
• бумажки и денежные купюры, свернутые в трубочки;
• закопченные ложки, фольга;
• капсулы, пузырьки, жестяные банки;
• пачки лекарств снотворного или успокоительного действия;
• папиросы в пачках из-под сигарет.
Что делать, если это произошло — ваш ребенок употребляет наркотики? Соберите максимум информации. Вот три направления, по которым вам нужно выяснить всё как можно точнее, полнее:
— всё о приеме наркотиков вашим ребёнком: что принимал, сколько, как часто, с какими последствиями, степень тяги, осознание или неосознание опасности;
— всё о том обществе или компании, где ребенок оказался втянутым в наркотики;
— всё о том, где можно получить совет, консультацию, помощь, поддержку. Ни в каком случае не ругайте, не угрожайте, не бейте.
Беда, которая стала горем для вас и всей семьи, поправима. Но исправить ситуацию можно, только если вы отнесетесь к ней спокойно и обдуманно, так же, как вы раньше относились к другим неприятностям.
Меньше говорите — больше делайте. Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания «посадить» ребенка, «сдать» его в больницу, быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению.
Не допускайте самолечения. Категорически сопротивляйтесь, если подросток захочет заниматься самолечением, используя для этого медикаменты, рекомендованные кем-то из его окружения.
Если вы предполагаете, что ребенок систематически употребляет алкоголь, наркотики, нужно, не теряя времени, обратиться к психиатру-наркологу.
Не усугубляйте ситуацию криком и угрозами. Берегите собственные силы, они вам еще пригодятся. Тем более, что выплеском эмоций добиться чего-то будет сложно. Представьте себе, как вы бы себя вели, заболей ваш ребенок другой тяжелой болезнью. В такой ситуации ведь никому не придет в голову унижать и оскорблять его только за то, чго он болен. Не считайте, что сын или дочь стали наркоманами только из-за собственной распущенности, корни болезни могут находиться намного глубже. Если состояние здоровья или поведение ребенка доказывают, что он принимает наркотики регулярно, значит, пришло время решительных действий.
Не пытайтесь бороться в одиночку, не делайте из этой болезни семейной тайны, обратитесь за помощью к специалистам, обязанным помочь Вам:
*(даны телефоны центров медицинской, психолого — педагогической и социальной и помощи).
ЕСЛИ ВЫ НЕ ПОЛУЧИЛИ НЕОБХОДИМОЙ ПОМОЩИ в своей беде или остались ею не удовлетворены обращайтесь в подразделение межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Спасем наших детей !!!
Памятка подготовлена Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Калининградской области совместно с Центром медицинской профилактики Министерства здравоохранения Правительства области.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дорогие родители! Вы нередко ‘заблуждаетесь, когда думаете, что все в порядке. Наша практика и сведения, полученные при опросах самих наркоманов, показали, что значительная часть родителей ничего не ведала о проблемах своих детей, а правда открывалась часто лишь спустя несколько лет, когда их сын или дочь попадали в больницу. Не тешьте себя надеждой, присмотритесь к своим детям внимательнее.
Если:
• ваш ребенок становится скрытным, часто задерживается допоздна на прогулках, не отвечает на вопросы о том, где был, лжет без видимых на то причин, например, говорит, что был у приятеля, который давно живет в другом городе;
• увеличиваются финансовые запросы, которые он пытается удовлетворить любым способом, включая очистку родительских кошельков и вынос из дома вещей, не принадлежащих ему. Иногда, напротив, вы замечаете у ребенка наличие значительных сумм денег без постоянного источника;
• без очевидной причины резко меняется его настроение, то не в меру болтлив и весел, то выглядит измученным, апатичным, бледным. Наблюдаются нарушения памяти, неспособность логически мыслить, покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы уколов, расширенный или суженный и не реагирующий на свет зрачок, не по возрасту испорченные зубы, бледность, дряблость, землистый цвет кожи;
• вы замечаете резкие перепады аппетита у ребенка. То он целый день ничего не ест, а на ночь съедает все, что лежит в холодильнике, или если подросток отказывается от еды несколько дней подряд, а потом неожиданно начинает нормально питаться, хотя вроде бы не был болен;
• у ребенка, не отличавшегося раньше никакими дарованиями, периодически развивается неожиданная жажда творчества. Его вдруг начинает захватывать процесс рисования, писания или музицирования при очевидном отсутствии интереса к плодам своей деятельности («плоды» обычно больше похожи на мазню, графоманию и невнятный набор звуков);
• на одежде ребенка появляются необычные пятна, в том числе пятна крови; от вещей исходит странный запах;
• в доме появляются незнакомые предметы: шприцы, дешевые папиросы, марки, не похожие на почтовые, различного вида трубочки, скатанные в трубочку денежные купюры, аккуратной формы стеклянные пластинки, скатанные из фольги шарики, таблетки с рисунками непонятного назначения, различного вила порошки, измельченные растения, растворители, тюбики с клеем, неизвестные пузырьки бытовой химии (например, жидкости для чистки труб «Крот», растворитель, ацетон и т. п.);
• резко снижается успеваемость, теряется интерес к спортивным и другим внеклассным мероприятиям, ребенок часто говорит о бессмысленности жизни;
• ребенок часто похож на пьяного (говорит, растягивая слова, качается при ходьбе, избегает встреч со старшими), но при этом от него не пахнет спиртным, то настало время поинтересоваться его состоянием более серьезно.
Если Вы найти в перечисленном списке основания для констатации указанных признаков, существует необходимость Вашего обращения за консультацией.