УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образованию
__________В.Я. Шевченко
«___»____________2016 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Екатеринбург
РГППУ
Учебно-методический комплекс дисциплины «Введение в профессиональную деятельность». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 22 с.
Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.
Авторы: | кандидат педагогических наук, профессор кафедры психологии образования и профессионального развития | О.Н. Шахматова |
старший преподаватель кафедры психологии образования и профессионального развития | И.А. Курочкина | |
Рецензент: | кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии управления УрГПУ | А.А. Печеркина |
Одобрен на заседании кафедры психологии образования и профессионального развития. Протокол от «14» января 2016 г. № 11.
Заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития | Э.Ф. Зеер |
Рекомендован к печати методической комиссией Института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол от «29» января 2016 г. № 5.
Председатель методической комиссии Института ППО | В.В. Пузырев | |
Директор Института ППО | И.И. Хасанова | |
Зам. директора НБ | Е.Н. Билева |
© ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016
© О.Н. Шахматова, 2016 © И.А. Курочкина , 2016 |
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Введение в профессиональную деятельность» является ознакомление студентов с основными отраслями научной психологии, видами и сферами работы психологов-практиков, спецификой психологии как профессии. Формирование образа психолога-профессионала (когнитивная и ценностно-смысловая составляющая).
Содействие развитию мотивации к освоению профессии психолог.
Задачи дисциплины:
· ознакомить с учебно-профессиональной подготовкой психологов в образовании;
· ознакомить с особенностями профессиональной деятельности психолога в образовании;
· сформировать теоретические знания об особенностях психологии, как науки и профессии;
· провести со студентами мероприятия, формирующие компетенции, необходимые для работы психолога в образовании.
Воспитательной целью данной дисциплины является создание благоприятных условий для развития набора важных для психолога, работающего в образовании, компетенций.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Дисциплина «Введение в профессиональную деятельность» относится к вариативной части профессионального цикла. Она дает возможность ознакомления с базовыми знаниями и навыками профессиональной деятельности.
Изучение дисциплины рассчитано на первый семестр, поэтому в данном курсе предоставляются начальные знания, которые понадобятся студенту на последующих этапах обучения.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, которые включены в учебный процесс в этом же семестре:
Дисциплина «Введение в профессиональную деятельность» основывается на знаниях из дисциплин школьной программы «Основы безопасности жизнедеятельности», «Обществознание», «Биология».
Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин «Педагогическая психология», «Психолого-педагогическая коррекция», «Психологическое консультирование», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности», «Психологическая служба в образовании» в профессиональном цикле ОПОП.
3. КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Введение в профессиональную деятельность» является базовой для последующих специальных дисциплин, обеспечивая фундаментальную общепсихологическую подготовку, необходимую для формирования обязательных профессиональных компетенций будущего психолога.
В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ОПОП ВО:
общекультурные компетенции:
– способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
профессиональные компетенции (ОПК):
– способность принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК -10).
В деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПК):
– способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПК-24);
– способность формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности (ПК-28).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
· о целях и задачах основных направлений деятельности психолога-профессионала;
· о целях и задачах основных направлений деятельности психолога-профессионала;
· квалификационные требования к психологам различного профиля;
· морально-этические принципы работы психолога.
Уметь:
· ориентироваться в классификациях психологических профессий;
· анализировать типичные приемы работы психолога;
· определять индивидуально-личностные причины выбора специальности;
· определять свою профессиональную позицию психолога
Владеть:
· навыками теоретического анализа научной психологической литературы;
· организовывать самообразование
· способами обобщения и логического изложения материала.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.
Объем дисциплины и виды учебной работы. Таблица 1 Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Формы обучения Очная форма обучения Заочная форма с полным сроком
Таблица 1
Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий | Формы обучения | |
Очная форма обучения | Заочная форма с полным сроком обучения | |
1. Виды и объем учебной работы, в ч. | ||
1. 1.1. Общая трудоемкость дисциплины | 3 (108) | 3 (108) |
1.2. Аудиторные занятия: | ||
1.2.1. Лекции | — | — |
1.2.2. Практические (семинарские) занятия | ||
1.2.3. Лабораторные работы | — | — |
1.3. Самостоятельная работа: | ||
1.3.1. Курсовой проект (работа) | — | — |
1.3.2. Контрольная работа | — | |
1.3.3. Расчетно-графическая работа | — | — |
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы: подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашних работ, самостоятельная подготовка по дополнительному материалу и др. | ||
2. График изучения дисциплины | ||
2.1. Курс | ||
2.2. Семестр | ||
2.3. Экзамен (семестр) | — | — |
2.4. Зачет (семестр) | ||
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) | — | — |
2.6. Контрольная работа (семестр) | — |
Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№ | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекция | Практические занятия | Самостоятельная работа | Лабораторная работа | |||||
Психология как отрасль научного знания и научно-теоретическая основа деятельности психолога в образовании | 1-2 | — | Не предусмотрена | Выполнение самостоятельных домашних заданий: эссе; интерпретация тестовых методик; Рефераты; подготовка мультимедиапрезентаций | ||||
Общая характеристика деятельности психолога в образовании | 3-4 | — | ||||||
Направления деятельности психолога в образовании | 5-6 | — | ||||||
Образование и его особенности на современном этапе развития общества | 7-8 | — | ||||||
Этическое и нормативно-правовое регулирование деятельности психолога в образовании | 9-10 | — | ||||||
Профессиональные особенности личности психолога в образовании | 11-12 | — | ||||||
Характеристика методов, применяемых психологом при работе в сфере образования | 13-14 | — | ||||||
Профессиональное самоопределение и развитие психолога | 15-16 | — | ||||||
9. | Особенности организации и самоорганизации учебно-профессиональной деятельности студента в высшем учебном заведении | — | ||||||
Итого | — | Зачет |
Содержание дисциплины
Тема 1. Психология как отрасль научного знания и научно-теоретическая основа деятельности психолога в образовании
Психология как наука, научно-методические подходы, связь психологии с другими науками. Краткая характеристика основных теоретических направлений в зарубежной и отечественной психологии: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, основные направления и школы отечественной психологии (деятельностный подход, культурно-исторический подход, субъектный подход, поведенческий подход).
Современная психология как совокупность теоретических и прикладных дисциплин.
Тема 2.Общая характеристика деятельности психолога в образовании
Психолог в сфере образования и обучения. Основные направления деятельности психолога (научное, прикладное, практико-ориентированное).
Психология как профессия. Краткая историческая справка. Практическая психология. Специфика профессии психолога. Психолог-исследователь. Психолог-практик. Психолог – преподаватель. Психолог-организатор.
Тема 3. Направления деятельности психолога в образованииНаправления деятельности практического психолога образования: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая диагностика, коррекция, консультирование. Виды профессиональной деятельности психолога в образовании, здравоохранении, промышленности и бизнесе.
Тема 4. Образование и его особенности на современном этапе развития общества
Научно-теоретические, методологические подходы к разработке новых образовательных стандартов. Требования к деятельности психолога на современном этапе развития общества. Требования Государственного образовательного стандарта к личности и компетентности психолога в образовании.
Тема 5. Этическое и нормативно правовое регулирование деятельности психолога в образовании
Этический кодекс психолога. Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность психолога. Этические проблемы в деятельности психолога и её правовое регулирование. Квалификационные требования к психологам различного профиля. Специфика норм профессиональной общности. Морально — этические принципы профессиональной деятельности: конфиденциальность, не нанесение ущерба, предел компетентности.
Тема 6. Профессиональные особенности личности психолога в образовании
Имидж практического психолога. Профессионально важные качества психолога.
Тема 7. Характеристика методов, применяемых психологом при работе в сфере образования
Методы исследовательской и практической деятельности психолога. Не экспериментальные методы (наблюдение, беседа, интервью, метод анализа продуктов деятельности и т.д.).
Экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий эксперимент).
Диагностические методы.
Тема 8. Профессиональное самоопределение и развитие психолога, профессиональные кризисы.
Выбор профессии, его психологические детерминанты и особенности. Индивидуальный стиль деятельности специалиста. Профессиональные кризисы и основные этапы становления психолога в образовании. Профессиональные деструкции психолога в образовании.
Тема 9.Особенности организации и самоорганизации учебно-профессиональной деятельности студента в высшем учебном заведении.
Особенности обучения в ВУЗе. Организация учебной деятельности студентов с учетом индивидуально-психологических особенностей личности. Самостоятельная работа студентов как форма саморазвития и самоактуализации личности: формы, обобщение результатов и контроль.
Матрица компетенций, формируемых в процессе изучения дисциплины
Таблица 3
Название раздела дисциплины | Профессиональные компетенции | ||||
ОК-6 | ОПК-10 | ПК-24 | ПК-28 | ∑ | |
Психология как отрасль научного знания и научно-теоретическая основа деятельности психолога в образовании | — | — | — | + | |
Общая характеристика деятельности психолога в образовании | — | + | + | + | |
Направления деятельности психолога в образовании | — | — | + | + | |
Образование и его особенности на современном этапе развития общества | — | — | + | + |
Окончание таблицы 3
Этическое и нормативно-правовое регулирование деятельности психолога в образовании | + | + | + | + | ||||||
Профессиональные особенности личности психолога в образовании | + | + | + | + | ||||||
Характеристика методов, применяемых психологом при работе в сфере образования | — | — | + | + | ||||||
Профессиональное самоопределение и развитие психолога | — | — | + | + | ||||||
Особенности организации и самоорганизации учебно-профессиональной деятельности студента в высшем учебном заведении | + | — | + | + | ||||||
Лабораторные работы
Для дисциплины «Введение в профессиональную деятельность» проведение лабораторных работ не предусмотрено.
Самостоятельная работа
При изучении дисциплины «Введение в профессиональную деятельность» предусмотрено выделение 74 часов на самостоятельную работу студентов. Виды самостоятельной работы регламентируются графиком учебного процесса и самостоятельной работы.
Видами самостоятельной работы студентов являются:
а) выполнение домашних заданий;
б) освоение и проработка теоретического материала лекционного курса;
в) подготовка конспектов, презентаций.
По итогам изучения дисциплины предусмотрена промежуточная аттестация: зачет.
Темы практических и семинарских занятий
1. Морально-этические нормы профессиональной деятельности психолога.
2. Квалификационные требования к специалистам-психологам.
3. Нормативные и ненормативные профессиональные кризисы.
4. Особенности естественнонаучного подхода в психологии.
5. Деятельностный подход в отечественной психологии.
6. Основные психологические теории. Гештальт-психология.
7. Основные психологические теории. Трансактный анализ.
8. Основные психологические теории. Бихевиоризм.
9. Основные психологические теории. Психоанализ.
10.Основные психологические теории. Гуманистическая психология.
6.3. Задания к контрольной работе
Содержание контрольной работы и требования
к ее выполнению
Контрольная работа является обязательным и необходимым этапом для овладения содержанием дисциплины «Введение в профессиональную деятельность», а также одной из форм текущего контроля по этой дисциплине.
Основные структурные элементы контрольной работы:
§ титульный лист оформляется в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к оформлению контрольной работе в вузе (приложение 1);
§ содержание включает перечень основных пунктов контрольной работы с указанием страниц;
§ введение: определяется актуальность психолого-педагогических проблем в современных социально-экономических; аргументируется востребованность психологических услуг в образовательном пространстве;
§ в основной части контрольной работы студент выполняет пять заданий в соответствии со своим вариантом;
§ заключение включает в себя выводы, обобщающие результаты каждого выполненного в основной части задания;
§ библиографический список (не менее 20, включая интернет-ресурсы не более 5-7 источников).
Контрольная работа выполняется студентами по вариантам. Вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента следующим образом.
Последняя цифра номера зачетной книжки студента | Вариант контрольной работы |
1 или 6 | |
2 или 7 | |
3 или 8 | |
4 или 9 | |
5 или 0 |
Задание 1. Предполагает проведение сравнительного анализа профессиональной деятельности психолога в образовании и какой-либо другой профессиональной деятельности. Ответ должен быть аргументирован, сравнение произведено по нескольким основаниям: область профессиональной деятельности, предмет и объект труда и др.
Для того чтобы провести подробный анализ, необходимо дать определение анализируемых профессий, перечислить их главные функции. Кроме того, следует обратить внимание на выявление сходства отдельных характеристик, рассматриваемых видов профессиональной деятельности. Дальнейший анализ необходимо производить по нескольким основаниям, среди которых могут быть: необходимость этой профессии в современном обществе, условия труда, основные методы и инструменты, наличие определенного уровня образования, возможности карьерного роста и т.п. В заключении должен быть подведен итог или кратко резюмированы основные положения.
Задание 2.Студенту предлагается рассмотреть основные теоретические подходы (направления, школы) в психологической науке и подробным образом проанализировать один из них. А также развернуто ответить на вопрос: Почему психологические школы по-разному понимают предмет психологии?
Для выполнения данного задания необходимо:
· перечислить основных ученых-представителей данного подхода;
· особое внимание следует уделить основателю(ям) психологической школы;
· обозначить исторический период, когда возникло данное направление;
· кратко описать выдвинутые идеи, охарактеризовать феномены, рассмотрением которых занимались психологи в контексте этой теории;
Выполнение этого задания может быть оформлено в виде таблицы, схемы, рисунка, но с обязательными пояснениями.
Задание 3.Осуществитьописательный анализ и определить различия естественнонаучного и гуманитарного знания в психологии.
Задание 4. Студентам предлагается ответить на следующий вопрос: Можно ли считать, что сегодня психология переживает кризис? Если да, назовите основные признаки этого кризиса. Если нет, – аргументируйте свою позицию.
Студенту необходимо не только выразить собственную точку зрения на поставленный вопрос, но и проанализировать распространенность и востребованность психологических знаний в современном обществе. Каким образом они транслируются в печатных изданиях, средствах СМИ, объявлениях о психологических услугах и др., приведите примеры?
При выполнении данного задания студенту предлагается оценить современное состояние психологической науки и ее востребованность и распространенность в обществе.
Задание 5.Графически представить психологическую науку, в образе дерева, которое имеет корни, ствол, ветви, ветки, обозначить каждый из этих компонентов определенной отраслью психологической науки с учетом вида родовых зависимостей.
Текстовой вариант описания рисунка должен быть полным, развернутыми, особенно оценивается количество отраженных на рисунке отраслей психологии, а также самостоятельность и творчество студента.
В заключении подводятся выводы и итоги по проделанной работе.
Библиографический список включает в себя перечень источников, которые использовались для выполнения контрольной работы. Допускаются существенные отличия списка используемой литературы от рекомендованного перечня источников, предложенного в конце настоящих методических рекомендаций к выполнению контрольной работы.
Помимо традиционных бумажных носителей, среди которых рекомендуется использование словарей, учебных пособий, журналов, сборников научных статей и т.п. возможна работа с электронными ресурсами информационной сети Internet, ссылка на которые также оформляется в библиографическом списке.
Вариант 1.
Задание 1. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Чем профессия психолога отличается от профессии врача?
Задание 2. Вам предлагается рассмотреть психоаналитический подход в психологии.
Задание 3. Назовите основные особенности естественнонаучного и гуманитарного подходов в психологии.
Задание 4. Можно ли считать, что сегодня психология переживает кризис? Если да, назовите основные признаки этого кризиса. Если нет, – аргументируйте свою позицию.
Каким образом психологические знания транслируются в печатных изданиях, приведите пример? В качестве примера может быть выдержка из любого печатного издания, после которой дается краткий вывод о содержании представленной информации.
Задание 5. Представьте и изобразите графически «древо» психологии. Попытайтесь отразить не только как можно больше отраслей психологической науки, но и взаимосвязи между ними.
Вариант 2.
Задание 1. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Чем профессия психолога отличается от профессии писателя?
Задание 2. Вам предлагается рассмотреть поведенческий (бихевиоризм) подход в психологии .
Задание 3. Назовите основные особенности естественнонаучного и гуманитарного подходов в психологии.
Задание 4. Можно ли считать, что сегодня психология переживает кризис? Если да, назовите основные признаки этого кризиса. Если нет, – аргументируйте свою позицию.
Каким образом психологические знания транслируются посредством телевидения, приведите пример? В качестве примера может быть выдержка из любой телевизионной передачи, после которой дается краткий вывод о содержании представленной информации.
Задание 5. Представьте и изобразите графически «древо» психологии. Попытайтесь отразить не только как можно больше отраслей психологической науки, но и взаимосвязи между ними.
Вариант 3.
Задание 1. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Чем профессия психолога отличается от профессии священника?
Задание 2. Вам предлагается рассмотреть подход гештальт-психологии.
Задание 3. Назовите основные особенности естественнонаучного и гуманитарного подходов в психологии.
Задание 4. Можно ли считать, что сегодня психология переживает кризис? Если да, назовите основные признаки этого кризиса. Если нет, – аргументируйте свою позицию.
Каким образом психологические знания транслируются по радио, приведите пример? В качестве примера может быть выдержка из любого радиопередачи, после которой дается краткий вывод о содержании представленной информации.
Задание 5. Представьте и изобразите графически «древо» психологии. Попытайтесь отразить не только как можно больше отраслей психологической науки, но и взаимосвязи между ними.
Вариант 4.
Задание 1. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Чем профессия психолога отличается от профессии философа?
Задание 2. Вам предлагается рассмотреть гуманистический подход в психологии.
Задание 3. Назовите основные особенности естественнонаучного и гуманитарного подходов в психологии.
Задание 4. Можно ли считать, что сегодня психология переживает кризис? Если да, назовите основные признаки этого кризиса. Если нет, – аргументируйте свою позицию.
Каким образом психологические знания транслируются в рамках предлагаемых психологических услуг, приведите пример? В качестве примера может быть выдержка из любого объявления о психологических услугах, после которой дается краткий вывод о содержании представленной информации.
Задание 5. Представьте и изобразите графически «древо» психологии. Попытайтесь отразить не только как можно больше отраслей психологической науки, но и взаимосвязи между ними.
Вариант 5.
Задание 1. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Чем профессия психолога отличается от профессии педагога?
Задание 2. Вам предлагается рассмотреть деятельностный подход в отечественной психологии.
Задание 3. Назовите основные особенности естественнонаучного и гуманитарного подходов в психологии.
Задание 4. Можно ли считать, что сегодня психология переживает кризис? Если да, назовите основные признаки этого кризиса. Если нет, – аргументируйте свою позицию.
Каким образом психологические знания представлены в общественном мнении, приведите пример? В качестве примера может быть выдержка из любого источника СМИ, после которой дается краткий вывод о содержании представленной информации.
Задание 5. Представьте и изобразите графически «древо» психологии. Попытайтесь отразить не только как можно больше отраслей психологической науки, но и взаимосвязи между ними.
Примерные вопросы к зачету
1. Место и роль психологии, родственные профессии и специальности.
2. Отличия житейской и научной психологии.
3. Объект и предмет психологической науки.
4. Специфика профессиональной деятельности психолога-исследователя.
5. Специфика профессиональной деятельности психолога-практика.
6. Направления деятельности практического психолога образования.
7. Виды деятельности практического психолога системы образования.
8. Методы исследовательской деятельности психолога.
9. Экспериментальные методы исследовательской и практической деятельности практического психолога.
10.Диагностические методы исследовательской деятельности психолога-практика.
11.Права и обязанности психолога.
12.Морально-этические нормы профессиональной деятельности психолога.
13.Основные этапы профессионализации личности.
14. Квалификационные требования к специалистам-психологам.
15. Жизненные и профессиональные кризисы
16.Психопрофилактика как направление деятельности психолога.
17.Психопросвещение как направление деятельности психолога.
18.Мотивация выбора профессии психолога.
19. Особенности естественнонаучного подхода в психологии.
20. Деятельностный подход в отечественной психологии.
21.Основные психологические теории. Гештальт-психология.
22.Основные психологические теории. Трансактный анализ.
23.Основные психологические теории. Бихевиоризм.
24.Основные психологические теории. Психоанализ.
25.Основные психологические теории. Эпигенетическая теория Э.Эриксона.
26.Психодиагностика как направление деятельности психолога.
27.Психолого-педагогическая коррекция как направление деятельности психолога.
28.Психологическое консультирование как направление деятельности психолога.
29.Профориентация как направление деятельности психолога.
30. Особенности гуманитарного подхода в психологии.