I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебно-методический комплекс дисциплины

НАРРАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

______________________________

 

Направление подготовки (специальность)   030300 «Психология»
Профиль подготовки (специализация) Психология в междисциплинарных исследвоаниях
Квалификация (степень) выпускника магистр
Форма обучения   Очная

 

 

Разработчик: Орлова Г.А. к.психол.н, доцент

 

Ростов-на-Дону 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.. 3

II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО: 4

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 6

IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ.. 8

V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 12

VI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ.. 13

VII. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 15

VIII. Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 16

IX. Учебная карта дисциплины.. 16

X. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ СТУДЕНТАМ: 17

1. Содержание модулей. 17

Модуль 1: Специфика нарративного подходя в современной психологии. 17

Модуль 2: Сбор и первичная обработка нарративных данных. 26

Модуль 3: Параметры и стратегии нарративного анализа. 33

2. Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов. 45

3. Методические рекомендации к подготовке к семинарским, практическим и лабораторным заданиям. 47

4. Глоссарий. 48

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Спецкурс представляет собой введение в нарративную психологию. Метод формально-содержательного анализа повествовательных текстов, изначально разрабатываемый в рамках литературоведения, был опознан в качестве эффективного инструмента социогуманитарных исследований в ходе «нарративного поворота». Спецкурс знакомит с панорамой тридцатилетнего использования нарративного подхода в постнеклассической психологии (нарративной психологии, социальном конструкционизме, дискурсивной психологии), где он применяется для изучения и выявления фундаментальной роли рассказа в оформлении идентичности, памяти и опыта современного человека. Особый интерес для целей психологического исследования и деятельности практического психолога представляют две разновидности рассказов – «рассказы о себе» (“self-narrative”) и «истории жизни» (“life-narrative”).

Этот приоритет отражен в отборе аналитического материала. Теоретическое знакомство и практическое освоение одного из наиболее популярных качественных методов, ориентированного на аналитическое раскрытие субъективного смысла устных или письменных высказываний индивида, позволит повысить профессиональную компетенцию специалиста в области психологии личности.

Спецкурс состоит из трех тематических модулей: «Специфика нарративного подхода в современной психологии», «Сбор и первичная обработка нарративных данных» и «Параметры и стратегии анализа нарратива». Особое внимание уделяется практическим упражнениям в записи и анализе персональных историй. Спецкурс рассчитан на магистров, специализирующихся в области психологии личности.

Цель спецкурса:познакомить магистрантов – теоретически и практически – с нарративной психологией как новым исследвоательским и терапевтическим полем, анализом нарратива как методом и его применения в области психологии личности.

Задачи спецкурса:

· в сфере научно-исследовательской деятельности освоение этого курса позволяет познакомиться и практически апробировать полный цикл исследования, проводимого с использованием качественных методов анализа личности; расширить представление о методологии современной психологии.

· в сфере практической деятельности курс позволяет освоить технологию работы с индивидуальным рассказанным опытом человека, разработать локальную диагностическую модель и адекватную проблемной ситуации форму её решения.

· в сфере проектно-инновационной деятельности спецкурс позволяет освоить аналитические методы, необходимые для анализа актуальных ситуаций и оценки готовности социальных агентов к изменениям.

II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО:

2.1. Учебная дисциплина «Нарративная психология» относится к вариативной части профессионального цикла ООП магистратуры по психологии личности. Читается в семестре В.

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

— Дискурсивная психология власти

Знания: знакомство с постнеклассической парадигмой в психологии, первичное представление о нарративной психологии

Умения: умение использовать социогуманитарные модели для анализа поведения и механизмов организации психической активности

Навыки: аналитические навыки, навыки работы с анализом и плотным описанием текстов.

— Социальная психология

Знания: знакомство с концепциями, поясняющими роль языка в организации социального поведения.

Умения: уметь выявлять и анализировать сцену социальной коммуникации.

Навыки: владеть терминологическим аппаратом для описания специфики межличнойстного взаимодействия, его механизмов и эффектов

— Психология личности

Знания: знакомство с основными теориями личности

Умения: уметь использовать различные персонологические модели в ходе работы с эмпирическим материалом

Навыки: иметь навык выявления персональных содержания

— Философия (или модуль «Философия ХХ века»)

Знания: знакомство с аналитической традицией в европейской философии ХХ века, языковым поворотом, структуралистской и постструктуралистской парадигмами

Умения: уметь использовать в анализе философские модели и концептуальные схемы

Навыки:владеть треминологическим аппаратом и навыками навигации в современной философской литературе.

Полезными для прохождения этого курса могут быть курсы филологического цикла, обеспечивающие готовность к анализу текста, а также – курсы/модули, посвященные современной историографии, социологии, антроплогии, в которых проблематизируется культурный статус нарратива и проблематизируются его эффекты.

Курс посвящен одному из относительно новых и перспективных направлений современной психологии, а потому обнаруживает связь с курсами из ООП магистратуры «Акутуальные проблемы псхологии личности» и «Научные школы и теории в современной психологии». Работа в этом курсе предполагает первичное знакомство с использованием техник качественного анализа текста для решения психологических задач, а потому желательно предварительное освоение курса «Дискурсивная психология власти» из ООП магистратуры (в частности, первого и второго модулей этого курса).

Персонологическая ориентация курса делает желательным предварительное освоение базового курса «Психология личности» из ООП бакалавриата и позволяет обнаружить стратегические связи между этим курсом и курсами, посвященными отдельным аспектам персонологии – аксиологии, имеджеологии, самосознанию.

Работа в этом курсе предполагает первичное знакомство студентов с исследованиями мышления и речи, социальной психологией, современной политической теорией, а потому более эффективному участию в курсе будет способствовать прослушивание соответствующих курсов из ООП бакалаврской программы.

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

А) общекультурные

· ОК-1 –совершенствование интеллектуального и культурного уровня – врезультате освоения дисциплины обучающийся должен знать, ключевые положения нарративной психологии, иметь представление о я-нарративе и истории жизни, о формальном и стратегическом подходе к анализу нарратива, о повествовательной идентичности и психопоэтике; уметь специфицировать общегуманитарные концепты под решение психологических задач; владеть приемами формирования и актуализации гуманитарной сензитивности психолога;

· ОК-2 – самостоятельное овладение новыми методами и способность к изменению научного и научно-практического профиля своей деятельности – в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать порядок и специфику проведения качественного исследования в психологии личности; уметь самостоятельно овладевать методами сбора и анализа нарративных данных (в т.ч. процедурами нарртивного интервью, транскрибирования, первичного кодирования, синтагматического анализа, анализа психопоэтики и т.д.); владеть техниками сбора и первичной обработки качественных данных, приемами контекстуализации и инструментализации базовых моделей нарративного анализа;

Б) профессиональные

· ПК-2 – разработка программ исследования с использованием новейших методов – знать основные фазы построения нарративного исследования в психологии, уметь разрабатывать программы исследования с использованием качественных методов анализа в целом и методов анализа нарратива в частности; владеть навыками разработки программ исследования в области нарративного изучения личности, опыта, идентичности и их методического обеспечения с помощью анализа нарратива;

Уровни овладения материалом:

· минимальный уровень освоения содержания курса: знание основных подходов к анализу нарратива, умение на основе образца выполнить отдельные аналитические действия в отношении предложенного материала;

· хороший уровень освоения содержания курса: знание базовых аналитических моделей и параметров, использующихся в рамках того или иного подхода к анализу нарратива; умение совершить полный цикл стандартных аналитических действий как на предложенном материале, так и на материале, подобранном самостоятельно;

· отличный уровень освоения содержания курса: способность адаптировать базовые аналитические модели к локальным обстоятельствам исследования, способность комбинировать различные модели; умение подбирать модель и параметры для анализ нарратива с учетом специфики эмпирического материала и задач исследования; умение совершать полный цикл нестандартных аналитических действий в реальной исследовательской ситуации.

Форма проверки итоговых знаний:рейтинговая оценка по накопительной системе – складывается из следующих видов деятельности:

1) Работа на лекционных и практических занятиях (вопросы, комментарии, примеры, участие в обсуждении теоретических текстов, участие в анализе нарративных случаев, представление результатов групповой деятельности во время коллективных обсуждений) – 25%

2) Результатов тестирования (после завершения первого модуля) – 25%

3) Проведения нарративного интервью и его транскрибирования (после завершения второго модуля)– 25 %

4) Анализа транскрипта (аналитическая модель по выбору: формальный анализ, стратегический анализ, феноменологическое описание, кодирование и восхождение к теории) и представление результатов (после завершения третьего модуля) – 25 %.

IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание модулей дисциплины

№ мод. Наименование модуля Содержание модуля Форма текущего контроля
Специфика нарративного подхода в психологии Ориентировочный модуль: Знакомство с постнеклассчиеской традицией в психологии и нарративным подходом в частности обсуждения, собеседование, комплексные ситуационные задания, тест, проектное задание № 1
2. Сбор и первичная обработка нарративных данных Первый инструментальный модуль: Знакомство с техниками сбора и первичной обработки нарративных данных электронный практикум, учебные задачи, обсуждения, проектное задание №2
Параметры и стратегии анализа нарративных данных Второй инструментальный модуль: Знакомство с техниками вторичного анализа нарративных данных электронный практикум, учебные задачи, обсуждения, проектное задание № 3

4.2. Структура дисциплины.Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зач.ед. (108 часов).

 

Вид работы    
Часы  
Общая трудоемкость  
Аудиторная работа:  
Лекции (Л)  
Практические занятия (ПЗ/С)  
Самостоятельная работа:  
Самоподготовка к занятиям и выполнение текущих заданий  
Тесты  
Проектные задания  
Вид итогового контроля (экзамен) по накопительной системе  

 

№ модуля Наименование модуля Количество часов
Всего Аудиторная работа Вне- ауд. работа СР
Л   ПЗ
Специфика нарративного подхода в психологии   8+10  
Сбор и первичная обработка нарративных данных   6+14  
Параметры и стратегии анализа нарративных данных   20+14  
  Итого:    
                     

 

Практические занятия

№ ПЗ № модуля Наименование Кол-во часов
Эпистемологический статус нарратива
Практикум по транскрибированию
Практикум по освоению кодировочных процудур
Практикум по синтагматическому анализу
Практикум по анализу повествовательного времени
Практикум по психопоэтике
Практикум по повествовательным инстанциям
Практикум по стратегическому анализу нарратива
Практикум по анализу конструирвоания памяти в нарративе
Практикум по конструированию идентичности в нарративе
Практикум по конструированию гендера в нарративе
Практикум по конструированию травматического опыта в нарративе

Семинары и коллоквиумы

Самостоятельное изучение модулей дисциплины

№ модуля Темы/вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
Виртуальное обсуждение «О пользе нарративной психологии»
Учебные задачи «Нарратив и производство психологических знаний»
Стратегический анализ нарратива и конструирование идентичности
Виртуальное обсуждение «Для чего психологу качественные методы?»
Электронный практикум по нарративному интервью
Комплексное задание по транскрибированию
Учебные задачи по кодированию качественных данных
Анализ синтагмы (электронный практикум)
Анализ повествовательного времени (электронный практикум)
Анаиз психопоэтики (электронный практикум)
Анализ когерентности (электронный практикум)
Анализ повествовательных инстанций (электронный практикум)
Стратегический анализ (электронный практикум)
Анализ конструирования памяти в нарративе (электронный практикум)
Аанализ конструирования идентичности в нарративе (электронный практикум)
Аанализ конструирования гендера в нарративе (электронный практикум)
Анализ конструирования травмы в нарратвие (электронный практикум)

 

Календарно-тематический план:

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя Виды учебной работы Форма текущего контроля
Л С П СР
  Модуль 1: Специфика нарративного подхода в психологии
Нарративная психология: общая характеристика   В         виртуальное обсуждение в цифровом кампусе ТС-6
Эпистемологический статус нарратива     В       Учебная задача ТС-2  
Нарративная перспектива изучения личности: опыт, память, идентичность     В         собеседование УО-2, комплексные ситуационные задания ТС-3
Нарративный анализ и проблема использования качественных методов в психологии В     виртуальное обсуждение ТС-6
Тест к модулю В       Тест, ПР-1
Творческое задание В       ПР-3 (составление заявки)
  Модуль 2: Сбор и первичная обработка нарративных данных
  Сбор данных. Работа с письменными источниками. Устные рассказы. Нарративные интервью     В                       электронный практикум ТС-4
  Модели транскрибирования     В   6-7             комплексные ситуационные задания ТС-3
  Первичная обработка нарративных данных. Кодирование   В               собеседование УО-2, учебная задача ТС-2
Творческое задание В       Подготовка транскрипта ПР-6
Творческое задание В     Подготовка отчета о ходе интервью ПР-6
  Модуль 3: Параметры и стратегии нарративного анализа
  Синтагма и микронарратив В     электронный практикум ТС-4, коллоквиум УО-2
Время нарратива В     комплексные ситуационные задания ТС-3
Психопоэтика В     электронный практикум ТС-4
Когерентность В     учебные задачи ТС-2
Коммуникативное пространство и повествовательные инстанции В     учебные задачи ТС-2
Стратегии анализа нарративных данных В   учебные задачи ТС-2
Нарративное конструирование памяти В     учебные задачи ТС-2
Нарративное конструирование идентичности/субъектности В     учебные задачи ТС-2
Нарративное конструирование гендера В     учебные задачи ТС-2
Нарративное конструирование травмы В   учебные задачи ТС-2
Творческое задание В       ПР-6 подготовка аналитической записки
Творческое задание В       подготовка презентации
  Итоговый контроль: зачет             УО-4 (по накопительной системе)
  Итого: 108        
                                   

V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

1/3 интерактивных занятий от объема аудиторных занятий (26 часов)

 

VII. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1 Основная литература:

Орлова Г. Нарративные методы анализа в психологии личности. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, 2007.

7.2 Дополнительная итература:

Модуль 1:

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 2002. Рустин М.2002. (гл. 1, гл. 3).

Трубина Е. Нарратология: основы, проблемы, перспективы. Материалы к специальному курсу. Екатеринбург. 2002. (гл. 1)

Якимова Е. Социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы. М., 1999.

Murrey K. The Construction of Identity in the Narratives of Romance and Comedy// Texts of Identity. L: Sage, 1989. p. 206-220.

Модуль 2:

Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: 4 М. 1993-4. N 3-4. С. 34-43.

Макаров М. Основы теории дискурса. М., 2003. С. 100-203.

Мещеркина Е. Биографическое интервью и методы исследования телесности// Биографический метод: история, методология, практика/ Под ред. Е. Мещеркиной и Е. Семеновой. М., 1994.

Модуль 3:

Джерджен К. Закат и падение личности// www.nsys.by/klinamen/dunaev7.html

Орлова Г. Нарративные методы анализа в психологии личности. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, 2007.

Merlo R. Collocatonal Analysis: a method for conceptualization and understanding narrative data// Qualitative research, vol. 2, 2002.

Polonoff D. Self-deception// Social research. 1987. Vol. 54, №1.

Polkinghorne D. Narrative Knowing and the Human Sciences. N.Y. 1988. P. 101-178.

7.3. Список авторских методических разработок:

УМК, РУП, учебно-методическое пособие, методические рекомендации к самостоятельной работе – все ресурсы размещены в сообществе «Нарратив для психолога» (Цифровой кампйс ЮФУ, www.incampus.ru).

7.4. Периодические издания:

Постнеклассическая психология, Narrative Inquiry, Laboratorium

7.5. Интернет-ресурсы:

1. Путеводитель по нарративной психологии http://web.lemoyne.edu/~hevern/narpsych/nrmaster.html

2. Виртуальный факультет (полнотекстовые ресурсы по критической теории, нарративной и дискурсивной психологии, нарративной психотерапии) http://www.massey.ac.nz/~alock/virtual/welcome.htm

3. Сайт австралийского нарративного психолога Кевина Мюррея

7.6. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий (Power Point, Media Player etc.)

VIII. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

8.1. Учебно-лабораторное оборудование (аудитории, проекторы, интерактивные доски)

8.2. Программные средства (Power Point, Media Player etc.)

8.3. Технические и электронные средства (Цифровой кампус,презентации, комплекты раздаточных материалов, аудиозаписи, фрагменты фильмов).

IX. Учебная карта дисциплины

Виды контрольных мероприятий Количество баллов за 1 контрольное мероприятие   Модуль 1 «Специфика нарративного подхода в психологии» Модуль 2 «Сбор и первичная обработка нарративных данных» Модуль 3 «Анализ нарративных данных»  
Количество баллов по модулю  
  Текущий контроль        
1. Активность на лекциях (вопросы, комментарии) 0-1 б. за 1 вид активности до 5 баллов до 5 баллов до 5 баллов
2. Работа на семинарских занятиях (анализ текстов, вопросы, комментарии) 0-2 б. за 1 вид активности до 5 баллов до 5 баллов до 5 баллов
3. Работа на практических занятиях (анализ материалов, вопросы, комментирование) 0-2 б. за 1 вид активности до 5 баллов до 5 баллов до 5 баллов
4. Работа в Цифровом кампусе ЮФУ (посты, комменты по теме 0-3 б. за 1 вид активности до 5 баллов до 5 баллов до 5 баллов
  Рубежный контроль        
1. Проектное задание: а. подготовка и проведение нарративного интервью б. транскрибирование и первичное кодирование в.анализ данных     до 10 баллов     до 15 баллов   до 15 баллов
  Промежуточная аттестация        
  Зачет     60 и более баллов  

X. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ СТУДЕНТАМ:

Содержание модулей

Модуль 1: Специфика нарративного подходя в современной психологии

Комплексная цель модуля:

Ознакомить студентов-психологов с эпистемологическими основаниями нарративной психологии и качественных методов анализа, ввести их в курс психологии эпохи постмодерна, предложить концептуальную рамку для осуществления метапсихологической рефлексии по поводу психологического статуса нарратива.

Содержание модуля:

Тема 1: Нарративная психология: общая характеристика.

Занятие 1: Интерактивная лекция по теме

Цель: Акттуализировать представления слушателей о генеалогии нарративного подхода в современных социогуманитарных науках.

Содержание лекции: Нарративный поворот в социогуманитарных науках и его предпосылки. Теоретическое обоснование нарративного исследования (русские формалисты, французская нарратология, американская новая критика, новая культурная история).

Внутридисциплинарные предпосылки нарративного поворота в психологии (статус истории в психоанализе, проблема опосредования в культурно-исторической концепции Выготского, развитие психотерапии).

Нарративная психология и «повествовательная природа человеческого поведения». Когнитивистская и конструкционистская ориентации в нарративной психологии. Нарративное разделение. Проблема теоретического языка и методов. Перспективы применения аналитических техник литературоведения в психологических исследованиях. Т. Сабрин, Дж. Брунер, К. Мюррей, К. Рисман, Д. МакАдамс: ключевые фигуры нарративной психологии. Анализ нарратива в психологии личности, социальной психологии, организационной психологии и клинической психологии.

Ключевые слова: нарратив, нарративный поворот

Критерии оценки:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1.   2. беседа   виртуальное обсуждение на ЦК участие   участие, наличие не менее одного коммента по теме активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег   соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса

 

Тема 2: Эпистемологический статус нарратива

Понятие нарратива, его структура и свойства. Нарратив как культурная технология производства смыслов (Д. Полкинхорн).

Теоретические подходы к соотношению нарратива и реальности (имитация, увеличение, искажение реальности).

Нарратив в когнитивистской и конструкционистской перспективе. Нарратив как культурная форма переживания времени. Нарратив как фундаментальное средство понимания. Нарратив и событие (П. Рикер).

Деформирующая природа нарратива и воплощение в сюжет (Х. Уайт).

Соотношение индивидуального и социального в нарративе (Дж.Брунер).

Нарративное объяснение, нарративное понимание и нарративная компетентность (Полкинхорн).

Нарратив как корневая метафора психологии (Т. Сабрин).

Парадигмальное и нарративное мышление (Дж. Брунер).

 

Занятие 2: Практическое занятие по теме

Цель: Выявить на практике функции и эффекты наррации

Материалы: Фрагменты биографических и автобиографических текстов

Задание: Ознакомьтесь с материалами. Определите, в каком случае вы имеете дело с рассказами.

· Выявите и опишите, каким образом использование сюжетно-темпоральных форм позволяет а) конструировать и поддерживать связность между событиями, б) наделять события смыслом, в) выявлять позицию рассказчика.

· Попробуйте определить границы и пределы рассказнного. Что вы можете сказать о характере соотношения между сказанным и несказанным в предложенных вашему вниманию текстах?

· Как бы вы охарактеризовали нарративную компетенцию тех рассказчиков, чьи истории были предложены вам для анализа?

Критерии оценивания:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1.     учебные задачи     активность   решение задачи   освоение терминологического аппарата активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег   эффективность, соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса, корректность   освоение

Тема 3: Нарративная перспектива в изучении личности. Идентичность, память, опыт.

Занятие 3: Интерактивная лекция по теме

Цель: Прояснить особенности нарративного подхода в психологии, обозначить ключевые для анализа нарратива психологические объекты и явления.

Содержание: «Рассказы о себе» (self-narrative) и «истории жизни» (life-narrative).

«Романная культура», «культура исповеди» и становление европейского «я» (Э. Гидденс, М. Фуко).

«Постэриксоновская» идентичность (relashionable self, pastiche personality, multiple personality etc.).

Персональный проект высокого модерна и повествовательные технологии (Д. МакАдамс).

Нарратив, монтаж, клип (Ф, Джеймисон).

От метарассказа к локальным историям: контекстуальный анализ процесса идентификации (К. Джерджен).

«Рассказанное «я»» как «рассказ о себе». Проблема конструирования «я» в нарративе. Память и нарратив: реинтерпретация и изобретение прошлого (Фримен).

Меморативные жанры и «фигуры воспоминания» (Ассман).

Нарратив и травматический опыт: артикуляция, молчание, когерентность (Ла Капра).

Ключевые слова: рассказанное «я», история травмы/история о травме, self narrative/life narrative

Критерии оценивания:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1.   2. беседа   виртуальное обсуждение на ЦК участие   участие, наличие не менее одного коммента по теме активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег   соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса

Тема 4. Нарративный анализ и проблема использования качественных методов в психологии. Качественные методы и постнеклассическая парадигма в гуманитарном знании. Сопоставление качественных и количественных методов (методология, эпистемология, фокус анализа, единицы анализа, исследовательские задачи, стиль исследования и стиль описания, валидность, логика анализа).

Разновидности качественных методов: кейз-стади, этнографическое описание, восхождение к теории, история жизни, рассказ о себе, история семьи, устная история. Методы сбора, первичной обработки и анализа данных в качественном исследовании.

 

Занятие 4: Коллоквиум «Анализ нарратива и другие качественные методы: перспективы использования в психологии»

Цель: Обсудить перспективы и ограничения использования качественных методов в психологии

Вопросы для обсуждения:

Ознакомьтесь с основной литературой по данной теме (Семенова, 2002).

Подумайте над вопросами:

· Какое исследование можно отнести к разряду качественных?

· В каких случаях делается выбор в пользу качественного исследования?

· В чем сходство и различие качественных и количественных методов?

· Какое место занимают качественные методы в современной психологии и почему?

· Каковы возможности применения качественных методов в психологии личности?

· Какие аспекты личности могут быть изучены таким образом?

· Что вам как исследователю ближе: качественный или количественный подход? Постарайтесь аргументировать свою позицию.

· Возможно ли применить качественные методы в той области, где вы проводите свое исследование? Каким образом? Какие плюсы и минусы имеет перспектива такого применения?

Литература:

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 2002. Рустин М.2002. (гл. 1, гл. 3).

Ярская-Смирнова Е.Р. Нарративный анализ в социологии// Социологический журнал. 1997. №3.

Критерии оценивания:

Задания, обеспечивающие достижение студентом комплексной цели модуля

1. Виртуальное обсуждение «О пользе нарративной психологии»

Цель: Закрепить полученные на лекции и в ходе самостоятельного чтения знания

Описание: Как вы считаете, что нового привносит нарративная постановка вопроса в психологическую науку и практику? Примите участие в обсуждении этого вопроса на Цифровом кампусе. Откликнитесь на высказывания коллег.

 

Требования к выполнению задания «виртуальное обсуждение» (см. методические рекомендации)

Критерии оценки:

Тип задания Критерий оценки Описание критерия
1. виртуальное обсуждение на ЦК участие, наличие не менее одного коммента по теме соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса

 

2. Учебные задачи «Нарратив и производство психологических знаний» (по теме «Эпистемологический статус нарратива»)

Цель: Сформировать у слушателей курса готовность и навык экспорта социо-гуманитарных теорий в писхологию, расширить представление о перспективах использования нарративного метода в психологии.

Описание: Ознакомьтесь с фрагментами психологических текстов. Выявите и опишите, какую роль в их организации (и в производстве психологических знаний) играет нарративная форма. Обсудите результаты своей работы в Цифровом кампусе.

Требования к выполнению задания «виртуальное обсуждение» (см. методические рекомендации)

Критерии оценки:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1.     учебные задачи     активность   решение задачи   освоение терминологического аппарата активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег   эффективность, соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса, корректность   освоение

 

3. Электронный практикум «Стратегический анализ нарратива и выявление идентификационных стратегий» (к теме 3)

Цель: Развитие навыка аналитической работы с нарративом

Материал: Три фрагмента мемуаров (Бунюэль, Шагал, Ходасевич).

Описание: Ознакомьтесь с тремя начальными частями мемуаров. Возьмите для анализа один из текстов. Ответьте на вопросы. Проясняющие роль нарратива в конструировании опыта, идентичности, смыслов. 1) Что такое жизнь для человека, с чьим автобиографическим текстом вы только что познакомились? 2) В каких категориях он описывает свою жизнь? 3) Какую систему отсчета (в том числе временного) он выбирает для описания своей жизни? 4) Какие верхи своей жизни он выделяет и какими средствами обозначает их в своем тексте? 5) Какое место рассказчик отводит себе в своей собственной жизни? 6) С какой позиции он рассказывает свою жизнь? 7) Как и в каких категориях он её оценивает? 8) Определяет ли он свою идентичность по ходу рассказывания? 9) Каким образом и какими средствами? 10) Какие специфические темы, средства, нюансы и стратегии присутствуют в анализируемом вами автобиографическом тексте? Особо подчеркивается, что список вопросов остается открытым и очень желательно, чтобы студенты продолжили его по ходу работы над текстом в группе. После предварительного обсуждения в группах планируется общее обсуждение и стратегическое сравнение историй. Результаты обсуждения фиксируются на доске.

3.Требования к выполнению задания «виртуальное обсуждение» (см. методические рекомендации)

4. Критерии оценки:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1.     Электронный практикум     активность   решение задачи   освоение терминологического аппарата активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег   эффективность, соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса, корректность   освоение

4. Виртуальное обсуждение «Для чего психологу качественные методы?»

(выполняется и обсуждается в ЦК)

Цель: Проблематизировать перспективу использования качественных методов психологом

Описание: Примите участие в обсуждении на Цифровом кампусе вопроса о том, для чего психологу нужны качественные методы?

Критерии оценивания:

Тип задания Критерий оценки Описание критерия
1. виртуальное обсуждение на ЦК участие, наличие не менее одного коммента по теме соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса

Формы рубежного контроля:

Основной формой рубежного контроля по окончании работы в первом модуле является тестирование и выполнение проектного задания

Форма 1: Тест:

Цель: Актуализация и систематизация основных теоретических моделей, концептов, персоналий нарративной психологии

Продолжительность: 1-3 дня (тест вывешивается в ЦК, а его результаты слушатели присылают на почту преподавателя)

Тестовые задания: тест состоит из 15 тестовых заданий. Образец – см. ниже

1. Исключите лишне из приведенных ниже определений нарратива:

а) нарратив – это текст;

б) минимальное определение нарратива: кто-то рассказывает кому-то о том, что произошло;

в) нарратив – это способ придать уникальному опыту социокультурную форму, сделав этот опыт понятным;

г) нарратив – это рассказ;

д) нарратив – это связный повествовательный текст, имеющий сюжетно-жанровую организацию;

2. Поясните, как Вы понимаете утверждение Т. Сабрина о том, что нарратив является корневой метафорой психологии?

3. В чем, на Ваш взгляд, заключается ценность качественных исследований:

а) дают непротиворечивую картину социальной и психической реальности

б) позволяют работать с уникальным опытом

в) позволяют эффективно стандартизировать большие объемы данных

г) позволяют сохранить чуткость к социальным контекстам

4. В приведенных ниже списках установите соответствие между концептом и исследователем, который ввел его в научный обиход:

А) Мюррей, Б) Бахтин, В)Джерджен, Г) Пропп, Д) Юнг (Кэтрин), Е) УАЙТ

а) прогрессивный нарратив, б) нарративное разделение, в)«ВОПЛОЩЕНИЕ В СЮЖЕТ», г) персонаж и функция, д) хронотоп, е) рассказанный мир.

5. Для нарративной психотерапии базовой единицей нарратива является:

а) сюжет

б) позиция рассказцика

в) ситуация рассказывания

г) эпизод

6. С точки зрения практически ориентированной нарративной психологии самоавторизация это:

а) возможность обретения контроля над историями, формирующими идентичность рассказчика

б) форма доступа к персональным ресурсам

в) закрепление прав на авторство

г) открытие глубинного, архетипического «я»

7. Задачей нарративной психологии является

а) изучение психологии творчества создателей историй

б) изучение структуры языка

в) изучение отношений власти, существующих между рассказчиком и аудиторией

г) изучение эффектов рассказывания в сфере структурирования опыта, перцепции, идентичности

8. Установите соответствие между конструктами в двух столбцах (найдите пару)

прогрессивный нарративРЕЧЬ

проблемно насыщенный нарратив фабула

ландшафт действия дискурс

сюжет ландшафт сознания

нарратив регрессивный нарратив

ЯЗЫК уникальный эпизод

9. Одной из основных целей нарративной психотерапии является

а) достижение индивидуации

б) конструирование субъектности

в) достижение самоавторизации

г) достижение личностной зрелости

д) достижение контроля

 

Система оценивания и результат тестирования: За каждое задание – 1 балл. Результат включается в общий рейтинг и сообщается слушателям по электронной почте.

Форма 2: Проектное задание (составление заявки)

Цель: Познакомить слушателей курса с практикой анализа нарратива, поэтапно осуществить весь цикл исследователсько-аналитических работ.

Содержание: Составить текст заявки на проведение нарративного интервью. Объем текста -1-1,5 страницы. В заявке отразить цель интервьюирования, выбор объекта, елси необходимо – фокус интервью, свои ожидания от использования техник нарративного исследования.

Критерии оценивания:

 

Тип задания Критерий оценки Описание критерия
1. проектное задание внятность   соответствие выбранного эмпирического объекта – методу   соответствие выбранного фокуса интервью – методу   оригинальность   соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса     соразмерность формату нарративного интервью  

Модуль 2: Сбор и первичная обработка нарративных данных

Комплексная цель модуля:

Сформировать представление о способах сбора качественных данных в ситуации анализа нарратива, способствовать развитию аналитических компетенций и освоению техник сбора нарративных данных.

Содержание модуля:

Тема 5. Сбор данных.Работа с письменными нарративными источниками . Задачи психологического исследования и нарративные источники. Виды нарративных источников. Биография, автобиография, дневник как объект нарративно-психологического исследования. Виды автобиографий. Эпистолярный дискурс и проблемы нарративного анализа. Архив и личная документация. Вед-страницы, живой журнал и Нарративные источники в Интернете. Проблемы психологического источниковедения. Отбор документов. Принципы насыщения и первого отклонения в отборе и первичном анализе качественных данных. Уникальность случая и проблема контекстуального исследования. Способы фиксации эмпирических данных. Роль визуальных документов в нарративном исследовании.

Устные рассказы. Нарративное интервью. Понятие «документов жизни». Виды интервью. Биографическое интервью. Неструктурированные интервью и принципы их проведения. Дерево интервью. Способы поощрения к рассказыванию. Основные ошибки при проведении интервью. Этика нарративного исследования. Модель нарративного интервью Т. Щуце – разновидность неструктурированного интервью. Принципы проведения. Формулирование нарративного импульса и проблема аксиологически нейтрального высказывания. Фазы нарративного интервью: 1) фаза наррации; 2) фаза нарративных вопросов; 3) фаза аналитических вопросов. Разновидности нарративных вопросов (Е. Мещеркина).

Типы ошибок в нарративном интервью. Способы работы с нарративным материалом: удаление ненарративых фрагментов; структурное описание непересекающихся во времени этапов жизненного пути; построение аналитической абстракции; анализ значений. Способы представления данных: описательные стратегии, редактирование, построение теории.

Занятие 5: Семинарское занятие «нарративное интервью»

Цель: Познакомить слушателей с форматом нарративного интервью

Вопросы для обсуждения:

· В чем заключается специфика формата нарративного интервью?

· Какие фазы нарративное интервью включает?

· Какие параметры нарративного интервью указвыают на непозитивистский характер этого метода?

· Как внутри нарративного интервью переопределяются отношения между информантом и интервьюером?

· В чем заключается сходство и различие между формализованной версией МакАдамса и неструктурированной версией интервью Щюца?

· Какие вопросы можно счесть нарративными?

· Для чего нужна аналитчиеская фаза интервью и что это такое?

Рекомендованная литература:

Белановский И. Индивидуальное глубокое интервью. Гл. 3 http://evartist.narod.ru/text2/48.htm

Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: 4 М. 1993-4. N 3-4. С. 34-43.

Орлова Г. Анализ нарратива в психологии личности. Ростов-на-Дону, 2008. С.

Критерии оценивания:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1.     беседа     участие     знакомство с литературой     активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег демонстрация осведомленности с содержанием рекомендованной литературы

Тема 6. Модели транскрибирования.

Занятие 6: Интерактивная лекция по теме

Цель: Познакомить слушателей курса с моделями транскрибирования

Содержание: Понятие транскрипта и проблемы расшифровки устной речи. Общие критерии и принципы транскрибирования. Разновидности транскрибирования. Системы нотации. Система «ТРУД» (М. Макаров).

Письменные правила фиксации устных форм. Запись вербальных компонентов. Запись невербальных компонентов устной речи. Комментарии исследователя и способы их размещения в транскрипте («мемос»).

Ключевые слова: транскрибирвоание, транскрипт, мемо, система ТРУД, нотация (нотационная запись)

Критерии оценки:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
1.   2. беседа   виртуальное обсуждение на ЦК участие   участие, наличие не менее одного коммента по теме активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег   соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса

Занятие 7: Практикум по транскрибированию

Цель: Освоить практически приемы и техники транскрибирования

Материалы: Расшифровки транскриптов, записи интервью

Описание задания:

а) выявление ошибок транскрибирования: соотнестите форагменты транскриптов с аудиозаписью, найдите ошибки, опишите, с какими видами ошибок вы столкнулись

б) транскрибирвоание как аналитическая процедура – прослушайте фрагмент записи, обсудите, каким образом необходимо транскрибировать в этом случае синтаксис, обоснуйте свою точку зрения

в) транскрибирование и производство значения – сопоставьте три аудиозаписи, найдите стратегическое сходство высказываний, основанное на специфике экстра- и паралингвистики; опишите его, как можно плотнее.

Критерии оценивания:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
практикум     активность   выполнение задания   освоение терминологического аппарата активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег   эффективность, соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса, корректность   освоение

Тема 7: Первичная обработка данных, Кодирование

Кодирование данных и способы тематического структурирования информации. Стратегии кодирования в обоснованной теории (Страус, Корбин): открытое кодирование, осевое кодирование, избирательное кодирование. Принципы построения обоснованной теории.

Занятие 8: Практикум по освоению кодировочных процедур

Цель: Освоить базовые кодировочные процедуры

Материалы: Фрагменты транскриптов

Описание задания: Ознакомьтесь с текстом интервью (фрагментом интервью).

Работая в группах, осуществите: а) пошаговое кодирование, б) выборочное кодирование, в) осевое кодирование, г) тематическое кодирование. Представьте результаты своей работы. С какими сложностями вы в ходе работы столкнулись? Что было интересного? До какой степени сама процедура кодирования оказвыается эвристической процедурой?

Критерии оценивания:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
практикум     активность   выполнение задания   освоение терминологического аппарата активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег   эффективность, соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса, корректность   освоение

 

Задания, обеспечивающие достижение целей модуля

1. Электронный практикум по теме «Нарративное интервью»

Цель: Освоить технику нарративного интервью

Материалы: Транскрипты биографических нарративных интервью

Содержание: Ознакомьтесь с транскриптом интервью, взятого одним из ваших предшественников. Обратите внимание на формат коммуникации, формулировки вопросов, успешность интеракции, способность интервьюера поддерживать и развивать темы, затронутые информантом. Выделите и опишите удачные и неудачные места интервью. Аргументируйте свои выводы. Сформулируйте не менее трех вопросов, котоыре бы вы задали в этой интервьюерской ситуации.

Оценивание: От 0 до 3 баллов

Критерии оценивания

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Электронный практикум     активность   выполнение задания   освоение терминологического аппарата активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег   эффективность, соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса, корректность   освоение

 

2. Комплексные задачи по транскрибированию

Цель: Закрепить навыки транскрибирования и рефлексию по поводу этой первичной аналитической операции.

Материалы: Готовые транскрипты и исходные аудиозаписи

Задание: Завершите транскрибирование нарративного интервью, начатое нами в аудитории. Сначала переведите устную речь в письменный формат, не фиксируя экспрессивные характеристики устной речи (экстра- и паралингвистические компоненты).

Непонятные места прослушивайте по нескольку раз, прежде чем приступить к их записи. В случае, если у вас останутся сомнения, отмечайте эти фрагменты при помощи значка «неразборчиво». Не забывайте нумеровать строки и маркировать авторство реплик. Когда вы запишите текст интервью, приступайте к фиксации основных экспрессивных характеристик. Используйте для этого систему транскрибирования ТРУД (Макаров).

· Какие фрагменты интервью следует подвергнуть полной процедуре транскрибирования и почему?

· Какие пара- и экстралингвистические стратегии наиболее активно используются рассказчиком?

· Можно ли выделить серию обстоятельств, в которых рассказчик использует сходную речевую стратегию? Если да, то опишите и обстоятельства, и стратегию более подробно.

· Какие исследовательские заметки вы сделали по ходу транскрибирования и где их разместили?

· Критерии оценивания

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Комплексное задание   активность   выполнение задания   освоение терминологического аппарата активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег   эффективность, соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса, корректность   освоение

Учебные задачи по кодированию

Цель: Закрпеить навыки кодирования качественных данных

Материалы: Результаты транскрибирования

Описание задания: После завершения транскрибирования ответьте на следующие вопросы:

· Как сработало «правило первого отклонения» в процессе транскрибирования?

· Подумайте, какое влияние оказала ситуация интервьюирования, форма коммуникации и характер задаваемых вопросов на историю, рассказанную респондентом?

· Какие кодировочные категории вы использовали и почему?

Критерии оценивания:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Учебные задачи     активность   решение задачи   освоение терминологического аппарата активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег   эффективность, соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса, корректность   освоение

Задание рубежного контроля

Рубежный контроль в рамках этого модуля осуществляется в ходе рейтингового суммирования результатов текущего контроля с результатами выполнения проектного задания

Цель: Практическое освоение различных техник сбора и первичной обработки нарративных эмпирчиеских данных

Задание: Провести нарративное интервью, записав на диктофон историю жизни или историю «я». Перед началом интервью сформулировать нарративную формулу, ознакомиться с техниками поощрения к рассказыванию и сформулировать пробные нарративные вопросы. Проверить записывающую технику. Осуществить первичное транскрибирование текста. Опишите ситуацию интервью в сопроводительной аналитической записке.

Критерии оценивания:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Проектное задание       Описание ситуации интервью, характера коммуникации, удачных и неудачных мест/вопросов   Соответствие аудиозаписи, правильное оформление, фиксация экстра-и паралингвистических характеристик

 

Система оцкнивания и результаты тестирования: Максимальный балл – 15 баллов. Баллы включаются в общий рейтинг

Модуль 3: Параметры и стратегии нарративного анализа

Комплексная цель модуля:

Дать представление о параметрах анализа рассказа в психологическом исследовании и создать условия для обработки качественных данных методом анализа нарратива.

Содержание модуля:

Тема 8.Синтагма и микронарратив

Занятие 9: Интерактивная лекция по теме курса

Цель: Познакомить с одним из параметров нанализа нарратива.

Содержание: Линейная организация повествования. Фабула. Сюжет. Сюжет как последовательность действий в модели В. Проппа. Соотношение функции и персонажа. Элементарная последовательность действий у Бремона. Понятие нарративной единицы и упорядочивание ролей в нарративе. Эпизод. Маркеры смены темы для вода новых эпизодов. Структура рассказа как структура опыта. Понятие прогрессивного и регрессивного нарратива. Нарративная динамика и её версия в концепции М. Райана (мера неожиданности, ускорения и прояснения в сюжете).

Интрига. Нарративное сгущение. Детализация. Функция повтора.

Ключевые слова: Сюжет, фабула, синтагма, интрига, нарративное сгущение, эпизод.

Критерии оценивания:

Тип задания Критерий оценки Описание критерия
1. беседа участие, наличие не менее одного коммента по теме соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса

Занятие 10: Практикум по синтагматическому анализу

Цель: Отработка техник анализа

Материалы: Подборка транскриптов интервью

Задание: Ознакомьтесь с материалом. Выявите и опишите синтагматическую специфику текстов – основные эпизоды, характер развития интриги, нарративную динамику.

· Убедитесь, что вы имеете дело с нарративом.

· Для этого выясните, рассказывается ли в вашей истории о событиях, развивающихся во времени, имеющих начало, середину и конец. Если этот компонент отсутствует, подумайте, какой тип текстов вам достался, а после этого найдите текст, обладающий нарративной структурой.

· Каким образом описанные в рассказе события укладываются в схему «равновесие – нарушение равновесия – восстановление равновесия».

· Какова фабула этой истории?

· Сколько эпизодов есть в этой истории? Как они между собой связаны и в каком порядке размещены?

· Если в истории несколько эпизодов, выберите для детального анализа один из них. Объясните, почему вы остановили свой выбор именно на этом эпизоде?

· Как осуществляется введение в рассказывание истории?

· Если введение отсутствовало, то какой коммуникативный эффект его отсутствие произвело?

· Какова конфигурация «Обстоятельств» (являются ли они пространственными, временными, коммуникативными, событийными etc.)? Как она влияет на восприятие хода событий и установление причинно-следственных связей?

· Если «Обстоятельства» отсутствуют, то как это влияет на форму историй, описание событий и их возможную интерпретацию?

· Какой момент повествования может быть охарактеризован как «Осложнение»? Что на это указывает? Каково качество «Осложнения»? Происходит ли оно в плане действия или в плане сознания?

· Если «Осложнение» отсутствует (появляется в самом начале истории, история строится как цепочка осложнений), то каким образом такая конфигурация влияет на упорядочивание событий и понимание рассказа?

· Есть ли в анализируемой вами истории развязка? Если нет, то какую форму приобретает в результате история и изложенные в ней события? Как такая конфигурация влияет на понимание описанного? Если развязка есть, то на какой момент повествования она приходится? Что доказывает правильность ваших предположений?

· Какова конфигурация развязки?

· Присутствует ли в истории оценка? Какова она и в каких повествовательных структурах ее можно обнаружить? Как оценка выражает позицию рассказчика и какова эта позиция?

· Есть ли в анализируемой вами истории кода? Какой вид она имеет? Где размещается? И какова ее функция?

· Что вы можете сказать о характере синтагматической структуры этой истории? Каким образом она структурирует содержание рассказа и влияет на его восприятие?

· Что в проанализированной истории привлекло ваше внимание, но не уложилось в эту схему анализа?

Критерии оценивания:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Учебные задачи     активность   решение задачи   освоение терминологического аппарата активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег   эффективность, соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса, корректность   освоение

Тема 9: Время в нарративе. Нарратив как форма переживания времени в культуре. Понятие нарративной схемы. Нарративная схема У. Лабова. Время в нарративе: порядок, длительность, частота как категории анализа. Временные оси в концепции Х. Вайнриха: ситуация говорения, перспектива говорения и акцентирование. Маркеры времени в нарративе.

Занятие 11: Практикум по анализу повествовательного времени

Цель: Отработать технику анализа

Задание: Ознакомьтесь с текстом. Охарактеризуйте специфику времени повествоания. Найдите точки мутации. Соотнесите форму рассказа с содержанием и описшите эффект нарративной деформации памяти и опыта

Критерии оценивания:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Учебные задачи     активность   решение задачи   освоение терминологического аппарата активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег   эффективность, соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса, корректность   освоение

Тема 10 Психопоэтика

Занятие 12: Интерактивная лекция по теме

Цель: Познакомить с понятием и спецификой психопоэтики

Сожержание: Понятие психопоэтики: художественная форма как структурная детерминанта психологического опыта. Концепция повествовательных модусов Н. Фрая и специфика западноевропейского мышления. Теория жанров и возможности её использования в психологии личности. Жанры как формы понимания. Психологическая функция жанров в концепции К. Мюррея. Нарративная структура жанра. Проектирование персональной и социальной идентичности в романсе и комедии. Концепция хронотопа (М. Бахтин).

Теория формульных повествований Дж. Кавельти. Разновидности формульных жанров и их функции в современной массовой культуре.

Ключевые слова: Психопоэтика, жанр, формула, мифои

Тип задания Критерий оценки Описание критерия
1. беседа участие, наличие не менее одного коммента по теме соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса

Занятие 13: Практикум по психопоэтике

Цель: Отработка практических навыков анализа нарратива

Содержание задания: Ознакомьтесь с материалами. Выявите жанровую специфику текстов, используя таблицу критериев, предложенную кевином Мюрреем. Охарактеризуйте степень применимости тех или иных категорий к анализируемых вами текстам

Студентам предлагается разбиться на три группы. Ознакомиться с предложенным текстом, в котором содержится три версии биографии Флобера. В течение 10-15 минут обсудить внутри своей группы, к какому именно жанру относится одна из биографических версий. Обосновать свой ответ, используя критерии жанровой классификации Мюррея и понятие прогрессивного/регрессивного нарратива Джерджена. По ходу обсуждения им рекомендуется отвечать на вопросы о критериях отбора событий для каждой биографической версии, форме их изложения, оценки и интерпретации. После обсуждения в группах студентам предлагается приступить к общему обсуждению и обмену мнениями. Данные обсуждения фиксировать на доске. Главный вопрос: каково влияние жанровой формы на содержание истории, конструирование идентичности персонажа и понимание.

Критерии оценивания:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Учебные задачи     активность   решение задачи   освоение терминологического аппарата активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег   эффективность, соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса, корректность   освоение

 

Тема 13. Когерентность: критерии оценки нарратива. Понятие когерентности. Уровень связности как критерий оценки нарративного упорядочивания опыта. Когерентность и истинность. Контекстуальная обусловленность истинности и категория «правдоподобие». Внутренняя и внешняя когерентность. Правдоподобие, жизнеспособность и эмпирическая адекватность (Полонов).

Локальная, глобальная и тематическая когерентность (Агар, Хоббс).

Понятие нарративной компетентности.

Занятие 14: Когерентность и нарратив (семинар)

Цель: Отработать аналитическую подель Д. Полонова

Вопросы для обсуждения:

1. Для чего воодится критерий когерентность?

2. Почему работа с когерентностью выдает непозитивистскую ориентацию исследователя?

3. Какие виды когерентности выделяет Д. Полонов?

4. Приведите примеры когерентных и некогерентных историй, опираясь на полученный вами в ходе нарративного интервью материал

Литература:

Полонов Д.

Орлова Г. Анализ нарратива в психологии личности. Ростов-на-Дону, 2008

Тема 14. Коммуникативное пространство нарратива и повествовательные инстанции. Повествовательные инстанции и коммуникативное пространство повествования. Рассказ и рассказывание в теории Э. Бенвиниста. «Точка зрения» и выбор повествовательной дистанции (Б. Успенский, Н. Фридман): «активное всеведение», «нейтральное всеведение», «составное избирательное всеведение», «избирательное всеведение», «я как свидетель», «я как герой». Теория фокализации и проблема вербализации зрительской перспективы (Ж. Женетт): нефокализованное повествование, внутренняя фокализация, внешняя фокализация. Повествовательные инстанции: автор, герой, читатель. Соотношение повсетвовательных инстанций и проблема субъектности. Самоавторизация и её психотерапевтический эффект.

Занятие 15: Практикум по анализу повествовательных инстанций

Цель: Отработать навык анализа нарратива

Задание: Ознакомьтесь с материалом. Опишите специфику повествовательных инстранций.

Прочтите раздел книги Б. Успенского «Семиотика искусства», посвященный теории точек зрения, и повторите материал лекции по этой теме. После предыдущих самостоятельных работ у вас уже должно быть записано не меньше двух небольших историй. Проанализируйте коммуникативное пространство одной из них. Для этого ответьте на следующие вопросы:

· Каким образом в рассказе представлены автор, герой и читатель (слушатель)?

· От чьего имени ведется повествование?

· Чьи мнения и точки зрения высказываются по ходу рассказа, каким образом и когда именно?

· Присутствует ли автор в тексте? Если да, то в каком качестве? Насколько выражена его позиция и оценка происходящего?

· Присутствует ли слушатель/читатель в тексте? Если да, то в каком качестве?

· Каким образом точка зрения определяет перспективу восприятия и оценки описанных событий?

· Насколько сбалансированы повествовательные инстанции?

Критерии оценивания:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Учебные задачи     активность   решение задачи   освоение терминологического аппарата активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег   эффективность, соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса, корректность   освоение

Тема 15: Стратегии анализа нарративных данных

Занятие 16: Интерактивная лекция по теме

Цель: Обобщить и систематизировать знания слушателей об основных способах анализа нарративных данных

Содержание лекции: Анализ формы и задачи психологического исследования нарратива (Дж. Брунер).

Проблема выбора критериев анализа. Филологическая компетенция психолога. Статус нарративной формы: между культурной технологией и ментальной схемой. Отношение к контекстуальным факторам и теориям среднего уровня в ходе формального анализа нарратива. Стратегический анализ нарратива (К. Рисман, Е. Мишлер).

Определение пределов наррации. Молчание как объект нарративного анализа и ограничения метода. «Рассказанный мир» как теоретический и эмпирический конструкт. Критическая рефлексия исследователя. Ситуация интервью как объект анализа. Отбор контекстуальных факторов. Проблема импорта теории: феминистская критика, дискурсивные исследования, критическая теория как доноры. Представление данных и работа с эмпирическими источниками.

Ключевые слова: формальный и стратегический анализ нарратива

Тип задания Критерий оценки Описание критерия
1. беседа участие, наличие не менее одного коммента по теме соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса

 

Занятие 17: Практикум по стратегическому анализу нарратива

Цель: Отработка навыков анализа нарратива

Содержание: Ознакомившись с предложенным вам материалом, проведите его стратегический анализ, пользуясь известными вам критериями

Критерии оценивания:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Учебные задачи     активность   решение задачи   освоение терминологического аппарата активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег   эффективность, соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса, корректность   освоение

Тема 16: Нарративное конструирование памяти: Дискурсивное/нарративное конструирование ментальных артефактов (Джерджен, Поттер, Биллинг).

Перформативная гипотеза. Память и нарратив. Социальная память и социальные рамки памяти (М. Хальбвакс).

Нарратив как место памяти (П. Нора).

История и забвение (М. Пешё).

Занятие 18: Практикум по анализу конструирования памяти в нарративе

Цель: Отработка навыка анализа производства памяти в нарративе

Задание: Используя транскрипт своего интервью, проанализируйте конструирование памяти в нарративе. Обратите внимание на меморативные словари. На степень артикуляции работы памяти.

Критерии оценивания:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Учебные задачи     активность   решение задачи   освоение терминологического аппарата активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег   эффективность, соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса, корректность   освоение

Тема 17: Нарративное конструирование идентичности/субъектности.

«Рассказы о себе» (self-narrative) и «истории жизни» (life-narrative).

Идентичность как я-нарратив (Джерджен).

«Романная культура», «культура исповеди» и становление европейского «я» (Э. Гидденс, М. Фуко).

«Постэриксоновская» идентичность (relashionable self, pastiche personality, multiple personality etc.) (Ф. Хаммак).

Персональный проект высокого модерна и повествовательные технологии (Д. МакАдамс).

От метарассказа к локальным историям: контекстуальный анализ процесса идентификации (К. Джерджен).

Критика стабильной конструкции личности. «Рассказанное «я»» как «рассказ о себе». Повествовательная идентичность (П. Рикер).

Проблема конструирования «я» в нарративе. Нарратив и постмодернистская идентичность (С. Мелс).

Занятие 19: Практикум по конструированию идентичности в нарративе

Цель: Отработка навыков анализа

Содержание задания: Используя сделанный вами транскрипт, выявите и опишите, как ваш информант конструирует идентичность при помощи истории.

Критерии анализа:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Учебные задачи     активность   решение задачи   освоение терминологического аппарата активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег   эффективность, соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса, корректность   освоение

 

Тема 18: Нарративное конструирование гендера. Перформативный гендер (Дж. Батлер).

Гендерный дисплей. Порядок гендерных репрезентаций и репрезентация гендера в нарративе. Гендерно-специфичные стратегии рассказывания и жанры. Гендерные топосы и микронарративы. Маркеры гендера в истории жизни. Гендерные позиции.

Занятие 20: Практикум по анализу конструирования гендера в нарративе

Цель: Отработка навыка анализа

Задание: Используя сделанный вами транскрипт, выявите и опишите, как ваш информант конструирует гендер при помощи истории.

Критерии анализа:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Учебные задачи     активность   решение задачи   освоение терминологического аппарата активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег   эффективность, соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса, корректность   освоение

 

Тема 19: Нарративное конструирование травмы. История травмы и история о травме (Д. ЛаКапра).

Концепция культурной травмы П. Штомпки. Травма и рассказ в психоанализе (Ж. Лакан).

Занятие 21: Практикум по анализу конструирования травмы в нарративе

Цель: Отработка навыка анализа

Задание: Выясните, включен ли болезненный/травматический опыт в записанную вами историю жизни? Как в истории утстанавливается соотношение сказанного и несказанного? Если включен, то выявите повествовательные и тезаурусные индикаторы травмы.

Критерии анализа:

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

В этом разделе можно найти рекомендации к тем видам самостоятельной работы, что предусмотрены программой данного учебного курса. Данный курс предполагает выставление оценки по накопительной системе, а потому самостоятельная работа в течение семестра – это определяющая составляющая рейтинга.

В этом разделе можно найти рекомендации к тем видам самостоятельной работы, что предусмотрены программой данного учебного курса. Данный курс предполагает выставление оценки по накопительной системе, а потому самостоятельная работа в течение семестра – это определяющая составляющая рейтинга.

Основой самостоятельной работы является выполнение полного цикла нарративного интервью (от написания заявки до предоставления аналитического отчета).

Эта работа разбита на пять творческих (проектных) заданий и распределена по всему времени освоения курса.

Остальные виды работ рассчитаны на более глубокое знакомство с отдельными темами курса и предусматривают работу в Цифровом кампусе ЮФУ (сообщество «Нарратив для психолога» . Поэтому перед началом прохождения курса зарегистрируйтесь в сообществе. Там размещается литература для чтения, там же предлагается размещать результаты вашей самостоятельной работы, там вы можете задавать вопросы и принимать участие в обсуждении работ коллег.

Ниже будут представлены рекомендации к отдельным видам самостоятельной работы:

Подготовка к коллоквиуму – для того, чтобы подготовиться к коллоквиуму, важно ознакомиться с вынесенными на обсуждение текстами и проработать вынесенные на обсуждение вопросы; в отличие от семинара коллоквиум предполагает не только более глубокое/комплексное обсуждение темы, но и большую степень самостоятельности в ответе на поставленные вопросы; приветствуется привлечение для обсуждения дополнительного материала, а также вынесение на обсуждение дополнительных вопросов (это можно сделать через сообщество в Кампусе);

Подготовка к зачету – в рамках этого курса принята накопительная система выставления оценок. Главное задание – выплонение полного цикла работ по нарративному интервьюированию. Только в самых исключительных случаях (например, пропуски по уважительной причине) допускается сдача зачета. В билете – два вопроса – теоретический и практический (аналитчиеское задание).

Тест (после завершения прохождения первого модуля); тестовые задания будут размещены в Кампусе, ответить на них нужно будет в течение одной недели; каждый тест выключает как задания на знание обязательной литературы, так и аналитические задания, проясняющие способность слушателей использовать ту или иную модель; за тест можно получить до 30 баллов; возможна дополнительная работа с открытыми вопросами и аналитическими заданиями; в случае, если аналитический (свободный) ответ одного студента будет слово в слово повторять ответ другого студента, обоим балл за это задание не будет засчитан;

Решение в дистанционном формате учебных/аналитических задач – это один из базовых (для данного курса) видов работ, выполняемых в Кампусе и при помощи этой образовательной платформы; в Кампусе нужно найти задачи по той или иной теме курса (как правило, это – серия аналитических вопросов к отдельным случаям или текстам, ответы на которые позволят лучше усвоить нарративно-аналитические модели); в соответствующей теме в сообществе нужно разместить свой ответ на задачу и прокомментировать ответы коллег;

Разработка комплексного задания – в том случае, если задач несколько и они объединены одной темой, слушателям предлагается выполнить комплексное задание: иногда – самостоятельно, иногда – разбившись на группы (материалы, ответы и обсуждение – в Кампусе); в этом виде работ особенно важно обсуждать сделанное коллегами, ибо только так можно подойти к ответу на комплексные вопросы, вынесенные в задание;

Выполнение электронного практикума – в том случае, если слушателями предлагается отработать конкретный аналитический прием (или серию приемов) по уже данному образцу, мы будем говорить о практикуме; электронным он называется потому, что и задания, и образцы, и собственные опыты размещаются в Цифровом кампусе.

Подготовка основного проекта осуществляется в видел работ

Проектное задание 1 написание заявки к своему проекту (1-2 страницы); работа выполняется в соответствии с обсуждаемой в рамках курса формой; итоговый балл зависит от того, насколько автор а) корректно поставил аналитическую задачу, решение которой возможно при помощи нарративного интервью и последующего анализа данных, б) выбрал эмпирический материал, отвечающий задачам и возможностям дискурс-анализа, в) был оригинален, г) хорошо написал текст;

Отчеты по практикам (проектные задания 2 и 3) – в этой форме слушателям предлагается выполнить три работы: а) предоставление транскрипта (с аналитической запиской о ходе транскрибирования и первичном анализе), б) аналитическая записка о ходе нарративного интервью(1-2 страницы), в) аналитический отчет о проведенном интервью (с представлением данных вторичного анализа).

Методические рекомендации к подготовке к семинарским, практическим и лабораторным заданиям

· Подготовка к коллоквиуму/семинарам – для того, чтобы подготовиться к коллоквиуму, важно ознакомиться с вынесенными на обсуждение текстами и проработать вынесенные на обсуждение вопросы; в отличие от семинара коллоквиум предполагает не только более глубокое/комплексное обсуждение темы, но и большую степень самостоятельности в ответе на поставленные вопросы; приветствуется привлечение для обсуждения дополнительного материала, а также вынесение на обсуждение дополнительных вопросов (это можно сделать через сообщество в Кампусе);

· Подготовка к практическим занятиям – как правило, не требуется готовиться заранее. Выполнение практических заданий направлено на овладение теорией и освоение конкретных аналитических моделей. Раздаточный материал для практических заданий слушатели курса получают перед началом работы. Иногда выполнение практической работы требует предварительного знакомства с теорией. Иногда – теория выводится из практического действия и формулируется на его основе. Продолжение обсуждения разультата практических занятий возможно в ЦК.

· Экзамен –в рамках этого курса предусмотрена накопительная система выставления оценки (суммируются баллы за тесты и творческие задания, предусмотренные к каждому модулю).

В исключительных случаях (пропуски по уважительной причине и т.д.) итоговой формой отчетности может стать экзамен. Экзамен проводится в виде собеседования в устной форме. Билет включает два вопроса – теоретический (см. список) и практический (анализ).

Для подготовки к экзамену рекомендуется пользоваться не только предложенной литературой, но и презентациями и раздаточными материалами к курсу.

Глоссарий

 

Биографическое интервью (Семенова) разновидность полуструктурированого интервью, тематические блоки которого соответствуют последовательности жизненных циклов индивида.

Воплощение в сюжет (Уайт) – эффект, возникающий вследствие того, что персональный или социальный опыт обретает сюжетную форму.

Время или темпоральная структура в повествовании (разработано Бенвенистом, Рикером, Кермоудом, Вайнрихом) – комплекс временных стратегий, поставленных на службу времени. Фиксирует соотношение времени реальной жизни, феноменологического переживания времени, системы глагольных времен, игр со временем.

Жанр (Шкловский) – форма понимания.

Идентификация – для социальных конструкционистов – временная, ситуативная версия идентичности, которая возникает в ходе локального социального взаимодействия и является производной от позиции, занятой в ходе этого взаимодействия. Для представителей рецептивной эстетики – самоотождествление читателя с литературными персонажами, его переживание вымышленного мира художественного произведения как конкретно-жизненного.

Индекс (Барт) – признаки, позволяющие раскрыть характер персонажа, его эмоциональное состояние, обрисовать атмосферу, в которой совершается действие.

Интеллигибельность – критерий эффективности и рассказа, и нарративных форм производства знания. Подразумевает меру понятности, прояснения ситуации для аудитории.

Качественное исследование (Семенова) исследование, где результаты получен не путем статистических процедур или другими методами математического подсчета, а путем раскрытия смыслов и интерпретации номинальных ответов, выражающих субъективную ценность данного предмета с точки зрения самого субъекта. Цели такого исследования состоят в понимании и интерпретации субъективного аспекта персонального и социального опыта.

Кодирование – процесс соотнесения текстовых данных с более общим понятием путем присвоения им обобщенного краткого названия (кода).

Контекст (Семенова) – набор характеристик, которые уточняют условия существования данного феномена, подлежащего изучению, т.е. локализуют события или процессы в пространстве и времени. Контекст представляет собой набор особых условий, в рамках которых происходят описываемые события или действия.

Когерентность – связность и понятность высказываний в нарративе, выступающая критерием его эффективности и субститутом истинности. Постмодернистский психолог Нельсон Гудман писал, что «в случае анализа нарративов более правдивыми оказываются те версии, которые поддерживают элементы в большей когерентности».

Комедия как жанр Я-нарратива (Мюррей) – относительно устойчивый набор формальных правил и конвенций повествования, который позволяет описывать рассказываемые события в терминах победы человека над миром через гармонизацию противоборствующих сил. Акцент на социальности и способах улаживания конфликтов.

Ландшафт действия и ландшафт сознания (Греймас) – система координат, которая позволяет выявить уровень, на котором разворачиваются события для рассказчика.

Лейтмотивное интервью – полуструктурированное интервью, построенное на отслеживании одного аспекта жизнедеятельности на протяжении всей жизни индивида.

Модальность повествования (Женетт) – фиксирует момент подробности изложения событий, характер информирования о них.

Нарратив — «разновидность организационных форм, выраженных в форме истории» (Полкинхорн).

«Кто-то рассказывает кому-то, что что-то произошло» (Б.Х. Смит).

Последовательное и связное изложение событий, развивающихся во времени от начала через кульминацию к развязке.

Нарративная полировка (Спенс) – психологический эффект рассказывания историй – возможность придать своему опыту форму, тем самым, сделав его связным, правдоподобным и непротиворечивым.

Нарративная идентичность (Рикер) – идентичность, которая возникает по ходу рассказывания.

Нарративное интервью – метод, построенный на побуждении собеседника к рассказыванию и последующем анализе повествовательного материала. Предполагается, что в ходе свободного рассказывания в памяти рассказчика всплывают наиболее значимые для него на данный момент эпизоды. Это позволяет выявлять смыслообразующие моменты биографического повествования.

Нарративное разделение (Мюррей) – процесс удержание жизненных событий и обстоятельств в нарративе для того, чтобы сделать их доступными восприятию.

Осевое кодирование (Страусс) – ряд процедур, позволяющих реструктурировать данные, полученные в ходе открытого кодирования в терминах причинно-следственных связей. Для этого используется парадигма кодирования (имеющая структурные сходства с нарративной схемой): условия, контекст, стратегии действия/взаимодействия и следствия.

Открытое кодирование (Страусс) – процесс разбивки, сравнения, концептуализации и категоризации данных.

Персонаж Я-нарратива (Мюррей) – эффект самопрезентации, перформативно показанной на глазах других.

Персонажи – субъекты действия в повествовании. Варианты их классификации дали Пропп, Бремон, Тодоров.

Порядок сюжета (формалисты) – последовательность, в которой слушатель/читатель узнает о сюжете.

Последовательность (Бремон) – группа ядерных функций, которая фиксирует логику совершения действий тех или иных персонажей.

Прогрессивный и регрессивный Я-нарратив (Джерджен) – описание жизни в терминах успеха или провала.

Рассказ и рассказывание (Мишлер) — разделение введенное для того, чтобы подчеркнуть приоритеты анализа Я-нарратива. Анализировать рассказ означает изучать события, к которым отсылает язык. Анализировать рассказывание означает выявлять специфические для рассказчика стратегические выборы, осуществляемые исходя из тех позиций, которыми наделяются участники коммуникации.

Рассказанный мир (Кэтрин Юнг) – область жизни, находящая свое воплощение в рассказах.

Роль в нарративе (Бремон) – возможность позиций, занимаемых вероятными персонажами. В таком случае сюжет интерпретируется как упорядочивание ролей.

Романс как жанр Я-нарратива (Мюррей) — относительно устойчивый набор формальных правил и конвенций повествования, который позволяет описывать рассказываемые события в терминах абстрактной победы добра и зла. Акцент на отдельном герое.

Самоавторизация (Епстон) – возможность обретения контроля над историями, формирующими идентичность рассказчика. Процесс гармонизации соотношения повествовательных инстанций.

Сюжет (формалисты)– способ объединения и подачи событий в ходе повествования; то, как о событиях было рассказано в тексте.

Точка зрения (Джеймс, Успенский) – «источник, направление и угол падения света, который одновременно освещает субъекта и улавливает его черты». Угол зрения, под которым излагаются события и переживания.

Транскрипт – более-менее формализованная запись устной речи.

Фабула (формалисты) – последовательность событий в действительности.

Фокализация (Ж. Женетт) – позиция персонажа, на которую настроено повествование. При этом не обязательно, чтобы повествование велось от лица этого персонажа. Виды фокалицазий: нулевая (вездесущий автор), внешняя (персонажи изображены только извне), внутренняя (повествование глазами персонажа).

Формула (Кавелти) – комбинация или синтез специфических культурных конвенций с более универсальной формулой или архетипом.

Формульная история (Кавелти) повествование, организованное в соответствии с актуальными для массовой культуры конвенциями с использованием традиционных типов сюжета, образов и мотивов. Характеристик формульных историй – высокая степень стандартизации, эскапизм, развлекательность.

Функция (Барт) – повествовательная единица или единица сюжета, связанная с другими е элементами. Различают основные (ядерные) и вспомогательные (катализаторы) функции.

Функция (Пропп) – поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия.

Хронотоп (Бахтин) – единство пространственно-временных отношений в тексте, имеющее эмоционально-ценностную окраску и оказывающее влияние на возможное развитие сюжета.

Я-нарратив (Джерджен) – рассказанная версия идентичности