Характеристика программы знаний о животных в разных возрастных группах, их усложнение.

Методика ознакомления детей с природой.

 

К.Д.Ушинский об использовании природы в первоначальном обучении.

К.Д. Ушинский справедливо считал природу важным средством воспитания детей дошкольного возраста. Многие его положения не потеряли значения и для наших дней. Взгляды на место и роль природы в воспитании детей он отразил в методических материалах и материалах для детей, предложенных в работах «Родное слово» и «Детский мир».

К.Д. Ушинский определил природу как один из «могущественных агентов в воспитании человека». Он неоднократно указывает на то, что «самое тщательное воспитание без учета этого агента всегда будет отдавать сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью».

Общеизвестно, что главной задачей элементарного обучения К.Д. Ушинский считал овладение родным языком. Именно ребенок усваивает элементы народной культуры с самого раннего детства. Вместе с тем К.Д. Ушинский убедительно доказывает, что развитие речи у детей тесно связано с развитием мышления. «Развивать язык отдельно от мысли невозможно, — писал он в предисловии к «Детскому миру», — но даже развивать его преимущественно перед мыслью положительно вредно».

В развитии ума К.Д. Ушинский различал две стороны: формальную и реальную. Формальное развитие ума означает развитие способностей к производству мыслительных операций безотносительно к содержанию мысли. Умственная гимнастика, которая возможна при обучении языку отдельно от мысли, развивает ум формально. Такое учение развивает болтунов. Реальное развитие ума достигается только при усвоении положительных знаний, идей. В поисках этих положительных знаний К.Д. Ушинский обращается к природе. Он считал, что ни мир общественных отношений, ни история, ни география не могут дать тех положительных знаний и идей, которые необходимы для развития ума и языка ребенка при первоначальном обучении.

Почему же К.Д. Ушинский остановил свое внимание именно на природе? Прежде всего этот выбор определяется наглядностью.Надо научить ребенка не только думать, но и созерцать и «прежде даже созерцать, чем думать». Вторая причина: именно на этом материале, легче всего приучить ребенка к логичности мышления. К.Д. Ушинский также обратился к проблеме отбора материала из обширного мира природы, который мы можем использовать в первоначальном обучении детей. В первую очередь он останавливает свой выбор на предметах и явлениях природы, окружающих ребенкаи наиболее ему близких и знакомых.

8 стр., 3764 слов

Презентация на тему: ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ...

... обучению ребенка, так как основа мышления — ощущение — уже сформирована, и поэтому ребенок способен воспринимать и усваивать полученные знания. ... 2 лет, главной задачей является физическое развитие ребенка, так как в это время речь ... бестелесную,создания души, имеющей бестелесную, божественную природу (Кондильяк, Ламетри,божественную природу (Кондильяк, Ламетри, Кабанис) Кабанис) Индивидуальная ...

Какова последовательность ознакомления детей с миром природы?Считая что ум – это система хорошо организованных знаний, К.Д. Ушинский уже первое ознакомление детей с предметами и явлениями окружающей жизни осуществляет как процесса формирования системы знаний,ведя ребенка от близкого и понятного к более далекому и сложному для него материалу. Он категорически утверждает, что излагать предмет без связи – значит утомлять и засорять детскую память.

Знания должны даваться на основе ясной для ребенка систематике. «…Рассмотрев с детьми какой-либо предмет, не должно, переходить к другому предмету, оставлять тот, который уже рассмотрен… Идя все дальше и дальше, не оставлять то, что уже приобрели. Приучать дитя рассуждать, живыми верными образами – значит положить прочные основания его логике… Вот на каком основании было предпочитаем систематическое изложение природных явлений и всякого рода наглядных предметов.»

 

Характеристика программы знаний о животных в разных возрастных группах, их усложнение.

В 1-й младшей группе детей знакомят с домашними животными – кошкой, собакой, коровой; учить узнавать и называть этих животных и их детенышей (кошка с котятами, собака с щенками и т.д.).

Знакомить детей с характерными особенностями животных, учить различать и называть части тела (у собаки есть голова, туловище, хвост, ноги).

Во 2-й младшей группе знакомят детей с дикими животными: зайцем, лисой, медведем; учат узнавать по внешнему виду. Знакомят с основными потребностями животных, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизни (тепло, свет, вода, пища).

В средней группе учат узнавать и называть 1-2 представителей класса пресмыкающихся (например, ящерица и черепаха),показывают особенности среды обитания животных в природе (звери – на земле, червяки – в земле и т.д.), закрепляют представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка), формируют желание заботиться о домашних животных и ухаживать за ними.

В старшей группе знакомят с некоторыми особенностями жизни диких животных: где живут, чем питаются, как добывают пищу. Учат детей сравнивать насекомых по способу передвижения (пчела, муха летают, кузнечик прыгает).

В подготовительной к школе группе углубляют и систематизируют представления детей об условиях жизни животных, знакомят с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся (например, уж отпугивает шипением); учат различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница и т.д.) развивают у детей умение отличать и называть представителей животного мира по строению и условиям обитания.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, ...

Непосредственные наблюдения в природе, общение со взрослыми, чтение книг, просмотр телепередач имеют огромное значение для ребенка в первые семь лет его жизни и являются важным условием накопления разнообразных представлений о животном мире.

 

Наблюдение как познавательная деятельность и основной метод ознакомления детей с природой. Сущность, значение.

Развитие наблюдения и наблюдательности у дошкольников традиционно считалось в дошкольной педагогике одной из важных задач умственного воспитания.

В современной педагогике и психологии наблюдение рассматривается в различных аспектах:

· как один из психических процессов,

· как один из видов познавательной деятельности

· как один из методов обучения

Наблюдательность же в отличие от деятельности наблюдения и наблюдения как метода рассматривается как качество ума или как качество личности ребенка в целом.

Существует три точки зрения на определения сущности деятельности наблюдения.

1. В педагогике и психологии наблюдение чаще всего определяют как целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. Автором данной точки зрения является психолог А.А. Смирнов.

2. Другая точка зрения представлена в высказываниях С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова. Не отрицая сенсорной основы наблюдения, они переносят центр тяжести в определении наблюдения на интеллектуальные процессы. Так Б.М. Теплов образно называл наблюдение «думающим восприятием». С.Л. Рубинштейн считал, что стадии развития наблюдения — это ступени осмысления наблюдаемых процессов.

3. Подлинное решение этого вопроса лежит в основе утверждения Б.Г. Ананьева, который считал, что «наблюдение есть сложная психическая деятельности, в которой «восприятие, мышление и речь соединяются в единый и целостный акт умственной работы».

Наблюдение как деятельность является продуктом длительного развития в процессе воспитания и обучения и формируется уже в дошкольном возрасте.

Логинова В., Матвеева А., Саморукова П. в процессе исследования определили основные линии развития наблюдения на этапе дошкольного возраста:

1. По мере развития наблюдения меняется соотношение включенных в деятельность наблюдения сенсорных и интеллектуальных процессов.

На ранних стадиях развития ведущее значение имеют сенсорные процессы – различные виды восприятия. Результатом его является накопление образов (представлений) предметов, явлений (представлений о внешнем виде растений, животных)

По мере развития наблюдения усиливается значение интеллектуальных процессов – мышления, памяти, воображения, речи. В результате ребенок может наблюдать изменения предмета, устанавливать причины этих изменений. Кроме того, на основе ранее полученных представлений он может воссоздать картину целого или определить состояние предмета по воспринимаемой части или свойству

2. Вторая линия в развитии деятельности наблюдения – изменение его структуры, становление и совершенствование ее отдельных компонентов. Деятельность наблюдения в развитом виде характеризуется наличием целей, задач, способов решения той или иной задачи, мотивов, планирования и т.д.

8 стр., 3557 слов

Роль игровой деятельности в развитии животных

... являлся одним из первых исследователей развития умственных способностей животных. [1,6] 3. Игровое поведение у животных По поводу игровой деятельности животных существует несколько гипотез, но нет ... один из видов активности человека и животных, возникающий на определенной ступени эволюции животного мира. - это деятельность, занятие детей и занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, ...

Цель и задачи. Деятельность наблюдения, как и любая другая деятельность, начинается с постановки или принятия цели и задач. На первых этапах развития деятельности наблюдения дети не способны к самостоятельной постановке задачи. Она обычно вносится педагогом и принимается детьми легче всего, если связана с продуктивной деятельностью. Затем развивается умение принять познавательную задачу вне связи с продуктивной деятельностью. Одновременно с этим у детей развивается умение ставить самостоятельно задачу наблюдения сначала также в контексте с деятельностью, а затем и как самостоятельную познавательную задачу.

3. Появляясь на первых этапах в контексте продуктивной деятельности и обслуживая ее, наблюдение постепенно обособляется в самостоятельную познавательную деятельность, основным мотивом которой становится познавательное отношение ребенка к окружающему.

Т.о. наблюдение является сложной познавательной деятельностью, поэтому задача развития наблюдения должна оставаться одной из важных задач умственного воспитания.

 

Наблюдение, как метод – это специально организованное педагогом целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное познание детьми объектов и явлений природы.

В процессе ознакомления дошкольников с природой и экологического воспитания их метод наблюдения является основным, ведущим.

Значение:

1. Включение различных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний.

2. Необходимость метода наблюдения связана прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста.. Основной запас накопленных ребенком знаний – это представления, т.е. образы воспринятых им ранее объектов и явлений. Чем конкретнее и ярче представления, тем легче ребенку его использовать в практической деятельности.

3. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших и наглядно представленных взаимосвязях.

4. Систематическое использование наблюдений в процессе ознакомления с природой приучает ребенка приглядываться, подмечать особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, способствует решению одной из важных задач умственного воспитания.

5. Наблюдение является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.

6. В процессе наблюдений происходит усвоение разных знаний о свойствах и качествах, о структуре и внешнем строении, о причинах изменения и развития объектов, о сезонных явлениях.

 

Сущность и задачи экологического образования дошкольников.

Экологическое воспитание детей — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомления детей с природой.

Прежние программы ориентировали педагогов на накопление у детей «живых» представлений об объектах и явлениях природы, доступных непосредственному восприятию и деятельности. Дети учились различать и называть объекты природы, видеть некоторые их особенности: внешний вид, поведение (о животных), условия произрастания (о растениях), способы ухода и др. Наряду с этим, программы содержали задачу освоения детьми отдельных взаимосвязей в природе. Все программы воспитательно-образовательной работы ставили задачу воспитания у детей бережного и заботливого отношения к природе (Менджерицкая Д.) Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы.

17 стр., 8107 слов

Исследование проблемы восприятия личности воспитателя детьми ...

... источников Приложения Глоссарий Введение Актуальность исследования проблемы восприятия личности воспитателя детьми старшего дошкольного возраста определена тем, что, в соответствии с федеральным ... научных источников литературы по проблеме исследования особенностей восприятия личности воспитателя детьми дошкольного возраста, систематизировать методы исследования, то это создаст теоретическую ...

Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника — это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач (Мир природы и ребенок.):

1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.

2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранительной работе) дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом гуманистической направленности отношения Человека к природе. Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой.

Программы выдвигают две важнейшие задачи:

1. воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать её красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

2. сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс — в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду.

Воспитание у детей любви и бережного отношения к природе, способности воспринимать её красоту — важнейшие задачи детского сада.

 

План-конспект итоговой беседы о птицах для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия
Тема: «Беседа о птицах»

Цели занятия:

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... что подобранные методики и методический материал может быть использован воспитателями и музыкальными руководителями для диагностики музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: детский сад ...

  • углубить и расширить знания детей о птицах нашего города;
  • объяснить причину перелетов птиц (перелетные, зимующие, кочующие);
  • учить отличать птиц от других животных;
  • познакомить детей со строением пера и их значением в жизни птиц;
  • обогащать и активизировать речь детей;
  • воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период.

Предварительная работа:

  • наблюдение за птицами на прогулке;
  • рассматривание иллюстрации с птицами;
  • разучивание подвижной игры «Птицелов»;
  • чтение художественной литературы о птицах.

Оборудование:

  • демонстрационный материал «Птицы»;
  • модели – схемы для сравнения птиц с другими животными;
  • перья разной формы, цвета, размера;
  • ножницы, стаканчики с водой;
  • карточки для дидактической игры «Где зимуют птицы?»;
  • кормушки и различный корм для птиц.

 

Ход занятия.

Воспитатель: здравствуйте, ребята! Вот и наступила осень. Какие изменения произошли в природе?

Дети: (перечисляют признаки осени).

Воспитатель: почему стало мало птиц?

Дети: исчезли насекомые, а птицы, которые питаются насекомыми, улетели в теплые края.

Воспитатель: ребята, чем отличаются птицы от других животных?

Дети: (отвечают, опираясь на модели – схемы).

Воспитатель: каких птиц вы знаете?

Дети: (перечисляют птиц).

Воспитатель: куда улетают птицы осенью?

Дети: на юг.

Воспитатель: как называются птицы, которые улетели на юг?

Дети: перелетные птицы.

Воспитатель: каких вы знаете перелетных птиц?

Дети:

Воспитатель: с наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е.Благининой:

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел,

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный,

В синей луже на воде.

Ходят грач с грачихой черные

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи,

Улетают, улетели, улетели и грачи.

Ребята, о каких птицах это стихотворение?

Дети: о перелетных.

15 стр., 7372 слов

Сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми как условие ...

... нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, ... является сам процесс нравственного воспитания дошкольников. Предметом исследования является общение воспитателя с детьми на основе сотрудничества и взаимодействия, как психолого-педагогическое условие, необходимое для ...

Воспитатель: первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т.к. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными.

А сейчас вам задание, найдите насекомоядных птиц?

В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.

И опять вам задание, найдите водоплавающих птиц?

Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат: «До свидания, до радостной встречи весной!»

А сейчас предлагаю поиграть в игру «Прилетели птицы!»

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

(дети хлопают)

Воспитатель: Что не правильно?

Дети: мухи.

Воспитатель: А мухи – это кто?

Дети:насекомые.

Воспитатель: вы правы. Ну что ж продолжим.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы.

Аисты, вороны,

Галки, макароны!..

(дети хлопают)

Воспитатель: начинаем снова…

Прилетели птицы:

Голуби, куницы!..

(если дети не обращают внимание на куниц, то воспитатель объявляет счет)

Воспитатель: один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы. Продолжаем…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галочки, стрижи,

Аисты, кукушки…

Даже совки – сплюшки…

(дети хлопают)

Воспитатель: что такое? Не плюшки, а совки – сплюшки!

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи

Комары, кукушки…

(дети хлопают и говорят что комары это насекомые)

Воспитатель:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совки – сплюшки,

Лебеди, скворцы…

Все вы молодцы!

Воспитатель: ребята, перед вам на столах лежат перья, рассмотрите их внимательно.

Чем различаются перья?

Дети: цветом, размером, формой.

Воспитатель: каждое перо имеет стержень, догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его. А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. Обратите внимание, как прикреплены бородки к стержню. Положите перышки на стол.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

Что случится, если сейчас подует ветерок?

Дети:перья полетят, они легкие.

Воспитатель: если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие.

Обмакните перо в стакан с водой, намокло ли перо, изменилось ли перо?

Дети: нет, вода скатилась капельками.

Воспитатель: перья защищают птицу от воды и сырости.

Подумайте, зачем нужны птицам большие перья?

Дети: чтобы летать.

Воспитатель: для чего им нужны маленькие перышки?

Дети: для тепла.

Воспитатель: теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать?

Дети: перья разные по цвету. Они украшают птиц.

Воспитатель: часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.

(воспитатель демонстрирует птиц с ярким оперением)

Воспитатель: вы наверно немножко устали, поэтому я предлагаю поиграть в подвижную игру «Птицелов».

Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят:

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке,

Птички весело поют.

Ой! Птицелов идет!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.

Играющий становится птицеловом. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

Воспитатель: не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются?

Дети: зимующие, оседлые.

Воспитатель: каких вы знаете зимующих птиц?

Дети: (перечислят зимующих птиц нашего края).

Воспитатель: предлагаю поиграть в игру «Где зимуют птицы?»

Перед вами карточки, на которых слева изображена снежинка, а справа – солнце. Ваша задача – из предложенных маленьких карточек выложить на левую сторону зимующих птиц, а где солнышко – перелетных.

(воспитатель вместе с детьми проверяет задание)

Воспитатель: молодцы, ребята, с заданием справились.

А почему говорят, что зима трудное время для птиц?

Дети: (высказываются).

5 стр., 2391 слов

Установление взаимодействия между воспитателем и ребенком

... способы их предупреждения. Изучение и понимание воспитателем детей. Второй этап на пути установления взаимопонимания между воспитателем и детьми – изучение детей, проникновение в их внутренний мир. С. ... успешного педагогического общения является взаимопонимание между между воспитателем и ребенком. В этом случае возникает резонанс между воспитателем и ребенком в понимании одних и тех же действий, ...

Воспитатель: как можно проявить о них заботу зимой?

Дети:

Воспитатель: что можно использовать в качестве корма для птиц зимой?

Дети:

Воспитатель: действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.

Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.

Некоторые ребята со своими родителями и мы с вами тоже изготовили кормушки. И сейчас мы вместе выйдем на улицу и повесим их на дерево перед вашими окнами, а вы пообещайте, что каждый день будете выносить пищу и наблюдать, какие птицы прилетают к вашим кормушкам.

Воспитатель: но прежде чем это сделать напомните мне кто же из птиц остается на зимовку в нашей республике?

Дети:

Воспитатель: каких вы запомнили перелетных птиц?

Дети:

Воспитатель: чем птицы отличаются от других животных?

Дети:

Воспитатель: для чего птицам нужны большие перья? А маленькие?

Дети:

Воспитатель: спасибо, вы сегодня хорошо поработали. Вот вам кормушка и корм, кормите и берегите птиц.