СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 7
1.1.Понятие готовности к школьному обучению……………………………….7
1.2.Характеристика детей старшего дошкольного возраста………………….15
1.3. Особенности формирования готовности к школьному обучению в старшем дошкольном возрасте при задержке психического развития 24
Глава 2. Научно-методические основы и результаты эмпирического исследования…………………………………………………………………….30
2.1. Методическое обоснование разработки диагностической программы. Характеристика содержания диагностической программы 30
2.2. Представление и анализ результатов эмпирического исследования 37
2.3. Методическое обоснование выбранной коррекционно-развивающей программы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ А 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Проблема готовности старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Они изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, рассуждают о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что готовность к школьному обучению является залогом успешности старшего дошкольника при поступлении в первый класс.
А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и многие другие отечественные, зарубежные исследователи уделяли особую значимость готовности старшего дошкольника к школьному обучению.
В настоящее время большинство авторов определяют готовность ребенка к школе как совокупность его характерологических особенностей, знаний, умений и навыков, необходимых для обучения.
Имеющиеся эмпирические данные, касающиеся готовности старших дошкольников к обучению в школе, показывают, что большинство — от 50% до 80% детей в том или ином отношении полностью еще не готовы к обучению в школе и полноценному усвоению нового материала. Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по своему психологическому развитию находятся на уровне младше своего возраста.
изучение особенностей формирования коммуникативной готовности ...
... опрос; Глава 1. Психолого-педагогическая готовность детей к школе. 1.1. Понятие школьной готовности и её виды. Единого определения понятия "готовность к школе" в детской психологии не существует ... глубоком, всестороннем изучении. Важнейший путь реализации данной задачи - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста, так как именно в этот период закладывается ...
Адекватное и своевременное определение уровня готовности к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление школьной неуспешности.
Многие ученые-практики, такие как Л.И. Божович, Н.К. Абраменко, К.А. Климова и др., указывают на трудности переживаемые ребенком на этапе школьного обучения. Детям сложно следовать новым для них правилам школьной жизни, ориентироваться в многообразии социальных отношений и связей, справляться с новой ролью ученика.
На фоне недостаточного интеллектуального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития нередко проявляется недостаточная социальная подготовленность, неумение устанавливать доброжелательные отношения с окружающими.
Вследствие этого дети испытывают значительные трудности адаптации к новым условиям школы, в освоении учебного материала, что в итоге приводит к снижению успеваемости младших школьников. Этим объясняется отчетливо проявившееся стремление к более глубокому изучению готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Актуальность данной работы определяется тем, что с проблемой диагностики готовности к школе старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению сталкиваются дефектологи и специальные психологи. Применяемые методы диагностики готовности должны показать развитие ребенка во всех сферах.
Результаты тестирования могут помочь выявить особенности нарушений в психологическом развитии дошкольника с задержкой психического развития и правильно составить коррекционно-развивающую программу.
Цель исследования: выявить особенности готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и составить коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие таких высших психических функций, как мышление, память, внимание, речь, а также на становление личности старшего дошкольника.
Объект исследования: готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза: состоит в предположении о том, что подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития имеет ряд особенностей, а именно: сниженный уровень развития кратковременной слухоречевой памяти, владения обобщающими понятиями, низкий уровень развития логического мышления, сложности в ориентации во времени, проблемы в сосредоточении и удержании внимания, сниженный уровень развития графомоторных навыков, низкий уровень сформированности внутренней позиции школьника.
Задачи исследования:
1.Раскрыть сущность готовности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к школе на основе изучения психолого-педагогической и специальной литературы.
2. Провести диагностическое обследование готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, проанализировать полученные результаты.
3. Составить и реализовать программу, состоящую из системы коррекционно-развивающих упражнений, способствующих формированию готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей ...
3 Особенности формирования мотивационной готовности у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного детства 1.4 Формирование мотивационной готовности у детей с задержкой психического развития через ознакомление с жизнью школы Выводы по теоретической главе исследования Глава ...
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы
2. Констатирующий эксперимент: наблюдение, тестирование.
3. Метод количественного анализа данных
4. Метод качественного анализа данных
Методики исследования:
1. «Узнай фигуры» (по Ф.Е. Рыбакову) — определение объема кратковременной зрительной памяти.
2. «10 слов» (по А.Р. Лурия) — определение объема непосредственного запоминания вербального материала.
3. «Исключение лишнего» (модификация Н.Я. и М.М. Семаго) — исследование уровня обобщающих операций ребенка, способности выделять существенные признаки предметов и на этой основе производить необходимые суждения на образном уровне.
4. «Последовательные картинки» (модификация Н.Я. и М.М. Семаго) — оценка возможностей установления связи событий, отраженных на серии последовательных картинок, и составления связного рассказа по выложенной последовательности.
5. Корректурная проба «Кодирование» (из батареи Д. Векслера) — оценка переключения и распределения внимания.
6. «Продолжи узор» (Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков) — определение уровня развития графического навыка.
7. «Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника» Н.И. Гуткиной.
Опытно-экспериментальную базу исследования составили старшие дошкольники с ЗПР, посещающие подготовительную группу в учебном корпусе № 129 МБДОУ «ЦРР — Д/С №2»
Выборку составили 6 дошкольников в возрасте 6-6,7 лет, из них- 3 девочки, 3 мальчика.
Глава 1. Теоретические подходы к изучению готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.1. Понятие готовности к школьному обучению
Проблема исследования готовности дошкольников к школе не новая. В зарубежных и отечественных исследованиях она отражена в работах А. Керн, С. Штребел, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского и др. Авторы считают, что обучение ведет за собой развитие, а потому обучение можно начинать, когда задействованные в нем психологические функции еще не созрели. Кроме того, авторы данных исследований полагают, что для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, а определенный уровень его личностного и интеллектуального развития, который и рассматривается как психологические предпосылки к обучению в школе. [1]
Готовность к школе является сложным понятием, в котором можно выделить следующие компоненты:
мотивационная или личностная готовность ребенка к школьному обучению заключается в том, что ребенок может принять внутреннюю позицию ученика. Для этого необходим высокий уровень развития мотивационной сферы дошкольника. Он должен иметь способность к произвольному управлению своей деятельностью. А развитие познавательных интересов ребенка должно представлять собой четкие мотивы с высокоорганизованной учебной мотивацией. Здесь следует также учитывать уровень развития эмоциональной сферы ребенка и его эмоциональную устойчивость.
Готовность к профессиональному развитию
... планы практических занятий, список литературы. Программа курса «Готовность к профессиональному развитию» направлена на обучение студентов навыкам эффективной самопрезентации, формирование представлений о становлении ... воздействия учащихся на учителей. Особенности взаимовлияния родителей и детей школьного возраста. Причины внушаемости. Общие правила противостояния деструктивному влиянию. ...
интеллектуальная готовность ребенка к школьному обучению предполагает у него определенный набор представлений об окружающем мире и знаний. Он должен иметь конкретные предпосылки к формированию учебной деятельности.
социально-психологическая готовность ребенка к школьному обучению включает в себя развитие таких качеств, благодаря которым он мог бы взаимодействовать с учителем и детьми. [2]
Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении Н.И. Гуткина, под которой она понимала определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность. [3]
Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, Л.И.Божович назвала «внутренней позицией школьника», считая это новообразование критерием готовности к обучению в школе. [4]
К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно- родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам. У ребенка старшего дошкольного возраста уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.
Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к интересным знаниям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции.
Л.И.Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости — он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции». [5]
Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М.И.Лисиной).
Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.[6]
Влияние бального танца на двигательную активность детей дошкольного возраста
... подробно рассмотреть влияние бального танца на двигательную активность детей дошкольного возраста. Объект исследования – дети дошкольного возраста. Предмет исследования – развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста. Цель исследования – теоретическое исследование влияния специфики двигательных методов ...
Интеллектуальная готовность является значимым компонентом готовности к школе. Она связана с развитием мыслительных процессов — способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Старший дошкольник должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. При этом важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.[7]
В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. То есть ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.
Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.
По утверждению С.Л. Рубинштейна появление волевого акта подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника. В современных научных исследованиях понятие волевого действия трактуется в разных аспектах. Одни психологи первоначальным звеном полагают выбор мотива, приводящего к принятию решения и постановке цели, другие ограничивают волевое действие его исполнительской частью. Наиболее существенным для психологии воли считается превращение известных социальных и, прежде всего, моральных требований в определенные моральные мотивы и качества личности, определяющей ее поступки.[8]
Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни. Ставится так же вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции дошкольника.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста
... организаций физического воспитания детей дошкольного возраста 2.2 Средства физического воспитания детей дошкольного возраста 2.3 Приемы и методы обучения детей дошкольного возраста Заключение Библиографический список ... всестороннего физического воспитания детей дошкольного возраста. (Пензулаева Л. И.). Для решения цели физического воспитание детей дошкольного возраста, решаются основные задачи ...
На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферы личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что проявляется главным образом, в возрастающем стремлении к преодолению трудностей. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения, соподчинения им.
Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что, руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера. У него появляется уровень целенаправленности, типичный для дошкольника.
Вместе с тем, хотя в дошкольном возрасте и появляются волевые действия, но сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям. [9]
Если говорить подробнее о психологической готовности старших дошкольников к началу школьного обучения, то стоит отметить, что она тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С. Выготским внутренними этическими инстанциями. [10]
Д.Б. Эльконин связывает возникновение этических инстанций с изменением взаимоотношений между взрослыми и детьми. Он пишет, что у детей дошкольного возраста, в отличие от раннего детства, складываются отношения нового типа, что и создает особую, характерную для данного периода социальную ситуацию развития. [11]
В условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, а также в практике ролевой игры у старшего дошкольника формируется обобщенное знание многих социальных норм. Но первые этические инстанции представляют собой пока еще относительно простые системные образования, являющиеся зародышами нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения.
Дошкольный возраст является периодом, в котором впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности, и что именно поэтому его следует считать периодом первоначального, фактического склада личности. Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением ребенка и определять все его развитие. Это положение дополнено данными последующих психологических исследований. У детей старшего дошкольного возраста возникает, во-первых, не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Во главе возникающей иерархической системы становятся опосредованные по своей структуре мотивы. У дошкольников они опосредуются образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях.
Психологические исследования свидетельствуют о том, что к концу дошкольного детства у ребенка уже складывается самооценка. Конечно, не такая, как у старших детей, но и не такая, как у детей раннего возраста. У дошкольников формирующаяся самооценка опирается на производимый ими учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей. [12]
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в ...
К концу дошкольного возраста ребенок уже становится способным сознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в жизни. Сознание своего социального «Я» и возникновение на этой основе внутренних позиций, т.е. целостного отношения к окружающему и самому себе, порождает соответствующие потребности и стремления, на которых возникают их новые потребности, но они уже знают, чего они хотят и к чему стремятся. В результате игра к концу этого периода перестает его удовлетворять. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьезную, общественно значимую деятельность. Невозможность реализовать эту потребность порождает кризис 7 лет. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Главным становится все то, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки).
В кризисный период происходят изменения в плане переживаний. Осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы. В дальнейшем эти аффективные образования изменяются по мере накопления другого опыта. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.
Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности, включает так же формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками. [13]
Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры: умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. [14]
Таким образом, высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого- педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с психологическими особенностями ребенка. Поэтому проблема готовности детей к обучению в школе получает особое значение, так как от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
1.2. Характеристика детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный период — продолжительный отрезок жизни ребенка. Именно он является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности. Это период активного развития и совершенствование высших психических функций, овладения социальным пространством человеческих отношений. Это этап психического развития детей, охватывающий период от 3 до 6-7 лет. Выделяют три периода:
1)младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;
2)средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;
3)старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.
В данной работе речь будет идти о старшем дошкольном возрасте. Если говорить о высших психических функциях, то стоит отметить особую интенсивность их становления. [15]
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... в кормлении, поддерживая бутылочку во время еды. В возрасте около 2 месяцев укрепляется положительное отношение ребенка к приему пищи. Теперь младенец узнает бутылочку для ... следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, которые ...
Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как указывал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей.
У младших дошкольников память непроизвольна. Но уже к старшему дошкольному возрасту ребенок ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить, он овладевает специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, он уже произвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребенок сопереживает их героям. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность запоминания, причем чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической. [16]
В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Именно эта особенность определяет ее позицию доминирующей в дошкольном возрасте функции. С развитием памяти связано появление устойчивых образных представлений, выводящих на новый уровень мышление.
Кроме того, сама появляющаяся в дошкольном возрасте способность к рассуждению (ассоциациям, обобщениям и так далее, независимо от их правомерности) также связана с развитием памяти. Развитие памяти обусловливает новый уровень развития восприятия и других психических функций. [17]
Так же в старшем дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания. Характерной особенностью внимания ребенка старшего дошкольного возраста является то, что оно уже не вызывается внешне привлекательными предметами, события и людьми и остается сосредоточенными до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам. Внимание в этом возрасте фактически является произвольным.
От младшего к старшему дошкольному возрасту внимание детей прогрессирует одновременно по многим различным характеристикам. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные картинки не более 6-8 секунд, в то время как старшие дошкольники способны сосредотачивать внимание на одном и том же изображении от 12 до 20 секунд. То же самое касается времени занятий одной и той же деятельностью у детей разного возраста. В дошкольном детстве уже наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей, что, вероятно, зависит от типа их нервной деятельности, от физического состояния и условий жизни. [18]
К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки.
Дети этого возраста постепенно учатся выделять существенные связи в предметах и явлениях и делать обобщающие выводы. На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Это в первую очередь выражается в том, что он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего. Мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Затем, на основе образного мышления начинает развиваться образно-схематич……..
Современное дошкольное образование детей и его психологические особенности
... работа, содержит сведения об основных моментах развития детей дошкольного возраста. Также в этой курсовой рассматривается дошкольное воспитание детей в детском саду. Изучаются цели, программы и ... ребенка, а также его мышления, воображения, памяти, речи эмоциональной сферы. . Формирование опыта самопознания. Результатом всего хода нормального развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте ...