Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы дидактических игр в формировании количественных представлений у детей пятого года жизни 7
1.1. Физиологические и психологические механизмы дидактических игр в формировании количественных представлений у детей дошкольного возраста 7
1.2 Анализ содержания и методах формирования количественных представлений у детей пятого года. 19
1.3 Характеристика дидактических игр в формировании количественных представлений у детей пятого года жизни 28
Глава 2. Методические подходы к организации дидактических игр в формировании количественных представлений у детей пятого года 36
2.1 Оценка уровня индивидуального развития количественных представлений у детей пятого года жизни 36
2.2 Содержание и методика организации дидактических игр в формировании количественных представлений у детей пятого года жизни. 39
Заключение 49
Список литературы: 51
Введение
Мы живем в век высоких технологий и больших объемов информации. Динамичное развитие человечества приводит к увеличению объема знаний, который необходим человеку.
Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения, знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т. д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы.
Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.
Часть Формирование представлений дошкольников о здоровом образе ...
... развития и образования детей с 2-х до 7 лет. В основу программы изложено представление о возникновении психологического роста ребенка на каждом году его жизни. Программа обеспечивает качественную ... подготовку к школе. Детей знакомят с ...
Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе. (Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, 3.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, Р.Л. Непомнящая, Ф. Пали, Ж. Пали, Т.Д. Рихтерман, Е.В. Сербина, Е.В. Соловьева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.В. Щербакова и др.).
А. М. Леушина заложила основы современной дидактической системы формирования математических представлений, разработав программу, содержание, методы и приемы работы с детьми 3-, 4-, 5- и 6-летнего возраста. А.М. Леушина, в работе по развитию количественных представлений у детей, особое внимание уделяет накоплению чувственного опыта, созданию сенсорной основы счетной деятельности, последовательному обобщению детских представлений. Этим требованиям отвечает предложенная ею система практических упражнений с демонстрационным и раздаточным материалом.
Возможности формирования количественных представлений у детей раннего возраста и пути их совершенствования у детей дошкольного возраста изучены А.М. Леушиной, В. В. Даниловой, Л. И. Ермолаевой, Е. А. Тархановой, Гальпереным, П. Я. Коронеева Г. А
Настоящий Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность образовательных требований к дошкольному образованию.
Комплексная образовательная программа — программа, направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста во всех основных областях, видах деятельности и или культурных практиках.
В настоящее время в работе с детьми широко используются дидактические игры, базирующиеся на современном математическом материале. Они закрепляют и расширяют математические знания детей, в том числе и о числе, счете и цифре, способствуют их интеллектуальному развитию (А.А. Агаева, 3.А. Михайлова А.А. Столяр, Г.Е. Сычева и др.).
Вопросы теории и практики дидактической игры рассматривались многими исследователями: Ф.Н. Блехер, А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Б.И. Хачапуридзе, З.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером, В.И. Логиновой и другими. Они отмечали взаимосвязь обучения и игры, определили структуру игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. Существенный вклад в разработку дидактических игр и включение их в систему обучения дошкольников началам математики в том числе количественных представлений внесли Т.В. Васильева, Т. А. Мусейибова, Е. В. Сербина, А.И. Сорокина, Л.И. Сысуева, М.К. Сай, Е.И. Удальцова, А.М. Леушина, Т.К. Жигалкина, Е.И. Щербакова, А.В. Белошистая и другие.
Исходя из выше сказанного, мы выделили актуальность и понятийный аппарат работы.
Актуальность данной темы обоснована тем, что в настоящее время в практику дошкольных учреждений внедряют одну из основных форм организации детей, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования это дидактическая игра, которая предоставляет возможность детям перенести знания и умения, полученные в организованной образовательной деятельности в новых условиях.
Формирование словаря детей с помощью дидактических игр
... по формированию словаря; 3) Изучить специфику проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста. Гипотеза: возможно систематизация теоретического ... истории. Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. В 1 год малыш активно владеет ... явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д. Содержание словарной работы опирается на ...
Проблема: Каковы возможности организации дидактических игр как в формировании количественных представлений у детей дошкольного возраста?
Цель работы: изучение теоретических и практических основ организации дидактических игр в формировании количественных представлений, у детей пятого года жизни.
Объект работы: формирование количественных представлений у детей пятого года жизни
Предмет работы: особенности организации дидактических игр в формировании количественных представлений у детей пятого года жизни
Задачи работы:
1. Изучение теоретических основ организации дидактических игр в формировании количественных представлений у дошкольников.
2. Выявление оценки индивидуального развития количественных представлений у детей пятого года жизни
3. Определение и апробация содержания и методики организации дидактических игр в формировании количественных представлений у детей пятого года жизни
В работе были использованы следующие методы педагогического исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
2. Метод психолого-педагогической диагностики
3. Метод качественного анализа оценки индивидуального развития количественных представлений у детей пятого года жизни
Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Опытно-практическая работа проводилась в ГБОУ Школа № 2075 дошкольное отделение № 1. В исследовании приняло участи 10 детей пятого года жизни
Глава 1. Теоретические основы дидактических игр в формировании количественных представлений у детей пятого года жизни
1.1. Физиологические и психологические механизмы дидактических игр в формировании количественных представлений у детей дошкольного возраста
Количество — категория , выражающая внешнее, формальное взаимоотношение предметов или их частей, а также свойств, связей: их величину , число , степень проявления того или иного свойства .
Первые попытки специального анализа проблемы количества восходят к пифагорейцам , которые изучали природу чисел.
Как особую категорию количество рассматривал Аристотель : «Количеством называется то, что может быть разделено на составные части, каждая из которых, будет ли их две или несколько, является чем-то одним, данным налицо. То или другое количество есть множество, если его можно счесть, это — величина, если его можно измерить. Множеством при этом называется то, что в возможности (потенциально) делится на части не непрерывные, величиною, — то, что (делится ) на части непрерывные» [5]
Число — основное понятие математики, используемое для количественной характеристики, сравнения, нумерации объектов и их частей. Письменными знаками для обозначения чисел служат цифры, а также символы математических операций. Возникнув ещё в первобытном обществе из потребностей счёта, понятие числа с развитием науки значительно расширилось.
В результате выделили следующие виды чисел:
— натуральные числа- получаемые при естественном счете
-рациональные числа — представленные в виде дроби
Психологические особенности развития детей первого года жизни
... В. Прейера, его бесспорный приоритет определяется обращением к изучению самых ранних лет жизни ребенка и введением в детскую психологию метода объективного наблюдения, разработанного по аналогии с ... 0 до 1-го года). Предмет исследования – психологические особенности развития детей первого года жизни. Задачи: Провести теоретический анализ литературы по данной проблеме; Рассмотреть понятие «детство»; ...
-целые числа — получаемые объединением натуральных чисел с множеством отрицательных чисел и нулем
-действительные числа — представляют собой расширение множества рациональных чисел, замкнутое относительно некоторых операций предельного перехода.
-простые — это натуральное число, которое имеет ровно два различных натуральных делителя: единицу и самого себя.
-порядковые числа — множество натуральных чисел
-количественные числа — число, выражающее содержимое множество, а не порядок его компонентов
К возникновению понятия числа приводят два вида деятельности: счет и измерение. Счет ведет к натуральному числу, измерение — к действительному числу.
Множество натуральных чисел называют натуральным рядом.
Он обладает свойствами:
— имеется начальное число (1);
— за каждым числом следует только одно число;
— каждое последующее число на 1 больше предыдущего, а предыдущее на 1 меньше последующего (n ± 1);
— натуральный ряд бесконечен.
При счете используются не все натуральные числа, а только их часть, достаточная для определения количества элементов в множестве.
Число является результатом определения мощности множества дискретной совокупности объектов. Величина — это результат измерения непрерывного количества (например, каких-либо непрерывных признаков), которые получает выражение в числе.
Понятие числа возникает при необходимости давать количественную характеристику разным совокупностям, величинам; развитие данного происходит при практическом овладении такими операциями, как счет, измерения, сложение вычитание величин;
Понятие числа развивается в диалектической связи с другими математическими понятиями ( система счисления арифметическое действие, величина).
Первое элементарное познание количества происходит в раннем дошкольном возрасте, являющееся необходимой ступенькой познания действительности. Ребенок попадает в мир предметов, явлений, воспринимает разнообразные количества не только предметов, но и звуков, движений. У детей формируются хаотические, неупорядоченные представления о количестве. [9]
Познание количества, количественных отношений осуществляется детьми в основном в наглядно-образной форме, в процессе предметной деятельности. Ребенок имеет дело с конкретными количествами предметов (например, различного вида игрушками).
Действуя с предметами, ребенок сравнивает их количество и сообщает об этом: «Вот у меня сколько!», «А у меня больше!».
Отечественные психологи, педагоги, методисты (Н.А. Менчинская, А.М. Леушина, В.В. Данилова и другие, занимавшиеся проблемой формирования количественных представлений, утверждали единство восприятия множества и овладения счетом при усвоении понятия числа. [9]
На четвертом году жизни для детей становится главным восприятие границ множества, что ослабляет восприятие отдельных элементов. Детям трудно абстрагироваться от качественных признаков предметов (цвет, размер, форма) и их пространственного расположения. Закон сохранения количества (“Число объектов в группе сохраняется независимо от того, как их расположить или растасовать” — Ж. Пиаже) познается детьми не сразу.
На пятом году жизни происходит освоение детьми счета — это длительный и сложный процесс. Счет как деятельность состоит из ряда компонентов:
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях выявляет ряд противоречий. К числу наиболее существенных из них можно отнести противоречия между: - объективно ... способностей дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к ...
— называние слов-числительных по порядку;
— соотнесение их с предметами (взаимно однозначно);
— определение итогового числа.
Для овладения счетной деятельностью необходимы рече-слухо-зрительно-двигательные связи. Необходимо умение устанавливать взаимно однозначные соответствия (это тренируется при сравнении множеств путем наложения и приложения).
У детей постепенно формируется слуховой образ натурального ряда (слова-числительные выстраиваются в ряд, называясь по порядку).
[7, с. 85].
Н.А. Менчинская отмечала: “Детям свойственно воспроизводить «безытоговый счет», неумение отвечать на вопрос «сколько всего?»”. Осознание итогового значения числа приводит не только к умению отвечать на вопрос, но и сравнивать множества и числа на наглядной основе. Восприятие и мышление ребенка перестраиваются, вырабатывается осознание принципа сохранения количества. [20, с. 115].
Речевые и двигательные действия при счете проходят общий путь развития: от внешнего, развернутого к внутреннему, свернутому. Вначале ребенок говорит числительные, дотрагивается до каждого предмета рукой, завершает счет обобщающим жестом. Постепенно движения рук заменяются движением глаз, отпадает необходимость делать обобщающий жест, голос заменяет шепот, а потом молчание — все переходит в умственную работу.
Многочисленные исследования педагогов и психологов (Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Ф.Фребель, М. Монтесори, Л.В. Глаголева, Е.И. Тихеева, Ф.И. Блехер, А.М. Леушина и др.) показали, что овладение детьми счетом осуществляется постепенно и проходит ряд этапов. Эти этапы характеризуются как дочисловые. Цель первого этапа: ознакомление со структурой множества. Цель второго этапа: научить сравнивать смежные множества поэлементно, т. е. сравнивать множества, отличающиеся по количеству элементов на один. Основная цель третьего этапа — ознакомить детей с образованием числа. Четвертый этап овладения счетной деятельностью осуществляется на шестом году жизни. На этом этапе происходит ознакомление детей с отношениями между смежными числами натурального ряда. Пятый этап обучения счету соотносится с седьмым годом жизни. На этом этапе происходит понимание детьми счета группами по 2, по 3, по 5. Шестой этап развития счетной деятельности связан с овладением детьми десятичной системой счисления.
Кинестетический анализатор играет ведущую роль в формировании как самой деятельности счета, так и представлений о множественности и множестве. Счет вне движения невозможен. Например, мы считаем находящихся в группе детей, казалось бы, молча, не прибегая к движению рук, но мы считаем глазами, перенося свой взор с одного человека на другого. Кроме того, мы мысленно произносим слова-числительные. Этих слов никто не слышит, однако физиологические исследования при помощи специальной аппаратуры свидетельствуют о движении нашего речедвигательного аппарата
То же самое происходит и при восприятии множества другими анализаторами. Считая звуки, мы нередко не только мысленно называем числительные, но и слегка киваем головой или делаем другие ритмические движения (рукой, ногой), как бы отделяя каждый звук, и благодаря этому воспринимаем его более отчетливо. Не случайно И. М. Сеченов назвал двигательный анализатор дробным анализатором времени и пространства.
Таким образом, счет вне участия в той или иной форме двигательного анализатора невозможен. И чем в меньшей степени развита у детей деятельность счета, тем большую роль в ней играет движение. Так, на самых ранних этапах развития счетной деятельности ребенок, сравнивая множества, действенно сопоставляет элементы одного множества с элементами другого один к одному, так как устанавливает между ними взаимно-однозначное соответствие. Овладевая счетом с помощью слов-числительных, он громко произносит их, показывая на предметы и действенно соотнося каждое из них с одним из элементов множества. И даже тогда, когда взрослые, считая глазами, молча, встречаются с теми или иными затруднениями, они неизбежно прибегают к движениям руки (например, при подсчете голосов в большой аудитории).
Показывающая рука счетчика помогает более четко сосчитать поднятые руки голосующих.
Не случайно и то, что почти во всех языках первые слова-числительные состоят из односложных слов.
В нашем русском языке числительное один нередко заменяется односложным словом раз. Слова-числительные раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь и т. д. позволяют отметить ритм движения. Поэтому они широко используются там, где требуется четко воспроизвести ритм, — на физкультурных занятиях, при обучении музыке, пению, танцам, в ритмической гимнастике и т. д.
Народная педагогика подметила связь первых слов-числительных с движением и создала так называемые считалочки
Все это дает основание считать двигательный анализатор ведущим в отсчитывании элементов множеств и в формировании первых представлений о множестве.
Различную роль на разных этапах развития играют и другие анализаторы.
Рассмотрим роль зрительного анализатора, в раннем детстве, когда внимание ребенка привлечено к границам множества, когда в первую очередь фиксируются именно они значительно усиливается роль зрительного анализатора. Дети зрительно воспринимают множество как единое пространственно-замкнутое целое. В дальнейшем все в большей и в большей степени развивается взаимодействие двух анализаторов: зрительного и двигательного, чему в значительной мере способствует правильное педагогическое руководство. Приемы наложения и приложения ставят детей перед необходимостью воспринять не только множество в его границах, но и зрительно следить за каждым элементом множества и воспроизводить его; это перестраивает, как уже говорилось выше, характер движения рук детей (см. стр. 60).
Зрительное восприятие целого в единстве с его элементами становится все более совершенным.
Линейное расположение элементов множеств помогает развитию у детей умений отмечать рукою и следить глазами за последовательностью всех элементов множества слева направо. Это, в свою очередь, формирует стереотип в движениях глаз и руки, прослеживающих каждый из предметов совокупности, и готовит детей к счетной операции с помощью слов-числительных.
При дочисловом сравнении множеств путем сопоставления элементов множеств один к одному ребенок подводится через движение к зрительному восприятию. Сравнивая обе совокупности, он видит равенство и неравенство их. Таким образом, действенно и зрительно воспринимая множество в его единстве с элементами, ребенок начинает различать множества по их мощности и отражать это в слове. Постепенно у детей формируется потребность не только различать, но и считать количество элементов с помощью слов-числительных: рече-двигательный анализатор вступает в связь с движением руки и глаз и со зрительным восприятием совокупности. В условиях правильно организованной педагогической работы эти связи развиваются.
Все это еще раз подтверждает вывод о том, что не с обучения счету с помощью слов-числительных следует начинать обучение маленьких детей, а с действенного создания множеств самими детьми и сравнения их приемами наложения и приложения, что постепенно знакомит детей с равенством и неравенством совокупностей («Грибков на верхней полоске больше, а кружков на нижней меньше, или: зайчиков больше, а морковок меньше, или: кукол и чашек поровну, чашек столько, сколько кукол», и т. д.).
Наиболее отчетливому зрительному восприятию множества как целого и его элементов способствует линейное расположение множества.
Какую же роль играет называние детьми числительных, в котором участвует рече-двигательный анализатор?
Дети очень рано склонны повторять за взрослыми слова-числительные. Чем же это вызвано и какую функцию они выполняют?
Дети четырех-пяти лет, раскачиваясь на качалке, сопровождают свои движения называнием числительных: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, четырнадцать, а затем после остановки……..
Список литературы:
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования — М. 2014. — 32с
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 354с.
3. Арапова-Пискарева Н.А., Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет — М.: Мозаика-Синтез, 2009.
4. Белошистая А. В., Формирование и развитие математических способностей дошкольников — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 400с.
5. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду — М.: Академия, 1997. — 158с.
6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей детских садов / Е. В. Зворыгина [и др.]; под ред. С. Л. Новоселовой. — 4-е изд. М.: Просвещение, 1985. — 144с
7. Ерофеева Т.И. Дошкольник, а изучает математику: а Методическое пособие для воспитателей, работающих с детьми 4 -5 лет Т.И. Ерофеева. — М.: Просвещение, 2010. — 112 с.
8. Игра дошкольника /Л. А. Абрамян [и др.]; под. Ред. С. Л. Новоселовой — М.: Просвещение, 1989. — 286 с
9. Ксиланская В. Е. Математическая карусель / Дошкольное образование. — 2012. — а №18. — С.28.
10. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. Заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 10-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 416 с
11. Леушина А.М., Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста — М.: Просвещение, 1974. — 368с.
12. Метлина Л.С. Математика в детском саду — М.: Просвещение,1984. — 256с.
13. Михайлова З.А., Носова Е.А. и др. Теории и технологии математического развития для детей дошкольного возраста. ? М.: Детство-Пресс, 2008. ? 392с.
14. Михайлова З.А., Игровые занимательные задачи для дошкольников — М.: Просвещение, 1985 — 96с
15. Развивающие математические игры-занятия в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ. / Авт.- сост. Стасова Л.П.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2014-108с.
16. Сербина Е.В., Математика для малышей. — М.: Просвещение, 1992. -80с.
17. Тарабанина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, и игра: математика. Академия развития, а Академия, а Ко: а Академия, а холдинг. а 2009. -240с.
18. Теория и методика развития математических представлений у дошкольников. (Хрестоматия в 6 частях).
Составители канд. а Пед. а Наук, а профессор, а З.А. а Михайлова, а канд. а Пед. а Наук, а Р.Л. а Непомнящая: а Издательство, а фирма, а Икар, а Санкт, а — а Петербург, а 1996. -136с.
19. Ушинский К.Д. О первоночальном обучении счету//Избр. Пед. Соч. -М., 1986.
20. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / под ред. А.А. Столяра. — М.: Просвещение, 1988 — 303с.
21. Фрейлах Н.И. Методика математического развития (краткий курс лекций в опорных конспектах, схемах, таблицах) — М.: Издательский Дом «Форум», 2014. — 207с.
22. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 392с.
Смотреть похожие работы * Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного. |
|
|
|