МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт заочного обучения
Кафедра коррекционной педагогики
и специальной психологии
СПЕЦИАЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШНЕИЯМИ РЕЧИ)
Методические рекомендации по выполнению
курсовых работ
Учебно-методическое пособие
Специальность: 050717 Специальная дошкольная педагогика и психология
ЧЕРЕПОВЕЦ
2007
Рассмотрено на заседании кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, протокол № от г.
Одобрено редакционно-издательской комиссией института педагогики и психологии ГОУ ВПО ЧГУ, протокол № от г.
Составитель: О.Л. Леханова
Рецензенты: Р.А. Самофал, канд. психол. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ); Е.Ю. Малышева, канд. психол. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ)
Научный редактор: О.А. Денисова, канд. пед. наук, доцент
© ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», 2007
Введение
Выполнение и защита курсовых работ по специальной детской психологии является важным звеном в профессиональной подготовке студентов по специальности 050717 Специальная дошкольная педагогика и психология. Теоретическое и экспериментальное исследование, осуществляемое по теме курсовой работы, даёт студенту возможность углубить, расширить и систематизировать полученные в процессе обучения знания, способствует приобретению навыка экспериментального исследования, учит обобщать и анализировать получаемые в процессе изучения теоретический материал и экспериментальные данные. Студенты на практике знакомятся с теми или иными особенностями дошкольников с речевыми нарушениями, учатся теоретически обосновывать, организовывать и проводить констатирующий эксперимент, осуществлять подбор диагностического инструментария, анализировать результаты исследования, аргументированно и доказательно интерпретировать полученные данные. Сочетание учебных, научных и практических целей создаёт благоприятные условия для выработки у студентов исследовательских качеств, стимулирует их познавательную активность, формирует интерес к психологии детей с нарушениями речи. Всё это способствует формированию профессиональной компетентности будущего дефектолога, позволяет сформировать у обучающихся профессионально значимые качества личности.
В учебно-методическое пособие включены подробные методические рекомендации к выполнению курсовых работ, их примерная тематика, список рекомендуемой литературы, перечень диагностических материалов для учебно-исследовательской работы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ
Общие положения
Курсовая работа по специальной детской психологии (психологии детей с нарушениями речи) представляет собой изложение результатов исследования студентом вопросов теории и практики логопсихологии в пределах выбранной темы.
Курсовая работа – самостоятельный труд студента, направленный на формирование его личной позиции и практического опыта исследования особенностей психического развития детей с речевыми нарушениями.
Курсовая работа должна продемонстрировать умение логично, аргументированно, ясно и последовательно излагать свои мысли и результаты исследования.
Цель курсовой работы – систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студента в соответствующей области для применения этих знаний в будущей работе.
Руководство курсовой работой, научно-консультационную и методическую помощь студенту, а также контроль за ходом написания работы осуществляет преподаватель, назначаемый кафедрой.
Работа над избранной темой требует от студента знаний основ методологии исследования, творческого мышления и профессионализма.
Выполнение курсовой работы – процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов:
1. Выбор темы и составление рабочего плана курсовой работы.
2. Сбор, анализ и обобщение теоретического материала по выбранной теме.
3. Проведение экспериментального исследования, сбор экспериментального материала по теме курсовой работы.
4. Анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов.
5. Оформление курсовой работы, библиографического списка, приложений.
6. Защита курсовой работы.
В процессе выполнения и написания курсовых работ по дисциплине от студентов требуются знание основ специальной детской психологии, умение ориентироваться в литературе по проблеме исследования, навык подбора диагностического инструментария в соответствии с заявленной темой и элементарные представления о возможностях интерпретации экспериментальных данных.
Успешность выполнения и написания курсовых работ по специальной детской психологии напрямую связана с умением студентов спланировать, организовать и провести исследование. Рекомендуется соблюдать определённую последовательность работы при проведении курсового исследования.
Выбор темы и составление рабочего плана
Курсовой работы
На первом этапе важно определиться с темой и планом работы, примерной структурой, методологической основой исследования, целью работы, её задачами и методами.
Исключительная важность рационального, обоснованного выбора темы диссертационной работы обусловлена также тем, что тема во многом определяет содержание работы, воплощает в концентрированном виде главенствующие атрибуты диссертации – актуальность, новизну, научную ценность.
Примерная тематика курсовых работ определяется кафедрой. В то же время выбор темы курсовой работы осуществляется студентом свободно, исходя из уровня понимания и осознания студентом актуальности темы, оценки ее теоретического и практического значения. При формулировании темы курсовой работы можно совмещать две или несколько тем из примерного перечня, а также предложить свой вариант темы. Предлагаемая в пособии тематика курсовых работ, их формулировка и содержание могут быть изменены и конкретизированы в зависимости от научных интересов студентов и руководителя, актуальности и значимости проблематики, а также в зависимости от специфики научно-исследовательской экспериментальной базы и в соответствии с конкретным запросом, сформулированным перед исследователями специализированным учреждением. Уточнение аспекта исследования и темы курсовой работы осуществляется совместно с научным руководителем.
По одной и той же теме в учебной группе может работать, как правило, только один студент.В идеале темы курсовых работ на протяжении семестров и курсов обучения следует выбирать так, чтобы они отвечали интересам студента и постепенно формировали основу будущей выпускной квалификационной работы.
Работа над темой должна начинаться с планирования процесса ее написания. Хорошо продуманный план (см. табл. 1) позволяет студенту продуктивно организовать исследовательскую работу по избранной теме.
Таблица 1
Пример рабочего плана
Наименование этапа | Срок выполнения |
1. Уточнение темы, подготовка библиографического списка, сбор необходимой литературы | 1-2 неделя семестра |
2. Изучение и анализ источников и литературы, подготовка обзора состояния проблемы исследования | 3-4 неделя семестра |
3. Подбор диагностического инструментария по проблеме исследования | 5 неделя семестра |
4. Проведение диагностического исследования | 6-9 неделя семестра |
5. Обработка результатов диагностического исследования, анализ результатов и формулирование предварительных выводов | 10-11 неделя семестра |
6. Оформление курсовой работы и приложений | 12-16 неделя семестра |
7. Подготовка к защите курсовой работы | 17 неделя семестра |
8. Защита курсовой работы | 18-19 неделя семестра |
Одновременно на стадии планирования студентом разрабатывается примерная структура будущей работы, ориентировочно определяются методологическая основа исследования, цель работы, её задачи и методы, формулируется рабочая гипотеза. Всё это следует согласовать в рабочем порядке с научным руководителем.
Приведём пример структуры курсовой работы:
Введение.
I. Состояние проблемы понимания и интерпретации эмоций детьми с речевым недоразвитием в психолого-педагогической и специальной литературе.
Генезис способности к пониманию и интерпретации эмоций в онтогенезе.
Особенности эмоционального развития детей с недоразвитием речи.
II. Экспериментальное исследование особенностей понимания и интерпретации эмоций детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.1. Организация и условия проведения эксперимента, описание диагностических методик.
2.2. Анализ результатов исследования.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
3. Сбор, анализ и обобщение теоретического материала
по выбранной теме
Второй этап работы предполагает теоретический анализ по проблеме исследования. Работу с источниками оптимально разбить на несколько периодов:
— предварительный выбор по каталогам, реферативным обзорам, спискам литературы;
— поиск самих источников в соответствии со сформированным списком;
— анализ первоисточников, их отбор, ксерокопирование, конспектирование.
Для составления наиболее полного предварительного списка литературы необходимо просмотреть каталоги, реферативные журналы, авторефераты диссертаций, сборники научных трудов, периодические издания. В процессе отбора литературы следует придерживаться тематики исследования. Часто объем литературы по теме может быть чрезвычайно огромен, поэтому следует сосредоточиться на главном. Для экономии времени анализ целесообразно начинать с самых значимых источников, которые, как правило, указываются научным руководителем в списке рекомендованной литературы.
Теоретический анализ позволяет студенту представить современное состояние изучаемой проблемы, увидеть спорные и неоднозначно решаемые аспекты проблемы, сформулировать конкретные задачи предстоящего эксперимента и выбрать соответствующий поставленной цели диагностический инструментарий.
4. Проведение экспериментального исследования,
сбор экспериментального материала
по теме курсовой работы
Третий этап исследования по курсовой работе включает непосредственно эксперимент. Как правило, исследования по специальной детской психологии проводятся на базе дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) компенсирующего или комбинированного вида, в которых обучаются и воспитываются дошкольники с теми или иными вариантами речевого нарушения. Для того чтобы проводимое психолого-педагогическое исследование не нарушало привычный распорядок жизни детей, студентам необходимо знать режим работы дошкольных учреждений, правила посещения дошкольного учреждения, сетку занятий и режим дня дошкольников. Первоначально студенту необходимо познакомиться с администрацией ДОУ и педагогами, непосредственно работающими на группе, изучить педагогическую и медицинскую документацию детей, познакомиться с анамнестическими сведениями дошкольников изучаемой группы. Только после этого можно приступать к проведению обследования. В ходе обследования важно помнить о необходимости установления контакта с ребёнком, учитывать факторы, влияющие на качество психодиагностики. В процессе диагностического исследования могут быть использованы как формализованные (тесты, опросники и др.), так и малоформализованные (беседа, наблюдение и др.) методы. Как правило, данные группы методов являются взаимодополняемыми.
Особое внимание следует уделить протоколированию результатов. Протоколы готовятся заранее и предполагают фиксирование значимых для исследования фактов и проявлений. В протоколе обязательно отмечается дата обследования, имя ребёнка и возраст на момент обследования. В протоколах могут содержаться графы для подсчёта сырых баллов и промежуточных результатов исследования. Студентам важно помнить, что протоколы исследования являются важным показателем проводимой ими исследовательской работы и обязательно предоставляются научному руководителю или помещаются в приложение к курсовой работе. Знакомство с протоколами позволяет научному руководителю оценить подготовленность студента к проведению научно-исследовательской работы, даёт возможность определить достоверность и надёжность формулируемых в работе выводов, их обоснованность, логичность и надёжность.
Анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов
На четвёртом этапе исследования студенты осуществляют обработку и анализ экспериментальных данных. Важно помнить, что анализ результатов предполагает как количественную, так и качественную обработку данных. Количественная обработка предполагает применение методов математической статистики. Правильное применение статистики позволяет находить зависимости между экспериментальными данными; выявлять наличие существенных различий между группами испытуемых; обобщать данные эксперимента; доказывать правильность и обоснованность выводов, строить прогнозы; избегать логических и содержательных ошибок и др. Качественный анализ позволяет определить выраженность тех или иных особенностей, их индивидуальное варьирование и специфику проявлений. Качественный и количественный анализ должны быть дополнять друг друга.