Личностные качества педагога 4

ВОСТОЧНЫЙИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ,

ГУМАНИТАРНЫХНАУК, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

Юридический факультет

ТРЕБОВАНИЯК ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

Реферат

  Выполнил:                                                                                                                                         

                                                                          Группа

 

           

УФА- 2005

 

                                              СОДЕРЖАНИЕ:                                            стр.

  Введение…………………………………………………………………………

.3                                                                                                   1.Требования к индивидуальным качествам педагога.   ………………… ..5

12 стр., 5938 слов

Анализ взаимосвязи между индивидуально — типологическими ...

... индивидуального стиля деятельности педагогов; 3) изучить индивидуально - типологические особенности личности педагогов; 4) изучить стили межличностного отношения педагогов; 5) выявить взаимосвязь между индивидуально - типологическими особенностями личности педагогов и индивидуальным ... обсуждение Заключение Список литературы Приложения Введение Проблема индивидуального стиля деятельности (ИСД) уже ...

2. Профессиональнаякомпетентность.   …………………………………….

.8

3. Педагогическая центрация   …………………………………………………

.9

4.

Профессионально-психологическийпрофиль педагога  ………………10

  Заключение.   …………………………………………………………………

…15

  Списоклитературы.   …………………………………………………………

…17

               Введение.

       Положение о важной, определяющей роли педагогав процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках.Термин «педагогика» имеет два значения. Первое — это область научного знания,наука, второе – область практической деятельности, искусство.

 Первое свойство объективного характеразаключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, в степенинаучной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широкомобразовании; потом  в  знакомстве с методологией предмета, общимидидактическими принципами, и, наконец, в знании свойств детской натуры, скоторой педагогу приходиться иметь дело; второе свойство – субъективногохарактера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическомталанте творчества.

          Второе включает и педагогический такт, и педагогическуюсамостоятельность, и педагогическое искусство. Педагог должен бытьсамостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, вразвитии.

      В педагогической психологии подчеркиваетсяважнейшая социальная роль педагога, его место, функции, в обществе ианализируется предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к немусоциальные ожидания. Соответственно, профессионально-педагогическая подготовкаи самоподготовка учителя рассматриваются в качестве одной из ведущих проблемпедагогической психологии.

        1. Требования к индивидуальнымкачествам педагога.

Рассмотриминдивидуальные качества педагога. Они должны отвечать одновременно двум уровнямтребований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровняпредъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны ксоциальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебномупредмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог внезависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условияхсела, города, преподает ли математику, труд, язык и т. д.  

Исследователиотмечают обязательность таких личностных качеств как  адекватность самооценкии уровня притя­заний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающийинтеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость,трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специальноподчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторскихспособностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качествапедагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников исопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии.Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», впроявлении которого выражается общая культура педагога и высокийпрофессионализм его педагогической деятельности и направленности.

4 стр., 1609 слов

К проблеме формирования профессиональной компетентности социального ...

... отношений) и самореализация личности (познание и открытие своего «Я», участие в педагогической деятельности). Исходя из вышеизложенного, можно выделить качества личности социального педагога, характеризующие его ... установку системы и формулируются как: 1) познавательные - задачи совершенствования знаний студентов, связанные с процессом получения новой информации о специфике взаимодействия ...

Каждыйпедагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности длядостижения успешной деятельности. Педагогические способности обычно включают вструктуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей,хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые,которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то,что им самим хорошо понятно. Педагогические способности, требующиеся дляпрофессора, читающего курс студентам и для того же ученого — руководителялаборатории различны.

 Свойства личности, структура которых  составляет собственно педагогическиеспособности:

•    

способностьделать учебный материал доступным;

•    

творчествов работе;

•    

педагогически-волевоевлияние на учащихся;

•    

способностьорганизовать коллектив учащихся;

•    

интереси любовь к детям;

•    

содержательностьи яркость речи, ее образность и убедительность;

•    

педагогическийтакт;

•    

способностьсвязать учебный предмет с жизнью;

•    

наблюдательность;

•    

педагогическаятребовательность.

 Требования второго уровня предъявляются кпередовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который онпреподает — это его личностная готовность к педагогической деятельности.Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность,стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, атакже наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения,передачи опыта.

Устойчивое побуждение к деятельности поизбранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания,способности отражает  сформированность  профессиональной  направленности личности. Это сложное,  интегративное качество.
       Составляющимипрофессионально-педагогической направленности личности преподавателей имастеров производственного обучения являются социально-профессиональныеориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональнойдеятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В нихотражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы исклонности, желание совершенствовать свою подготовку.

12 стр., 5864 слов

Характеристика профессионально–педагогической деятельности педагога ...

... профессионально-педагогической деятельности педагога 1.1 Личность педагога профессионально-педагогического обучения Направленность личности Ученые (Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин) в личности педагога выделяют социально-нравственную, профессионально ... Профессиональная компетентность педагога Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято ...

       2.  Профессиональная компетентность.

Возрастаниероли профессионализма в современных условиях с особой остротой ставит проблему профессиональнойкомпетентности специалиста.

Чтоже включает в себя понятие «профессиональная компетентность»? Чем онаотличается от привычных, встречающихся в педагогической литературе знаний,умений, навыков?

 Профессиональная компетентность — этоинтегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний, уменийи навыков, обобщенных способов решения типовых задач.
       Формирование профессиональнойкомпетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источникомявляются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентностьхарактеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению всеновых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основойкомпетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации,профессиональному развитию.

       3. Педагогическая центрация.

Важной характеристикой социально-психологической   на

правленности педагога является типпедагогической центрации.  
         Центрация — это избирательная направленность педагога наразные стороны педагогическогопроцесса.
Выделяются 6 типов центрации:

•    

конформная — центрация на интересах, мнениях коллег;

•    

эгоцентрическая — центрация на интересах, потребностях своего Я

•    

гуманистическая- центрация на интересах детей. Педагогов с такой центрацией отличает вниманиеи чуткое отношение ко всем учащимся;

•    

центрация   на интересах,  требованиях  администрации. Характерна для педагогов снереализованными индивидуальными особенностями в силу их исполнительности ирепродуктивного характера деятельности;

•    

центрацияна интересах родителей. Встречается у педагогов, попавших в зависимость отродителей своих учеников.

•    

методическая,или познавательная — центрация на содержании, средствах и методике преподавания.

4.  Профессионально-психологическийпрофиль педагога

.

Нижеприведена обобщенная форма профессионально-психологического профиля педагога.

1.Социально-психологическаянаправленность.
Тип педагогической центрации:

•    

конформная,

•    

эгоцентрическая,

•    

гуманистическая,

•    

10 стр., 4512 слов

Проблемы профессионально-психологической компетентности и профессионально-личностного ...

... деятельности); · аксиологические (стремление к творческому профессионализму, саморазвитие и самосовершенствование, профессионально-нравственная активность). Коммуникативный компонент профессиональной компетентности. Педагог ... Понятия и факторы, определяющие соц.-психологическую компетентность личности. Компетентность означает доскональные знания в какой-либо области. Компетентный человек ...

авторитарная,

•    

наинтересах родителей,

•    

методическая.

2.Профессиональная компетентность.
2.1.Педагогическая  компетентность.
2.2.Психологическая компетентность.

2.3.Социально-коммуникативная компетентность:

•    

социально-коммуникативнаяадаптивность,

•    

стремлениек согласию,

•    

нетерпимостьк неопределенности,

•    

избеганиенеудач,

•   фрустрационная толерантность.

3.Педагогическизначимые качества.
3.1.Логическое мышление.

3.2.Творческий потенциал.
3.3. Эмпатия.

•    

сопереживание,

•    

действенная  эмпатия.
З.4.Субъективный контроль:

• 

интернальность,

• 

экстернальность.

3.5.Социальный интеллект.

4.Педагогически  нежелательные качества.
4.1.Ригидность.

4.2.Авторитарность.

4.3.Демонстративность.

5.Педантичность.

Основой диагностики  профессиональной  компетентности  стали профессиональные типовые задачи иситуации, а также профессионально-педагогические умения.

Наиболеесформированными по результатам оценки являются гностические умения — познавательные умения в области приобретения профессионально-педагогическихзнаний, получения новой информации, выделения в ней главного, обобщения исистематизации передового педагогического и собственного опыта,

Такимобразом, говоря о профессиональной компетентности  группы профессионально-педагогическихработников, можно отметить:

1)высокийуровень компетентности и стремление к самосовершенствованию, приобретению новыхзнаний;

2)сформированность знаний и умений, необходимых для решения дидактических иметодических задач;

3)недостаточный уровень профессионально-технологической подготовленности (в томчисле производственно-операционных умений по рабочим профессиям);

4)низкий уровень психолого-педагогических знаний и умений, необходимых дляреализации развивающей функции педагога профессиональной школы.                      

       В ходе исследования установлены следующиехарактеристики по четырем подструктурам личности профессионально успешныхпедагогов:

·       

гуманистическая иметодическая центрация, потребности в самоосуществлении  и самоактуализации,  преобладание интернальности  над экстернальностью;

·       

профессиональнаякомпетентность: психологическая компетентность и социально-коммуникативнаяадаптивность;

·       

профессионально  важные качества:  социальный  интеллект, логическое мышление,коммуникативность, педагогическая рефлексия, эмпатия;

·       

17 стр., 8092 слов

Исследование профессионально важных качеств работников МЧС

... свойств личности, так и от профессионально важных качеств, знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе деятельности. Изучение особенностей профессии пожарного-спасателя ... деятельности [29]. Согласно Е.П. Ермолаевой, «ПВК – психологический потенциал для формирования знаний, умений навыков; знания, умения и навыки – необходимое условие и ресурс для формирования профессиональной компетентности» ...

психофизиологическиесвойства: эмоциональная устойчивость и экстравертированность.

 Важным условием достижениясоциально-экономических целей обновления общества является опережающеепрофессиональное образование. Обеспечение опережающего характера образованиявозможно при условии перехода к личностно ориентированному обучению.

 Психологическая структура деятельностивключает деятельность, направляемую мотивами и стратегическими целями;педагогическое взаимодействие, определяемое тактическими и операциональнымицелями; способы осуществления педагогического взаимодействия, применениекоторых зависит от условий выполнения действий и операций. Тематическим ядром (центральным  звеном) деятельности  педагога является  личностно ориентированное педагогическое общение.

 Профессиональные функции, содержаниедеятельности педагога детерминируют его профессионально важные характеристики,ключевые квалификации и ключевые компетенции.

         Анализ  содержания  профессионально-педагогической деятельности позволяет выделить триуровня ее реализации: виды деятельности, типовые    задачи, профессионально-педагогическиеумения.

    

       Заключение.

Педагогическое мастерство

в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний иумений. Каждый педагог — это личность. Личность педагога, ее влия­ние навоспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогичес­кая техника.

      Всеми современными исследователямиотмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональнойчертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Подчеркнемтакже важность самосовершенствования, саморазвития, ибо учитель живет до техпор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.  

Профессияпедагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудройлюбви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, ихразнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не тольков области своей специ­альности, но и в области политики, искусства, общейкульту­ры, должен быть для своих воспитанников высоким приме­ромнравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Чтоже должно быть объектом осознания педагога в плане его психологическойпрофессионально-педагогической подготовки? Во-первых: его профессиональныезнания и качества («свойства») и их соответствие тем функциям, которые долженреализовать  учитель в педагогическомсотрудничестве с учениками, во-вторых: его личностные качества, как субъектаэтой деятельности, и, в-третьих: его собственное восприятие себя как взрослого– человека, хорошо понимающего и любящего ребенка.

      

 

    Список литературы.

17 стр., 8048 слов

Индивидуальный стиль деятельности и применение чужого педагогического опыта

... «Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения самого педагога», « Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения учащихся», «Определение вида индивидуального стиля деятельности», «Выявление влияния на успешность педагогической деятельности использование учителем чужого педагогического опыта», 5. ...

1. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностноориентированные технологии профессионального развития специалиста.Екатеринбург, 1999.

2. Климов Е.А. Психологияпрофессионала. М.; Воронеж, 1996.

 3. Подласый И.П. Педагогика: Новый учебныйкурс: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений: В 2 кн.–М.: Гуманит изд. центрВЛАДОС, 2003.–Кн.1.