ЛадьЯ — «в ладу с собой»

ЛадьЯ — «в ладу с собой»

Под эгидой Русской Православной Церкви разработана программа «ЛадьЯ» — это программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста. В ее разработке оказала содействие Программа развития Организации Объединенных Наций — в рамках проекта «Поддержка инициатив религиозных организаций в области профилактики ВИЧ/СПИДа и паллиативного ухода».

Программа «ЛадьЯ» направлена на первичную профилактику ВИЧ/СПИДа и отклоняющегося поведения подростков 13-17 лет. Программа «ЛадьЯ», в отличие от информационно-обучающих программ, обращается не к вопросу «что?», а к вопросу «почему?». В ее основу положены принципы неспецифической профилактики, направленные на формирование у подростков таких духовно-нравственных ориентиров, которые, реализуясь в поведении участников программы, сводили бы риск заражения и, следовательно, распространения ВИЧ-инфекции к минимуму. Программа способствует актуализации в детях доброго начала, формированию способности сопротивляться злу, развитию духовно-нравственного потенциала.

Программа рассчитана на 22 занятия («Счастье», «Я и моя жизнь», «Мужчина и женщина», «Добро и зло», «Преодоление проблем» и др. Отдельные уроки посвящены профилактике ВИЧ-инфекции и наркозависимости.), продолжительностью по 1,5 часа каждое, плюс заключительное занятие. Рекомендуемая частота занятий – 1-2 раза в неделю. Целевой аудиторией являются подростки 13-17 лет, составляющие группу из 10-30 человек. Каждое занятие программы включает в себя разные виды деятельности — обсуждение опыта подростка, размышления, ролевые игры, получение новой информации.

Есть Домашнее задание направлено на закрепление результатов работы группы. Его сутью является письменная вербализация собственного мнения подростка по поводу обсуждаемых этических проблем. Письменная форма предпочтительнее прежде всего потому, что она способствует более эффективному осознанию собственной точки зрения. Обязательный характер домашних заданий и наличие специальной тетради повышает авторитет программы в глазах подростков. Кроме того, анализ содержания письменных работ является методом оценки эффективности проведенного занятия. Домашнее задание обсуждается в начале каждого занятия в свободной форме по усмотрению ведущего. (5 мин.) (Как уже говорилось выше, при необходимости можно отвести на ту или иную тему несколько занятий).

7 стр., 3398 слов

Программа профилактики наркомании и токсикомании в школе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.А.С. ПУШКИНА Тема: Программа профилактики наркомании и токсикомании в школе Выполнила: студент Новикова Оксана Анатольевна специальность "СКСиТ" 5(6) Санкт-Петербург 1. Паспорт программы Наименование программы"Профилактика наркомании, токсикомании и правонарушений ...

Программа предназначена для преподавания в обычных школах, в школах-интернатах, ПТУ в рамках дополнительного образования. Она рассчитана как на социально адаптированных, так и на так называемых «трудных» подростков.

Помимо подростков в работу вовлекаются родители и администрация учебного заведения — это обеспечивает большую эффективность воспитательного воздействия программы.

Программа «ЛадьЯ» не имеет своей целью катехизацию и не рассчитана только на воцерковленных детей. Она составлена для обычной школьной аудитории (при желании ее можно использовать и в воскресной школе).

Программу  можно легко адаптировать и для использования в среде, где христианство не является доминирующим, поскольку основные нравственные ориентиры в российских религиозных традициях совпадают.

Педагоги, участвующие в выполнении программы, должны иметь педагогический опыт, разделять духовно-нравственные ценности, заложенные в программе, и пройти обучение работе с программой.

Программа получила положительную оценку руководства Русской Православной Церкви.

В настоящее время программа применяется в 10 регионах РФ, в том числе в Брянске, Оренбурге, Санкт-Петербурге, Калининграде, Липецке, Челябинске, Сургуте, Нижнем Новгороде, Дзержинске, Ростове-на-Дону. Обучение по ней прошли более 8.000 детей. В этих регионах «ЛадьЯ» получила положительный отклик и рекомендации о целесообразности ее внедрения во все общеобразовательные учебные заведения.

Опыт показал, что программа «Ладья» эффективна при работе с молодыми людьми старшего возраста (до 22-25 лет), и может быть рекомендована для работы со студентами высших учебных заведений, особенно на младших курсах.  Имеется положительный опыт использования этой программы в реабилитационных центрах для наркозависимых. «ЛадьЯ» может использоваться в исправительных учреждениях для работы с отбывающими наказание молодыми людьми.

11 стр., 5473 слов

Влияние застенчивости на социально-психологический статус подростка в группе сверстников

Министерство образования Российской Федерации САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Психологический факультет Курсовая работа Влияние застенчивости на социально-психологический статус подростка в группе сверстников Выполнила студентка курса 1333 Т группа Михайлова Елена Игоревна Научный руководитель Бутаков Д.Б. Самара Содержание ВВЕДЕНИЕ . Отверженность в подростковом возрасте 1.1 Особенности ...

Итак, в основу программы положены представления о единстве телесного, душевного и идеального начал человека и о подчиненности телесной и психологической (деятельностной) составляющих личности ее духовной сфере. Работа по программе строится в соответствии с идеей, что полноценное развитие личности и достижение ею зрелости возможно только при условии ее духовно-нравственного воспитания.

Принципы, на которых основана программа:

  • Терпимость к религиозным и мировоззренческим убеждениям участников группы. Мотивационная готовность.
  • Целостность подхода. В основе интерпретации опыта, получаемого подростками во время работы по программе, должна лежать единая этическая система.
  • Учет возрастных особенностей.
  • «От других к себе». Занятия по предлагаемым темам на первых этапах строятся с применением полупроективных техник, которые позволяют подросткам говорить о существовании обсуждаемой проблемы «у людей вообще».
  • Приоритет развития над обучением. Изучаемый материал эффективнее ассимилируется подростками в том случае, если основные выводы будут сформулированы ими самостоятельно, а не преподнесены в виде готовой информации со стороны.
  • Переход от осознаваемых проблем в отношениях с миром, другими людьми и самим собой к более трудным для осознания этическим и духовным проблемам.
  • Учет особенностей естественной группы.

Программа ориентирована на реальные учебные группы, поэтому ведущему важно помнить, что подросткам предстоит общаться друг с другом и после завершения цикла занятий. Это отличие от обычной тренинговой группы требует повышенного уровня психологической безопасности. Последнее достигается строгим соблюдением правил работы группы, сокращением объема обсуждения личного опыта каждого отдельного участника, а также учетом характера и динамики межличностных отношений в группе.

Целью программы является первичная профилактика ВИЧ/СПИДа среди подростков посредством формирования системы духовно-нравственных ориентиров. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

1. Содержательные задачи

a) Формирование представлений об этических христианских ценностях; создание условий для интериоризации этих представлений; обеспечение ассимиляции предлагаемых ценностей нравственным самосознанием подростков; развитие стремления опираться на них при осуществлении жизненных выборов.

4 стр., 1954 слов

проблемы коррекции психики подростков, переживших развод родителей

Содержание Введение………………………………………………………….………..……..3 Глава 1. Теоретические основы проблемы коррекции психики подростков, переживших развод родителей ……………………….……….5 1.1 Анализ психологических источников по исследуемой проблеме ………………………………………………………….5 1.2 Специфика психических проявлений у подростков в условиях развода родителей …………………………………………….…..8 Глава 2. Психологические особенности ...

b) Информирование подростков о ВИЧ-инфекции и сопряженных с ней проблемах, развитие представлений об основных источниках риска ВИЧ-инфицирования. Помимо собственно «информационной» части решение данной задачи предполагает, прежде всего, повышение авторитета ценностей и идей, прямо связанных с проблемой профилактики ВИЧ: семьи и брака, воздержания и верности, здорового образа жизни, ценности жизни как таковой.

c) Формирование психологической компетентности, которая является важным ресурсом духовно-нравственного роста. Эта задача решается путем развития у подростков навыков коммуникации, рефлексии, творческого самовыражения, создания условий для формирования навыков осознания себя как уникальной и полноправной личности, со своими взглядами, убеждениями, ценностями, создания условий для формирования навыков принятия другого человека как такую же уникальную личность, то есть умения устанавливать контакт и строить отношения на основе взаимопонимания, сотрудничества и поддержки, создания условий для формирования навыков принятия ответственности за свои действия, отношения и свою жизнь, развитие самостоятельности и т.д.

2. Организационные задачи

Для успешного осуществления программы необходимо вовлечь в работу не только подростков, но и представителей их ближайшего окружения, прежде всего представителей администрации учебного заведения, педагогов и родителей. Нельзя обойтись и без сотрудничества с церковными и светскими организациями, которые осуществляют деятельность, связанную с содержанием программы. Работа с администрацией и педагогами учебного заведения предполагает информирование их о целях и содержании занятий, формирование позитивного имиджа программы. Работа с семьей подростка подразумевает просвещение родителей и других членов семьи о психологических особенностях подростка, а также о риске ВИЧ-инфицирования, связанном со спецификой семейных взаимоотношений. Кроме того, родным подростка необходимо оказывать помощь в осознании их собственных личностных, семейных и социальных ресурсов, которые способствуют преодолению внутрисемейных проблем – в частности, проблем взаимоотношения с детьми. Важнейшим направлением работы является создание у родителей позитивного представления о программе, что достигается ознакомлением с ее содержанием и с применяемыми в ходе занятий методами. В случае, если в программе участвуют подростки младше четырнадцати лет, необходимо получить согласие родителей или опекунов на участие таких детей в работе по программе, или же, в противном случае, письменный отказ.

3 стр., 1470 слов

Программа тренинга коммуникативных навыков

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ Программа тренинга Коммуникативных навыков Минск, 2010 Программа тренинга коммуникативных навыков Цель тренинга: развитие коммуникативных навыков. Продолжительность: 3 занятия по 3 часа, всего 9 часов. Задачи тренинга: · отработка навыков установления контакта, отношения в различных ситуациях; · ...

Таким образом, предлагаемая программа является многокомпонентной и включает в себя информирование участников, создание условий для развития их личностных и поведенческих ресурсов, формирование позитивной «Я-концепции», развитие духовной сферы личности, информирование о возможных источниках помощи.

Оценка эффективности программы включает в себя три взаимосвязанных блока, которые предполагают: 1) Сравнение этических представлений подростков после окончания занятий с исходным уровнем. Оценку изменений в духовно-нравственной сфере подростков можно проводить с помощью психосемантических методов – например, метода свободного ассоциативного ряда. Для этого до начала и после окончания занятий подросткам предлагается выполнить ассоциативное задание, стимулами для которого являются основные этические категории, заложенные в программе (см. выше).

Анализируется глубина этических представлений, для чего полученные ассоциативные ряды сравниваются с «основными понятиями», анализируемыми в рамках каждой темы. Показателем эффективности программы является расширение этических представлений, включение в них новой, по сравнению с первоначальным содержанием ассоциативных рядов, проблематики. Процедура проведения и обработки результатов ассоциативного эксперимента приведена в Приложении № 2 . Дополнительный материал, позволяющий проводить промежуточную диагностику эффективности работы, можно почерпнуть с помощью контент-анализа домашних заданий. Здесь в качестве категорий также выступают «основные понятия» по обсуждаемым темам. 2) Сравнение уровня информированности подростков по вопросам ВИЧ/СПИДа до и после участия в программе. Оценка информированности о ВИЧ-инфекции и сопряженных с ней проблемах осуществляется с помощью анкетирования. Примеры анкет приводятся в Приложении № 3. Показателем эффективности работы является увеличение количества правильных ответов на вопросы анкеты. 3) Анализ отзывов о программе со стороны подростков, их родителей, педагогов и администрации учебного заведения. Отзывы подростков, родителей, педагогов и администрации учебного заведения анализируются с опорой на результаты беседы или письменного опроса. Показателем эффективности является признание программы интересной, полезной и соответствующей заявленным целям. Форма анкеты приводится в Приложении № 4

3 стр., 1429 слов

Педагогическая коррекция личности подростка: результаты апробации программы ‘Рост’

Педагогическая коррекция личности подростка: результаты апробации программы «Рост» Социальная ситуация, в которой формируется личность современного подростка, характеризуется рядом противоречий: между культурологическим подходом к формированию содержания образования и огромным объемом культурной продукции, воспринимаемой без педагогического контроля и руководства с риском негативного воздействия ...