МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Г.Р. ДЕРЖАВИНА
Институт социальных и образовательных технологий
Кафедра общей психологии
Курсовая работа
Зоотерапия и её применение в практике психолога
Студентки 3 курса
вечернего отделения
Лавриновой Маргариты
Научный руководитель
к. пс.н. Левина Н.А.
Тамбов 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ЗООТЕРАПИЯ
1.1 История возникновения понятия зоотерапия
1.2 Психотерапевтические возможности зоотерапии
1.3 Целебно действующие свойства животных на людей с болезнями и стрессами
1.4 4 основных вида зоотерапии
1.5 Функции зоотерапии
1.6 Возможные негативные влияния зоотерапии
Глава 2. АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗООТЕРАПИИ
2.1 Применение зоотерапии в практике за рубежом
2.2 Применение зоотерапии в практике психологов России
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время ни один из известных нам видов хобби не приобрел таких грандиозных масштабов, как увлечение домашними животными, которые приносят огромную радость для своих хозяев. Люди тянутся к взаимодействию с миром природы, что на практике чаще всего сводится к общению с домашними питомцами и животными в целом.
Лечение животными — точнее, лечение с участием животных — реально существует с эпохи мезолита. Именно тогда, около 10-5 тысяч лет до нашей эры, предки наших пуделей и доберманов зализывали раны своих первобытных хозяев
О том, что у наших братьев меньших есть определенные способности к врачеванию человеческих болезней, известно давно. Правда, методы лечения, которые рекомендовали древние медики, вряд ли можно назвать научно обоснованными. Так, в Китае считали, что кровь белой собаки излечивает умопомешательство, а черной — помогает женщине при родах. В Англии было популярно такое средство от кашля: выдернуть волос из своей головы, вложить его между двумя ломтиками хлеба с маслом и скормить этот бутерброд собаке, повторяя при этом: «Пусть мой кашель заберет собака!». Потом, конечно, подобные способы канули в лету, однако идея использовать животных в качестве помощников лекарей оказалась живуча.
Отчет по педагогической практике (Психология)
Объектом исследования является группа учащихся 9-го класса средней школы. Предметом исследования являются профессиональные интересы учащихся и их личностные особенности. Методы исследования: социометрическое исследование; дифференциально-диагностический опросник Климова; исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн; определение направленности личности по методике Б. Басса; исследование ...
Китайские мудрецы говорили: «Зверь — родня человеку, ибо испытывает те же пять главных чувств: голод, жажду, любовь, страх и боль». Они же указывали на лечебную «специализацию» кошек и собак: «Кошка — это животное холода. Она может забирать на себя болезни тепла, то есть те, которые сопровождаются воспалительными реакциями. Собаки — животные тепла. Они действуют на болезни холода, такие, как, например, рак, цирроз печени, артрозы».
Тысячи фактов убедительно говорят о том, что животные обладают удивительным даром исцеления людей. Нет, не только своими продуктами — медом, ядом, молоком, прополисом и пр. Как оказалось, животные умеют лечить и своей «звериной душой». Такое лечение называется анималотерапией или зоотерапией.
Объект исследования — зоотерапия.
Предмет исследования — зоотерапия как функция исцеления физиологических и психических заболеваний.
Цель исследования — установить влияние зоотерапии на физиологические и психические функции человека.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме «Зоотерапия и её применение в практике психолога».
2. Раскрыть содержание основных понятий зоотерапии.
3. Проанализировать феномен зоотерапии в жизни человека.
4. Пронализировать феномен применения зоотерапии в жизни человека и в практике психолога.
Гипотеза — животные положительным образом влияют на физиологические и психические функции человека.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ЗООТЕРАПИЯ
1.1 История возникновения понятия «зоотерапия»
Зоотерапия — особый медико-психологический комплекс, осуществляемый при помощи животных, включающий компоненты физиологического и психологического воздействия.
Официально зоотерапия как метод была впервые использована в психиатрической больнице «Йорк Ретрит» в Англии в конце XVIII в. Сам же термин pet therapy (зоотерапия) впервые употребил американский психиатр Борис Левинсон, когда обнаружил, что его пациенты положительно реагировали на его собаку, которая находилась в приемной во время сеанса лечения. Лечение с помощью животных (зоотерапия или анималтерапия) оформилось как особое направление в медицине в середине 50-х годов ХХ века.
Животные прекрасно чувствуют биополя и различают неуловимые для человека запахи. По сути, наши меньшие братья могут получать информацию на молекулярном и биоэнергетическом уровне. Исследования, проводимые в последнее время, подтверждают целительные способности наших лающих, мяукающих домочадцев, и других видов животных.
При продолжительных и регулярных контактах с животными, с помощью зоотерапии можно добиться положительных результатов в лечении многих болезней. Среди них такие как: детский церебральный паралич (ДЦП), олигофрения, задержка психического развития, наркомания, расстройства сердечно-сосудистой системы, аутизм, гиперактивность, болевой синдром, различные поражения головного и спинного мозга, рак, диабет, посттравматический стресс, депрессия, а так же снятие нервного напряжения и просто ежедневного стресса. С помощью зоотерапии можно так же бороться с негативными отклонениями в поведении детей и подростков.
Потребности как источник активности человека
... существование организма (потребности в безопасности). Органические потребности человека практически ничем не отличаются от соответствующих потребностей животных, за исключением того, что у человека эти потребности связаны со ... человеческого общества. Благодаря наличию и удовлетворению этих потребностей человек может жить среди людей, а люди в целом поддерживают и совершенствуют общественный способ ...
Основным отличием методов зоотерапии от традиционных методов лечения является то, что пациенты настроены на общение с животным, а не на лечение. Люди переживают сильные положительные эмоции и искренне заинтересованы в продолжении лечения. В отличие от нашего отношения к неприятным, а порой и болезненным процедурам традиционной медицины.
1.2 Психотерапевтические возможности ззотерапии
На начальном этапе зоотерапии общение с животными рассматривалось как источник положительных эмоций и средство раскрепощения пациента при психологических проблемах. И если учесть, что положительные эмоции и, как следствие, комфортное психологическое состояние по определению суть продукт удовлетворения актуальных потребностей, то мы будем рассматривать психотерапевтические эффекты взаимодействий с животными именно с этой точки зрения.
К числу ведущих психологических потребностей человека, удовлетворяемых в контакте с животными, относятся:
— потребность в реальной защите и/или психологической защищенности;
— потребность быть защитником;
— потребность в движении и активном образе жизни;
— потребность в совместной активности;
— потребность в функциональных взаимодействиях;
— потребность в доминировании (реже — в подчинении);
— потребность в проявлениях эмоций, в ласке и нежности, а также эстетические потребности;
— потребность в общении;
— потребность в социальных контактах (включая и отношения с хозяевами других животных);
— потребность в познании специфики другого вида;
— потребность в самоутверждении (по различным критериям).
Общение практически с любым животным предоставляет возможности удовлетворения следующих ведущих потребностей:
— потребность в проявлениях эмоций, в ласке и нежности, а также эстетические потребности;
— потребность в общении;
— потребность в социальных контактах (включая и отношения с хозяевами других животных);
— потребность в познании специфики другого вида;
— потребность в самоутверждении.
1.3 Целебно действующие свойства животных на людей с болезнями и стрессами
Случаев, когда домашние питомцы могут помочь своим хозяевам, много. Вот лишь некоторые из них:
1. При сердечно-сосудистых болезнях. Известно множество историй о том, как кошки спасали людей от сердечного приступа и гипертонического криза. Кошка может даже предупредить о возможном приступе. Владельцы кошек знают, что их любимцы иногда начинают ластиться, когда их хозяин сильно раздражен или находится в напряжении.
Английские врачи утверждают, что кошка в доме уменьшает риск повторного инфаркта миокарда. У человека, недавно перенесшего приступ, нормализуются давление и пульс после того, как он в течение нескольких минут погладит любимую кошку.
Общение с животными, как способ снятия психологического напряжения и стресса
... Общение с кошками, собаками и лошадьми помогает обрести гармонию, а удивительные способности пчел и пиявок - укрепить здоровье. Животные, как и человек, окружены своим биополем. И когда человек контактирует с животными, ...
2. При стрессе и усталости. Кошки способны снять усталость, стресс, мигрень, понизить давление, нормализовать пульс. Отличными психотерапевтами и невропатологами считаются длинношерстные кошки — cибирские, ангорские, персидские, бирманские, норвежские лесные кошки, которые помогают людям, страдающим бессонницей, раздражительностью, депрессией.
При этом цвет кошки тоже влияет на ее целительные способности. С этой точки зрения черные кошки забирают у человека вдвое больше отрицательной энергии, чем кошки других цветов. Рыжие кошки сами отдают положительную энергию. Кошки кремового окраса “тонизируют” нашу энергетику, ну а серо-голубые — успокаивают. Белые же кошки — непревзойденные лекари по показателям. В Великобритании их даже продают в специальных аптеках.
3. При одиночестве. Не менее полезно и интересно общение с собаками. Часто собаку заводят, чтобы заполнить имеющийся у человека вакуум общения. Животное заменяет собой близкого человека. Собака всегда рада хозяину, ей неважно, богат он или беден, красив или нет,- она в восторге от самого факта его существования. Поэтому к собаке тянутся и взрослые, и дети, испытывающие недостаток безусловной любви.
Если у человека трудности в общении или психологические проблемы, ему нужна уравновешенная и спокойная собака — лабрадор, шарпей. Для общения с детьми хорошо подойдут колли, сенбернар, ньюфаундленд, ризеншнауцер, боксер и эрдельтерьер. А вот Екатерина II предпочитала левреток. Она брала их с собой в постель, утверждая, что эти маленькие собачки уменьшают боли в ногах и способствуют крепкому сну.
4. При аутизме. Собаки помогают лечить детей, больных аутизмом. Если в сеансах терапии участвует собака, проявления этого заболевания — например, уход в себя — у детей снижаются. Американские ученые также обнаружили, что люди с ограниченными возможностями в результате канистерапии начинают чувствовать себя менее одинокими и более независимыми, у них повышается самооценка, они становятся общительнее.
5. При нервном напряжении. Любые животные помогают преодолевать стресс и нервное напряжение. Связано это прежде всего с тем, что человек перестает концентрироваться на доминанте — зацепившей его внимание негативной мысли, и переключает свое внимание на животного. Изучение семейных пар в США показало, что те супруги, у которых есть животные, легче преодолевают семейные кризисы и разрешают конфликты, чем пары, у которых их нет. Частично это объясняют тем, что содержание животного дает возможность более близкого общения. Возникают общие интересы, которые сплачивают семью. Кроме того, многие люди “обсуждают” свои проблемы с питомцами, не боясь осуждения.
Психологи считают, что собака, выражая преданность хозяину, оказывает ему неоценимую психологическую поддержку, сравнимую с присутствием близкого человека. Если вы занимаетесь чем-то важным — например, пишете диплом или ищете работу — присутствие собаки поможет вам справиться с задачей.
6. Желтые канарейки против депрессии. По лечебному воздействию птиц не сравнить с кошками или собаками. Но если держать четвероногого питомца вы не можете, заведите пернатого друга. Пение канареек снимает напряжение, успокаивает нервы и повышает настроение. При неврозах, депрессии, гастрите, язве желудка полезно просто сидеть возле клетки, слушать мелодичные трели и наблюдать за птицами. А воркование волнистых попугайчиков облегчает боли в сердце.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к проблеме развития творческих способностей человека, разработанные зарубежными и отечественными философами ...
7. Аквариумные рыбки для профилактики неврозов. Наблюдение за рыбками в аквариуме успокаивает и восстанавливает чувство душевного равновесия после нервных срывов и психологических потрясений. Рыбок полезно держать людям, страдающим неврозами и депрессией. А еще аквариум способствует созданию правильного микроклимата в помещении. Испаряющаяся вода увлажняет воздух, предохраняя обитателей квартиры от инфекционных заболеваний верхних дыхательных путей. Люди, в чьих комнатах стоят аквариумы, практически не страдают от бессонницы.
8. Грызуны против комплексов. Заводить грызунов рекомендуют неуверенным в себе людям: общение с этими зверьками помогает преодолеть замкнутость и комплексы. Тактильный контакт с ними расслабляет мелкую мускулатуру, снижает тревогу и агрессию. Детей они учат бережному отношению. Присутствие маленького и беззащитного существа пробуждает в ребенке чувство ответственности.
1.4 4 основных вида зоотерапии
Во многих странах созданы специальные организации и центры, в которых проводится зоотерапия. Общение с животными помогает в лечении людей, страдающих физическими или психическими заболеваниями. Благотворное воздействие живых существ на наш организм признано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
Существует множество видов зоотерапии, но мы рассмотрим лишь несколько видов, присущих практике психолога.
1. Иппотерапия.
Иппотерапия — это вид анималотерапии, использующий как основное средство общение с лошадьми и верховую езду. Основателем иппотерапии считается француз Ю. Лаллери, определивший метод как психосоматическую терапию, цели и задачи которой — помочь достижению двигательной, психологической независимости и сделать человека способным приспособиться к новым, изменяющимся обстоятельствам. Однако история иппотерапии гораздо длиннее. Так, С. Баркер пишет о том, что иппотерапию как самостоятельный метод психотерапии начали применять еще в 18 веке.
Можно сказать, что к настоящему времени ученые изучили факторы влияния движущейся лошади на организм всадника и пришли к выводу, что область применения лечебной верховой езды очень широка. Иппотерапия применима при нарушениях двигательной сферы, поражении органов чувств, психических заболеваниях, особенно таких, как шизофрения и эпилепсия, аутизм, при умственной отсталости, послеоперационной реабилитации, различных нарушениях социальной адаптации, девиантном поведении, ЗПР, афазии. Другие болезни, при который действенна иппотерапия — потеря слуха или зрения, рассеянный склероз, полиомиелит, ДЦП, атаксия.
Успех иппотерапии связан с несколькими факторами. Как показывают исследования (Д. Филлис, 1901; Б. Гржимек, 1977 и др.), лошадь восприимчива ко многим эмоциональным реакциям человека. Для нее не столь важны слова, обращенные к ней, сколько интонация, с которой они произносятся. Для лошади значимы внешний вид человека, его походка, жесты. У этого животного хорошая память, оно способно вырабатывать привычку. Ее поведение достаточно предсказуемо. Следовательно, хорошо подготовленная лошадь может давать всаднику ощущение стабильности. Это ощущение — основа для снятия страхов у детей. Особенно у тех, чье восприятие картины мира нарушено.
Нормобарическая гипокситерапия в реабилитации детей с различными заболеваниями
... 4. Вторичные иммуннодефицитные состояния у часто болеющих детей простудными заболеваниями. 5. Хронические воспалительные заболевания внутренних органов в стадии ремиссии. 6. Вегетососудистая ... согласно методическим рекомендациям, применялась в реабилитации детей со следующими заболеваниями: 1. Хронические неспецифические заболевания легких, бронхов, в т.ч. бронхиальная астма, респираторные ...
Важную роль в снятии страхов играет доверие. Доверяя лошади, всадник полагается на то, что она справится с теми изменениями в среде, которые неизбежно возникают и с которыми сам всадник пока справиться не в состоянии.
Человек, скачущий на лошади, попадает как бы в другую систему координат: ему постоянно приходится искать равновесие. Примерно так же, как он это делал, когда учился держать голову, сидеть, стоять и ходить. Лошадь становится его проводником в поисках чувства равновесия в изменяющихся условиях. Она является одновременно и средообразующим фактором и существом, помогающим адаптироваться к этой же среде. Можно предположить, что нечто похожее происходит с только что родившимся ребенком, попадающим в совершенно новую среду.
Иппотерапия обеспечивает развитие чувства собственной значимости и силы, когда пациент с ограниченными физическими возможностями избавляется от механической поддержки инвалидного кресла или костылей и способен передвигаться на сильном животном. Лошади также используются в психотерапии для повышения самооценки людей и улучшения социальной компетентности, мобилизации внимания, снятия депрессивного фона настроения и при многих других проблемах.
Верховая езда вызывает массу эмоций, ощущений, переживаний, затрагивающих не только высшие отделы коры головного мозга, но и глубинные структуры. Это способствует восстановлению нарушенных нервных связей, возникновению (формированию) компенсаторных механизмов в проведении нервных импульсов. Дети с восторгом рассказывают друзьям о своих любимцах, с удовольствием рисуют лошадей. Все это говорит о большой значимости лошади в их жизни.
2. Канистерапия.
Вид анималотерапии с использованием собак получил название канистерапии. Главной причиной, почему именно собака оказывает такое благотворное действие, является то, что ее отличительной чертой можно назвать преданность. Часто именно собака должна заполнить существующий в жизни человека вакуум общения. Животное выполняет функцию психологического замещения, восполняя собой отсутствие близкого человека. Кроме того, она всегда рада общению с человеком. Ей не важно, какая у него внешность и сколько денег, ее приводит в восторг сам факт его существования и возможность находиться рядом с ним. Это выгодно отличает собаку от отношения людей, которые всегда оценивают друг друга. Ее тяга к человеку независима от политических и религиозных убеждений последнего, от перемен в его социальном положении, а порой даже от отношения к ней самой. И потому к собаке тянутся и взрослые, и дети, испытывающие недостаток безусловной любви, стремящиеся к свободному проявлению эмоций. Собачья жалость не воспринимается человеком как что-то унизительное, в ней видится только то, что хочется видеть, — сопереживание. Терапевты говорят, что больному человеку зачастую легче сначала наладить контакт с собакой, существом дружелюбным, привязчивым и благодарным, принимающим человека таким, каков он есть. Затем постепенно возникает и доверие к терапевту, а без такого доверия лечение неэффективно.
Реабилитация — самое развитое на сегодня приложение канистерапии. Собак приводят в качестве «доктора» в детские дома, дома инвалидов, дома престарелых, стационарные лечебные, реабилитационные, оздоровительные учреждения, и, путем контакта пациентов с собаками, игр, специальных процедур и упражнений добиваются порой значительного оздоравливающего эффекта: локализации стресса; улучшения самочувствия; нормализации АД и обменных процессов; изменения психологических показателей в позитивную сторону — снижения тревожности, повышения адаптивности, коммуникативности, ощущения неполноценности; уменьшают вероятность наступления и снимают депрессию; улучшают координацию движений больных ДЦП, многое другое.
Тесты психического развития ребенка второго года жизни. От года ...
... на 5 картинок. Тест на называние изображений. Показывайте ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, ложку, яблоко, чашку, машинку, ... ему картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко. Спросите: "Где кошка?" или "Покажи мне кошку, платье и т. д.". Ребенок двух лет может правильно указать ...
Собаки незаменимы при работе с детьми, страдающими аутизмом. Используемые как один из компонентов терапии, они могут оказать огромное влияние на поведение таких детей. Присутствие или пассивное участие в терапии дружелюбно настроенной собаки совпадает с заметным улучшением в поведении детей и снижением проявлений аутизма, таких как погружение в себя. Присутствие собаки, игры с ней делают терапию более приятной и продуктивной и повышают вероятность того, что ребенок захочет продолжать психотерапию и будет прилагать усилия для выздоровления. Следует подчеркнуть, что реабилитация — это не терапия, как таковая, т. е. не лечебный процесс, целью которого является облегчение или устранение того или иного заболевания. Реабилитация — это комплекс различных мер по восстановлению автономности, адаптации, трудоспособности и здоровья людей с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний. Позитивное влияние собак в этой сфере несомненны. В большинстве развитых стран, повсеместно созданы институты, занимающиеся исследованием влияния собак на людей, проводятся международные конференции и семинары, посвященные методикам лечения с помощью животных.
3. Дельфинотерапия.
Взаимодействие с дельфинами является мощным психотерапевтическим и психокоррекционным средством. Основными аспектами, влияющими на пациента, являются общение и игровая деятельность. Известно, что для детей, имеющих различные психоневрологические заболевания, нарушения развития или перенесших различные психотравмы, характерны ощущения отчужденности, изолированности, сопровождающиеся страхами и затруднениями в общении. Дельфин со своей природной «анатомической» улыбкой, дружелюбием и интересом к ребенку способствует формированию контакта и закреплению позитивных коммуникативных моделей поведения. Невербальный характер общения между ребенком и дельфином облегчает задачу взаимодействия для ребенка, делает его естественным процессом. Важным элементом этого общения является тактильный контакт ребенка и дельфина. Телесный контакт, который является первичной формой взаимодействия ребенка с окружающей действительностью и, особенно с матерью, является терапевтически ценным механизмом установления эмоциональных взаимоотношений между животным и ребенком.
Установление близкого, дружеского контакта с дельфином является предпосылкой дальнейшего построения позитивных и конструктивных отношений с окружающими людьми, позволяет ребенку попрактиковаться в социальном взаимодействии. Общение с дельфином является мощным эмоциональным фактором, который стимулирует ребенка к освоению новых движений и поведенческих паттернов, а также делает его открытым к восприятию и закреплению позитивных социальных установок со стороны терапевта. Положительный эмоциональный настрой, отличающий занятия с дельфинами, способствует подъему активности, улучшению настроения и общего состояния пациентов. Игра с дельфином является стимулом для развития психомоторной сферы и различных познавательных процессов. Благодаря дельфинам, у пациента мобилизуется волевая деятельность, возрастает мотивация и усиливается стремление к достижению положительных результатов. Поэтому ребенок быстрее и эффективнее справляется с игровыми задачами, которые ставит перед ним психотерапевт. Дельфин является стимулом для концентрации внимания ребенка, улучшению процессов памяти, мышления и речи.
Психологические условия воспитания бережного отношения к животному ...
... сказок. Предметисследования:психологическиеусловиявоспитаниябережногоотношениякживотнымудетей5-6летпосредством экологических сказок. Гипотеза: Воспитание бережного отношения к животным у детей 5-6 лет посредством экологических сказок возможно при выполнении ... и экологической, которая подразумевает правильное отношение ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как части природы, к вещам и ...
В результате сеансов дельфинотерапии ребенок расширяет границы своего мира, приобретает новый опыт общения и получает огромный положительный заряд, делающий его жизнь более живой, творческой и яркой.
4. Фелинотерапия.
Фелинотерапия (от латинского felis — кошка) — это методы профилактики и лечения различных заболеваний при помощи особого рода контактов с кошками.
Так, например, с учетом биофизических эффектов (наличия электростатического поля шерстного покрова, температуры и вибрации) кошкотерапии, поглаживание кошки левой или правой рукой формирует принципиально различные латеральные терапевтические эффекты.
Для реализации метода была разработана схема логических взаимосвязей, отражающая прогностические терапевтические эффекты, которые могут быть инициированы конкретным биофизическим эффектом фелинотерапии (рис. 1).
Использование этой схемы расширяет возможности оптимизации выбора приемов фелинотерапии с учетом конкретной диагностической симптоматики.
Нередки ситуации, когда, придя уставшим к себе домой или в гости к тем, у кого есть кошки, мы вскоре замечаем, как зверек пытается залезть на руки или же лечь рядом, стараясь таким образом забрать нашу усталость и напряжение. Эти животные способны лечить человека при широком спектре заболеваний: помимо снятия нервного напряжения, кошка оказывает положительный эффект при аутизме, ДЦП, расстройствах сердечно сосудистой системы, неврологических болезнях, бессоннице, гипертонии, ревматизме и т.д. Если у вас невралгия или артрит, кошка безошибочно определяет больное место и старается прижаться к нему, согреть. Найдя больное место, кошка устраивается так, чтобы не причинить хозяину неудобства, и начинает мурлыкать. Этот тихий звук и вибрация теплого тельца обладают изумительной способностью усмирять боль. Иногда кошки выпускают коготки, и перебирать лапами, делая таким образом «целебный массаж». Кошки так же положительно влияют на продолжительность жизни своих хозяев.
1.5 Функции зоотерапии
Психофизиологическая функция заключается в том, что общение с животными способно избавлять человека от стресса, улучшать работу нервной системы и психики в целом.
Психотерапевтическая функция — общение с животными во многом способствует гармонизации их межличностных отношений.
Реабилитационная функция заключается в том факте, что контакты с животными служат дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром. Они помогают психической и социальной ее реабилитации.
Дидактические игры как средство формирования представлений о ...
... сада содержат разделы ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание детьми разнообразия сезонных явлений, растений, животных, деятельности человека в природе.(1.) Программы ... деятельности наиболее эффективно происходит развитие и обучение детей. Использование дидактических игр на развивающих и обучающих занятиях природоведческого цикла в группах раннего возраста ...
Функция удовлетворения потребности в компетентности. Одной из самых главных потребностей человека можно назвать потребность в компетентности, которая выражается формулой «я могу».
Функция самореализации. Очень важной для любого человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала. Человек хочет быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности.
Функция общения. Животные могут осуществлять эту важную функцию в процессе общения с ними человека.
1.6 Возможные негативные влияния зоотерапия
Сперва отметим сами эти негативные явления. Сюда относятся: проявление агрессивности животными, аллергия, опасность паразитарных заболеваний.
Анцупова пишет, что, несмотря на то, что влияние кошек на нервную систему и психологическое состояние людей очевидно, некоторые интернаты, дома престарелых, наркологические лечебницы все-таки отказываются от таких обитателей. Связано это, прежде всего с непредсказуемостью кошек, их некоторой отчужденностью («гуляет сама по себе»).
Также отмечались случаи агрессивного отношения кошек по отношению к людям (думаю, что такие случаи единичны, да и к тому же здесь мы, несомненно, имеем дело с ненаправленным видом анималотерапии).
В случае с направленным видом мы имеем особым образом отобранных животных, прошедших специальную подготовку и дрессировку.
К.Э. Фабри дал определение этому понятию. Дрессировка осуществляется путем систематической тренировки животного, при которой подкрепляются требуемые двигательные реакции и их сочетания и упраздняются нежелательные движения. В результате дрессировки, как правило, вырабатываются прочные и четко скоординированные двигательные акты, достигающие подчас большой сложности. Выполняются они животным всегда в ответ на подаваемые человеком сигналы. Дрессировка находит также широкое практическое применение во многих сферах хозяйственной и военной деятельности человека (служебное и охотничье собаководство).
То есть, если мы имеем дело с дрессированным животным, то вероятность нападения его на человека практически сводится к нулю.
Более серьезный повод для беспокойства представляет угроза аллергических реакций людей на животных. Поэтому задачей терапевта будет выяснение у пациента (или у его родителей) наличия у него аллергической реакции на конкретное животное. И если все-таки аллергия присутствует, то стоит либо отказаться от терапии, либо продолжить, но уже с использованием образов (изображений, звуков).
Кстати Русский медицинский журнал отмечает, что контакт с домашними животными в раннем детском возрасте может являться защитным фактором против развития аллергической сенсибилизации и детских аллергических заболеваний. В исследованиях было показано, что в семьях фермеров в домашней пыли и постелях детей обнаруживаются более высокие концентрации эндотоксина по сравнению с семьями, не связанными с животноводством. Эндотоксины и другие микробные составляющие могут регулировать такие процессы иммунной системы, как продукция интерлейкина-12 и интерферона-, что в свою очередь приводит к развитию неатопического иммунного ответа в раннем детском возрасте. Задачей следующего исследования явилась проверка гипотезы о влиянии повышенной экспозиции к микробным эндотоксинам домашних животных в раннем детском возрасте на созревание иммунной системы у детей и уменьшение у них риска развития аллергических болезней.
В дальнейшем было установлено, что постоянный длительный контакт с домашними животными детей в возрасте до 5 лет был ассоциирован с наименьшей частотой встречаемости бронхиальной астмы (0,8%), сенной лихорадки (0,8%) и атопической сенсибилизации (8,2%).
Более того, у детей, употреблявших свежее молоко в возрасте до 1 года и имевших контакт с домашними животными, по сравнению с теми, кто контактировал с ними в возрасте от 1 до 5 лет, был меньше риск развития бронхиальной астмы (1% против 11%), сенной лихорадки (3% против 13%) и атопической сенсибилизации (12% против 29%).
Защита от развития бронхиальной астмы была фактором, независимым от эффекта в отношении атопической сенсибилизации.
Еще один аспект — опасность паразитарных заболеваний. В принципе если мы имеем дело с направленным видом анималотерапии, то поводов для беспокойства немного — все используемые животные обязательно привиты и регулярно проходят ветеринарный осмотр. Однако вероятность заражения животных остается. Например, построенная на территории интерната (дома престарелых и т.д.) голубятня, где здоровые голуби имеют возможность контактировать с зараженными животными из окружающей среды.
Вообще, что касается птиц, то многие реабилитационные центры, интернаты и пр. стараются вообще не использовать в своей работе птиц по вышеописанной причине. Или же их использование сводится к минимуму — устанавливается одна-две клетки с попугаями или канарейками.
Итак, можно увидеть, что при направленном использовании анималотерапии и правильной работе терапевта негативные последствия можно практически исключить. Так, как животное — неотъемлемая часть этого метода психотерапии, то следует уделять ему огромную долю внимания — особый уход и специальные условия содержания.
Глава 2.
АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗООТЕРАПИИ
2.1 Применение зоотерапии в практике зарубежом
В 1964 году Борис Левинсон (Boris Levinson), детский психиатр из Нью-Йорка, написал две брошюры, в которых рассказал о позитивном опыте применения зоотерапии. Случай этот, впрочем, был совершенно спонтанным: мальчик-аутист, с которым Левинсон работал долго и безуспешно, случайно увидел собаку доктора и попросил вместо сеансов позволить ему играть с псом. Чудесное преображение произошло в считаные дни: ребенок стал коммуникабельным, веселым и смог общаться со сверстниками. Вдохновленный доктор взял собаку себе в «напарники» и начал практиковать зоотерапию для лечения психических расстройств у детей. В 1977 году его методикой воспользовались психиатры Сэм и Элизабет Корсон (Sam and Elizabeth Corson) из Огайо: вместо стандартной терапии они предложили группе пациентов выбрать себе питомцев из соседнего приюта для собак и ежедневно проводить с ними время. Уже через несколько недель многие отметили, что чувствуют себя более уверенными и независимыми. В 1981 году зоотерапия была успешно использована для лечения пожилых людей. В Мельбурне в доме для престарелых поселили золотистого ретривера по кличке Хани — он мгновенно стал любимцем и лучшим «антидепрессантом» для стариков.
Основателем дельфинотерапии — терапевтического направления считается доктор Дэвид Натансон, который начал заниматься ей в 1978 году в океанариуме «Мир Океана» во Флориде. Дети с отклонениями в развитии быстрее и лучше обучались различным навыкам, взаимодействуя с дельфинами. Больные синдромом Дауна овладевали при общении с дельфином речью. По мнению доктора Натансона, психолога по образованию, ключ к обучению людей умственно отсталых, которые просто физически не способны сосредоточиться на чем то одном, лежит в усилении способности концентрировать внимание, чего можно добиться только при очень сильной мотивации. В случае когда «функцию учителя» выполнял дельфин, были получены поразительные результаты: обучение шло в четыре раза быстрее, если в качестве вознаграждения за усердие выступала возможность общения с этим животным. Исцеляет не только плавание с дельфинами, но и просто общение с ними и другими водными животными.
Лысенко Виктор Иванович, директор Международного института дельфинотерапии, доктор психологических наук (PhD):
— Институт работает на двух базах: на Украине (Евпатория, Черное море) и в Турции (Кушадасы, Эгейское море), где врачи и психологи с мая по октябрь проводят лечение обратившихся за помощью пациентов. За 10 лет работы у нас появились собственные методики проведения дельфинотерапии. Так, с помощью гидрофона проводится контроль воздействия биосонара дельфина на пациента, что позволяет осуществлять направленное, дозированное и высокоэффективное лечение.
Наблюдения за поведением дельфинов во время терапевтического контакта с людьми показывают, что когда человек находится в воде в положении на спине, дельфин располагается рядом, ориентируя эхолокационный пучок в направлении головы. На близком расстоянии дельфин концентрирует эхолокационный пучок на череп, грудину и позвоночник пациента (костная система лучше резонирует).
Животное использует повторяющиеся импульсы частотой до 150 кГц, которые оно способно генерировать в течение 10—100 микросекунд с порядком следования до 600 в секунду. На расстоянии менее 0,5 м дельфин использует повторяющиеся каждые 2,5 с импульсы частотой 500 Гц. Это фантастические возможности в ультразвуковой терапии!
Толчком к развитию иппотерапии — лечебной верховой езды — послужила история датской спортсменки-конницы Лиз Хартел. После перенесенного полиомиелита она была частично парализована, и, казалось бы, о спортивной карьере можно было забыть навсегда. Но однажды, когда Лиз привезли в инвалидной коляске на ипподром вместе с психологом, она все же попыталась снова сесть на лошадь и даже немного проехать на ней. Через неделю девушка опять появилась на конюшне, а потом снова и снова… и так долгие 9 лет. Результат превзошел все ожидания, несмотря на то, что самые оптимистичные прогнозы врачей звучали так: ходить сможет, но только при помощи двух тростей. В 1952 году на Олимпийских играх в Хельсинки Лиз Хартел завоевала серебряную медаль по выездке. Лиз сразу же попала в поле зрения журналистов, врачей и, конечно же, тысяч больных людей. После чего вначале в Европе, затем в США начали создаваться центры иппотерапии. В 1975 году, выступая на конференции Ассоциации верховой езды, Лиз скажет: «Я уверена, что занятия верховой ездой полезны для большинства людей, страдающих не только полиомиелитом, но и почти всеми прочими физическими болезнями».
В Финляндии с 1992 года осуществляется подготовка иппотерапевтов, в ходе которой можно получить второе высшее образование. На курс иппотерапии могут поступить только люди, имеющие образование физиотерапевта, врача, психолога, психиатра, социального педагога и не менее 2 лет работавшие по специальности. Курс обучения платный (около 5 тысяч евро).
Продолжительность курса — 3 года. Обучение заочное, за время цикла студенты 8 раз приезжают на несколько дней (от З до 10), отчитываются о проделанной домашней работе, прослушивают цикл лекций и получают новое домашнее задание. Для начала обучения необходимо сдать экзамены. Занятия с психическими больными организованы при двух психиатрических клиниках, которые в свое время направили на обучение в колледж психотерапевтов и оплачивают их работу. В психиатрическом госпитале занятия включены в лечебный цикл, основные группы пациентов — страдающие психозами и депрессивные больные. Соответственно предлагается два вида занятий — активная лечебная верховая езда для людей, страдающих психозами, и занятия на расслабление для депрессивных больных. Помимо занятий с больными, находящимися в стационаре, проводится работа и с амбулаторными пациентами.
На мысль использовать собак в качестве диагностики больных, ученых навели рассказы людей о своих домашних животных. Например, Пол Джексон (англ. Paul Jackson) рассказал врачу, что его пес Тинкер (Tinker) всегда предупреждал о развитии гипогликемии (снижения уровня глюкозы после чрезмерной дозы инсулина).
Эти данные подтвердили ученые из Университета Квинс в Белфасте. Было опрошено 212 владельцев собак больных диабетом. У 65 % больных животные предчувствовали наступление гипогликемии у хозяина. Собаки проявляли беспокойство, начинали скулить, лаять или каким-либо другим способом демонстрировали свое беспокойство.
В 1993 году в США стартовал проект «Пух» под руководством Джоан Далтон. Цель проекта научить малолетних заключенных терпению, ответственности и состраданию. Подростки работали с собаками, которым грозило усыпление, в двух приютах. Они использовали положительное подкрепление, чтобы дрессировать собак, которых затем отдавали в семьи. Этот проект переняло американское общество Delta Society, одна из крупнейших американских анималотерапевтических организаций.
Врачи Медицинского центра Лонг-Бич (в США) провели исследование, как собаки влияют на взрослых людей. В эксперименте приняли участие 76 пациентов-сердечников, средний возраст которых составлял 57 лет. К некоторым из них приводили собаку с сопровождающим лицом, к кому-то — только волонтера, а остальных оставили вообще без визитов. При этом врачи опрашивали и обследовали больных до, во время и после посещений.
Оказалось, что у тех, кого навещала собака, нервное напряжение (что так важно для сердечников) понизилось на 24%, уровень адреналина, который выделяется во время стрессов — на 17%, сердечное давление — на 10%, а легочное давление — на 5%.
Те, к кому приходил волонтёр, успокоились лишь на 10%, уровень адреналина у них уменьшился на 2%, но сердечное давление увеличилось на 3%, повысилось также и легочное.
Состояние тех, кого вообще не посещали, изменилось в худшую сторону — страхи не ушли, уровень адреналина наоборот вырос на 7%, сердечное давление повысилось на 5% и легочное давление тоже выросло.
В настоящее время анималотерапия получила довольно широкое распространение за рубежом. В США, Великобритании, Канаде, Франции появились организации, которые занимались оказанием психотерапевтической помощи с использованием животных, называя свой метод «терапия с помощью животных» (Animal Assisted Therapy).
Французская организация АНЕКАН, использующая собак для анималотерапии, имеет три центра: в Алансоне, Бордо и Клермон-Ферране. В других странах действуют такие организации, как общество «Дельта», Лексингтонский коррекционный центр, анималотерапевтическая ассоциация, «Собаки-компаньоны для независимости» (CCI), Fidelco. Общество «Дельта» постоянно проводит исследования в таких областях, как влияние анималотерапии на здоровье людей, использование животных в образовании, в психотерапии и т.д. Они предлагают курсы для добровольцев, которые хотят работать со своими животными в команде специалистов, помогают получить специальные лицензии, которые дают возможность работать с животными в таких местах, как больницы, дома престарелых и т.п. (программа “Животные-партнеры”) Они используют различных животных, таких, как собаки, кошки, гвинейские свинки, кролики, лошади, козы, ослики, попугаи, цыплята и ламы.
В 1981 г. в г. Мельбурне (Австралия) в доме престарелых было проведено исследование влияния животных на физиологическое и эмоциональное состояние пациентов. В экспериментальной группе было 58 пациентов, средний возраст которых составил 80 лет. В основном это были старики с «букетом» типичных для этого возраста болезней, таких как артрит, болезнь Паркинсона, сердечно-сосудистые заболевания и старческое слабоумие. В контрольную группу были включены такие же престарелые и больные люди. Перед началом опыта физиологическое и психическое состояние каждого пациента было тщательно исследовано.
В течение 6 месяцев пациенты экспериментальной группы постоянно общались с собакой, ранее бывшей поводырем. К концу опыта у них появилось ощущение покоя и счастья, появился интерес к жизни, чувство юмора, они стали больше улыбаться и смеяться, улучшились их отношения друг с другом, с персоналом. Состояние пациентов в контрольной группе не изменилось.
2.2 Применение зоотерапии в практике психологов России
Для России зоотерапия пока еще в новинку. Но уже сейчас занятия с собаками, дельфинами, лошадьми и даже крысами помогают сотням тяжелобольных детей почувствовать себя лучше. Результаты, которых удалось добиться хвостатым терапевтам, настолько велики, что Министерство здравоохранения даже планирует бросить их на самый больной участок современной медицины — реабилитацию наркоманов.
Врачи скептически относятся к советам вроде «положите кошку на больное место — и она заберет вашу боль». Зоотерапия работает по-другому. Животные помогают человеку добиться поставленной перед ним цели, даря любовь и общение.
13-летняя Света Челнокова с диагнозом олигофрения занимается в московской группе канистерапии «Солнечный пес». Когда девочка пришла туда, у нее появилась мечта — станцевать на новогоднем празднике с собакой. Но первое время об этом не стоило и говорить: педагоги водили ребенка по залу как куклу. А ведь девочке нужно было одновременно следить за своими руками, телом, за собакой, слышать музыку и команды руководителя. Три месяца Света тренировалась, и у нее все получилось — на праздничной елке она смогла выполнить это непростое кинологическое упражнение.
В СССР иппотерапию первыми начали применять грузинские врачи в начале 1970-х годов. Но потребовалось около двадцати лет, чтобы этот метод пришел в Россию. Сейчас появились такие центры и в России в большинстве крупных городов (например, центр «Живая нить» в Москве).
Что касается стран СНГ, то этот метод широко применяется в Беларуси, Кыргызстане и Казахстане.
«В иппотерапии используется инстинкт самосохранения, — рассказал «НИ» главный детский реабилитолог Минздравсоцразвития РФ, профессор Евгений Лильин. — Ребенок не может даже удержать чашку в руках, а тут вдруг он оказывается на спине лошади и понимает, что если не удержится на этой спине, то упадет (хотя это, конечно, невозможно).
У ребенка возникает страх, и он своими ручонками вцепляется в гриву лошади для того, чтобы не упасть. Вот когда начинается реабилитация!»
На занятия иппотерапией приходят люди с различными заболеваниями — ДЦП, даун-синдром, задержки психического и речевого развития, последствия травм и инсультов. Когда мама привела в Московский конно-спортивный клуб инвалидов 11-летнего Вадима, он даже не мог держать голову, а через год уже начал сам ходить.
Н.Л. Кряжевой была разработана программа «Ребята и зверята», предназначенная для работы с детьми, которые испытывают трудности в общении и социальной адаптации, проблемы которых — страхи, замкнутость, чувство одиночества, агрессивность. Экспериментальная проверка эффективности программы проводилась в детских садах и школах г. Ярославля. Работа заключалась в том, что на занятия в группы детей 4 — 10 лет приводили собаку и кошку. Дети наблюдали за их поведением, способами ознакомления с незнакомым местом и людьми, отмечали элементы привыкания и установления контактов, учились самостоятельности, отрабатывали механизмы поведения. Своими естественными повадками животные, кроме того, помогали снимать эмоциональное напряжение. Н.Л. Кряжева пишет, что кошка помогла детям понять, что страхи есть у всех, осторожность и осмотрительность необходимы для ощущения безопасности, что одиночество и право заниматься тем, что тебе самому хочется, — не всегда отчуждение и, «гуляя сам по себе», можно чувствовать себя свободным и уверенным, но друзья и их поддержка, общение — необходимы, это вызывает чувство привязанности и любви. Наблюдая за собакой, общаясь с ней, дети учились быть открытыми и смелыми, доброжелательными, активно вступать в контакт, если им этого хотелось, обращаться с просьбами, выполнять определенные требования, сдерживая импульсивные желания, овладевали механизмами саморегуляции, развивали волю.
зоотерапия животное иппотерапия канистерапия
Заключение
Таким образом, исходя из всего написанного выше, можно сделать вывод, что анималотерапию действительно можно рассматривать как самостоятельный и серьёзный метод психотерапии, использующийся давно и получивший довольно широкое применение (особенно в США).
Под анималотерапией понимается множество терапевтических методик, характеризующихся использованием множества различных животных (их образов) и направленных на профилактику и лечение конкретных патологий. Это делает анималотерапию очень универсальным и доступным методом.
Успех терапии зависит в первую очередь от профессионализма самого терапевта, от используемого животного (качества его подготовки) и от отношения пациента к конкретному животному.
Лечение животными сегодня обычная и довольно популярная терапия. Стоит лишь добавить, что каждый человек сам интуитивно определяет, какое именно животное больше всего подходит ему в энергетическом плане и выбирает домашнего любимца, чаще всего, руководствуясь подобными чувствами. Но кем бы ни был ваш питомец — огромным догом или золотой рыбкой, влияние биополей хозяина и животного друг на друга принесет только пользу. Нужно помнить, что бережное отношение к животным обязательно доставит радость и вам, и питомцу, а это, в свою очередь, положительно отзовется на состоянии здоровья и настроении. Выбрав вместо таблеток и уколов лечение животными, вы сможете не только справиться со своими недугами, но и весело провести своё время.
Литература
1. «Адаптивная (реабилитационная) верховая езда» Учебное пособие университета «Paris-Nord» МККИ, Москва 2003 год
2. Анцупова И.И. Соколиная охота, — Санкт-Петербург, «Любавич»: журнал «Экохроника» N3, 25/09/2004
3. Анцупова И.И. Анималотерапия — Москва, «Вокруг света»: журнал «Вокруг света» N12 (2795) декабрь, 2006
4. Арушанян З.Л. Как кошка в дом вошла. Начальные этапы формирования подвида кошка домашняя (Felis silvestris catus), «Зоопрайс», 2009, №1-2 (часть 1 и 2)
5. Википедия — свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/
6. Грачев Л.К., Казаченко И.Ю., Роберт И.С. «Об опыте деятельности экологического центра «Живая нить». — М.: НИИ семьи, 1997 г. — 80 стр.
7. Гурвич П.Т. «Центр лечения верховой ездой». Журнал «Коневодство и конный спорт» №2 за 1997 г. — стр.26-27.
8. Иллюстрированная энциклопедия кошек, М.: Олма-Пресс, 2001. ISBN 5-224-02331-9
9. Кеннон В. (Cannon W.B.) Значение эмоциональных факторов в этиологии болезней человеческого организма.// Физиологический журнал СССР, 1937, т.32, № 3-4, с.400-423.
10. Лысенко В.И., Загоруйченко И.В., Батозский Ю.К. Использование дельфинотерапии в реабилитации детей// Матер. VI Конгресса педиатров России «Неотложные состояния у детей». -Москва, 2000. -с.177-178.
11. Нестерова Д.В. Кошкотерапия: пушистое лекарство. — М.: РИПОЛ классик, 2006
12. Русский медицинский журнал. Том 10 №5, 2002, стр. 97
13. Субботин А.В., Л.Л. Ращевская. Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация. — Москва: «Макцентр. Издательство», 2004.
14. Тинберген Н. Социальное поведение животных./ пер. с англ. М.: Мир, 1993
15. Фабри К.Э. — Основы зоопсихологии. М.: Российское психологическое общество, 1999. стр. 58
16. http://ru.exrus.eu/Фелинотерапия-id505207126ccc1949560001b9
Приложение
Табл.1 — Фелинолатеральная терапия
Размещено на