ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………..…………………………..………………….………….…5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РОЛИ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………..…8
1.1 Краткая характеристика понятий «роль», «семья», «воспитание», «семейное воспитание»…………………………………………………………..8
1.2 Содержание, формы и методы эффективного взаимодействия школы и семьи в воспитании младших школьников ……………………………….…13
1.3 Особенности эффективного взаимодействия семи и школы в воспитании младших школьников…………………………………….………………….….18
Выводы по первой главе………………………….…………….……………….24
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………25
2.1 Организация и методы исследования ………………………………….….25
2.2 Анализ результатов исследования …………………………………….…..26
2.3 Методические рекомендации по организации эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями……………………..30
Выводы по второй главе ..……………………………….………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……….…………………….….…………………..……………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………………35
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………….……………………………………………………….37
Введение
Актуальность. Взаимодействие семьи и школы — проблема, над которой уже не одно столетие думают ведущие педагоги и психологи. История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо… Список поистине неисчерпаем. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием. Почему? Дело в том, что семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства. Русский писатель и просветитель Николай Николаевич Новиков в 1783 г. в трактате «О воспитании и наставлении детей» писал: «Воспитывай детей твоих счастливыми людьми и полезными гражданами… Первая главная часть воспитания…попечение о теле». Далее просветитель отмечает: «Никакой человек не может быть ни довольным и счастливым, ни добрым гражданином, если сердце его волнуется беспорядочными пожеланиями, доводящими его либо до пороков, либо до дурачеств; если благополучие ближнего возбуждает в нем зависть или корыстолюбие заставляет его домогаться чужого имения, или сладострастие обессиливает его тело, или честолюбие и ненависть лишают его душевного покоя, без которого не можно никакого иметь удовольствия…а все сие зависит от образования сердца в юношестве.
Педагогические условия воспитания младших школьников
... – эстетическое воспитание младших школьников. Предмет исследования – особенности педагогических условий эстетического воспитания младших школьников. Цель работы – изучить педагогические условия воспитания младших школьников. Поставленная цель ... мир. Начальной «школой» эстетического воспитания была мифология, миф являлся универсальным инструментом воспитания. Особенная эстетичность свойственна ...
Из сего следует вторая главная часть воспитания, имеющая предметом образование сердца и называется учёными нравственным воспитанием… третья главная часть воспитания… просвещение, или образование разума» На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Поэтому немаловажную роль играет семья в процессе воспитания. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка.
Младший школьный возраст — это тот период, когда активное принятие участия семьи в воспитании оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Сюда следует отнести последующую самореализацию ребёнком своих возможностей и способностей, становление которых определяются воспитанием в семье. И что бы ни говорило общество, по-прежнему роль семьи является важным катализатором воспитания ребёнка, а именно есть только самая универсальная — самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, — это творение человека.
С каждым годом всё труднее педагогам находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребёнка, поэтому, когда родители сами не могут найти выход из создавшейся ситуации и всё-таки приходят к учителю за советом или помощью, бывает слишком поздно. Иногда родители просто боятся вынести свою проблему за порог дома, опасаясь, что она станет доступной всем учителям и школьной администрации.
Оказавшись между семьёй и школой, дети вынуждены приспосабливаться и лавировать. Что часто приводит к безнравственности.
Следовательно, в современном мире остро стоит необходимость устанавливать связи между семьёй и школой. Учителя должны делать всё возможное, чтобы взаимодействие с родителями было эффективным. А эффективным оно только тогда, когда направлено на создание единого воспитательного поля.
Данной проблематикой занимались такие учёные, как Я.А.Коменский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Х.Д. Джайнотт, Д. Локк, Дж. Рескин и др.
Блохина Роль семьи в развитии личности.doc
... навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, что было характерно в условиях многодетной семьи. 2. Современное общество пытается ограничивать рамки семьи родителями и детьми. В ... или игру до конца, проявлять при этом упорство и настойчивость. Большая роль отводиться семье в трудовом воспитании. Дети непосредственно вовлекаются в бытовой труд, учатся обслуживать себя, выполнять ...
Цель исследования — изучить взаимодействие школы и семьи в
воспитании младших школьников.
Объектом исследования является младшие школьники и их семья.
Предмет исследования — работа классного руководителя с родителями и младшими школьниками.
Задачи исследования:
1. На основе анализа педагогической литературы определить функции и основные формы работы классного руководителя с родителями.
2. Проанализировать работу классного руководителя (на примере одной из школ Молодечненского района), выявить приоритетные формы взаимодействия с родителями.
3. На основе методики Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения», выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива.
4. Сформулировать пути совершенствования работы классного руководителя с родителями.
Методы исследования — анкетирование, опрос, теоретический анализ.
Теоретическая значимость курсовой работы состоит в обобщении, осмыслении и оценке роли семьи в воспитании младшего школьника.
Практическая значимость: на основе обработки и интерпретации выявленных результатов установить связь между существующей теорией и обновляющейся практикой.
Глава I. Теоретическое обоснование роли семьи в воспитании младших школьников
1.1. Краткая характеристика понятий «роль», «семья», «воспитание», «семейное воспитание»
Для того чтобы понять, что представляет собой роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста, нужно обратиться за тем, что обозначает каждое из этих категориальных понятий. Одно из первых понятий «роль».
Роль — способ поведения людей, отвечающий принятым нормам и зависящий от их статуса в конкретной группе или социуме в целом. По сути дела, роль, будучи социальной функцией личности, является динамическим аспектом статуса. Понятие «роль» в 1936 году введены и описаны американским психологом Р. Линтоном. [1]
Роль (в социальной психологии) — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие «роль» ввел в социальную психологию Д. Мид. [2]
Переходя к следующему понятию, нужно глубоко проникнуть в сущность данной категории.
Семья — малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Применяя понятие семьи к первобытному обществу, Ф. Энгельс обозначал им круг лиц, между которыми были разрешены половые отношения. [3]
Семья — сложная многофункциональная система. Функция семьи — это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов.
Семью можно назвать колыбелью духовного рождения человека, важный и во многом незаменимый этап в развитии каждой личности.
Ученые Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Х.Д. Джайнотт, Д. Локк, Дж. Рескин определяют семью как университет человеческих отношений, обеспечивающий всестороннее и гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья ребенка.
Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности
... физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, ... родителей. Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье, поэтому мы эту функцию ... творческую активность, раскрывает индивидуальность. Существует несколько определений семьи. Во-первых, семья — это основанная на браке и(или) ...
Говоря о воспитании, существует множество определений относительно этого понятия. Я решила раскрыть и воспользоваться только некоторыми из них.
Воспитание — единый……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. М. Кондратьев ,В. Ильин, Азбука социального психолога- практика: справочно-энциклопедическое издание-М.: 2007.- 287 с.
2. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовых коммуникаций. Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2008. — 136 с.
3. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования:1-ое изд., М., 1964.-102 с.
4. Виноградова, М. Всё о младшем школьнике / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2004.-255 с.
5.Головин С.Ю. Словарь практического психолога.
6.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.4.- М.: Русс. яз., 1989-1991.- 264 с.
7.Немов Р.С.. Психология. — М., 1995.- 126 с.
8.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: ИТИ Технологии, 2006.-183 с.
9.Педагогика /П. И. Пидкасистого.- М., 1996.-115 с.
10.Подласый И.П. Педагогика.Т.1. М: Владос, 1999.-154 с.
11. Давыдов В. В. Российская педагогическая энциклопедия. — М.: Научн. изд.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т. 2. -208 с.
12.Сатир В. Как строить себя и свою семью.М.: «Педагогика — Пресс», 1992.- 123 с.
13.Сластёнин В. А., И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; / В. А. Сластёнина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 215 с.
14.Словарь русского языка XI-XVII вв.: Т.2.- М.: Наука, 1976.- 128 с.
15.Энциклопедический словарь: Т. 82. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон.- СПб., 1892.- 194 с.
16. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. — 160 с.
17. Щуркова Н.Е. Классное руководство. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256 с.
18 . Воликова Т.В. Учитель и семья. — М.: Просвещение, 1980. — 111с.
19. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. — М.: Просвещение, 1980. — 190 с.
20. Классному руководителю. Учеб.-метод.пособие/Под ред. М.И.Рожкова. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. — 280 с.
21. Лизинский В.М. Журнал «Классный руководитель». — М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. — № 6.
22. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: метод. пособие для воспитателей, классных руководителей. — М.: Пед. общ-во России. 2000. — 304 с.
23. Методика воспитательной работы/Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 144 с.
24. Образование родителей и школа: Учеб.- метод. пособие/Под ред. С.И. Петреевской. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. — 120 с.
25. Степаненков Н.К.Педагогика: Учебн.пособие. — М.: изд.Скакун В.М., 1998. — 448 с.
26. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 192 с.
Раздел 1. Общие основы педагогики
... характеристикам; - решать педагогические задачи; - проектировать педагогические системы, конструировать педагогические ситуации; владеть: - категориями педагогики; - способами педагогического управления учебной деятельностью обучающихся; - современными методами обучения и воспитания; - методами ...