Курсовая работа
по дисциплине «Психология развития и возрастная психология»
на тему «Влияние личностных особенностей студентов на стратегии поведения в конфликте»
Выполнила: студентка 1 курса очного направления «Психология»
Дурнева И.С.
Проверил: доцент Сазонова В.Н.
Воронеж 2015
Оглавление
Введение
1. Теоретический анализ проблемы личностных особенностей и поведения студентов в конфликте
1.1 Психические особенности студенческого возраста.
1.2 Особенности поведения студентов в конфликте
2. Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей студентов на стратегии поведения в конфликте
2.1 Организация и методики эмпирического исследования
2.2 Анализ полученных данных
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования.Разного рода ссоры, конфликты, противоречия, конкуренция объективно неизбежны в нашей повседневной жизни. Они различны по эмоциональному накалу, переживаниям, последствиям для соперников, но по своему содержанию они являются конфликтами. Социальная структура общества, состоящая из различных классов, социальных слоев, групп представляет собой постоянный источник конфликтов. И чем сложнее социальная структура, тем больше несовпадающих или даже взаимоисключающих интересов, ценностей, целей и, соответственно, больше потенциальных источников для конфликтов. Конфликты возникают в семейном кругу, на работе, в общественной деятельности — всех сферах жизни, в которых действует человек.
Поле действия конфликта широко и многогранно. Оно включает внутреннюю психологическую жизнь человека, его взаимоотношения с другими людьми, межгрупповые взаимодействия и отношения социальных слоев, классов и государств. Исходя из этого, конфликты изучаются на различных уровнях: психологическом, социальном и социально-психологическом.
За последние годы в отечественной науке появилось большое количество работ, посвященных проблеме межличностных конфликтов. Исследованиями межличностного конфликта занимаются: Б.С.Алишев, А.Я.Анцупов, Е.М.Дубовская, Н.В.Гришина, А.А.Ершов, Н.И.Леонов, Р.Л.Кричевский, Н.Н.Обозов, Е.А.Рыльская, В.А.Фокин, А.И.Шипилов и другие.
Но, несмотря на большое количество работ, в целом проблема межличностного конфликта изучена недостаточно, что составляет проблему исследования. На сегодняшний день нет общепринятого определения конфликта, в частности межличностного.
Тест «описание поведения в конфликте К. Томаса» 3 Методика диагностики ...
... Результаты исследования взаимосвязи поведения в конфликте и индивидуально-типологических особенностей личности 3.1 Результаты опросника Айзенка 3.2 Результаты теста «описание поведения в конфликте К. ... (12) Социальные конфликты: межличностные, между личностью и группой, между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты. Внутриличностные конфликты: между «хочу» и ...
В настоящее время также существует недостаток экспериментальных исследований по изучению межличностных конфликтов.
В студенческом возрасте происходит дальнейшее развитие человека, изменение всей структуры личности в связи с вхождением в новые, более широкие и разнообразные социальные общности.
Неблагоприятная социальная среда, отрицательно влияя на психическое состояние студентов, приводит к возникновению отрицательных эмоциональных переживаний, вызывает рост агрессивности, напряженности, что приводит к снижению работоспособности и так или иначе влияет на возникновение конфликтов и отрицательно сказывается на успешность обучения.
Цель работы -выявить влияние личностных особенностей студентов на выбор стратегии поведения в конфликте.
Предмет исследования – стратегии поведения студентов в конфликте.
Объект исследования –влияние личностных особенностей студентов на выбор стратегии поведения в конфликте.
Задачи исследования:
1. Изучить психические особенности студенческого возраста.
2. Проанализировать особенности поведения студентов в конфликте.
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление влияния личностных особенностей студентов на стратегии поведения в конфликте.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы: опрос, тестирование, которое осуществлялось посредством следующих психодиагностических методик:
— методика диагностики доминирующих стратегий конфликтного поведения (метафорический вариант);
— Пятифакторный личностный опросник МакКрае – Коста («Большая пятерка»).
3. Математико-статистические методы: корреляционный анализ.
Практическая значимость состоит в том, что полученные данные расширяют представления о способах поведения студентов в конфликте и могут быть полезны психологу в системе высшего образования.
Теоретический анализ проблем личностных особенностей и поведения студентов в конфликте
Психические особенности студенческого возраста
Студенческий возраст (17-23 года) охватывает и подростковый, юношеский период, и часть взрослого этапа в развитии и становлении человека. Студент (лат. — тот кто учится, усердно работает, овладевает знаниями) как личность, что находится на конкретной стадии развития, может характеризоваться такими измерениями: психологическим (характер, темперамент, воля, способности); биологическим (физические данные, тип высшей нервной деятельности, безусловные рефлексы, инстинкты).
Эти факторы детерминированные наследственностью и врожденными задатками; социальной средой (место в социуме, национальность).
Студенческий возраст характеризуется наиболее благоприятными условиями для психологического, биологического и социального развития. В этот период самая высокая скорость памяти, реакции, пластичность в формировании навыков. В личности на этом этапе доминантным является становление характера и интеллекта. Активно развиваются морально-ценностные и эстетические чувства. Быстро осваиваются социальные роли взрослого: гражданские, профессиональные, экономические, семейные. Формируются и закрепляются склонности, интересы. Определяются жизненные цели и стремления. Достигается высокий уровень развития физических и интеллектуальных сил, активно растут творческие возможности, обогащается эмоционально – чувственное содержание, расцветает внешняя привлекательность. Все это часто приводит к несколько иллюзорным представлениям о неисчерпаемости и безграничности такого состояния и приводит к нерациональному, бесцельному расходу физических и духовных сил.
Особенности психического развития у детей младшего школьного ...
... является исследование особенностей психического развития младших школьников с нарушением поведения. Объект исследования: нарушение поведения у младших школьников. Предмет исследования: особенности психического развития у детей с нарушением поведения ... в развитии личности происходит до пятилетнего возраста, а позже человек уже только функционирует, пытается изжить ранние конфликты, поэтому ...
Именно в студенческом возрасте происходит пересмотр ценностно-духовных категорий. Усиливается осознанность, объективная оптимизация мотивов поведения. Формируются и укрепляются положительные личностные качества — ответственность, чувство долга, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, умение регулировать свои чувства, желания, склонности. Вместе с тем надо иметь в виду, что до 20 лет способность к регуляции своего поведения окончательно еще не сформирована. Поэтому иногда имеют место немотивированные явления негативного поведения, неадекватных действий, противоправных поступков.
Студенческий возраст — пора активной самооценки. Она может быть объективной, завышенной и заниженной. Характерными для человека с заниженной самооценкой является неустойчивое собственное мнение о себе, попытка скрыть от окружающих свое истинное «Я», выполнить роль, которая, по ее мнению, будет более приемлемой и эффектной в конкретной среде. Молодые люди такого типа повышены, чувствительны и ранимы. Они более болезненно реагируют на критику, насмешки, презрение, осуждение. Для них характерны закрытость, самоизоляция, склонность к виртуальному общения с миром, одиночество.
Студенческий возраст, по Б.Г. Ананьевым, является сенситивным периодом для развития основных социогенных возможностей. Особого внимания, заботы и помощи нуждаются студенты-первокурсники. Условия жизни и учебы в ВУЗАХ резко отличаются от школьных. Происходит ломка многолетнего, привычного стереотипа. Переход от прямой опеки школьных педагогов и родителей к статусу относительной самостоятельности порождает ряд трудностей. Вызваны они прежде всего значительными различиями в методах обучения. В школе ученика постоянно контролирует, побуждает и страхует учитель. В ВУЗЕ можно относительно длительный период ничего не учить, самостоятельно не работать, и никто за это не спросит. Такие возможности создают в части первокурсников иллюзию, что в ВУЗЕ можно учиться, не напрягаясь. Эти иллюзии быстро развеиваются во время первой сессии: более способные студенты за счет возрастной выносливости, хорошей памяти, шпаргалок, подсказок и снисходительной позиции преподавателя преодолевают этот барьер, а часть становится академическими должниками.
Чтобы этого не случилось, чрезвычайно важно в первые же дни учебы раскрыть перед первокурсниками содержание всех трудностей, сложностей, иллюзий, особенностей, с которыми они могут столкнуться. Нужно научить вчерашнего школьника самостоятельно учиться, конспектировать лекции, готовиться к практическим занятиям, работать с первоисточниками, с большими массивами информации, справочниками, словарями, хрестоматиями. Студентам, проживающим в отрыве от семьи, надо помочь в налаживании быта, выработке оптимального режима учебы и отдыха. Особое внимание следует уделить питанию, санитарно-гигиеническим условиям, помочь в ведении самостоятельных финансовых дел и т.д.
Интернет-зависимость — новая форма аддиктивного поведения у подростков
Как показывает наш опыт работы основной группой риска для развития этой патологии в России являются подростки в возрасте от 13 до 17 ... за помощью были родственники, случайно обнаружившие значительные проблемы в процессе обучения в школе или институте (пропуски занятий, перенос экзаменов, угрозу ... литературы А.Ф.Шайдулина. Интернет-зависимость - новая форма аддиктивного поведения у подростков
Специальные исследования и практический опыт показывают, что неуспеваемость, отдельные психологические срывы на первом курсе не обязательно являются последствиями недобросовестности или слабых базовых знаний студента. Причиной негативных результатов обучения, девиаций в поведении могут быть неспособность контролировать и реально оценивать себя и свои действия, неготовность к самостоятельному обучению, неумение жить без постоянной опеки, рационально распределять бюджет, несформированное чувство долга и ответственности. Значительные возможности для ускорения и уменьшения болезненности адаптации, повышения качества обучения первокурсника содержит модульно-рейтинговая система, которая дает возможность систематически контролировать и оценивать ход обучения, своевременно корректировать упущения и отклонения, поддерживать равномерное напряжение усилий в течение семестра, избегать стрессов и перенапряжений во время сессии.
Для быстрой и оптимальной адаптации студента в ВУЗЕ тому, кто этим занимается (куратор, декан и его заместители), важно знать условия жизни, интересы, планы на перспективу первокурсника, мотивы выбора специальности, уровень самооценки, способность сознательного регулирования поведения, способности, склонности, жизненный опыт и так далее.
Успешность адаптации студента в ВУЗЕ в значительной степени зависит от понимания и внимания к решению этой проблемы со стороны педагогов. Целесообразны следующие мероприятия: встреча ректора со всеми первокурсниками в первые недели обучения, чтобы дать доброжелательные родительские советы, наставления и предостережения; индивидуальная и групповая работа куратора; специальные меры службы психологической помощи; внимание со стороны заместителя декана по вопросам воспитательной работы.
Таким образом, изучение психических особенностей студенческого возраста становится очень важным и необходимым явлением в современной психологии.
Особенности поведения студентов в конфликте
Конфликты являются неотъемлемой стороной общения и взаимодействия. В современной психологии наиболее глубоко изучены ситуативные факторы, влияющие на тип конфликтного поведения, при этом наблюдается дефицит исследований, посвящённых его личностным детерминантам, которые во многом определяют исход конфликта.
Изучая конфликтное поведение, следует заметить, что индивидуальные стратегии поведения в конфликте, возникающие как недифференцированная реакция на любую конфликтную ситуацию, обусловлены разноуровневыми характеристиками личности.
Все физиологические особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны с развитием психики. Появление психических новообразований сопряжено со сложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь. После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Это возраст самоутверждения среди сверстников, протеста и бунта против старших, возраст сильных эмоций и переживаний. Развитие на этом этапе идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. Главная особенность подростка — личностная нестабильность. Анна Фрейд так описала эту особенность: «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения – лишь для того, чтобы оборвать их так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой – они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой власти». (Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н., 2003).
Тревожащие моменты в поведении части подростков, такие, как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно — группового общения, складывающегося в разного рода компаниях. Но это общение, эта система отношений, в том числе и строящихся на почве жестоких законов асоциальных подростковых групп, является следствием не какой-либо генетической предрасположенности изначальной агрессивности и пр., а выступает лишь как ситуация замещения при неприятии подростка в мир социально-значимых отношений взрослых, как ситуация совместного переживания непонятности ими. Отношения взрослых к растущим людям не учитывают особенностей их личностного становления, приводя к конфликту с подростками, у которых развивается потребность в самостоятельности, самореализации, избавлении от опеки. Критически осмысливая себя и окружающих, подросток протестует против ханжества взрослых, их мнимой праведности, при нередкой лживости поступков. Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной активности подростка – он ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают и к конфликтным формам поведения. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявлении конфликтности.
У ребенка в подростковом возрасте происходит переориентация одних ценностей на другие. Подросток стремится занять новую социальную позицию, соответствующую его потребностям и возможностям. При этом социальное признание, одобрение, принятие в мире взрослых и сверстников становятся для него жизненно необходимым. Лишь их наличие обеспечивает переживание подростком чувства собственной ценности. Неслучайно поэтому истоки конфликтности подростков лежат, как правило, в семье, отношениях ее членов (ссоры, отторжение ребенка, его принуждение, в том числе наказанием, страхом и т.п.).
Психологические особенности агрессивного поведения детей подросткового ...
... агрессивности у детей, воспитывающихся в семье и в условиях школы - интерната. 3.Разработать методические рекомендации по снижению агрессивности у подростков. 4.Разработать методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков. ... и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличилась преступность среди молодё ...
( Крутецкий В.А. Психология подростка. – М., 1965.)
Выделяют четыре группы подростков на основе определенного типа поведения, с учетом направленности их личности. Первую группу подростков характеризует устойчивый комплекс аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформация ценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов являются типичными особенностями этих детей. Они эгоцентричны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность. Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, ценностями. Обладая более или менее широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроения, лживость, раздражительность. У этих детей извращены представления о мужестве, товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее. Третью группу подростков характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью интересов, притворством, лживостью. Эти дети не стремятся к достижениям, успеху, апатичны. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессивность. В четвертую группу входят подростки, которые отличаются слабо деформированными потребностями, но, в то же время, отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными товарищами. Для этих детей типична трусливость и мстительность. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм. (Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков.)
Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из – за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в драке, ругани и пр. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз. Наиболее полную картину сущности агрессивного поведения подростков дает анализ его мотиваций. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п. Агрессивное поведение детей подросткового возраста, связанное с этими эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях и т.д. (Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии).
В современном обществе проблема агрессивного поведения является одной из центральных психолого — педагогических проблем. Психологи выделяют следующие формы агрессивных реакций:
Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
Косвенная агрессия – действия, окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), или ни на кого направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, хлопанье дверьми).
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму, так и через содержание словесных ответов.
Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства.
Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. (А. Басс, А. Дарки).
Агрессивные подростки, как правило, имеют некоторые общие черты. Они обладают низким уровнем интеллектуального развития, неустойчивыми интересами, повышенной внушаемостью, подражательностью, недоразвитостью нравственных представлений и бедностью ценностных ориентаций. Они эмоционально грубы, озлобленны против сверстников и окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка, она может быть как максимально положительной, так и максимально отрицательной. Их отличают повышенная тревожность, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций. Защитные механизмы преобладают над другими механизмами, регулирующими поведение. Но среди агрессивных подростков встречаются и дети, интеллектуально и социально развитые, у которых агрессивность является средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости. Часто такие подростки находятся в некоторой оппозиции по отношению к взрослым. Возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах компании подростков.
Личность подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которой подросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего это касается семьи. На становление агрессивного поведения ребенка влияют степень сплоченности семьи, близость между родителями и детьми, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, стиль семейного руководства. Сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей.(Корчагина Ю.И. Агрессивные дети//Здоровье детей.)
Семья не выполняет такие важнейшие функции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Здесь нередко имеет место жестокое обращение с подростками, связанное с различными видами наказаний, в том числе физическими. Часть родителей принуждают детей к послушанию; другая часть не интересуется потребностями ребенка; третья – переоценивает ребенка и недостаточно его контролирует. Подростки, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, в большей степени склонны к агрессивному поведению. В результате для многих подростков характерна неразвитость нравственных представлений, потребительная ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, что связано с повышенной внушаемостью, подражательностью. Следует отметить, что для многих подростков типично умышленное подражание определенным манерам как конкретных людей, так и тех стереотипов, которые предлагаются различными средствами информации. Отсюда обилие «боевиков», «детективов» и т.п. провоцирует агрессивные формы поведения подростка, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости. Это проявляется и желании занять определенное место в референтной группе, добиться самоутверждения, осознания себя человеком, которого нельзя унижать, подавлять. При этом референтными группами для части подростков становятся различные компании с асоциальной направленностью, где задиристость, агрессивность часто рассматриваются как доказательства «бывалости», «мужественности». (Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии)
Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях, как и системе формальных и неформальных отношений с миром взрослых, обусловливает возникновение отчужденности, грубости, неприязни определенной части подростков, стремления делать все назло, вопреки воли окружающих, что создает объективные предпосылки для появления агрессивности, демонстративного неповиновения, разрушительных действий.
Интенсивное развитие самосознания и критического мышления приводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем его мире, но и внутри собственного представления о себе, что является основанием для изменения эмоционально – ценностного отношения к себе, проявляясь в резком всплеске недовольства собой и в сочетании таких полярных качеств, как самоуверенность и робость, черствость и повышенная чувствительность, развязность и застенчивость. (Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков.)
Мальчики и девочки по – разному проявляют агрессивность. Наибольшей агрессивностью отличаются 12-15-летние подростки – мальчики. У них преобладает физическая агрессия, которая с возрастом затухает, а у девочек с возрастом наблюдается рост этой формы агрессии. К 15-18 годам у мальчиков происходит всплеск вербальной агрессии. При спаде косвенной агрессии у мальчиков идет значительное увеличение ее у девочек. Негативизм значительно проявляют мальчики во все возрастные периоды. (Корчагина Ю.И. Агрессивные дети//Здоровье детей. )
Таким образом, проведенный анализ литературных источников показал, что в подростковом возрасте наблюдается повышенная агрессивность и конфликтность, вторые обусловлены спецификой протекания данного возрастного периода. Однако, данное утверждение не означает, что это неизменное явление, не подлежащее коррекции. Большинство авторов указывают на высокую вариативность протекания подросткового кризиса и его зависимость от внешне средовых условий таких как, психолого-педагогическое сопровождение, характер идентификации, климат в семье, отношения со сверстниками и учителями и др. В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене.
Организация и методики эмпирического исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе МКОУ «Монастырщинская СОШ» села Монастырщина. В нем приняли участие учащиеся 9 класса. В классе 17 человек, в исследовании приняли участие –14 человек, из них 7 мальчиков и 7 девочек.
Для достижения цели исследования применялись следующие психодиагностические методики:
1. Методика диагностики доминирующих стратегий конфликтного поведения (метафорический вариант).
2. Пятифакторный личностный опросник МакКрае – Коста («Большая пятерка»).
Методика диагностики доминирующих стратегий содержит 35 метафорических предложений. Респонденту необходимо оценить степнь использования предложенных поговорок в своей поведенческой практике. Испытуемому следует придерживаться правила: не существует плохих или хороших ответов, а существуют реальные, наиболее употребляемые в тех или иных жизненных ситуациях. Следуя этому правилу, в бланке ответов рядом с номером вопроса респондент должен поставить один из трех ответов: “да” или “+”; “нет” или “-”; “трудно сказать” или “+/-”. К последней форме ответа старайтесь прибегать в исключительных случаях. Порядок заполнения построчный, слева направо.
После завершения работы испытуемые сдают заполненные бланки. Экспериментатор быстро их просматривает, не вчитываясь в содержание, и если замечает незавершенные предложения, то бланк возвращается с просьбой завершить то или иное предложение.
Использование диагностического материала в форме метафор (поговорки, устоявшиеся истины) нацелено на снижение стереотипов, самоидеализации, квазиответов. Данная методика ориентирована на выявление наиболее распространенных стратегий в конфликтных ситуациях: стратегию достижения эгоцентричных (личных) целей и стратегию сохранения благоприятных межличностных отношений. По соотношению этих двух стратегий в данной методике выделено пять метафорических стратегий.
Тип 1. “Черепаха” – стратегия ухода под панцирь, то есть отказа как от достижения личных целей, так и от ориентации на благоприятные взаимоотношения с окружающими.
Тип 2. “Акула” – силовая стратегия. Для приверженцев этой стратегии цели очень важны, взаимоотношения – нет. Им неважно, любят ли их. Они считают, что конфликты решаются лишь выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.
Тип 3. “Медвежонок” – стратегия сглаживания острых углов. Взаимоотношения важны, цели – нет. Такие люди хотят, чтобы их принимали, любили, ради чего жертвуют целями.
Тип 4. “Лиса” – стратегия компромисса. Умеренно важны и цели, и взаимоотношения; такие люди готовы отказаться от части целей, чтобы сохранить взаимоотношения.
Тип 5. “Сова” – стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выход в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.
Пятифакторный личностный опросник разработан американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста. Тест — опросник состоит из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Все стимульные фразы разделены оценочной шкалой. Респонденту следует внимательно прочесть высказывания и определить, какая его часть больше соответствует особенностям его личности. Все оценки заносятся в левую ячейку бланка ответов. В результате оценивания ответов тестируемого психолог получает баллы по пяти основным факторам: экстраверсия – интроверсия; привязанность – обособленность, самоконтроль – импульсивность, эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость, экспрессивность – практичность, на основе которых затем составляется характеристика особенностей темперамента и характера тестируемого.
Анализ полученных данных
Результаты диагностики доминирующих стратегий конфликтного поведения респондентов представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты диагностики доминирующих стратегий конфликтного поведения респондентов
Респонденты | Пол | Показатели в баллах |
Ж | ||
Ж | ||
Ж | ||
Ж | ||
Ж | ||
Ж | ||
Ж | ||
М | ||
М | ||
М | ||
М | ||
М | ||
М | ||
М |
Уровень выраженности доминирующих стратегий конфликтного поведения респондентов, в процентном соотношении, представлен в таблице 2.
Таблица 2 — Результаты доминирующих стратегий конфликтного поведения респондентов
Уровень выраженности стратегий конфликтного поведения | Показатели в % |
Черепаха | |
Акула | |
Медвежонок | |
Лиса | |
Сова |
Полученные результаты наглядно отображены на рисунке 1.
Рисунок 1 — Результаты диагностики доминирующих стратегий конфликтного поведения респондентов
Анализ полученных данных показал преобладание стратегии «Сова» у большинства респондентов, а именно у 45 %. Эти данные свидетельствуют о том, что у респондентов стратегия открытой и честной конфронтации. Они, как правило, открыто определяют позиции и ищут выход в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.
Стратегия «Акула» выявлена у 20% респондентов, это свидетельствует о том, что приверженцам этой стратегии цели очень важны, взаимоотношения – нет. Им неважно, любят ли их. Они считают, что конфликты решаются лишь выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.
Стратегия «Черепаха» выявлена у 15% респондентов, людям с такой стратегией свойственно отказываться как от достижения личных целей, так и от ориентации на благоприятные взаимоотношения с окружающими.
Стратегия «Лиса» выявлена у 10% респондентов, это стратегия компромисса. Для респондентов с такой стратегией характерна важность и целей, и взаимоотношений. Такие люди готовы отказаться от части целей, чтобы сохранить взаимоотношения.
Стратегия «Медвежонок» выявлена у 10% респондентов. Таким людям важны взаимоотношения, а цели – нет. Они хотят, чтобы их принимали, любили, ради чего жертвуют целями.
Результаты диагностики пятифакторного личностного опросника представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Результаты диагностики пятифакторного личностного опросника респондентов
Респонденты | Пол | Вторичные факторы / Показатели в баллах | ||||
1.0 | 2.0 | 3.0 | 4.0 | 5.0 | ||
ж | ||||||
ж | ||||||
ж | ||||||
ж | ||||||
ж | ||||||
ж | ||||||
ж | ||||||
м | ||||||
м | ||||||
м | ||||||
м | ||||||
м | ||||||
м | ||||||
м |
Полученные результаты в процентном соотношении представлены в таблице 4.
Таблица 4 — Результаты диагностики пятифакторного личностного опросника респондентов