Теоретические аспекты проблемы формирования этикетных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр. Экспериментальная работа по форм

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования этикетных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр 6

1.1. Понятие этикета и этикетных представлений в психолого-педагогической литературе 6

1.2. Особенности формирования этикетных представлений у детей в дошкольном образовательном учреждении 10

1.3. Дидактическая игра как средство формирования этикетных представлений у детей раннего возраста 14

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию этикетных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр 20

2.1. Изучение уровня сформированности этикетных представлений у детей раннего возраста 20

2.2. Дидактические игры, направленные на формирование этикетных представлений у детей раннего возраста 23

Заключение 31

Список литературы 33

Приложение 36

Введение

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, требуют от каждого человека обращения к нормам и правилам общения и поведения, заложенным в этикете, позволяющем быть успешным в социальном взаимодействии. В каждый исторический период такие правила определялись философами, учеными, государственными деятелями.

Этикет выполняет в обществе регулятивную, опознавательную, коммуникативную, этическую, эстетическую и воспитательную функции. Знания правил этикета необходимы каждому человеку, ознакомление с этими правилами необходимо начинать уже с раннего возраста. Обучение детей правилам и нормам поведения, принятым в обществе, является одной из важных задач в системе образования и воспитания подрастающего поколения, способствует успешной социализации личности.

Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры. Поведенческая культура, являясь частью общечеловеческой, отражает состояние общественного развития и вместе с тем она оказывает на него серьезное влияние.

Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему — важная задача взрослых. Но в повседневной практике правила этикета далеко не всеми и не всегда выполняются. Общий кризис, который сегодня переживает Россия, и который коснулся всех сфер ее жизни: политики, культуры, экономики — очевиден для каждого человека. В настоящее время одной из важнейших проблем является воспитание подрастающего поколения, обучение правилам и нормам этикета которого начинать нужно уже в раннем возрасте.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... средства музыкального развития детей среднего дошкольного возраста Основные задачи музыкального развития детей среднего дошкольного возраста рассмотрим на примере ... на музыку. Вторая – произвольное пользование слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии. Это уже элемент музыкального ... окружающему, раскрыть внутренний мир и чем раньше ребенок начнет приобщаться к этому виду деятельности, ...

Анализ литературы, основных тенденций социализации личности в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике, в теории и практике дошкольного образования позволил обнаружить ряд противоречий, наличие которых затрудняет реализацию задач по формированию этикетных представлений у детей. К числу наиболее существенных, на наш взгляд, можно отнести противоречия между:

— социальной потребностью общества в овладении детьми уже с раннего детства нормами этикета и отсутствием технологий формирования этикетных представлений;

— объективно существующими возрастными предпосылками усвоения детьми раннего возраста норм и правил этикета и недостаточной ориентацией на них в учебно-воспитательном процессе учреждений дошкольного образования.

В теории и методике воспитания детей раннего возраста в настоящее время не определена технология формирования этикетных представлений у детей, не недостаточно изучена проблема использования игры в формировании этикетных представлений.

Таким образом, несоответствие между запросами и реалиями современного общества и состоянием теоретического знания по проблеме формирования этикетных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр обусловили выбор темы исследования.

24 стр., 11885 слов

Характеристика и изучение лексикона ребенка раннего дошкольного возраста

... формирование ориентации на слово. Третья глава - практическая часть выпускной работы называется «Особенности лексикона детей раннего дошкольного возраста ... . Например, у слова «стол» денотатом является представление о конкретных реально существующих материальных предметах - вид ... , нужно - [на дя], не буду - [не будю]. 20. Этикетные фразы: спасибо - [писибо], пожалуйста - [бозя], до свидания, пока ...

Цель исследования — теоретически обосновать и разработать комплекс дидактических игр, направленных на формирование этикетных представлений у детей раннего возраста.

Объект исследования — процесс формирования этикетных представлений у детей раннего возраста.

Предмет исследования — использование дидактических игр в процессе формирования этикетных представлений у детей раннего возраста.

Гипотеза исследования: процесс формирования этикетных представлений у детей раннего возраста будет эффективным, если будут использоваться различные дидактические игры.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования этикетных представлений в дошкольном образовательно учреждении.

2. Рассмотреть особенности формирования этикетных представлений у детей раннего возраста.

3. Раскрыть методику организации и проведения дидактических игр в процессе воспитания детей раннего возраста.

4. Изучить уровень сформированности этикетных представлений у детей раннего возраста.

5. Разработать комплекс дидактических игр, направленных на формирование этикетных представлений у детей раннего возраста.

Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической и методической литературы), эмпирические (тестирование, наблюдение, констатирующий эксперимент), методы обработки данных.

Экспериментальная база исследования: МДОУ детский сад № 481 г. Челябинска.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования этикетных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр

1.1. Понятие этикета и этикетных представлений в психолого-педагогической литературе

В каждый исторический период правила этикета определялись философами, учеными, государственными деятелями. Считается, что наиболее ранняя книга по этикету была написана в Египте около 2350 г. до н.э. под названием «Инструкция по поведению».

22 стр., 10755 слов

Взаимосвязь самооценки и склонности к сниженному настроению у табачных аддиктов в возрасте ранней зрелости

... рекомендации по данному исследованию. Объект исследования - табачные аддикты в возрасте ранней зрелости Предмет исследования - самооценка и склонность ... острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, ... складывается собственная семья и рождается первый ребенок. Завершается получение высшего образования. На работе ...

По мнению других специалистов, первый известный трактат о поведении «Дисциплина клерикалис», изданный в 1204 году, был написан испанским священником Педро Альфонсо. Книга была предназначена для духовенства. На ее основе позднее выходят пособия по этикету в Англии, Голландии, Франции, в германских и итальянских землях. В их содержании преобладали правила поведения за столом. Затрагивались и другие вопросы — порядок ведения бесед, приёма гостей. Эти правила считались пригодными и для дипломатов.

Список литературы

1. Азбука вежливости: знакомство с окружающим миром (для дошк. возраста) / И. Сыроваткина. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 230 с.

2. Азбука этикета. Развивающие игры. Лото: пособ. для дошкольного и начального школьного обучения / под ред. Н.В. Писаренко. — М.: Умка, 2007. — 210 с.

3. Азы этикета: о правилах хорошего тона / сост. и ред. С.И. Банюлис. — Тольятти: Анфас, 1997. — 360 с.

4. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. — М.: Медецина 2007. — 304с.

5. Андреев, В. Ф. Золотая книга этикета / В.Ф. Андреев. — М.: Вече, 2004. — 398 с.

6. Анисимова, И. М. Хорошие манеры для детей / И. М. Анимсимова. — СПб.: Аквариум: Дельта, 1996. — 350 с.

7. Анисимова, И.М. Магия общения: история и практика этикета / И.М. Анисимова. — М.: Издательский дом «Звонница-МГ», 2004. — 478 с.

8. Безгина, О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников: метод. пособие для воспитателей / О.Ю. Безгина. — М.: Мозаика-синтез, 2005. — 34 с.

13 стр., 6025 слов

Рассмотрев данные ситуации, опр-те, у кого из детей скорее сформ-ся игра как деятельность

... развития является физиологическое становление ребенка, его режим дня с соответствующими возрасту играми, физическими упражнениями, питанием, выполнением гигиенических процедур. Ребенку должно быть обеспечено физическое ... К 4 мес. общение приобретает избирательный характер. При правильных методах воспитания непосредственное общение, характерное для начала младенчества, вскоре уступает место общению ...

9. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного возраста: учебное пособие для студ. вузов / В.Н. Белкина. — М.: Академический проект, 2005. — 256 с.

10. Белокурова, Г. В. Формирование социальных умений дошкольников средствами этикета / Г. В. Белокурова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2008. — № 74−2. — С. 53−56.

11. Белокурова, Г. В. Этикет в процессе овладения дошкольниками социальной ролью / Г. В. Белокурова // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 11. — С.40−47.

12. Бескоровайная, Л.С. Этикет для малышей или «Что такое хорошо и что такое плохо?» / Л.С. Бескоровайная, О.В. Перекатьева. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 280 с.

13. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. — М.: Основа, 2001. — 123 с.

14. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов / Под ред. Т.И. Оверчук. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. — 314 с.

15. Воспитание, образование и развитие детей 2−3 лет в детском саду. Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Сост. Т.Н. Доронова. — М., 2005. — 240 с.

16. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. — М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.

17. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. — М.: Владос, 2007. — 289 с.

18. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание. В 4-х томах / В.И. Даль. — Т.4. — М.: Аст, 2004. — 921 с.

19. Запорожец, А.В. Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях / А.В. Запорожец // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. — М.: Просвещение, 1998. — 187 с.

23 стр., 11420 слов

Процесс коррекции моторной сферы у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией

... - М. : Просвещение, 1985. 170с. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция ... исследовании участвовало 20 детей дошкольного возраста 4 -5 летнего возраста с первично сохранным ... ». Процесс «гуления» является для ребёнка игрой со звуками и артикуляционным аппаратом. ... В. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, ...

20. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методиеский аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 80с.

21. Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. — М.: Сфера, 2004. — 112 с.

22. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб.-метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г. Г. Григорьева. — М.: Просвещение, 2003. — 253 с.

23. Курочкина, И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 224 с.

24. Курочкина, И.Н. Увлекательное путешествие в страну хороших манер: пособие для детей старшего дошкольного возраста / И.Н. Курочкина. — М.: Просвещение, 2007. — 63 с.

25. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. — М.: Прометей, Юрайт, 1998. — 464 с.

26. Селиверстов, В.И. Дидактические игры с детьми / В.И. Селиверстов. — М.: Просвещение, 2000. — 190 с.

27. Сепир, Э. Коммуникация // Избранные труды по языкознанию и культурологии / Э. Сепир. — М.: Прогресс, 1993. — С. 175−178.

28. Смирнова, Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста / Е.О.Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. — М: Мозаика-Синтез, 2007. — 160 с.

29. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. — М.: Детство-Пресс, 2008. — 183 с.

30. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова. — М.: Просвещение, 2002. — 360 с.

31. Цивьян, Т.В. К некоторым вопросам построения языка этикета / Т.В. Цивьян. — М., 1989. — С.144- 149.

8 стр., 3571 слов

Игры-приветствия для детей 3−5 лет

... принятие своего имени; 3. 3. Учить детей здороваться ласково с другими детьми. Ход игры: Дети встают в круг, воспитатель встаёт с ... пространстве и координации движений; 3. Развитие доброжелательности . Ход игры: Дети встают в круг, воспитатель встаёт с ними, руки опущены ... и различия; 3.Учить детей угадывать эмоции; 4. Учить детей передавать образ животного. Ход игры: Дети сидят в кругу на стульчиках ...

32. Шипицына, Л. Азбука общения / Л. Шипицына. — М.: Детство-Пресс, 2008. — 189 с.

33. Эльконин, Д. Психология игры / Д. Эльконин. — М.: Владос, 2007. — 360 с.

34. Энциклопедия этикета: правила поведения в обществе и дома / сост. И. Панкеев. — М.: Россия молодая, 1996. — 191 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector