Содержание
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты понимания проблемы девиантного поведения 4
1.1. Девиантное поведение: проблемы и перспективы 4
1.2. Социальная работа с девиантным поведением в учреждениях СЗН 13
Глава 2. Технологические аспекты профилактики девиантного поведения в подростковой среде 16
2.1. Опыт деятельности центра по работе с запущенными подростками 16
2.2. Технология социальной профилактики девиантного поведения подростков 21
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Введение
Проблема девиантного поведения, являясь чрезвычайно актуальной, изучена весьма недостаточно, как в социально-психологическом, так и медицинском аспекте. Одним из проблемных вопросов является разночтение в терминологии данной группы отклонений и расстройств – «нарушение поведения», «патологическое поведение», «аномальное поведение», «девиантное» и «делинквентное поведение».
Многочисленные попытки специалистов систематизировать причины, условия и факторы нарушения поведения являются недостаточно разработанными. По мнению исследователей, это, прежде всего, связано с отсутствием четких диагностических критериев.
Выход научной литературы по проблемам девиации увеличивается по мере развития человеческого общества. Имеющиеся публикации отражают попытки решения проблемы на социологическом, социально-психологическом, социально-педагогическом, а также юридическом и медицинском уровне.
В настоящий момент, когда словосочетание «молодежь группы риска», «девиантное поведение», термины «безнадзорность» и «беспризорность» стали общеупотребительными символами времени, научное и практическое обращение к проблеме профилактики правонарушений и их рецидивов в подростковой среде становится актуальной. Исследования причин безнадзорности и правонарушений выявили сложные взаимосвязи в генезисе и разных проявлениях этих социально-психологических феноменов. Если обобщить результаты ряда исследований, то можно сделать вывод о том, что эти феномены сегодня являются предметом всестороннего межпредметного анализа, включающего в себя проявление возрастных кризисов, характеристики среды, методы воспитания, последствия пребывания подростков на улице, социально-психологические характеристики молодежи группы риска и их ближайшего окружения, а также последствия системного кризиса Российского общества.
Девиантное поведение.Проблема девиантного поведения в современном ...
... как С.В.Дармодехин, П.Д.Павленок, Е.И.Холостова, которые отмечают, что «девиантное поведение - понятие социально-психологическое, это нарушения поведения, не обусловленные нервно-психическими заболеваниями».[22, с.395] ... отсутствии органической психической патологии.[14, с.19] Девиантное поведение подразделяется на две группы. 1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т.е. наличие ...
В работе с молодежью группы социального риска для социолога-практика актуальным становится не столько знание общих подходов и закономерностей девиантологии как науки, сколько возможность выявления системообразующих факторов риска конкретного подростка в контексте жизненной ситуации, анализ причин его неблагополучия и выстраивание на этой основе индивидуальных программ профилактики.
Объект исследования – проблемы девиантного поведения молодежи.
Предметом исследования является социальная профилактика девиантного поведения молодежи.
Цель работы – разработать технологию социальной профилактики девиантного поведения молодежи.
Раскрытие данной цели предполагается сквозь призму решения ряда взаимосвязанных исследовательских задач:
• выявить проблемы и перспективы девиантного поведения;
• рассмотреть понимание проблемы девиантного поведения в зарубежных и отечественных исследованиях;
• проанализировать социальную работу с девиантным поведением в учреждениях СЗН;
• изучить опыт деятельности центра по работе с запущенными подростками;
• разработать и апробировать технологию социальной профилактики девиантного поведения подростков.
Структура работы обусловлена поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты понимания проблемы девиантного поведения
1.1. Девиантное поведение: проблемы и перспективы
Термин «девиация» используется в разных науках, в том числе – в психологии – в своем первоначальном значении, однако содержание его варьируется у разных авторов.
Наиболее общее представление о девиантном поведении связано с нарушением неких норм, которые выступают регуляторами общения между людьми.
Следует подчеркнуть, что норма является величиной переменной. Характер ее изменяется под воздействием разных факторов: возрастного, этнического, социального, профессионального, полового, идеологического и т.д .
Например, хороший ученик дал отстающему свою тетрадь, чтобы списать домашнее задание. Для учителя этот поступок – нарушение нормы, для ученика, напротив, нарушением нормы было бы отказать в просьбе товарища. Сильный ученик знает, что за отказом последуют репрессии со стороны своих товарищей (как сильных, так и слабых учеников), что для него, несомненно, является более значимым и важным, чем замечание учителя.
Вместе с тем, та же самая ситуация в США интерпретировалась бы обеими сторонами совсем по-другому: учитель там был бы скорее удивлен такой попыткой, чем возмущен, а ученик, попросивший списать задание, был бы подвергнут остракизму со стороны своих товарищей. Дело в том, что такая просьба означала бы желание уклониться от состязания, что в американской культуре считается знаком позора. Страх оказаться в числе неудачников является более сильным мотивом, чем мотив страха академической задолженности.
Эмоциональное выгорание и копинг-поведение педагогов ДОУ на разных ...
... показатели сосредоточены в фазе «резистенция». o Наиболее эффективную стратегию копинг-поведения «Планирование решения проблемы» используют в своей деятельности педагоги со стажем 5-15 лет, ... Воспитатели со стажем более 25 лет, при возникновении проблем профессионального плана более эффективно используют копинг-поведение (избегание, социальное отвлечение). Аналогичным образом поступают, как правило, ...
Таким образом, «норма» – это условная и переменная величина, реальность которой наиболее отчетливо проявляется при взаимодействии различных культур .
Чужую культуру узнают именно по неприемлемой форме, свою культуру яснее начинают представлять именно на фоне этой неприемлемой формы. Причем, значимым оказывается бесконечный ряд поведенческих актов: и то, как человек ест, как он смеется, и то, как он одевается и т.д.
Например, одна американка в Японии посмотрела какой-то самурайский фильм и поделилась своими впечатлениями с японкой: «как, должно быть, жутко умирать от меча!» На что японка ответила, что, по ее мнению, страшнее быть застреленной из пистолета – не успеешь даже подготовиться к встрече с богом! Услышав мнение японки, американка была поражена и впервые осознала тот факт, что пистолет давно стал неотъемлемой частью американской культуры, чем-то понятным и родным. А поэтому, хотя потенциал убийства в пистолете заложен куда более страшный, чем в мече, пистолет представляется американке менее опасным…
Важным обстоятельством при рассмотрении отклоняющегося поведения является то, что расстройство, лежащее в основе такого поведения, может быть специфичным по отношению только к определенной ситуации. Например, ночное недержание мочи у ребенка может отмечаться только дома, а вдали от родителей – никогда; или демонстрируемая школьником агрессивность в школе может никогда не проявляться в семье .
Таким образом, прежде чем рассуждать о девиации, считают американские исследователи, нужно отчетливо представлять, по отношению к какой норме эта девиация определяется. В этом, по их мнению, кроется суть проблемы. Девиация легко распознается в своих экстремальных проявлениях: нельзя красть, убивать, прелюбодействовать и т.д.
Этот ряд известных библейских «нельзя» огораживает для человека территорию, в пределах которой ему разрешается жить и действовать. Система библейских «нельзя» имеет значительно более универсальный характер, чем те факторы, которые действуют в примерах с самурайским мечом и списывающим учеником.
Сопоставляя более общую систему норм с более частной, американские специалисты приходят к следующим выводам:
• все нормы действуют, прежде всего, по схеме «стимул-реакция», следовательно, явление девиации возможно и целесообразно рассматривать с бихевиористских позиций;
• норма проявляется, прежде всего, как признак «нельзя» в виде реакции общества на поведение индивида в социуме;
• универсальных «нельзя» немного и дело не в них. Человеческой культурой созданы тысячи «нельзя», в которых трудно не заблудиться не только простым смертным, но и ученым, специально исследующим модели общения и поведения людей;
• общество защищает себя от нарушителей универсальных «нельзя» целой системой наказаний вплоть до тюрьмы, сумасшедшего дома, и смертной казни. Нарушителям менее понятных и более многочисленных «нельзя» грозит, как правило, только порицание со стороны окружающих;
• причинами девиантности могут выступить разные факторы: болезнь, физиология человека, отсутствие гармонии между человеком и окружающей средой, наследственность и пр.
Девиантное поведение подростков 3
... Битинас, И.С. Кон, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, И.А. Невский. Проблеме проявления девиантных форм поведения у подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы Ю.Р. Вишневского, И.А. ...
Делая вывод об особенностях поведения, необходимо получить сведения о поведении человека в разных обстоятельствах. Ситуативное проявление особенностей поведения заключается не только в самом человеке, но и во взаимодействии его с окружающей средой.
Холистический подход к девиантности в понимании Джеймса В. Макконнелла. Девианты исследуются, по мнению исследователя, в особом разделе психологии, который называется «Психопатология» и «Аномальная психология». В самом начале этого раздела Макконнелл большими буквами выделяет подзаголовок: «Внимание! Противоречивый материал!» Действительно, наибольшая степень согласия среди психологов наблюдается в тех разделах, где рассматривается мозг и нервная система-психология чувственного и логического познания.
Консенсус меньше в области мотивации и общения, еще меньше – в психологии развития и социальной психологии. Расхождения достигают высшей точки в теории личности, патопсихологии и психотерапии…………….
Заключение
Все специалисты, работающие с молодежью, столкнулись сейчас с рядом проблем. Это связано в основном с тем, что подростки и молодежь, испытывают трудности в установлении контактов с миром взрослых людей. С одной стороны, это и вина взрослых: они слишком увлечены зарабатыванием денег и делением сфер влияния, они слишком много уделяют внимания собственным болезням, забывая порой о проблемах собственных детей или, наоборот, решая их очень активно, не давая ребенку свободы в своих проявлениях. Все это ставит перед нами задачи, решать которые необходимо в работе с молодежью.
Завершая работу, хочется отметить, что работа по совершенствованию, апробации и внедрению индивидуальных программ профилактики правонарушений и сопровождению молодежи и семей группы «социального риска» чрезвычайно актуальна.
В ходе написания данного исследования мною были рассмотрены такие актуальные для российского общества вопросы как: понимание проблемы девиантного поведения в зарубежных исследованиях, проанализирована проблема девиации в отечественных источниках, охарактеризованы причины девиации как проблема. Кроме перечисленного, предпринята попытка выявления технологических аспектов профилактики девиантного поведения в подростковой среде, в частности, комплексное сопровождение и поддержка подростков группы социального риска.
В основе всех этих проблем молодежи лежат одни и те же причины: у молодежи не сформировано умения преодолевать сложные ситуации, владеть своими эмоциями, конструктивно решать проблемы, взаимодействовать со взрослыми, сотрудничать и находить компромисс.
Как найти «золотую середину» в общении с молодежью, когда стоит жестко вести себя с ними, а когда уступить, как достичь хотя бы частичного взаимопонимания и взаимодействия между старшим и младшим поколением, что делать, чтобы молодые люди не стали жертвами вредных привычек, амбиций, необдуманных поступков и т.д. Именно такие вопросы и стоит решать каждый день в работе социальных служб.
Список использованной литературы
1. Белоусова З.И. Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков. – Запорожье, 1998;
2. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением. /Учебно-методическое пособие. Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2001;
3. Гилинский Я.И., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учеб. пособие. – СПб.: ИС РАН, 1993;
Коррекция девиантного поведения подростков
... анализ по проблеме коррекции девиантного поведения подростка условиями, средствами и механизмами, связанными со второй сигнальной системой человека. Отсюда вытекает необходимость исследования темы «Коррекция девиантного поведения подростка» в рамках специальной психологии и психологии подростка. Целью ...
4. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // СоцИс. – 1991. – №4. – С. 72 – 78;
5. ГилинскийЯ. И. Девиантное поведение подростков: состояние, проблемы, перспективы // Бюллетень Защиты Прав Ребенка. – СПб., 1994. – С. 7-12;
6. Заика Н.И., Крейдун Т.И., Ячина Н.И. Психологическая характеристика этичности подростков с отклоняющимся поведением. Вопросы психологии, 1990, №4;
7. Илешева Р.Г. Нарушения поведения у детей и подростков. – Алма-Ата, 1990;
8. Иовчук Н.М., Северный А.А. Социум как пусковой фактор реализации конституциональных патологических предрасположений к отклоняющемуся поведению у детей и подростков // Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков. – М., 1996;
9. Каминер А.М., Майорова Е.А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодежи. – М., 2003;
10. Карпинский К.В. Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути девиантной личности: Монография / К.В.Карпинский; Под. ред. Т.К.Комаровой. – Гродно: ГрГУ, 2002;
11. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2001;
12. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М., 1979;
13. Крысько В.Г. Социальная психология. Словарь-справочник. – Минск, 2001;
14. Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. – М., 1988;
15. Мирсагатова М.Н. Проблема беспризорности детей в России: состояния и возможности решения. – М., 2002;
16. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. – М., 2003;
17. Реан А.А. Семьи и дети группы риска. // Беспризорник. 2004, №3. С. 44-47;
18. Сенько Т.В. Профилактика отклоняющегося поведения, правонарушений и преступности несовершеннолетних // Возрастная, педагогическая и коррекционная психология: Сб. науч. тр.: Вып.3 / Под ред. Ю.Н. Карандашева, Т.В. Сенько. – Минск: Карандашев Ю.Н., 2000. – С. 153-166;
19. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики. – М., 1994;
20. Социальная педагогика. / Под ред. В.А. Никитина. – М., 2002;
21. Социальные отклонения /Кудрявцев В. Н., Бородин С. В., Нерсесянц В.С., Кудрявцев Ю.В. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юридическая литература, 1989;
22. Хомик В.С. Кроник А.А. Отношение к времени жизни: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклоняющегося поведения // Вопросы психологии. – 1988. – №1. – С. 98-106.
23. Христозов X. Категория девиантного, асоциального, антисоциального и делинквентного поведения у детей и подростков // Невропатологии и психиатрии. – 1987. – №10. – С. 1527-1529;
24. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002;
25. Шевченко Ю.С. Патологические привычные действия у детей и подростков. – М., 1993.