Связь виктимности и агрессивности в поведении подростков

Введение.

Ученые, педагоги, психологи практики, работники социально-педагогических и учреждений дополнительного образования всегда заостряли внимание на поведение педагогически — и социально запущенных детей. Но большинство научных работников останавливают свое внимание на социальных факторах трудного детства, в то время как виктимологический и психологический аспекты остаются почти не исследованными.

Сегодня виктимность и виктимное поведение является предметом изучения социальных психологов Мудрика А.В., Хартмана С., Туляков В.А., Эминов В.Е., Еникеева М.И).

В русле виктимологических исследований изучаются по большей части личность и поведение жертв преступлений (П.С. Дагель, Д.В. Ривман, Б. Станков, Л.В. Франк, Г. Шнайдер и др.), роль жертвы преступления, ее межличностных связей и отношений с преступником (Г. Гепингер, Г. Кленфелер, В.С.Минская, К.Хигути, Б.Холыст, В.Е. Христенко, Г. Шульц и др.).

В работах М.А. Галагузовой рассматривается специфика работы с подростками, склонными к девиантному поведению. В.И. Загвязинский, А.В Мудрик, Ф.А. Мустаева, М.В. Шакурова исследуют ключевые понятия виктимологии и специфику социально-педагогической виктимологии. Актуальные вопросы профилактики имеются в работах М.А. Галагузовой, С.А. Беличевой, А.В Мудрика.

Виктимное поведение представляет собой сочетание приобретенных человеком физических, психических и социальных черт и признаков, повышающих вероятность превращения его в жертву преступления или разрушающих действий. А.В. Мудрик привел определение понятию виктимности: «Виктимность — субъективная предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств» и указал, что «повышенная виктимность несовершеннолетних определяется не только их психофизическими качествами, но и их социальными ролями, местом в социальных отношениях, положением, которое они занимают в семье». Люди, рискующие оказаться в положении жертвы, показывают разные виды виктимного поведения: агрессивным поведением вызывающе провоцируют преступника; пассивно подчиняются насилию; проявляют невнимательность или полное непонимание хитростей преступника. Главный признак виктимного поведения — это осуществление определенных действий или бездействий, которые способствуют тому, что человек или ребенок оказывается в роли потерпевшего.

7 стр., 3319 слов

Типология социального поведения Р. Мертона

... социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. И, наконец, девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующему положению дел, ведет к совершенствованию социальных норм. «Преступление ...

Самый уязвимый возраст, когда дети попадают в различные трудные жизненные ситуации — подростковый. Это тот возраст, когда при отсутствии значительного жизненного опыта подросток должен решать самые различные задачи: освобождение от надзора взрослых, взаимоотношения с лицами другого пола, сверстниками, к определённому времени возникает проблема выбора профессии. Именно в этот период наиболее активно формируется личность.

Важнейшим аспектом повышенной виктимности подростков является негативное воздействие взрослых на их психику, телевидения, групп сверстников, формирующих у них антиобщественную установку личности. Результаты такого негативного воздействия нередко приводят подростка к совершению асоциальных поступков, а также могут поставить его в положение жертвы.

Исходя из актуальности выбранной темы, была определена цель курсовой работы — изучить связь виктимности и агрессивности в подростковом возрасте.

Для того чтобы реализовать цель были поставлены задачи:

Рассмотреть теоретические основы виктимности и агрессивности

Раскрыть понятие и формы виктимного и агрессивного поведения

Изучить факторы, обуславливающие виктимное и агрессивное поведение подростков

Провести эмпирическое исследование по выявлению связи виктимности и агрессивности подростков

Глава 1 Теоретические основы агрессии, виктимности и агрессивности подростков

1.1 Основные характеристики агрессии и агрессивности

В простом понимании «агрессия» означает много разных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека или нескольких людей, наносят ему материальный ущерб, не дают осуществлять его намерения, противостоят его интересам или ведут к его уничтожению. Человек, совершая агрессивные действия, как правило, не просто реагирует на какие-то ситуации, но оказывается вовлечённым в сложную предысторию развития событий, что заставляет его оценивать мотивы других людей и итоги собственных поступков.

В агрессивном поведении человек показывает свои чувства в грубой, угрожающей, нападающей, требовательной или враждебной манере. Ему плевать на права других, он ущемляет их. Чувства и права другого человека, который является объектом агрессии, мало принимаются в расчет, или вовсе не принимаются. Человек, который ведет себя агрессивно, осознаёт очень малую долю ответственности за свои поступки.

В поведенческой теории агрессия рассматривается как проявление негативного отношения к объекту или человеку, который и является препятствием для достижения какой-либо цели.

З. Фрейд относил агрессию и агрессивность к тем проявлениям, против которых, в частности, и используются защитные механизмы. Следствием такого рассмотрения агрессии возможно понимание ее либо как своеобразной защитной реакции человека на те или иные внешние и внутренние раздражения, либо как нападения, борьбы [12].

Можно выделить другие определения понятия агрессии:

Агрессия — это любой вид поведения, приносящий вред другому. Это определение основано на оценке поведения. Остается неопределенным, что такое вред? А если это не умышленно?

Агрессия — это любое действие, имеющее целью причинение вреда другому. Данное определение базируется на понятии «намерение». А если не было намерения?

Агрессия — это поведение, при котором нарушаются права другого человека. Если агрессия пассивная, то нрава не нарушаются.

10 стр., 4684 слов

Психологические особенности толпы и особенности поведения отдельного ...

... некоторые внешние раздражители становятся сигналами благополучия/неблагополучия 4. Мотивационная - эмоции определяют поведение человека, становятся кратковременными мотивами его деятельности, заставляя стремится к цели 5. ... информации об окружающем мире, недостающая информация пополняется путем поискового поведения, совершенствования навыков. Подкрепляющая функция эмоций (т.е. испытывание какого-то ...

Агрессия — стремление словом или действием опозорить, осудить, проклясть, поиздеваться, унизить, уничтожить противника (Меррей).

Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

В рамках теории дифференциальных эмоций агрессия определяется как враждебное действие или поведение. Агрессия — это физический акт, который иногда может запускаться и поддерживаться эмоциями, входящими в комплекс враждебности [4].

Главная особенность агрессивного поведения — это достижение своих целей в ситуации, когда мало учитываются интересы других людей, а также за их счет. Агрессивное поведение характеризуется стремлением добиться своих целей любой ценой, отстранением людей и созданием препятствий другим походу дела.

В качестве позитивных характеристик агрессии можно выделить:

а) функции самосохранения, б) психологическая разрядка.

В общем под агрессией можно понимать объединение поведенческих реакций, имеющих негативную эмоциональную окраску по отношению к оппоненту, сопутствующих грубостью, осуждением соперника с цепью его подчинения. Однако мы бы не хотели останавливать свой взгляд лишь на негативной стороне данного типа реагирования. Поэтому в качестве характерных его проявлений рассматриваем также авторитарность, единовластие, самоуверенность, отсутствие такта и выдержки. Говорить о сильной агрессивности человека можно лишь при том что присутствуют все выше перечисленные характеристики личности и поведения.

Учёные выделяют несколько видов агрессии:

1. Прямая агрессия — коварное нападение на жертву.

2. Скрытая — агрессия происходит со стороны третьего лица, не причастного к конфликту.

3. Пассивная агрессия — это сочетание борьбы и бегства от решения конфликтной проблемы. Цель пассивной агрессии — нанесение вреда другому, не показывая при этом свои агрессивные мысли.

Пути пассивной агрессии:

а) негативные замечания в адрес другого за его спиной;

б) поиск различных неправдивых отговорок, оправдывающих отсутствие положительной реакции на просьбу;

в) игнорирование планов и предложений другого;

г) отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы, бойкот.

4. «Замороженный гнев» — гнев, который может долгое время оставаться в исходном состоянии. Он показывает себя в форме недоброжелательства или затаенной злобы. Например, есть люди, не разговаривающие друг с другом по двадцать лет — настолько каждый из них полон закостеневшей обиды. Это нереализованная агрессия.

5. Врожденная агрессия характеризуется целенаправленно осознанным намерением нанесения вреда другому.

6. Перемещение. Ответная реакция переносится на другой объект или личность, которые не вызвали тревожности. При этом объект перенесённого ответа получает намного больше враждебности, чем объект, который вызвал реакцию агрессии.

7. Косвенная агрессия осуществляется человеком, не причастным к конфликту (например, сплетни, клевета).

8. Потенциальная агрессия характеризуется накоплением недовольства.

9. Ритуальная агрессия проявляется в тех случаях, когда, например, кто-то «огрызнулся» на вас в транспорте, вы «огрызаетесь» в ответ.

21 стр., 10496 слов

Влияние внутренней позиции на поведение младших подростков

... поведение младшего подростка. Особое значение исследованию влияния внутренней позиции младшего подростка придается в силу того, что в последнее время увеличивается количество агрессивных подростков. Рост подростковой агрессии ... на поведение младших подростков. Объект исследования: поведение младших подростков. Предмет исследования: влияние внутренней позиции на поведение младших подростков. Гипотеза ...

10. Неосознаваемая агрессия. Мать испытывает агрессивные чувства по отношению к ребенку, но не может их вылить, т.к. она любит своего ребенка, поэтому она находит недостатки в ребенке и выливает на него свою агрессивность. Часто такая агрессия выражается в двойственных чувствах.

11. Физическая агрессия — это целенаправленное нанесение телесных повреждений

12. Моральная агрессия — это целенаправленное унижение человека критикой, замечаниями.

13. Социально-приемлемая агрессия встречается в спортивной деятельности, где создаются ситуации, в которых человек не должен проигрывать.

14. Инструментальная агрессия (по Бандуре) характеризует случаи, когда агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда. Другими словами, для лиц, проявляющих инструментальную агрессию, нанесение ущерба другим не является самоцелью. Вероятнее они используют агрессивные действия в качестве инструмента для проявления различных желаний. В инструментальной агрессии цель действия субъекта нейтральна, а агрессия используется как одно из средств ее достижения. По Зильманну инструментальная агрессия — это агрессия, обусловленная побуждением [13].

15. Реактивная и проактивная агрессия (по Додж и Койи).

Реактивная агрессия в различных ее проявлениях (экспрессивная, импульсивная, аффективная) предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. Реактивная агрессия возникает как реакция с……..

Библиографический список:

1. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. — СПб.: Речь, 2004. — 336 с.

2. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. — СПб.: Речь, 2005. — 436 с.

3. Емельянов, И. Л. Виктимность и виктимизация: понятие, виды, проблемы профилактики // Философия, социология, культурология. — 2008. — №5. — С.3-14.

4. Захаренко Т. С., Мосина Н. А. Особенности агрессивного поведения подростков // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 783-786.

5. Змановская Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. — М., 2004. — С. 40.

6. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 1008 с.

7. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. — 445 с.

8. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 184с.

9. Ривман Д.В., Устинов В.С. Виктимология. — СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004. — 332 с.

10. Таранова Т. Социальные сети и психика подростков / Т. Таранова // Директор школы. — 2009. — №4. — С.85-87.

12 стр., 5898 слов

Глава 1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии

... поведения в психологии Основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии Рассмотрим основные подходы к агрессии и агрессивному поведению в зарубежной и отечественной психологии. В зарубежной психологии ... От подобной реактивной агрессии в различных ее проявлениях (экспрессивная агрессия, импульсивная агрессия, аффективная агрессия) следует отличать враждебную агрессию, характеризующуюся ...

11. Христенко В.Е. Психология жертвы. — Х.: Консум, 2005. — 256 с.

12. Цыренов В. Ц. Агрессивное поведение подростков как социально-педагогическая проблема // Вестник Бурятского гос. ун-та. — 2010. — № 1. — С. 49-53.

13. Фурманов, И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция/ И. А.Фурманов. Спб.: Речь, 2007. — 480 с.

14. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. — СПб: Речь, 2003. — 336 с.

15. Электронный источник ( articles/vozsoc.htm).

16. Электронный источник( issue/?action=topic&toid=9756).