Содержание
Введение 2
1.Теоретический анализ проблемы взаимосвязи самооценки и уровня успешности деятельности 4
1.1. Самооценка и уровень притязаний 4
1.2. Мотивация и успешность деятельности 9
2. Практическое исследование взаимосвязи самооценки и уровня успешности деятельности 16
2.1. Подготовка и проведение исследования 16
2.2. Анализ результатов и выводы 20
2.3. Психокоррекция самооценки и мотивации 24
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение 1 29
Приложение 2 31
Введение
Одной из важнейших особенностей социального и психологического бытия человека является его отношение к самому себе, к своим поступкам, собственной личности, т.е. самосознание.
В самосознании проявляется сложная совокупность психических процессов и состояний, посредством которых личность вычленяет себя из окружающего мира, формирует собственное видение мира, изменяет отношение к своему прошлому, настоящему и будущему. В нем соотносятся мотивы и поступки, желания, влечения, стремления человека, в результате чего личность самоопределяется, выделяет для себя наиболее значимые потребности.
В настоящие время такой подход к изучению самосознания личности активно развивается в рамках отечественной психологии личности и общей психологии.
В последнее время резко возросло количество различных психических травм и неврозов, связанной с деятельностью или потерей работы у многих профессиональных категорий людей (научные работники, военные, педагоги и т.д.).
Значение знаний о самоотношении, как части общей Я-концепции, при этом резко возрастает в интересах оказания психологической помощи.
Стратегия профессиональной карьеры, успешность в выбранной сфере деятельности во многом зависит и от уровня притязаний людей. Если они разумно сочетаются с требовательностью к себе, то способствуют повышению деловой активности, достижению лучших результатов и получению более полного удовлетворения от работы. Пониженный уровень притязаний обычно сопровождается сокращением требовательности к себе, ожиданием указаний от руководства, пассивностью. Чрезмерная рефлексивность снижает активность и подавляет инициативу, мешает успешной карьере.
С позиций психологии эта проблема наиболее полно исследована зарубежными учеными (А.Митчеллом, А.Бандурой, Д.Роттером и др.), оформившись в теорию социального научения [16, c.373]. Согласно этой теории одним из особо значимых качеств является самоэффективность личности. Ряд исследователей выдвинули и эмпирически подтвердили предположение о том, что к базисным личностным качествам работников, обладающих высоким уровнем мотивации к карьере, относятся самоэффективность и самоуважение. Этот феномен психологически связан с наличием (или отсутствием) у человека уверенности, что он обладает необходимой компетенцией для достижения желаемого результата. Ожидание высокой эффективности становится условием начала и устойчивого продолжения (несмотря на трудности) того или иного вида деятельности. То, как человек оценивает собственную эффективность, определяет его дальнейшее поведение: расширяет или ограничивает возможности выбора сфер деятельности и характера карьеры, позволяет верно определить возможности роста, место среди коллег по работе. От самооценки зависят взаимоотношения с окружающими, уровень критичности и требовательности к себе, отношение к успехам или неудачам.
Особенности самооценки пожилых людей
... самооценки. 4. Провести эмпирическое исследование самооценки одиноких пожилых людей. Предмет исследования: анализ самооценки пожилых одиноких людей. Объект исследования: пожилые одинокие люди. Предмет исследования: корреляция между генезисом самооценки пожилого человека и уровнем ... Профессионализм педагогической деятельности. СПб., ... программы в отношении населения ... Психология изучения личности. СПб., ...
Во второй половине ХХ в. мотивационные концепции разрабатывались в трудах Д.Макклелланда, Д.Аткинсона, Г.Хекхаузена, Г.Келли, Ю.Роттера. В отечественной психологии А.Н.Леонтьевым была создана теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека. Мотивация достижения, а также тесно связанная с ней тема уровня притязаний исследовалась такими специалистами, как М.Ш. Магомед-Эминов, Т.В. Корнилова, И.М. Палей и многими другими. Вопросы взаимосвязи мотивации деятельности и самооценки личности разрабатывались психологами различных направлений (бихевиористсткого, когнитивного, гуманистического).
Объект исследования: самооценка.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и мотивации деятельности.
Цель исследования: изучить взаимосвязь мотивации достижения и самооценки личности.
Гипотеза исследования: преобладание мотивации к успеху или мотивации к избеганию неудач связано с уровнем самооценки индивида.
Задачи исследования:
провести теоретический анализ литературы, посвященной проблеме взаимосвязи самооценки и успешности деятельности;
показать зависимость самооценки и уровня притязаний от успешности деятельности;
изучить концепции мотивации достижения и неудач;
провести экспериментальное исследование самооценки, уровня притязаний, мотивации к успеху и избеганию неудач;
выявить взаимосвязь между уровнем притязаний и мотивацией деятельности;
дать рекомендации по коррекции уровня притязаний и мотивации деятельности для повышения ее успешности.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, экспериментальный метод (тестирование).
Исследование проводилось на базе института.
В выборку исследования вошли 25 студентов 1 курса (из них 16 девушек и 8 юношей; средний возраст – 17 лет)……..
Список использованной литературы
1. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 1985. – С.90-91.
Особенности мотивации к учебной деятельности у старшеклассников
... старшего школьного возраста. Предмет исследования: мотивационная сфера личности старшеклассников. Цель исследования: изучить особенности мотивации к учебной деятельности у юношей и девушек старшего ... данной работе исследуется вопрос о мотивации старшеклассников к учебной деятельности, а также различия между мотивацией юношей и девушек. Объект исследования: личности юношей и девушек ...
2. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. – 1992. – Т.13, №4.– С.99-101.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
4. Ключникова Г.А. Методика изучения самооценки школьников // Вопросы психологии. – 1984. — №1.
5. Краткий психологический словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.
6. Немов Р.С. Психология: Учеб. В 3 кн. – М.: Владос, 2000. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
7. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
8. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
9. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с.
10. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / Ред. колл. А.И. Зеличенко, И.М. Карлинская, С.Р. Пантилеев и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – С.116-129.
11. Психология личности. Хрестоматия: В 2-х т. – Т.1. – Самара: Бахрах, 1999. – С.31.
12. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара: Бахрах, 1998. – 672 с.
13. Степанский В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности // Вопросы психологии. – 1981. – № 6. – С.34-37.
14. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2 т. – Т.2. – М.: Педагогика, 1986.
15. Хисамбеев Ш.Р. Оценка мотивации учащихся как средство экспертизы программ дополнительного образования // Развитие и саморазвитие ученика и учителя. Материалы Всероссийской конференции, Орск, 6-7 апреля 2001 г. Часть 3. – Оренбург: Изд-во ИПКРО, 2001. – С. 34-41.
16. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1997. – 608 с.
17. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. – 1996. — №3. – С.116-131.