СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ СТИЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЯТЕЛЬНОСТИ….. ………..………………..……..6
1.1. Понятие и характеристики мышления…………………………..…………..6
1.2. Организационно-содержательные модели профессиональной деятельности педагога-психолога ……………………………………………….18
1.3. Учет стилей мышления в профессиональной деятельности педагога — психолога……………………………………………..……………………………23
Выводы по главе I……… ………………………………………………………..30
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………..……32
2.1. Организация исследования и характеристика психодиагностических методик…………………………………………………………………………………….32
2.2 Сравнительно-сопоставительный анализ степени выраженности стилей мышления и направлений профессиональной деятельности студентов и работающих педагогов-психологов……………..………..…..……………………..37
2.3. Исследование взаимосвязи стилей мышления и направлений профессиональной деятельности…………….………………………………….49
2.4. Психолого-педагогические рекомендации по формированию профессионально важных качеств личности педагога-психолога……………66
Выводы по главе II…….…………………………………………………………68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..………………………………71
……………………………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Изучение мышления началось сравнительно недавно, гораздо позже исследования восприятия, внимания и памяти. Это объясняется сложностью данного психического процесса, недоступностью его внутренней динамики для внешнего наблюдения. Долгое время единственным способом изучения мышления считалось самонаблюдение (интроспекция).
Сейчас же имеется множество способов, таких как: тестирование, наблюдение, эксперимент, анкетирование и т. д. Изучать мышление очень сложно, но чрезвычайно интересно.
Профессиональная деятельность и личность педагога (2 часа)
... именно как профессиональная. Для проникновения в сущностьпрофессиональной педагогической деятельности нам необходимо обратится к еёхарактеристикам. 1.Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности – еёсовместный характер:она обязательно предполагает педагога и ...
Эффективность обучения студентов и работа по специальности «педагог-психолог» во многом зависит от соотношения стилей мышления, способности профессионала воспринять и осмыслить психолого-педагогические проблемы, провести их анализ и найти оптимальное решение. Поэтому тема нашей работы сформулирована следующим образом: «Сравнительный анализ стилей мышления и направлений профессиональной деятельности у будущих и работающих педагогов-психологов».
Цель нашего исследования: провести сравнительный анализ стилей мышления и направлений профессиональной деятельности у студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология» и работающих специалистов.
Объектом исследования в данной работе являются стили мышления у студентов и работающих педагогов-психологов.
Предмет исследования — взаимосвязь стилей мышления и направлений профессиональной деятельности выпускников вуза и работающих педагогов-психологов.
Гипотеза исследования: Соотношение стилей мышления работающих педагогов-психологов отличается от аналогичных показателей выпускников вуза, получивших подготовку по данной специальности. Стили мышления взаимосвязаны с направлениями профессиональной деятельности как будущих, так и работающих педагогов-психологов.
Задачи:
1. Выявить степень выраженности стилей мышления и степень участия в различных видах профессиональной деятельности работающих педагогов-психологов.
2. Выявить степень выраженности стилей мышления и уровень реализации в различных видах профессиональной деятельности в рамках комплексной практики студентов выпускников.
3. Провести сравнительный анализ заявленных параметров, сделать выводы, сформулировать психолого-педагогические рекомендации по оптимизации процесса профессиональной подготовки и работы по специальности «Педагог-психолог».
Методологическую основу нашего исследования составили положения: теории мыслительной деятельности (С. Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже, П. Я. Гальперин, И. М. Сеченов, В. Вундт, К. Дункер, Г. П. Щедровицкого, Э. Блейлер и т. д.).
Проблемами профессиональной деятельности педагогов-психологов занимались: М. Р. Овчарова, И. В. Дубровина, Е. И. Рогова, М. Р. Битянова, В.П. Зинченко, В.А. Иванникова, Г.С. Абрамова, Ф.Е. Василюк и т. д.
Методы исследования: научный анализ психолого-педагогической литературы; констатирующий эксперимент; анкетирование, тестирование; математико-статистический анализ данных и интерпретация полученных результатов.
База экспериментального исследования: в исследовании принимали участие работающие педагоги-психологи, в количестве 25 человек (психологи дошкольных учреждений, МБОУ СОШ, Стерлитамакский колледж строительства экономики и права, СГПА им. Зайнаб Биишевой; психологи из психоневрологического диспансера г.Стерлитамака) и студенты 5 курса отделения «Педагогика и психология» исторического факультета «СГПА им. Зайнаб Биишевой», в количестве 45 человек. Выборку составляют только испытуемые женского пола.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут представлять интерес для выпускников в плане развития оптимального соотношение стилей мышления для успешной профессиональной деятельности. Результаты исследования могут представлять большой интерес и для работающих педагогов-психологов в плане диагностики и развития дефицитных направлений профессиональной деятельности, а также развития навыков аналитического мышления. Также результаты могут быть использованы преподавателями ВУЗа для прогнозирования и оптимизации подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.
Диагностика профессиональной адаптации социального педагога
... коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам. 2 Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера - Ханина) Измерение тревожности как ... уровнем эмоционального выгорания у социальных педагогов. Исследование осуществлено на основе тестирования 60 социальных педагогов. Критерии включения: социальный педагог с высшим и средним ...
Апробация результатов проходила в рамках IV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные психолого-педагогические проблемы подготовки специалиста» (Стерлитамак, СГПА им. Зайнаб Биишевой, ноябрь 2008); IV Межвузовской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь. Прогресс. Наука» (Стерлитамак, 2009); а также на заседаниях кафедры педагогики и психологии.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г. С. Введение в практическую психологию / Г. С. Абрамова. — М. : «Академия», 1996. — 220 с.
2. Акимова, М. Теоретические подходы к диагностике практического мышления / М. Акимова // Вопросы психологии. — 1999. — № 1. — С. 21-23.
3. Античные теории языка и стиля / под ред. О. М. Фрейденберг. — М.: ОГИЗ, Соцэкгиз, 1936. — 344 с.
4. Атаханов, Р. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления / Р. Атаханов // Вопросы психологии. — 1995. — № 5. — С. 41-42.
5. Битянова, М. Организационно-содержательные модели деятельности педагога-психолога / М. Битянова // Школьный психолог. — 2003. — №32. – С. 13-18
6. Блейлер, Э. Аутистическое мышление / Э. Блейлер // Хрестоматия по общей психологии : психология мышления. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова / Изд-тво Моск. ун-та. — М., 1981. — С. 113-123.
7. Блонский, П. П. Память и мышление / П. П. Блонский. — СПб. : Питер, 2001. — 288 с.
8. Брушлинский, А. В. Мышление и общение / А. В. Брушлинский. — Минск: Изд-во Минского гос. ун-та, 1990. — 309 с.
9. Брушлинский, А. В. Мышление и прогнозирование / А. В. Брушлинский. — М. : Мысль, 1979. — 230 с.
10. Василюк, Ф. Е. Методологический анализ в психологии / Ф. Е. Василюк. — М. : Смысл, МГППУ, 2003. — 240 с.
11. Васюкова, Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении / Е. Васюкова // Вопросы психологии. — 1998. — № 3. — С.91-93.
12. Веккер, Л. М. Психические процессы: в 3-х т. / Л. М. Веккер. — Л. : ЛГУ, 19. — Т. 2. Мышление и интеллект. — 325 с.
13. Вундт, В. Душа человека и животных. в 2 т. / В. Вундт. — СПб. : Питер, 1866. — Т. 2. — 484 с.
14. Гальперин, П. Я. Формирование умственных действий / П. Я. Гальперин // Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова / Изд-тво Моск. ун-т. — М., 1981. — С. 78 — 87.
Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия – Минск: Харвест, 1999г., 480с
... учреждений здравоохранения и образования в условиях ГО и ЧС» Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия – Минск: Харвест, 1999г., 480с. Организация медицинской службы гражданской ... информ, 2006. - 592 с. Дополнительная литература по дисциплине «Клиническая психология, психология общения, психология управления» Александровский Ю.А. Психиатрия и психофармакотерапия. Избранные лекции и выступления. ...
15. Годфруа, Ж. Что такое психология : в 2 т. / Ж. Годфруа. — М. : Мир, 1992. — Т. 1. — 496 с.:
16. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования РФ Специальность 031000 Педагогика и психология Квалификация педагог-психолог от 31 января 2005 г. № 671 пед/сп — 2005. — 31 января.
17. Давыдов, В. В. Развитие мышления в школьном возрасте / В. В. Давыдов // Принцип развития в психологии. Отв. ред. Л. И. Анциферова. / Наука. — М., 1978. — С. 295 — 316.
18. Дубровина, И. В. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / И. В. Дубровина. — М. : ТЦ «Сфера», 1997. — 528 с.
19. Дункер, К. Подходы к исследованию продуктивного мышления / К. Дункер //Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова / Изд-во Моск. ун-та. — М., 1981. — С. 35 — 48.
20. Завалишина, Д. Н. Практическое мышление: Специфика и проблемы развития / Д. Н. Завалишина. — М. : Институт психологии РАН, 2005. — 375 с.
21. Зарудная, А. А. Психология / А. А. Зарудная. — Минск. : «Высшая школа», 1997. — 2 с.
22. Зельц, О. Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности / З. Зельц // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под. Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова / Изд-во Моск. ун-ва. — М., 1981. — С. 28 — 35.
23. Зинченко, В. Миры сознания и структура сознания / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. — 1991. — № 2. — С. 15-36.
24. Иванов, Е. А. Логика: учебное пособие / Е. А. Иванов. — М. : Мир, 1996. — 309 с.
25. Келер, В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян / В. Келер // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под. Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова / Изд-во Моск. ун-ва. — М., 1981.- С. 235-249.
26. Кликс, Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта / Ф. Кликс. — М. : Прогресс, 1983. – 302 с.
27. Красило, А. С. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении / А. С. Красило, А. П. Новгородцева. — М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.