Сравнительная характеристика особенностей памяти младших школьников и подростков

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Теоретическое исследование особенностей памяти у младших школьников и подростков в психолого-педагогической литературе.

1.1. Проблема памяти в работах отечественных и зарубежных ученых.

1.2. Особенности памяти младших школьников.

1.3. Особенности памяти подростков.

Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей памяти младших школьников и подростков.

2.1. Организация эксперимента.

2.2. Анализ и интерпретация полученных данных.

Заключение

Приложения

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы заключается в том, что память считается одним из основных познавательных процессов, но можно сказать и больше: она основа всякого познания. И по мере усложнения человеческой деятельности и условий, в которых она совершается, приходится, не полагаясь на случайную удачу произвольного запоминания, ставить перед собой специальную цель или задачу запоминания.

Рубинштейн писал: «Без памяти, мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом». Без памяти невозможно нормальное функционирование личности человека, общества[14].

Трудно переоценить значение памяти в нашей повседневной жизни. Человек, лишенный памяти, вечно находился бы (по мнению И. М. Сеченова) в положении новорожденного, был бы существом не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Таким образом, всем, чем мы овладеваем в процессе социализации, весь наш интеллектуальный потенциал, — все зиждется на памяти. Не было бы памяти — не было бы опыта, не появилась бы возможность для обучения, а информация, полученная от наших органов чувств, могла бы обеспечивать функционирование человека лишь на уровне инстинктов.

Цель: подобрать методики для сравнения особенностей памяти младших школьников и подростков.

Гипотеза: предположим, что память у подростков и младших школьников имеет свои особенности.

Предмет исследования: память.

Объект исследования: особенности памяти младших школьников и подростков.

На основании цели и гипотезы, задачами данного исследования являются:

21 стр., 10496 слов

Влияние внутренней позиции на поведение младших подростков

... исследования: Проанализировать литературу по теме исследования. Изучить особенности влияния внутренней позиции на поведение младших подростков. Рассмотреть психолого-педагогические условия, определяющие влияние внутренней ... общее число испытуемых - 20 школьников. Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния внутренней позиции на поведение младших подростков 1.1 Состояние проблемы изучения влияния ...

· Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме памяти младших школьников и подростков.

· Подобрать методики, направленные на изучение памяти.

· Проведение исследования и анализ полученных данных.

Для выявления особенностей памяти мною были выбраны следующие методики:

v Для младших школьников

? Методика заучивания десяти слов А.Р. Лурия

? Оценка кратковременной образной памяти.

v Для подростков

? Методика заучивания десяти слов А.Р. Лурия

? Оценка кратковременной образной памяти.

Экспериментальное изучение особенностей памяти младших школьников и подростков проводилось на базе МБОУ СОШ с УИОП №47 г. Кирова»

ГЛАВА 1. Теоретическое исследование особенностей памяти у младших школьников и подростков в психолого-педагогической литературе.

1.1. Проблема памяти в работах отечественных и зарубежных ученых.

Изучением памяти занимались многие отечественные и зарубежные психологи: Л.С. Выготский, Ф.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, П.П. Блонский, А.А. Смирнов, П. Жане, Г. Эббингауз, Г.Мюллер и другие. При изучении памяти эти ученые разработали ряд законов и теорий памяти[9, 11, 13, 14, 15, 16, 19].

Начало изучению памяти как деятельности было положено работами французских ученых, в частности П. Жане. Он одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала.

Память человека, с точки зрения Жане, направлена на овладение временем, поэтому можно сказать, что она уже является своего рода палеоскопом. Прошлое сохраняется благодаря памяти. «Мы не знаем, существует ли время, если-да, то как, но мы знаем, что человеческий разум создал память как попытку его преодоления» [8].

В «Психическом автоматизме» [9] первой своей значительной работе, Жане выделял два вида памяти: элементарную чувствительную (воспоминание известного ощущения) и сложную, интеллектуальную (заключается в воспоминании сложных идей и может существовать у человека только благодаря дару речи).

Исследуя элементарные проявления психического, рудиментарные формы сознания, он большей частью имел дело с чувствительной памятью. Жане изучал возвращение исчезнувших, отсутствующих в состоянии бодрствования воспоминаний в сомнамбулическом состоянии. Он пришел к выводу, что существенным элементом воспоминания служит «образное воспроизведение ранее испытанного ощущения» [8]. Память и ощущение, амнезия и анестезия, оказываются тесно взаимосвязаны в понимании раннего Жане. Сложные психические явления у каждого человека в каждый момент его жизни слагаются из образов разных модальностей, и их воспоминание зависит от воспроизведения соответственных элементарных образов. «Если почему-либо образы эти не могут больше быть воспроизведены, то и все связанные с ними воспоминания исчезают и, хотя человек может еще мыслить и говорить при помощи новых образов, он уже не помнит больше прежних своих мыслей и слов. Если же сделается почему-либо возможным оживление старых образов, то в памяти субъекта вновь всплывут все прежние воспоминания. И это делается возможным лишь тогда, когда наступает прежнее состояние общей чувствительности. Запоминание или забывание сложных явлений зависит, следовательно, от большей или меньшей устойчивости общего состояния чувствительности» [8], а изменения памяти — от колебаний чувствительности.

3 стр., 1150 слов

Исследование памяти в когнитивной психологии

... Блонского.     Исследование памяти в когнитивной психологии   1. Определение когнитивной психологии и ее предмета. 2. Основные подходы к изучению памяти: . 1) процессуальный 2) ... 6 по теме) Планы рассмотрения развития памяти: 1.Филогенез (Блонский). 2. Социогенез (Жане, Блонский, Леонтьев) .1. ЖАНЕ. память-реминисценция и память-рассказ. 2. Гипотетическая ситуация "часовой на ...

Блонский в своей книге проносит проблему памяти от античности до современности. Изучив работы Аристотеля, Платона, Гегеля и других, он пишет:

«Проблема памяти — ровесница психологии как науки. Уже Аристотель посвящает ей специальный трактат «О памяти и воспоминании». По его определению, намять есть «обладание образом, как подобием того, чего он образ». Это определение тесно сближает память с воображением: «Память, даже на мысли, не бывает без образа» (по Аристотелю, «и думать невозможно без образа»).

Внешние тела, действуя на органы чувств, вызывают психические изменения, которые могут не исчезнуть, даже когда уже нет налицо вызвавших эти изменения тел. Остается «как бы отпечаток», «как бы картина»»[1].

У Платона и неоплатоников проблема памяти и воспоминания не только психологическая, но в первую очередь философская проблема, так как она теснейшим образом связана с общей проблемой знания и истины: истинное знание есть воспоминание об идеальном мире. Точно так же и у Аристотеля, стоиков и эпикурийцев проблема памяти тесно связана с общей философской проблемой опыта. Философской остается эта проблема и в новое время.[1]

Во второй половине XIX в. эмпирическая психология становится экспериментальной психологией, и наряду с проблемой восприятия проблема памяти становится той проблемой, над которой усиленно работает экспериментальная психология.

И вот в конце нашего обзора истории проблемы памяти мы стоим перед прямо противоположными утверждениями: с одной стороны, память — «всеобщая функция организованной материи», с другой стороны, «память — человеческая, она существует только у людей, и даже не у всех». Что означает это противоречие? Как преодолеть его? На почве эмпирической психологии это неразрешимо. Представители ее либо сводили все виды памяти, игнорируя своеобразие их, к чему-либо одному (так поступали ассоциационисты), либо, игнорируя связь их, ограничивались лишь противопоставлением. Иначе и быть не могло в ……..

Список литературы.

1. Блонский П.П.Память и мышление. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.

2. Выготский Л. С.Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.

3. Волков Б.С. Психология младшего школьника. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 128 с.

4. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. М., 1981

5. Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология : Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.

6. Джемc, У. Психология [Текст]: книга для психологов и читателей, интересующихся проблемами психологии / У. Джемc — М.: Педагогика, 1991.-368 с.

7. Жане, 1913.

8. Жане П. Психический автоматизм. Экспериментальное исследование низших форм психической деятельности человека. М , 1913.

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

... нее «мы жили бы секундами, моментами, у нас не было бы никакой памяти, не было бы никакой выучки, не существовало бы никаких привычек» (Павлов, 1952). ...

9. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961.

10. Леонтьев А.Н.«Развитие высших форм запоминания». М., 1983 г.

11. Мухина В.С — Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество — М.: Академия 1998 г.

12. Реан А.А. Психология подростка- СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2003 г.

13. Рубенштейн С.Л.«Основы общей психологии». В.2т-т1. М., 1989 г.

14. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966.

15. Эббингауз Г.О памяти. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова — М., 1979.

16. Лурия А.Р. — Маленькая книжка о большой памяти — М.: Изд. МГУ 1968г.

17. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М.: Российское педагогическое агентство, 2002. — 374 с.