Создание эмоционального благополучия у будущих педагогов средствами игры

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

1. Теоретические основы игры как средства эмоционального благополучия у будущих педагогов …………………………………………..6

1.1 Определение и сущность эмоционального благополучия у будущих педагогов.………………………………………………………………………….6

1.2 Особенность игры в создании эмоционального благополучия и обучения будущих педагогов………………………………………………………………11

2. Опытно-экспериментальное обоснование возможности обучения и эмоционального благополучия студентов в процессе игры.………….…..16

2.1 Изучение и анализ опыта работы по созданию эмоционального благополучия у будущих педагогов средствами игры………..………………16

2.2 Результат исследования ……………………………………………….…….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……..30

Введение

Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача педагога –заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Эмоции не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему. Нельзя произвольно, по заказу вызвать у себя то или иное чувство: чувства не подвластны воле, они своевольные дети природы. Но чувства можно косвенно направлять и регулировать через посредство деятельности, в которой они и проявляются, и формируются.

Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также хорошее отношение к студентам.

Планируя свою работу, педагоги стремятся не только научить чему-то нужному студента, полезному, но и тому, чтобы каждому студенту в группе было по-настоящему с радостью и интересом присутствовать на занятиях, чтобы всегда его ожидали хорошие события в течение всего дня. [ 6 ]

Это обуславливает потребность в анализе процесса дальнейшего совершенствования обучения будущих педагогов и использование им нетрадиционных форм, методов и средств в подготовке студентов к педагогической деятельности.

21 стр., 10100 слов

Педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия ...

... эмоционального благополучия в дошкольном учреждении будет возможным - если педагог соблюдает педагогический такт в процессе общения с детьми; общение строится на основе увлеченности совместным видом деятельности; осуществляется актуализация положительных эмоциональных ...

Инновационные основы изменений в системе обучения специалистов взаимосвязаны, в частности, с обращением внимания педагогов к культурологическим основам этого процесса, среди которых одно из главных мест занимает игровая деятельность интеллектуально-творческой направленности.

Однако, выпускники педагогических колледжей, в большинстве имеющие достаточную фундаментальную подготовку, слабо владеют современной методикой диагностики готовности учителей и учащихся к обучению и воспитанию; реализации акмеологических и аксиологических основ коррекции педагогического действия; не квалифицированно анализируют педагогические ситуации, не умеют использовать в процессе общения с детьми игровые ситуации.

Налицо противоречие: с одной стороны, повышение требований к качеству обучения выпускников педагогических колледжей; с другой, недостаточный уровень сформированности общепедагогической готовности, с которой молодые педагоги имеют возможность реализовать себя на достаточном уровне педагогической компетентности.

В последние годы в педагогике и психологии разрабатываются проблемы, связанные с использованием активных методов обучения студентов в структуре общепедагогической подготовки (Е.Н. Дмитриева, К.М. Дурай-Новакова, О.П. Морозова, Л.В. Филиппова,), в формировании у них определенных педагогически значимых личностных качеств (М.А. Викулина, Н.М. Косова, Ю.В. Пахомов, Н.В. Цзен).

[ 9 ]

К активным методам обучения (АМО) исследователи относят игры, анализ ситуаций, решение задач, игровое проектирование (О.С. Газман, В.М. Григорьев, А.К. Коленеченко, О.Д. Минаков, О.В. Миновская, Е.М. Минскин, С.А. Мухина, Ф.В. Повшедная, Л.Ф. Спирин, В.А. Трайнев, И.В. Трайнев, Л.П. Фатеева, С.А. Шмаков, Л.Б. Шнейдер).

[ 7 ]

Для понимания сущности игры важное значение имеют фундаментальные работы по философии, культуре, психологии, социологии (М.В. Демина, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн и др.).

[ 7 ]

Теоретической базой игрового обучения служат исследования по фундаментальным вопросам дидактики (С.И. Архангельский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров и др.).

[ 11 ]

Основные вопросы игры раскрываются на фоне общих закономерностей обучения и развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, а так же Д. Брунер, Ж. Пиаже и др.).

[ 6 ]

Большое значение для характеристики роли игры в деятельности и обучении будущего педагога имеют работы О.С. Газмана, Л.М. Ивановой, Г.П. Щедровицкого. [ 1 ]

За последние пятнадцать лет различные аспекты игрового обучения в педагогическом и социально-психологическом образовании были рассмотрены в исследованиях (В.П. Бедерхановой, В.В. Семеновой, Г.В. Фролова, А.С. Харченко и др.).

[ 4 ]

Анализ психолого-педагогической литературы и педагогической практики позволил нам выявить противоречие между возросшими требованиями к качеству обучения будущих педагогов в условиях динамичного развития системы образования и наличием деструктивных социальных влияний на молодое поколение, коренной переоценки содержания моральных и нравственных ценностей и концептуально–технологической недостаточностью обеспечения обучения специалистов в области образования.

5 стр., 2086 слов

Игра в работе педагога-психолога: "Мы едем, едем, едем"

... с участниками театр – экспромт.   5-10 минут Игра “ах, театр” Время игры: 1,5 часа Возможности игры: игра разработана для детей в возрасте 9 – 14 лет. Проводится ... личности. Цель: формирование и сплочение детского коллектива через игровое взаимодействие. Задачи игры: развивать внутригрупповые отношения; развивать навыки коллективного взаимодействия, общения; учить принимать ответственность ...

Тема исследования: Создание эмоционального благополучия у будущих педагогов средствами игры.

Объект исследования: процесс эмоционального благополучия будущих педагогов в педагогическом колледже.

Предмет исследования: игра как средство подготовки студентов к педагогической деятельности.

Цель исследования – выявить особенности эффективного использования игры в процессе создания эмоционального благополучия у будущих педагогов.

Исходя из цели, объекта и предмета исследования были определены задачи:

— охарактеризовать содержание и структуру обучения будущих педагогов в процессе игры;

— выявить возможности и особенности компетентного действия преподавателя педагогических дисциплин в обучении будущих педагогов средствами игры;

— разработать критерии и показатели эффективного обучения будущих педагогов с помощью игр;

— разработать и опытно-экспериментально обосновать модель и алгоритм компетентного взаимодействия преподавателя педагогических дисциплин и будущих педагогов средствами игры.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой эффективность обучения будущих педагогов существенно возрастет, если:

— в процессе игры у будущих педагогов развиваются умения, самостоятельность, самодостаточность и трудолюбие, внутренняя учебная мотивация и практическая направленность учебных действий; реализуется совокупность критериев и показателей, способствующих эффективности исследуемого процесса;

— взаимодействие преподавателей и студентов в процессе использования игры основано на реализации следующих особенностей: насыщение студентов необходимой информацией; формирование опыта реализации игровой позиции; побуждение студентов к личностному саморазвитию;

— на основе системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и компетентного действия преподавателя колледжа обеспечивается включение в процесс изучения дисциплин педагогического цикла игры, как средства эмоционального благополучия будущих педагогов;

— на этапе внедрения игры в практику обучения студентов педагогического колледжа осуществляется специальная подготовка будущих специалистов на основе моделирования игровых ситуаций;

— разработаны модель и алгоритм компетентного взаимодействия преподавателя педагогических дисциплин и будущих педагогов средствами игры.

Реализация поставленных выше задач предполагает использование следующих методов исследования:

— теоретических (теоретический анализ литературы по проблеме исследования);

— эмпирических (метод включенного наблюдения; анкетирование; интервьюирование; обобщение опыта работы преподавателей педагогических дисциплин; опытно-экспериментальная работа по подготовке студентов к педагогической деятельности, формированию их готовности к активному познавательному участию в процессе игрового взаимодействия);

— методов статистической обработки результатов исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования – Белгородский педагогический колледж.

14 стр., 6765 слов

Взаимосвязь типов психологической защиты и копинг-стратегий будущих ...

... типов психологической защиты и копинг-стратегий будущих педагогов-психологов. Гипотеза исследования : мы предполагаем, что есть определенная ... таких как: локализация угрозы «Я», время образования в онтогенезе, степень конструктивности. Последний критерий ... результаты исследования могут использоваться для коррекции учебного процесса вуза и совершенствования подготовки студентов педагогов-психологов. ...

………….

Список литературы

1. Груздова, О.Г. Учет индивидуальных особенностей студентов как фактор гуманизации образования в высшей педагогической школе [Текст] / О.Г. Груздова // Проблемы профессионального образования молодежи : Межрегион. сб. науч. тр. Вып. №9 / Под ред. В.В. Сохранова. Ч. 1–4, ч.4. – Пенза : ПГПУ, 2002. – С. 41-43.

2. Груздова, О.Г. Творческий характер деятельности студента как фактор формирования духовности [Текст] / О.Г. Груздова // Проблемы профессионального образования молодежи : Межрегион. сб. науч. тр. Вып. №9 / Под ред. В.В. Сохранова. Ч. 1–4, ч.4. – Пенза : ПГПУ, 2002. – С. 64-67.

3. Груздова, О.Г. К вопросу об аксиологии современного высшего математического образования [Текст] / О.Г. Груздова // Проблемы реформирования российского образования : Материалы всероссийской науч.-практической конф. – Ульяновск : УлГПУ, 2005. – С. 49-52.

4. Е.И. Фадеева, М.В. Ясюкевич «Выбирая профессию, выбираем образ жизни»

5. Т.Н. Банщикова, Ю.П. Ветров, Н.П. Клушина «Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом»

6. Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Стёпина «В мире детских эмоций»

7. М.А. Панфилова «Игротерапия общения»

8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1996.

9. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. – СПб., 2002.

10. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999.

11. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. СПБ.: Питер, 2004.