Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1.Становление семейного воспитания………………………………………….5
2.Типология семей………………………………………………………………..8
3.Современные тенденции и проблемы воспитания………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………22
Введение
Практически каждый человек когда-то становится родителем. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы воспитания детей в паре с супругом/ супругой формируется под влиянием самых различных факторов.
Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли в свою очередь определяют состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений.
За годы глобальных социально-экономических изменений, происходивших в нашей стране за последние десятилетия, произошло резкое снижение статуса семьи. Институт семьи сегодня переживает глубокий кризис, что является одной из наиболее важных и актуальных проблем современного общества.
Изменения, характерные для современной семьи — феномен «социального сиротства», малодетность семьи, феминизация, ослабление воспитательной роли отца, значительное снижение стабильности семьи и другие явления — привлекают внимание к данной сфере человеческой жизни.
В педагогической теории и практике существует много исследований, посвященных семье как институту воспитания. В настоящее время проблемами современной семьи занимаются Баранов Д.Б., Вишневский А.Г., Азизова Н.Н., Осадчая Г.И., Сенько В.П., Голод С.И. и многие другие исследователи.
Тема курсовой работы: современные тенденции и проблемы семейного воспитания.
Цель курсовой работы: выявить современные тенденции и проблемы семейного воспитания.
Объект изучения: семейное воспитание.
Предмет изучения: современные тенденции и проблемы семейного воспитания.
1.Современная трактовка воспитания, его сущность и современные подходы
... обеспечить разумное сочетание традиционных принципов воспитания с новыми, которые выдвигаются в рамках новых выявленных закономерностей, проявляющихся в современной практике государственного строительства и ... или самообразования, передачи информации или социального опыта, осуществляемых в кругу семьи, в процессе межличностного или профессионального общения; • погружения в мир народных ...
Задачи изучения:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу
2. отметить специфику семейного воспитания и определить его значение;
3. рассмотреть современные проблемы и тенденции семейного воспитания.
Практическая значимость: данная курсовая работа может быть использована педагогами и психологами в работе, направленной на психологическое сопровождение семьи.
1. Становление семейного воспитания
Развитие и становление системы воспитания в любом государстве тесно связано с его историей. Исторические периоды развития государств характеризуются определенными взглядами на обучение и воспитание детей, возможностями осуществления образовательного процесса, потребностями общества в образованных и воспитанных людях [5].
Анализ историко-архивных, законодательных документов в области образования, публицистических и художественных источников позволяет говорить о семейном и домашнем воспитании как сложном образовательном процессе, обусловленном изменением общественного, социально-культурного и экономического положения страны.
Начиная с глубокой древности, народ создавал свою педагогику, готовил детей с помощью разнообразных воспитательных средств к практической деятельности [2].
С возникновением семьи на протяжении многих тысячелетий семейное воспитание было практически единственной формой воспитания детей в обществе; школ и других воспитательных учреждений было мало, и они обслуживали незначительную часть детей, главным образом из привилегированных сословий. Классовый характер общества определял различное содержание и направленность семейного воспитания в разных социальных группах.
В системе воспитания и образования, сложившейся в Афинах в VII-V веках до нашей эры, главенствующее положение занимало семейное обучение и воспитание. В отличие от спартанской системы воспитания, которая была государственной, в Афинах дети до 7 лет находились в сфере семейной педагогики. Для девочек, в соответствии с положением женщины в рабовладельческом обществе, существовала только система домашнего воспитания [3].
Главное внимание в системе древнерусского воспитания было обращено на житейские правила. Кодекс сведений, чувств и навыков, которые считались необходимыми для освоения этих правил, составляли науку о «христианском жительстве», о том, как подобает жить христианам. Этот кодекс состоял из трех наук, или строений: строение душевное — учение о долге душевном; строение мирское — наука о гражданском общежитии; строение домовное — наука о хозяйственном домоводстве. Усвоение этих трех дисциплин и составляло задачу общего образования.
Важнейшее средство воспитания древнерусской педагогики — живой пример, наглядный образец. Ребенок должен был воспитываться не столько уроками, сколько той нравственной атмосферой, которой дышал. Такова была «идеальная среда», в которой воспитывались дети «по древнерусскому педагогическому плану» [6].
В православных русских семьях всегда свято чтилось благословение родителей. Исполнение его считалось залогом благоденствия и всякого успеха в жизни. Можно найти множество примеров полного послушания детей родителям. В то же время законы семейного воспитания, изложенные в «Домострое», отличались строгостью.
Наука о жизни и учебные пособия нового поколения
... знаний по данному направлению и создать целую серию учебных пособий нового поколения с учетом вышеуказанных проблем образования, материалы ... жизни, свое собственное предназначение на Земле. Представленная серия учебных пособий по биологии составлена с учетом различного уровня подготовленности ... о верности в мире животных и взаимопомощи в семейной жизни; о родительском поведении и отваге при защите ...
Основой семейного воспитания было послушание, богобоязнь, уважение родителей, трудолюбие и гражданственность. Ценностные ориентации «Домостроя» воспитывали и формировали однотипность характеров, так как средневековому обществу не нужны были индивидуальности, «для него они представляли опасность». Семейное воспитание, основывавшееся на запретах и телесных наказаниях было направлено на воспитание в детях смирения, и благословлялось церковью.
Новые общественные потребности, вызванные развитием капиталистических отношений, усложнение социальных и культурных связей общественной жизни, прогресс науки и техники вызвали рост интереса к знаниям, усилили потребность в новом характере и направлении [2].
Опыт семейного воспитания являлся той почвой, на которой «вырастали» первые педагогические теории. Вначале они не выделяли специфики воспитания в семье, используя опыт семейного воспитания для общепедагогических выводов. С появлением же общественног……..
Список литературы
1. «Психология и педагогика» под ред. Радугина А.А., ИЗД. «Центр» 2002 г., стр. 241
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. — Новосибирск: САФБД, 2008. — 260 с.
3. Андреева Т.В. Семейная психология. — СПб.: Речь, 2004. — 243 с.
4. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: Учебное пособие / Л.С. Выготский — М.: Академия 2006. 512с.
5. Ковалев, С.В. Психология современной семьи: Учебное пособие / С.В. Ковалев — М.: Просвещение 1999. 270с.
6. Кулик Л.А. Семейное воспитание: Учебное пособие / Л.А. Кулик — М.: Просвещение 2003. 175с.
7. Лазарев А.А. Семейная педагогика: Учебное пособие / А.А.Лазарев — М.: Академия 2005. 314с.
8. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: Учебное пособие / П.Ф. Лесгафт — М.: Просвещение 1992. 200с.
9. Макаренко А.С. Книга для родителей: [Лекции о воспитании детей] / [Сост. и автор. вступит. статья К.И. Беляев]. — М.: Просвещение, 1969.-359 с.
10. Макаренко А.С. О воспитании в семье: Изб. пед. произведения / [Вступит. статья Е. Медынского и И. Петрухина]. -М.:Учпедгиз, 1955.- 320 с.
11. Макаренко, А.С. Цель воспитания: Учебное пособие / А.С.Макаренко — М.: Педагогика 1984. 380с.
12. Марковская Н.Г. Место семьи в системе ценностных ориентаций личности: Автореф. дне ..канд. социол. наук. М., 1990.
13. Овчарова Р.В. Психология родительства. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 368 с.
14. Першина Л.А. «Возрастная психология», М.2005, «Академический проект», стр. 79