СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «КубГУ»)

Кафедра общей и социальной педагогики

КУРСОВАЯ РАБОТА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики

Направление 44.03.05 — Педагогическое образование

Направленность (профиль) — Обществоведческое образование.

Дополнительное образование

Краснодар 2018

СОДЕРЖАНИЕ Введение…3

1 Педагогические задачи и условия развития творческих способностей

у обучающихся…7

1.1 Сущность и содержание творческих способностей личности…7

1.2 Факторы и условия развития творческих способностей

у обучающихся…15

1.3 Организационно-содержательные особенности учреждений основного и дополнительного образования как среды развития личности…28

2 Содержание и результаты исследования творческих способностей у обучающихся основного и дополнительного образования…42

2.1 Методики диагностики творческих способностей у обучающихся…42

2.2 Результаты диагностики творческих способностей у обучающихся…44

Заключение…50

Список использованных источников…53

Приложение, А Фигурный тест Торренса (адаптация Е.Е.Туник) …58

Приложение Б Протоколы диагностики школьников по методике «Фигурный тест Торренса»…6?

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Готовить ребенка к жизни — это, прежде всего, развивать у него потребность в творчестве, в совершенствовании и реализации в деятельности своих дарований и способностей. Творчество — это самовыражение и самоутверждение личности. «Творчество, — как отмечал Л. С. Выготский, — это необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».

Каждый ребенок индивидуален, имеет определенные задатки и способности. Важно вовремя увидеть эти способности и правильно организовать работу по их развитию и реализации.

10 стр., 4679 слов

Пути и средства развития творческих способностей у обучающихся

... Институт Реферат по педагогике по теме: «Пути и средства развития творческих способностей у обучающихся». Выполнила студентка ФИЯ 434группы Липнина Анастасия Проверила Рачина С.В ... КТД является субъектная позиция личности.(6) Заключение Итак, творческий потенциал раскрывается как личностное образование, принадлежащее субъекту, полагающее комплекс внутренних потенций и ресурсов ...

Младший школьный возраст — сензитивный период развития творческих способностей детей. Ведущим видом деятельности детей является — учение, а следовательно, ребенок получает большое количество нового материала, который он может творчески использовать, создавая различные вариации его применения. В то же время, игра остается для воспитанников, по-прежнему, притягательной и увлекательной, а значит, у них расширяется сфера применения и тренировки творческих способностей, путем оперирования разными предметами, игрушками, заместителями и моделирования воображаемой игровой ситуации.

Однако, не только игра способна инициировать ребенка на развитие творческих способностей. Учебная деятельность, как специфический вид знаково-символической деятельности, также обладает большим потенциалом в развитии творческого воображения при правильной организации. Учебная и внеурочная деятельность, в этом плане, обладают особенно большим значением, потому что они формируют у обучающегося систему представлений о мироустройстве, помогают осознать место человека в природной и социальной среде на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой. В то же время и учреждения дополнительного образования играют большую роль в процессе развития творческих способностей обучающихся.

Сегодня термин «дополнительное образование» известен и широко распространен. Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно [19, c. 8]. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ [19, c.8]. Проблемам становления и развития дополнительного образования детей посвящены работы таких ученых как: Л.М. Андрюхиной, М.А. Брутовой, О.Е. Лебедева, Т.В. Ильиной, М.Р. Катуновой, А. Колодина и др.

8 стр., 3763 слов

Цель — развитие творческих способностей детей

... спортивно-оздоровительной работы, трудового воспитания, развития творческих способностей отдыхающих школьников. Лагерь поддерживает тесную ... – организует музыкально-досуговые мероприятия; 7. Педагог дополнительного образования – ведет кружковую работу; 8. Психолог ... исходящей документации; индивидуальная карта развития личности обучающегося летнего оздоровительного лагеря (профильного оздоровительного ...

Учреждения дополнительного образования представлены широкой сетью внешкольных образовательных организаций. Очень популярны среди них — учреждения художественно-творческой направленности: школы искусств, кружки декоративно-прикладного и художественного творчества.

Разработкой проблемы развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста занимались такие исследователи как: Д.Б. Богоявленская, Н.А. Ветлугина, О.М. Дьяченко, Д.И. Воробьева, Т.Н. Доронова, В.С. Мухина, Н.Н. Подьякова и др. В этих работах сделана попытка существенно расширить перспективу развития творческих способностей обучающихся в условиях продуктивной деятельности, путем специальной организации уроков, использования различных дидактических и технических средств обучения. В то же время, в трудах данных исследователей недостаточное внимание уделено социально-педагогическим факторам развития творческих способностей обучающихся. Таким образом, налицо противоречие между практической необходимостью развития творческих способностей обучающихся и недостаточной теоретической разработанностью проблемы социально-педагогических факторов их развития в системе дополнительного образования.

Противоречие порождает проблему исследования: каковы социально-педагогические факторы развития творческих способностей обучающихся в условиях дополнительного образования.

Объект исследования — процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования — социально-педагогические факторы развития творческих способностей обучающихся в условиях дополнительного образования.

Гипотеза исследования: вероятно, что обучающиеся, посещающие учреждения дополнительного образования художественно-творческой направленности, имеют более высокий уровень развития творческих способностей, чем их сверстники, посещающие только общеобразовательную школу.

13 стр., 6182 слов

ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

... склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования; обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования обучающимися с ...

Цель работы — выявить социально-педагогические факторы и условия развития творческих способностей обучающихся начальной школы в условиях дополнительного образования.

Задачи:

1. Уточнить сущность, виды, факторы и условия развития творческих способностей школьников.

2. Охарактеризовать организационно-содержательные особенности учреждений основного и дополнительного образования как среды развития личности.

3. Эмпирически обосновать особенности развития творческих способностей у младших школьников в условиях дополнительного образования.

Методы исследования: для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и практических методов исследования: анализ психологической, педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; изучение педагогического опыта; тестирование.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и приложений.

1 Педагогические задачи и условия развития творческих способностей у обучающихся

1.1 Творческие способности личности

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового [3, c.241]. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество — созидание нового, оригинального — далеко не новый предмет исследования. Оно привлекало внимание ученых всех эпох. О глубоком интересе к нему можно судить по уходящему вглубь веков неугасающему стремлению создать «Теорию творчества». Но вопрос этот в современной науке по-прежнему остается открытым.

2 стр., 917 слов

Цветное дерево: Мастерская Творческого Развития

... Творческого Развития". Мастерская Творческого развития - это площадка для самореализации в сфере личностного роста, развития и творчества ... Образование: Психолог. Преподаватель психологии. Специализация: Клиническая психология. Психолог-консультант экзистенциальном и ... творческих и интеллектуальных способностей, улучшение оперативной памяти и концентрации внимания. ü На социальном уровне – развитие ...

В истории психологии творчество выделено и описано множеством различных классификаций фаз творческого процесса. Предлагаемые разными авторами они в той или иной мере отличаются друг от друга, но в самом общем виде имеют следующее содержание:

• 1 фаза (сознательная работа) — подготовка — особые деятельностные состояния, являющиеся предпосылкой для интуитивного «озарения» новой идеи;

• 2 фаза (бессознательная работа над проблемой) — инкубация направляющей идеи;

• 3 фаза (переход бессознательного в сознание) — вдохновение, в результате бессознательной работы в сферу сознания проникает идея решения (например — открытие изобретения, создание нового в литературе, искусстве и так далее), но сначала в виде гипотезы, принципа, замысла;

• 4 фаза (сознательная работа) — развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка. [ 1, c. 135]…

?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги данной работы, необходимо отметить, что творчество — как вид деятельности привлекает внимание исследователей достаточно давно. В современной психолого-педагогической литературе ведущими концепциями считаются труды: Л.С.Выготского, В.Н.Дружинина, Ю.И.Мошкова, П.В.Хазратова, Дж. Глифорд, Р. Стернберг, К. Тейлор, Л. Термин и др.

В отечественной психологии, творчество, определяют как сложную многоэтажную деятельность. Структура творческого процесса отражает логику движения творчества, логику перехода от одного этапа к другому.

Парадигмой в современной концепции творчества является рассмотрение творческих способностей как разновидности общих способностей личности. Индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного её выполнения называются способностями.

Способности формируются, а следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Творческие способности — связаны с созданием нового оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности.

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮН

... психологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: bibrao.gnpbu.ru 7. Портал для детей, родителей и педагогов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.o-detstve.ru 8. Методический сервер ВГУЭС. [Электронный ресурс]. Режим доступа ... в синдромах психического инфантилизма. Самовоспитание – систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры ...

Развитие творческих способностей — одна из актуальных задач воспитания и обучения. Успешное решение ее возможно лишь в том случае, если все факторы — биологические, психологические и социальные, детерминирующие индивидуальное формирование творческих способностей, будут изучены и учтены в педагогическом процессе.

Младший школьный возраст — сензитивный период развития творческих способностей. Воображение становится произвольным, целенаправленным, накапливается определенный объем представлений об окружающей жизни, свойствах предметов, качествах людей, то есть создается содержательный арсенал средств творческого воображения.

Содержательно-организационные условия общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования имеют большой потенциал в развитии творческих способностей обучающихся. В общеобразовательной школе, на уроках и во внеурочной деятельности педагоги стремятся развивать творческие способности обучающихся. Это происходит за счет того, что на уроках дети узнают много нового и действительно интересного для них об устройстве мира, законов его функционирования; углубляют свои представления о существенных ха-рактеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов; совершенствуют характер и содержание обобщенных способов обследования предметов с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, учатся осуществлять оптимальный выбор эта-лонов в соответствии с познавательной задачей.

Для развития творческих способностей педагог должен применять такие методы обучения, которые бы не просто знакомили ребенка с содержанием учебного материала, а способствовали бы самораскрытию ребенка, повышению мотивации к познанию и, как следствие, повышение познавательной активности школьников, их воссоздающего и творческого воображения. Это такие методы обучения как: детское экспериментирование, игра, проблемная ситуация, творческие задания. Однако, использовать традиционные методы обучения (беседу, рассказ, показ и др.) также необходимо. Выбор методов обучения нужно осуществлять в соответствии с содержанием урока (мероприятия), его целью.

6 стр., 2915 слов

Публицистические ресурсы имиджевого текста

... внимание людей, получая доступ к средствам массовой информации. 3. Ресурсы публицистики в имиджевом тексте Разговор об имиджевой статье ... Никколо Макиавелли «Государь» и Г. Лебона «Психология социализма», в которых Макиавелли убедительно показал, какое ... КАФЕДРА ИСТОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: «Публицистические ресурсы имиджевого текста» Воронеж 2011 Содержание: Введение 1. Публицистика ...

Основными психолого-педагогическими условиями, влияющими на развитие творческих способностей обучающихся можно считать:

— системно-деятельностный подход к организации уроков и внеурочной деятельности,

— общение в рамках субъект-субъектных взаимоотношений на основе личностно-ориентированного взаимодействия,

— последовательную смену этапов урока в зависимости от его типа: изучение нового материала, закрепление раннее изученного материала, урок комплексного применения знаний и умений, урок актуализации знаний и умений.

В практической части работы было проведено исследование. Цель исследовательской деятельности заключалась в том, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение о том, что обучающиеся, посещающие учреждения дополнительного образования художественно-творческой направленности, имеют более высокий уровень развития творческих способностей.

В ходе исследования гипотетическое предположение подтвердилось при помощи методики Т. Торренса. Было выявлено, что показатели креативности, беглости, оригинальности, разработанности творческого продукта, в группе школьников, посещающих УДО (38,24 балла) заметно выше, чем в группе школьников, посещающих только общеобразовательную школу (29,6 баллов).

Таким образом, цель работы выполнена, задачи раскрыты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абрамова Г. С. Практическая психология. — Екатеринбург, Изд-во УГППУ, 1998.

2. Баданина Л. П. Психология познавательных процессов: учебное пособие. — М.: Флинта, 2012. — 238с.

3. Батюта М. Б., Князева Т. Н. Возрастная психология: учебное пособие. — М.: Логос, 2011. — 306с.

4. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Д.Б. Богоявленская. — М.: Академия, 2012. — 320с.

5. Ванюхина Н. В. Психология развития и возрастная психология. — Казань: Познание, 2014. — 132 с.

6. Ванюхина Н. В., Сулейманов Р. Ф. Общая психология — Казань: Познание, 2014. — с. 332.

7. Вахрушев А.А., Бурский О.В. «Окружающий мир» 1 класс. Методические рекомендации для учителя. в 2-х частях — Изд. 2-е, перераб.- М.: Баласс, 2012. — 410с.

8. Введение в психологию [Текст] / Под общ. ред. проф. Петровского. — М.: Академия, 1997. — 496 с.

9. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. [Электронный ресурс] // Режим доступа: >10. Воробьева, Д.И. Гармония развития. Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника [Текст] / Д.И. Воробьева — Екатеринбург: Уральский институт практической психологии, — 2004. — 144с.

11. Воробьева Д.И. Методические рекомендации к программе «Гармония развития». — СПб.: ЛГОУ, 2012. — 410с.

12. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк [Текст] /Л.С. Выготский — М.: Просвещение, 1991. — 94 с.

13. Гейдж Р. Почему вы глупы, бедны и больны? [Электронный ресурс] // Режим доступа: >14. Глаголева Ю. И., Илюшин Л. С., Галактионова Т. Г. и др. Окружающий мир. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 1 класс [Электронный ресурс] // Режим доступа: >15. Доронова, Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности [Текст] / Т.Н. Доронова. — СПб.: Детство-ПРЕСС, 2002.- 205с.

16. Доронова, Т. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. — М.: Владос, 2004.

17. Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих и специальных способностей [Электронный ресурс] // Режим доступа: >18. Дружченко З.А. Методика использования элементов драматизации в работе по развитию диалогической речи с младшими дошкольниками в рамках проекта «Играем в сказку» [Электронный ресурс] // Режим доступа: >19. Дубровская, А.В. Приглашение к творчеству [Текст] / А.В. Дубровская. — СПб.: Детство-Пресс, 2002.-150с.

20. Дугин А.Г. Философия и социология воображения. Учебное пособие. — М.: Директ-медиа, 2010. — 410с.

21. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко. — М.: Знание, 1986.- 140с.

22. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника [Электронный ресурс] // Режим доступа: >23. Игры-драматизации в детском саду: Мет. рек. / Сост. Е.Л.Трусова. — Киев: Вербена, 2011. — 133 с.

24. Карабанова О.А. Развитие игровой деятельности детей 2−7 лет: метод. пособие для воспитателей. — М.: Просвещение, 2010. — 96 с.

25. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Начальная школа. — 2014. — № 2. — С.23−28.

26. Кехо Дж. Подсознание может все [Электронный ресурс] // Режим доступа: >27. Корбен А. Мир воображения [Электронный ресурс] Режим доступа: >28. Комарова, Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду [Текст] / Т.С. Комарова. — М.: Педагогика, 1984.- 210с.

29. Кембэл Дж. Мифы, в которых нам жить. — СПб.: София, 2012. — 252с.

30. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.

31. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 202 с.

32. Мигунова Е.В. Организация театральной деятельности в детском саду: Учебно-метод. пособие. — Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2012. — 126 с.

33. Мосин, И.В. От простого к сложному [Текст] / И.В. Мосин — СПб., Кристалл, 2008. — 183с.

34. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под ред. Д.И. Фельдштейна. Изд.2-у, доп. -М. Баласс, 2014.

35. Общая психология: хрестоматия / Сост. Л.В. Зубова, О.А. Щербинина. — Оренбург: ОГУ, 2015. — 102с.

36. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. — М.: Школьная Пресса, 2013. — 176 с.

37. Полуянов, Ю.А. Воображение и способности [Текст] /Ю.А. Полуянов. — М.: Гардики, 2010. -196 с.

38. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1−4 классы[Электронный ресурс] // Режим доступа: >39. Рау, М.Ю. Развитие воображения средствами изобразительной деятельности [Текст] / М.Ю. Рау // Дефектология. — 2004. — № 5. — С.24−29.

40. Самыгин С. И., Волочай А. В., Гончарова Н. Г., Загутин Д. С. Психология развития, возрастная психология: для студентов вузов: учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. — 224с.

41. Селигман М. Путь к процветанию [Электронный ресурс] // Режим доступа: >42. Скворцов П.М. Уроки природоведения и экологии во 2 (3) классе [Электронный ресурс] Режим доступа: >43. Соколова А.С. Творчество как философская категория [Электронный ресурс] Режим доступа: >44. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е.Торренса. Методическое руководство. — М.: Иматон, 1998. — 170с.

45. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — СПб.: Дидактика Плюс, 2002. — 182с.

46. Утемов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества: учебное пособие. — Киров: межрегиональный ЦИТО, 2013. — 212с.

47. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 22 декабря 2009 года № 373. [Электронный ресурс] Режим доступа: >48. Франц М.Л. Алхимическое активное воображение [Электронный ресурс] Режим доступа: perewody/posledovateli-yunga (дата обращения: 11.11.2016)

49. Художественное творчество и ребенок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 1972.- 206с.

50. Чернобровкина С. В. Психология развития и возрастная психология: учебно-методическое пособие. — Омск: Омский государственный университет, 2010. — 128с.

51. Чурекова Т. М., Ахмерова Д. Ф., Моисеенко Ю. Ю. Возрастная психология: учебное пособие. — Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011. — 310с.

52. Шорохова О. А. Играем в сказку. — М.: Творческий центр, 2010. — 211 с.

?

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector