Самообразование как социальный феномен

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. САМООБРАЗОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА 1. Понятие и история самообразования 2. Самообразование в России и за рубежом. Современные проблемы самообразования ГЛАВА II. СТРУКТУРА САМООБРАЗОВАНИЯ 1. Функции самообразования 2. Самообразование: формы, виды, результативность ГЛАВА III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 1. Самообразование молодежи 2. Информационное общество и самообразование ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Условия развития современного общества, становление информационной эпохи по-новому определяют социальный смысл самообразования, стратегии и технологии его реализации. Феномен самообразования обретает статус массового социального явления, неотъемлемого компонента деятельности многих социальных групп и образа жизни их членов. Являясь важным фактором самоконструирования, самосовершенствования личности в профессиональной и вне профессиональной сферах, воспроизводства и изменения социального запаса знания, развития социума в целом, самообразование обладает высокой индивидуальной и общественной ценностью. Актуальность исследования самообразования обусловлена не столько его сущностными и функциональными характеристиками, сколько новой социальной ролью, сформированной под воздействием факторов макроуровня на данном этапе общественного развития.

К их числу относят, социально-экономические, социально-политические, социокультурные факторы. В центре нашего внимания стоит взаимосвязь, взаимообусловленность самообразования и социального феномена. Данное исследование является перспективным, т.к. объясняет изменения в требованиях социума к личности, её образовательным способностям, выявляет восприятие, побудительные мотивы, цели самообразования, формируемые под влиянием развития общественной деятельности. Самообразовательная деятельность способствует поддержанию индивидуальности, целостности «Я» личности в условиях динамичных изменений социума и в более широком контексте — глобализации, способствует успешному самоопределению, самоидентификации субъекта в системе общественных отношений. Продолжающаяся историческая смена технологий коммуникации влечет новшества в способах самообразования. Субъект самообразовательной деятельности сегодня оказывается перед лицом множества новых возможностей и ограничений социально-познавательной сферы. Среди них: повышение ценности знаний и быстрота их устаревания: наличие широкого социального пространства и необходимость умения работать с потоком информации, её декодирования; существование многообразных источников информации и дифференциация доступа различных социальных групп к ним в целях самообразования, в этих условиях самообразующаяся личность находится в ситуации ресоциализации, стремится найти и использовать новые стратегии удовлетворения потребности в знании.

9 стр., 4183 слов

Развитие субъектности личности в процессе самостоятельной работы по психологии

СОДЕРЖАНИЕ Стр. Введение 3 Глава 1. Субъектные измерения личности 11 1.1. Трактовка личности как феномена субъектности в отечественной психологии 11 1.2. Самостоятельность как параметр субъектности 41 1.3. Субъектная направленность педагогической профессии. 54 Глава 2. Самостоятельная учебная деятельность как детерминанта развития субъектности личности студента. 74 2.1. Развитие субъектности ...

Сегодня очевиден рост значимости образования и, особенно, самообразования как условий адаптации и конкурентоспособности личности на рынке труда. Задачи по обеспечению мобильности, свободы и широких возможностей человека в образовательной и самообразовательной сферах становятся приоритетными направлениями научной, образовательной и социальной политики ряда европейских государств, подписавших «Болонское соглашение». Данный факт демонстрирует высокую социальную ценность образования и самообразования, потребность государственного уровня в оптимизации системы образования и создания комфортных условий для самообразовательной деятельности граждан. Решение этих вопросов требует проведения социологических исследований природы образования и самообразования, результаты которых позволят объяснять, контролировать и регулировать процесс создания «супер оптимального образования» (Э. Тоффлер) обеспечивающего соответствие знаний личности социальному заказу, потребностям социально-профессиональных групп и целям индивидов. Объектом исследования выступает образование в современном обществе Предмет исследования — самообразование в системе современного образования Цель исследования — состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа и результатов социологических исследований обосновать эффективность самообразования, как одного из путей самосовершенствования человека. В связи с поставленной целью в работе решались следующие задачи: 1) Теоретический анализ методологии социального подхода к исследованию эффективности самообразования. 2) Характеристика самообразования как социального феномена (понятия, функций, формы и виды).

4 стр., 1883 слов

Управление процессом повышения квалификации кадров в ЗАО «Содружество»

План ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННАЯ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В ЗАО «СОДРУЖЕСТВО» 6 1.1. Экономическая характеристика ЗАО «Содружество» 6 1.2. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Содружество» 9 1.3. Организационная структура управления ЗАО «Содружество» 11 1.4. Анализ взаимоотношений предприятия и работников 12 1.5. Анализ действующей системы оплаты труда 13 1.6. Анализ ...

3) Изучение самообразования как способ повышения квалификации. 4) Эмпирическое исследование механизмов самообразования как автокоммуникации (на примере конкретного социологического исследования журналистского сообщества).

Самообразование в системе повышения квалификации будет эффективным, если: теоретически разработана, обоснована и реализована модель самообразования в системе повышения квалификации, построенная на основе личностно-ориентированного, деятельностного и уровневого подходов, учитывающая особенности применения информационно-коммуникационных технологий в качестве средства самообразования; выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены условия эффективного функционирования модели самообразования средствами информационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации: (развитие информационно-коммуникационной среды системы повышения квалификации; ориентация образовательного процесса в системе повышения квалификации на развитие самообразовательной деятельности средствами информационно-коммуникационных технологий).

ГЛАВА I. САМООБРАЗОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА 1. Понятие и история самообразования

На сегодняшний день нет необходимости убеждать преподавателей в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их умственных способностей. В решении этой проблемы значительная роль отводится формированию у них умений и навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний. Немаловажным является и формирование навыков самостоятельного умственного труда. Это тем более важно, что, какие бы знания и в каком объеме не получали обучаемые, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни. Где же выход? Выход в решении задачи — научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов самостоятельной работы.

В педагогике это положение не ново. Наиболее проницательные педагоги прошлого неоднократно отмечали, что, несмотря на огромную роль преподавателя, основные цели образования достигаются, прежде всего, как результат собственных усилий обучающихся. Так Я.А. Коменский в книге «Великая дидактика» призывал педагогов к изысканию и открытию такого способа, при котором учащие (педагоги) меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились.

6 стр., 2920 слов

Влияние мотивов и ценностей на эффективность деятельности педагогов в системе повышения квалификации

СОДЕРЖАНИЕ НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ, СИМВОЛОВ, СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ . ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ И ЦЕННОСТЕЙ .1Раскрытие сущности мотивов и ценностей .2Механизмы и факторы влияния мотивов и ценностей педагога на эффективность его работы .3Реализация педагогических условий преодоления профессионального кризиса педагога в системе повышения ...

Одна из главных целей воспитания состоит в переводе человека из объекта в субъект деятельности и управления. Это значит, что в результате воспитания человек должен стать способным управлять собой и делать всякое дело сам. Самостоятельность является наиболее существенным признаком человека и как личности, и как субъекта деятельности. Быть самостоятельным — это, значит, «стоять самому», делать что — либо без посторонней помощи, без внешнего побуждения, по своему намерению. В этом смысле самостоятельность может быть понята и как свойство личности, и как критерий его зрелости в той или другой области социальной практики. В области познавательной деятельности можно говорить о научной самостоятельности. Один из признаков учения состоит в том, что познавательная деятельность учащихся, студентов осуществляется под руководством учителя или преподавателя. По мере интеллектуального развития степень вмешательства и внешней помощи со стороны педагога должна сокращаться, а уровень самостоятельности обучаемых возрастать. Однако пока в сложившейся реальной практике обучения не наблюдается желаемой степени самостоятельности школьников и студентов.

Затруднение в деятельности преподавателей по организации самостоятельной работы в учебном процессе состоит в том, что многие учебные пособия еще не в полной мере содействуют успешному развитию познавательной активности учащихся, их самостоятельности. В них в основном дано содержание учебного материала, недостаточное количество заданий, требующих от каждого обучаемого самостоятельного наблюдения примеров; нахождения сходства и различия между сопоставляемыми явлениями; раскрытия существенных признаков, характеризующих сущность понятий, правил, законов; формулирования новых выводов. Правила, законы, выводы часто даются в готовом виде и требуют только заучивания.

Самообразование- это самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем Самообразование — средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. В широком смысле под Самообразованием понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом.

8 стр., 3656 слов

Cистема заданий, направленных на обучение чтению

ЛЕКЦИЯ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ПЛАН I. Письменная форма общения ( ПР) II. Чтение как ВРД 1) психологическая структура чтения 2) умения чтения 3) функции чтения как ВРД I. Письменная форма общения Форма речи, связанная с выражением и восприятием мыслей в графической форме. П.р. включает в себя два ВРД: продуктивный (письмо) и рецептивный (чтение). П.р. может осуществляться средствами массовой информации ( ...

Обучение в школе не исключает необходимости в самообразовании одна школа не может дать всего, что нужно знать образованному человеку и что такой человек хочет знать. Общее образование, сообщаемое средней школой, не может быть полным, и потому учащиеся должны почерпать свои знания не только из учебников и классного преподавания, но и из самостоятельного чтения. Высшее образование имеет обыкновенно специальный характер; даже университетские факультеты являются своего рода специальными школами. Поэтому и студенты высших учебных заведений, желающие расширить свои знания и выработать себе научное, моральное и социальное миросозерцание, тоже должны прибегать к самообразованию. Наконец, люди, выработавшие в себе привычку к серьезному чтению, и по окончании курса в высших учебных заведениях, читая научные книги, в сущности продолжают заниматься самообразованием. В других случаях самообразование прямо заменяет собою школьное образование, именно для людей, учившихся только в низшей школе или в таких профессиональных училищах, которые не дают почти никакого общего образования, равно как для людей, которые, прошедши курс средней школы, лишены возможности продолжать учение в университете или других высших учебных заведениях.

Система индивидуального обучения и воспитания сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал эту премудрость общения посредством говорящих знаков своему потенциальному преемнику, занимаясь с ним индивидуально. По мере развития научного знания в связи с развитием земледелия, скотоводства, мореплавания и осознания потребности в расширении доступа к образованию более широкому кругу людей система индивидуального обучения своеобразно трансформировалась в индивидуально-групповую. Учитель по-прежнему обучал индивидуально 10 — 15 человек. Изложив материал одному, он давал ему задание для самостоятельной работы и переходил к другому, третьему и т.д. Содержание обучения и воспитания было строго индивидуализировано, поэтому в группе могли быть ученики разного возраста, разной степени подготовленности. Начало и окончание занятий для каждого ученика, а также сроки обучения тоже были индивидуализированы.

23 стр., 11249 слов

2. Современная система образования в Российской Федерации: сущность и характеристика. Место и роль начальной школы в общей системе образования

... Образование – процесс обучения и воспитания; процесс овладения ЗУНами, формирование качеств личности. Современная система образования ... в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный. ... обучения чтению вместо буквослагательного (поделил слово на звуки), создал методич рекомендации по обучению счету, музыке, изо, труду. Основоположник развивающего обучения . Элементарное образование, ...

Когда в средние века с увеличением количества обучающихся стали подбирать в группы детей примерно одного возраста, возникла необходимость более совершенного организационного оформления педагогического процесса.

Классно-урочная система в отличие от индивидуального обучения и ее индивидуально-группового варианта утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: постоянное место и продолжительность занятий, стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности, а позже и одного возраста, стабильное расписание. Основной формой организации занятий в рамках классно-урочной системы, должен быть урок. Задача урока должна быть соразмерна часовому промежутку времени, развитию учащихся. Урок начинается сообщением учителя, заканчивается проверкой усвоения материала. Он имеет неизменную структуру: опрос, сообщение учителя, упражнение, проверка. Основное время при этом отводилось упражнению.

Большой вклад в разработку научных основ организации урока внес А. Дистервег. Он разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика, обосновал необходимость учета возрастных возможностей учащихся.

Классно-урочная система в своих основных чертах остается неизменной уже на протяжении более 300 лет. Поиски организационного оформления педагогического процесса, которое заменило бы классно-урочную систему, велись в двух направлениях, связанных преимущественно с проблемой количественного охвата обучающихся и управления учебно-воспитательным процессом.

2. Самообразование в России и за рубежом. Современные проблемы самообразования Еще в XVIII и начале XIX в. Андрью Белль и Ланкастер пришли к мысли о возможности распространять образование путем взаимного обучения; основанная на этом принципе белль-ланкастерская система была первым опытом коллективного самообразования , соединенного, впрочем, с школьными порядками. В настоящее время эта система, рассчитанная на распространение самых элементарных знаний, оставлена; но принцип коллективного самообразования может иметь и другие применения и притом на разных ступенях образования. Особое значение принадлежит кружкам самообразования, постоянно возникающим среди учащейся молодежи как в старших классах средних учебных заведений, так особенно в высших учебных заведениях. В этих кружках обыкновенно происходит совместное чтение научных книг и литературных произведений, а также рефератов о прочитанных книгах или интересующих вопросах, причем читаемое подвергается обсуждению и спору. Подобные кружки самообразования возникают и среди других общественных групп. Там, где существует право ассоциаций, общества самообразования получают и правильную организацию; подобного рода союзы образуются и среди рабочих.

6 стр., 2642 слов

Типологическая модель психического дизонтогенеза как основа практической деятельности специалиста образования

  М.М. Семаго,Н.Я. Семаго В статье представлен анализ закономерности построения эффективной типологии дизонтогенеза отклоняющегося развития как одного из основных компонентов специальной психологии. Дается описание имеющихся в настоящее время типологий и их методологических оснований. Вводится представление о триаде компонентов типологического анализа: идеальном онтогенезе, идеальном ...

Вообще история самообразования показывает, что коллективное («кружковое») самообразование из неорганизованного превращается в организованное. Кроме чтения книг, одним из важных средств самообразования является посещение публичных лекций, особенно если последние читаются сколько-нибудь систематически. По мере развития стремления к самообразованию со стороны людей, могущих удовлетворить этой общественной потребности, обнаруживается большая охота оказывать помощь самообразованию на всех его ступенях путем соединения индивидуальных усилий. Существует целая научная литература, рассчитанная исключительно на популяризацию научных знаний, между прочим и среди народа. Сюда же нужно отнести народные библиотеки и читальни и народные чтения. За последнее время на западе Европы и в Северной Америке особое развитие получили так называемые «народные университеты», поставившие своей задачей самое широкое распространение университетского образования. Конечно, систематические публичные лекции не могут заменить настоящего университетского преподавания, и в хорошо организованных народных университетах «домашнее чтение» все-таки играет первенствующую роль. В последнем отношении помощь самообразованию и в одиночку, и кружковому компетентные лица могут оказывать, руководя самообразовательным чтением, составляя программы и книжные указатели.

Потребность в таких указателях чувствуется давно. В студенческих кружках самообразования она удовлетворялась многочисленными списками книг для чтения в целях самообразования часто неизвестного происхождения, передававшимися от одних к другим, случайно дополнявшимися или сокращавшимися и т. п. В Западной Европе давно известны печатные списки особенно рекомендуемых для чтения книг, многие из них получили большую известность, например список Леббока, составленный по просьбе рабочих и помещенный в книге «Радости жизни», а затем повторенный Ричардсоном в брошюре «Как читать книги, чтобы они приносили нам пользу». Эта попытка вызвала подражание в Германии, где появилась несколько лет тому назад книжка под заглавием «Лучшие книги всех времен и литератур» (ср. также Sch ц nbach, «Ueber Lesen und Bildung», 1894).

У нас нечто подобное было предпринято М.М. Ледерло, издавшим в 1895 г. «Мнения русских людей о лучших книгах для чтения». Гораздо более серьезное значение имеет изданная в пользу голодающих (1892 г.) «Книга о книгах», составленная целым кружком московских ученых, под редакцией И.И. Янжула, и представляющая собою «толковый указатель для выбора книг по важнейшим отраслям знания». До известной степени составители этого издания стремились заменить им вышеупомянутые «систематические каталоги» и расширить указания на научные пособия, помещаемые в ежегодных обозрениях университетского преподавания. Но лица, для которых предназначена была «Книга о книгах», т. е. представители так называемого образованного общества (получившие по меньшей мере среднее образование) и университетская «молодежь», нуждаются не только в «точном списке учебников» и важнейших монографий, но и в руководительстве самообразовательным чтением. За удовлетворение этой потребности взялись несколько лет тому назад «Комиссия по организации домашнего чтения» в Москве и «отдел для содействия самообразования» в Петербурге, возникшие почти одновременно и выпустившие в свет свои программы, которые имели большой успех в публике. «Комиссия по организации домашнего чтения» образовалась при учебном отделе Общества распространения технических знаний в 1893 г. В ее состав вошли многие профессора, преподаватели и другие интеллигентные лица Москвы.

В отечественной литературе проблема самообразования традиционно освещается в педагогическом и психологическом ракурсах, не становясь предметом специальных социологических исследований. Как пишет профессор Л.Н. Коган, «основой приобретения нужных для жизни (не только для работы по той или иной профессии) знаний всегда было, есть и будет самообразование. К сожалению, социология у нас совершенно не занималась этой проблемой, считая ее только объектом изучения психологии».

Общими причинами такой ситуации являются, с одной стороны, неординарность для социологии самой этой проблемы, а с другой — имплицитное присутствие характеристик самообразования как одного из структурных элементов при анализе образования в целом. Сейчас, несмотря на появление широких возможностей для самообразования, отсутствуют стимулы к его осуществлению. Наше общество практически не формирует предпосылок для развития важнейшего компонента образования — самообразования, без которого ни сама система обучения и воспитания, ни вступление в цивилизованное общество не могут «состояться».

Самообразование связано с развитием личности, осуществляющимся на основе свободного выбора видов деятельности в процессе самореализации. Оно возможно в условиях создания разнообразной социокультурной и образовательной среды. Одним из ее срезов является ориентация на совокупность потребностей различных социальных групп. Каждая из них находит свою собственную социокультурную и образовательную нишу.

Вопрос состоит в том, чтобы умело скоординировать и направить все структуры социального института образования, все элементы его как системы и социальную политику государственных органов и организаций на то, чтобы они повышали эффективность процесса самообразования. Критерием эффективности и результатом его должен стать «самообразующийся» человек, а не система образования как самоцель.

Перенос акцента на самообразование, актуализацию личностного момента в образовательной деятельности человека является требованием времени. Суть его в том, чтобы личность самостоятельно формировала, «образовывала» себя, используя институциональные формы образования как инструмент самореализации, самоактуализации, самосовершенствования. Поэтому необходимо осознание личностью особой роли самообразования, которое становится системообразующим фактором образовательного пространства.

Эта проблема еще более актуализируется в условиях перехода к рыночной экономике, поскольку здесь требуется соответствие человека, его интеллектуального, образовательного потенциала новым требованиям. Можно, следовательно, говорить о прагматическом аспекте самообразования.

Самообразование может выступать как цель (самоцель) и как средство для самореализации каких-либо целей (таких, как подготовка к труду, овладение профессией, новым для человека видом деятельности и т.д.).

Самообразование дает возможность человеку испытать счастливые мгновенья открытия чего-то нового.

Поскольку самообразование выступает как средство подготовки к труду и овладения профессиональными навыками, имеет место совпадение в нем индивидуально-личностного и социально-значимого. Обе эти стороны самообразования — «самоценная» и «инструментальная» — имеют важное значение для человека, хотя та или иная из них при определенных условиях выдвигается на передний план.

Одна из проблем, требующих своего изучения, — типология самообразовательной деятельности социальных групп и ее критерии. В этой связи может быть поставлен вопрос об исследовании уровней самообразования.

Наконец, еще одна проблема, требующая своего комплексного анализа, потребности, интересы, мотивы самообразовательной деятельности, ориентации и установки на нее различных групп населения российского общества.

ГЛАВА II. СТРУКТУРА САМООБРАЗОВАНИЯ самообразование молодёжь общество 1. Функции самообразования Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле — как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком — как «создание себя», «самостроительство»).

Мы будем иметь в виду второе значение, так как нас интересует проблема самосовершенствования. В данном случае самообразование выступает одним из механизмов превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную, приближающую индивида к творчеству. М. Князева выделяет несколько функций самообразования : экстенсивная — накопление, приобретение новых знаний; ориентировочная — определение себя в культуре и своего места в обществе; компенсаторная — преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании; саморазвития — совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств; методологическая — преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира; коммуникативная — установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами; сотворческая — сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее; омолаживания — преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить в состояние учащегося); психологическая (и даже психотерапевтическая) — сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества; геронтологическая — поддержание связей с миром и через них жизнеспособности организма. Таким образом, самообразование — необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда. Профессиональное самообразование будущего учителя — целенаправленная самостоятельная деятельность студента по усовершенствованию имеющихся и приобретению новых психолого-педагогических и методических знаний и их творческое использование в соответствии с характером выполняемой работы. Профессиональное самообразование выполняет следующие функции: дополняет, углубляет, расширяет имеющиеся знания; компенсирует недостатки базового образования и является средством его приобретения; способствует формированию индивидуального стиля педагогической деятельности; является средством самопознания и самосовершенствования. В профессиональное самообразование включаются 4 вида самообразовательной деятельности: фоновое общеобразовательное самообразование; фоновое педагогическое самообразование; перспективное профессиональное самообразование и актуальное педагогическое самообразование. Фоновое общеобразовательное самообразование — самостоятельная познавательная деятельность, часть естественной жизни студента, не требует специальной организации и планирования: чтение художественной литературы и периодических изданий, детской литературы, просмотр отдельных телепередач, слушание радио, посещение кино, театров, музеев, выставок; участие в экскурсиях самого разного характера и направленности, лекториев, всевозможных курсов. Фоновое педагогическое самообразование — просмотр и чтение педагогической периодики и новых книг по педагогике, психологии, методикам, создание личной библиотеки и ее систематизация, накопление и классификация различных материалов для использования в учебной работе. Перспективное профессиональное самообразование — работа студента над определенной предметной или психолого-педагогической, методической проблемой, рассчитанная на достаточно длительный срок: написание рефератов, курсовых и дипломных работ. 2. Самообразование: формы, виды, результативность Самообразование индивида — необходимое условие профессиональной деятельности, это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; самостоятельное приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег. Составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие индивида к самообразованию: ежедневная работа с информацией; креативность; стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики; изменения, происходящие в жизни общества; конкуренция; общественное мнение; материальное стимулирование; интерес. Направления самообразования: профессиональное (предмет преподавания); психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей); психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.); методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения); правовое; эстетическое (гуманитарное); историческое; иностранные языки; политическое; информационно-компьютерные технологии; охрана здоровья; интересы и хобби; иное. Источники самообразования: телевидение; газеты, журналы; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.); интернет; видео, аудио информация на различных носителях; платные курсы; семинары и конференции, мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты; Курсы повышения квалификации; путешествия. Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам индивид, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации, творческих групп обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим индивидом. Конкретные виды самообразования: систематический просмотр определенных телепередач; чтение конкретных профессиональных периодических изданий; чтение методической, профессиональной и предметной литературы; обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, профессиональных технологий; посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег; дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов; изучение иностранных языков; систематическое прохождение курсов повышения квалификации; проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег; общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете; изучение информационно-компьютерных технологий; ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Результаты самообразования: повышение качества выполняемой работы; разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования, разработка новых идей; выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии; создание комплектов профессиональных разработок; проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

ГЛАВА III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 1. Самообразование молодежи В процессе работы со студентами, будущими менеджерами, возникла гипотеза: образ самообразования у молодежи неверный, искаженный. Проведенное анкетирование подтвердило эту гипотезу: около 95% студентов самообразование описывает так: «…образование человека без помощи других лиц; получение знаний самим без чьей либо помощи». И у части преподавателей встречается такой же образ: «самообразование — получение знаний самостоятельно, без контакта с преподавателем: книги, Интернет…». Особенно интересными были ответы группы студентов 4 курса специальности «менеджер организации», прошедших короткий курс «Понимание окружающего мира». Их ответы можно разделить на три группы. В ответах первой подгруппы самообразование определяется в таких образах: «образование из человека Человека, когда ставит цели, управляет собой», «образование самого себя, человека в человеке», «образование себя внутри себя самого», «желание человека пополнить себя новыми нужными знаниями, то есть стать человеком», «работа над собой». Во второй подгруппе уровень ответов ниже: «осознание накопленных знаний с последующим практическим использованием», «самостоятельное определение человеком: что ему надо знать и уметь», «самостоятельный выбор способа и метода познания», «сам управляет своим образованием». В третьей подгруппе ответы описывают социальный стереотип, который известен большинству: «образование человека без помощи других лиц», «получение знаний самим без чьей либо помощи», «процесс самообучения», «самообразование по интересующему вопросу», «познание, понимание информации и использование». В четвертой группе ответы расплывчатые: «дополнительная работа человека над собой, своими знаниями, образованием», «чем каждый человек должен заниматься в течение всей жизни», «человек осознает, что он делает и к чему это приведет». Для того, чтобы прояснить понимание опрашиваемыми различия между самообучением и самообразованием был задан разделительный вопрос: «Самообразование это чтение книг и журналов по специальности, художественной литературы, просмотр видеофильмов, работа в Интернет или же этого мало для самообразования?» Ответы показали, что аудитория разделилась примерно пополам: около 60% сказали, что перечисленных занятий недостаточно, и около 40% сказали, что это и есть самообразование. Преподаватели почти единодушно ответили, что конечно, недостаточно. И с возрастом различие между самообучением и самообразованием понимается все лучше. Итак, можно было сделать вывод о том, что действительно в умах молодежи российской провинции отсутствует точный образ самообразования. А БСЭ подтвердила, что этот факт является общероссийским. На следующем этапе исследования выяснялась реальная потребность молодежи в самообразовании. Были заданы следующие вопросы: 1. необходимо ли вам лично самообразование и для чего необходимо? 2. сколько времени вы могли бы выделить на самообразование (часов в день)? 3. каков возможный бюджет вашего самообразования (рублей в месяц)? 4. хотели бы вы научиться самообразованию? 5. нужна ли вам помощь в самообразовании? 6. известны ли вам книги по самообразованию? Из ответов можно было получить следующий образ молодого человека и его отношение к самообразованию: Необходимость в самообразовании осознается большинством опрошенных (92%).

Высшую цель самообразования меньшинство студентов первого-второго курса (от 14 до 22%) обозначило следующими выражениями: · для самореализации, совершенствования себя, самосовершенствования, · для будущей жизни, для карьеры, для развития, для всего — вся жизнь это самообразование. Половина более подготовленных студентов 4 курса (54%) цель собственного самообразования определили так: · чтобы решать проблемы, сложные вопросы; · быть интересным, востребованным обществом; · чтобы отличаться от животного…; · чтобы стать успешным человеком; · чтобы приносить пользу себе и другим. Возможный бюджет времени на самообразование у тех, кто видит в нем необходимость в среднем составляет около 2 часов в день. Возможные финансовые средства, направляемые на самообразование, составляют в среднем от 200 до 500 рублей в месяц. Ответы на последние три вопроса представлены в таблице 1.

Хотят научиться, %

Помощь нужна, %

Книги не знают, %

Студенты-заочники

88

36

70

Студенты 1-2 курсов

65

50

80

Студенты 4 курса

95

77

77

Видно, что большинство студентов хотело бы научиться самообразованию. В меньшей степени эта потребность выражена у студентов 1-2 курсов, в наибольшей степени у студентов 4 курса, осознавших необходимость в самообразовании более глубоко. В помощи менее всего нуждаются студенты — заочники, а более всего студенты 4 курса. О книгах по самообразованию не знает большинство студентов всех групп. Результаты предварительного исследования позволили сформулировать несколько проблем: 1. Концепция высококачественного самообразования сформулирована Н.А.Рубакиным сто лет назад. Но в настоящее время самообразование понимается большинством населения как самообучение. В результате самообразование как один из наиболее дешевых и доступных «путей к успеху» молодежью и родителями не видится. 2. Потребность в получении качественного образования, очевидная сто лет назад, еще более усилилась. У молодежи имеются определенные ресурсы времени и финансов, а поддержка со стороны общества и государства практически отсутствует. 3. Блестящие возможности для самообразования — книги, диски, видео- и аудиокурсы, Интернет и многочисленные тренинги — используются малоэффективно поскольку у молодежи нет помощи в разработке программы собственного образования, где бы указанные ресурсы целенаправленно использовались. 2. Информационное общество и самообразование Технологии образования претерпевают в наши дни кардиальные изменения. Суть их состоит в том, что в соотношении «образование — самообразование» все более доминирует последнее. Самообразование превращается в дифференцирующий фактор: формируются отдельные социальные группы, для которых самообразование выступает условием воспроизводства их общественной позиции. Это прежде всего социально-профессиональные группы, занятые творческим трудом, для которых самообразование -неотъемлемый способ жизнедеятельности. Одну из таких групп представляют культурологи, в самом содержании профессиональной деятельности которых заложено стремление к непрерывному самообразованию. Осознание этого факта должно стать отправной точкой для развития новых технологий обучения культурологов. Профессиональное образование в обязательном порядке предусматривает самообразование как готовность человека освоить и «присвоить» мир профессии, сделать его своим индивидуальным достоянием. Если образование, как подчеркивал Б.Г. Матюнин, предполагает в основном переход от незнания к знанию, то самообразование — от знания к незнанию. Это объясняется тем, что самообразование — это систематический процесс разрушения, преодоления самодостаточности образовательного уровня. Эволюция самообразования идет по пути увеличения разнообразия его форм и содержания. «Самые удивительные открытия XXI века будут сделаны не благодаря развитию науки и техники, а благодаря тому, что мы по-новому оценим понятие «человек»». Самообразование станет основой переосмысления места и роли человека в обществе, переоценки его интеллектуального, эмоционального, творческого потенциала. По мере усложнения общества повысятся требования к самообразовательной активности личности. В информационном обществе самообразование становится ведущим видом деятельности, поскольку информационная революция коренным образом преобразует всю систему социальных отношений, в том числе и самообразование. Во-первых, меняется его социальная роль и значение. Если в доиндустриальный период общественного развития самообразование осуществлялось преимущественно в контексте межличностных отношений, а в индустриальном обществе доминировал «книжный» тип самообразования, то в постиндустриальный период новые информационные и коммуникационные технологии породили «экранную» культуру (Б.С. Ерасов), основанную на компьютерных средствах связи и обработки информации. Компьютер, мгновенно раздвигающий пространство и сжимающий время, надежно хранящий и быстро преобразующий информацию, становится универсальным средством самообразования. Во-вторых, новые информационные и коммуникационные средства меняют принципы организации и функционирования самообразования. Компьютерные технологии не только обеспечивают доступность и разнообразие информации, но и активизируют самообразовательные процессы, сопутствующие производственной, научной, управленческой, организационной, образовательной, досуговой и любой другой деятельности. В-третьих, информационные технологии трансформируют способы организации самообразования, обеспечивая доступность информации и облегчая ее поиск, одновременно предоставляя соответствующие инструментальные средства работы с ней: логические, математические, статистические и пр. Совмещенность этих процедур оптимизирует и расширяет возможности самообразовательной деятельности, создает условия для творчества. В информационном обществе происходит интегрирование всех доминировавших в ходе исторического развития видов самообразования и актуализация их потенциала в новых условиях. В-четвертых, для «экранной» самообразовательной деятельности характерны специфические формы управления и социального контроля. Следует отметить, что подобные формы возникли еще в индустриальных обществах (в виде элементов социальной политики) — различные системы государственной и филантропической помощи самообразованию, народные библиотеки, доступная по цене книжная продукция, разработка специальных методик и технологий самообразования для разных групп населения. Можно сказать, что сфера самообразования определенным образом институциализируется. Это связано с тем, что базовая система образования перестает играть прежнюю роль, а сроки обновления фундаментального образования резко сокращаются. В информационном обществе наиболее полно раскрывается смысл управленческой деятельности, направленной на создание оптимальных условий для самообразования. Можно говорить о переходе самообразования на качественно иной уровень, когда оно становится фактором материального и духовного производства, а также о возникновении в информационном обществе новой технологии самообразования — компьютерной. Формируется такой тип социальных отношений, при котором человек, избавляясь от экономической зависимости и различных форм социального подавления, реализует в самообразовании свой творческий потенциал, выходя на новый уровень духовной свободы. В постиндустриальном обществе управление самообразованием осуществляется через воздействие, в первую очередь, на информационную сферу и имеет не иерархический, а децентрализованный, сетевой тип организации. Самообразование, развивавшееся в русле инновационных изменений образования, обретает автономию, а социальные последствия функционирования и изменения самообразования, чем далее, тем более сказываются на развитии общества в целом и обусловливают актуальные и будущие социальные трансформации. В результате возникновения общественной потребности в непрерывном образовании в XXI веке сложилась особая ситуация, в которой самообразование выступает в качестве феномена, приобретающего все большее значение как для общества в целом, так и для личности и отдельных социальных групп. Это диктуется глобальными изменениями, связанными с переходом общества от постиндустриальной к информационной ступени развития, предполагающей в качестве ведущего вида деятельности работу человека с информацией. По своей природе такая деятельность является разновидностью самообразования. Одновременно процесс становления рыночной системы отношений актуализирует ценность самообразования как инструмента социальной мобильности, в известном смысле противопоставляя его консервативности образования. Таким образом, самообразование превращается в один из доминантных элементов образа жизни ряда социальных групп, способствуя изменению их места и роли в социальной структуре общества. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом исследование показало, что самообразование является актуальным, жизненно необходимым процессом культурного просвещенного человека, способствующим его развитию и самосовершенствованию. В современной культурной ситуации самообразование может предопределять социокультурную независимость и самостоятельность личности. Сам феномен самообразования порожден кризисом мировой образовательной системы. Оно-то и прокладывает путь к выходу из этого тупика. Самообразование ценно не как узкое «собирание» знаний. Самообразование — это путь развития как интеллекта, так и личности в целом. Самообразование — свободное движение личности в культуре, неформальное общение с ней — а значит, это полное, многостороннее, естественное самочувствие человека в ноосфере. Самообразование — это неформальное бытие человека в знании. Самообразование как вид свободной духовной деятельности — самый свободный путь к ускоренному саморазвитию. Его важно понимать как целую систему направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного Я. Выстраивается цепочка: образование себя средствами Культуры — выстраивание общества вокруг себя средствами своей личности. Особая ценность самообразования — в самостоятельном поисковом размышлении, в свободном усвоении свободно избранной области знания. Это тип свободного экспериментирования, духовного поведения. Уже в первобытном обществе сложилась система индивидуального обучения и воспитания как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал эту премудрость общения посредством говорящих знаков своему потенциальному преемнику, занимаясь с ним индивидуально. Кроме чтения книг, одним из важных средств самообразования является посещение публичных лекций, особенно если последние читаются сколько-нибудь систематически. По мере развития стремления к самообразованию со стороны людей, могущих удовлетворить этой общественной потребности, обнаруживается большая охота оказывать помощь самообразованию на всех его ступенях путем соединения индивидуальных усилий. Существует целая научная литература, рассчитанная исключительно на популяризацию научных знаний, между прочим и среди народа. Сюда же нужно отнести народные библиотеки и читальни и народные чтения. Основой приобретения нужных для жизни (не только для работы по той или иной профессии) знаний всегда было, есть и будет самообразование, это и является одной из проблем самообразования. Самообразование может выступать как цель (самоцель) и как средство для самореализации каких-либо целей (таких, как подготовка к труду, овладение профессией, новым для человека видом деятельности и т.д.).

Самообразование дает возможность человеку испытать счастливые мгновенья открытия чего-то нового. Таким образом, самообразование — необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда. В умах молодежи российской провинции отсутствует точный образ самообразования. А большая советская энциклопедия подтвердила, что этот факт является общероссийским. Самообразование превращается в один из доминантных элементов образа жизни ряда социальных групп, способствуя изменению их места и роли в социальной структуре общества. Еще с ранних лет человек сам того не осознавая получает самообразование, ребенок познает мир путем проб и ошибок. Самообразование необходимо всем тем индивидам, которые стремятся повысить не только свою квалификацию, но и расширить свой кругозор, повысить интеллектуальный уровень , и в конце- концов усовершенствовать уже имеющиеся навыки. Самообразование длительный процесс, который может протекать до самой старости, с каждым днем информация обновляется и для того что бы не отставать от общественного развития люди вынуждены пополнять и обновлять свои «багажи знаний». Человек самообразовывается из разных источников, таких как: средства массовой информации, учебная литература, семинары, курсы, тренинги, также сюда еще можно отнести и личный опыт индивида. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1) Барышникова З.А. Организация самостоятельной познавательной деятельности студентов-заочников. М., 2000.

2) Гальетов В.П. Проблемы самообразования молодежи в 21 веке

3) Жукова Е.Д. Самообразование как парадигма образования XXI века в контексте образовательных технологий подготовки культуролога

4) Зборовский Г.Е. Образование: от ХХ к ХХ1 веку. — Екатеренбург., 2000.

5) Зборовский, Г.Е., Шулина Е.А. Социология образования: учебное пособие. М., Гардарики, 2005.

6) Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург: Изд-во Ур. Гос. проф.-пед. ун-та, 2000.

7) Зеер Э.Ф. Ключевые компетенции, определяющие качество образования : Образование в уральском регионе в XXI веке: научные основы развития. Часть 2. -Екатеринбург, 2002.

8) Иванов С.Н. Образование за рубежом, М., 2003.

9) Калошина И.Н. Предпосылки нового подхода к самообразованию: Модернизация образования: проблемы и перспективы. Часть 1. — Оренбург, 2002.

10) Калугина Т.А. Новые информационные технологии в сфере образования: методологические проблемы разработки и внедрения / под редакцией Г.В. Дыльнова. — Саратов, 2000.

11) Нейманов Я.М. Образование в ХХ1 веке: тенденции и прогнозы. М., 2002.

12) Панина Л.П., Сафонова Е.Г., Сыманюк Э.Э. Ключевые компетенции субъекта учебно-профессиональной деятельности. Екатеринбург, 2002.

13) Ризина Т.В. Психолого-педагогическая диагностика как одно из условий формирования трудовых ценностных ориентаций: методические рекомендации / науч. ред. Л.А. Байкова. Рязань: РГПУ, 2004.

14) Самошин А.И., Учись учиться. учеб.-метод. пособие — 2005

15) Тимофеева Ю.Ф. Системно-модульный подход в формировании творческой личности учителя технологии. Автореф. : докт. пед. наук. М., 2000.

16) Фомина О.В. Проектирование индивидуальной траектории профессионального самоопределения школьников. метод. пособие — 2005

17) Шуклина Е.А. Теоретико-методологические основания социологического изучения самообразования// Социс 2000 №6

18) Интернет ресурс: Социс 2000 № 10 ШУКЛИНА Е.А. Вопросы методики социологического исследования самообразования// Социс 2000 №10

Размещено на