Роль ‘материнской поэзии’ в формировании личности ребенка в раннем возрасте

Министерство образования и науки Российской Федерации

КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж № 2»

ПЦК «педагогических дисциплин»

Курсовая работа

Роль «материнской поэзии» в формировании личности ребенка в раннем возрасте

Соболь Глафира Николаевна

Руководитель: Кецбая. М.В.

Красноярск, 2011

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические аспекты проблемы формирования личности ребёнка дошкольного возраста средствами произведений материнской поэзии

.1 Формирование личности в раннем возрасте в контексте детской психологии и возрастной педагогики

1.2 Значение произведений материнской поэзии для формирования личности ребёнка раннего возраста

Глава II. Произведения материнской поэзии как средство формирования личностных качеств ребёнка раннего возраста

.1 Колыбельные как средство формирования личностных качеств ребёнка раннего возраста

.2 Пестушки, потешки, прибаутки как средство формирования личностных качеств ребенка раннего возраста

.3 Сказки и песни как средство формирования личностных качеств ребенка раннего возраста

.4 Практическое исследование по использованию произведений материнской поэзии в качестве средства формирования личности ребёнка раннего возраста

Заключение

Литература

Приложение

Введение

материнская поэзия ребенок личность

Одна из важных для ребенка это формирование его личности. Эта проблема очень актуальна, ей посвящено большое количество исследований, как в психологии так и педагогике.

Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа.

По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через устное народное творчество.

15 стр., 7406 слов

Тема 7. Влияние семейных взаимоотношений на формирование самосознания личности

... В. В. Столин // Семья и формирование личности. – М., 1981. 7. Фурманов, И. А. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: книга для ... взглядам Д. Кули источником развития образа Я, начиная с раннего детства, является восприятие нами реакций на наши проявления ... подростка. Результаты многочисленных исследований подросткового возраста показывают заметное снижение влияния ро

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к материнской поэзии, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Материнская поэзия — одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Отмечается, что материнская поэзия — действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей.

Цель исследования — выявить и изучить роль материнской поэзии в воспитании детей раннего возраста.

Задачи:

подобрать методику по изучению особенности воспитательной роли различных форм устного народного творчества;

— выявить значение «материнской поэзии»в системе воспитания детей;

выявить условия формирования воспитательной роли «материнской поэзии»;

разработать методику работы с использованием»материнской поэзии», как одного из принципов воспитательной деятельности.

Предмет исследования — роль «материнской поэзии».

Объект исследования — формирование личности в раннем возрасте.

Глава I. Теоретические аспекты проблемы формирования личности ребёнка дошкольного возраста средствами произведений материнской поэзии

.1 Формирование личности в раннем возрасте в контексте детской психологии и возрастной педагогики

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется многогранность и сложность самого феномена личности. Наличие и сосуществования множества разных определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

Понятие «личность» чаще всего рассматривают через понятие человека в совокупности его социальных и приобретенных качеств. В понятие «личность» обычно включены такие свойства, которые являются более или менее устойчивые и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

По мнению Р.С. Немова, личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека имеющие существенное значение. В. С. Крысько считает, что личность — существо активное и сознательное она может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против не справедливости, отдавать свою жизнь обществу или жить личными интересами.

25 стр., 12082 слов

Формирование личности ребенка в период раннего возраста

... система 2.2 Особенности формирования личности ребенка в семье ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ 3.1 Организация программы исследования 3.2 Диагностика развития личности ребенка в семье. Результаты исследования ... в количестве 20 человек (из них 10 девочек и 10 мальчиков). Возраст воспитанников 3-4 лет. Объем и структура работы. Курсовая работа состоит из ...

Личностные новообразования младенчества. Младенческий возраст как время появления предпосылок к развитию многих качеств личности, проявляемых в общении с людьми. Младенческие истоки темперамента и характера. Появление чувства страха, его причины и значение в жизни ребенка.

Развитие личности в возрасте от одного года до трех лет. Первые признаки самосознания, возникновение «Я». Формирование детской привязанности. Становление самооценки и некоторых социальных чувств: гордости, стыда и др. Появление потребности в самостоятельности, настойчивости, волевых черт характера. Кризис переходного периода от младенчества к раннему детству, его причины. Первые признаки поведенческой самостоятельности и саморегуляции. Осознание себя как личности и отделение себя от других. Возникновение способности к эмпатии: сочувствию, сопереживанию. Развитие стремления и потребности в достижении успехов.

Речь и становление личности. Значение речи ребенка раннего возраста для его развития как личности. Слушание и говорение как процессы, влияющие на формирование личности. Связь пассивной и активной речи с уровнем личностного развития ребенка. Приоритет развития понимания речи перед говорением. Необходимость дополнения анализа понимания анализом поведения ребенка.

Общая характеристика последовательных достижений в развитии детей от рождения до трехлетнего возраста. Появление способности к восприятию раздражителей и реагированию на них со стороны всех органов чувств в первые дни после рождения. Возникновение и развитие способности к выделению и различению раздражителей. Ускоренное развитие восприятия того, что имеет отношение к человеку. Формирование первичных образов окружающих людей. Активное развитие движений ребенка от двух месяцев до одного года. Появление сенсомоторной координации и начало развития сенсомоторного интеллекта. Развитие общения от комплекса оживления через совершенствование невербальной коммуникации к пониманию речи. Возникновение эмоциональной привязанности и реакции беспокойства в незнакомой обстановке, а также в присутствии чужих людей. Начало перехода к образному мышлению. Дифференциация движений ног и рук наряду с совершенствованием ручных предметных движений. Проявление волевых черт характера. Освоение нравственных норм и правил поведения. Появление самосознания. Первые признаки наличия у ребенка внутренней эмоциональной жизни и способностей.

Из всего выше сказанного, можно сказать, что предпосылки к развитию начинаются у детей дошкольного возраста уже с младенчества в период хватания, в предметно — манипулятивной деятельности. Игра совершенствуется, приобретает главный смысл в деятельности ребенка, становится ведущей, которая ведет за собой развитие личности ребенка и психики.

.2 Значение произведений материнской поэзиидля формирования личности ребёнка раннего возраста

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе ... поскольку решение ее связано с вопросами общего развития и воспитания ребенка, со становлением его личности. Способность к творчеству - это то, что всегда ...

Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», произошло от соединения двух английских слов: folk — народ — и lore — мудрость. Начало ее связанно с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Осознание это выражалось

в неразрывно слитых слове, танце и музыке, а также в произведениях изобразительного, прежде всего прикладного, искусства (орнаменты на посуде, орудия труда и пр.), в украшениях предметах религиозного культа…

Из глубины веков пришли к нам и мифы, объясняющие законы природы, тайны жизни и смерти в образно — сюжетной форме. Богатейшая почва древних мифов до сих пор питает и народное творчество, и литературу.

В отличие от мифов, фольклор уже вид искусства. Древнему народному искусству был присущ синкретизм, т. е. нерасчлененность разных видов творчества.

В народной песне не только слова и мелодию нельзя было разделить, но и отделить песню от танца, обряда. Мифологическая предыстория фольклора объясняет, почему устное произведение не имело первого автора. С появлением «авторского» фольклора можно говорить о современной истории. Формирование сюжетов, образов, мотивов происходило постепенно и с течением времени обогащалось, совершенствовалось исполнителями.

Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, — словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно. Издавна существует множество фольклорных произведений, специально предназначенных детям. Такой вид народной педагогики на протяжении многих веков и вплоть до наших дней играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения. Коллективная нравственная мудрость и эстетическая интуиция вырабатывали национальный идеал человека. Идеал этот гармонично вписывается в общемировой круг гуманистических воззрений.

Материнская поэзия. Это понятие в полной мере относиться к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, сочиненные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.

Изучая материнскую поэзию, можно многое понять в психологии детей того или иного возраста, а также выявить их художественные пристрастия и уровень творческих возможностей. Многие жанры связанны с игрой, в которой воспроизводится жизнь и труд старших, поэтому здесь находят отражение моральные установки народа, его национальные черты, особенности хозяйственной деятельности.

В системе жанров особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Среди детей, страдающих аутизмом, эта группа является самой многочисленной. Прогноз их ... коллективе. Им свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети часто бывают пар‑циально одаренными. В их речи встречается меньше штампов, она носит более спонтанный характер. ...

Материнская поэзия в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Приобщение ребёнка к материнской поэзии начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.

Колыбельные песни, по мнению народа — спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька».

Грамматическое разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это не, просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Потешки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра — забава «Ладушки — хлопушки», где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр — забав не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.

5 стр., 2071 слов

Фольклор как средство речевого развития детей раннего возраста ...

... любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки. Фольклор формирует у ребенка чувство принадлежности к своему народу, его ... обращаются непосредственно к памятникам народной педагогики – пословицам, песням, загадкам, обрядам, отличая их воспитательное значение в ... в этот период качественно изменяется. Ребенок не только понимает отдельные слова, но становится способным выполнять предметные ...

Таким образом, материнская поэзия является уникальным средством для передачи народной мудрости детям на начальном этапе их развития.

Глава II. Произведения материнской поэзии как средство формирования личностных качеств ребёнка раннего возраста

.1.Колыбельные как средство формирования личностных качеств ребёнка раннего возраста

Колыбельные. В центре всей «материнской поэзии» — дитя. Им любуются, его холят и лелеют, украшают и забавляют. По существу, это эстетический объект поэзии. В самые первые впечатления ребенка народная педагогика закладывает ощущение ценности собственной личности. Малыша окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие.

Нежные, монотонные песни необходимы для перехода ребенка из бодрствования в сон. Из такого опыта и родилась колыбельная песня. Здесь сказались врожденное материнское чувство и органически присущая народной педагогике чуткость к особенностям возраста. В колыбельных отражается в смягченной, игровой форме все, чем живет обычно мать, — ее радости и заботы, ее думы о младенце, мечты о его будущем. В свои песни для младенца мать включает то, что понятно и приятно ему. Это «серенький коток», «красная рубашечка», «кусок пирога да стакан молока», «журавлик»… Слов — понятий в колыбельной обычно немного — лишь те, без которых первичное познание окружающего мира невозможно. Слова эти дают и первые навыки родной речи.

Ритм и мелодия песни были, очевидно, рождены ритмикой качания колыбели.

Баюшки — баю!

И помилуй тебя

Ангел твой —

Сохранитель твои.

От всякого глазу,

От всякого плачу,

От всех скорбей,

От всех напастей:

От лому — ломища,

От злочеловека —

Супостателя.

Сколько в этой песне любви и горячего стремления охранить свое дитя! Простые поэтичные слова, ритм, интонация — все направленно на почти магическое заклинание. Нередко колыбельная и была своего рода заклинанием, заговором против злых сил. Слышатся в этой колыбельной отзвуки и древних мифов, и христианской веры в Ангела — хранителя. Но самым главным в колыбельной песне на все времена остается поэтически выраженная забота, и любовь матери, ее желание оберечь ребенка и подготовить к жизни и труду.

23 стр., 11174 слов

Развитие музыкальности детей младшего школьного возраста в процессе ...

... музицирование - один из видов детского исполнительства, обогащающий музыкальные впечатления ребенка, развивающий их музыкальные способности. Игра на ударных музыкальных инструментах помогает ... начальных классов общеобразовательной школы. Предметом исследования является своеобразие развития музыкальности детей младшего школьного возраста в процессе элементарного музицирования. Для достижения ...

Частый персонаж в колыбельной песне — кот. Он упоминается наряду с фантастическими персонажами — Сном и Дремой. Некоторые исследователи полагают, что упоминания о нем навеяны древней магией. Но дело еще и в том, что кот много спит, вот он — то и должен принести младенцу сон. Нередко упоминается в колыбельных, а также в иных детских фольклорных жанрах и другие животные и птицы. Говорят и чувствуют они, как люди. Наделение животного человеческими качествами называется антропоморфизмом. Антропоморфизм отражение древнейших языческих верований, согласно которым животные наделялись душой и разумом и потому могли вступать в осмысленные отношения с человеком.

Народная педагогика включала в колыбельную не только добрых помощников, но и злых, страшноватых, не очень иногда даже понятных (например, зловещего Буку).

Всех их нужно было задабривать, заклинать, «отводить», чтобы не причиняли они вреда маленькому, а может быть, даже и помогали ему.

Колыбельной песне присуща своя система выразительных средств, своя лексика, свое композиционное построение. Часты краткие прилагательные, редки сложные эпитеты, много переносов ударений с одного слога на другой. Повторяются предлоги, местоимения, сравнения, целые словосочетания. Предполагается, что древние колыбельные обходились вообще без рифм, — «баюшная» песня держалась плавной ритмикой, мелодикой, повторами. Пожалуй, самый распространенный вид повтора колыбельной — аллитерация, т.е. повторение одинаковых или созвучных согласных.

Следует еще отметить изобилие ласкательных, уменьшительных суффиксов — не только в словах, обращенных непосредственно к ребенку, но и в названиях всего того, что его окружает.

Сегодня приходится с сожалением говорить о забвении традиции, о все большем сужении круга колыбельных песен. Это происходит главным образом потому, что нарушено неразрывное единство «мать — дитя». Да и медицинская наука вносит сомнения: полезно ли укачивание? Так что колыбельная уходит из жизни младенцев. Между тем знаток фольклора В.П. Аникин оценивал ее роль очень высоко: «Колыбельная песня — своего рода прелюдия к музыкальной симфонии детства. Пением песен приучают ухо младенца различать тональность слов, интонационный строй родной речи, а подрастающий ребенок, уже научившийся понимать смысл некоторых слов, овладевает и некоторыми элементами содержания этих песен». (Смотри приложение 1).

2.2 Пестушки, потешки, прибаутки как средство формирования личностных качеств ребенка раннего возраста

Пестушки, потешки, прибаутки. Как и колыбельные песни, эти произведения содержат в себе элементы первоначальной народной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром. Пестушки (от слова «пестовать» — воспитывать) связанны с наиболее раним периодом развития ребенка. Мать, распеленав его или освободив от одежды, поглаживает тельце, разгибает ручки и ножки, приговаривая, например:

10 стр., 4620 слов

ТЕМА 3: ПЕРВЫЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ. ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ ПЕЧАТНЫХ КНИГ

... Большое развитие в XVII в. получает поэзия для детей. Стихи, адресованные детям, были с современной точки зрения, ещё довольно ... к родителям, Фёдоров советовал им воспитывать своих детей благоразумными, кроткими, терпеливыми, исполнительными, прощающими друг друга. В ... материалы, статьи, рассказы из истории, стихи, задачи. Для детей старшего возраста создавались книги, в которые, наряду со ...

Потягушки — потягунушки,

Пперек — толстунушки,

А в ножки — ходунушки,

А в ручки — хватунушки,

А в роток — говорок,

А в голову — разумок.

Таким образом, пестушки сопровождают физические процедуры, необходимые ребенку. Их содержание и связанно с определенными физическими действиями. Набор поэтических средств в пестушках также определен их функциональностью. Пестушки лаконичны. «Сова летит, сова летит», — говорят, например, когда машут кистями рук ребенка. «Птички полетели, на головку сели», — ручки ребенка взлетают на головку ребенка. Не всегда в пестушках есть рифма, а если есть, то чаще всего парная. Организация текста пестушек как поэтического произведения достигается и многократным повторением одного и того же слова: «Гуси летели, лебеди летели. Гуси летели, лебеди летели…» К пестушкам близки своеобразные шутливые заговоры, например: « С гуся вода, а с Ефима — худоба».

Потешки — более разработанная игровая форма, чем пестушки ( хотя и в них элементов игры достаточно).

Потешки развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Как и пестушкам, им свойственна ритмичность:

Тра — та — та, Тра — та — та,

Вышла кошка за кота!

Кра — ка — ка, кра — ка -ка,

Попросил он молока!

Дла -ла — ла, дла -ла — ла,

Кошка — то и не дала!

Иногда потешки только развлекают, а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире. К тому времени, когда ребенок сможет воспринимать смысл, а не только ритмику и музыкальный лад, они принесут ему первые сведения о множественности предметов, о счете. Маленький слушатель постепенно сам извлекает такие знания из игровой песенки. Иными словами, она предполагает известное умственное напряжение. Так в его сознании начинаются мыслительные процессы.

Назидательный смысл потешки подчеркивается обычно интонацией, жестикуляцией. В них вовлекается и ребенок. Дети такого возраста, которым предназначаются потешки, сами еще не могут выразить в речи все то, что они чувствуют и воспринимают, поэтому они стремятся к звукоподражанию, к повторам слов взрослого, к жесту. Благодаря этому воспитательный и познавательный потенциал потешек оказывается весьма значительным. К тому же в сознании ребенка происходит движение не только к овладению прямым смыслом слова, но и к восприятию ритмико-звукового оформления.

22 стр., 10611 слов

Межличностные отношения у детей в группе детского сада посредством ...

... взрослых "вожаком" может стать ребенок или группа детей, старающихся подчинить себе других детей. 1.2 Особенности взаимоотношений детей в группе детского сада Группа детского сада определяется как простейший вид ... можно выделить цель курсовой работы: изучение проблемы межличностных отношений у детей в группе детского сада по средством социальной игры. Задачи 1. Рассмотреть психолого-педагогических ...

В потешках и пестушках неизменно присутствует такой троп, как метонимия — замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности. Например, в известной игре «Ладушки — ладушки, где были? — У бабушки» при помощи синекдохи внимание ребенка привлекается к его собственным ручкам.

Прибауткой называют небольшое смешанное произведение, высказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмованное. Развлекательные стишки и песенки — прибаутки существуют и вне игры. Прибаутка всегда динамична, наполнена энергичными поступками персонажей. Можно сказать, что в прибаутке основу образной системы составляет именно движение: « Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка на кошке — туды ж по дорожке».

Вековая мудрость народной педагогики проявляется в ее чуткости к этапам взросления человека. Проходит пора созерцания, почти пассивного слушания. На смену ей идет время активного поведения, стремления вмешиваться в жизнь — тут — то и начинается психологическая подготовка детей к учебе и труду. И первым веселым помощником оказывается прибаутка. Она побуждает ребенка к действию, а некоторая ее недоговоренность, недосказанность вызывает у ребенка сильное желание домыслить, дофантазировать, т. е. побуждает мысль и воображение. Часто прибаутки строятся в форме вопросов и ответов — в виде диалога. Так малышу легче воспринимать переключение действия с одной сценки на другую, следить за быстрыми изменениями в отношениях персонажей. На возможность быстрого и осмысленного восприятия направлены и другие художественные приемы в прибаутках — композиция, образность, повторы, богатые аллитерации и звукоподражания. (Смотри приложение 2).

.3 Песни и сказки как средство формирования личностных качеств ребенка раннего возраста

Русские народные песни играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. В детской сфере песня бытует с незапамятных времен. В детский фольклор вошли и песни из взрослого народного творчества — обычно дети приноравливали их к своим играм. Есть песни обрядовые («А мы просо сеяли, сеяли…»), исторические (например, о Степане Разине и Пугачеве), лирические. В наше время ребята чаще распевают песни не столько фольклорные, сколько авторские. Есть в современном репертуаре и песни, давно свое авторство потерявшие и естественно втянутые в стихию устного народного творчества. Если же возникает необходимость обратиться к песням, созданным много веков, а то и тысячелетий назад, то их можно найти в фольклорных сборниках, а также в учебных книгах К.Д. Ушинского.

Сказки. Они возникли в незапамятные времена. О древности сказок говорит, например, такой факт: в необработанных вариантах известного «Теремка» в роли теремка выступала копылья голова, которую славянская фольклорная традиция наделяла многими чудесными свойствами. Иными словами, корни этой сказки уходят в славянское язычество. При этом сказки свидетельствуют отнюдь не о примитивности народного сознания (иначе они и не могли бы существовать многие сотни лет), а о гениальной способности народа создать единый гармонический образ мира, связав в нем все сущее — небо и землю, человека и природу, жизнь и смерть. Видимо, сказочный жанр оказался так жизнеспособен потому, что прекрасно подходит для выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ человеческого бытия.

Сказание сказок было распространенным увлечением на Руси, их любили и дети, и взрослые. Обычно сказитель, повествуя о событиях и героях, живо реагировал на отношение своей аудитории и тут же вносил какие — то поправки в свое повествование. Вот почему сказки стали одним из самых отшлифованных фольклорных жанров. Наилучшим образом отвечают они и запросам детей, ограниченно соответствуя детской психологии. Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному преображению окружающего мира — все это ребенок радостно встречает и в сказке.

В сказке непременно торжествует истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она ни повествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и птицы. Каждый шаг героя ведет его к цели, к финальному успеху. За ошибки приходится расплачиваться, а расплатившись, герой снова получает право на удачу. В таком движении сказочного вымысла выражена существенная черта мировосприятия народа — твердая вера в справедливость, в то, что доброе человеческое начало неизбежно победит все, ему противостоящее.

В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие -то тайники древнего миропонимания. Они находят в сказочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания.

Воображаемый, фантастический мир оказывается отображением реального мира в главных его основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает малышу и возможность сравнивать ее с реальностью, с окружением, в котором существует он сам, его семья, близкие ему люди. Это необходимо для развивающегося мышления, так как оно стимулируется тем, что человек сравнивает и сомневается, проверяет и убеждается. Сказка не оставляет ребенка равнодушным наблюдателем, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.

Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимания на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе. Для детей вовсе не важно, кто герой сказки: человек, животное или дерево. Важно другое: как он себя ведет, каков он — красив и добр или уродлив и зол. Сказка старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не прибегнет к психологическому усложнению. Чаще всего, персонаж воплощает какое, — ни будь одно качество: лиса хитра, медведь силен, Иван в роли дурака удачлив, а в роли царевича бесстрашен. Персонажи в сказке контрастны, что и определяет сюжет: прилежную, разумную сестрицу Аленушку не послушался братец Иванушка, испил воды из козлиного колодца и стал козликом, — пришлось его выручать; злая мачеха строит козни против доброй падчерицы…Так возникает цепь действий и удивительных сказочных событий.

Сказка строится по принципу ценной композиции, включающей в себя, как правило, троекратные повороты. Вероятнее всего, этот прием родился в процессе рассказывания, когда сказитель вновь и вновь предоставлял слушателям возможность пережить яркий эпизод. Такой эпизод обычно не просто повторяется — каждый раз в нем происходит усиление напряженности.

Иногда повтор осуществляется в форме диалога; тогда детям, если они играют в сказку, легче перевоплощаться в ее героев. Часто сказка содержит песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их.

Сказка имеет собственный язык — лаконичный, выразительный, ритмичный. Благодаря языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго — герои, их взаимоотношения, окружающие персонажи и предметы, природа. Полутонов нет — есть глубокие яркие цвета. Они влекут к себе ребенка, как все красочное, лишенное однообразия и бытовой серости.

«В детстве фантазия, — писал В.Г. Белинский, — есть преобладающая способность и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности». Вероятно, эти свойством детской психики — тягой ко всему, что чудесным образом помогает преобладать разрыв между воображаемым и действительным, — и объясняется этот веками не угасающий интерес детей к сказке. Тем более что сказочные фантазии находятся в русле реальных стремлений и мечтаний людей. Вспомним: ковер — самолет и современные воздушные лайнеры; волшебное зеркальце, показывающее далекие дали, и телевизор.

И все — таки больше всего привлекает детей сказочный герой. Обычно это человек идеальный: добрый, справедливый, красивый, сильный; он обязательно добивается успеха, преодолевая всяческие препятствия не только с помощью чудесных помощников, но прежде всего благодаря личным качествам — уму, силе духа, самоотверженности, изобретательности, смекалке. Таким хотел бы стать каждый ребенок, и идеальный герой сказок становится первым образцом для подражания.

.4 Практическое исследование по использованию произведений материнской поэзии в качестве средства формирования личности ребёнка раннего возраста

Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения общеобразовательного типа №200 города Красноярска. Данное учреждение реализует образовательную программу дошкольного уровня образования — Развитие под редакцией Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова. Срок реализации исследования — с сентября 2010 года по май 2011 года.

В занятиях по развитию личностных качеств средствами произведений материнской поэзии участвовали 6 детей 2008 года рождения, т.е. первая средняя группа, возраст от трех до четырех лет:

Теремок

Стоит в поле теремок.

Бежит мимо мышка — норушка.

Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

Теремок — теремок! Кто в тереме живет?

Никто не отзывается.

Вошла мышка в теремок и стала в нем жить.

Прискакала к теремку лягушка — квакушка и спрашивает:

Терем — теремок! Кто в тереме живет?

Я, мышка — норушка! А ты кто?

А я лягушка — квакушка.

Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

Бежит мимо зайчик — побегайчик. Остановился и спрашивает:

Терем — теремок! Кто в тереме живет?

Я, мышка — норушка!

Я, лягушка — квакушка. А ты кто?

Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.

Идет лисичка — сестричка.

Постучала в окошко и спрашивает:

Терем -теремок! Кто в тереме живет?

Я, мышка — норушка.

Я, лягушка — квакушка.

Я, зайчик — побегайчик.

А ты кто?

А я лисичка — сестричка.

Иди к нам жить!

Забралась лисичка в теремок.

Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок — серый бочек, заглянул в дверь и спрашивает:

Терем — теремок! Кто в тереме живет?

Я, мышка — норушка.

Я, лягушка — квакушка.

Я, зайчик — побегайчик.

Я, лисичка — сестричка.

А ты кто?

А я волчок — серый бочек.

Иди к нам жить!

Волк и влез в теремок.

Стали они впятером жить.

Вот они все в тереме живут, песни поют.

Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во все мочь:

Терем — теремок! Кто в тереме живет?

Я, мышка — норушка.

Я, лягушка — квакушка.

Я, зайчик — побегайчик.

Я, лисичка — сестричка.

Я волчок — серый бочек.

А ты кто?

А я медведь косолапый.

Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок.

Лез — лез, лез — лез — никак не мог влезть и говорит:

Я лучше у вас на крыше буду жить.

Да ты нас раздавишь!

Нет, не раздавлю.

Ну так полезай!

Влез медведь на крышу.

Только уселся — трах! — раздавил теремок.

Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.

Еле — ели успели из него выскочить: мышка — норушка, лягушка — квакушка, зайчик — побегайчик, лисичка — сестричка, волчок — серый — бочек — все целы и невредимы.

Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!

Вопросы:

Нравственный урок — В тесноте, да не в обиде. Вместе тесно, а врозь скучно.

Воспитание добрых чувств — 1.Кто из героев по — вашему, добрый? ( Все)

.В каких словах, поступках проявляется доброта героев сказки? (иди к нам жить).

.На кого из героев сказки вы хотели быть похожи, кому хотите подражать? (ответы детей).

.Почему развалился теремок? (потому что медведь влез на крышу).

И так мы убедились, что сказка теремок воспитывает добрые чувства у детей.

Заключение

Методика использования детского фольклора в детских садах и других дошкольных учреждениях не вызывает серьёзных возражений. Большой интерес могли бы представить исследования взаимного влияния детского фольклора и детской литературы на развитие детей.

Несомненно, что интерес к детскому фольклору будет с каждым годом возрастать. Широкая постановка собирательской работы. Глубокое изучение художественных особенностей отдельных жанров крайне необходимы.

Детский фольклор должен стать ценным средством воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Поэзия пестования в последние годы претерпела значительные изменения. Молодые матери, как правило, прибаутке, докучной сказке предпочитают детскую книжку, колыбельной песне — режим сна, пестушке — физзарядку по рекомендации врачей. Но во многих районах поэзия пестования еще сохраняет свое традиционное назначение. 60-70-е годы характеризуются повышенным интересом педагогики, филологии, физиологии, фольклористики и психологии к воспитанию детей дошкольного возраста.

Советские исследователи Б.Н. Клосовский и Е.Н. Косморская убедительно доказали, что морфологическое развитие мозга ребенка находится в прямой зависимости от притока импульсов из окружающей среды. В жанрах поэзии пестования, при строгом учете физических, физиологических и психических возможностей и потребностей ребенка в каждый возрастной период, сконцентрирован необходимый для поддержания прогрессирующего «потока нервных импульсов», веками отобранный, эмоционально действенный и тщательно выверенный материал, закреплены формы его введения и приемы дозирования.

Таким образом, детский фольклор — это специфическая область устного художественного творчества, имеющая в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Это утверждение прослеживается в данной работе.

Мы сегодня учащиеся, а завтра — воспитатели, должны знать и понять, что детский фольклор как народная педагогика, а теперь одно из основных «орудий» всей педагогики, должно неотъемлемо сопутствовать с нами по всей нашей осознательной жизни, как часть нашей вековой традиции, которую мы передадим нашим потомкам.

Литература

1.Аникин, В.П. Русский фольклор М.: Высшая школа, 1987.- 283с.

2.Арзамасцева, И.Н. Детская литература: учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. — М.: «Академия», 2008. (с 35 — 48).

.Василенко, В.А. Детский фольклор — М.: Высшая школа, 1978.- 198с.

4.Виноградов, Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1996. — 231с.

5.Виноградов, Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии. — Иркутск, 1990. — 195с.

.Капица, О.И. Детский фольклор: Л., 1948.

7.Литвин, Э.С. К вопросу о детском фольклоре: М.-Л., 1958. -203с.

9.Мельников, М.Н. Русский детский фольклор, учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец.№2101 «Рус.яз. и лит.» — М.: Просвещение, 1987. — 240 с.

.Соколов, Ю.М. Русский детский фольклор, М — Л, 1991. — 297с.

11.Хрестоматия для самых маленьких: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. Л.Н. Елисеева.- 5-е изд., дораб. — М .: Посвящение, 1987. — 448 с.: ил. ( с 36 — 37).

12.Асеев В. Возрастная психология: Учебное пособие.- Иркутск,1989.

.(Ранний возраст: 56-62.)

14.Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.- М., 1984 -.Т. 4. Кризис первого года жизни: (с 318-340).

Раннее детство: (с 340-368).

Кризис трех лет: (с 363-376.).

15.Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения

.до семи лет).

— М., 1960.Психическое развитие ребенка на первом году жизни (период младенчества): (с 69-92).

Психическое развитие ребенка в раннем детстве (от 1 года до 3 лет): (с 93-137).

17.Валлон А. Истоки характера у детей// Вопросы психологии.-

.1990.-№ 5.-С. 129-140.

19.Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Гамезо и

.др.1984.Психология детей младенческого возраста: (с 63-64).

21.Психология детей раннего Никифоров Г.С.Самоконтроль человека. — Л., 1989. Самоконтроль у младенцев: (с 81 — 83).

Самоконтроль в раннем детстве (с 83 — 86.)

22.<#»justify»>Приложение 1

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки, баю. Ночь пришла,

Тихо смотрит месяц ясный Темноту принесла;

В колыбель твою. Задремал петушок,

Стану сказывать я сказки, Запел сверчок,

Песенку спою, Уж поздно сынок,

Ты дремли, закрывши глазки, Ложись на бочок,

Баюшки, баю. Баю-бай, засыпай…

Богатырь ты будешь с виду. Баю- баю, за рекой

И казак душой, Скрылось солнце на покой.

Провожать тебя я выйду, У Алёшиных ворот,

Ты махнешь рукой. Зайки водят хоровод:

Сколько слез я втихомолку Зайки, заиньки,

В эту ночь пролью… Не пора ли баиньки?

Спи, младенец мой прекрасный, Вам под осинку,

Алёше — на перинку.

Баю — баю, Лёшенька

Засыпай скорёшенько.

Приложение 2

ПОЭЗИЯ ПЕСТОВАНИЯ

Распеленав ребенка, пестуют:

1.Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки ходунюшки,

А в ручки фатунюшки,

А в роток говорок,

А в голову разумок.

2.Куй, куй, ковалек,

Подкуй чеботок:

На маленьку ножку

Золоту подковку.

Подай молоток

Подковать чеботок.

Учат осознанному движению руками:

1.Гуси летели,

Лебеди летели,

Гуси летели,

Лебеди летели…

2.Лунь плывет,

Лунь плывет,

Лунь плывет…

.Уты, уты полетели,

На головку сели.

Сели,сели, посидели

Да опять полетели,

Уты, уты, уты…

Подбрасывая ребенка, приговаривают:

Чук, чук, чучки,

На горе — стручки,

Под горой — лопатки:

Вырвали ребятки.

Учат ребенка стоять:

Дыбок, дыбок,

Завтра годок!

Дыбок, дыбок,

Целый годок!

Та, та, та, та, та,

Вышла кошка за кота:

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки;

Топы, топы по лавочке,

Цапы, цапы за лапочки.

При ушибе ребенка:

У кошки боли,

У собаки боли,

У лошадки боли,

А у Ванюшки нет боли.

При купании младенца:

Вода текучая,

Дитя растучее,

С гуся вода —

С тебя худоба.

Вода книзу,

А дитя кверху.