РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы исследования развития коммуникации детей младшего школьного возраста с ДЦП 5

1.1. ДЦП: определение понятия и патогенез 5

1.2. Причины и формы ДЦП 7

1.3. Особенности развития коммуникации детей с ДЦП 15

Выводы по первой главе 19

Глава 2. Эмпирическое исследование коммуникации детей младшего школьного возраста с ДЦП 21

2.1. Методы и организация исследования 21

2.2. Метод пиктограмм, как средство общения с детьми с ДЦП при формировании коммуникативных навыков 26

Выводы по второй главе 28

Заключение 30

Список использованных источников и литературы 32

Введение

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения [5].

Все больше детей с ДЦП сталкиваются с проблемой, которая имеет социальное значение — нарушения общения со сверстниками, возникают трудности адаптации в группе. Для полноценного психического развития ребенка важен не только сам процесс общения, особенно с родителями, но также и общения со сверстниками. Развитие коммуникации ребенка с ДЦП изучено намного меньше, чем общение здорового ребенка со сверстниками и с взрослыми.

Изучению нарушения общения у детей с детским церебральным параличом посвящены работы Мастюковой Е.М., Ипполитовой М.В., Шипицыной Л.М., Даниловой Л.А., и др. По данным Мастюковой Е.М. коммуникативные расстройства наблюдаются у 70 — 80 % детей с ДЦП.

В связи с этим актуальность работы заключается в изучении проблемы развития коммуникации детей с ДЦП.

Объект исследования: коммуникация детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.

Предмет исследования: особенности коммуникации детей младшего школьного возраста с ДЦП.

Цель исследования — изучение уровня развития коммуникации у детей младшего школьного возраста с ДЦП.

7 стр., 3080 слов

Вербальные и невербальные коммуникации. Характеристики общения. ...

... что позволяет докладчику оценить реакцию слушателей.Самым эффективным, как правило, бывает личное общение, то есть коммуникация, вкоторой участвуют два человека. Так, в политике давно известен факт, что ...

Задачи:

1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по заявленной проблеме;

2. Изучить особенности развития коммуникативной сферы детей с ДЦП

3. Подобрать необходимые методики по выявлению развития коммуникативных возможностей у младших школьников;

4. Провести эмпирическое исследование с детьми младшего школьного возраста;

5. Сделать анализ и вывод полученных данных.

Гипотеза исследования: Социальная среда (изоляция и замкнутость детей с ДЦП) приводит к негативным последствиям межличностного общения со сверстниками и взрослыми. При различных формах ДЦП нарушения форм общения, личностного поведения и межличностного взаимодействия имеют как общие, так и специфические особенности, которые могут быть скорректированы использованными в исследовании методами.

База исследования: ученики 2 класса, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для обучающихся воспитанников с ОВЗ.

Количество детей: 3 человека

Методы исследования:

1) Наблюдение;

2) Методика «пересказ текста».

По своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРИТЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЦП МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. ДЦП: определение понятия и патогенез

Термином детский церебральный паралич (ДЦП) называют совокупность разнообразных хронических симптомов, обладающих непрогрессирующим течением, которые касаются нарушений двигательной сферы человека. Обозначая данное заболевание как «детский церебральный паралич», следует иметь в виду нарушения осанки и двигательных функций, приобретенных в первые годы жизни, непрогрессирующих, отчасти поддающихся функциональной корректировке и объясняющихся недостаточным развитием либо повреждением головного мозга. [12].

ДЦП развивается в результате поражения головного и спинного мозга от разных причин на ранних стадиях внутриутробного развития плода и в родах. Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами. Помимо нарушений в центральной нервной системе вторично в течение жизни возникают изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках, хрящах.

К основному симптому ДЦП — двигательным расстройствам — в большой части случаев присоединяются нарушения психики, речи, зрения, слуха и др. У некоторых детей наблюдается судорожный синдром. Первое клиническое описание ДЦП было сделано В. Литтлем в 1853 г. В течение почти 100 лет ДЦП назывался болезнью Литтля. Однако термин «детский церебральный паралич» принадлежит З.Фрейду. В 1893 г. он предложил объединить все формы спастических параличей внутриутробного происхождения со сходными клиническими признаками в группу церебральных параличей. М.Я. Брейтман (1902) первым описал патолого-анатомическую и клиническую картину ДЦП и отметил, что при данном заболевании страдает не только двигательная сфера, но и интеллект, и речь.

В 60-80-х гг. XX века, появились работы, посвященные изучению познавательных процессов и речи у детей с церебральным параличом [14].

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... определить ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический ...

В настоящее время ДЦП рассматривают как заболевание, возникшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальном периоде или в периоде незавершенного процесса формирования основных, структур и механизмов мозга, что обусловливает сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств. Наблюдается не только замедленный темп психического развития в целом, но и неравномерный, диспропорциональный характер формирования отдельных психических функций [10].

Его патогенез связан с поражением ряда отделов мозга, как корковых, так и подкорковых, среди которых одно из основных мест занимает повреждение премоторных зон. В клинической структуре детского церебрального паралича, среди симптомов органического поражения мозга, центральное место занимают двигательные нарушения, основными из которых являются параличи и парезы, нарушения мышечного тонуса [4].

1.2. Причины и формы ДЦП

Причины развития ДЦП многообразны. Принято выделять: пренатальные, перинаталные и постнатальные неблагоприятные факторы, имеющие отношение к происхождению ДЦП. На практика чаще всего встречаются комбинации таких факторов, действующих на разных этапах развития.

Причинами родовых травм могут быть механические повреждения при рождении, неправильное предлежание плода, скоротечные роды, длительные потуги, искусственные роды и др. На натальной стадии могут быть и другие факторы риска развития ДЦП: патология плаценты или пуповины обвитие пуповины, длител……..

Список использованных источников и литературы

1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом / Е.Ф. Архипова — Москва, Просвещение, 1989

2. Бадалян Л.О. Детский церебральный паралич [Текст]/ Л.О. Бадалян, Л.Т.Журба, О.В.Тимонина.- Киев, 1988. — с.323

3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский — Москва, 1960

4. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте [Текст]: Учеб. пособие для студ. психол. высш. учеб. Заведений / В.В. Лебединский — Москва: Издательский центр «Академия», 2003. -144 с.

5. Кондрашина О.Е. Значение речевого развития в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста [Текст] / О.Е. Кондрашина // «Гаудеамус». — 2011. — №17 — С. 104-109.

6. Мастюкова Е.М. Речевые нарушения у учащихся с гиперкинетической формой церебрального паралича и медицинское обследование логопедических мероприятий // Дефектология [Текст] / Е.М. Мастюкова, 1979 -№ 3

7. Мастюкова Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом [Текст]: Кн. для логопеда / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. — Москва: Просвещение, 1985.- 210 с.

8. Нейропсихологическая диагностика: в 2-х ч. [Текст] / Под ред. Е. Д. Хомской. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.

9. Поваляева М.А. Справочник логопеда [Текст] / М.А. Поваляева.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 448 с.

10. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей [Текст] / К.А.Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин. — Москва, 1972 — 328 с.

11. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей (Изд. 4-е, исправленное и дополненное) [Текст] / Л.С. Цветкова. — М.: Педагогическое общество России, 2002

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... мере один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентиро­вался на биологию. ... что к этому времени было известно о природе ребенка и его развитии. Руссо исходил из теории естественного человека и, ... гг. до н.э.), выде­ляя разные виды деятельности мозга, впервые выдвинул положение о врож­денных и приобретаемых формах ...

12. Что такое детский церебральный паралич (ДЦП) // Журнал «Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения». -2009 < Arhive/Number1>.-№ 1

13. Шипицына Л.М. Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] /Л.М. Шипицына. — Санкт-Петербург, 2001

14. Эйдинова М. Б., Детские церебральные параличи и пути их преодоления [Текст] / М. Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская. Москва, 1959 (библ.)

15. Янтудинова С. А. Обучение детей с ДЦП пиктографическим кодам [Электронный ресурс] / С. А. Янтудинова. — Санкт-Петербург, 2014. -Режим доступа: < detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/04/18/obuchenie-detey-s-dtsp-piktograficheskim-kodam>