4349 развитие коммуникативной функции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР уровня

Оглавление

Введение 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНРІІІ УРОВНЯ 5

1.1 Коммуникативная функция речи, определение понятий, характеристика 5

1.2 Общее недоразвитие речи ІІІ уровня у детей старшего дошкольного возраста 9

1.3 Психолого-педагогические особенности старших дошкольников с ОНР ІІІ уровня 15

Вывод по первой главе 19

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР ІІІ УРОВНЯ 20

2.1 Организация исследования 20

2.2 Развитие коммуникативных функций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ІІІ уровня 23

2.3 Результаты исследования 29

Вывод по второй главе 32

Заключение 33

Список литературы 35

Введение

Анализ научной литературы, посвященной изучению проблемы коммуникативного развития, его роли и влиянию на психическое и личностное развитие детей дошкольного возраста, показывает, что данная проблема находится под постоянным вниманием ученых. Отдельные ее аспекты достаточно полно освещены в работах как отечественных, так и зарубежных психологов и педагогов.

Дети с нарушениями речи, в том числе и с ОНР ІІІ уровня, в большей мере, чем их сверстники с нормальным уровнем речевого развития, испытывают трудности в общении.

Для успешной адаптации старших дошкольников в дальнейшем к условиям школы и новому детскому коллективу, необходимо, чтобы коммуникативная функция речи была достаточно развита.

Таким образом, развитие коммуникативной функции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ІІІ уровня является актуальной проблемой.

Цель исследования: изучить развитие коммуникативной функции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ІІІ уровня.

Гипотеза исследования: развития коммуникативной функции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ІІІ уровня будет проходить эффективнее, если использовать в данном процессе сюжетно-ролевые игры.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... критерии и уровни музыкально-творческих способностей дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к проблеме развития творческих способностей ...

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический обзор литературы по проблеме развития коммуникативной функции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ІІІ уровня.

2. Подобрать диагностический инструментарий, позволяющий оценить коммуникативную функцию у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ІІІ уровня.

3. Провести эмпирическое исследование проблемы развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ІІІ уровня.

4. Обобщить и проанализировать результаты исследования.

Объект исследования: коммуникативная функция речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ІІІ уровня.

Предмет исследования: развитие коммуникативной функции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ІІІ уровня.

База исследования: МДОУ Д\с комбинированного вида «Родничок», группа « 2, город Лянтор.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНРІІІ УРОВНЯ

1.1 Коммуникативная функция речи, определение понятий, характеристика

Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Речь – важное средство связи между ребенком и окружающим миром [4, с. 26].

Развитие и формирование функций и навыков у человека в норме возможны только в строго определенный период, и это относится, прежде всего, к высшим психическим функциям – речи, вниманию, памяти, мышлению и социальным навыкам, в частности навыку общения, которое во многом определяет личностные особенности индивида и его поведение. Этот процесс детерминирован развитием центральной нервной системы. Отклонения и нарушения в развитии центральной нервной системы приводят к дизонтогенезу.

Речевое общение осуществляется посредством языка. Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения [20, с. 12]. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит посредством артикуляции речевых органов.

Ребенок рождается с уготованным природой анатомо-физиологическим совершенным аппаратом, предназначенным для речи. Это величайший дар природы присущий только человеку. Но навыки и привычки не передаются по наследству, также как и речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи. Если воспитание и развитие речи и других высших психических функций, норм поведения не происходит в срок (с первых дней жизни и до 3-х лет), то человек, как правило, остается неполноценным в течение всей жизни, в его развитии наступают необратимые изменения, которые в более позднем периоде компенсировать не удается. Известно, что в семьях, бедных речевыми побуждениями, дети говорят мало или начинают говорить поздно. Отставание в речевом развитии у таких детей нередко сопровождается и общим отставанием в развитии, в то время как природные интеллектуальные и речевые способности у них могут быть совершенно нормальными.

6 стр., 2720 слов

Педагогическое общение и его функции

... школу? Не потому ли, что не реализуются эти три функции в педагогическом общении с детьми? Функция открытия ребенка на общение практически воплощается с помощью разнообразных операций, многие из которых ... неразвитости своей речи. В результате этого дети зажимаются, не желая выставлять себя в неприглядном виде. Устранив эти барьеры, педагог действительно получает возможность выстраивать общение с ...

Овладение речью у всех детей происходит по-разному и в разные сроки. Это индивидуальный процесс, который зависит от многих факторов. Причинами отставания в развитии речи могут быть патология течения беременности и родов, действие генетических факторов, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, факторы социальной депривации (недостаточное общение и воспитание) [5].

Познавательная функция речи тесно связана с коммуникативной [27]. Речь является неотъемлемой частью жизни любого общества и любой культуры. До поступления в школу и чтения книг дети получают сведения о своей культуре и об окружающем мире из уст взрослых и сверстников. Благодаря речи развиваются представления – память о предметах и явлениях окружающего мира. Человеческая речь отличается от средств общения животных тем, что она позволяет передать представление также и о том, чего в текущей ситуации нет. Поэтому с помощью речи можно рассказывать не только о настоящих, но и о прошлых или будущих событиях и явлениях, даже если они не имеют ничего общего с собственным опытом говорящего.

Известно, что представления об окружающем мире у животных и младенцев имеют форму конкретных перцептивных образов и понятий. Речь позволяет представить мир в более символической, абстрактной форме, а также классифицировать объекты, относить их к различным категориям. По мере развития лексико-грамматической стороны речи у ребенка становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ и синтез. Это происходит в силу того, что в значении того или иного слова одновременно отражены общие и отличные признаки предметов.

Регулирующая функция речи формируется уже на ранних этапах развития ребенка. Однако истинным регулятором деятельности и поведения ребенка слово взрослого становится только к 4-5 годам, когда у ребенка уже значительно развита смысловая сторона речи. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, возможности программированной интеллектуальной деятельности [11].

В любом возрасте нарушения речи ограничивают познавательную деятельность и возможности социальной адаптации человека. Нарушения развития речи сказываются на общем формировании личности детей, их интеллектуальное развитие и характеристики поведения нередко не соответствуют возрастной норме, затруднено общение в коллективе сверстников.

Коммуникативная функция речи является самой важной и исторически наиболее ранней [27]. Она возникает на основе более элементарных довербальных форм общения (зрительного, с помощью мимики и движений руками).

Для обмена информацией между ребенком и окружающими людьми используются сигналы или знаки — вначале невербальные, а затем основное значение постепенно приобретает речевая (вербальная) коммуникация. Дети используют речь, чтобы сообщить о своих желаниях. По мере увеличения возможностей для речевого общения ребенок усваивает новые понятия, у него расширяется запас знаний и представлений о внешнем мире, формируется мышление. Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.

14 стр., 6926 слов

Формирование связной речи детей дошкольного возраста

... это важная сторона произвольности речевого поведения. На развитие грамматического строя речи детей оказывают положительное влияние знакомство с окружающим, с природой, с ... общения или [в частном случае] для целей регуляции и контроля собственной деятельности [Речь внутренняя, речь эгоцентрическая]. Для психологии представляет интерес, прежде всего место речи в системе высших психических функций ...

Известно, что любое человеческое общение протекает в двух основ-ных формах коммуникации: диалога и монолога [20]. Диалог — это двустороннее общение, при котором происходит смена ролей говорящего и слушающего. В этой ситуации общения высказывания слушающего — определенная реакция на предыдущую реплику собеседника. Говорящий получает недвусмысленный и явный отклик на свое высказывание, что воздействует на дальнейшее течение его речи.

Монолог, напротив, не ориентирован на непосредственную экспли-цитную реакцию слушающего. Здесь говорящий пользуется большей свободой самовыражения. Среди монологов различаются собственно монологи, ни к кому не адресованные („уединенные»), и так называемые обращенные монологи. Хотя последние и имеют адресат, они не требуют от него прямого речевого отклика, сиюминутной эксплицитной реакции.

Обращенный монолог может быть адресован говорящим ко многим слушающим (преобладающая его форма, используемая, как правило, и публичной речи, где он носит риторический и чаще всего торжественно приподнятый характер) и к одному слушающему (более редкая и мало продуктивная, если говорить об устной речи, форма).

Становление коммуникативной функции речи происходит постепенно.

1.2 Общее недоразвитие речи ІІІ уровня у детей старшего дошкольного возраста

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые…

**************************************************************