Психолого-педагогические условия организации воспитательной работы в классе

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное образовательное учреждение

Волжский институт экономики, педагогики и права

Кафедра педагогики

Курсовая работа

По дисциплине: «Теория и методика воспитания»

Тема: Психолого-педагогические условия организации воспитательной работы в классе

Выполнила студентка:

____________ ХХХХХХХХХХХ

(Подпись)

Специальность: 050706.65 Педагогика и психология

Курс 2, гр. 2зУПП – 2

Научный руководитель:

_____________ к.п.н., доц. Гришина Е.А.

(Подпись)

Волжский, 2010г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы организации воспитательной работы

1.1 Воспитание как процесс развития личности ребёнка в отечественной педагогической теории и практике…………………………………………….6

1.2 Понятие воспитательной работы, её функции и формы ……………….……11

1.3 Планирование и анализ воспитательной работы в классе……………………17

Выводы по первой главе…………………………………………………………21

Глава 2. Условия эффективной организации воспитательной работы в классе

2.1 Уровни организации воспитательной работы в классе………………………22

2.2 Методы и приёмы организации воспитательной работы в классе …..……..24

2.3 Анализ работы по развитию воспитательной работы в классе………………29

Выводы по второй главе…………………………………………………………31

Заключение…………………………………………………………………………32

Список литературы……………………………………………………………….34

Приложение………………………………………………………………………..37

Введение

Проблема воспитания особенно актуальна в современный период развития российского общества, когда разрушена старая система ценностей, а новая еще не создана, утрачены многие привычные для школы формы воспитательной работы. В обстановке общего кризиса идей происходит деформация понятия «воспитание».

Если мы говорим о воспитании, то, в первую очередь, говорим о содержательной деятельности классного руководителя.

Классный руководитель несет ответственность за целевую воспитательную работу в классном коллективе, моделирует, организует и стимулирует развитие личности учащихся. Являясь посредником между социумом и ребенком, организует систему отношений через разнообразные виды деятельности классного коллектива, создает условия для развития каждой личности, раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства. Классный руководитель определяет конкретную цель и стратегические задачи своей деятельности [6, C. 55].

10 стр., 4846 слов

Групповая работа как форма организации кружка

... ковую активность учащихся. Одно из самых важных условий эф-фективной организации группо-вой работы правильное, проду-манное комплектование групп. За ... то результативность работы будет минимальной. Такую груп-повую работу можно рассматри-вать и как важное средство реше-ния воспитательных задач. ... задания сроком на одну-две недели учащихся в классе делили на бригады. В условлен-ное время бригадир ...

В свое время Сухомлинский говорил, что все беды нашего воспитания происходят оттого, что мы призываем детей идти за знаменем, которое никто не несет [35, C. 76]. Молодежь попала в зону социального риска и все громче звучат призывы к ее спасению. Поэтому воспитание подрастающего поколения должно стать главным социальным и государственным приоритетом. Для эффективного педагогического воздействия необходимо выстроить воспитательную систему в классе таким образом, чтобы обеспечивалось достижение основной цели воспитательной работы в классе — наиболее полного развития человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Для осуществления этой цели педагогический коллектив должен работать над созданием условий для развития личности ученика, личности, ориентированной на нравственные ценности: это человек с активной гражданской позицией, с высокоразвитым самосознанием, физически и нравственно здоровый человек; широко образованный и воспитанный человек.

Таким образом, мы видим, что данная проблема является актуальной на современном этапе развития общества.

В связи с этим темой нашего исследования является: Психолого-педагогические условия организации воспитательной работы в классе.

Объект исследования – организация воспитательной работы в классе.

Предмет исследования – методы и приёмы организации воспитательной работы в классе.

Цель исследования – на основе анализа научной литературы выявить условия эффективной организации воспитательной работы в классе.

Гипотеза исследования – организация воспитательной работы в классе будет проходить более эффективно, если будут проанализированы и с позиций историографического подхода охарактеризованы и раскрыты основные этапы развития системы воспитания в России и за рубежом, если педагог — психолог будет использовать в своей работе методы и приёмы организации воспитательной работы, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности личности учащихся.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть отечественные педагогические теории о воспитании как процессе развития личности.

2. Раскрыть понятие воспитательной работы и определить её функции и формы.

3. Разработать систему эффективных методов и приёмов, способствующих организации эффективной воспитательной работе в классе.

Методы исследования:

— теоретический анализ научной литературы по теме исследования (систематизация, формулировка выводов, выделение главного);

— эмпирические методы – наблюдение, беседа, тестирование, изучение

продуктов деятельности учащихся, проведение эксперимента, разработка комплекса занятий по эффективной организации работы в классе.

Методологическая основа – В процессе написания курсовой работы были использованы теория физического образования и теория первоначального воспитания детей дошкольного возраста в семье и детском саду П.Ф. Лесгафта; теория народности воспитания П.Ф. Каптерева; теория «свободного воспитания» К.Н. Вентцеля и других; диагностическая методика выявления уровня развития коммуникативных навыков у педагогов В.Ф, Ряховского; диагностический материал по определению уровня развития педагогических способностей Поташника М.М.; диагностическая методика определения отношения учащихся к школе Газизовой Г.С.; диагностическая методика определения уровня воспитанности учащихся Шиловой М.И.; развивающие методы повышения уровня организации воспитательной работы в классе Липуновой Г.Н., Панченко Н.А. и Мальковой Н.В.

8 стр., 3658 слов

1 Структура воспитательного процесса. Цель воспитания. 3

... высокая динамичность процесса воспитания требует от учителя овладения умениями организовывать воспитательное взаимодействие применительно к ... анализу существа усвоения умений и навыков воспитательной работы с позиций деятельностного подхода. Организация практического ... которых они неоднократно вовлекаются. Действие первое.В классе создается временная инициативная группа (ВИГ), своеобразный ...

Теоретическая значимость исследования – рассмотрены психолого-педагогические условия организации воспитательной работы в классе, изучены возможности её эффективности; определены основные проблемы, с которыми сталкивается педагог-психолог, организуя воспитательную работу в классе.

Практическая значимость исследования – исследование позволило изучить условия организации воспитательной работы в классе, а также разработать комплекс методов, способствующих её эффективности.

Структура работы: работа состоит из двух глав, каждая из которых состоит из трёх подпунктов; включает введение, выводы по главам, заключение, библиографию, состоящую из 40 литературных источников и приложений. Объём работы — 36 страниц.

Экспериментальная база исследования: опытно-педагогическая работа была проведена в МОУ СОШ №6.

Глава 1. Теоретические основы организации воспитательной работы

1.1 Воспитание как процесс развития личности ребёнка в отечественной педагогической теории и практике

В педагогической науке неоднократно отмечалось, что научное обоснование инновационных процессов в области воспитания невозможно без осмысления опыта исторического развития. На наш взгляд, изучение возникновения нового в воспитании вне исторического контекста будет неполным, если не проанализировать ситуацию в российском образовании и воспитании в конце XIX—начале ХХ в.в. и не выявить тенденций в его становлении, на основе которых можно строить прогнозы развития педагогической теории и практики в области воспитания.

Будучи материалистом, П. Ф. Лесгафт вел активную борьбу с теми педагогами, которые признавали наследственность ведущим фактором в формировании личности. В противовес этому антинаучному, реакционному положению Лесгафт указывал на ведущую роль воспитания и образования в развитии личности-человека [28, C. 90].

Он со всей силой своего научного авторитета восстал против применения педагогами и родителями в практике воспитания так называемых искусственных прибавочных раздражителей — возбудителей, которые понижают впечатлительность детей.

Чем сильнее возбудители, тем более притупляется и понижается впечатлительность ребенка, в результате оказывается нужно постоянно увеличивать возбудитель, чтобы получать необходимый эффект. Выступление Лесгафта против притупления впечатлительности детей искусственными раздражителями имело важное значение для улучшения практики воспитания, оно не утеряло значения и в наше время [20, C. 78].

П. Ф. Лесгафт смело выступал против произвола и насилия над личностью человека, царивших в то время в школе и семейном воспитании детей [13, C. 67]. Он остро и убедительно критиковал словесно-книжное образование, отрыв школы от жизни, осуждал рутинные педагогические приемы принудительного характера.

5 стр., 2269 слов

Организация и развитие коммуникативного речевого акта.

... совершения речевого действия. [3]     Организация и развитие коммуникативного речевого акта.   Для того чтобы человек ... ребенку: «Помоги маме приготовить обед») бывает формой реализации воспитательных воздействий (в данном примере ~ формирование готовности и ... у коммуникации приблизительно столько же, сколько и авторов работ о ней.[2]   Коммуникативный акт (коммуникативная ...

Он считал необходимым для воспитателей, учителей и родителей изучение детей в процессе повседневной жизни и воспитательной работы.

В своей книге “Семейное воспитание ребенка и его значение П. Ф. Лесгафт изложил научные основы семейного воспитания детей, он выдвинул перед родителями требование: “щадить личность своего ребенка”, показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей (наблюдение деятельности взрослых, явлений окружающей жизни, выяснение связи между ними и т. д.) и разумного руководства, любой и внимания к их нуждам и потребностям со стороны родителей [31, C. 65].

Педагог видел главную задачу родителей в том, чтобы они создали в семье такие условия, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонически развиваться, посильно участвовать в деятельности взрослых………………………

Заключение

Воспитание — процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако, ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу.

Воспитательная работа классного руководителя — работа творческая. Успех ее зависит от педагогического мастерства воспитателя, от знания им индивидуальных особенностей своих воспитанников, от воспитательных и педагогических задач коллектива. План — это средство повышения качества воспитательной работы классного руководителя (воспитателя).

Он должен быть глубоким по смыслу, кратким и конкретным по содержанию. Деятельность классного руководителя не должна сводиться к работе «ради плана». Главная цель деятельности — оказать оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил, с их самоопределением в жизни [10, C. 69].

Основная задача педагога-воспитателя — скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений.

Организация воспитательной работы в классе должна охватывать весь педагогический процесс, объединяя обучение, разнообразную деятельность и общение за пределами учреждения. Воспитательная работа должна проводиться усилиями всех участников образовательного процесса: администрации, классными руководителями, учащимися и родителями.

В результате взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса происходит формирование активной личности, сочетающей в себе нравственные качества, творческую индивидуальность, социальную активность, гуманное отношение к людям и всему миру.

Нами были подобраны 4 диагностические методики для исследования уровня организации воспитательной работы в классе, а также разработан комплекс развивающих занятий по повышению уровня организации воспитательной работы в классе.

На основе анализа научной литературы нами были выявлены условия эффективной организации воспитательной работы в классе, рассмотрены психолого-педагогические условия организации воспитательной работы в классе, изучены возможности её эффективности; определены основные проблемы, с которыми сталкивается педагог-психолог, организуя воспитательную работу в классе.

8 стр., 3816 слов

Сотрудничество классного руководителя и учащихся в подготовке ...

... играет педагог. Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических ...

Нами были рассмотрены отечественные педагогические теории о воспитании как о процессе развития личности, раскрыто понятие воспитательной работы и определены её функции и формы, а также разработана система эффективных методов и приёмов, способствующих эффективной организации воспитательной работе в классе.

Для повышения уровня организации воспитательной работы в классе мы разработали и провели комплекс развивающих занятий, таких как «Личность учителя — важнейшее условие эффективного воспитания», Психологическое занятие с элементами тренинга для учителей, Занятие с элементами тренинга для педагогов на тему «Я — учитель», “Человеческие ценности”, Письмо тринадцатое «О воспитанности» и другие.

В результате нашего исследования мы получили следующие данные: уровень воспитанности учащихся повысился, также повысился уровень развития педагогических способностей у учителей.

Таким образом, гипотеза нашего исследования доказана. После применения комплекса занятий, направленных на повышение уровня организации воспитательной работы в классе наблюдалась положительная динамика уровня воспитанности учеников и уровня развития педагогических способностей преподавателей.

?

Список литературы

1. Акутина, С. П. План работы классного руководителя // Классный руководитель, 2000. — № 2. – С. – 23-24.

2. Байбородова, Л.В., Рожков, М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учеб. пособие. Ярославль: Знание, 2003. – 375с.

3. Байкова, Л.А., Гребенкина, Л. К., Еремкина, О. В. Система деятельности педагога — воспитателя // Классный руководитель, 2004. — № 4. – С. 34-36.

4. Богуславская, И. Деятельность классного руководителя в современной школе // Народное образование. — М.: ВЛАДОС, 2009. — № 6. С. 99-102.

5. Воспитательная система школы // Классный руководитель, 2001. — № 3. – С. 24-25

6. Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / Под ред В.А Березиной, О.И. Волжиной, И А Зимней – М.: Вентана-Графф, 2002. – 547с.

7. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред Е.Н. Степанова — М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 321с.

8. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии // Под ред. Н. Е. Щурковой — М.: Новая школа, 2003.

9. Гуткина, Л Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 478с.

10. Газман, О. С., Иванов, Л.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя): Метод, рекомендации. М.: Просвещение, 2002. – 480с.

11. Гуткина, Л.Д. Настольная книга классного руководителя // Классный руководитель. — М.: Знание, 2009. — № 3. — С. 17-29.

12. Диагностика воспитательного процесса // Классный руководитель. 2000. № 4 50 сценариев классных часов. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – С. – 38-40.

12 стр., 5744 слов

Воспитательный потенциал игры как педагогического средства

... в дошкольном, так и школьном возрасте, была сформулирована цель данной работы - изучить воспитательный потенциал игры как педагогического средства в дошкольном и школьном возрасте. Объект исследования - игровая деятельность ...

13. Диагностика и анализ воспитательной работы // Классный руководитель, 2001. — № 2. – С. 23-24.

14. Иванов, И.П. Методика коммунарского воспитания. — М.: ВЛАДОС, 2000. – 359с.

15. Ильина, Т.В. Педагогическое планирование в образовательных учреждениях. – Ярославль: Знание, 2005. – 429с.

16. Кабуш, В. Т, Человек: Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. – Минск: Фитиль, 2005. – 531с.

17. Капустин, Н.П. Педагогический анализ воспитательной работы в школе // Классный руководитель, 2000. — № 2. С. 25-26.

18. Караковский, В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. — М.: Владос, 2001. – 471с.

19. Классному руководителю о воспитательной системе класса. — М : Центр «Педагогический поиск», 2001. – 416с.

20. Крылова, Н. Б., Леонтьева, О.М. Школа без стен: перспективы развития и организация продуктивных школ. — М.: Сентябрь, 2002. – 361с.

21. Куприянов, Б.С. «Классификация форм воспитательной работы» Воспитание школьников, 2002. — №4. — С. 36-38.

22. Лазарев, В.С. Системное развитие школы. — М.: Педагогическое общество России, 2002. – 360с.

23. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Книга в 2-х частях. Часть 2. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 532с.

24. Маленкова, Л.И. «Методика и техника планирования воспитательной работы» Народное образование, 2006. — №1. – С.39-40

25. Маленкова, Л. И. Педагоги, родители, дети (методическое пособие для воспитателей, классных руководителей).

— М: Педагогическое общество России, 2000. – 362с.

26. Маленкова, Л. И. Человековедение: Программа и методические материалы для школьного педагога. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 295с.

27. Махов, Ф. С. Кого и как мы растим?: Ступени воспитания ребенка Теория и практика. — СПб: Каро, 2002. – 422с.

28. Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях // Классный руководитель. — 2001. — № 8. – С. 26-28.

29. Мешкова, Т. Г Роль воспитательного пространства в условиях взаимодействия школы, семьи, внешкольных учреждений в развитии ученика // Классный руководитель. — 2000. — № 8. – С. 34-35.

30. Настольная книга классного руководителя — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 269с.

31. Петрушин, В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя — М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 335с.

32. Питюков. В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие, 3-е изд. испр и доп. — М.: Изд «Том и Д», 2001. – 410с.

33. Планирование воспитательной работы в школе. Методическое пособие / Под ред. Степанова Е. Н. — М.: Просвещение, 2002. – 451с.

34. Плинер, Я. Г., Бухвалов, В. А. Воспитание личности в коллективе — М: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 380с.

35. Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания. — М.: Знание, 2006. – 356с.

36. Созонов, В.П. Организация воспитательной работы в классе — М.: Центр «Педагогический поиск». 2000. – 465с.

37. Северина, А.Г. Планирование воспитательной работы классного руководителя // Классный руководитель. — 2000. — № 5. – С. 33-35.

12 стр., 5694 слов

Приоритетные формы взаимодействия классного руководителя с родителями

... совершенствования работы классного руководителя с родителями. Методы исследования - анкетирование, опрос, теоретический анализ. Глава 1. Работа классного руководителя с родителями 1.1 Основы педагогического взаимодействия с родителями школьника Важным звеном в построении воспитательной работы является ...

38. Сергеева, В. П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. — М: Педагогическое общество России, 2001. – 280с.

39. Степанов, Е.Н. «Воспитательная система образовательного учреждения» Классный руководитель. – 2001. — №8. – С. 27-29.

40. Таланчук, Н.М. Введение в педагогику. — М.: ВЛАДОС, 2001. – 322с.