Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что социально-культурная деятельность считается относительно молодым научным знанием, именно поэтому она нуждается в изучении и исследовании, а так же в обогащении новыми идеями, технологиями и знаниями. Психология, педагогика и социально-культурная деятельность, направлены на человека, поэтому необходимо найти общие черты и особенности взаимодействия данных дисциплин.

Социальная значимость проблемы заключается в том, что реализация новых социально-культурных проектов, включающих современные методы психологии и педагогики является наиболее эффективной в настоящее время. Многие советские труды по психологии и педагогике являются для нового поколения людей устаревшими, имеют другую систему ценностей и потребностей. Тем самым, основываясь на устаревших педагогических и психологических системах обучения и образования, социально-культурная деятельность иногда имеет невысокий уровень эффективности, например среди молодежи или школьников. Анализ современных научных разработок в области психологии и педагогики позволит выявить новые пути развития и совершенствования методов, форм и средств социально-культурной деятельности

Степень научной разработанности проблемы. Теоретическая база по данной теме разработана достаточно широко и полно. Проблемы психолого-педагогических основ социально-культурной деятельности, а так же о взаимосвязи данных научных дисциплин, раскрыты в трудах: Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, А. Д. Жаркова, А. А. Жарковой, Г. Н. Новиковой, И. Ю. Исаевой и др.

Объект исследования — психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности.

Предмет исследования — использование достижений психологии и педагогики в социально-культурной деятельности.

Цель исследования — Изучить психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть связь между психологией, педагогикой и социально-культурной деятельностью.

2. Проанализировать использование основных методов психологии и педагогики в практике социально-культурной деятельности.

12 стр., 5591 слов

Совершенствование социально-культурной деятельности школьных образовательных учреждений средствами игровых методик

... исследования - социально-культурная деятельность. Предмет исследования - использование игровых методик при осуществлении социально-культурной деятельности в школах г. Санкт - Петербурга. Цель курсовой работы - проанализировать состояние социально-культурной деятельности ... решению их, привлекая всевозможные методы и приемы педагогик, социальной психологии. Школа, как и другие воспитательные институты, ...

3. Изучить современные научные разработки по психологии и педагогике.

4. Рассмотреть современное состояние реализации достижений в сфере педагогики и психологии учреждениями культуры и досуга.

Методы исследования Решение поставленных задач обусловлено использованием комплекса методов исследования: изучение и анализ психологической, социологической, правовой и педагогической литературы, анализ научных работ, сравнение различных концепций по выделенной проблеме. Следовательно, можно выделить, что будут использоваться: методы теоретического и эмпирического исследования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы учреждениями социально-культурной сферы для дальнейшей реализации новых достижений психологии и педагогики в своей деятельности.

Структура курсовой работы включает в себя 2 главы.

Первая глава посвящена изучению основных понятий психологии и педагогики, и анализом основных методов психологии, педагогики и социально-культурной деятельности. В первом параграфе изучаются общие черты, сходства и связь между такими научными дисциплинами, как «Педагогика», «Психология» и «Социально-культурная деятельность». Уделяется внимание тому, как взаимодействую эти дисциплины между собой. Во втором параграфе рассматривается вопрос о том, какие методы психологии и педагогики, заимствованы или используются в социально-культурной деятельности.

Вторая глава основана на анализе современных разработок в области психологии и педагогики, связанных с социально-культурной сферой. Также в данной главе рассматривается деятельность некоторых учреждений культуры и досуга по реализации современных достижений в области педагогики и психологии. В первом параграфе приводятся примеры современных научных разработок и исследований в области педагогики и психологии. Выбраны наиболее популярные, а так же те, которые имеют связь с социально-культурной деятельностью. Во втором параграфе рассматривается деятельность учреждений культуры и досуга, конкретно по реализации достижений в области педагогики и психологии.

9 стр., 4258 слов

Основы социально-культурной деятельности

... туристов и инвесторов. Следовательно, социально-культурная деятельность способствует экономическому развитию территории и росту производимого дохода. Внешними результатами социально-культурной деятельности являются и социально значимые эффекты. Они связаны ... 1.Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект пресс, 2009. - С.137-303. 2.Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы - М.: Просвещение ...

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Первая глава курсовой работы, посвящена теоретическим основам социально-культурной деятельности, психологии и педагогики. Рассматривается взаимосвязь данных дисциплин, а так же возможности применения методов психологии и педагогики в сфере социально-культурной деятельности. В контексте исследуемой проблемы, были изучены научные труды по педагогике: В.А. Сластёнина, И.И. Прокопьева, Л.В. Мардахаева, П.И. Пидкасистого и др.; по психологии: А. Г Маклакова, Дж. Локка, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина и др.; по социально-культурной деятельности: А.А. Жарковой, М.А. Ариарского, Н.Н. Ярошенко, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова и др.

1.1 ВЗАИМОСВЯЗЬ «ПСИХОЛОГИИ», «ПЕДАГОГИКИ» и «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Социально-культурная деятельность, является относительно новым научным знанием, в сравнении с психологией и педагогикой. Между этими дисциплинами существует связь, которой и посвящена первая глава данного исследования. Прежде чем искать связующие элементы между дисциплинами, необходимо рассмотреть их особенности и индивидуальность.

Педагогика — наука об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности [45, с. 12] По мнению Л.В. Мардахаева «педагогика — наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека» [37, с. 9].

Психология, как и педагогика, имеет большое количество определений, многие из которых, уже не соответствуют современности. Психология — это наука о психике и психических явлениях [34, с. 16]. К психическим явлениям по А. Г Маклакову относятся: психические процессы, состояния и свойства.

6 стр., 2627 слов

Психология и педагогика: педагогика

... школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», является составляющей частью дисциплины «Психология и педагогика». Данный курс представляет собой синтез ... окружающего мира, опыт овладения известными способами осуществления деятельности, опыт творческой деятельности, опыт осуществления оценочной деятельности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и ...

Не смотря то, что социально-культурная деятельность считается «юной научной дисциплиной», а многие и вовсе сомневаются в том, стоит ли её называть наукой, она активно изучается. Существуют две основные научные школы: Санкт-Петербургская и Московская. Среди представителей Московской школы, особое внимание заслужило определение В.В. Туева: «Социально-культурная деятельность — это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и активного включения самого человека в этот процесс» [32, с. 93]. Среди представителей Санкт-Петербургской школы, обобщенное понимание содержания социально-культурной деятельности содержится в трактовке М. А. Ариарского, согласно которой «социально-культурная деятельность — это обусловленная морально-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры» [35, с. 114].

В исследовании необходимо рассмотреть не только определения представленных дисциплин, но и их методологический аппарат (объект, предмет и функции или задачи).

В качестве своего объекта педагогика имеет систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образование.

Предмет общей педагогики -- это образование как целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (В. А. Сластенин).

Функции педагогики:

· Теоретические (объяснение процесса и законов воспитания и обучения, образования и просвещения; обоснование процессов обучения и воспитания)

· Практические (вооружение педагогов-практиков научно-теоретическими обоснованиями методов обучения и воспитания)

· Прикладные (по отношению к другим наукам) [33] .

Предметом психологии является специфическое проявление психики человека. Объектом психологии является деятельность человека и различных групп в процессе их самоорганизации.

13 стр., 6375 слов

Курс, 4 семестр (ОЗО) Психология и социальная педагогика

... образование курс, 4 семестр (ОЗО) Психология и социальная педагогика   1. Понятие о психологическом ... школьной дезадаптацией. 32. Консультирование по проблеме социально-педагогической запущенности. Профилактика и коррекция педагогической запущенности ... 12. Ситуационная задача по психологическому консультированию по проблеме социально-педагогической запущенности «Лишний». (ОПК-1; ОПК- ...

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных и субъективных закономерностей функционирования и развития психики личности в целях создания оптимальных условий реализации её творческого потенциала в процессе созидания общественно значимых ценностей, необходимых для жизнедеятельности её группы [16, с. 23].

Методологический аппарат социально-культурной деятельности, как научной дисциплины, еще мало изучен, поэтому с точностью, можно выделить только функции социально-культурной деятельности. В учебнике по социально-культурной деятельности авторов Т.Г. Киселёвой и Ю.Д. Красильникова, выделены основные постоянные функции.

— Коммуникативная функция (реализация потребности человека в общении);

— Информационно-просветительская функция (обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов);

— Культуротворческая функция (развитие духовных сил и способностей с активной творческой деятельность);

— Рекреативно-оздоровительная функция (восстановление сил, затраченных в процессе труда) [26].

Индивидуальные особенности и различия «Психологии», «Педагогики» и «Социально-культурной деятельности», видны в их определениях и методологическом аппарате. Чтобы найти между дисциплинами общие факторы и связь, необходимо расширить диапазон поиска, просмотреть научные труды деятелей всех трех дисциплин и найти точки соприкосновения.

Психология издавна является спутником педагогики, так как в любом педагогическом исследовании обязательно приходится обращать внимание на психологические характеристики объекта педагогических воздействий.

В историю западноевропейской педагогики и психологии вошли имена видных деятелей. Джон Локк, который уподоблял ребенка «чистой доске» на которой можно писать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания. Так же являлся родоначальник эмпирической (опытной) психологии — душу человека рассматривает как пассивную, но способную к восприятию среду. Ж.Ж. Руссо — автор известного произведения «Эмиль, или о воспитании», положивший начало теории «свободного воспитания», согласно которой воспитание исключительно должно следовать за интересами и желаниями детей и способствовать их развитию;

3 стр., 1055 слов

Нализ статьи М. С. Городнёвой Глобализация и феномен религиозного // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. — 2015. — Т. 15,

... религиозного // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2015. – Т. 15, вып. 3. – С. 13 ... – возможности сопротивляться правилам рынка, аннулировала право на культурную автономию, поставила под серьезное сомнение стабильность нашей идентичности» ... как явление экономическое и политическое, иногда исследуется культурная глобализация, однако в гораздо меньшей степени изучен ...

Среди наших соотечественников, особое внимание стоит уделить Л.С. Выготскому. Он разработал и ввел в науку понятие высших психических функций (мышление, память, речь, внимание), а также создал культурно-исторической теорию психического развития человека. Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённое им понятие «зона ближайшего развития».

П.Я. Гальперин разработал концепцию последовательного формирования умственных действий, которая и сейчас реализуется в учебном процессе многих отечественных и зарубежных образовательных учреждений всех уровней [62].

Труды представленных деятелей, внесли свой вклад в образование прямой связи между психологией и педагогикой. Этой связью является научная дисциплина — «педагогическая психология». Педагогическая психология считается отраслью психологии, связанной с изучением закономерности развития человека в таких условиях, как обучение или воспитание. Она очень тесно связана с педагогикой. Изучением этой отрасли были заняты такие известные авторы, как: П.П. Блонский («педология»), Н.Ф. Талызина (теория поэтапного формирования умственных действий), А.К. Марков (учебная мотивация) и другие [14, с. 40].

В качестве вывода, о взаимосвязи психологии и педагогики, можно привести слова П.И. Пидкасистого: «Общим объектом обеих наук выступает человек среди людей как субъект и объект своей и их деятельности, отношений и общения. Именно этим общим определяется необходимость взаимосвязи психологии и педагогики — разных и своеобразных сфер научного знания и практического действия. Такая взаимосвязь обеспечивает базу и создает предпосылки для разворачивания процессов человекообразования, взаимообогащения изучающих его наук» [44, 61−69].

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... социально-культурной, природной реальности. Понимание как метод исследования ... специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения учащегося. ... деятельностью человека. Истинность базового знания – крайне важное условие правильности метода. Классификация методов исследования. Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования ...

Вопрос взаимосвязи психологии и педагогики, достаточно изучен, чего нельзя сказать о таких же связях данных дисциплин с социально-культурной деятельностью. Включение разделов психолого-педагогического цикла в курс основ социально-культурной деятельности является естественным и закономерным. Предметом данного цикла служат психологические и педагогические факторы и феномены, определяющие эффективность любого вида и уровня социально-культурной деятельности [26, с. 109]. В чем заключается связь между наукой о психике и процессом по использованию, созданию и распространению культурных ценностей?

Социально-культурная деятельность является одним из факторов развития личности, именно поэтому важно, чтобы существовала не просто связь, а внедрение психологии в социально-культурную деятельность. В настоящее время, степень исследования темы, показывает, что психология помогает добиваться поставленных целей в социо-культурной среде. Возвращаясь к вопросу о развитии личности, следует обратить внимание на научные труды А.А. Жарковой, которая часто использовала данную проблему для своих исследований. В основе парадигмального подхода к развитию личности участника социально-культурной деятельности лежит психологическое учение П.Я. Гальперина об интериоризации — процесса преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю, формирование внутренних интеллектуальных структур посредством усвоения внешней социально-культурной деятельности [18, с. 189].

Психология в социально-культурной деятельности, проявляется не только в теории, но и в практике. Прикладные отрасли психологии, включающие возрастную и педагогическую психологию, психодиагностику, этнопсихологию, психологию труда, психологию управления и другие, связаны с разработкой и описанием конкретных методов и технологий, направленных на преобразование сферы культуры и совершенствование различных видов как профессионально, так и любительской социально-культурной деятельности [26, с. 110].

В качестве примера, можно привести взаимосвязь психологии и социально-культурной деятельности в работе с лицами, освобожденными от наказания. Над данной проблемой работал Е. В Кокорин, и в результате своего исследования, он выявил, что: «Психологическая подготовка предполагает усвоение элементарных норм, ценностей и знаний, необходимых и достаточных для того, чтобы человек вышедший на свободу мог благополучно включиться в жизнь общества»". А так же: «Психологическая подготовка помогает преодолеть инертность человеческой психики, ускоряет ее перестройку в связи с изменением обстоятельств, обеспечивает быстрое включение человека в новую социальную среду и деятельность без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего напряжения» [28, с. 145−146].

В качестве ещё одного примера взаимосвязи психологии и социально-культурной деятельности, мы приведем «психологию управления» и корпоративную культуру, данная проблема была изучена И.В. Долгополовой. Серьезная проблема, связанная с внедрением корпоративной культуры на российских предприятиях, -- это несоответствие насаждаемых ценностей и мероприятий особенностям психологии российских сотрудников. Известно, что различия в национальных культурах куда более значимы, чем влияние корпоративных культур. Поэтому попытки внедрить зарубежные концепции корпоративной культуры «под копирку» заранее обречены на неудачу. Между тем сегодня именно западные модели корпоративной культуры оказывают серьезное влияние на формируемую культуру российского бизнеса. В таблице (см. Приложение 1) представлены национальные особенности, которые определяют культуру управления. Как видно, управленческие особенности представителей, живущих в разных условиях, имеют яркие отличия, зачастую даже полярные.

Таким образом, анализ категории «корпоративная культура» в психологии управления позволяет сделать ряд выводов: 1. Корпоративная культура -- это психологическая категория, которая стала уникальным инструментом управления.

2. Целесообразно адаптировать наиболее успешные западные модели к культурному профилю российских предприятий и психологии сотрудников [13, с. 148].

Психология в социально-культурной деятельности, необходима не только для учета психологических особенностей аудитории, но и для управления, мотивации и стимулирования этой аудитории. Для понимания и определения, различных социально-психологических явлений, индивидуальной личности или группы целиком.

Особое внимание взаимосвязи социально-культурной деятельности с другими науками, уделено педагогике. Даже в определении социально-культурной деятельности, звучит — «педагогически направленный процесс».

Не случайно для социально-культурной деятельности рядом авторов предлагались в качестве альтернативных такие определения, как «педагогика социально-культурной сферы», «педагогика досуга», «социально-культурная педагогика» и другие [26, с. 117]. О возможности использования социальной среды как фактора социализации и воспитания свидетельствуют исследования А.В. Мудрика, В.Г. Бочаровой, И.А. Липского, В.Д. Семенова и др., в проекции педагогики СКД — М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, А.А. Жаркова, Н.В. Шарковская, Н.Н. Ярошенко и др. [66, с. 131]. Социокультурная среда, является одной из сфер педагогического воздействия. Через социально-культурные мероприятия проходят воспитательные и образовательные аспекты. В этом и заключается взаимосвязь педагогики и социально-культурной деятельности. В социально-культурной деятельности появилось множество определений педагогической деятельности, представим некоторые из них.

Досуговая педагогика, является одним из самых ярких примеров взаимосвязи педагогики и социально-культурной деятельности. Досуговая педагогика исходит из ряда положений, которые определяют содержание, методы, формы организации воспитательного процесса. Наиболее общими исходными положениями являются принцип интереса, единства рекреации и познания совместной деятельности [24, с. 30]. Педагогика досуга несет в себе смысл того, что даже в свободное время человек может участвовать в мероприятиях воспитательного характера.

Среди таких досуговых мероприятий могут быть: игры различных видов; коллективно-творческие дела; праздники; конкурсные программы; работа в кружках, секциях и добровольных объединениях; индивидуальный и семейный досуг; посещение учреждений культуры; летний досуг. Рассмотрим результаты исследований, связанных с данными формами досуга и их педагогическую значимость.

Игровая деятельность дошкольника как вид деятельности в условиях игры, средствами игры, представляет собой своего рода социальную и культурную практику для ребенка. В игровой практике ребенок постигает культуру. Известно, что культура как важнейшее условие и содержание воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста выполняет свою некую универсальную или абсолютную роль в образовательном процессе. А игровая деятельность для ребенка это важнейший, способ, усвоения культуры [57, с. 135]. Проведение различных мероприятий, праздников и конкурсных программ с этнической окраской, так же несет в себе педагогическую значимость. Этнокультура и традиции предоставляют детям материал из их непосредственного окружения; изучение этнокультуры и традиций позволит учащимся осознать многообразие своих корней и самобытность, а также всю полноту наследия, завещанного прошлым их этносу и государству в целом.

Большое внимание уделено внедрению педагогического воздействия через музей. В Российской педагогической энциклопедии музейная педагогика определена как особая сфера профессиональной музейной деятельности, а также область научных исследований. Б.А. Столяров, Н.Д. Соколова, Н.А. Алексеева указывают на музейную педагогику как на междисциплинарную область научного знания, формирующегося на пересечении педагогики, психологии, музееведения и профильных музею дисциплинах, и считают, что она предполагает специфическую деятельность, ориентированную на передачу культурного опыта в условиях музейной среды [10, с. 30]. Педагогика прослеживается во многих сферах влияния социально-культурной деятельности, все мероприятия носят воспитательный характер. Мероприятия могут быть связаны с воспитанием и поддержанием патриотизма, толерантности, гражданственности т.п. Существует большое количество научных трудов связанных с воспитанием участников различных профессиональных и любительских коллективов в социокультурной сфере. Существуют такие понятия как музейная педагогика, педагогика народного художественного творчества и т. д.

В результате работы над параграфом, автор пришел к выводам:

1. Существует связь между «психологией», «педагогикой» и «социально-культурной деятельностью».

2. В основе социально-культурной деятельности, лежат научные исследования по психологии и педагогике.

3. Социально-культурная деятельность и педагогика, в своей деятельности решают проблемы смежного характера.

1.2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Что такое метод? Метод — это способ познания. В контексте данного исследования нас интересуют методы психологии и педагогики, которые внедряются и используются в социально-культурной деятельности.

В методологии педагогики, существует два понятия: «методы обучения» и «методы исследования педагогики».

В контексте «Федерального государственного образовательного стандарта» (ФГОС), Методы обучения — это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение им образовательных целей [38]. В педагогической литературе нет единого мнения относительно классификации методов обучения (см. Приложение 2).

В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:

· По внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:

— лекция;

— беседа;

— рассказ;

— инструктаж;

— демонстрация;

— упражнения;

— решение задач;

— работа с книгой;

· По источнику получения знаний:

— словесные;

— наглядные

— практические:

1. практические задания;

2. тренинги;

3. деловые игры;

4. анализ и решение конфликтных ситуаций и т. д.;

· По степени активности познавательной деятельности учащихся:

— объяснительный;

— иллюстративный;

— проблемный;

— частично поисковый;

— исследовательский;

· По логичности подхода:

— индуктивный;

— дедуктивный;

— аналитический;

— синтетический [47].

Методы обучения непосредственно связаны с методами научного исследования. Существует методика исследования, где применение различных методов в совокупности позволят всецело изучить поставленную проблему. Методы педагогического исследования можно разделить на три группы:

· Методы изучения педагогического опыта,

· Методы теоретического исследования

· Математические методы.

Методы изучения педагогического опыта -- это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса.

1. Наблюдение -- целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.

2. Методы опроса -- беседа, интервью, анкетирование.

— Беседа -- самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

— Интервью — исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто

— Анкетирование -- метод массового сбора материала. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.

3. Изучение продуктов деятельности учащихся (письменных, графических, рисунков, и т. д.).

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, протоколов собраний, и т. д.)

4. Эксперимент -- специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности.

Так же выделяется специальная группа методов теоретического исследования:

1. Теоретический анализ

2. Индуктивные и дедуктивные методы

3. Работа с литературой

4. Реферирование;

5. Конспектирование

6. Аннотирование;

7. Цитирование

Математические и статистические методы в педагогике применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование [49].

Благодаря связи между педагогикой и психологией, существует так же сходство в выборе методов исследования. К основным методам психологии относят наблюдение и эксперимент.

Наблюдение — заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения человека. В исследовательской практике применяются следующие виды наблюдения:

— в зависимости от характера взаимодействия с объектом: включенное и стороннее;

— в зависимости от позиции наблюдателя: открытое и скрытое;

— в зависимости от характера контакта: непосредственное и опосредованное;

— в зависимости от условий осуществления наблюдения: полевое и лабораторное;

— в зависимости от целей: целенаправленное и случайное;

— в зависимости от временной организации: сплошное и выборочное;

В психологии, как и в педагогике, практикуются следующие виды экспериментального исследования:

— лабораторный эксперимент (проводится в специально создаваемых и тщательно контролируемых исследователем условиях);

— естественный (основное достоинство данного метода заключается в сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий проведения).

Кроме вышеперечисленных основных методов в психологии широко применяются методы вспомогательные:

— беседа (интервью);

— тестирование;

— анализ продуктов деятельности [33].

Среди методов психологии, важную роль играют:

Внушение — представляет собой целенаправленное, не аргументированное воздействие на человека или на группы, приводящие либо к проявлению человеком, помимо его воли и сознания, определенного состояния, чувства, отношения; либо к изменению его поведения, то есть совершению им поступка, непосредственно не следующих из принятых норм и принципов деятельности. Различают прямое и косвенное внушение.

Убеждение — процесс обоснованного, логического, то есть опирающегося на систему доказательств, воздействия, имеющий целью изменить или сформировать новые взгляды, отношения, способы поведения личности.

Заражение — представляет собой способ воздействия, определенным образом интегрирующие массы людей. Оно связано с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы [12].

Недостаточная изученность социально-культурной деятельности, становиться проблемой при исследовании особенностей данной дисциплины. Нет, конкретно установленных методов социально культурной деятельности. В социокультурной сфере используются педагогические методы или методы формирования сознания, жизненных установок и ценностных ориентаций:

· Убеждение;

· Пример;

· Поощрение;

· Побуждение;

· Осуждение и др.

Другую группу составляют методы организации творческой деятельности:

· Выдвижение творческой задачи;

· Распределение творческих обязанностей;

· Организация творческого соревнования [39].

Методы вовлечения в социально-культурную деятельность:

· Включение в различные формы непрерывного просвещения;

· Привлечение к разным видам любительского творчества;

· Упражнение;

· Приучение к выполнению общественно культурных функций;

· Самоорганизация и т. д. [65, 375−376 ].

Специфические методы (по А. Д. Жаркову):

· Метод театрализации;

· Метод иллюстрации;

· Игровой метод [39].

Метод в социально-культурной деятельности характеризуется тремя признаками: применение метода предполагает четко сформулированную цель социально-культурного проекта или акции; метод требует определения способов деятельности субъекта и объекта; он определяет влияние и характер взаимодействия субъекта и объекта [41, с. 44].

Роль психологии и педагогики чрезвычайно важна для социально-культурной деятельности. В социально-культурной сфере широкий диапазон направлений работы, поэтому необходима вариативность методов, форм и технологий работы. Социально-культурная деятельность заимствует методы из психологии и педагогики не только для работы в конкретном учреждении и для конкретного мероприятия, а так же для исследования и мониторинга своей работы.

Социально-культурная деятельность сегодня — это направление, ориентированное не только на обслуживание ведомственных интересов. Ее институциональная природа связана с деятельностью социальных институтов в широком смысле этого слова [66, с. 43].

Методы исследования психологии и педагогики, так же применяются в социально-культурной деятельности. Деятельность в социокультурной сфере не возможна без психолого-педагогического влияния.

Основным принципом педагогического воздействия на развитие интеллектуально-творческих способностей личности в условиях досуга, является учет индивидуальных особенностей, потребностей и интересов человека. Опираясь на принципы общей педагогики, педагогика социально-культурной сферы имеет свои особенности, которая заключается в том, что ребенку деятельность не навязывается педагогом, а создаются психолого-педагогические условия для его социализации и инкультурации [63, с. 74]. Для того чтобы провести учет индивидуальных особенностей, необходимо заняться исследованием данной проблемы. Подобные исследования, проводятся благодаря таким методам, заимствованным из психологии и педагогики, как: эксперимент, анкетирование, а так же анализ. Изучая научные статьи, на темы приближенные к социально-культурной деятельности, следует отметить, что в социокультурной сфере, популярен ассоциативный эксперимент.

Ассоциативный эксперимент -- проективный метод, предназначенный для исследования мотивации личности. В нем испытуемому предлагается как можно быстрее отвечать на набор слов-стимулов любым словом, которое приходит ему в голову. При этом возникающие ассоциации регистрируются по их типу, частоте однородных ассоциаций, времени между словом-стимулом и ответом испытуемого. Также фиксируются поведенческие и физиологические реакции [5]. Проводятся и другие эксперименты, одни только для специалистов социокультурной сферы, другие для основной аудитории социально-культурной деятельности.

В практике социально-культурной деятельности достаточно ощутима роль такого психологического феномена, как внушение. Не менее известен эффект психологического заражения. Именно на методе психологического заражения замешана агрессивная природа современной массовой культуры, вся практика продвижения и утверждения её «звёзд» и «кумиров». Менеджерам, педагогам и технологам, занятым в социально-культурной сфере, хорошо известно, что отсутствие при использовании заражения должной его организации, контроля и регулирования, неизбежно приводит к реальному возникновению в «толпе» нездорового ажиотажа, массовых психологических «вывихов» и вспышек агрессивности [26, с. 111]. Методы убеждения и внушения, часто встречаются в рекламе, а так же в мероприятиях агитационного характера. Для исследования социально-культурной деятельности, необходимо проводить различного рода мониторинги. Анкетирование, анализ, опрос и наблюдение, играют важную роль, в поисках, необходимой информации. С помощью данных методов, возможно, выявить, степень удовлетворенной качествами услуг, интересы населения, количественные показатели посещения учреждений культуры и досуга и т. п. На современном этапе учреждения культуры и искусства как социальные институты встали перед лицом сложных проблем. Постоянно меняющиеся социальные, политические, экономические и технологические условия требуют новых методов управления. Это связано с тем, что проблемы в структуре управления по важности можно вполне соотнести с проблемами творческого самовыражения учреждения. В результате организации данной сферы ищут новые, ранее не использованные или применяют уже наработанные принципы системы управления [21, с. 39].

При выборе методов, необходимо знать, что для каждой конкретной ситуации, существует свой набор методов, форм и средств, для наиболее эффективного результата.

В результате работы над параграфом, автор пришел к выводам:

1. Социально-культурная деятельность опирается на методологический арсенал таких научных дисциплин, как педагогика и психология.

2. Применение методов психологии и педагогики в социокультурной практике, позволяет определить характеристику участников социально-культурной деятельности, а так же их интересы, индивидуальные особенности, возможности и способности.

3. Роль психологии и педагогики крайне важна в решении актуальных проблем социально-культурной деятельности: повышение квалификации и профессиональная подготовка специалистов социокультурной сферы. Необходимо следить за правильной организацией и контролем над применением методов психологии и педагогики в социально-культурной сфере.

2. ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ В ПРАКТИКУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА

Во второй главе курсовой работы, рассматриваются проблемы осуществления внедрения современных научных достижений из области педагогики и психологии в социально-культурную деятельность. Рассматриваются конкретные научные разработки, которые закрепились в областях педагогики и психологии. В данной главе мы знакомимся с деятельностью учреждений культуры и досуга Российской Федерации по реализации достижений психологии и педагогики.

2.1 СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Научные разработки характерны для всех дисциплин. Любая область нуждается в введении новшеств, или инноваций. Они не возникают сами по себе, они являются результатом научных исследований и поисков, опытом работы научного коллектива.

Педагогическая инновация — нововведение в педагогической деятельности, в содержании технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности [50, с. 517]. В педагогике реализация современных научных разработок, считается очень важным процессом.

На сегодняшний день среди современных научных разработок и инноваций, в области педагогики и психологии, сложно выявить абсолютно новые (до 5 лет).

Существует ряд достижений, которые прочно укрепились в психолого-педагогической деятельности в последнее десятилетие. Тема одаренности детей, изучается уже несколько десятков лет, новой в этой теме, является — развитие одаренности у детей. Ученые, работающие в области педагогики, посвятили большое количество статей и научных разработок данной теме. Частности, большое внимание уделяется конкретно дошкольному возрасту.

Раннее выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных и талантливых детей становятся приоритетными задачами современного образования в России, а также составляют одну из главных проблем совершенствования системы дошкольного образования, поскольку от их решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства [15, с. 2]. Отличительной особенностью научных изысканий в этой области становится изучение качественных показателей, особенностей и условий развития не только успешных одаренных детей, но и неуспешных. Такой подход особенно важен, ведь именно сложности и трудности в различных сферах жизнедеятельности, которые испытывают одарённые и чрезвычайно одарённые дети, требуют особого внимания и изучения. Речь идёт о создании особых условиях и в школе, и в семье, позволяющих раскрывать и развивать одарённость, ограждать её от возможных опасностей, которые сопровождают или даже препятствуют творческому развитию ребёнка [54, с. 10].

Тема одаренности, изучается не только в педагогике, но и в психологии. Важную роль в формировании современных педагогических подходов к решению задач воспитания и обучения одаренных и талантливых детей сыграли исследования в области: дидактики школы (А. Е. Дмитриев, Л. В. Занков, И. Я. Лернер и др.); сравнительной педагогики (М. В. Кларин, З. А. Малькова, Е. Г. Тищенко и др.); педагогической психологии (Н. С. Варенцова, К. М. Гуревич, Н. С. Денисенкова, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Н. Н. Поддьяков, В. И. Слободчиков, и др.); разработки проблем творческого развития ребенка (М. Г. Волков, Д. Б. Кабалевский, Т. С. Комарова, Б. Т. Лихачев и др.); проблем развития творческих качеств учителя (А. В. Мудрик, В. А. Сластенин и др.).

Проблеме прогнозирования развития одаренного ребенка посвящены работы В. С. Юркевич; проблемам развития когнитивной сферы личности ребенка -- С. Н. Варенцова, Н. С. Денисенкова, О. М. Дьяченко, А. З. Зака, В. А. Петровского и др. развитию креативности -- работы Н. Е. Веракса, Е. Б. Заика, Н. Б. Шумакова и др. Изучаются проблемы аффективного развития одаренного ребенка, формирования «Я-концепции» (А. Г. Асмолов, А. В. Петровский, В. Э. Чудновский, В. С. Юркевич и др.) [60, с. 160].

Данной теме, уделено такое внимание, потому что современное общество нуждается в неординарной личности, с нестандартными мыслями и решениями. В педагогических и психологических исследованиях рассматривается одаренность детей всех возрастов, включая и подростковый, но особый интерес у всех вызывает, именно раннее выявление, развитие и поддержка способностей ребенка.

Исследования развития, воспитания и формирования толерантности у детей и взрослый, так же достаточно распространенная тема. Психологическая интерпретация толерантности связана с различным толкованием устойчивости: как приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям [17, с. 3]. Проблема толерантности является относительно новым направлением исследований в психологической науке. Значительный вклад в исследование психологических аспектов толерантности, ее сущности и функций внесли: Г. Олпорт, Э. Фром, А. Г. Асмолов, Д. А. Леонтьев, Д. В. Колесов, С. Кобаса П. Ф. Страусон, Г. У. Солдатова, Т. Адорно, В. В. Бойко, П. Николсон, М. Уолцер, С. К. Бондырева, И. Б. Гриншпун, В. С. Собкин и другие [42, с. 2].

В педагогике же под толерантностью понимают «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». Толерантность — важный компонент жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, и готовой, если надо, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Позиция терпимости и доверия — это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу человечества, а не конфликтов. Поэтому актуальным является укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества. Воспитать толерантную личность может только толерантный учитель [43].

Научные работы, посвященные теме толерантности, сейчас очень актуальны, так как существует некая недосказанность в понимании самого определения толерантность, так же недостаточно исследованы некоторые показатели толерантности, которые могут проявляться в поведении человека, его отношении к другим людям. Педагоги и психологи, ведут активную работу по воспитанию толерантности у детей, описывая свой опыт работы в научных статьях и методических рекомендациях. В научных статьях Е. Д Карандасовой и А. И. Кислицина, особое внимание уделяется межкультурной, межэтнической и межнациональной толерантности.

Подлинная жизнь личности невозможна без внутреннего диалога, т. е. с самим собой, и внешнего, т. е. диалога с другими. В связи с этим воспитание в человеке толерантности особенно важно в наши дни. А именно воспитание молодежи в духе уважения к другим народам, к культурным различиям, что предполагает подготовку молодых людей к жизни в поли-язычном и поликультурном обществе. Формирование и развитие межкультурной толерантности в структуре личности -- главный вектор современной педагогики [25, с. 11].

В связи с глобализацией, и социально-экономическими изменениями в стране, изучение толерантности, еще долго будет актуально. Меняется мир, а значит, меняются люди и их отношение друг к другу. Чтобы избежать конфликтов, в том числе межнациональных, необходимо, чтобы жизненно важных сферах влияния на людей, были специалисты, которые бы работали с людьми и занимались формированием и воспитанием толерантности. В частности, это относится к таким сферам деятельности, как педагогика и социально-культурная деятельность. Последствия научно-технической революции, привели к тому, что повсюду, во всех сферах деятельности начинают применяться информационно-коммуникативные технологии (далее ИКТ).

Российскую систему образования, а значит и отечественную педагогику, это не обошло стороной. Осуществляется тотальная компьютеризация. В школах и детских садах, появляются интерактивные доски, разрабатываются самостоятельные электронные ресурсы для работы с учащимися, появилось дистанционное обучение в Высших и Средних учебных заведениях страны. Вместе с этим в педагогику пришла система качества оценки образования, электронное портфолио педагога и система электронных журналов.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования ориентирует на развитие у студентов профессионально значимых качеств личности и компетенций современного специалиста.

Развитие требуемых качеств возможно при использовании современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе [52, с. 83].

Повсеместно, в садиках, школах, СУЗах и ВУЗах, разрабатываются современные способы применения ИКТ.

Научные работы, связанные с применением ИКТ, в 2010—2011 представили: Е. А. Быкова «Формирование творческого мышления учащихся с использованием средств информационно-коммуникационных технологий»; А. В. Запорожец «Педагогическая профилактика аддиктивного поведения школьников в сфере информационно-коммуникационных технологий»; А. А. Щевьев «Педагогические условия развития информационно-коммуникационных технологий в сельской школе»; П. В. Степаненков «Информационно-коммуникационные технологии в профориентационной работе со старшеклассниками», и другие.

Научные разработки в педагогике, расширяют свои горизонты и сферы влияния. Благодаря усилиям общественности в 90-х годах были созданы условия для такого типа педагогики, как инклюзивная педагогика (вовлекающая).

Современное общество должно принимать людей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), и относиться к ним, как к равным, за исключением особых факторов. Под термином «инклюзивное образование» обычно понимают формирование и развитие такой системы общего образования, которая делает ее доступной для всех детей и имеет приспособления к особым нуждам детей с ограниченными возможностями здоровья или детей, обладающих специфическими потребностями [46, с. 19].

В настоящее время инклюзивное образование имеет огромный потенциал, имея возможность максимально включить детей с особыми образовательными потребностями в разнообразные посильные виды трудовой, физической, эстетической, культурной, общественной деятельности, помогая в реализации возможностей социальных связей, сотрудничества с детьми с нормальным развитием и отклонениями в развитии [55, с. 63]. В исследованиях российских ученых (Д. В. Зайцев, И. И. Лошакова, Э. К. Наберушкина, П. В. Романов, Е. Р. Ярская-Смирнова, Г. Г. Карпова, А. А. Чернецкая) установлено, что в развитии инклюзивного образования заинтересованы, прежде всего, родители: 70% родителей обычных детей не возражают против совместного обучения, т.к. это позволит их детям стать более толерантными, научиться взаимопомощи; однако они убеждены в том, что для этого педагогам надо прилагать специальные усилия. 76% родителей детей с ограниченными возможностями здоровья согласны с преимуществом совместного обучения, но понимают, что для этого необходимо преодолеть ряд барьеров архитектурного, социального, нормативного, учебно-методического характера [4, с. 3].

В результате работы над параграфом, автор пришел к выводам:

1. Современные научные достижения и разработки в области педагогики и психологии, взаимосвязаны между собой.

2. В основе современных научных разработок, лежат идеи ученых прошлых десятилетий.

3. Большинство научных разработок в области психологии и педагогики, рассчитано на детей от дошкольного возраста до подросткового возраста (включительно).

2.2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ

педагогика психология культура социальный

В России учреждения культуры и досуга, а так же учреждения дополнительного образования, предоставляют большой комплекс услуг, занятий и развлечений для населения, всех возрастов и социальных статусов. Благодаря взаимосвязи, между социально-культурной деятельностью с психологией и педагогикой, в учреждениях культуры и дополнительного образования, реализуются достижения этих научных дисциплин.

Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность, реализовать которое в большей мере возможно в системе дополнительного образования, позволяющего более эффективно расширять сферу творчества одаренного ребенка [58, с. 138]. Важнейшим фактором и условием развития детской одаренности, превращения потенциально одаренного ребенка в состоявшего творческого человека является личностно-развивающее обучение в художественной школе, построенное на основе применения психологических закономерностей и принципов развития, отвечающее особым познавательным потребностям и возможностям таких детей, их личностному своеобразию и целям развития [6, с. 161].

В учреждениях культуры, таких как: школа искусств, музыкальная и художественная школа, особое внимание уделяется развитию и реализации одарённости детей. Четко простроен образовательный процесс, а так же дополнительная деятельность, участие в выставках, концертах, мастер-классах и т. д., где у ребенка будет возможность реализовать себя и проявить свой талант. В данных учреждениях культуры, оказываются дополнительные образовательные услуги. Дополнительное образование становится исключительно значимым для развития одаренного ребенка, подготавливая его к профессиональной карьере. В Пермском крае, в село Лобаново, есть Детская школа искусств, среди особо значимых творческих проектов, ежегодно проводимых, особо отмечены — совместные выступления одаренных детей школы и камерного оркестра «Фрески» г. Перми.

Современная социально-культурная ситуация определяет насущную потребность в формировании толерантности не только в качестве условия выживаемости человечества в будущем, но и как ценности социально-культурной системы, как нормы гуманных человеческих отношений, как мировоззрения и осознанного ориентира построения взаимоотношений с окружающим миром. Формирование толерантности в обществе средствами социально-культурной деятельности имеет перспективы и проблемы, включая аспекты идентичности и этнической толерантности. Особенно остро стоит проблема в поликультурных регионах, где вопросы этнической толерантности становятся определяющими при взаимодействии представителей различных культур. Включая СМИ в различные педагогические системы и процессы, происходящие в культурно-досуговых учреждениях, можно добиться рациональной организации их воздействия на ценностные установки городского населения [61, с. 3].

В учреждения культуры г. Перми, а так же Санкт-Петербурга, уже несколько лет подряд проводятся детские и молодежные фестивали, посвященные толерантности, в частности межэтнической и межкультурной. В г. Перми, проходит детский фестиваль национальных культур «Толерантность — культура мира». Цели и задачи Фестиваля:

· Формирование толерантного отношения к различным этнокультурным группам посредством самодеятельного творческого воспроизведения фольклора многонационального Пермского края.

· Создание единого пространства для взаимодействия детей и взрослых разных этнических групп и национальностей Пермского края.

· Повышение познавательного интереса детей и подростков к традициям и обычаям народов Прикамья и России.

В г. Санкт-Петербург, проходит молодежный фестиваль «Культурной столице — культуру мира», который так же посвящен толерантному отношению к другим культурам. В. И. Матвиенко, в 2010 году выразила свое мнение о фестивале: «Фестиваль „Культурной столице — культуру мира“ стал самым массовым и ярким событием, проводимым в рамках городской программы „Толерантность“. Фестиваль убедительно и наглядно продемонстрировал стремление молодежи жить в мире и согласии, решительно бороться с любыми формами экстремизма и ксенофобии. Идеи толерантности становятся доминирующим мировоззрением большинства петербуржцев» [40]. XXI век — это время высоких технологий и информации. ИКТ уже широко используются в образование, на сегодняшний день оно уже охватывает и социально-культурную деятельность. ИКТ, внедряются в работу учреждений культуры в городах и селах Российской Федерации.

Рассмотрим деятельность Муниципального бюджетного учреждения культуры «Карагайский краеведческий музей» Пермского края.

Информационно-коммуникационные технологии, которые используют сотрудники:

· Создание мультимедийных презентаций, которые впоследствии применяют как учебный материал на музейных уроках или внеурочных занятиях в музее. и позволяют создать и расширить информационное пространство музея.

· Музей в своей работе использует автоматизированную информационную систему «КАМИС».

· Сотрудники музея малым тиражом издают музейную газету, которая распространяется по школам и детским садам района и знакомит своих читателей с музейным анонсом и т. д.

· Используются информационно-просветительные технологии в создании выставок.

Применение вышеперечисленных технологий позволило сотрудникам более эффективно использовать материалы из фондов музея, сделать их максимально доступными для посетителя и, что немаловажно облегчить собственный труд [23, с. 32].

ИКТ, используется в музее, в библиотеке, и даже в театре. Качественный рост спектакля невозможен без совершенствования уровня актерского мастерства у исполнителей. Информационно-коммуникационные технологии могут являться инструментом фиксации, хранения и передачи знаний от режиссера-педагога к ученику, их систематизации и обеспечения эффективного оперирования полученными знаниями. При этом существенное отличие ИКТ от письменной фиксации фактов в том, что они могут обеспечить аутентичность аудио- и видеосодержания фиксируемого спектакля или занятия с тем, что реально происходит на представлении или репетиции [53, с. 8].

Основными пользователями ИКТ среди учреждений культуры, являются кинотеатры и ночные клубы. Они используют различные мультимедийные программы в своей работе.

Как и педагогика, социально-культурная деятельность занимается воспитанием, взрослых и детей, среди которых есть «особая» категория людей — это люди с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день, в образовании серьезно взялись за решение проблем с обучением людей с ОВЗ, в социально-культурной деятельности, так же предпринимают меры.

В г. Пермь, реализуются два проекта связанных с досуговой занятостью и развитием, детей с ОВЗ. В МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Рифей», реализуется проект «Город равных возможностей».

Основными целями проекта являются:

1. Создание условий для формирования и развития творческого потенциала детей с ОВЗ г. Перми через освоение разносторонних умений в художественно-творческих видах деятельности средствами Арт-терапии.

2. Внедрение форм и методов работы, позволяющих средствами Арт-терапии и социального взаимодействия со здоровыми детьми, решать вопросы социальной адаптации детей с ОВЗ и повышения их самооценки [30]. С 1997 года Дворец детского (юношеского) творчества г. Перми, реализует целевую комплексную программу «Детство. Равные возможности». Кроме образовательных услуг, детям с ограниченными возможностями здоровья Дворец предлагает разнообразную культурно-досуговую (см. Приложение 4).

Традиционными для детей с ограниченными возможностями здоровья стали во Дворце музыкальные вечера, конкурсные программы, шахматно-шашечные турниры, выставки декоративно-прикладного и изобразительного творчества «Мы все можем!», а также праздники-фестивали. Для детей-колясочников организуются выездные программы «Сюрприз», «С новым годом!», заочные творческие конкурсы. Программа помогает детям развить творческие способности, расширить кругозор, адаптироваться в социуме и самореализоваться [59]. В своей деятельности учреждения культуры, оказывают большое психологическое и педагогическое влияние на население. Досуговые центры проводят множество обучающих и познавательных мероприятий, которые подкрепляют знания, полученные в школе. В учреждениях культуры создаются условия для развития познавательной активности детей и подростков, для воспитания патриотизма и гражданственности и т. д.

В результате работы над параграфом, автор пришел к выводам:

1. Учреждения культуры и досуга, составляют свою работу, под все категории населения (есть программы для людей с ОВЗ, есть для одаренных и т. д.).

2. Информационно-коммуникативные технологии, проникают во все сферы деятельности.

3. Учреждения культуры, вносят большой вклад в воспитание толерантности у населения.

Заключение

Система социально-культурной деятельности направлена на личность и общество в целом. Поэтому крайне важно учитывать психолого-педагогические особенности при организации деятельности (воздействия) в социокультурной сфере. Существует тесная взаимосвязь между методами, технологиями и формами, психологии, педагогики и социально-культурной деятельности. В социокультурной сфере, представлены возможности реализации педагогической и психологической практики.

В результате написания курсовой работы автор пришел к следующим выводам:

1. «Психологию», «педагогику» и «социально-культурную деятельность» объединяет осуществление различного рода влияния на человека. Данные научные дисциплины, в своей совместной деятельности решают важнейшие функции: воспитание, просвещение, рекреация и оздоровление.

2. В социально-культурной деятельности применяются методы, технологии и формы из педагогики и психологии. Так же социально-культурная деятельность опирается на теоретический и методологический арсенал самостоятельных педагогических и психологических дисциплин: социальную педагогику, социальную психологию, педагогику досуга, возрастную психологию, коррекционную педагогику и т. д. Применение психолого-педагогических методов позволяет дать характеристику участников социально-культурной деятельности, определить характеристику населения (участников СКД), их возрастные и психологические особенности, а так же способность к взаимодействию.

3. Современные научные разработки в области педагогики и психологии, имеют общие черты. В основе научных разработок, лежат идеи разработанные исследователями прошлых десятилетий, адаптированные к современной обстановке в стране.

4. Большинство научных разработок в области психологии и педагогики, рассчитано на детей от дошкольного возраста до подросткового возраста (включительно).

Учреждения культуры, досуга и дополнительного образования России, и г. Перми в частности, проводят активное внедрение современных научных достижений педагогики и психологии в свою деятельность. В учреждениях организуются и проводятся занятия и мероприятия, познавательного, реабилитационного характера и т. д., с учетом возрастных, физиологических и психических особенностей.

В данной работе были рассмотрены связи между психологией, педагогикой и социально-культурной деятельностью. Автор проанализировал использование основных методов психологии и педагогики в практике социально-культурной деятельности. Были изучены современные научные разработки по психологии и педагогике, их особенности и применение с своих сферах деятельности. Мы рассмотрели современное состояние реализации достижений в сфере педагогики и психологии учреждениями культуры и досуга. Особое внимание было уделено Пермскому краю, в частности г. Перми, как пример приведены конкретные результаты и мероприятия.

Существует множество споров о том, что социально-культурная деятельность не может быть самостоятельной научной дисциплиной, за неимением своей большой методологический и теоритической базы. Но именно за счет взаимосвязи с психологией и педагогикой, социально-культурная деятельность, развивается и расширяет свои возможности, происходит внедрение успешных достижений из одной научной дисциплины в другую, такая совместная работа, приводит к более успешным результатам. В социокультурной сфере, идет грамотно спланированная работа с человеком, как с главным ценностным объектом. В результате, Мы получаем, всесторонне развитию личность, с активной гражданской позицией и стойким познавательным интересом.

Список источников

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ// Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.

2. Антопольская, Т. А. Результаты экспериментального исследования развития организационной культуры учреждений дополнительного образования детей / Т. А. Антопольская // Педагогическое образование в России. — 2010. — № 3. — С. 49−50.

3. Артюхина, А. И. Педагогика: учебно-методическое пособие для студентов / А. И. Артюхина, В. И. Чумаков. — Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2014. — 12 с.

4. Артюшенко, Н. П. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. П. Артюшенко; Томский государственный педагогический университет. — Томск, 2010. — 27 с.

5. Ассоциативный эксперимент- Режим доступа: psi.webzone.ru

6. Астраханцева, С. В. Комплексный подход в обучении одаренных детей в художественной школе / С. В. Астраханцева, Т. И. Кочнева // Вестник МГУКИ. — 2012. — № 1(45).

— С. 160−165.

7. Ахраменко, К. В. Ассоциативный эксперимент как метод изучения корпоративной культуры военных / К. В. Ахраменко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. — 2013. — № 2(10).

— С. 103−104.

8. Безлепкин, М. Н. Результаты мониторинга удовлетворенности населения Российской федерации мероприятиями патриотической направленности в учреждениях культуры / М. Н. Безлепкин, И. В. Булдакова, Л. В. Ивановский // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2012. — № 21. — С. 170−179.

9. Быкова, Е. А. Формирование творческого мышления учащихся с использованием средств информационно-коммуникационных технологий: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. А. Быкова; Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. — Самара, 2011. — 27 с.

10. Васильева, Т. Е. Генезис музейной педагогики в социокультурном образовательном контексте / Т. Е. Васильева, В. В. Соболев, О. Г. Панченко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2010. — № 4. — С. 26−34.

11. Ветвицкая, С. М. Теоретическое обоснование интегративного подхода в экспериментальной работе по развитию детей с признаками одаренности / Фундаментальные исследования. — 2014. № 9−4. — С. 882−885.

12. Внушение, заражение и убеждение, как механизмы проявления социально-психологических явлений и процессов [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

13. Долгополова, И. В. Категория корпоративной культуры в психологии управления / И. В. Долгополова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. — 2013. — № 4 (16).

— С. 144−148.

14. Дубровина, И. В. Психология: Учебник / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. В, Прихожан. — М.: Издательство: Академия, 2003. — 464 с.

15. Емельянова, И. Е. Педагогическая стратегия и тактика развития одаренности детей дошкольного возраста: автореферат дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02 / И. Е. Емельянова; Челябинский государственный педагогический университет. — Челябинск, 2012. — 11 с.

16. Ермолаева, Л. К. Психология в схемах: учебное пособие. 2-е изд. / Л. К. Ермолаева; С. В. Коваленко. — М.: ФЛИНТА — наука, 2014. — 88 с.

17. Ефремкина, И. Н. Социально-психологические особенности толерантности городских и сельских подростков: автореферат дис. … канд. псих. наук: 13.00.05 / И. Н. Ефремкина; Московский городской психолого-педагогический университет — Москва, 2013. — 29 с.

18. Жаркова, А. А. Развития личности участника социально-культурной деятельности на основе парадигмального подхода / А. А. Жаркова // Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 2. — С. 187−190.

19. Запорожец, А. В. Педагогическая профилактика аддиктивного поведения школьников в сфере информационно-коммуникационных технологий: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / А. В. Запорожец; Челябинская государственная академия культуры и искусств. — Челябинск, 2010. — 25 с.

20. Ибятова, З. А. Педагогические условия гуманистического воспитания участников любительского театрального коллектива: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.05 / З. А. Ибятова; Казан. гос. ун-т культуры и искусства. — Казань, 2010. — 21 с.

21. Ильиных, С. А. Управленческая культура в учреждениях культуры и искусства. Социологический анализ составляющих / С. А. Ильиных, М. Р. Пашаева // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 16. — С. 37−39.

22. Информационно-коммуникационные технологии в сфере культуры и

23. Информационно-коммуникационные технологии в сфере культуры и образования: сборник научных трудов по итогам международной научно-методической конференции (г. Саратов, 12 — 15 ноября 2012 г.) / под общ. ред. Г. А. Суминой / Саратовский государственный университет. — Саратов, 2012. — 148 с.

24. Исаева, И. Ю. Досуговая педагогика: учебное пособие / И. Ю. Исаева; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. — М.: Флинта; Москва: МПСИ, 2010. — 194 с.

25. Карандасова, Е. Д. Формирование толерантности в структуре личности / Е. Д. Карандасова // Среднее профессиональное образование. — 2010. — № 9. — С. 10−12.

26. Киселева, Ю. Г. Социально-культурная деятельность: Учебник / Ю. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. — М.: МГУКИ, 2004. — 539 с.

27. Кислицин, А. И, Психологические аспекты толерантности / А. И. Кислицин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — 2013. — № 4(26).

— С. 105−107.

28. Кокорин, Е. В. Социокультурная ресоциализация освобожденных от наказания в условиях досуга / Е. В. Кокорин // Мир науки, культуры, образования. — 2013. — № 2 (39).

— С. 143−146.

29. Корнетов, Г. Б. История педагогики: монография / Г. Б. Корнетов. — М.: АСОУ, 2013. — 460 с.

30. Краевой социокультурный проект «Город равных возможностей» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: perm-rifey.narod.ru

31. Краснова, В. И. Самореализация одаренного подростка во внеурочной деятельности сельской школы: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / В. И. Краснова; Оренбургский государственный педагогический университет — Оренбург, 2013. — 8 с.

32. Литвинцева, Г. Ю. Исследовательское пространство социально-культурной деятельности / Г. Ю. Литвинцева // Вестник СПбГУКИ. — 2012. — № 1(10).

— С. 90−102.

33. Макарова, И. Психология: конспект лекций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.e-reading.club

34. Маклаков, Л. Г. Общая психология: Учебник для вузов / Л. Г. Маклаков. -- СПб.: Питер, 2008. -- 583 с.

35. Малахова, И. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного познания / И. А. Малахова // Вестник белорусского университета. — 2011. — № 1. — С. 113−119.

36. Малянов, Е. А. Социально-культурная инноватика как направление научных исследований. Педагогика. — 2010. — № 2. — С. 96−99.

37. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика / Л. В. Мардахаев. — М.: Омега — Л, 2013. — 416 с.

38. Методы обучения по ФГОС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.docme.ru

39. Методы, средства и формы социально-культурной деятельности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: studopedia.net

40. Молодежный фестиваль «Культурной столице — культуру мира» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.mcpi.ru

41. Новикова, Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Г. Н. Новикова. — М.: МГУКИ, 2010. — 158 с.

42. Нури Тайебех Гадамали Кросскультурные особенности толерантности: автореферат дис. … канд. псих. наук: 13.00.01 /Н. Т. Гадамали; Российский государственный гуманитарный университет — Москва, 2011. — 26 с.

43. Песегова, Н. И. Изучение сформированности понятия «толерантность» у педагогов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.psyhodic.ru

44. Пидкасистый, П. П. Психология и педагогика: Учебник для вузов / П. П. Пидкасистый. — М.: Издательство Высшее образование, 2010. — 714 с.

45. Прокопьев, И. И. Основы общей педагогики. Дидактика: учебник / И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович. — Минск: ТетраСистемс, 2002. — 265 с.

46. Пузанова, Ж. В. Проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья / Ж. В. Пузнова // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 18. — С. 19−21.

47. Развивающие педагогические технологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.ido.rudn.ru

48. Рапацевич, Е. В. Инновации в образовании: роль информационно-технологической среды / Е. В. Рапацевич // Успехи современного естествознания. — 2013. — № 10. — С. 87−88.

49. Система методов и методика педагогического исследования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.bibliotekar.ru

50. Сопетченкова, И. В. Инновации в образовании / И. В. Сопетченкова // Известия Тульского гос-го ун-та. Гуманитарные науки. — 2010. — № 2. — С. 515−521.

51. Степаненков, П. В. Информационно-коммуникационные технологии в профориентационной работе со старшеклассниками: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / П. В. Степаненков; Московский педагогический государственный университет. — Москва, 2009. — 25 с.

52. Стеценко, И. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения / И. А. Стеценко, Д. Н. Середа, Е. В. Ящук // Успехи современного естествознания. — 2012. — № 9. — С. 83−87.

53. Страхов, А. В. Педагогика искусства [Электронный ресурс] / А. В. Страхов // Электронный научный журнал. — 2011. № 4. — Режим доступа: www.art-education.ru

54. Суднева, О. Ю. Одаренные дети особенности и сложности развития [Электронный ресурс] / О. Ю. Суднева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал).

— 2012. — № 11(19).

— Режим доступа: www.sisp.nkras.ru

55. Тимохина, Т. В. Инклюзивно ориентированное образование / Т. В. Тимохина // Перспективы науки образования. — 2014. — № 5(11).

— С. 62−64.

56. Толстикова, С. Н. Технология развития толерантности специалиста социально-педагогического профиля: автореферат дис. … канд. псих. наук: 13.00.07 / С. Н. Толстикова; Московский городской психолого-педагогический университет — Москва, 2013. — 39 с.

57. Фенькина, А. А. Игровая деятельность дошкольников как постижение культуры / А. А, Фенькина // Мир науки, культуры, образования. — 2013. — № 5. — С. 134−136.

58. Хижняк, Н. Л. Художественная одарённость личности: научно-методические основания оценки конкурентоспособности образовательных учреждений сферы культуры и искусства / Н. Л. Хижняк // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2011. — № 25. — С. 139−146.

59. Целевая комплексная программ «Детство. Равные возможности» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.ddut-perm.ru

60. Черникова, М. С. Педагогические условия развития одаренности в период детства экопсихологический подход / М. С. Черникова // Педагогическое образование в России. — 2012. — № 3. — С. 160−165.

61. Черняк, М. С. Организация взаимодействия культурно-досуговых учреждений и средств массовой информации в формировании этнической толерантности в городской среде: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.05 / М. С. Черняк; Кемеровский государственный институт культуры и искусств. — Барнаул, 2012. — 23 с.

62. Чулкова, А. В. Психология и педагогика: курс лекций [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

63. Швецова, И. В. О психологических аспектах современных технологий социально-культурной деятельности в интеллектуальнотворческом развитии младших школьников / И. В. Швецова // Мир науки, культуры, образования. — 2014. — № 2 (45).

— С. 71−75.

64. Щевьев, А. А. Педагогические условия развития информационно-коммуникационных технологий в сельской школе технологий: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / А. А. Щевьев; Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина. — Рязань, 2010. — 26 с.

65. Ягвильдина, З. М. Проектирование и реализация модели формирования музыкальной культуры молодежи в культурнодосуговых учреждениях малого рода / З. М. Ягвильдина, Г. Р. Муртазина // Филология и культура. — 2011. — № 26. — С. 372−377.

66. Ярошенко, Н. Н. Развивающая среда и социально-культурная деятельность в контексте педагогики культуры / Н. Н. Ярошенко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2012. — № 6. — С. 130−134.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

23−25 августа 2012 года в Москве прошел IV Международный фестиваль творчества инвалидов «Жизнь безграничных возможностей», организованный Министерством образования и науки РФ, Департаментом образования г. Москвы и Московским государственным гуманитарно-экономическим институтом. В фестивале и его конкурсной программе приняли участие около 200 конкурсантов из России, Азербайджана, Армении, Беларуси, Украины.

Приняли участие в фестивале и ребята из нашего Дворца, обучающиеся по целевой комплексной программе «Детство. Равные возможности». Ребята успешно выступили в номинациях «Изобретения и компьютерные разработки», «Инструментальное исполнение», «Декоративно-прикладное и художественное творчество».

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector