Психолого-педагогические основы и управление коллективом 2

Министерство высшего и профессионального образования Российской Федерации Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический университет

Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии.

Курсовая работа по курсу:

«Специальная психология»

на тему:

«Психолого-педагогические основы и управление коллективом».

Выполнил:Сорокин Денис

Геннадьевич, ОЗО, 2 курс

специальная психология.

Научный руководитель:

Косьмина Мария

Анатольевна

г.Комсомольск-на-Амуре

2002 года.

План

1. Введение. ___ стр.

2. Психолого-педагогические основы коллектива ___ стр.

а) Группы: их виды, размеры, структура. ___ стр.

б) Развитие группы. Общие качества группы ___ стр.

в) Социальная коллективность. Отношения между

индивидом и группой. ___ стр.

3. Социально-психологическая структура группы. ___ стр.

а) Психолого-педагогические особенности коллектива. ___стр.

б) Руководитель коллектива как генератор традиций. ___стр.

4.

4. Заключение. ___ стр.

5.

5. Библиография. ___ стр.

Введение.

Проблема групп, коллективов в которые объединены люди впроцессе своей жизнедеятельности, — важнейший вопрос социальной психологии.

Реальность общественныхотношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросомявляется вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из тогомногообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческомобществе.

«Группа — этонекоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т. п.общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе можетиметь место двоякое употребление понятия „группа“».*

С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввидуусловные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому либообщему признаку необходимому в данной системе анализа.

С другой стороны, в целом цикле общественныхнаук под группой понимается реально существующее образование, в котором людисобраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельностиили помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определеннымобразом осознают свою принадлежность к этому образованию.

8 стр., 3732 слов

Анализ педагогических условий социальной работы по их генезу

... КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Педагогика социальной работы» «АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИХ ГЕНЕЗУ» Оглавление ... группы важна диагностика социально-психологической ситуации в семье. На данном этапе важно стремиться повысить психолого-педагогическую ... виды жизнедеятельности ребенка); ØПовышается уровень социального партнерства в коллективе взрослых и детей (реальные шаги по ...

Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник

учителя" М. Просвещение, 1991, с. 161.

Психолого-педагогическиеосновы коллектива.

Группы: их виды, размеры, структура.

Любой коллектив в свою очередь состоит из групп имикрогрупп. Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные ине официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактныеи неконтактные. Стихийные — К.К.Платонов назвал неорганизованными группами".

Группы состоятиз людей, общества — из групп. Индивиды, группы и общества — это трисовременные реальности, они взаимосвязаны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городеимеет одновременно генетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняютдругие функции. Индивиды участвуют в во многих группах. Некоторые группыпредполагают физическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать внескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуютпостоянные, временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группысозданы для длительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия, заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые нехотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы).

Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательныйхарактер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу илинацию, другие группы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурныеобщества или социальное объединение. Формальные группы характеризуютсяорганизованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии).

5 стр., 2231 слов

Студенческое научное общество «Клуб «Сократ» Весенний семестр 2014/2015 учебного года

9 Руководитель СНО — Негодина Галина, 4 курс ФПСР Секретарь — Осокина София, 1 курс ФПСР 7-8 февраля 2015 — участие в «Зимней Школе» СПб-ВШЭ Студентки 4 курса факультета психолого-социальной работы приняли участие в «Зимней школе» Высшей школы экономики по направлениям «Современный социальный анализ» и «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме». Галина Негодина и ...

В неформальной группе существуют личные, социальныеотношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, «клуб по интересам»).

Первичная или ограниченная группаявляется основой для человека это — семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы — большие по размеру и отношения в них формализованы. Пример: баскетбольный клуб в который входят несколько команд, — это вторичная группа. Аодна команда — первичная группа.

Социальнаяпсихология предпринимала многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Ювенк вычленил семь различных принципов, наосновании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий типконтактов в группе. Однако общая черта всех предложенных классификаций — формыжизнедеятельности группы.

Для социальнойпсихологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточиваетсвое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют итакие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях — реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественныегруппы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другойразновидности реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальныеестественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются натак называемые «большие» и «малые» группы. Малые группы — обжитое поле социальнойпсихологии. И все же остановимся на ней.

Под малойгруппой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединеныобщей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норми групповых процессов.

Целесообразностьисследования групп очевидна, т.к. они являются удобной моделью изученияпроцессов внушаемости, конформности, срабатываемости, общения и т. д. за определенный промежуток времени.

12 стр., 5769 слов

Психика как предмет исследования психологии

Лекция № 2 - 3. Психика как предмет исследования психологии. План. Понятие о психике. Функции психики. Эволюция ... это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающие в виде цели, на которую обращена активность ... В своих проявлениях психика сложна и многообразна. Выделяют три большие группы психических явлений: 1) психические процессы; 2) психические состояния ...

Лабораторныеисследования малых групп могут быть приближены к реальным жизненным условиямдвумя разными способами. Первый способ идет по пути создания экспериментов, изолирующих все важнейшие и второстепенные атрибуты этих ситуаций. Второйспособ сближения идет по пути не только организаций условий эксперимента, но ивключает исследования реальных контактных групп в «жизненных» (моделируемых)условиях взаимодействия.

И что ценно, влабораторных исследованиях малых групп соблюдается обще-психологический принципподбора испытуемых: они должны быть одного возраста, пола, близкого уровняобразования.

Что же касаетсябольших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требуетособого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти «большие» группы такжепредставлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солиднуютрадицию исследования на Западе (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие «группы», сам термин «группа» по отношению ккоторым весьма условен), другие же, подобно классам, нациям значительно слабеепредставлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. В группахпервого вида, процессы протекающие в них, хорошо описаны в некоторых разделахсоциальной психологии, в частности приисследовании способов воздействия в ситуациях вне коллективного поведения.

Точно такжемалые группы могут быть подразделены на две разновидности: формирующиесягруппы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченныесовместной деятельностью в полном смысле этого слова, и коллективы, т. е. группыболее высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальнойдеятельности. Группы первой разновидности можно обозначить как «становящиеся».

Этаклассификация может быть наглядно представлена в виде схемы представленной вучебнике Г. М. Андреевой «Социальная психология, с. 194»:

4 стр., 1510 слов

Психология трейдинга в притчах и поговорках — Саймон Вайн

1 PC5/E:LenaMirkin.ruwork'sfilesart-psyh4-rf.doc Психология трейдинга в притчах и поговорках (10/2002) Саймон Вайн, управляющий директор, начальник управления ценных бумаг с фиксированной доходностью, начальник управлениявалютно-финансовыхопераций,Альфа-банк Однажды раввин нес с базара птицу. Он уже подходил к дому, как вдруг птица встрепенулась и … заговорила: «Не волнуйся, — сказала она, — я ...

Группа

Условные

Реальные

Лабора торные

Естественные

Большие

Малые

Организован ные

Не организованные

Становящиеся

Коллективы

Все, начиная срубрики «реальные естественные группы», представляют объект исследования всоциальной психологии.

Традиционно всоциальной психологии изучаются некоторые параметры группы: композиции группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенноразличное значение в зависимости от того общего подхода к группе, которыереализуется в исследовании. Так, например, состав группы может быть, в своюочередь, описан по совершенно различным показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом конкретном случае, например, возрастные профессиональные илисоциальные характеристики членов группы. Очевидно, не может быть дан единыйрецепт описания состава группы, особенно в связи с многообразием реальныхгрупп. в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группавыбирается в качестве объекта исследования.

Иногда составмикрогруппы и соответственно структура отношений в ней носят более сложныйхарактер. Например, в старших классах школы нередко можно встретить объединениядетей, включающие по 4−5 человек, объединенных близкими дружескими связями. Однако в большинстве реальных групп на практике такие объединения школьниковвстречаются крайне редко. Поэтому можно считать, что группы — диады и группы- триады представляют собой наиболеетипичные микрогруппы, из которых состоит любая малая группа. Их внимательноеизучение может дать очень много полезной информации для понимания более сложнойсистемы взаимоотношений, имеющихся в малой группе или коллективе.

21 стр., 10094 слов

1. Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

... и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальной психологии). Психология- это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений ... сознательно (партии, ассоциации); 5) по контактности членов группы: а) условные группы – группы, создаваемые по определенному признаку (пол, возраст, профессия ...

Разнообразнаструктура больших групп, в которые входят малые:

*

социальные классы;

*

различные этническиегруппы;

*

профессиональныегруппы;

*

возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилыелюди и др.).

Реальная группавыбирается в качестве объекта исследования: школьный ли это класс, спортивнаякоманда или производственная бригада. Иными словами, мы сразу «задаем"некоторый набор параметров для характеристики состава группы, в зависимости оттипа деятельности, с которыми данная группа связана. Тоже можно сказать иотносительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальныхпризнаков структуры группы: структура предпочтений, структура коммуникаций, структура власти. «Соединение» процессов, протекающих в группе и других характеристикгруппы — до сих пор не вполне решенная для социальной психологии проблема. Еслипоследовательно идти по пути, заложенным исходным методическим принципом, то кгрупповым процессам прежде всего следует отнести такие процессы, которыеорганизуют деятельность группы.

2. Развитиегруппы. Общие качества группы.

Непосредственнообщие качества группы:

Интегративность — мера единства, слитности, общностичленов группы друг с другом, (отсутствие интегративности — разобщенность, дезинтеграция).

Микроклимат определяет самочувствие каждой личности вгруппе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.

Референтность — степень принятия членами группыгрупповых эталонов.

Лидерство — степень ведущего влияния тех или иныхчленов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.

Интрагрупповая активность — мераактивизации групповой составлящих ее личностей.

Интергрупповая активность — степеньвлияния данной группы на другие группы.

2 стр., 582 слов

По Психологии развития

Министерство образования Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Башкирский Государственный Педагогический Университет им. М. Акмуллы Контрольная самостоятельная работа по психологии развития Выполнила: Махмутова А.Ф., ФП, 202 гр. Проверила: доц. Мухаметрахимова С. Д. Уфа - 2010 Книги, фильмы, загадки, пословицы, многочисленные сериалы, романы, повести, ...

Кроме этихкачеств рассматриваются еще и такие:

*

направленностьгруппы — социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;

*

организованность — реальная способность группы к самоуправлению;

*

эмоциональность — межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональныйнастрой группы;

*

интеллектуальнаякоммуникативность — характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;

*

волевая коммуникативность — способность группыпротивостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальныхситуациях.

Проблемаразвития группы никогда не ставилась с целью выяснить разные уровни этогоразвития, и, далее, вскрыть специфику различных параметров групповой деятельностина каждом из этих уровней. Вместе с тем без такого подхода картина развитиягруппы не может быть полной. Целостное представление о развитии группы похарактеристике групповых процессов допускает и более дробный анализ, когдаотдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей система межличностныхотношений и т. д… С точки зрения социальной психологии исследованиехарактеристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей. Богатство методик изучения различных процессов в малых группах частоконтрастирует с отсутствием подобных методик для исследования, например, психологического облика классов, наций и других групп такого рода. Отсюдаиногда рождается убеждение, что общность психологии больших групп не поддаетсянаучному анализу. Отсутствие традиции в таком исследовании еще более укрепляеттакие взгляды. Вместе с тем, социальная психология в точном значении этогослова, без раздела о психологии больших социальных групп, вообще не может претендовать на успех.*

По утверждению ДилигенскогоГ.Г., рассмотрение психологии больших групп не может считаться правомерным, ибоэто не одна из проблем данной дисциплины, а важнейшая ее проблема. «Как бы нибыла велика роль малых групп и непосредственно межличностного общения впроцессах формирования личности сами по себе эти группы не создают историческиконкретных социальных норм, ценностей, установок». Все эти и другие содержательныеэлементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта. Ссылаясь на Дилигенского Г. Г. «этот опыт лишь „доведет“ до индивида черезпосредство малой группы и межличностного общения». Поэтомусоцильно-психологический анализ больших групп можно рассматривать как «ключ» кпознанию содержания психики индивида.

*

Г. М. Андреева Социальная психология, М. 1974, с. 195.

Наряду с опытомбольших социальных групп важнейшее значение для понимания содержательныхэлементов общественной психологии имеют и массовые социальные процессы идвижения. Немаловажные факторы, задающие весь строй психологических характеристикопределенных групп людей: характер общественных изменений, преобразований, непосредственноеучастие в революционных движениях, сложные процессы формирования общественногомнения.

3. Социальная коллективность. Отношения между

индивидом игруппой.

Развитиеколлектива проходит через ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация.

От кооперации доколлектива группа проходит уровень автономизации, для которого характерно довольновысокое внутреннее единство по всем общим качествам, кроме интергрупповойактивности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней (моягруппа).

Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива. Возможноразвитие группы в отрицательном направлении, когда развитие группы приводит еек положению замкнутой из вне группы, но отличающейся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.

Социальнаяколлективность заключается в том, что, объединяя людей общими социальными ипроизводственными интересами, она ставит высшей своей целью создание условийдля раскрытия индивидуальности каждого члена общества и отвечает за реализациюполноценного развития личности. Термин «Социальная психология» так обозначен ВыгодскимЛ.С.: Психология, исследующая социальную обусловленность психики отдельногочеловека", «Коллективная» психология в его понятии, совпадает с традиционным"Все в нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельногочеловека присуще всем другим членам данной группы". Только некоторая частьличной психологии может считаться принадлежностью данного человека, и вот этучасть личной психологии в условиях ее коллективного проявления и изучаетколлективная психология (психология войны и т. п.) В результате развития своихчленов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, вышеуровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособным, человечным вобщественном своем качестве является и коллектив в целом. Суть социальногоколлективизма не сводится к совместной деятельности для достижения общей цели. И даже не сводится к умению жить сообща, вместе решая все вопросы. Состояние изрелость социальной коллективности определяется тем, насколько социальное, общественное прониклось личным, индивидуальным интересом.

Любоевзаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начинается сраспределения функций. Без этого не возможно существование группы как единогоцелого. Группа может быть понята через личность, так как человеческая личностьявляется главным материалом для ее создания. А.В. Петровский считает приклассификации групп определять степень их развития, учитывая характермежличностных отношений, формирующихся в зависимости отценностно-ориентационного единства группы (оптимальное совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).

Иерархияреальных контактных групп может быть представлена следующим образом:

Диффузнаягруппа — в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием групповойдеятельности, а только симпатиями и антипатиями.

Ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимымицелями.

Корпорация- взаимоотношения опосредуются личностно значимыми, но ассоциальным по своимустановкам содержанием групповой деятельности.

Коллектив — взаимодействия опосредуются личностнозначимым и общественно ценным содержаниемгрупповой деятельности (бригада, экипаж, расчет).

В них оптимальномогут сочетаться личные, коллективные иобщественные цели и ценности.

До сих пор мы исходили из того, что группа в целом ставит своей задачейдостижение максимального сближения во взглядах и выборах, стремясь выработатьобщую позицию. Однако нам известно, что это предположение верно лишь от части. В действительности при множестверазных обстоятельств и особенно, если требуется изменение, происходит обратное: преобладает напряжение и расхождение во мнениях. Значительное число социальныхустановок человека имеет отношение к одной или нескольким социальным группамили связаны с ними. Характер этой связи не является простым, ясным. С однойстороны — установки человека связаны с социальными установками, обычнопроявляющимися в группах, к которым он принадлежит. С другой стороны — изменение влияния престижа, лидерства мнений, отвержение членских групп темикто занимает в них низкий статус, а также влияние внешних групп на уровеньпритязаний показывает, что социальные установки часто бывают связаны снечленскими группами.

Как признаниеэтого факта — термин «референтная группа», впервые употребленный Хаймоном, сталиспользоваться для обозначения любой группы, с которой индивид соотноситустановки. Одновременно стала развиваться общая теория референтных групп. Этопонятие используется для обозначения двух видов отношений между индивидом и группой (Современная зарубежная СПС — с. 197).

Замеченазакономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится кколлективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучшихсторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чемдальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе ккорпорации), тем больше возможности она представляет для проявления в системевзаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучшихустремлений.

Это хорошо виднона схеме:

</s