Психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях полной и неполной семьи

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития ребенка в полной и неполной семье……………………………………………………………………5

1.1. Содержание понятия особенности восприятия детей из полных и неполных семей……………………………………………………………………5

1.2. Развитие личности детей в полных и неполных семьях………………..….7

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей личностного (агрессия) и познавательного (восприятие) развития детей дошкольного возраста …………………………………………………………………….……12

2.1. Методика исследования…………………………………………………….12

2.2. Анализ полученных данных………………………………………….……..18

Заключение…………………………………………………..……………………20

Литература……………………………………………………..…………..…….22

ВВЕДЕНИЕ

Семья — это важная ячейка человеческого общества. Именно в ней закладываются такие качества как: нравственность, духовность, мировоззрение, физиологические основы бытия человека, которые так необходимы для жизни в обществе. Для каждого ребёнка семья — это начало жизни, среда формирования его личности, целый мир, где он живет, учится чему-то новому, делает открытия.

Родительские отношения — взаимосвязь родителя и ребенка, разнообразных чувств между ними. Для развития позитивных отношений между ними взрослые должны быть хорошо знакомы с проблемами воспитания и взаимоотношений с их ребенком. Главной целью воспитания детей всегда останется всестороннее развитие личности своего ребенка, его совершенствование физически, морально и духовно.

С давних пор семейные обязанности делятся между отцом и матерью, но не всегда выходит так, что они распределены поровну. Но настоящая проблема начинается только лишь тогда, когда в воспитании ребенка играет роль один родитель. Такое происходит в большинстве случаев из-за развода мужа и жены, либо из-за смерти одного из супругов.

В современном мире очень актуальна проблема детско-родительских отношений, которая может глобально влиять на самого ребенка, на развитие и становление его личности в полных и неполных семьях. Всё чаще для нас стало обыденностью, когда мы слышим, что у друзей родители в разводе. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска. И всё же если так получилось, что в семье один родитель, то именно ему приходится нести всю тяжесть воспитания детей, их материальное обеспечение. Каждый благополучный родитель хочет для своих детей только самого лучшего, старается предоставить им самые лучшие условия. Но для этого нужны деньги и в ту же очередь много времени, чтобы их заработать. В итоге получается, что когда родитель на работе, то дети большее время остаются беспризорными, или же в лучшем случае их воспитанием занимаются бабушки, дедушки и другие родные люди.

11 стр., 5218 слов

Психофизиологические особенности личности детей разных возрастов. ...

... состояний, соответствующие определённому возрасту человека. нервный генотип воспитание личность 1. Типологические варианты личности детей С помощью психологических методов (наблюдение за поведением учащихся ... направленность на игру. Выделяются 2 варианта развития детей с инфантильным типом личности: 1) моторно-расторможенные дети, для которых характерны повышенная возбудимость, склонность ...

Но каких бы трудностей не возникло в семье, родитель всегда должен помнить, что он в ответе за своего ребенка.

Объект исследования: дети дошкольного возраста в полных и неполных семьях.

Предмет исследования: психологические особенности детей дошкольного возраста из полных и неполных семей.

Цель исследования: рассмотреть психологические особенности детей дошкольного возраста из полных и неполных семей.

Гипотеза исследования: Дети раннего возраста из неполных семей агрессивны, тревожны и уровень развития восприятия довольно низкий, а дети из полных семей напротив менее агрессивны, тревожны и уровень развития восприятия высокий.

Задачи исследования:

1)Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития ребенка в неполной семье; описать особенности развития личности в полных и неполных семьях; охарактеризовать особенности развития познавательной сферы (восприятия) детей.

2)Подобрать методики эмпирических особенностей личности и познавательного развития детей дошкольного возраста.

3)Провести исследование и сделать выводы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПОЛНОЙ И НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

1.1. Содержание понятия особенности восприятия детей из полных и неполных семей

Восприятие — это целостный предметный образ. Восприятие различно от ощущения тем, что возможно одно и то же восприятие двух совершенно разных ощущений и тем, что возможно разное восприятие одного и того же ощущения. В пример можно привести хорошо известный рисунок, на котором два черных профиля образуют контур белой вазы. Если человек видит (воспринимает) только вазу — профили кажутся просто «фоном», а если «фигурой» выступают профили — «фоном» становится ваза.

Психологи выдвинули такую закономерность, что наше первоначальное восприятие других людей определяется личностными и социальными установками. Например, люди, которые внешне привлекательны, воспринимаются нами как более чуткие, добрые, интересные и общительные, но это всего лишь стереотипы общества. У детей такое стереотипное восприятие формируется достаточно рано, где то в возрасте от 3-х до 6-ти лет. Причем такое восприятие людей иногда вполне достаточно, чтобы принять желаемое за действительное. Либо же когда популярный психиатр представит людям любого человека за эмоционально н……..

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное и опред-ым образом фиксируемое восприятие ... стадии. 5.Изучение ведущих факторов развития Функции: Описание — описывает особенности развития человека в разные ... и пед-й психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного ...

ЛИТЕРАТУРА

1)Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.-М., 1972.

2)Балакирев В.П. Отрицательные переживания у детей. — М., 1996.

3)Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1998.

4)Брайн Ш. Тесты для детей. — Тюмень, 1996.

5)Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М., 1990.

6)Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельдштейна. -М., 1995.

7)Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М., 1991.

8)Йемов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 2 кн. Кн.2. Психология образования. М., 1994.

9)Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко; под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.,с.195

10)Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996.- 240 с., ил.

11)Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996.-208 с., ил.

12)Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. — М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995г. -576с.

13)Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно — психологическое исследование с элементами математической статистики — 3-е изд. — М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. — 632 с.

14)Практическая психология: Учебно-методическое пособие/Под. Ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой.

15)Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрсйтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.—288 с.

16)Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.,1970г.

17)Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации в практической деятельности/ Под ред. Т. В. Лаврентьевой. — М.: Новая школа, 1996. — 144 с.

18)Экспериментальная психология. / Ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1975. С.133-142.

19)Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2003.