Психологическая проблема сохранения брака в современных условиях

Введение

В настоящее время общество испытывает сложности в связи с изменением социальных ориентаций. Переход страны в условия качественно новых экономических отношений повлиял на структуру многих семей как малых групп, породив непривычные для них внутригрупповые изменения. В свою очередь, эти внутригрупповые изменения приводят к повышению уровня внутренней конфликтности семьи, а также к росту разводов и снижению уровня рождаемости.

Специалисты, особенно демографы, все чаще обращают внимание на специфику положения в нашем обществе неполных семей. Они выделяют несколько основных источников формирования таких семей. Но наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов. Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе.

Долговременная тенденция роста разводов и, как следствие, рост доли материнских семей порождают проблему материального обеспечения детей, остающихся без отцов, т.к. почти в 99% случаев дети остаются с матерью.

Повышенный риск бедности детей в неполных семьях не в последнюю очередь связан с недостаточным размером и часто нерегулярностью выплаты алиментов, которые призваны хотя бы частично компенсировать снижение дохода семьи после распада брака.

Однако проблема воспитания детей в материнских семьях не ограничивается лишь материальными трудностями. Необходимость участия отца не только в материальной поддержке семьи, но и в воспитательном процессе своего ребенка, остаются актуальной по сей день.

В рамках воспитательной деятельности матерям не удается осуществлять полноценный контроль за детьми и в целом влиять на их поведение.

Объектом курсовой работы являются брачные отношения в современных условиях.

Предметом — условия сохранения брака.

Таким образом, целью курсовой работы является изучение психологических проблем сохранения брака в современных условиях.

Задачи:

. Рассмотреть основные понятия семьи и брака.

. Изучить основные причины разводов.

. Экспериментальным путем определить совместимость супругов в браке.

12 стр., 5952 слов

Характеристика эмоциональной сферы детей из неполных семей

... , чем девочки или дети из полных семей. Специалисты отмечают более выраженные негативные последствия ситуации в неполной семье у детей развода, в отличие от детей, потерявших родителей в ... вообще забывают о своих воспитательных функциях. Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их ...

1. Сохранение брака как психологическая проблема

.1 Понятие семьи и брака

семья кризис психологический брак

Семья — один из важнейших социальных институтов общества и одновременно малая социальная группа, имеющая первостепенное влияние на личность. Семья меняется не только под воздействием социально-политических и социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Нередко эти изменения приводят к проблемам, которые семья не в состоянии разрешить самостоятельно. [21]

Низкая материальная обеспеченность большинства российских семей, снижение рождаемости и качества семейного воспитания, рост алкоголизации и наркотизации населения, психосоматических заболеваний, преступности на семейно-бытовой почве, насилие в семье и другие негативные явления в сфере семейно-брачных отношений в совокупности дают картину ухудшения социального здоровья общества.

Понятия «брак» и «семья» в обыденной жизни употребляются как синонимы. Их значение в сознании людей очень взаимосвязано. Но это скорее не тождественные, а пересекающиеся понятия, так как могут существовать самостоятельно друг без друга.

Брак — как считают юристы и социологи, особый общественный институт для регулирования отношений между его гражданами. Это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству. Другими словами, брак — традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, один из способов самосохранения и развития общества. [21]

В современных условиях в России брак характеризуется следующими особенностями: единобрачие; свобода развода, находящаяся под контролем государства; обязанность содержания и воспитания детей; материальная поддержка нетрудоспособных членов семьи; охрана государством материнства и детства.

13 стр., 6488 слов

Любовь и брак. Социальные аспекты супружеских конфликтов

... психологии и педагогики. Контрольная работа на тему: «Любовь и брак. Социальные аспекты супружеских конфликтов. Выполнил: студент 4 курса специальности 1016 ... сделан в результате социального давления. Если человек создает семью в результате такого вида давления, то и в браке это давление ... работы я выбрал по причине того , что в современном обществе, как в России, так и за рубежом , пропагандируются ...

Семьей в социологии называют социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, т.е. семью составляют люди и их взаимоотношения.

Основные признаки семьи: брачные или кровнородственные отношения и связи между ее членами; совместное проживание; общий семейный бюджет.

Семья обусловливается различными факторами культуры, способом производства материальных благ и характером экономической системы. Каждой экономической формации объективно соответствует и определенная семья.

Семья — специфическое общественное явление, поэтому она занимает особое место в социальной структуре общества. Специфика семьи состоит в следующем:

. Устойчивость семьи как социального института обеспечивается наличием таких прочных уз, как родство и супружество.

. Семья представляет универсальную форму жизнедеятельности общества.

. Семья развивается в соответствии с общими, специфическими и частными общими законами. Вместе с тем семья — относительно самостоятельный социальный институт, который, отражая «в миниатюре все противоречия общества», наделен собственными внутренними противоречиями, а, следовательно, и внутренними источниками развития.

. Семья как социальный институт занимает подчиненное положение среди крупных социальных общностей.

. Семья — историческое, динамическое общественное явление. [21]

Роль семьи в обществе неоднозначна и несравнима ни с какими другими социальными институтами, поскольку по силе своего влияния на формирование, развитие и поддержание социального самочувствия личности она является наиболее значительной.

Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека как внутри семьи, так и вне ее, стимулирует его социальную, производственную и творческую активность, способствует сохранению и укреплению физического и психологического самочувствия членов общества, раскрытию их индивидуальности (следует признать, что это относится только к благополучным семьям).

27 стр., 13419 слов

Влияние образа родительской семьи на специфику семейных отношений в браке

... перенимает от старшего поколения "немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивает нормы поведения в семейной жизни. (Гребенников ... , как существо, которое нужно социализировать, дисциплинировать, адаптировать к жизни в обществе. "Гуманистическая" модель подразумевает, прежде всего, помощь родителей в индивидуальном становлении ...

Социальная сущность семьи состоит в том, что она рассматривается как важная подсистема общества, которая, являясь сама социальным институтом, взаимосвязана с другими социальными институтами и с обществом в целом. В то же время семья — это источник социальной принадлежности. В семье постоянно осуществляется непрерывный процесс передачи опыта и традиций от одного поколения к другому.

В современном обществе функционирует множество социальных общностей. Но есть в обществе любого типа такое социальное образование, с которым так или иначе связана жизнь почти каждого человека — семья, самый распространенный вид социальной организации.

Семья — это социальная система воспроизводства человека, основанная на кровном родстве, браке или усыновлении, и объединяющая людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Одна из важнейших отличительных особенностей этой системы заключается в том, что семья одновременно обладает характерными чертами социального института и малой социальной группы. Концепцию «двуединого статуса семьи» предложил А.Г. Харчев. [14]

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак — социальный институт, исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает супружеские и родственные права и обязанности. Семья более сложная социальная система, чем брак.

Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни и уж тем более все многообразие отношений между родственниками — близкими и дальними. Он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным и регламентируются моралью — обычаями и традициями.

7 стр., 3334 слов

Дистанционные взаимодействия в системе отношений человек-человек

Содержание:                                                                & ...

Эти нормы регулируют две главные фазы — заключение и расторжение брака.

Наличие в обществе института брака говорит о том, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство — на разрешенные и неразрешенные (официальные и неофициальные).

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социетальных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества.

Под социальными функциями подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. К важнейшим функциям семьи и брака относятся:

. Воспроизводство населения. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другим. Семья — это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения новыми поколениями.

. Социализация. Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья — ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, модальные установки, прививают принятые в этом обществе («положительные») манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют действия детей.

8 стр., 3866 слов

Глава2 Семья и ребенок жизнь продолжается

... тревогу в этот период. Глава2 Семья и ребенок жизнь продолжается - Стр 2 Шестой период развития семейных отношений — взрослая жизнь члена семьи с ограниченными возможностями — пе­рестройка ... переживают все члены семьи, посколь­ку отношение других детей определяет степень отчуждения и изоляции, ощущаемых подростком. Пятый период семейных сложностей — начало взрослой жизни — дальнейшее ...

. Забота и защита. Семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде, но им необходима и эмоциональная поддержка отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. Семья поддерживает тех своих членов, которые по инвалидности, старости или юным годам не могут позаботиться о себе.

. Социальное самоопределение. Узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит родительская семья. Она же определяет социальный статус индивида. [13]

Основные функции семьи.

Важнейшая из них — «производство» самого человека, продолжение рода. Оно не ограничивается рождением, воспитанием и обучением детей. Семья играет значительную роль в обеспечении физической, психологической и нравственной готовности ее членов выполнять свои гражданские обязанности: трудиться, участвовать в распределении результатов труда, управлении обществом, повышать свой профессиональный уровень, соблюдать принятые нравственные нормы.

Семья выполняет и множество других функций. Она организует бытовое потребление, духовное развитие, моральную поддержку, эмоциональное общение, досуг, приобщение к культуре. Семья учит человека понимать и принимать жизнь целостно, такой, какова она сегодня, но семья же готовит его и к будущему, передавая ему лучшие из накопленных в прошлом традиции, нравственные ценности. Она формирует социальное и индивидуальное сознание личности.

Воздействие семьи на детей и взрослых происходит повседневно и непрестанно. Она начинается еще тогда, когда на формирование потребностей, установок, вкусов, нравственных качеств личности еще не влияют ни общественная система, ни средства массовых коммуникаций, ни какая-либо иная социальная группа, и продолжается до старости. Поэтому воспитательная функция семьи — один из самых значимых социальных показателей при характеристике ее современного облика. Более того, удовлетворение потребности в любви, материнстве, отцовстве, супружестве, личном счастье также непосредственно связано с этой функцией.

6 стр., 2944 слов

ИГРА, КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3 ГОДА ЖИЗНИ

СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………...3 1 Теоретические основы организации игровой деятельности детей раннего возраста…………………………………………………………………………...7 1.1 Особенности сенсорного развития детей раннего возраста………………7 1.2 Проблема игровой деятельности детей в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………..13 1.3 Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности ...

В настоящее время никто из ученых, занимающихся проблемами социологии и социальной психологии, не сомневается в необходимости семьи для нормального развития детей, а, следовательно, для обеспечения как количественного, так и качественного уровня воспроизводства населения. Общественное воспитание не может заменить семейного, так как решающую роль в становлении личности играет не дидактика, а та специфическая психологическая атмосфера, которая создается супружеством, материнством и отцовством, отношениями между старшим и младшим поколениями в семье.

В семье мы ищем одобрение и психологическую поддержку. Как бы ни была развита человеческая личность, в ней происходит сталкивание ориентаций, позиций, ценностей, в результате чего человеку приходится испытывать разочарования, физические и душевные страдания. Поэтому каждый хочет быть уверенным в том, что близких людях, ради которых он живет, работает, в чем-то себе отказывает, в трудную минуту он найдет поддержку и опору.

Но не только в трудную — в повседневной жизни человек также нуждается в одобрении его взглядов, суждений, поступков. Наиболее естественно он удовлетворяет эту потребность в семье.

Потребность в согласовании своих ценностей и позиций в семье дополняется потребностью в солидарности и взаимопомощи, играющей большую роль в объединении членов семьи, в консолидации их действий. При этом для общества очень важно, вокруг каких ценностей объединяется семья: находится ли она в плену ложных эстетических представлений или способна научить людей, как должно жить, чтобы оправдать свое существование, утверждать идеалы добра, справедливости, достоинства, долга. В семье, которая бесконечно сталкивается с нравственным выбором, особенно важно жить по-совести. Нравственная справедливость образует здесь основу психологического комфорта и уверенности.

Все большее значение приобретает реактивная (восстановительная, оздоровительная, досуговая) функция семьи.

Досуговая функция семьи характеризуется с помощью двух основных параметров: количества времени, которое каждый член семьи может посвятить целям отдыха, и характера использования этого времени. Оно зависит от уровня трудовой и бытовой занятости членов семьи, их культуры, представлениях о полезном и вредном для ее жизнедеятельности.

На развитие семьи не может не влиять общая обстановка в мире. Никогда еще, несмотря на достижения цивилизации, люди не чувствовали себя столь тревожно. Причиной тому ряд развязанных империализмом войн, экологические проблемы, также пугает возрастающая мощь техники.

Люди с тревогой заглядывают в будущее. И это естественно, поскольку личная судьба человека зависит от того, что и как он делает сегодня ради своего завтрашнего дня.

Особое место в семье занимает трудовая функция.

Каждая семья и каждый ее член располагают личной собственностью, которая служит их потребностям.

Чем производительнее трудится каждый работник, тем больше он получает материальных благ для удовлетворения своих потребностей. Личная собственность охватывает трудовые доходы и сбережения, предметы обихода, личного потребления и удобств. Рациональное соотношение в развитии общественной и личной собственности выражает собой взаимосвязь общественных и личных интересов, развитие и укрепление их единства.

Семейный трудовой коллектив — явление правомерное с точки зрения как правовых норм, так и социально — бытовых традиций семьи. Его важные социально — психологические преимущества заложены в сфере внутренней организации труда, которая обеспечивает формирование таких отношений в семье, как взаимопомощь, взаимовыручка, бесконфликтность. Характерно, что в этих условиях распределение домашней нагрузки расценивается женщинами как более справедливое. Они отмечают большую роль мужчины по ведению хозяйства. Улучшается трудовое воспитание детей за счет включения их в реальную полезную работу.

В процессе выполнения семьей хозяйственно — бытовой функции, у ее членов воспитывается трудолюбие, уважение к любой общественно полезной деятельности. Только в труде человек формируется как личность, осознает общественное значение своей деятельности, учится правильно сочетать общественные и личные интересы. Трудолюбие — необходимое условие нормальных отношений в семье и важный фактор воспитания. Без любви к труду, безе необходимых знаний и навыков никакое дело не сделаешь и, главное, не заразишь интересом к работе ребенка, для которого труд — это прежде всего то, что повседневно делается в семье. Домашний труд важен для семьи и как показатель отношения друг к другу. В повседневных занятиях, нужных для благополучия и нормального течения жизни семьи, проявляются уважение и любовь друг к другу, забота о здоровье и настроении членов семьи.

Семейный быт нередко в конечном счете определяет нравственно — психологические отношения в семье. Ежедневные завтраки и ужины, уборка, стирка, ремонт могут повысить степень уважения и признательности членов семьи. В то же время неумение управлять всеми этими повседневными процессами часто приводит к потере любви и охлаждению супругов, к конфликтам между членами семьи.

Труд во имя членов семьи, когда он осуществляется вследствие побуждения собственной совести, без принуждения, создает в семье атмосферу свободы, доверия и признания. Когда же он отмечен печатью внутреннего сопротивления, принудительной необходимостью, он разрушителен.

Социологи делят супружескую жизнь на четыре основных этапа:

. До рождения первого ребенка.

. Семья состоит из мужа, жены и детей дошкольного или младшего школьного возраста.

. Старшие дети еще учатся в средней школе.

. Дети уже отделились и живут самостоятельно.

Усталость, апатия, сожаления, что юношеские мечты и ожидания в повседневной жизни не осуществились, заметно возрастают, начиная со второго периода, и в той или иной мере сохраняются во всех последующих вплоть до четвертого, последнего.

Женщины особенно болезненно переживают появившееся равнодушие мужа, мужчинам же чрезвычайно трудно бывает смириться с тем, что реальная жизнь не соответствует их прежним представлениям о ней. Снижается также степень удовлетворения в сексуальной жизни. Если в первой фазе супружеских отношений партнеры стремятся к физической близости, то после рождения первого ребенка она для многих пар утрачивает привлекательность, становясь источником разочарования и разного рода претензий. Связано это, в частности, с тем, что в это время супруги уже не так стараются нравиться друг другу, почти перестают заботиться о собственной внешности, меньше внимания обращают на то, как они выглядят дома.

Дополнительным источником конфликтов становятся споры о воспитании детей.

К перечню взаимных претензий следует причислить и ссоры о том, как лучше проводить свободное время, а также конфликты, связанные с профессиональной деятельностью женщины (в этом случае список взаимных попреков и претензий будет почти полным).

Нередко трудности ведут к тому, что партнеры все более отчетливо начинают осознавать отрицательные стороны данного союза. Более того, они убеждены, что в сложившихся отношениях уже ничего не изменить. Но растут дети, приходиться считаться с общественным мнением, сохраняются также привычки или материальные интересы. Бывает, что, разочаровавшись в партнере и вообще в супружеских отношениях, человек не хочет в этом признаться, а собственную неудовлетворенность компенсирует в профессиональной деятельности или в отношениях с новым партнером.

Открытый разговор о наступившем кризисе многими воспринимается как крах семейной жизни, чего они по разным соображениям ни за что не хотели бы допустить. Объясняется это тем, что традиционные представления о супружеских отношениях рисуются ими идиллически, предполагается, что между любящими супругами не может быть ни ссор, ни тем более серьезных, заставляющих многое пересмотреть, кризисов. И хотя в сознании современного человека супружеские отношения и семья гораздо больше, чем раньше, ассоциируются с различными трудностями, представления о «настоящей любви» все еще связаны с идиллическими образами мужчины и женщины, которые, взявшись за руки, уверенно смотрят в прекрасное будущее. И понятно, что в таких представлениях нет места ни трудностям, ни тем более их преодолению.

Если обе стороны согласны бороться с трудностями, им откроются истинные мотивы многих поступков, станет понятным поведение партнера, они научатся открыть общаться друг с другом. Они осознают, что кризис в отношениях помог им рассмотреть как негативное, так и ценное, что связывает их в жизни.

Кризисы переживают все, даже самые любящие, очень близкие друг другу люди. Более того, в биографии супружеской пары кризис может сыграть чрезвычайно положительную роль. Пары, использующие кризис для того, чтобы как бы заново сконструировать собственную жизнь и отношения, бывают действительно счастливыми.

1.2 Кризисные периоды брака и супружеские конфликты. Причины разводов

Прежде чем рассматривать развод, его причины и последствия, необходимо учесть нормативные (соотнесенных с конкретным этапом жизни семьи) кризисы семейных отношений. Многообразие семейных систем существенно затрудняет проблему анализа стадий супружеских и семейных отношений, однако некоторые наиболее типичные варианты выделить можно.

Исследователи исходят из того, что супружеские отношения постоянно развиваются и меняются. Время от времени в отношениях супругов могут возникать некоторые «непредвиденные» изменения, однако существует и ряд закономерных, «нормативных», изменений, типичных для развития брака во времени. На смену романтической любви в период ухаживания и молодоженства приходит реалистическое понимание брака. Часто дело доходит до конфронтации идеалистических представлений о браке и партнере с реальными «мелочами» повседневного быта. После рождения детей появляются новые радости и заботы. Отдельные стадии развития супружеских отношений соответствуют периодам воспитания детей, их отделения от родителей и возможного ухода из дома. Наиболее известна система «стадий», где в качестве основного признака их разграничения используется наличие или отсутствие детей в семье и их возраст. Е. Дюваль[9], например, выделил следующие фазы в жизненном цикле семьи:

· встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.

принятие и развитие новых родительских ролей.

· принятие семьей новой личности (ребенка).

Переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике.

· введение детей во внесемейные институты.

· принятие подростковости детей.

· экспериментирование с независимостью.

· подготовка к уходу детей из семьи.

· уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза».

· принятие факта ухода на пенсию и старости.

При анализе стадий развития супружеских отношений выделяются: молодое супружество, супружество среднего возраста и супружество зрелых лет.

Молодое супружество продолжается менее пяти лет. Возраст супругов — от 18 до 30 лет. В этот период они привыкают друг к другу, покупают мебель и предметы обихода, часто не имеют собственной квартиры и живут с родителями одного из них. Со временем появляется квартира, которая постепенно обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей, с рождением которых возникают обязанности, связанные с уходом и заботой о них. В профессиональной области молодые супруги только приобретают какую-либо квалификацию, постепенно они достигают определенного положения, адаптируются к новой семейной обстановке. Жена некоторое время находится в декретном отпуске. Совместная жизнь требует немалых затрат, в том числе психологических, поэтому их материально и «морально» поддерживают родители.

Супружество среднего возраста длится 6-14 лет. В этот период люди экономически активны, занимают стабильное общественное положение и избавлены от необходимости приобретения квартиры, мебели и т.д. В доме уже нет маленьких, дети — школьники или студенты — становятся все более самостоятельными. Жена помимо обязанностей по дому может значительно больше времени отдавать профессиональной деятельности.

Супружество зрелого возраста наступает после 15 и длится до 25 лет совместной жизни. В семье уже взрослые дети, супруги остаются одни или привыкают жить с их семьями и воспитывать внуков.

Для супружества пожилого возраста характерно снижение производительности труда и увеличение проблем, связанных со здоровьем. Брак, как правило, стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга. Отношения между ними такие, какими они сложились в течение долгой совместной жизни. В это время уже тяжело что-либо менять. Сужение социальных контактов иногда усиливает давление на взрослых детей, особенно при совместном их проживании, что может служить причиной возникновения конфликтов. Конфликты между стариками могут служить отражением их конфликта с «молодыми» из-за различного отношения к ним.

Кризисная ситуация в семье может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности одного у супругов. Присутствие же этих факторов ускоряет создание кризисной ситуации и усугубляет ее. Нарастает чувство неудовлетворенности, обнаруживаются расхождения во взглядах, возникают молчаливый протест, ссоры, ощущение обмана и упреки.

Есть два основных критических периода в развитии супружеских отношений. Первый наступает между третьим и седьмым годами супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около года. Его возникновению способствуют такие факторы:

· исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту;

· рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию;

· более частые проявления отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами.

Второй кризисный период наступает примерно между семнадцатым и двадцать пятым годами совместной жизни. Он менее глубокий, чем первый, и может продолжаться несколько лет. Его возникновение часто совпадает:

· с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб;

· с возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей;

· с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне «пока еще не поздно». [17]

Таким образом, кризисные ситуации имеют определенные закономерности, лежащие в основах супружеских отношений. Для эффективного решения возникающих проблем не следует искать вину лишь в поведении кого-либо из партнеров. Эти закономерности надо знать и учитывать, корректируя в соответствии с ними свое поведение.

После рассмотрения семейных кризисов стоит прейти к рассмотрению семейных конфликтов. Конфликт — это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и групп/ы.

Конфликты социально обусловлены и опосредствованы индивидуальными особенностями психики людей. Участники семейных конфликтов часто не являются противоборствующими сторонами, адекватно осознавшими свои цели, скорее они жертвы собственных неосознаваемых личностных особенностей и неправильного, не соответствующего реальности, видения ситуации и самих себя. Для семейных конфликтов характерны крайне неоднозначные и потому неадекватные ситуации, связанные с особенностями поведения людей в конфликтах. Демонстрируемое поведение часто маскирует истинные чувства и представления о конфликтной ситуации и друг о друге. Так, за грубыми и шумными столкновениями супругов могут скрываться привязанность и любовь, а за подчеркнутой вежливостью — эмоциональный разрыв, хронический конфликт, иногда и ненависть.

В протекании конфликта как процесса выделяют четыре основные стадии:

· Возникновение объективной конфликтной ситуации.

· Осознание объективной конфликтной ситуации.

· Переход к конфликтному поведению.

· Разрешение конфликта.

Классификация конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей супругов:

· Конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «я», нарушение чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительное, неуважительное отношение.

· Конфликты, размолвки, психические напряжения на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов.

· Психические напряжения, депрессии, конфликты, ссоры из-за неудовлетворенной потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания, понимания юмора, подарков.

· Конфликты, ссоры, связанные с пристрастием одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным и неэффективным, а порой и бесполезным затратам средств семьи.

· Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов в распределении бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи.

· Конфликты, ссоры, размолвки из-за неудовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, в устройстве домашнего очага и т.д.

· Конфликты в связи с потребностью во взаимопомощи, взаимоподдержке, в сотрудничестве по вопросам разделения труда в семье, ведения домашнего хозяйства, ухода за детьми.

· Конфликты, размолвки, ссоры на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных хобби. [5]

По степени опасности для семейных уз конфликты могут быть:

Неопасными, опасными и особо опасными. Неопасные конфликты возникают при наличии объективных трудностей, усталости, раздражительности, состояния «нервного срыва»; внезапно начавшись, конфликт может быстро завершиться. Про такие конфликты часто говорят: «К утру все пройдет».

В опасных конфликтах разногласия возникают из-за того, что один из супругов должен, по мнению другого, изменить линию поведения, к примеру по отношению к родственникам, отказаться от каких-то привычек, пересмотреть жизненные ориентиры, приемы воспитания и т.п., то есть ставится проблема, которая требует разрешения дилеммы: уступать или нет.

Особо опасные конфликты приводят к разводам.

Остановимся подробнее на мотивации особо опасных конфликтов:

. Не сошлись характерами — мотив «чисто» психологический. Острота конфликтов и их частота, сила эмоциональных взрывов, контроль за собственным поведением, тактика и стратегия поведения супругов в разнообразных конфликтных ситуациях зависят от индивидуальных особенностей характера.

Каждый человек выбирает способы, приемы и методы деятельности, исходя из особенностей своего характера. Они и формируют индивидуальный стиль поведения в трудовой и бытовой сферах жизни. Под «индивидуальным стилем деятельности» понимают систему приемов и способов действия, характерную для данного человека и целесообразную для достижения успешного результата. Об этом необходимо помнить и не стремиться «перевоспитать», «переделать» другого партнера, а просто самому учесть или приспособиться к свойствам его натуры, его индивидуальному стилю.

Однако некоторые недостатки характера (демонстративность, авторитарность, нерешительность и т.п.) сами по себе могут быть источником конфликтных ситуаций в семье. Есть черты, которые приводят к разрушению брака вне зависимости от стремления партнеров приспособиться, например эгоцентрические черты характеров супругов. Их концентрация на своем «я» — дефект нравственного развития — один из факторов дестабилизации брачной жизни. Обычно супруги видят только эгоизм своего партнера, а собственного не замечают. «Борьба» с другими вытекает из ложной жизненной позиции, из ложного понимания нравственных отношений с другими людьми.

. Супружеские измены и сексуальная жизнь в браке. Измена отражает противоречия между супругами, она является результатом разнообразных психологических факторов. К измене приводят разочарование брачной жизнью, дисгармония половых отношений. В противоположность измене, неверности верность — это система обязательств перед брачным партнером, которые регулируются моральными нормами и стандартами. Это убежденность в ценности, значимости принятых на себя обязательств. Часто верность ассоциируется с преданностью и связана с желанием партнеров укреплять свой собственный брак и взаимоотношения.

. Бытовое пьянство и алкоголизм. Это традиционный мотив разводов. Алкоголизм — типичная наркомания, сформировавшаяся на базе регулярного употребления спиртных напитков в течение ряда лет. Хронический алкоголизм следует отличать от бытового пьянства, которое обусловлено ситуационными моментами, дефектами воспитания, низкой культурой. Если в борьбе с бытовым пьянством достаточно мер общественного воздействия, то хронический алкоголизм, который приводит к психическим расстройствам и ряду других заболеваний, нуждается в медицинском лечении. [12]

Анализ показывает, что во внутрисемейном конфликте чаще всего виновны обе стороны. В зависимости от того, какой вклад и каким образом супруги вносят в развитие конфликтной ситуации, выделяют несколько типичных моделей поведения супругов в межличностных внутрисемейных конфликтах.

Первая — стремление мужа и жены самоутвердиться в семье, например в роли главы. Нередко здесь отрицательную роль играют «добрые» советы родителей. Идея утвердить себя «по вертикали» несостоятельна, поскольку противоречит пониманию семьи как процесса психологического и хозяйственного сотрудничества. Стремление к самоутверждению обычно охватывает все сферы взаимоотношений и мешает трезво оценивать происходящее в семье. Любое высказывание, просьба, поручение воспринимаются как посягательство на свободу, личностную автономию. Чтобы уйти от этой модели, целесообразно разграничить сферы руководства различными участками жизни в семье и осуществлять его коллегиально, при разумном единоначалии.

Вторая — сосредоточенность супругов на своих делах. Типичен «шлейф» прежнего образа жизни, привычек, друзей, нежелание поступиться чем-либо из своей прошлой жизни для успешной реализации новой социальной роли. Начинает формироваться непонимание того, что организация семьи неизбежно предполагает совершенно новый социально-психологический уклад. Люди не всегда готовы перестроить себя в нужном направлении: «А почему я должен (должна) отказываться от своих привычек?» Как только взаимоотношения начинают развиваться в такой альтернативной форме, неизбежно следует конфликт. Здесь важно учитывать адаптационный фактор: поэтапное включение супруга в совместную деятельность постепенно приучает его к новой модели поведения. Прямой же нажим обычно осложняет взаимоотношения.

Третья — дидактическая. Один из супругов постоянно поучает другого: как надо себя вести, как надо жить и пр. Поучения охватывают практически все сферы совместной жизни, блокируют любые попытки самостоятельности, сея раздражение, эмоциональную напряженность, чувство неполноценности. Эта модель общения ведет к нарушению сотрудничества в семье, утверждает систему общения «по вертикали». Нередко позиция поучаемого нравится одному из супругов, и он незаметно начинает играть роль взрослого ребенка, а в поведении другого постепенно укрепляются материнские или отцовские нотки.

Четвертая — «готовность к бою». Супруги постоянно находятся в состоянии напряженности, связанной с необходимостью отражать психологические атаки: в сознании каждого укрепилась неизбежность ссор, внутрисемейное поведение строится как борьба за победу в конфликте. Супруги порой весьма хорошо осознают ситуацию, фразы, формы поведения, которые вызывают конфликт и, тем не менее — ссорятся. Ссора в семье имеет негативные последствия, прежде всего в связи с отдаленным психологическим эффектом, который утверждает в отношениях эмоциональное неблагополучие.

Пятая — «папенькина дочка», «маменькин сынок». В процесс установления взаимоотношений, в их выяснение постоянно вовлекаются родители, которые служат своеобразным камертоном. Опасность состоит в том, что молодые супруги ограничивают личный опыт построения взаимоотношений, не проявляют самостоятельности в общении, а руководствуются лишь общими соображениями и рекомендациями своих родителей, которые при всей их доброжелательности, все-таки весьма субъективны и порой далеки от психологических реалий взаимоотношений молодых людей. В процессе их формирования идет сложная притирка индивидуальностей, характеров, взглядов на жизнь, опыта. Механическое вторжение в эту деликатную сферу взаимоотношений, к которому иногда склонны родители супругов, чревато опасными последствиями.

Шестая — озабоченность. В общении между супругами, в стиле, укладе семейных взаимоотношений постоянно присутствует в качестве некоторой доминанты состояние озабоченности, напряженности, это ведет к дефициту позитивных переживаний.

Необходимо помнить, что кризисы и конфликтные ситуации присутствуют в жизни каждой семьи и не обязательно приводят к разводу. Это факты, о которых нужно знать и учитывать при построении и дальнейшем развитии отношений. К сожалению, любовь, преданность, знания о кризисах и конфликтах не всегда помогают сохранить отношения, и тогда супруги разводятся.

При рассмотрении семейных кризисов и конфликтов косвенно был задет вопрос о причине разводов. Рассмотрим его более подробно.

· Конфликтные отношения (развод) родителей одного из супругов.

· Совместное проживание с родителями одного из супругов на их жилплощади

· Поздний или ранний возраст вступления в брак

· Деидеализация партнера

· Высокая личностная конфликтность одного из супругов

· Неравный уровень образования и социального статуса супругов

· Профессиональная занятость женщины, «бикарьерная семья»

· Вынужденное отдельное проживание супругов (командировки разъезды так называемая «дистантная семья»)

· Измены сексуальная неудовлетворенность в браке

· Отсутствие доверия в семейных отношениях

· Бесплодие одного из супругов невозможность иметь детей

· Добрачная беременность (так называемые «стимулированные» браки)

· Рождение ребенка в первые 1-2 годы брака

· Совместное проживание с родителями и пр.

· Употребление алкоголя и наркотиков

Исследователи семейных отношений пришли к выводу что бескризисное развитие семьи невозможно, однако не все причины ведут к разрушению. К «злу», которое может разрушить брак относят:

. Перегрузки и физическое истощение.

В этом кроется серьезная опасность. Особенно это касается тех молодых людей, которые только начали свою профессиональную или академическую карьеру. Опасно браться за все сразу: учиться в институте, работать полную рабочую неделю, нянчить детей, один — грудной младенец, другой — только начал ходить, ремонтировать квартиру и заниматься бизнесом. Звучит невероятно, но факт: молодые пары как раз так и поступают. А потом удивляется, когда их семья разваливается. А все почему? Они видят друг друга, когда сил уже ни на что не остается. Ситуация наиболее чревата опасностями когда муж чрезмерно поглощен работой а жена сидит дома с малышом дошкольного возраста. Сначала она чувствует себя очень одинокой далее — страшно неудовлетворенной и, наконец, все это выливается в депрессию

. Злоупотребление кредитом и ссоры по поводу денежных трат.

. Эгоистичность.

В мире существует две группы людей: дающие и берущие. Брак между двумя дающими будет, скорее всего, счастливым. Частые трения неизбежны при браке между дающим и берущим. Но двое берущих за какие-нибудь полтора месяца раздерут друг друга в клочья! Таким образом, эгоистичность и брак несовместимы.

. Вмешательство родителей.

Некоторые родители с трудом принимают, что их дети — взрослые самостоятельные люди, и они, если живут поблизости, часто вмешиваются в жизнь молодых, подрывая их отношения.

. Нереальные ожидания.

Некоторые люди на пороге брака ожидают чего-то поистине необыкновенного: коттеджи в розах, прогулки по дорожкам, усыпанным цветами, — ничем не нарушаемая идиллия. Неизбежное разочарование — это эмоциональная ловушка.

. Пьянство и наркотики.

Они убивают не только браки но и людей. Их нужно страшиться как чумы.

. Все, что как бы «незаконно» внедряется в отношения супругов способно встать между супругами (например, ревность, низкая самооценка и другое).

. Порнография, азартные игры, все дурные пристрастия вообще. [20]

Иногда супруги пытаются сохранить брак, связав его большой численностью детей. Однако упрямые фаты говорят, что стабилизировать брак количеством детей не удается: оставляют и бездетных партнеров оставляют и многодетных.

. Развитие семейных отношений — это закономерный процесс. Супружеская жизнь не может протекать без конфликтов. Бескризисное развитие семьи невозможно

. Разрешение конфликтных ситуаций в семье зависит от выбранных моделей поведения каждого члена семьи и желания разрешить конфликт. Основными 3.причинами разводов являются: материальные бытовые проблемы, пьянство одного из супругов, ослабление ценности семьи для нынешнего поколения, супружеская неверность, психологическая несовместимость, однообразие и скука семейной жизни, новая любовь, отсутствие детей и другие.

Супруги могут жить в атмосфере, в которой преобладают настроения к разводу. В прошлые времена действовали такие противоразводные факторы, как отрицательное отношение общества к разводу и предосудительное отношение к разведенным лицам. В настоящее время, особенно в крупных городах, отношение общества к разводу меняется, двигаясь в противоположную сторону, и общественное мнение часто даже поддерживает тенденцию к разводу.

Общественное мнение рождает мифы о разводе, поддерживающие поведение, способствующее разводу. Здесь речь идет об утверждениях, которые выдаются за общественные истины, несмотря на то, что они не соответствуют действительности. К таким мифам относятся следующие утверждения:

· второй брак лучше, чем первый

· если брак не удался, то только развод может поправить положение

· для ребенка развод не является чем-то исключительным, поскольку вокруг него много других детей из неполных семей

· лучше развестись, чем сохранить семью, в которой дети будут свидетелями постоянных конфликтов между родителями

· после окончания периода развода все встанет на свои места и для детей

· если новый партнер меня любит, он будет рад и моим детям

Если один из партнеров находится под влиянием этих мифов, то их влияние может проявиться и на принимаемых решениях.

Таким образом, мы видим, что ряд факторов, отрицательно влияющих на прочность брака, может быть выделен еще до создания семейного очага.

Однако большая часть разводов происходит, разумеется, из-за причин, возникающих непосредственно в результате совместной жизни.

При разводе, как ведущие, указываются три группы причин:

1. Бытовые — жилищные условия, неумение или нежелание одного из супругов вести домашнее хозяйство, материальная необеспеченность, вынужденное раздельное проживание.

2. Межличностные конфликты — утрата чувства любви и привязанности, грубость, разные взгляды на жизнь, болезнь одного из супругов, ревность, мнительность. В этом блоке главным фактором является грубость и неуважение супругов друг к другу. Для женщин — инициаторов развода эти причины чаще оказываются связанными с алкоголизмом супруга, откуда и проистекают грубость, побои, оскорбления, угрозы и т.д. Для мужчин же, как правило, грубость жены имеет принципиально другое содержание. Это, прежде всего, неуважение к мужу, неверие в его способности, нежелание считаться с его интересами, пренебрежение к производственным (профессиональным) успехам и неудачам, попреки, мелочная опека, нелюбовь к друзьям мужа и пр. С этим тесно смыкается такой факт, как различие взглядов на жизнь — так называемое несходство характеров. Оно имеет гораздо большее значение для мужчин, чем для женщин.

3. Внешние факторы — измена, появление новой семьи, или нового чувства у инициаторов развода, вмешательство родителей и других лиц.

Конечно, все три группы факторов тесно переплетаются. Так, измена может быть следствием невнимания, грубости, а грубость — результатом хозяйственных неурядиц и т.п.

И каждая из этих составляющих в любой момент может переполнить чашу и стать поводом для развода.

Понятие «повод для развода» надо отличать от реальной причины развода. Первый устанавливается законодательным способом и формулируется в бракоразводном деле. Повод является достаточной причиной развода с юридической точки зрения. Реальные причины люди не всегда сообщают, и иногда вообще не догадываются о них.

Поводом для развода может выступить какой-то пустяк, который переполнил чашу терпения и послужил сигналом к активным действиям. Супруги повздорили из-за невыглаженной рубашки мужа, из-за того, что некому отвести ребенка в садик, из-за очередного наезда тещи и т.п. Поссорились и бросились писать заявления о разводе. Многие, конечно, одумываются. Но кое-кто стоит «на принцип» и не хочет сдаваться. И результатом может стать трагедия на всю жизнь.

.3 Условия позволяющие сохранить семью

Семейная жизнь — не рай, в ней часто бывают ссоры и конфликты между супругами. Вопрос в том, как решаются негативные ситуации, какие выводы при этом делаются. Если муж и жена поняли, что в свое время поспешили с печатью в паспорте, что кроме влюбленности и страсти друг к другу их ничего не связывало, то лучшим решением для обоих будет развод. Так как влюбленность имеет свойство исчезать с годами. Если она не подпитывается уважением друг к другу, взаимопониманием и заботой, то брак обречен на распад. А строить отношения на песке бессмысленно.

Если супругов связывает нечто большее, чем влюбленность, например единомыслие или поддержка друг друга, кризисные моменты семейной жизни стоит преодолеть. Для начала стоит разобраться, из-за чего вы с мужем стали конфликтовать. В чем истинная причина ссор и обид. Поговорите с супругом по душам, выясните спокойно и без эмоций, кто в чем прав. Если беседа в домашних условиях не получилась, то можно обратиться к семейному психологу, который выслушает вас, проконсультирует и даст рекомендации.

Если сложно ужиться в одной квартире, то следует на какое-то время разъехаться и обдумать всю ситуацию врозь. Только не нужно обсуждать с домочадцами временный разрыв с супругом, анализировать и делать выводы по сложившейся ситуации лучше самим, без чьих-либо подсказок.

Когда отдохнете друг от друга, то следует встретиться и обсудить дальнейшую совместную жизнь. Кто какие выводы сделал, кто как видит семейную жизнь. После чего можно устроить повторный медовый месяц, съездить в те места, где вы были счастливы и где испытывали положительные эмоции. Сходить в кино на свой любимый фильм; посидеть в ресторане, где впервые встретились и поцеловались. Необходимо окружить себя обстановкой позитива и романтики, вспомнить, как вы были счастливы друг с другом, как обещали любить друг друга, несмотря ни на что.

2. Экспериментальное исследование проблемы сохранения брака в современных условиях

.1 Организация исследования

Изучив теоретический аспект выбранной темы, мы перешли к практической части исследования.

Количество семей подвергшихся исследованию: 5.

Цель исследования: диагностика семейных отношений.

В ходе исследования были использованы следующие тесты:

. Тест «На какой тип брака вы ориентированы» (Алешина Ю.Е).

[19]

2. Тест «Устраивает ли вас брак?» (Аронс К.).

[2]

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе каждому из супругов был предоставлен ряд вопросов, разработанные Алешиной Ю.Е (приложение 1).

Тестирование каждого из супругов проводилось индивидуально.

Ответы на тест обрабатывались следующим образом.

Мужчины и женщины отвечают на вопросы теста; выбирают один из предложенных вариантов, который, как им кажется, больше подходит для них. Подсчитывается какой тип ответов встречается чаще (А, Б, В, Г).

Второй этап — тест «Устраивает ли вас брак?» (приложение 2).

Каждому из супругов предлагается ряд вопросов; им необходимо выбрать один из вариантов «Да» (10 баллов), «Иногда» (6 баллов) и Нет (2 балла).

.2 Анализ результатов

После обработки данных мы получили следующие результаты:

№ СемьиПолАвтономный типПотребительский типКомпромиссный типЗависимый тип1Муж+Жен+2Муж+Жен+3Муж+Жен+4Муж+Жен+5Муж+Жен+

В результате проведения данной методики мы получили:

что в семье №1 и №2 мужчины относятся к автономному типу, к тем людям, которых принято называть самодостаточными. Превыше всего вы ценят самостоятельность, независимость, право самим распоряжаться своей жизнью. Целеустремленны, энергичны, умеют добиваться поставленных целей, полагаясь главным образом на свои силы. В связи с этим самооценка немного завышена, а притязания не всегда бывают реалистичны. Женщины в этих семьях относятся к компромиссному типу, можно предположить что это покладистый, уживчивый человек, умеющий почти со всеми находить общий язык. Вероятно, отношения с партнером сложатся или уже складываются доброжелательно и спокойно. Умеют твердо, но деликатно настоять на своем в принципиальных вопросах, но не склонны спорить по мелочам;

в семье №3 и №5 оба супруга относятся к компромиссному типу, можно предположить, что это покладистый, уживчивый человек, умеющий почти со всеми находить общий язык. Вероятно, отношения с партнером сложатся или уже складываются доброжелательно и спокойно. Умеют твердо, но деликатно настоять на своем в принципиальных вопросах, но не склонны спорить по мелочам;

— а в семье №4 супруг относится к потребительскому типу — практичный человек, умеющий брать от жизни все. И окружающие люди служат для этого средством. Это не значит, что они относятся к ним плохо, жестоко, недоброжелательно. Напротив, они умеют ладить с людьми, если люди могут быть им чем-то полезны. Плохо то, что и в отношениях с близким человеком вольно или невольно придерживаются той же стратегии. Могут быть милы, добры, готовы даже пойти на какие-то жертвы, однако небескорыстно, рассчитывая, то это окупится. Пока окупается, довольны партнером и совместной жизнью. А супруга относится к зависимому типу — человек консервативный, приверженный веками устоявшимся ценностям. Рискует окончательно запутаться в своих чувствах. Рискует со временем превратиться в предмет обихода партнера, не имея законных оснований возразить против этого. Чем дальше, тем сильнее станет ощущать неудовлетворенность, недовольство собой и партнером.

2. Тест «Устраивает ли вас брак?» (Аронс К.).

[2]

После обработки данных мы получили следующие результаты:

в семьях №1,2,3 и 5 и супруг и супруга набрали менее 40 баллов, а это означает, что брак удачен. Как и в любой семье, бывают размолвки — а у кого их не бывает? Иногда бывают недовольны супругом (супругой), порой чересчур многого требуют от него (ее), но все это не представляет угрозы для стабильности брака;

— в семье №4 супруг (от 42 до 80 баллов) не очень доволен своим браком. Точнее, чаще недоволен, чем удовлетворен. Он бы не возражал, если б супруга избавилась от многих присущих ей недостатков, и частенько с сожалением вспоминает, что будучи возлюбленной, она была другой. В любом случае необходимо проанализировать все аспекты взаимоотношений. Может быть, ещё не поздно попытаться спасти брак. А супруга (свыше 80 баллов) считает что брак — ошибка, замужем не за тем человеком. Не считает себя счастливой, дом для нее не то место, где она отдыхает душой.

Таком образом, после проведенных тестов, можно сказать, что цель, поставленная в начале работы достигнута.

2.3 Рекомендации

Сохранить любовь в семье можно, а иногда именно брак может стать причиной появления более глубоких и нежных отношений между супругами. Вот что для этого нужно:

1.Быть друзьями. Главной причиной семейных ссор становится то, что между мужем и женой всегда существует какие-то подозрения и обиды. У супругов отсутствует желание делиться со своими интересами друг с другом, рассказывать о своих желаниях и проблемах. У брака должно быть содержание, то есть между супругами должно существовать нечто совместное, что подпитывает интерес друг к другу.
Именно поэтому браки, где жена интересуется работой мужа и принимает активное участие в ней, бывают весьма прочными. Футбол, туристические походы, путешествия и другое хобби, если им увлечены оба супруга вместе, становятся отличными помощниками в сохранении любви. Если же смыслом жизни становится воспитание детей, постройка дома или накопление денег, то с достижением этих целей наступает пустота и разочарование. Ведь дети вырастают и уходят из дома, а накопленное богатство не дает чувства взаимопонимания супругам.
2.Умение понимать друг друга. В семьях, где отсутствует любовь, супруги перестают понимать друг друга. Обычно они обмениваются ничего не значащими фразами, обсуждают проблемы детей, покупки вещей, денег и других вещей, касающихся быта и совместной жизни. А затрагивать темы о прочитанной книге, увиденных фильмов, своем настроении они не будут. Их пугает возможность выяснения отношений друг с другом, поэтому они предпочитают молчание общению. Как известно, нет ничего губительного для брака, чем молчаливое накопление взаимных упреков.

. Сохранять спокойствие в кризисы. У брака есть несколько этапов кризиса:

этап — первый год совместной жизни, в этот период отношения переходят от праздничных к обыденным. На этом этапе на поверхность выходят несовпадение взглядов между супругами. Если в это время рождается и первый ребенок, то добавляется кризис перераспределения ролей. Женщина становится больше матерью, чем женой.

этап — кризис седьмого года совместной жизни. В этот период происходит привыкание друг к другу и снижается сексуальное влечение. Первый ребенок идет в школу и перестает быть смешным и бесхитростным. У супругов из отношений вымывается праздничность, которую дарило восхищение малышом. И если в это время появляется на свет второй ребенок, то отношения могут стать еще более напряженными. На этом этапе супругам надо найти совместные дела и увлечения, чтобы взглянуть друг на друга по-новому и выскочить из привычной колеи.

этап — кризис среднего возраста, когда супругам исполняется примерно 40 лет. Этот этап особенно тяжело дается мужчинам, им хочется доказать, что они по-прежнему молоды и полны сил. В случае отсутствия взаимопонимания и уважения в семьи, они начинают искать доказательство своей привлекательности на стороне. В этот период дети уже взрослые, отсутствие взаимной любви особенно становиться опасным для сохранения семьи.

4.Присутствие страсти. Наш организм так устроен, что при виде любимого человека в кровь поступают гормоны адреналин, допамин, фенилэтиламин, которые вырабатывает мозг. Слишком большая доза этих гормонов может навредить организму, поэтому природа позаботилась о том, чтобы через некоторое время после совместной жизни страсть утихла. Это нормальное явление, все мы вначале испытываем романтическую страсть.

Нам кажется, что в этом человеке заключается весь смысл нашей жизни, только рядом с ним мы чувствуем гармонию и мир, а расставание с ним мы переносим с большим трудом. Брак, в котором отсутствуют эти чувства хотя бы в начальный период совместной жизни, лишен стабильности. Все счастливые семейные пары схожи с тем, что в них живет память о незабываемых отношениях и сумасшедшем времени начала их романа.

Заключение

Люди, создающие семью, стремятся удовлетворить комплекс потребностей — в любви, в детях, в переживании общих радостей, в понимании, общении. Однако становление семьи — это не только реализация идеальных представлений о браке, которые сложились у будущих супругов. Это реальная жизнь двух, а затем и нескольких людей, во всей ее сложности и многообразии; она включает в себя непрерывные переговоры, заключения соглашений, компромиссы и, конечно, преодоление трудностей, разрешение конфликтов, которые есть в каждой семье.

Неудачу в браке во многом предопределяют ошибки в выборе партнера: избранник в реальности либо не обладает необходимыми личностными чертами, либо совокупность его психофизиологических особенностей, взглядов и ценностей не соответствует представлениям и потребностям избирающего. Разочарование может наступить независимо от того, что партнер обладает множеством положительных качеств. Очень важно, чтобы муж и жена подходили друг другу по биологическим и нравственным факторам, отражающим различные аспекты воспитания, политические, культурные, религиозные взгляды, а также, чтобы партнеры терпимо относились к особенностям друг друга.

Избежать многих ошибок позволяет соблюдение основных принципов совместной супружеской жизни.

* Реально смотреть на противоречия, возникающие до брака и после его заключения.

* Не строить иллюзий, чтобы не разочароваться, так как настоящее вряд ли будет отвечать тем нормам и критериям, которые были заранее спланированы.

* Не избегать трудностей. Совместное преодоление трудных ситуаций — прекрасная возможность быстрее узнать, насколько оба партнера готовы жить по принципу двустороннего компромисса.

* Познавать психологию партнера. Чтобы жить в согласии, надо понимать друг друга, приспосабливаться, а также уметь «угождать» друг другу.

* Знать цену мелочам. Небольшие, но частые знаки внимания более ценны и значимы, чем дорогие подарки, за которыми порой кроется равнодушие, неверность и др.

* Быть терпимым, уметь забывать обиды. Человек стыдится некоторых своих ошибок и не любит вспоминать о них. Не следует напоминать о том, что однажды нарушило взаимоотношения и что следовало бы забыть.

* Уметь понимать и предугадывать желания и потребности партнера.

* Не навязывать свои требования, оберегать достоинство партнера.

* Понимать пользу временной разлуки. Партнеры могут надоесть друг другу, а разлука позволяет понять, насколько сильно любишь свою вторую половину и как ее в настоящее время не хватает.

* Следить за собой. Неаккуратность, безалаберность рождают неприязнь и могут повлечь за собой серьезные последствия.

* Иметь чувство меры. Умение спокойно и доброжелательно воспринимать критику. Важно подчеркивать в первую очередь достоинства партнера, а потом в доброжелательной форме указывать на недостатки.

* Осознавать причины и последствия неверности.

* Не впадать в отчаяние. Столкнувшись со стрессовой ситуацией в супружеской жизни, было бы неверно «гордо» разойтись и не искать выхода. Но еще хуже сохранять хотя бы внешнее равновесие путем унижений и угроз.

Выводы по работе:

. Развитие семейных отношений — это закономерный процесс. Супружеская жизнь не может протекать без конфликтов. Бескризисное развитие семьи невозможно

. Разрешение конфликтных ситуаций в семье зависит от выбранных моделей поведения каждого члена семьи и желания разрешить конфликт.

. Основными причинами разводов являются: материальные бытовые проблемы, пьянство одного из супругов, ослабление ценности семьи для нынешнего поколения, супружеская неверность, психологическая несовместимость, однообразие и скука семейной жизни, новая любовь, отсутствие детей и другие.

. Окончание супружеских отношений влечет за собой изменение всего уклада жизни. Независимо от того, каким образом супруги разорвали отношения, им обоим приходится приспосабливаться к изменившимся условиям.

.Последствия развода могут выражаются как в психологических, так и в физиологических нарушениях.

. Нельзя говорить о том, что кто-то из членов семьи переносит развод тяжелее. Трудности возникают в любом случае, различаются они только своим характером (бытовые, социальные, психологические и т.д.).

.Для детей в большинстве случаев отмечается явное отрицательное влияние развода, в отличие от супругов, которым развод может принести «облегчение».

Список использованной литературы

1. Арнольд О.Р. Заслужи себе счастье: Книга для женщин, написанная женщиной-психологом. — М.: Изд-во Академия, 2008 г. — 452 с.

. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь? — М.: Изд-во Айрис-пресс, 2007 г. — 215 с.

3. Борисов В., Синельников А. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. — М.: Изд-во Айрис-пресс, 2009 г. — 123 с.

4. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. — М.: Изд-во Школа, 2005 г. — 202 с.

. Видра Д. Развод: трагедия или надежда. Дошкольное воспитание. — М.: Изд-во Школа, 2005 г. — 258 с.

6. Вяткин С.А. Воспитание детей в неполной семье. / пер. с чешского. — М.: Изд-во Прогресс, 2004 г. — 189 с.

7. Глушко Т.С. Как пережить развод? — СПб.: Изд-во Питер, 2007 г. — 318 с.

8. Гуггенбюль-Крейг А. «Брак умер — да здравствует брак!» /Пер. с нем. — 2-е изд., испр. — М.: Изд-во «Когито-Центр», 2007 г. — 256 с.

. Джонсон Р.А. «Мы: Глубинные аспекты романтической любви» / Пер. с англ. Изд.

-е, стереотип. — М.: Изд-во «Когито-Центр», 2009 г. — 433 с.

. Елизаров В.В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики. // Социологические исследования. — 2008 г. — №4. С. 53-55.

. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Она и он: тайный шифр сказки отношений». — СПб.: Изд-во Речь, 2007 г. — 68 с.

. Маслоу А. «Мотивация и личность» — 3-е изд. — СПб.: Изд-во Питер, 2007 г. — 356 с.

13. Нарицын Н.Н. Свадьба, развод и наоборот. — М.: Изд-во Акадеимя, 2005 г. — 174 с.

14. Петрушин С.В. «Любовь и другие человеческие отношения». — Изд. 2-е, доп. — СПб.: Изд-во Речь, 2006 г. — 162 с.

. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.: Изд-во Питер, 2010 г. — 293 с.

. Римашевская Н., Ванной Д. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары. — М.: Изд-во Академия, 2007 г. — 170 с.

. Российский статистический ежегодник. — М.: Государственный комитет статистики.

2010 г. — №3. С. 12-18.

18. Рыкова Т.Н. Семья на пороге третьего тысячелетия. — М.: Изд-во Айрис-пресс, 2005 г. — 202 с.

19. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. // Издательство Московского Университета. — 2004 г. С. 111-118

. Социологические исследования. — 2008 г. — №11. С. 29-32.

. Социология. Под редакцией профессора Лавриенко В.Н. — М.: Изд-во Академия 2009 г. -388 с.

22. Тийт Э. Факторы риска, вызывающие расторжение брака // Психология семьи: Хрестоматия / Составитель Д.Я. Райгородский. — Самара.: Изд-во Луч 2005 г. -89 с.

. Холлис Джеймс «Перевал в середине пути: Как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл жизни». — Пер. с англ. — 2-е изд. стереотип. — М.: Изд-во «Когито-Центр», — 2009 г. -138 с.

. Целуйко В.М. Психология современной семьи. М.: Изд-во Академия, 2006 г. -203 с.