Введение
В настоящее время общество испытывает сложности в связи с изменением социальных ориентаций. Переход страны в условия качественно новых экономических отношений повлиял на структуру многих семей как малых групп, породив непривычные для них внутригрупповые изменения. В свою очередь, эти внутригрупповые изменения приводят к повышению уровня внутренней конфликтности семьи, а также к росту разводов и снижению уровня рождаемости.
Специалисты, особенно демографы, все чаще обращают внимание на специфику положения в нашем обществе неполных семей. Они выделяют несколько основных источников формирования таких семей. Но наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов. Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе.
Долговременная тенденция роста разводов и, как следствие, рост доли материнских семей порождают проблему материального обеспечения детей, остающихся без отцов, т.к. почти в 99% случаев дети остаются с матерью.
Повышенный риск бедности детей в неполных семьях не в последнюю очередь связан с недостаточным размером и часто нерегулярностью выплаты алиментов, которые призваны хотя бы частично компенсировать снижение дохода семьи после распада брака.
Однако проблема воспитания детей в материнских семьях не ограничивается лишь материальными трудностями. Необходимость участия отца не только в материальной поддержке семьи, но и в воспитательном процессе своего ребенка, остаются актуальной по сей день.
В рамках воспитательной деятельности матерям не удается осуществлять полноценный контроль за детьми и в целом влиять на их поведение.
Объектом курсовой работы являются брачные отношения в современных условиях.
Предметом — условия сохранения брака.
Таким образом, целью курсовой работы является изучение психологических проблем сохранения брака в современных условиях.
Задачи:
. Рассмотреть основные понятия семьи и брака.
. Изучить основные причины разводов.
. Экспериментальным путем определить совместимость супругов в браке.
Воспитание ребёнка в неполной семье
... им». Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. В большинстве случаев образуется в результате развода родителей и рождения женщиной детей вне брака ...
1. Сохранение брака как психологическая проблема
.1 Понятие семьи и брака
семья кризис психологический брак
Семья — один из важнейших социальных институтов общества и одновременно малая социальная группа, имеющая первостепенное влияние на личность. Семья меняется не только под воздействием социально-политических и социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Нередко эти изменения приводят к проблемам, которые семья не в состоянии разрешить самостоятельно. [21]
Низкая материальная обеспеченность большинства российских семей, снижение рождаемости и качества семейного воспитания, рост алкоголизации и наркотизации населения, психосоматических заболеваний, преступности на семейно-бытовой почве, насилие в семье и другие негативные явления в сфере семейно-брачных отношений в совокупности дают картину ухудшения социального здоровья общества.
Понятия «брак» и «семья» в обыденной жизни употребляются как синонимы. Их значение в сознании людей очень взаимосвязано. Но это скорее не тождественные, а пересекающиеся понятия, так как могут существовать самостоятельно друг без друга.
Брак — как считают юристы и социологи, особый общественный институт для регулирования отношений между его гражданами. Это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству. Другими словами, брак — традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, один из способов самосохранения и развития общества. [21]
В современных условиях в России брак характеризуется следующими особенностями: единобрачие; свобода развода, находящаяся под контролем государства; обязанность содержания и воспитания детей; материальная поддержка нетрудоспособных членов семьи; охрана государством материнства и детства.
Семьей в социологии называют социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, т.е. семью составляют люди и их взаимоотношения.
Основные признаки семьи: брачные или кровнородственные отношения и связи между ее членами; совместное проживание; общий семейный бюджет.
Семья обусловливается различными факторами культуры, способом производства материальных благ и характером экономической системы. Каждой экономической формации объективно соответствует и определенная семья.
Семья — специфическое общественное явление, поэтому она занимает особое место в социальной структуре общества. Специфика семьи состоит в следующем:
. Устойчивость семьи как социального института обеспечивается наличием таких прочных уз, как родство и супружество.
Семья и брак как социальные институты
... своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. Примером простого социального института является институт семьи. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак в человеческом обществе ... и распределения благ и услуг. Важным социальным институтом общества является семья, чья деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы ...
. Семья представляет универсальную форму жизнедеятельности общества.
. Семья развивается в соответствии с общими, специфическими и частными общими законами. Вместе с тем семья — относительно самостоятельный социальный институт, который, отражая «в миниатюре все противоречия общества», наделен собственными внутренними противоречиями, а, следовательно, и внутренними источниками развития.
. Семья как социальный институт занимает подчиненное положение среди крупных социальных общностей.
. Семья — историческое, динамическое общественное явление. [21]
Роль семьи в обществе неоднозначна и несравнима ни с какими другими социальными институтами, поскольку по силе своего влияния на формирование, развитие и поддержание социального самочувствия личности она является наиболее значительной.
Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека как внутри семьи, так и вне ее, стимулирует его социальную, производственную и творческую активность, способствует сохранению и укреплению физического и психологического самочувствия членов общества, раскрытию их индивидуальности (следует признать, что это относится только к благополучным семьям).
Социальная сущность семьи состоит в том, что она рассматривается как важная подсистема общества, которая, являясь сама социальным институтом, взаимосвязана с другими социальными институтами и с обществом в целом. В то же время семья — это источник социальной принадлежности. В семье постоянно осуществляется непрерывный процесс передачи опыта и традиций от одного поколения к другому.
В современном обществе функционирует множество социальных общностей. Но есть в обществе любого типа такое социальное образование, с которым так или иначе связана жизнь почти каждого человека — семья, самый распространенный вид социальной организации.
Семья — это социальная система воспроизводства человека, основанная на кровном родстве, браке или усыновлении, и объединяющая людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Одна из важнейших отличительных особенностей этой системы заключается в том, что семья одновременно обладает характерными чертами социального института и малой социальной группы. Концепцию «двуединого статуса семьи» предложил А.Г. Харчев. [14]
Первоначальную основу семейных отношений составляет брак — социальный институт, исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает супружеские и родственные права и обязанности. Семья более сложная социальная система, чем брак.
Влияние общества на человека
... человека .1 Способы влияния общества на человека К обществу относится все окружение человека, это его семья друзья, одногруппники, даже информацию которую он получает в процессе жизни, это тоже своего рода общество. Человек ... что оно играет роль некоего регулятора личностных отношений между людьми в обществе. 1.2 Определение термина «человек» и формирование личности Человек - общественное существо, ...
Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни и уж тем более все многообразие отношений между родственниками — близкими и дальними. Он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным и регламентируются моралью — обычаями и традициями.
Эти нормы регулируют две главные фазы — заключение и расторжение брака.
Наличие в обществе института брака говорит о том, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство — на разрешенные и неразрешенные (официальные и неофициальные).
Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социетальных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества.
Под социальными функциями подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. К важнейшим функциям семьи и брака относятся:
. Воспроизводство населения. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другим. Семья — это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения новыми поколениями.
. Социализация. Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья — ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, модальные установки, прививают принятые в этом обществе («положительные») манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют действия детей.
. Забота и защита. Семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде, но им необходима и эмоциональная поддержка отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. Семья поддерживает тех своих членов, которые по инвалидности, старости или юным годам не могут позаботиться о себе.
. Социальное самоопределение. Узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит родительская семья. Она же определяет социальный статус индивида. [13]
Глава7 Социальное обслуживание семьи и детей
... Федерации организованы и работают территориальные учреждения социального обслуживания семьи и детей: территориальные центры помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи, центры экстренной психологической помощи ... гом зависит от продолжения их в домашних условиях родителями и другими членами семьи. Практически во всех центрах серьезное внимание уделяется подготовке родителей к ...
Основные функции семьи.
Важнейшая из них — «производство» самого человека, продолжение рода. Оно не ограничивается рождением, воспитанием и обучением детей. Семья играет значительную роль в обеспечении физической, психологической и нравственной готовности ее членов выполнять свои гражданские обязанности: трудиться, участвовать в распределении результатов труда, управлении обществом, повышать свой профессиональный уровень, соблюдать принятые нравственные нормы.
Семья выполняет и множество других функций. Она организует бытовое потребление, духовное развитие, моральную поддержку, эмоциональное общение, досуг, приобщение к культуре. Семья учит человека понимать и принимать жизнь целостно, такой, какова она сегодня, но семья же готовит его и к будущему, передавая ему лучшие из накопленных в прошлом традиции, нравственные ценности. Она формирует социальное и индивидуальное сознание личности.
Воздействие семьи на детей и взрослых происходит повседневно и непрестанно. Она начинается еще тогда, когда на формирование потребностей, установок, вкусов, нравственных качеств личности еще не влияют ни общественная система, ни средства массовых коммуникаций, ни какая-либо иная социальная группа, и продолжается до старости. Поэтому воспитательная функция семьи — один из самых значимых социальных показателей при характеристике ее современного облика. Более того, удовлетворение потребности в любви, материнстве, отцовстве, супружестве, личном счастье также непосредственно связано с этой функцией.
В настоящее время никто из ученых, занимающихся проблемами социологии и социальной психологии, не сомневается в необходимости семьи для нормального развития детей, а, следовательно, для обеспечения как количественного, так и качественного уровня воспроизводства населения. Общественное воспитание не может заменить семейного, так как решающую роль в становлении личности играет не дидактика, а та специфическая психологическая атмосфера, которая создается супружеством, материнством и отцовством, отношениями между старшим и младшим поколениями в семье.
В семье мы ищем одобрение и психологическую поддержку. Как бы ни была развита человеческая личность, в ней происходит сталкивание ориентаций, позиций, ценностей, в результате чего человеку приходится испытывать разочарования, физические и душевные страдания. Поэтому каждый хочет быть уверенным в том, что близких людях, ради которых он живет, работает, в чем-то себе отказывает, в трудную минуту он найдет поддержку и опору.
Но не только в трудную — в повседневной жизни человек также нуждается в одобрении его взглядов, суждений, поступков. Наиболее естественно он удовлетворяет эту потребность в семье.
Потребность в согласовании своих ценностей и позиций в семье дополняется потребностью в солидарности и взаимопомощи, играющей большую роль в объединении членов семьи, в консолидации их действий. При этом для общества очень важно, вокруг каких ценностей объединяется семья: находится ли она в плену ложных эстетических представлений или способна научить людей, как должно жить, чтобы оправдать свое существование, утверждать идеалы добра, справедливости, достоинства, долга. В семье, которая бесконечно сталкивается с нравственным выбором, особенно важно жить по-совести. Нравственная справедливость образует здесь основу психологического комфорта и уверенности.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... ребенка, помогает ему проявить свое отношение к окружающему, раскрыть внутренний мир и чем раньше ребенок начнет приобщаться к этому виду деятельности, тем ярче и насыщеннее станет его жизнь. ... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ...
Все большее значение приобретает реактивная (восстановительная, оздоровительная, досуговая) функция семьи.
Досуговая функция семьи характеризуется с помощью двух основных параметров: количества времени, которое каждый член семьи может посвятить целям отдыха, и характера использования этого времени. Оно зависит от уровня трудовой и бытовой занятости членов семьи, их культуры, представлениях о полезном и вредном для ее жизнедеятельности.
На развитие семьи не может не влиять общая обстановка в мире. Никогда еще, несмотря на достижения цивилизации, люди не чувствовали себя столь тревожно. Причиной тому ряд развязанных империализмом войн, экологические проблемы, также пугает возрастающая мощь техники.
Люди с тревогой заглядывают в будущее. И это естественно, поскольку личная судьба человека зависит от того, что и как он делает сегодня ради своего завтрашнего дня.
Особое место в семье занимает трудовая функция.
Каждая семья и каждый ее член располагают личной собственностью, которая служит их потребностям.
Чем производительнее трудится каждый работник, тем больше он получает материальных благ для удовлетворения своих потребностей. Личная собственность охватывает трудовые доходы и сбережения, предметы обихода, личного потребления и удобств. Рациональное соотношение в развитии общественной и личной собственности выражает собой взаимосвязь общественных и личных интересов, развитие и укрепление их единства.
Семейный трудовой коллектив — явление правомерное с точки зрения как правовых норм, так и социально — бытовых традиций семьи. Его важные социально — психологические преимущества заложены в сфере внутренней организации труда, которая обеспечивает формирование таких отношений в семье, как взаимопомощь, взаимовыручка, бесконфликтность. Характерно, что в этих условиях распределение домашней нагрузки расценивается женщинами как более справедливое. Они отмечают большую роль мужчины по ведению хозяйства. Улучшается трудовое воспитание детей за счет включения их в реальную полезную работу.
В процессе выполнения семьей хозяйственно — бытовой функции, у ее членов воспитывается трудолюбие, уважение к любой общественно полезной деятельности. Только в труде человек формируется как личность, осознает общественное значение своей деятельности, учится правильно сочетать общественные и личные интересы. Трудолюбие — необходимое условие нормальных отношений в семье и важный фактор воспитания. Без любви к труду, безе необходимых знаний и навыков никакое дело не сделаешь и, главное, не заразишь интересом к работе ребенка, для которого труд — это прежде всего то, что повседневно делается в семье. Домашний труд важен для семьи и как показатель отношения друг к другу. В повседневных занятиях, нужных для благополучия и нормального течения жизни семьи, проявляются уважение и любовь друг к другу, забота о здоровье и настроении членов семьи.
Восприятие семьи и семейных отношений детьми дошкольного возраста
... опасность их формального усвоения. Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять их в жизни по отношению к себе и другим. Семья как социальный институт выполняет конкретные функции, ... - родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий семейных отношений. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, ...
Семейный быт нередко в конечном счете определяет нравственно — психологические отношения в семье. Ежедневные завтраки и ужины, уборка, стирка, ремонт могут повысить степень уважения и признательности членов семьи. В то же время неумение управлять всеми этими повседневными процессами часто приводит к потере любви и охлаждению супругов, к конфликтам между членами семьи.
Труд во имя членов семьи, когда он осуществляется вследствие побуждения собственной совести, без принуждения, создает в семье атмосферу свободы, доверия и признания. Когда же он отмечен печатью внутреннего сопротивления, принудительной необходимостью, он разрушителен.
Социологи делят супружескую жизнь на четыре основных этапа:
. До рождения первого ребенка.
. Семья состоит из мужа, жены и детей дошкольного или младшего школьного возраста.
. Старшие дети еще учатся в средней школе.
. Дети уже отделились и живут самостоятельно.
Усталость, апатия, сожаления, что юношеские мечты и ожидания в повседневной жизни не осуществились, заметно возрастают, начиная со второго периода, и в той или иной мере сохраняются во всех последующих вплоть до четвертого, последнего.
Женщины особенно болезненно переживают появившееся равнодушие мужа, мужчинам же чрезвычайно трудно бывает смириться с тем, что реальная жизнь не соответствует их прежним представлениям о ней. Снижается также степень удовлетворения в сексуальной жизни. Если в первой фазе супружеских отношений партнеры стремятся к физической близости, то после рождения первого ребенка она для многих пар утрачивает привлекательность, становясь источником разочарования и разного рода претензий. Связано это, в частности, с тем, что в это время супруги уже не так стараются нравиться друг другу, почти перестают заботиться о собственной внешности, меньше внимания обращают на то, как они выглядят дома.
Дополнительным источником конфликтов становятся споры о воспитании детей.
К перечню взаимных претензий следует причислить и ссоры о том, как лучше проводить свободное время, а также конфликты, связанные с профессиональной деятельностью женщины (в этом случае список взаимных попреков и претензий будет почти полным).
Нередко трудности ведут к тому, что партнеры все более отчетливо начинают осознавать отрицательные стороны данного союза. Более того, они убеждены, что в сложившихся отношениях уже ничего не изменить. Но растут дети, приходиться считаться с общественным мнением, сохраняются также привычки или материальные интересы. Бывает, что, разочаровавшись в партнере и вообще в супружеских отношениях, человек не хочет в этом признаться, а собственную неудовлетворенность компенсирует в профессиональной деятельности или в отношениях с новым партнером.
Природа конфликта в диаде супруг-супруга в молодой семье
... супруг-супруга в молодой семье» можно считать актуальной. Цель данной работы: Проанализировать природу конфликта в диаде супруг-супруга в молодой семье. Объектом исследования является феномен конфликта. Предмет исследования - природа конфликта в диаде супруг-супруга ... продолжительности жизни, снизили эффективность факторов, ранее стабилизирующих семейные отношения. Традиционная патриархальная семья ...
Открытый разговор о наступившем кризисе многими воспринимается как крах семейной жизни, чего они по разным соображениям ни за что не хотели бы допустить. Объясняется это тем, что традиционные представления о супружеских отношениях рисуются ими идиллически, предполагается, что между любящими супругами не может быть ни ссор, ни тем более серьезных, заставляющих многое пересмотреть, кризисов. И хотя в сознании современного человека супружеские отношения и семья гораздо больше, чем раньше, ассоциируются с различными трудностями, представления о «настоящей любви» все еще связаны с идиллическими образами мужчины и женщины, которые, взявшись за руки, уверенно смотрят в прекрасное будущее. И понятно, что в таких представлениях нет места ни трудностям, ни тем более их преодолению.
Если обе стороны согласны бороться с трудностями, им откроются истинные мотивы многих поступков, станет понятным поведение партнера, они научатся открыть общаться друг с другом. Они осознают, что кризис в отношениях помог им рассмотреть как негативное, так и ценное, что связывает их в жизни.
Кризисы переживают все, даже самые любящие, очень близкие друг другу люди. Более того, в биографии супружеской пары кризис может сыграть чрезвычайно положительную роль. Пары, использующие кризис для того, чтобы как бы заново сконструировать собственную жизнь и отношения, бывают действительно счастливыми.
1.2 Кризисные периоды брака и супружеские конфликты. Причины разводов
Прежде чем рассматривать развод, его причины и последствия, необходимо учесть нормативные (соотнесенных с конкретным этапом жизни семьи) кризисы семейных отношений. Многообразие семейных систем существенно затрудняет проблему анализа стадий супружеских и семейных отношений, однако некоторые наиболее типичные варианты выделить можно.
Исследователи исходят из того, что супружеские отношения постоянно развиваются и меняются. Время от времени в отношениях супругов могут возникать некоторые «непредвиденные» изменения, однако существует и ряд закономерных, «нормативных», изменений, типичных для развития брака во времени. На смену романтической любви в период ухаживания и молодоженства приходит реалистическое понимание брака. Часто дело доходит до конфронтации идеалистических представлений о браке и партнере с реальными «мелочами» повседневного быта. После рождения детей появляются новые радости и заботы. Отдельные стадии развития супружеских отношений соответствуют периодам воспитания детей, их отделения от родителей и возможного ухода из дома. Наиболее известна система «стадий», где в качестве основного признака их разграничения используется наличие или отсутствие детей в семье и их возраст. Е. Дюваль[9], например, выделил следующие фазы в жизненном цикле семьи:
Проблемы социализации детей в неполных семьях
... жизнью. Вероятность распада брака больше у супругов, которые воспитывались в неполной семье. В неполной семье для будущих супругов отсутствует главное — пример брачных отношений. Поэтому отсутствует для детей — будущих супругов ... идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, разводов. [ ...
· встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.
принятие и развитие новых родительских ролей.
· принятие семьей новой личности (ребенка).
Переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике.
· введение детей во внесемейные институты.
· принятие подростковости детей.
· экспериментирование с независимостью.
· подготовка к уходу детей из семьи.
· уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза».
· принятие факта ухода на пенсию и старости.
При анализе стадий развития супружеских отношений выделяются: молодое супружество, супружество среднего возраста и супружество зрелых лет.
Молодое супружество продолжается менее пяти лет. Возраст супругов — от 18 до 30 лет. В этот период они привыкают друг к другу, покупают мебель и предметы обихода, часто не имеют собственной квартиры и живут с родителями одного из них. Со временем появляется квартира, которая постепенно обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей, с рождением которых возникают обязанности, связанные с уходом и заботой о них. В профессиональной области молодые супруги только приобретают какую-либо квалификацию, постепенно они достигают определенного положения, адаптируются к новой семейной обстановке. Жена некоторое время находится в декретном отпуске. Совместная жизнь требует немалых затрат, в том числе психологических, поэтому их материально и «морально» поддерживают родители.
Супружество среднего возраста длится 6-14 лет. В этот период люди экономически активны, занимают стабильное общественное положение и избавлены от необходимости приобретения квартиры, мебели и т.д. В доме уже нет маленьких, дети — школьники или студенты — становятся все более самостоятельными. Жена помимо обязанностей по дому может значительно больше времени отдавать профессиональной деятельности.
Супружество зрелого возраста наступает после 15 и длится до 25 лет совместной жизни. В семье уже взрослые дети, супруги остаются одни или привыкают жить с их семьями и воспитывать внуков.
Для супружества пожилого возраста характерно снижение производительности труда и увеличение проблем, связанных со здоровьем. Брак, как правило, стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга. Отношения между ними такие, какими они сложились в течение долгой совместной жизни. В это время уже тяжело что-либо менять. Сужение социальных контактов иногда усиливает давление на взрослых детей, особенно при совместном их проживании, что может служить причиной возникновения конфликтов. Конфликты между стариками могут служить отражением их конфликта с «молодыми» из-за различного отношения к ним.
Кризисная ситуация в семье может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности одного у супругов. Присутствие же этих факторов ускоряет создание кризисной ситуации и усугубляет ее. Нарастает чувство неудовлетворенности, обнаруживаются расхождения во взглядах, возникают молчаливый протест, ссоры, ощущение обмана и упреки.
Есть два основных критических периода в развитии супружеских отношений. Первый наступает между третьим и седьмым годами супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около года. Его возникновению способствуют такие факторы:
· исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту;
· рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию;
· более частые проявления отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами.
Второй кризисный период наступает примерно между семнадцатым и двадцать пятым годами совместной жизни. Он менее глубокий, чем первый, и может продолжаться несколько лет. Его возникновение часто совпадает:
· с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб;
· с возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей;
· с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне «пока еще не поздно». [17]
Таким образом, кризисные ситуации имеют определенные закономерности, лежащие в основах супружеских отношений. Для эффективного решения возникающих проблем не следует искать вину лишь в поведении кого-либо из партнеров. Эти закономерности надо знать и учитывать, корректируя в соответствии с ними свое поведение.
После рассмотрения семейных кризисов стоит прейти к рассмотрению семейных конфликтов. Конфликт — это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и групп/ы.
Конфликты социально обусловлены и опосредствованы индивидуальными особенностями психики людей. Участники семейных конфликтов часто не являются противоборствующими сторонами, адекватно осознавшими свои цели, скорее они жертвы собственных неосознаваемых личностных особенностей и неправильного, не соответствующего реальности, видения ситуации и самих себя. Для семейных конфликтов характерны крайне неоднозначные и потому неадекватные ситуации, связанные с особенностями поведения людей в конфликтах. Демонстрируемое поведение часто маскирует истинные чувства и представления о конфликтной ситуации и друг о друге. Так, за грубыми и шумными столкновениями супругов могут скрываться привязанность и любовь, а за подчеркнутой вежливостью — эмоциональный разрыв, хронический конфликт, иногда и ненависть.
В протекании конфликта как процесса выделяют четыре основные стадии:
· Возникновение объективной конфликтной ситуации.
· Осознание объективной конфликтной ситуации.
· Переход к конфликтному поведению.
· Разрешение конфликта.
Классификация конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей супругов:
· Конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «я», нарушение чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительное, неуважительное отношение.
· Конфликты, размолвки, психические напряжения на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов.
· Психические напряжения, депрессии, конфликты, ссоры из-за неудовлетворенной потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания, понимания юмора, подарков.
· Конфликты, ссоры, связанные с пристрастием одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным и неэффективным, а порой и бесполезным затратам средств семьи.
· Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов в распределении бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи.
· Конфликты, ссоры, размолвки из-за неудовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, в устройстве домашнего очага и т.д.
· Конфликты в связи с потребностью во взаимопомощи, взаимоподдержке, в сотрудничестве по вопросам разделения труда в семье, ведения домашнего хозяйства, ухода за детьми.
· Конфликты, размолвки, ссоры на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных хобби. [5]
По степени опасности для семейных уз конфликты могут быть:
Неопасными, опасными и особо опасными. Неопасные конфликты возникают при наличии объективных трудностей, усталости, раздражительности, состояния «нервного срыва»; внезапно начавшись, конфликт может быстро завершиться. Про такие конфликты часто говорят: «К утру все пройдет».
В опасных конфликтах разногласия возникают из-за того, что один из супругов должен, по мнению другого, изменить линию поведения, к примеру по отношению к родственникам, отказаться от каких-то привычек, пересмотреть жизненные ориентиры, приемы воспитания и т.п., то есть ставится проблема, которая требует разрешения дилеммы: уступать или нет.
Особо опасные конфликты приводят к разводам.
Остановимся подробнее на мотивации особо опасных конфликтов:
. Не сошлись характерами — мотив «чисто» психологический. Острота конфликтов и их частота, сила эмоциональных взрывов, контроль за собственным поведением, тактика и стратегия поведения супругов в разнообразных конфликтных ситуациях зависят от индивидуальных особенностей характера.
Каждый человек выбирает способы, приемы и методы деятельности, исходя из особенностей своего характера. Они и формируют индивидуальный стиль поведения в трудовой и бытовой сферах жизни. Под «индивидуальным стилем деятельности» понимают систему приемов и способов действия, характерную для данного человека и целесообразную для достижения успешного результата. Об этом необходимо помнить и не стремиться «перевоспитать», «переделать» другого партнера, а просто самому учесть или приспособиться к свойствам его натуры, его индивидуальному стилю.
Однако некоторые недостатки характера (демонстративность, авторитарность, нерешительность и т.п.) сами по себе могут быть источником конфликтных ситуаций в семье. Есть черты, которые приводят к разрушению брака вне зависимости от стремления партнеров приспособиться, например эгоцентрические черты характеров супругов. Их концентрация на своем «я» — дефект нравственного развития — один из факторов дестабилизации брачной жизни. Обычно супруги видят только эгоизм своего партнера, а собственного не замечают. «Борьба» с другими вытекает из ложной жизненной позиции, из ложного понимания нравственных отношений с другими людьми.
. Супружеские измены и сексуальная жизнь в браке. Измена отражает противоречия между супругами, она является результатом разнообразных психологических факторов. К измене приводят разочарование брачной жизнью, дисгармония половых отношений. В противоположность измене, неверности верность — это система обязательств перед брачным партнером, которые регулируются моральными нормами и стандартами. Это убежденность в ценности, значимости принятых на себя обязательств. Часто верность ассоциируется с преданностью и связана с желанием партнеров укреплять свой собственный брак и взаимоотношения.
. Бытовое пьянство и алкоголизм. Это традиционный мотив разводов. Алкоголизм — типичная наркомания, сформировавшаяся на базе регулярного употребления спиртных напитков в течение ряда лет. Хронический алкоголизм следует отличать от бытового пьянства, которое обусловлено ситуационными моментами, дефектами воспитания, низкой культурой. Если в борьбе с бытовым пьянством достаточно мер общественного воздействия, то хронический алкоголизм, который приводит к психическим расстройствам и ряду других заболеваний, нуждается в медицинском лечении. [12]
Анализ показывает, что во внутрисемейном конфликте чаще всего виновны обе стороны. В зависимости от того, какой вклад и каким образом супруги вносят в развитие конфликтной ситуации, выделяют несколько типичных моделей поведения супругов в межличностных внутрисемейных конфликтах.
Первая — стремление мужа и жены самоутвердиться в семье, например в роли главы. Нередко здесь отрицательную роль играют «добрые» советы родителей. Идея утвердить себя «по вертикали» несостоятельна, поскольку противоречит пониманию семьи как процесса психологического и хозяйственного сотрудничества. Стремление к самоутверждению обычно охватывает все сферы взаимоотношений и мешает трезво оценивать происходящее в семье. Любое высказывание, просьба, поручение воспринимаются как посягательство на свободу, личностную автономию. Чтобы уйти от этой модели, целесообразно разграничить сферы руководства различными участками жизни в семье и осуществлять его коллегиально, при разумном единоначалии.
Вторая — сосредоточенность супругов на своих делах. Типичен «шлейф» прежнего образа жизни, привычек, друзей, нежелание поступиться чем-либо из своей прошлой жизни для успешной реализации новой социальной роли. Начинает формироваться непонимание того, что организация семьи неизбежно предполагает совершенно новый социально-психологический уклад. Люди не всегда готовы перестроить себя в нужном направлении: «А почему я должен (должна) отказываться от своих привычек?» Как только взаимоотношения начинают развиваться в такой альтернативной форме, неизбежно следует конфликт. Здесь важно учитывать адаптационный фактор: поэтапное включение супруга в совместную деятельность постепенно приучает его к новой модели поведения. Прямой же нажим обычно осложняет взаимоотношения.
Третья — дидактическая. Один из супругов постоянно поучает другого: как надо себя вести, как надо жить и пр. Поучения охватывают практически все сферы совместной жизни, блокируют любые попытки самостоятельности, сея раздражение, эмоциональную напряженность, чувство неполноценности. Эта модель общения ведет к нарушению сотрудничества в семье, утверждает систему общения «по вертикали». Нередко позиция поучаемого нравится одному из супругов, и он незаметно начинает играть роль взрослого ребенка, а в поведении другого постепенно укрепляются материнские или отцовские нотки.
Четвертая — «готовность к бою». Супруги постоянно находятся в состоянии напряженности, связанной с необходимостью отражать психологические атаки: в сознании каждого укрепилась неизбежность ссор, внутрисемейное поведение строится как борьба за победу в конфликте. Супруги порой весьма хорошо осознают ситуацию, фразы, формы поведения, которые вызывают конфликт и, тем не менее — ссорятся. Ссора в семье имеет негативные последствия, прежде всего в связи с отдаленным психологическим эффектом, который утверждает в отношениях эмоциональное неблагополучие.
Пятая — «папенькина дочка», «маменькин сынок». В процесс установления взаимоотношений, в их выяснение постоянно вовлекаются родители, которые служат своеобразным камертоном. Опасность состоит в том, что молодые супруги ограничивают личный опыт построения взаимоотношений, не проявляют самостоятельности в общении, а руководствуются лишь общими соображениями и рекомендациями своих родителей, которые при всей их доброжелательности, все-таки весьма субъективны и порой далеки от психологических реалий взаимоотношений молодых людей. В процессе их формирования идет сложная притирка индивидуальностей, характеров, взглядов на жизнь, опыта. Механическое вторжение в эту деликатную сферу взаимоотношений, к которому иногда склонны родители супругов, чревато опасными последствиями.
Шестая — озабоченность. В общении между супругами, в стиле, укладе семейных взаимоотношений постоянно присутствует в качестве некоторой доминанты состояние озабоченности, напряженности, это ведет к дефициту позитивных переживаний.
Необходимо помнить, что кризисы и конфликтные ситуации присутствуют в жизни каждой семьи и не обязательно приводят к разводу. Это факты, о которых нужно знать и учитывать при построении и дальнейшем развитии отношений. К сожалению, любовь, преданность, знания о кризисах и конфликтах не всегда помогают сохранить отношения, и тогда супруги разводятся.
При рассмотрении семейных кризисов и конфликтов косвенно был задет вопрос о причине разводов. Рассмотрим его более подробно.
· Конфликтные отношения (развод) родителей одного из супругов.
· Совместное проживание с родителями одного из супругов на их жилплощади
· Поздний или ранний возраст вступления в брак
· Деидеализация партнера
· Высокая личностная конфликтность одного из супругов
· Неравный уровень образования и социального статуса супругов
· Профессиональная занятость женщины, «бикарьерная семья»
· Вынужденное отдельное проживание супругов (командировки разъезды так называемая «дистантная семья»)
· Измены сексуальная неудовлетворенность в браке
· Отсутствие доверия в семейных отношениях
· Бесплодие одного из супругов невозможность иметь детей
· Добрачная беременность (так называемые «стимулированные» браки)
· Рождение ребенка в первые 1-2 годы брака
· Совместное проживание с родителями и пр.
· Употребление алкоголя и наркотиков
Исследователи семейных отношений пришли к выводу что бескризисное развитие семьи невозможно, однако не все причины ведут к разрушению. К «злу», которое может разрушить брак относят:
. Перегрузки и физическое истощение.
В этом кроется серьезная опасность. Особенно это касается тех молодых людей, которые только начали свою профессиональную или академическую карьеру. Опасно браться за все сразу: учиться в институте, работать полную рабочую неделю, нянчить детей, один — грудной младенец, другой — только начал ходить, ремонтировать квартиру и заниматься бизнесом. Звучит невероятно, но факт: молодые пары как раз так и поступают. А потом удивляется, когда их семья разваливается. А все почему? Они видят друг друга, когда сил уже ни на что не остается. Ситуация наиболее чревата опасностями когда муж чрезмерно поглощен работой а жена сидит дома с малышом дошкольного возраста. Сначала она чувствует себя очень одинокой далее — страшно неудовлетворенной и, наконец, все это выливается в депрессию
. Злоупотребление кредитом и ссоры по поводу денежных трат.
. Эгоистичность.
В мире существует две группы людей: дающие и берущие. Брак между двумя дающими будет, скорее всего, счастливым. Частые трения неизбежны при браке между дающим и берущим. Но двое берущих за какие-нибудь полтора месяца раздерут друг друга в клочья! Таким образом, эгоистичность и брак несовместимы.
. Вмешательство родителей.
Некоторые родители с трудом принимают, что их дети — взрослые самостоятельные люди, и они, если живут поблизости, часто вмешиваются в жизнь молодых, подрывая их отношения.
. Нереальные ожидания.
Некоторые люди на пороге брака ожидают чего-то поистине необыкновенного: коттеджи в розах, прогулки по дорожкам, усыпанным цветами, — ничем не нарушаемая идиллия. Неизбежное разочарование — это эмоциональная ловушка.
. Пьянство и наркотики.
Они убивают не только браки но и людей. Их нужно страшиться как чумы.
. Все, что как бы «незаконно» внедряется в отношения супругов способно встать между супругами (например, ревность, низкая самооценка и другое).
. Порнография, азартные игры, все дурные пристрастия вообще. [20]
Иногда супруги пытаются сохранить брак, связав его большой численностью детей. Однако упрямые фаты говорят, что стабилизировать брак количеством детей не удается: оставляют и бездетных партнеров оставляют и многодетных.
. Развитие семейных отношений — это закономерный процесс. Супружеская жизнь не может протекать без конфликтов. Бескризисное развитие семьи невозможно
. Разрешение конфликтных ситуаций в семье зависит от выбранных моделей поведения каждого члена семьи и желания разрешить конфликт. Основными 3.причинами разводов являются: материальные бытовые проблемы, пьянство одного из супругов, ослабление ценности семьи для нынешнего поколения, супружеская неверность, психологическая несовместимость, однообразие и скука семейной жизни, новая любовь, отсутствие детей и другие.
Супруги могут жить в атмосфере, в которой преобладают настроения к разводу. В прошлые времена действовали такие противоразводные факторы, как отрицательное отношение общества к разводу и предосудительное отношение к разведенным лицам. В настоящее время, особенно в крупных городах, отношение общества к разводу меняется, двигаясь в противоположную сторону, и общественное мнение часто даже поддерживает тенденцию к разводу.
Общественное мнение рождает мифы о разводе, поддерживающие поведение, способствующее разводу. Здесь речь идет об утверждениях, которые выдаются за общественные истины, несмотря на то, что они не соответствуют действительности. К таким мифам относятся следующие утверждения:
· второй брак лучше, чем первый
· если брак не удался, то только развод может поправить положение
· для ребенка развод не является чем-то исключительным, поскольку вокруг него много других детей из неполных семей
· лучше развестись, чем сохранить семью, в которой дети будут свидетелями постоянных конфликтов между родителями
· после окончания периода развода все встанет на свои места и для детей
· если новый партнер меня любит, он будет рад и моим детям
Если один из партнеров находится под влиянием этих мифов, то их влияние может проявиться и на принимаемых решениях.
Таким образом, мы видим, что ряд факторов, отрицательно влияющих на прочность брака, может быть выделен еще до создания семейного очага.
Однако большая часть разводов происходит, разумеется, из-за причин, возникающих непосредственно в результате совместной жизни.
При разводе, как ведущие, указываются три группы причин:
1. Бытовые — жилищные условия, неумение или нежелание одного из супругов вести домашнее хозяйство, материальная необеспеченность, вынужденное раздельное проживание.
2. Межличностные конфликты — утрата чувства любви и привязанности, грубость, разные взгляды на жизнь, болезнь одного из супругов, ревность, мнительность. В этом блоке главным фактором является грубость и неуважение супругов друг к другу. Для женщин — инициаторов развода эти причины чаще оказываются связанными с алкоголизмом супруга, откуда и проистекают грубость, побои, оскорбления, угрозы и т.д. Для мужчин же, как правило, грубость жены имеет принципиально другое содержание. Это, прежде всего, неуважение к мужу, неверие в его способности, нежелание считаться с его интересами, пренебрежение к производственным (профессиональным) успехам и неудачам, попреки, мелочная опека, нелюбовь к друзьям мужа и пр. С этим тесно смыкается такой факт, как различие взглядов на жизнь — так называемое несходство характеров. Оно имеет гораздо большее значение для мужчин, чем для женщин.
3. Внешние факторы — измена, появление новой семьи, или нового чувства у инициаторов развода, вмешательство родителей и других лиц.
Конечно, все три группы факторов тесно переплетаются. Так, измена может быть следствием невнимания, грубости, а грубость — результатом хозяйственных неурядиц и т.п.
И каждая из этих составляющих в любой момент может переполнить чашу и стать поводом для развода.
Понятие «повод для развода» надо отличать от реальной причины развода. Первый устанавливается законодательным способом и формулируется в бракоразводном деле. Повод является достаточной причиной развода с юридической точки зрения. Реальные причины люди не всегда сообщают, и иногда вообще не догадываются о них.
Поводом для развода может выступить какой-то пустяк, который переполнил чашу терпения и послужил сигналом к активным действиям. Супруги повздорили из-за невыглаженной рубашки мужа, из-за того, что некому отвести ребенка в садик, из-за очередного наезда тещи и т.п. Поссорились и бросились писать заявления о разводе. Многие, конечно, одумываются. Но кое-кто стоит «на принцип» и не хочет сдаваться. И результатом может стать трагедия на всю жизнь.
.3 Условия позволяющие сохранить семью
Семейная жизнь — не рай, в ней часто бывают ссоры и конфликты между супругами. Вопрос в том, как решаются негативные ситуации, какие выводы при этом делаются. Если муж и жена поняли, что в свое время поспешили с печатью в паспорте, что кроме влюбленности и страсти друг к другу их ничего не связывало, то лучшим решением для обоих будет развод. Так как влюбленность имеет свойство исчезать с годами. Если она не подпитывается уважением друг к другу, взаимопониманием и заботой, то брак обречен на распад. А строить отношения на песке бессмысленно.
Если супругов связывает нечто большее, чем влюбленность, например единомыслие или поддержка друг друга, кризисные моменты семейной жизни стоит преодолеть. Для начала стоит разобраться, из-за чего вы с мужем стали конфликтовать. В чем истинная причина ссор и обид. Поговорите с супругом по душам, выясните спокойно и без эмоций, кто в чем прав. Если беседа в домашних условиях не получилась, то можно обратиться к семейному психологу, который выслушает вас, проконсультирует и даст рекомендации.
Если сложно ужиться в одной квартире, то следует на какое-то время разъехаться и обдумать всю ситуацию врозь. Только не нужно обсуждать с домочадцами временный разрыв с супругом, анализировать и делать выводы по сложившейся ситуации лучше самим, без чьих-либо подсказок.
Когда отдохнете друг от друга, то следует встретиться и обсудить дальнейшую совместную жизнь. Кто какие выводы сделал, кто как видит семейную жизнь. После чего можно устроить повторный медовый месяц, съездить в те места, где вы были счастливы и где испытывали положительные эмоции. Сходить в кино на свой любимый фильм; посидеть в ресторане, где впервые встретились и поцеловались. Необходимо окружить себя обстановкой позитива и романтики, вспомнить, как вы были счастливы друг с другом, как обещали любить друг друга, несмотря ни на что.
2. Экспериментальное исследование проблемы сохранения брака в современных условиях
.1 Организация исследования
Изучив теоретический аспект выбранной темы, мы перешли к практической части исследования.
Количество семей подвергшихся исследованию: 5.
Цель исследования: диагностика семейных отношений.
В ходе исследования были использованы следующие тесты:
. Тест «На какой тип брака вы ориентированы» (Алешина Ю.Е).
[19]
2. Тест «Устраивает ли вас брак?» (Аронс К.).
[2]
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе каждому из супругов был предоставлен ряд вопросов, разработанные Алешиной Ю.Е (приложение 1).
Тестирование каждого из супругов проводилось индивидуально.
Ответы на тест обрабатывались следующим образом.
Мужчины и женщины отвечают на вопросы теста; выбирают один из предложенных вариантов, который, как им кажется, больше подходит для них. Подсчитывается какой тип ответов встречается чаще (А, Б, В, Г).
Второй этап — тест «Устраивает ли вас брак?» (приложение 2).
Каждому из супругов предлагается ряд вопросов; им необходимо выбрать один из вариантов «Да» (10 баллов), «Иногда» (6 баллов) и Нет (2 балла).
.2 Анализ результатов
После обработки данных мы получили следующие результаты:
№ СемьиПолАвтономный типПотребительский типКомпромиссный типЗависимый тип1Муж+Жен+2Муж+Жен+3Муж+Жен+4Муж+Жен+5Муж+Жен+
В результате проведения данной методики мы получили:
что в семье №1 и №2 мужчины относятся к автономному типу, к тем людям, которых принято называть самодостаточными. Превыше всего вы ценят самостоятельность, независимость, право самим распоряжаться своей жизнью. Целеустремленны, энергичны, умеют добиваться поставленных целей, полагаясь главным образом на свои силы. В связи с этим самооценка немного завышена, а притязания не всегда бывают реалистичны. Женщины в этих семьях относятся к компромиссному типу, можно предположить что это покладистый, уживчивый человек, умеющий почти со всеми находить общий язык. Вероятно, отношения с партнером сложатся или уже складываются доброжелательно и спокойно. Умеют твердо, но деликатно настоять на своем в принципиальных вопросах, но не склонны спорить по мелочам;
в семье №3 и №5 оба супруга относятся к компромиссному типу, можно предположить, что это покладистый, уживчивый человек, умеющий почти со всеми находить общий язык. Вероятно, отношения с партнером сложатся или уже складываются доброжелательно и спокойно. Умеют твердо, но деликатно настоять на своем в принципиальных вопросах, но не склонны спорить по мелочам;
— а в семье №4 супруг относится к потребительскому типу — практичный человек, умеющий брать от жизни все. И окружающие люди служат для этого средством. Это не значит, что они относятся к ним плохо, жестоко, недоброжелательно. Напротив, они умеют ладить с людьми, если люди могут быть им чем-то полезны. Плохо то, что и в отношениях с близким человеком вольно или невольно придерживаются той же стратегии. Могут быть милы, добры, готовы даже пойти на какие-то жертвы, однако небескорыстно, рассчитывая, то это окупится. Пока окупается, довольны партнером и совместной жизнью. А супруга относится к зависимому типу — человек консервативный, приверженный веками устоявшимся ценностям. Рискует окончательно запутаться в своих чувствах. Рискует со временем превратиться в предмет обихода партнера, не имея законных оснований возразить против этого. Чем дальше, тем сильнее станет ощущать неудовлетворенность, недовольство собой и партнером.
2. Тест «Устраивает ли вас брак?» (Аронс К.).
[2]
После обработки данных мы получили следующие результаты:
в семьях №1,2,3 и 5 и супруг и супруга набрали менее 40 баллов, а это означает, что брак удачен. Как и в любой семье, бывают размолвки — а у кого их не бывает? Иногда бывают недовольны супругом (супругой), порой чересчур многого требуют от него (ее), но все это не представляет угрозы для стабильности брака;
— в семье №4 супруг (от 42 до 80 баллов) не очень доволен своим браком. Точнее, чаще недоволен, чем удовлетворен. Он бы не возражал, если б супруга избавилась от многих присущих ей недостатков, и частенько с сожалением вспоминает, что будучи возлюбленной, она была другой. В любом случае необходимо проанализировать все аспекты взаимоотношений. Может быть, ещё не поздно попытаться спасти брак. А супруга (свыше 80 баллов) считает что брак — ошибка, замужем не за тем человеком. Не считает себя счастливой, дом для нее не то место, где она отдыхает душой.
Таком образом, после проведенных тестов, можно сказать, что цель, поставленная в начале работы достигнута.
2.3 Рекомендации
Сохранить любовь в семье можно, а иногда именно брак может стать причиной появления более глубоких и нежных отношений между супругами. Вот что для этого нужно:
1.Быть друзьями. Главной причиной семейных ссор становится то, что между мужем и женой всегда существует какие-то подозрения и обиды. У супругов отсутствует желание делиться со своими интересами друг с другом, рассказывать о своих желаниях и проблемах. У брака должно быть содержание, то есть между супругами должно существовать нечто совместное, что подпитывает интерес друг к другу.
Именно поэтому браки, где жена интересуется работой мужа и принимает активное участие в ней, бывают весьма прочными. Футбол, туристические походы, путешествия и другое хобби, если им увлечены оба супруга вместе, становятся отличными помощниками в сохранении любви. Если же смыслом жизни становится воспитание детей, постройка дома или накопление денег, то с достижением этих целей наступает пустота и разочарование. Ведь дети вырастают и уходят из дома, а накопленное богатство не дает чувства взаимопонимания супругам.
2.Умение понимать друг друга. В семьях, где отсутствует любовь, супруги перестают понимать друг друга. Обычно они обмениваются ничего не значащими фразами, обсуждают проблемы детей, покупки вещей, денег и других вещей, касающихся быта и совместной жизни. А затрагивать темы о прочитанной книге, увиденных фильмов, своем настроении они не будут. Их пугает возможность выяснения отношений друг с другом, поэтому они предпочитают молчание общению. Как известно, нет ничего губительного для брака, чем молчаливое накопление взаимных упреков.
. Сохранять спокойствие в кризисы. У брака есть несколько этапов кризиса:
этап — первый год совместной жизни, в этот период отношения переходят от праздничных к обыденным. На этом этапе на поверхность выходят несовпадение взглядов между супругами. Если в это время рождается и первый ребенок, то добавляется кризис перераспределения ролей. Женщина становится больше матерью, чем женой.
этап — кризис седьмого года совместной жизни. В этот период происходит привыкание друг к другу и снижается сексуальное влечение. Первый ребенок идет в школу и перестает быть смешным и бесхитростным. У супругов из отношений вымывается праздничность, которую дарило восхищение малышом. И если в это время появляется на свет второй ребенок, то отношения могут стать еще более напряженными. На этом этапе супругам надо найти совместные дела и увлечения, чтобы взглянуть друг на друга по-новому и выскочить из привычной колеи.
этап — кризис среднего возраста, когда супругам исполняется примерно 40 лет. Этот этап особенно тяжело дается мужчинам, им хочется доказать, что они по-прежнему молоды и полны сил. В случае отсутствия взаимопонимания и уважения в семьи, они начинают искать доказательство своей привлекательности на стороне. В этот период дети уже взрослые, отсутствие взаимной любви особенно становиться опасным для сохранения семьи.
4.Присутствие страсти. Наш организм так устроен, что при виде любимого человека в кровь поступают гормоны адреналин, допамин, фенилэтиламин, которые вырабатывает мозг. Слишком большая доза этих гормонов может навредить организму, поэтому природа позаботилась о том, чтобы через некоторое время после совместной жизни страсть утихла. Это нормальное явление, все мы вначале испытываем романтическую страсть.
Нам кажется, что в этом человеке заключается весь смысл нашей жизни, только рядом с ним мы чувствуем гармонию и мир, а расставание с ним мы переносим с большим трудом. Брак, в котором отсутствуют эти чувства хотя бы в начальный период совместной жизни, лишен стабильности. Все счастливые семейные пары схожи с тем, что в них живет память о незабываемых отношениях и сумасшедшем времени начала их романа.
Заключение
Люди, создающие семью, стремятся удовлетворить комплекс потребностей — в любви, в детях, в переживании общих радостей, в понимании, общении. Однако становление семьи — это не только реализация идеальных представлений о браке, которые сложились у будущих супругов. Это реальная жизнь двух, а затем и нескольких людей, во всей ее сложности и многообразии; она включает в себя непрерывные переговоры, заключения соглашений, компромиссы и, конечно, преодоление трудностей, разрешение конфликтов, которые есть в каждой семье.
Неудачу в браке во многом предопределяют ошибки в выборе партнера: избранник в реальности либо не обладает необходимыми личностными чертами, либо совокупность его психофизиологических особенностей, взглядов и ценностей не соответствует представлениям и потребностям избирающего. Разочарование может наступить независимо от того, что партнер обладает множеством положительных качеств. Очень важно, чтобы муж и жена подходили друг другу по биологическим и нравственным факторам, отражающим различные аспекты воспитания, политические, культурные, религиозные взгляды, а также, чтобы партнеры терпимо относились к особенностям друг друга.
Избежать многих ошибок позволяет соблюдение основных принципов совместной супружеской жизни.
* Реально смотреть на противоречия, возникающие до брака и после его заключения.
* Не строить иллюзий, чтобы не разочароваться, так как настоящее вряд ли будет отвечать тем нормам и критериям, которые были заранее спланированы.
* Не избегать трудностей. Совместное преодоление трудных ситуаций — прекрасная возможность быстрее узнать, насколько оба партнера готовы жить по принципу двустороннего компромисса.
* Познавать психологию партнера. Чтобы жить в согласии, надо понимать друг друга, приспосабливаться, а также уметь «угождать» друг другу.
* Знать цену мелочам. Небольшие, но частые знаки внимания более ценны и значимы, чем дорогие подарки, за которыми порой кроется равнодушие, неверность и др.
* Быть терпимым, уметь забывать обиды. Человек стыдится некоторых своих ошибок и не любит вспоминать о них. Не следует напоминать о том, что однажды нарушило взаимоотношения и что следовало бы забыть.
* Уметь понимать и предугадывать желания и потребности партнера.
* Не навязывать свои требования, оберегать достоинство партнера.
* Понимать пользу временной разлуки. Партнеры могут надоесть друг другу, а разлука позволяет понять, насколько сильно любишь свою вторую половину и как ее в настоящее время не хватает.
* Следить за собой. Неаккуратность, безалаберность рождают неприязнь и могут повлечь за собой серьезные последствия.
* Иметь чувство меры. Умение спокойно и доброжелательно воспринимать критику. Важно подчеркивать в первую очередь достоинства партнера, а потом в доброжелательной форме указывать на недостатки.
* Осознавать причины и последствия неверности.
* Не впадать в отчаяние. Столкнувшись со стрессовой ситуацией в супружеской жизни, было бы неверно «гордо» разойтись и не искать выхода. Но еще хуже сохранять хотя бы внешнее равновесие путем унижений и угроз.
Выводы по работе:
. Развитие семейных отношений — это закономерный процесс. Супружеская жизнь не может протекать без конфликтов. Бескризисное развитие семьи невозможно
. Разрешение конфликтных ситуаций в семье зависит от выбранных моделей поведения каждого члена семьи и желания разрешить конфликт.
. Основными причинами разводов являются: материальные бытовые проблемы, пьянство одного из супругов, ослабление ценности семьи для нынешнего поколения, супружеская неверность, психологическая несовместимость, однообразие и скука семейной жизни, новая любовь, отсутствие детей и другие.
. Окончание супружеских отношений влечет за собой изменение всего уклада жизни. Независимо от того, каким образом супруги разорвали отношения, им обоим приходится приспосабливаться к изменившимся условиям.
.Последствия развода могут выражаются как в психологических, так и в физиологических нарушениях.
. Нельзя говорить о том, что кто-то из членов семьи переносит развод тяжелее. Трудности возникают в любом случае, различаются они только своим характером (бытовые, социальные, психологические и т.д.).
.Для детей в большинстве случаев отмечается явное отрицательное влияние развода, в отличие от супругов, которым развод может принести «облегчение».
Список использованной литературы
1. Арнольд О.Р. Заслужи себе счастье: Книга для женщин, написанная женщиной-психологом. — М.: Изд-во Академия, 2008 г. — 452 с.
. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь? — М.: Изд-во Айрис-пресс, 2007 г. — 215 с.
3. Борисов В., Синельников А. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. — М.: Изд-во Айрис-пресс, 2009 г. — 123 с.
4. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. — М.: Изд-во Школа, 2005 г. — 202 с.
. Видра Д. Развод: трагедия или надежда. Дошкольное воспитание. — М.: Изд-во Школа, 2005 г. — 258 с.
6. Вяткин С.А. Воспитание детей в неполной семье. / пер. с чешского. — М.: Изд-во Прогресс, 2004 г. — 189 с.
7. Глушко Т.С. Как пережить развод? — СПб.: Изд-во Питер, 2007 г. — 318 с.
8. Гуггенбюль-Крейг А. «Брак умер — да здравствует брак!» /Пер. с нем. — 2-е изд., испр. — М.: Изд-во «Когито-Центр», 2007 г. — 256 с.
. Джонсон Р.А. «Мы: Глубинные аспекты романтической любви» / Пер. с англ. Изд.
-е, стереотип. — М.: Изд-во «Когито-Центр», 2009 г. — 433 с.
. Елизаров В.В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики. // Социологические исследования. — 2008 г. — №4. С. 53-55.
. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Она и он: тайный шифр сказки отношений». — СПб.: Изд-во Речь, 2007 г. — 68 с.
. Маслоу А. «Мотивация и личность» — 3-е изд. — СПб.: Изд-во Питер, 2007 г. — 356 с.
13. Нарицын Н.Н. Свадьба, развод и наоборот. — М.: Изд-во Акадеимя, 2005 г. — 174 с.
14. Петрушин С.В. «Любовь и другие человеческие отношения». — Изд. 2-е, доп. — СПб.: Изд-во Речь, 2006 г. — 162 с.
. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.: Изд-во Питер, 2010 г. — 293 с.
. Римашевская Н., Ванной Д. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары. — М.: Изд-во Академия, 2007 г. — 170 с.
. Российский статистический ежегодник. — М.: Государственный комитет статистики.
2010 г. — №3. С. 12-18.
18. Рыкова Т.Н. Семья на пороге третьего тысячелетия. — М.: Изд-во Айрис-пресс, 2005 г. — 202 с.
19. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. // Издательство Московского Университета. — 2004 г. С. 111-118
. Социологические исследования. — 2008 г. — №11. С. 29-32.
. Социология. Под редакцией профессора Лавриенко В.Н. — М.: Изд-во Академия 2009 г. -388 с.
22. Тийт Э. Факторы риска, вызывающие расторжение брака // Психология семьи: Хрестоматия / Составитель Д.Я. Райгородский. — Самара.: Изд-во Луч 2005 г. -89 с.
. Холлис Джеймс «Перевал в середине пути: Как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл жизни». — Пер. с англ. — 2-е изд. стереотип. — М.: Изд-во «Когито-Центр», — 2009 г. -138 с.
. Целуйко В.М. Психология современной семьи. М.: Изд-во Академия, 2006 г. -203 с.