проблемы предэкзаменационного стресса и эмоциональной дезадаптации у студентов

Введение.

Специфика ВУЗовского обучения, как известно, совпадает с возрастом наиболее высокого риска психической патологии, что обусловлено значительными стрессовыми нагрузками, характерными для обучения в ВУЗе и создающими дополнительные условия для проявления эмоциональной дезадаптации.

Сессия является важным стрессогенным событием в жизни студентов. Особенно высок этот жизненный стресс для первокурсников, которые находятся в стадии смены жизненного цикла (от учебы в школе к учебе в ВУЗе), что является серьезным стрессом. Жизненный стресс в виде начала обучения в ВУЗе часто является причиной эмоциональных расстройств и даже суицидальных попыток.

Известно, что именно на первом курсе высок процент психологических срывов и отчислений из ВУЗа. Это остро ставит задачу изучения предикторов успешной переработки стрессогенных жизненных событий и совладания со стрессом у студентов. Изучение процессов адаптации в ВУЗе, в частности, эмоциональных реакций на стресс позволит уточнить мишени психотерапевтических интервенций и задачи профилактики возникновения депрессивных и тревожных состояний, а также теснейшим образом связанного с этими состояниями суицидального риска. Проблема уязвимости к стрессовым событиям в отечественной психологии мало изучена.

Понятие психологического стресса (критические жизненные события, каждодневный стресс) и совладающего поведения, Г. Селье определяет стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. М.Перре разделяет стрессовые события на макрострессоры (критические, изменяющие жизнь события) и микро стрессоры (повседневные перегрузки).

Под критическими, изменяющими жизнь событиями следует понимать такие события в жизни человека, которые удовлетворяют, по меньшей мере, следующим трем критериям:

1) их можно датировать и локализовать во времени и пространстве, что выделяет их на фоне хронических стрессоров;

2) они требуют качественной структурной реорганизации в структуре индивид — окружающий мир и этим отличаются от временной, преходящей адаптации;

3) они сопровождаются стойкими аффективными реакциями, а не только кратковременными эмоциями, как это регулярно случается в повседневной жизни.

Критические, изменяющие жизнь события называются нормативными, если их можно предсказать: они имеют биологическую или культурную природу (например, пубертатный возраст, поступление в школу) и почти всегда наступают у всех членов определенного культурного сообщества. Соответственно ненормативные критические изменяющие жизнь события отличаются внезапностью и непредсказуемостью, например, неожиданная смерть кого-то из близких. Критическими могут оказаться как позитивные жизненные события (например, брак, рождение ребенка и т.д.), так и негативные (например, утраты, тяжелые болезни близких, сопровождаемые преимущественно негативными эмоциями — печалью, страхом).

7 стр., 3363 слов

Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель

... установил, что различные заболевания, вызванные любой причиной, например, холодом, интоксикацией, инфекцией, травмой, нервно-мышечным напряжением ... жизни. Если в дальнейшем он будет получать неудовлетворительные оценки, он будет периодически испытывать отрицательный эмоциональный стресс, ... Теперь он уже не имеет надежды поступить в ВУЗ и приобрести желаемую специальность. Его состояние. Самое тяжелое ...

В том и другом случае психика — пусть даже и различным образом — подвергается стойкой перегрузке из-за необходимости адаптации.

Под повседневными перегрузками следует понимать вызывающие нарушения, фрустрирующие (подавляющие) события в повседневной жизни, которые плохо сказываются на самочувствии и ощущаются как угрожающие, оскорбительные, связанные с потерями или фрустрирующие. В содержательном плане различные исследователи приходят к относительно сходным результатам. Так, например, Д.П.Капп с соавт. и др. чаще всего называют следующие проблемы: недовольство собственным весом и внешностью, состояние здоровья кого-то из членов семьи и возникающая из этого необходимость ухаживать за ним, досадные недоразумения, связанные с ведением хозяйства, повышение цен на потребительские товары, стресс на работе, денежные заботы и оплата налогов и т.д. В дополнение к этому повседневные перегрузки можно регистрировать и категоризировать обычными понятиями: рабочие стрессы (слишком много работы, конфликты на работе, сжатые сроки и т. д.), межличностные и социальные перегрузки (конфликты, трения, лицемерие и т.д.), ролевые перегрузки (например, двойная роль — быть студентом и зарабатывать деньги).

Совладающее поведение включает в себя все преднамеренные попытки личности справиться со стрессом, изменить ситуацию к лучшему, а не только успешные усилия. Две основные функции копинга (стратегии, помогающие справиться со стрессом) заключаются в следующем:

1) решение проблемы, создающей стресс, или попытки изменить стрессор, например, поиск информации (проблемно-фокусированный копинг);

2) регулирование эмоций, прежде всего, негативных, вызываемых стрессором, например, дистанцирование или самоконтроль (эмоционально-фокусированный копинг).

Копинг обладает качествами приближения к стрессору (агрессия, поиск информации, решение проблемы) либо избегания стрессора (игнорирование, отвлечение, уход), проявляющимися на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Эти качества лежат в основе различных стратегий копинг-поведения.

Молодые люди, изменяясь с течением времени и приобретением зрелости, лучше осознают изменения вокруг себя и в себе. Развивающаяся способность молодых людей к саморефлексии предвещает и их растущее самопонимание и перемены в совла-дающем поведении.

Таким образом, у студентов первых курсов еще недостаточно богат и разнообразен набор стратегий совладающего поведения, однако высок уровень стресса.

Актуальность темы: миллионы студентов в России каждый год сдают экзамены. Исследования показывают, что экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение у студентов. Последние социологические исследования показали, что стресс во время экзаменов испытывают также школьники, студенты, выпускники академий и новых учебных структур.

17 стр., 8259 слов

Эмпирическое исследование эмоционального стресса у студентов ...

... эмоционального стресса у студентов в период экзаменационной сессии. Объект исследования: стресс, как состояние эмоциональной напряженности, Предмет исследования: уровни эмоционального стресса у студентов в период экзаменационной сессии. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что различия в уровнях стресса у студентов ...

Экзаменуемые психологически не защищены ни от негативных переживаний , обрушивающихся на них как перед экзаменом, так и во время него, ни от физиологических расстройств и телесных болезней. Неизбежный для этого момента стресс может стать причиной эмоциональных расстройств и даже суицидальных попыток (В.Ф.Войцех, Г.И.Семикин, 2006; М.Перре, У.Бауман, 2002).

Клинико-психологические исследования показывают, что дисфункциональные личностные черты (нейротизм, межличностная зависимость, экстернальность и т.д.) могут предрасполагать к депрессивному и тревожному реагированию перед лицом стрессогенных жизненных событий. Поэтому изучение психологических состояний в период экзаменационной сессии у студентов дает возможность получить эмпирические данные, которые необходимы для оказания психологической помощи и стать основой педагогических рекомендаций. Это и определяет актуальность темы работы.

Объект исследования: предэкзаменационный стресс, как состояние эмоциональной напряженности, личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов.

Предмет исследования: уровни стресса и эмоциональной дезадаптации у студентов в период экзаменационной сессии, готовность студентов к действиям в экстремальной ситуации экзамена.

Цель исследования: изучить особенности предэкзаменационного стресса как источника эмоциональной дезадаптации у студентов младших курсов

Задачи:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2.Выявить уровни эмоционального стресса у студентов младших курсов.

3.Изучить проявления эмоциональной дезадаптации у студентов.

4. Разработать психолого-педагогические рекомендации по профилактике предэкзаменационного стресса и эмоциональной дезадаптации у студентов младших курсов

Теоретико-методологическая база исследования является положение о необходимости формирования у человека устойчивой, саморазвивающейся и саморегулирующейся структуры личности (Б.Г. Ананьев, К. Обуховский), в которую навыки саморегуляции входят как составная часть. Но формирование любых устойчивых свойств личности, в том числе и навыков саморегуляции, — длительный процесс. В связи с этим, в решении проблемы регуляции состояний кроме задач формирования навыков саморегуляции выделяется задача экстренной помощи извне дополнительными средствами. Необходимость создания экстренных средств регуляции состояний обуславливается еще и тем, что недостаточно сформированные навыки прежде всего подвергаются разрушительному действию стресса (Ю.И. Башлыков).

У студентов же наибольшая подверженность срывам наблюдается в наиболее острый адаптационный период — I семестр. Литература, отражающая вопрос о средствах оперативной помощи студентам в регуляции состояний, немногочисленна (А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьев, Э.Ю. Цунг, А.Ю. Варес).

Методы исследования. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: шкала тревоги Бэка , для определения соматических симптомов тревог, шкала депрессии Бэка, оценивающая различные компоненты депрессивного синдрома.

6 стр., 2716 слов

Объект исследования: эмоциональное выгорание и индивидуально-типологические ...

... области исследования синдрома профессиональной деформации и эмоционального выгорания. Методы исследования. Анализ литературных источников, посвященных проблеме эмоционального выгорания, профессионального стресса, изучению ... большая эмоциональная загруженность и соответственно повышенная, по сравнению с другими профессиями, предрасположенность к эмоциогенным формам профессиональной дезадаптации. ...

База исследования: г. Орехово-Зуево, МГОГИ, социально-педагогический факультет в 2014г. В исследовании приняли участие студенты первого курса, 27 девушек и 7 юношей.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведенный анализ позволит расширить и уточнить знания об эмоциональном стрессе у студентов в период сессии.

Практическая значимость заключается в том, что данные полученные на основе сравнительного анализа, могут использоваться в работе психологов и педагогов ,а также при организации экзаменационной ситуации.

Глава 1. Теоретические основы проблемы предэкзаменационного стресса и эмоциональной дезадаптации у студентов.

1.1. Понятие предэкзаменационного стресса и его изучение в психологии.

Понятие стресса можно отнести к одной из базовых научных категорий, которая стала предметом изучения целого комплекса дисциплин: биологии и медицины, физиологии и психологии, наук об управлении, демографии, юриспруденции и даже политологии. В самом общем виде его можно определить как естественную приспособительную реакцию живого организма на любое возмущение в окружающей среде. Это понятие, возникшее в физиологии в 30-х гг. ХХ в., очень быстро вышло за границы узко-биологической трактовки и стало широко использоваться как в науке, так и в житейской практике. Именно с помощью слова «стресс» мы привычно объясняем свои ошибки или неадекватные поступки при возникновении трудностей, целый букет острых эмоциональных реакций, а также возникающие впоследствии ощущения полного истощения, усталости и даже болезни. Такой короткий термин отражает три основные аспекта, на которых сконцентрировано внимание современных исследований стресса:

1) стресс как ситуация или присущие ей риск-факторы, требующие дополнительной мобилизации и изменений в поведении человека;

2) стресс как состояние, включающее целую палитру специфических физиологических и психологических проявлений;

3) стресс как отсроченные негативные последствия острых переживаний, нарушающих дееспособность и здоровье человека.

Непосредственным прародителем концепции стресса стал крупнейший французский физиолог К. Бернар. Он экспериментально разработал принципы поддержания постоянства внутренних сред организма, лежащих в основе теории гомеостаз. Для того чтобы выжить в постоянно изменяющихся внешних условиях, организм должен сохранять сбалансированный режим протекания жизненно важных функций в минимальном диапазоне допустимых изменений: для нормальной жизнедеятельности у нас должна поддерживаться постоянная температура тела, кровяное давление и осмотическое давление в клетках, состав крови, содержание кислоты в желудочном соке и многое другое. Любой выход за пределы допустимого диапазона чреват срывом механизмов адаптации, возникновением болезней и даже летальным исходом.

В переводе с английского стресс — это давление, нажим, напряжение. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т. е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, п……..

12 стр., 5506 слов

Психологические особенности учебного стресса студентов

... Теоретические аспекты изучения стресса в жизни студента 1.1 Сущность понятия "стресс" В психологии понятие стресса рассматривается с многих точек зрения. Стресс понимается как нажим, давление, напряжение (англ). Стрессом называют неспецифическую (общую) ...

Список литературы.

1. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.

2. Гаранян Н.Г., Андрусенко Д.А., Хломов И.Д. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации // Психологическая наука и образование. 2009. № 1

3. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Евдокимова Я.Г., Москова М.В., Войцех В.Ф., Семикин Г.И. Предэкзаменационный стресс и эмоциональная дезадаптация у студентов младших курсов // Социальная и клиническая психиатрия. 2007. № 2

4. Гитун Т.В. Лечение стрессов и нервных заболеваний; Книга по Требованию — Москва, 2010. — 204 c.

5. Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. — СПб.: Питер, 2008 — 240с.

6. Евдокимова Я.Г. Интерперсональные факторы эмоциональной дезадаптации студентов: Дис канд. психол. наук. М., 2008

7. Игумнов С. А., Жебентяев В. А. Стресс и стресс-зависимые заболевания; Речь — Москва, 2011. — 352 c.

8. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. — М.: Наука,2010. — 368с.

9. Красик Е.Д., Положий Б.С., Крюков E.A. Нєрвно-психическиє заболевания у студєнтов. -М.,2008. — С. 7.

10. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Издательский дом «Сентябрь». 2009.-85 с.

11. Москова М.В. Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов: Автореф. дис…канд.психол. наук. М., 2008

12. Ноздрачев А. Д., Щербатых Ю. В. Физиология и психология страха // Природа. 2008. № 5.-67 с.

13. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.: Питер, 2008. — 624 с.

14. Сандомирский М.Е. Как справиться со стрессом? — Воронеж: МО — ДЭК. 2009. — 176с.

15. Северный A.A., Aнyфpиeв А.С., Профилактика учебной дезадаптации у студентов, связанной с депрессивными расстройствами пограничного уровня. Meтoд. рекомендации. — M.,2011. — С. 3.

16. Холмогорова А.А., Гаранян Н.Г. Mнoгoфaктopнaя модель депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств как основа их интегративной психотерапии // Социальная и клиническая психиатрия. — 2008. — T. 8, № 1. — С. 94-102.

17. Цунг Э.Ю., Варес А.Ю. Стресс и стресс-зависимые заболевания; Речь — Москва, 2011. — 352 c

18. Шарапановская Е. В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков; Сфера — Москва, 2012. — 160 c.