Проблема развития ценностных ориентаций в ранней юности

Содержание

Введение 3

Глава 1. Ценностно-ориентационная сфера как предмет психологического исследования

1.1. История изучения ценностных ориентаций в зарубежных и отечественных исследованиях 5

1.2. Ценностные ориентации как составляющая личности человека. Феноменология и виды ценностных представлений 13

Глава 2. Изучение проблемы ценностных ориентаций в раннем юношеском возрасте

2.1. Особенности развития ребенка в юношеском возрасте 25

2.2. Особенности формирования ценностно-ориентационной сферы у детей в раннем юношеском возрасте 32

Заключение 43

Литература 46

Приложения 50

Введение

Современное российское общество переживает глубокие перемены, которые, как известно, связаны не только с обновлением хозяйственной жизни страны, но и затрагивают и систему ценностей – формирование новых стандартов и стереотипов в этой области. После распада СССР многие ценности, существующие в этот период перестали быть значимыми. Произошла резкая переоценка многих ценностных установок. Особенно это повлияло на развитие ценностной сферы подростков.

Дети в ранней юности – особая социально–демографическая группа. Сегодняшняя молодежь является представителем нового поколения. Пройдет 10, 20 лет и те ценности и нормы, которые существуют в подростковой среде сейчас, станут трансформироваться в нашем обществе. Это предопределяет социальную значимость исследуемой нами проблемы.

Многочисленные исследования, проводимые в разное время К.А. Абульханово-Славской, Б.Ф. Ломовым, В.Э. Чудновским, Э.Эриксоном, В.А. Ядовым и др., и направленные на изучение ценностно-ориентационной сферы детей в раннем юношеском возрасте, а также проведенные в различные периоды развития советской научной мысли, не отражают, по существу, сути проблемы в настоящее время. Этот факт и определяет научную значимость нашей работы.

Практическая значимость нашего исследования предопределяется следующим фактом. Многие практические психологи, социальные педагоги, воспитатели, непосредственно работающие со старшеклассниками по различным тренинговым, лекционным программ часто не имеют представления об особенностях ценностно-ориентационной сферы современных подростков. Это, конечно же, влияет на эффективность этих программ в целом.

6 стр., 2786 слов

Особенности мотивационно-ценностной сферы юношей

... важное теоретическое значение для выявления структуры мотивационно-ценностной сферы и закономерностей ее развития в юношеском возрасте, что дополняет имеющиеся теоретические представления в области ... смыслов являются закономерными процессами в развитии личности. В юношеском возрасте и следующем за ним возрасте ранней взрослости большинство людей сталкиваются с необходимостью самоопределения и ...

Исходя из выше изложенного мы можем сформулировать следующую цель данной работы.

Цель исследования – изучение проблемы развития ценностных ориентаций в ранней юности.

Объект исследования — личность ребенка в возрасте от 15 до 18 лет.

Предмет исследования — ценностно-ориентационная сфера ребенка в ранней юности.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть историю изучения ценностных ориентаций в зарубежных и отечественных исследованиях.

2. Охарактеризовать ценностные ориентации как составляющую личности человека, феноменологию и виды ценностных представлений.

3. Проанализировать особенности развития ребенка в юношеском возрасте

4. Изучить особенности ценностно-ориентационной сферы детей в ранней юности.

Глава 1. Ценностно-ориентационная сфера как предмет психологического исследования

1.1. История изучения ценностных ориентаций в зарубежных и отечественных исследованиях

Человек живет среди людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для него, имеют различную цену. Мир человека – это мир ценностей. Ценностями являются не только драгоценности, т.е. вещи, имеющие высокую цену, но и драгоценности с акцентом на первую часть этого слова: ценности – это то, что дорого для человека; то, что имеет для него значение. Ценности – это значимые для человека объекты (материальные или идеальные).

Так что в широком смысле слова ценностями называются обобщенные, устойчивые представления о чем-то, как о предпочитаемом, как о благе, т.е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества).

В ценности чего-то или кого-то для человека отражается его отношение к чему-то или кому-то. Ценность – не природное свойство чего-то – внешнего предмета, события или явления. В ценности отражено отношение индивида к предмету, событию или явлению; а именно, отношение, в котором проявляется признание этого чего-то как важного, значимого для человека.

В своем поведении, в принятии решений, в суждениях человек исходит из тех иных ценностей, ориентируется на них. Важнейшие для индивида ценности определяют его «систему координат» — систему ценностных ориентаций. Ценность чего-то для человека определяется тем, отвечает ли это что-то (предмет, событие, явление) его потребностям, интересам и т.д. Как различны потребности и интересы, так различна стоимость различных ценностей, их значимость в жизни человека…..

Литература

1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентиры личности и проблема их формирования //Советская педагогика, 1981 — № 8 — с.61-69.

2. Бандзеладзе Г.Д.. О творческом характере нравственности //Вопросы философии, 1981-№6-с.119-122.

3. Бездухов В.П. Изучение ценностных ориентаций молодых и опытных учителей //Информационный бюллетень. Гуманизация образования, 1996.

4. Берулава М.Н. Гуманизация образования. Проблемы и перспективы //Информационный бюллетень. Гуманизация образования, 1996.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 2006.

6. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. — М., 1998.

7. Дондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориен-тированного воспитания //Педагогика, 1995-№4-с.29-33.

6 стр., 2820 слов

1. Физиология человека и ее связь с педагогикой и психологией

... организма (воздух, вода, температура, пища и т.д.). Для существования организма человека необходим постоянный обмен веществами, энергией и информацией с внешней средой. Постоянное ... колебаний - уровень биологических констант. Процессы саморегуляции, направленные на поддержание гомеостаза у человека, осуществляются ВНС на основе двух механизмов - нервного и гуморального. Гуморальная регуляция ...

8. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций //Психологический журнал, 1995-т.16-N3.

9. Григорьев Д.В. Педагогическая поддержка поиска старшеклассниками ценностных смыслов жизни: Диссертация канд.пед.наук. – М., 2000.

10. Гурина Т.П. Представления старшеклассников о ценностях //Педагогика,1995-№4-с.44-48.

11. Джафарли Т.М. Активная жизненная позиция и духовное развитие личности//Вопросы философии, 1981-№6-с.70.

12. Дильтей В. Категории жизни //Вопросы философии, 1995 – №10 — с.129.

13. Казакина М.Г. Формирование ценностных ориентаций в коллективе старшеклассников //Советская педагогика, 1983-N3-с.69-72.

14. Кирьякова А.В. Теория ориентаций в мире ценностей. Монография. Оренбург, 1996. — с.188.

15. Коломинский Я.Л. Ценная работа об эмоциях и личности //Вопросы психологии, 1999-№3-с.169.

16. Кон И.С. В поисках «Я». М.: Педагогика, 2004.

17. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности// Психологический журнал, 1997, №4. С.126-136.

18. Крайг Г. Психология развития – СПб.: Питер, 2000.

19. Курячий С.И. Влияние установок на восприятие другого человека//Вопросы психологии, 1993. — №6-с.105.

20. Кэмпбелл Дж. Свобода и сообщество //Вопросы философии, 1992 — №12, с.112-125.

21. Лисовский В.Т. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях: Социол. публицистика // Социол. исслед. – 2002. – №7. – С.111–116.

22. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений: Опыт сравнит. социол. исслед. рос. молодежи // Социол. исслед. – 1998. – №5. – С.98–104.

23. Махов С.Ф. Подросток в свободное время. – СПб., 2002.

24. Ольшанский В. Старшеклассник в изменяющемся мире: Социол. Исслед. // Нар. образование. – 2000. – №3. – С.117–120.

25. Павлова Е.В. Стимулирование старших школьников к ценностному осмыслению жизни. Диссертация канд.пед.наук. – Псков, 2004.

26. Панкова Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников // Социол. исслед. – 2002. – №5. – С.111–114.

27. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998.

28. Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Издательство «Питер», 2000.

29. Психология подростка/ Под ред. Д.И. Фельдштейн. — М., 1997.

30. Психология современного подростка/ Под ред. Д.И. Фельдштейн. — М., 2002.

31. Психологические тесты/ Под ред. А.А. Карелина: В 2 т.- М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999.

32. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) //Педагогика, 1995 — № 5 — с.87.

33. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.

34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2004.

35. Светлова Н.В. Особенности ценностных ориентаций и нравственного самосознания учащихся средней школы. Диссертация канд.псих.наук. – М., 2003.

13 стр., 6122 слов

Ценностно-смысловая структура личности современной молодежи

... личности современной молодежи. Цель исследования: изучить ценностно-смысловую структуру личности современной молодежи. Объект исследования: ценностно-смысловая структура личности. Предмет исследования: ценностно-смысловая структура личности современной молодежи. ... . Описать ценностно-смысловую структуру личности современной молодежи. Методологической базой исследования. Многие исследователи, ...

36. Свиридов Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи (дальневосточная ситуация) // Социол. исслед. – 2002. – №1. – С.90–95.

37. Селиванов З.К. Смысложизненные ориентации подростков // Социол. исслед. 2001. №2. С.87-92..

38. Сергейчик С.И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи // Социол. исслед. – 2002. – №5. – С.107–111.

39. Скриптунова Е.А. О предпочтениях городской молодежи: (Заметки об исследовании) // Социол. исслед. – 2002. – №1. – С.105–11.

40. Смирнова И.Ф. Педагогические условия становления жизненных целей старшеклассников. Диссертация канд.пед.наук. – Пенза, 1998.

41. Ушакова Н.Н. Индивидуальный подход в процессе формирования ценностных ориентаций учащихся общеобразовательной школы. Диссертация канд.пед.наук. – Курган, 1998.

42. Хорак И., Вачек И. Ценностные ориентации молодежи//Народное образование, 1999.-№8-9.-С.114-116.

43. Ценности гражданского общества и личность. Книга для учителя/ Сост. А.И. Михайлова. Отв. Ред. Р.Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2001.

44. Ценностные ориентации современной молодежи: Обзор

социол. исслед. / Рос. гос. юнош. б-ка; Сост.: В.П. Вдовиченко. – М.,

2003, 24 с.

45. Чавгавадзе Н.З. Человек — Культура — Ценности. //Вопросы философии, 1994.-№6.-с.59.

46. Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего»// Психологический журнал, 1995, Т.16. №2.С.15-25.

47. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. — СПб., 1999.

48. Шубенкова Е.И. К вопросу о формировании ценностных ори-ентаций личности//Советская педагогика, 1980.-№9.-с.27.

49. Эриксон Э Детство и общество. — СПб., 1996.

50. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М., 1996.

51. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе// Социологический журнал. 1994, №1. С.35-52.

52. Якобсон П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности. – М., 2002.