Оглавление
Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические подходы к организации экологически развивающей среды в ДОО………………………………………… 5
1.1. Понятие экологически развивающей среды……………………… 5
1.2. Принципы организации развивающей среды в группе и ДОО развивающей среды в ДОО………………………………………… 8
2. Опытно-экспериментальная работа по созданию экологически развивающей среды в ДОО………………………………………… 12
2.1. Организация экологически развивающей среды в МБДОУ № 3 «Солнышко» города Новошахтинска…………………………….. 12
2.2. Оценка организации экологически развивающей среды в МБДОУ № 3 «Солнышко»………………………………………… 20
Заключение………………………………………………………………….. 27
Список литературы…………………………………………………………. 28
Введение
В начале третьего тысячелетия человечество вступило в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой. При рассмотрении психологических аспектов взаимодействия человека с природой возникает острая проблема, лежащая не столько в области новых открытий и разработке современных технологий, сколько в изменении поведения человека.
Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья и поведения. Культура здоровья предполагает не «накопительство» полезных, важных знаний, не «собирательство» руководств и рекомендаций для расширения общего кругозора. Она предполагает активное использование почерпнутых знаний, умение применить их в каждодневной практике.
Для этого воспитателю, необходимо: понять условия, в которых мы живем, знать характеристики окружающей и развивающей среды; разумно соотнести себя объективным миром вокруг, чтобы наилучшим образом войти в него без ненужных и болезненных потерь; не забывать, что здоровье во многом зависит от здорового образа жизни, от правильного отношения к труду, общественной деятельности, отдыху, быту.
Исходя из этого, экологически развивающая среда — это среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.
Существующие комплексные программы для детского сада содержат раздел ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у дошкольников экологического сознания, культуры природопользования.
Анализ путей создания развивающий среды в дошкольном образовательном учреждении
... содержания педагогического процесса не может быть оторван от развивающей среды. Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям ... к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного ...
Данная проблема достаточно актуальна на сегодняшний день, что и побудило нас провести целенаправленную работу по изучению организации экологически развивающей среды в ДОО.
Целью курсовой работы является изучение условий организации экологически развивающей среды в ДОО.
В связи с выявленной целью, поставлены следующие задачи:
— рассмотреть теоретические основы построения эколого-развивающей среды в современной ДОО;
— разработать идеальную модель эколого-развивающей среды;
— проанализировать эколого-развивающую среду в современной ДОО.
Проблема исследования: какая модель и педагогические условия создания экологически развивающей среды актуальна в современной ДОО.
Объектом работы является экологически развивающая среда в дошкольной образовательной организации.
Предмет — организация экологически развивающей среды в ДОО.
Гипотеза исследования: эффективность процесса создания в современном ДОО экологически развивающей среды может быть достигнута, если будут соблюдены следующие условия:
— каждый компонент экологически развивающей среды будет использоваться в соответствии со своим функциональным назначением;
— четкое выделение в экологически развивающей среде центров, которые бы способствовали всестороннему развитию ребенка;
— будут использоваться экологически чистые материалы, безопасные для здоровья дошкольников.
Методы исследования: анализ научной методической работы.
1. Теоретические подходы к организации экологически развивающей среды в ДОО
1.1. Понятие экологически развивающей среды
Создание экологически развивающей среды в ДОО является одним из условий экологического воспитания детей.
В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С.Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П.П. Блонский), «окружающая среда» (А.С. Макаренко).
В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия — среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки. [15]
В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. [16]
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... видов музыкальной деятельности. Она эстетизирует их, развивая при этом наблюдательность, память, мышление, интуицию, ... закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили ... природных предпосылок, считающую способности обусловленными лишь средой и воспитанием[19]. Пристальное внимание русского ...
Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная — с экологической точки зрения — организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей.
Экологически развивающая среда — это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помогает детям организовать опыты, чтобы найти решение. Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность. Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их. Постоянные наблюдения и уход за растениями и животными воспитывают у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения с ними. [11]
Задачи экологизации развивающей предметной среды предполагают создание условий для:
— познавательного развития ребенка (возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
— эколого-эстетического развития (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм);
— оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; озеленение территории; создание условий для общения детей с природой);
— становления нравственных качеств ребенка (создание условий для ухода за живыми объектами и общения с ними, для формирования желания и умений сохранить окружающий мир природы);
— формирования навыков экологически грамотного поведения (навыков экономного использования ресурсов; экологически грамотного поведения в природе);
— экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование его на занятиях по изодеятельности и т.п.), совместной и индивидуальной экологически ориентированной деятельности детей. [11]
Дидактическая игра как средство ознакомления детей с природой. ...
... I. Теоретические и методические основы использования дидактической игры в ознакомлении с природой 1.1.Игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. В соответствии с Федеральными государственные требованиями, выдвигающими на первый ...
Правильная организация зоны природы предполагает усвоение работниками дошкольных учреждений экологического подхода к жизни растений и животных и особенностей методики экологического воспитания детей.
Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.
Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за рыбками, птицами и растениями, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов.
Экологическая среда в детском саду — это, прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы — его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается. [12]
В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:
— безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (……..
Список литературы
1. Амонашвили Ш. А. Созидая человека.- М.: Педагогика, 1982.- 286 с.
2. Антипина Т. В. Экология и образование /Т.В. Антипина //Воспитание школьников.- 2000.- №6.- С. 3-15.
3. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания /О.М. Барковская //Начальная школа.- 2004.- №2.- С.32-33.
4. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников /Л. Бобылева //Дошкольное воспитание.- 2015.- № 7.- С. 10-15.
5. Богданец Т. Экологические знания — первое представление о мире /Т. Богланец //Дошкольное воспитание.- 2013.- № 12.- С. 18-21.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: Ин-т практической психологии, 1995.- 446 с.
7. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации /В. Васильев //Народное образование.- 2010.- № 9.- С.177-180.
8. Волкова О.В. Формы взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания [Электронный ресурс]. — Режим доступа: < detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/11/27/formy-vzaimodeystviya-s-semyami-vospitannikov-v-voprosakh>
9. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.- СПБ.: Детство-Пресс, 2011.- 160с.
10. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 2005.- 192 с.
11. Дерябо С.Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 288 с.
12. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.- М.: ТЦ Сфера, 2013.- 56 с.
13. Мельчаков Л.Ф. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению. Пособие для учителя.- М.: Педагогика, 2004.- 172 с.
14. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.- М.: Академия, 2011.- 336 с.
Роль дидактической игры в экологическом образовании детей среднего ...
... для воспитания экологической культуры, духовности, формирования эколого-осознанного поведения в окружающей природной среде, привития практических природоохранных навыков, развития познавательной и творческой активности ребенка, как ... НПО «МОДЭК», 1998. – 480 с. 4. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. 5. Запорожец А.В. Психология ...
15. Педагогика /Под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Высшая школа, 2006.
16. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под. ред. С.А. Смирнова.- М.: Академия, 2001.- 386 с.
17. Подласый И. П. Педагогика.- М.: Просвещение, 2006.- 388 с.
18. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки. Экология для малышей.- М.: Логос, 2014.- 230 с.