Курс
1. Проблема соотношения житейской и научной, академической и практической психологии.
2. Историческое развитие представлений о предмете психологии (варианты понимания души в античной психологии; предпосылки формирования и возникновение, предмет и метод эмпирической психологии сознания; ассоциация как механизм работы сознания; проблема психологического кризиса конца 19- начала 20 в. – на выбор).
3. Современные проблемы и направления психологии (проблема бессознательного в психоанализе и грузинской школе психологии установки; поведение как предмет психологии; целостный подход в психологии; идеографический и номотетический подходы; проблема социокультурной обусловленности человеческой психики; деятельностный подход в психологии – на выбор).
4. Возникновение и развитие психики в филогенезе.
5. Возникновение, историческое развитие и структура сознания.
6. Психофизиологическая проблема и варианты ее решения.
7. Становление и развитие культурно-исторического подхода в психологической науке в России в начале ХХ века.
Ощущение и восприятие
1. Возрастные особенности ощущений и восприятий.
2. Гендерные различия в восприятии.
3. Ощущения и восприятие в норме и при различных патологиях.
4. Сложные формы восприятия (восприятие пространства, времени, движения).
5. Психологическая диагностика различных форм восприятия.
6. Психофизическая проблема и ее современные решения.
7. Экспериментальные исследования восприятия.
8. Частные виды чувствительности (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, органические ощущения): их особенности, виды, значение в познании окружающей реальности.
9. Иллюзии восприятия (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и т.д.).
10. Прикладные аспекты изучения сенсорно-перцептивных процессов (проф. диагностика, проф. пригодность, обучение, раннее развитие).
11. Восприятие отдельных объектов и природы в целом
12. Перцептивное, когнитивное и прагматическое восприятие природы
Память.
1. Память – основа личности: роль памяти в жизни человека
2. Память и психофизиологическая проблема
3. Теории памяти в классических психологических школах
4. Компьютерная метафора и ее роль в исследовании структурной организации памяти
5. Принципы организации памяти (А. Г. Асмолов)
6. Модели кратковременной памяти
7. Запоминание как процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации
ИЗУЧЕНИЕ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
... и уметь анализировать медицинскую документацию. ИЗУЧЕНИЕ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Большое значение имеет целенаправленное ... зрения, обоняния, вкуса, осязания). Не бывает ли обманов чувственного восприятия (иллюзий, галлюцинаций). Изучение медицинской документации. Специальные исследования. 2.Особенности речи. ... Беседы с ребенком. 5. Особенности памяти. К
8. Воспроизведение как активный творческий процесс
9. Процесс сохранения как освоение и овладение материалом
10. Забывание: классические и современные представления
Учение о следах памяти.
Память как действие.
13. Моделирование памяти.
14. Память и другие психические процессы.
15. Память и личность: роль памяти в становлении и жизни личности.
16. Представления о памяти в работах классиков (Платона и Аристотеля, У. Джемса, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.С. Роговина, других исследователей – на выбор).
17. Проблемы развития памяти.
18. Нарушения памяти. Экспериментально-психологическое исследование объема кратковременной памяти.
19. Экспериментально-психологическое исследование визуально-пространственной матрицы как вспомогательной системы рабочей памяти.
20. Сравнительная характеристика методов заучивания.
21. Экспериментально-психологическое исследование эффективности рекламных кампаний разного типа.
22. Экспериментально-психологическое исследование забывания неприятного.
23. Экспериментально-психологическое исследование кодирования информации в семантической памяти.
Внимание.
- История представлений о внимании.
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности
- Патология внимания
- Внимание психотерапевта
- Типы внимания
- Когнитивные модели внимания
- Способы управления вниманием.
- Развитие внимание в профессиональной деятельности
- Приемы формирования внимания
- Развитие сценического внимания
- Внимание в измененных состояниях сознания
Мышление и речь.
1. Тенденции развития современной психологии мышления.
2. Сравнение основных подходов к изучению мышления.
3. Проблема развития мышления: различие подходов к ее решению.
4. Проблема классификации видов мышления.
5. Современные экспериментальные исследования различных видов мышления.
6. Культура и мышление.
7. Мышление и личность: основания типологий.
8. Индивидуально-личностные различия в мышлении.
9. Концепции интеллекта. Описание структуры интеллекта в различных теориях.
10. Проблема и методы диагностики творческого мышления.
11. Творческое мышление и творческая личность.
12. Мышление как деятельность.
13. Мотивация мышления.
14. Взаимосвязь эмоций и мышления.
15. Взаимодействие мышления с другими познавательными процессами.
16. Взаимосвязь мышления и речи.
17. Механизмы порождения и понимания речи: сравнение концепций и моделей.
18. Психологический и информационный подход к изучению мышления.
19. Проблема моделирования мышления и интеллекта.
20. Творческое мышление и пути его развития.
21. Метафорическое мышление и его роль в творчестве.
22. Методы активизации мыслительной деятельности.
Графические методы в диагностике личности.Проблема исследования ...
... настоящего теоретического исследования: «Графические методы в диагностике личности». Цель исследования – теоретически изучить возможности графических методов в диагностике личности. Объект исследования: графические методы психодиагностики. Предмет: возможности применения графических методов в исследовании личности. Задачи: 1. ...
23. Особенности профессионального мышления (на примере любых профессий).
Мотивация и эмоции.
- Методы исследования мотивации.
- Соотношение осознаваемой и неосознаваемой мотивации.
- Проблема изучения и диагностики эмоциональных состояний.
- Современная позитивная психология.
- Регуляция проявления эмоций.
- Психофизиологические методы выявления скрываемых эмоций.
- Психология эмоциональных состояний.
- Психологические аспекты стресса.
- Роль эмоций в структуре психики.
- Связь эмоций и познавательных процессов.
Примерный перечень тем курсовых работ кафедры общей и социальной психологии
Курс
1. Интеллект как объект психологической диагностики
2. Подходы к диагностике креативности
3. Исследование личности с помощью опросников
4. Понятие личности в психодиагностике
5. Самосознание как объект психологической диагностики
6. Особенности психологической диагностики межличностных отношений
7. Соотношение объективных и субъективных критериев диагностики психологических феноменов (феномен – на выбор студента)
8. Валидность диагностических методик (методика – по выбору студента)
9. Методология проективной диагностики
10. Методологические и методические аспекты графической диагностики
11. Специфика психодиагностической деятельности в условиях психологической службы организации (организация – по выбору студента)
12. Проксеологические аспекты психологической диагностики (тема уточняется по выбору студента)
13. Адаптация иноязычного психометрического теста к российским условиям.
14. Факторный анализ как метод психологического исследования.
15. Психологический контракт как модель управления карьерой на этапе профессионального мастерства
16. Организационные нормы и их соответствие ценностным ориентациям личности (контент-анализ корпоративных кодексов организационной культуры)
17. Целеполагание и контроль в структуре личности
18. Психология контроля в российской и зарубежной литературе
19. Психология нормативно-ориентированного поведения
20. Профессиональный опыт личности как условие ее конкурентоспособности
21. Психологические факторы конкурентоспособности личности на современном рынке труда
22. Индивид. Индивидуальность. Личность.
23. Диагностические методики при выборе профессий
24. Диагностическая методика «Профориентатор» для старшеклассников
25. Диагностическая методика «Профкарьера» для студентов
Студенты 4 курса!
Темы курсовых работ обсуждаются с научным руководителем с перспективой написания дальнейшей выпускной квалификационной работы.