Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена реформированием уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, ориентированным на гуманизацию уголовно-исполнительной политики, соблюдение прав граждан, находящихся в местах лишения свободы. В последние годы принят ряд федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на государственную поддержку уголовно-исполнительной системы, укрепление гарантий прав граждан, совершивших преступления, за которые назначено наказание в виде лишения свободы. Целью курсовой работы является освещение теоретических положений, касающихся правового регулирования мер воспитательного воздействия, применяемых к осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях. Достижение указанной цели осуществлялось путем постановки и решения следующих задач: — дать общую характеристику воспитательной работы с осужденными; — рассмотреть основные направления организации и осуществления воспитательной работы; — раскрыть понятие и формы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы.
1 Понятие воспитательной работы с осужденными и принципы ее осуществления
1.1Понятие воспитательной работы с осужденными
Проблема осуществления воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы являлась всегда достаточно сложной и дискуссионной. В дореволюционный период использовалось понятие пенитенциарного воспитания, целью которого было внушение арестанту правильного понятия о религии, об общих гражданских обязанностях, требующих преданности престолу и отечеству и подчинения существующим законам и властям1. В советское время воспитательное воздействие на осужденных рассматривалось как учебно-воспитательное дело, составной частью которого признавалась культурно-просветительная работа. В начале 30-х гг. появился двойной подход: в системе исправительно-трудовых лагерей в качестве воспитательного воздействия проводилась культурно-воспитательная работа, а в системе ИК — политико-воспитательная работа2. С середины 50-х гг. в обиход прочно вошло понятие «политико- воспитательная работа», которая была общепризнанным средством воздействия на осужденных. В связи с признанием Российской Федерацией идеологического многообразия произошли изменения и в сфере исполнения уголовных наказаний: понятие «политико-воспитательная работа» было заменено понятием «воспитательная работа».
Психолого-педагогическая работа с притесняемыми осужденными несовершеннолетнего ...
... построения отношений, факторы влияющие на место занимаемое несовершеннолетни осужденным в коллективе, его развитие как личности. Структурно курсовая работа состоит из: введения, трех параграфов, заключения, списка используемой ... в СИЗО, ни в ВК до конца не контролируется. Не контролируется с воспитательной точки зрения. К сожалению, подросток не получает полноценных условий для развития, а ...
Развивая понятие исправления осужденных, Уголовно-исполнительный кодекс РФ в ст. 9 детально регламентирует содержание воспитательной работы и основные формы и методы ее осуществления в исправительных учреждениях. В ст. 109 Кодекса определяется, что воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. В науке выделяют юридическое и нравственное исправление осужденных. Юридическое исправление — это ведение законопослушного образа жизни, а нравственное исправление, кроме того, предполагает еще и формирование у осужденных неких нравственных начал3. Воспитательная работа — это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, росту правопослушного поведения, обеспечивающих успешность социальной адаптации после освобождения4. Иными словами, речь идет о таком воздействии на осужденных, которое обеспечивает определенный уровень нравственного исправления, необходимый для успешной социальной адаптации осужденного после освобождения.
В качестве базовых положений организации и проведения воспитательной работы в местах лишения свободы выступают: незыблемость основных прав и свобод человека; гуманизм; законность; сочетание централизации и развития самодеятельных начал; комплексность, системность и преемственность карательно-воспитательного процесса; сохранение, упрочение и восстановление социально полезных связей осужденных; открытость и прозрачность уголовно-исполнительной системы, достаточность ее материально-ресурсного обеспечения. Характерной особенностью организации воспитательной работы в местах лишения свободы является то обстоятельство, что, с одной стороны, она осуществляется в условиях исполнения наказания, т.е. реализации карательной политики государства, затрагивающей систему взаимоотношений осужденных, существенно ущемляющей их свободу и интересы, а с другой стороны, проводится в весьма неблагоприятных условиях повышенной концентрации криминогенной среды, оказывающей активное противодействие: значительная часть осужденных в силу своей криминальной, воровской ориентации принципиально не приемлет меры воспитательного воздействия5. При организации и проведении воспитательной работы необходим учет индивидуальных особенностей личности осужденного, характера совершенного им преступления, степени разорванности социально полезных и родственных связей и др.
ДКР по пенитенциарной психологии 2 вариант 1.Принципы изучения ...
... взаимоотношений в воспитательной работе. Научные исследования и практика отечественных пенитенциарных учреждений свидетельствуют, что в них расслоение осужденных на ... контрольной работы рассмотреть: 1.Принципы изучения личности и среды осужденных. 2.Понятие принципов ...................................................... 1. Принципы изучения личности и среды осужденных Личность осужденного находится ...
Для этого необходимо с помощью педагогов, психологов создать своеобразный психолого-педагогический портрет каждого осужденного с выделением отдельных свойств личности. Задача педагогов — установить отдельные свойства личности, определить их характер и направить воспитательное воздействие прежде всего на пораженные участки, опираясь при этом на имевшиеся у осужденного положительные качества и нравственные начала, всячески их развивая и укрепляя. Деятельность каждого исправительного учреждения в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения подлежит строгой регламентации; в рамках внутреннего распорядка дня устанавливается перечень воспитательных мероприятий: общие собрания осужденных, постоянно действующие семинары социально правовых знаний, школы подготовки осужденных к освобождению и др. Участие в различных мероприятиях не может быть закреплено в качестве обязанности для осужденных (хотя в распорядке дня время для проведения таких мероприятий может быть определено).
1.2. Основные принципы воспитательной работы с осужденными Реализация исправительно-воспитательного процесса требует от администрации психологов и воспитателей пенитенциарного учреждения учета специфических принципов. Выделяются следующие принципы воспитательной работы с осужденными. 1. Принцип целенаправленности в воспитательной деятельности. Цель определяется как начальная перспектива с тем, чтобы в зависимости от достигаемых результатов перевоспитания можно было бы определить ее более точно, скорректировав на большую перспективу. Она выступает как ориентир, позволяющей выстроить перед осужденным целую систему «перспективных линий» — от ближней к дальней6. В качестве дальней цели может быть определена перспектива окончательного перевоспитания и возвращения бывшего преступника в жизнь общества сознательным, законопослушным членом. 2.Принцип соответствия цели средствам, формам и методам воспитательной деятельности по отношению к конкретному осужденному. Достижение определенной цели всегда предусматривает определение наиболее оптимального педагогического инструментария, который бы позволил в соответствующих условиях добиться перевоспитания каждого осужденного.
3. Принцип связи процесса перевоспитания осужденного с жизнью. Сущность принципа заключается в том, что процесс перевоспитания направлен на подготовку осужденного к жизнедеятельности в той социальной среде, в которую он попадает после его выхода на свободу. В этом одна из наиболее сложных социальных проблем, стоящих перед воспитателями, так как абстрактная цель перевоспитания может оторвать человека от реальной жизни. Так как человек может не найти своего места в обществе, после освобождения из заключения. Последствиями такого рецидива могут стать действия освобожденного, предусматривающие вновь применение мер осуждения. Воспитателям рекомендуется помочь человеку восстановить и наладить социально полезные связи сообществом, знакомя их с общественной жизнью вне мест заключения путем прессы, а также формировать у них положительные социальные установки. Этому способствует так же вовлечение осужденных в трудовую и общественную деятельность колонии7. 4. Принцип активности осужденного в общественно-полезной деятельности. Данный принцип непосредственно связан с предыдущим. Сущность его заключается в том, что важнейшим источником развития человека является его собственная активность.
Принципы организации и задачи службы медицины
... В основу организации сил и средств МС ГЗ положены следующие принципы. 1.Территориально-производственный принцип (создаются в основном на базе существующих учреждений и органов здравоохранения). ... мед. помощи (ЭМП). 2. СМК организуется по территориально-производственному и региональному принципу и представлена трехуровневой структурой: федеральной, региональной и территориальной. 3. Управление и ...
Общественно-полезная деятельность деятельность осужденных — это прежде всего производительный труд. Воспитательная функция труда в процессе формирования личности общеизвестна. К общественно-полезной деятельности в условиях заключения относятся учебная, культурно-досуговая и физкультурно — спортивная деятельность. 5. Принцип воспитания в коллективе. Данный принцип вытекает из социальной обусловленности развития (исправления) личности осужденного. Здесь играет роль ближайшее окружение осужденного и особое педагогическое мастерство воспитателей. 6.Принцип дефференцированного подхода в процессе перевоспитания. Принцип дефференцированного подхода требует строить перевоспитание осужденного с учетом своеобразия группы, к которой он относится. Это позволяет наиболее полно учесть особенности каждого. Группы могут быть сформированы: 1) по характеру совершения преступления; 2) по количеству судимостей; 3) по степени криминальной зараженности; 4) по степени общественной опасности; 5) по возрасту; 6) по образованию и т д.
7.Принцип индивидуального подхода. Именно через индивидуальный подход можно реально рассчитывать на действенность перевоспитания конкретного человека. 8. Принцип комплексного подхода. Речь идет об использовании комплекса мер воспитательного воздействия, способного обеспечить разносторонность развития.
2 Формы и методы воспитательной работы с осужденными
2.1Формы воспитательной работы с осужденными
В ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве речь шла о политико-воспитательной работе с осужденными, основными формами проведения которой являлись трудовое соревнование, разъяснение законодательства, агитационная и пропагандистская, культурно-массовая, физкультурно-спортивная и индивидуальная работа, то теперь такого разделения нет8. Называются лишь формы, направления воспитания. 1Нравственное воспитание осужденных в исправительной (пенитенциарной) педагогике рассматривается через призму формирования личности осужденных, их жизненной позиции. Воспитание правильной позиции является делом исключительно важным и сложным, так как именно отсутствие устойчивых нравственных начал и привело осужденных к преступлению. Нравственное воспитание тесно связано со всеми направлениями воспитательного воздействия, так как оно концентрирует в себе проявление их влияния на личность9.
2 Правовое воспитание осужденных предполагает формирование у них правосознания, включающего знание принципов и норм права, а также убеждение в необходимости следовать им. В этой работе следует прежде всего обращать внимание не на знание осужденными правовых норм (при всей значимости таких знаний), а на формирование у них уважения к закону, понимания необходимости следовать предписаниям правовых норм несмотря на распространенное ныне в обществе нигилистическое отношение к законности, праву в целом, веру во всемогущество денежного мешка.
Работа психологической службы в исправительных учреждениях.Основные ...
... -экономического кризиса. Законодательное закрепление принципа исправления осужденных поставило перед работниками исправительных учреждений новые задачи., важнейшими из которых являются организация воспитательной работы в исправительных учреждениях и создание соответствующих условий, способствующих ...
3 Трудовое воспитание — одно из наиболее действенных направлений воспитательной работы в условиях изоляции преступника и существенного ограничения использования его способностей, физических и профессиональных возможностей. Оно предполагает формирование у осужденных психологической готовности к труду. Кроме того, оно призвано учитывать прежде всего физическое и психическое здоровье осужденных, необходимость их профессиональной подготовки с учетом перспектив устройства на работу после освобождения от наказания, а также их трудового использования в период отбывания наказания на предприятиях и в организациях различных форм собственности10. Одной из форм трудового воспитания является трудовое соревнование.
4 Достаточно много внимания в практике исправительных учреждений уделяется эстетическому воспитанию осужденных. В большинстве случаев это малокультурные люди. Все эти качества наиболее наглядно проявляются в их субкультуре с присущими ей жаргоном и фольклором, воровской романтикой и блатными традициями, лагерными песнями и другими атрибутами. Поэтому перед персоналом исправительных учреждений в процессе осуществления воспитательных воздействий стоит задача формирования у осужденных способности воспринимать и правильно понимать прекрасное в окружающей действительности, эстетических взглядов, вкусов, потребностей и желания участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни11.
5 Важной формой нравственного воспитания осужденных является религиозное воздействие. В настоящее время имеются соглашения с религиозными конфессиями (например, с Русской Православной Церковью в лице ее Московской Патриархии), в которых определяются формы их работы с осужденными, отбывающими наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Сейчас в каждом исправительном учреждении оборудованы соответствующие помещения для отправления религиозных обрядов (часовни, домовые церкви, дацаны, мечети, молельные комнаты
и др.).
В практической деятельности сложным является вопрос о допуске в исправительные учреждения для проведения религиозного просвещения осужденных представителей тех или иных религиозных конфессий, особенно сектантских течений и групп различной ориентации, выступающих в ряде случаев против общечеловеческих ценностей12. Этот вопрос необходимо решать через Министерство юстиции РФ и его организационные структуры на местах, которые осуществляют регистрацию подобного рода организаций, имея возможность проверить и оценить их учения (у некоторых сектантских групп они даже не переведены на русский язык).
Особенности профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях ...
... старшеклассниками Предмет: особенности профориентационной деятельности в общеобразовательных учреждениях с учениками старших классов. Цель: определить отличительные особенности работы в общеобразовательных учреждениях с учениками старших классов по их профессиональной ...
Перекладывать данное решение на администрацию исправительных учреждений недопустимо, она не обладает возможностями дать правильную оценку таким обстоятельствам. При наличии регистрации в органах юстиции конкретной религиозной организации и наличии в учреждении осужденных, желающих отправления обрядов именно данной религиозной организацией, администрация учреждения обязана допустить ее представителей к осужденным.
Данное положение сейчас закреплено в ч. 2ст. 118 УИК РФ: к осужденным, содержащимся в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, одиночных камерах, по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных.
В таком деликатном деле, как религиозное воздействие, не всегда удается избежать компании по реализации указанных соглашений, имеются попытки стандартизировать эту работу, например, оборудовать молельные комнаты по единому образцу (как функционировавшие ранее ленинские комнаты).
Весьма опасными и деструктивными являются требования ориентироваться в этой работе прежде всего на ту либо иную религию и не поощрять посещений исправительных учреждений представителями других религиозных учений. Нельзя командными методами приучать человека к религии, обязывая посещать религиозные службы, изучать вероучения (если это не связано со спецификой выполняемых служебных обязанностей); тем более недопустимо вводить в программу служебной подготовки персонала требования изучать, например, православие в обязательном порядке, а иные вероучения — по желанию. Кроме протеста, игнорирования и недовольства такая практика ничего другого вызвать не может. Только спокойная, вдумчивая, кропотливая и довольно длительная работа может дать положительные результаты в такой деликатной сфере жизнедеятельности человека и общества.
6 В исправительных учреждениях достаточно много внимания уделяется физическому воспитанию осужденных, для чего в каждом исправительном учреждении создается необходимая спортивная база (за исключением тюрем и колоний особого режима).
Причем в ряде исправительных учреждений, особенно в воспитательных колониях, где позволяют площади, имеются хорошо оборудованные спортивные площадки и спортивные залы. Спортивные мероприятия служат не только важным фактором поддержания здоровья осужденных и их физического состояния, но и обеспечивают занятость осужденных полезными делами (особенно в условиях отсутствия работы, непосещения образовательных занятий и при других неблагоприятных факторах).
2.2 Методы воспитательной работы с осужденными
Уголовно-исполнительным законодательством закрепляется принцип дифференциации воспитательной работы в зависимости от срока наказания, вида исправительного учреждения и условий содержания осужденных. Требование дифференцированного подхода вытекает как из сложившейся практики исполнения лишения свободы, так и из ратифицированных Россией международно-правовых договоров, определяющих стандартные правила обращения с осужденными13. Воспитательная работа проводится в трех основных формах: 1) индивидуальной; 2) групповой; 3) массовой. При этом широко применяются психолого-педагогические методы воздействия на отдельных осужденных и их группы. Наиболее эффективной формой воспитательного воздействия является индивидуальная работа с осужденными. Индивидуальная работа включает в себя изучение состава осужденных, их классификацию, выявление личностных качеств, степени разрушенности социально полезных связей и др. Основным источником получения таких сведений выступают личные дела осужденных, характер их переписки, беседы с ними и др. В содержание индивидуальной работы входит: изучение характера взаимоотношений в среде осужденных; выявление неформальных лидеров; применение типовых методик изучения личности преступника и организации работы с осужденными, относящихся к различным классификационным категориям; составление и реализация планов индивидуальной работы с конкретными лицами; организация самовоспитания и аттестования осужденных; организация работы по склонению осужденных к явке с повинной, досрочному погашению исков; подготовка осужденных к освобождению и т.д14. В настоящее время значительное место в организации индивидуальной работы с осужденными отводится психологической службе УИС. Психологи изучают вновь прибывших в исправительное учреждение по стандартизированным методикам и составляют на каждого осужденного психологическую характеристику-рекомендацию по индивидуализации исполнения наказания или содержанию в следственном изоляторе; выявляют лиц, составляющих «группу риска» (агрессивных, склонных к побегу, суициду и т.п.); осуществляют индивидуальное консультирование, проведение психокоррекционной работы с отдельными осужденными и группами осужденных, социально-психологических тренингов. Массовые формы используются при проведении воспитательных , мероприятий, требующих охвата всех или значительной части осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Они необходимы при подведении итогов и постановке задач на определенный период времени, для решения вопросов, требующих массового внимания и усилий. Более распространенными являются групповые воспитательные мероприятия. Основной группой здесь является отряд осужденных. Кроме того, воспитательные мероприятия могут проводиться с группами нарушителей дисциплины, группами осужденных, подготавливаемых к освобождению, группами лиц, содержащихся в помещениях камерного типа и т. д. Отряд осужденных создается в структуре исправительных учреждений с целью обеспечения управления исполнительного процессом, создания необходимых условий для соблюдения прав и законных интересов, обеспечения личной безопасности осужденных, сохранения и поддержания их здоровья, проведения с ними воспитательной, психологической, социальной и иной работы. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с актами Минюста России: в исправительной колонии в пределах 50-100 человек, в зависимости от вида режима и численности осужденных; в воспитательной колонии -50 человек15. Основная масса воспитательных мероприятий возлагается на начальника отряда исправительного учреждения (в воспитательной колонии старший воспитатель — начальник отряда).
Меры поощрения и методика их исполнения в процессе исправления осужденных
... работы являются изучить влияние мер поощрения и методики исполнения в процессе исправления осужденных. Исследованиями формирования гуманной исправительной среды в пенитенциарных учреждениях занимались Р.Г. Галикеев, Ю.В. Чакубаль, изучение воспитательного ... путей развития системы органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, сформировали объективные предпосылки для научного исследования ...
Психологические приемы работы с осужденными (Уголовно-исполнительное право)
... Социальная помощь программа подготовки осужденного к освобождению // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2011. - № 5. - С. 17-20. 2. 14. Грушевич Ю.Э. Психокоррекция осужденных в исправительно-трудовых учреждениях (исторический экскурс)// ...
Для этого должность начальника отряда замещается лицами начальствующего состава, имеющими, как правило, высшее профессиональное образование (педагогическое, психологическое или юридическое).
Вместе с тем это не означает, что воспитательная работа осуществляется исключительно начальником отряда. В исправительных учреждениях реализуется принцип: каждый сотрудник мест лишения свободы — педагог и воспитатель. Для оказания помощи начальнику отряда в осуществлении воспитательной работы с осужденными организуется совет воспитателей отряда. Он создается приказом начальника учреждения. В состав совета воспитателей отряда входят: начальник отряда, другие сотрудники исправительных учреждений, имеющие навыки проведения воспитательной работы с осужденными, преподаватели общеобразовательной школы и профессионального училища, представители общественности (по представлению начальника отряда), а в воспитательной колонии — воспитатели, представители родительского комитета. Начальник отряда является председателем Совета и планирует его работу в своем ежеквартальном плане. В работе совета воспитателей отряда могут принимать участие представители органов местного самоуправления, общественных организаций и религиозных конфессий, попечительского совета при исправительном учреждении. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Решения принимаются большинством голосов открытым голосованием. Решения, принимаемые в отношении конкретных осужденных, отражаются в дневниках индивидуальной воспитательной работы. Итоги работы советов воспитателей отрядов подводятся на общем собрании сотрудников исправительного учреждения не реже одного раза в год. Одним из примеров форм в воспитательной работе с осужденными заметное место отводится самодеятельным организациям осужденных16. Они создаются с целью реализации возможностей самоорганизации и самоуправления осужденных и осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства РФ и актов Минюста России под контролем администрации исправительных учреждений. Согласно ст. 111 УИК РФ самодеятельные организации осужденных формируются в исправительных учреждениях (за исключением тюрем и среди осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа).
Основными задачами самодеятельных организаций осужденных являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитие полезной инициативы осужденных; оказание позитивного влияния на исправление осужденных; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям17. Перед самодеятельными организациями осужденных могут стоять и иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания.
К формам самодеятельных организаций осужденных относятся коллективы отрядов осужденных и совет коллектива осужденных учреждения. Организационную структуру самодеятельных организаций в отряде составляют: совет коллектива отряда; секция дисциплины и порядка; секция трудовой адаптации; секция пожарной безопасности; санитарно-бытовая секция; секция досуга; секция общеобразовательного и профессионального обучения; физкультурно-спортивная секция. Их деятельность охватывает все основные жизненные сферы отряда. В отряде могут создаваться и другие секции. Кроме участия осужденных в работе перечисленных секций их самодеятельность может широко проявляться в работе различных творческих кружков и организаций. Формирование и непосредственный контроль за работой самодеятельных организаций осужденных в отряде, соблюдением ими требований действующего законодательства возлагается на начальника отряда. В строгих условиях отбывания наказания самодеятельные организации осужденных могут создаваться по усмотрению начальника учреждения.
Исправительная психология
... на успех социальной реадаптации бывших преступников и меры, направленные на это. Психология осужденного - исправительная (пенитенциарная — от лат - poenitentiarius — исправляемый, покаянный) психология изучает психологические основы ресоциализации — восстановление ...
Решение о создании самодеятельных организаций осужденных принимается на общих собраниях коллективов осужденных в отрядах. Членом самодеятельных организаций может быть любой осужденный, желающий принимать участие в их работе. Лица, допустившие злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания, решением совета коллектива учреждения (отряда) выводятся из состава самодеятельных организаций.
Прием в члены самодеятельных организаций осуществляется на основании письменного заявления осужденного, подаваемого в совет коллектива отряда. После принятия осужденного в члены самодеятельной организации он включается в состав секции, в которой желает работать. Его заявление передается в отдел (группу) специального учета учреждения для приобщения к личному делу.
При самодеятельной организации осужденных учреждения с целью общего руководства активом общественных формирований осужденных создаются: совет коллектива учреждения; секция дисциплины и порядка; секция трудовой адаптации; секция общеобразовательного и профессионального обучения; секция досуга, совета клуба и библиотеки; секция общественных корреспондентов многотиражной газеты, редакции стенгазеты колонии; секция социальной помощи; физкультурно-спортивная секция и другие секции18.
Также одним из примеров форм в воспитательной работе с осужденными, является общее образование.
В ст. 112 Кодекса закрепляется обязательное получение основного общего образования осужденными к лишению свободы, не достигшими 30 лет. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения, соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательные программы подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).
К общеобразовательным программам относятся следующие: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Профессиональное образование включает программы по осуществлению начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования19. Каждая образовательная программа определяет содержание образования конкретного уровня.
Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ, а профессиональные — на подготовку специалистов соответствующей квалификации. Обязательный минимум содержания каждой основной образовательной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
Таким образом, общеобразовательные программы обучения направлены не только на получение обучающимися определенной суммы знаний, но и на их воспитание и развитие, поэтому они в наибольшей мере подходят для выполнения основной задачи исправительных учреждений — исправления осужденных20. Образовательные стандарты исправления осужденных разрабатываются педагогическими коллективами учебных заведений при исправительных учреждениях с учетом личностных особенностей различных категорий осужденных, их образовательного, профессионального и культурного уровня. Правовой основой разработки таких программ являются государственные образовательные стандарты.
Как отмечается в исправительной педагогике, образовательный стандарт применительно к осужденным должен включать три норматива (компонента): минимальное количество учебных предметов, которые должен освоить обучающийся; обязательные знания и умения по каждому из них (стандарт обученности); уровень нравственности (степень исправления).
Акцент в таких программах необходимо делать на формировании личности, развитии ее сознания, повышении культурного уровня с учетом национальных традиций и обычаев, на воспитании культуры общения, что в конечном итоге стимулирует исправление осужденных.
Имея в виду высокий уровень воспитательной направленности общеобразовательного обучения, Кодекс содержит поощрительную норму, стимулирующую осужденных к обучению: получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления . Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются; им создаются условия для самообразования, не противоречащие условиям и порядку отбывания наказания21.
Общеобразовательные школы создаются при исправительных учреждениях. Создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы (школ и учебно-консультационных пунктов), организация получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования осуществляются в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции РФ и Министерством общего и профессионального образования РФ.
В связи со спецификой обучения осужденных Кодекс устанавливает обязанность педагогических коллективов образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывать помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными. На практике учителя школ, как правило, включены в активную воспитательную работу не только во время проведения занятий в школе, но и после занятий в отрядах и по колонии в целом. При этом обычно достигаются положительные воспитательные результаты. Остается лишь сожалеть, что в связи со сложностями экономического развития в стране количество школ и численность преподавательского состава существенно сократились, и тенденция к такому сокращению все еще продолжает сохраняться.
Заключение
Изучив нормативные акты, научную литературу, касающихся правового регулирования мер воспитательного воздействия, применяемых к осужденным, отбывающих наказание в исправительных учреждениях мы определили специфические черты и проблемы. Одной из главных задач воспитательной работы является исправление осужденных. В настоящее время уровень проводимой в большинстве исправительных учреждений социальной и воспитательной работы еще не в полной мере отвечает требованиям времени. Актуальной проблемой является необходимость разработки теоретических и организационно-правовых основ деятельности службы социальных работников в исправительных учреждениях. В современных условиях необходимо совершенствование правового регулирования воспитательной работы, а также поиск новых форм и методов организации и проведения такой работы в исправительных учреждениях. При этом следует акцентировать внимание на обеспечении комплексного подхода, охватывающего, воспитательную, а также психологическую работу с осужденными. Как показывает практика, в тех исправительных учреждениях, где воспитательная работа с осужденными осуществляется на низком уровне или формально, неизбежно накапливаются факты противоправного поведения осужденных. Отсутствие позитивного воспитательного воздействия на осужденных со стороны администрации при этом замещается психологическим воздействием со стороны криминально настроенной части осужденных. Соответственно при недостаточном внимании к решению социальных проблем снижается и восприятие осужденными воспитательного воздействия. Оказание помощи в решении социальных проблем осужденных, обеспечение их социальной защиты способствует подготовке их к освобождению, восстановлению и укреплению социально полезных связей, содействию в трудовом и бытовом устройстве после освобождения, а проведение воспитательной работы поможет осужденным принять нормы и правила общежития открытого общества и потребность в их соблюдении.
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты:
1 Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (принят ГД ФС РФ 18.12.1996) (ред. от 01.07.2010).
Российская газета № 9 от 16.01.2009. 2 Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. От 03.11.2010).
Российская газета № 5007, от 30.09.2009. 3 Закон РФ «Об образовании в РФ» от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 28.09.2010).
Российская газета от 30.07.2010, №5247. 4 Постановление Правительства РФ от 2 августа 1997 г. N 974 «Об утверждении норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях» С З РФ от 11 августа 1997 г. N 32 ст. 3787 5 Приказ Министерства Юстиции РФ от 30 декабря 2005 г. N 259(ред. от 06.06.2006 N 206) «Положение об отряде осужденных исправительного учреждения» ( Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 февраля 2006 г. N 7503) 6 Приказ Минюста РФ N 61, Минобрнауки РФ N 70 от 27.03.2006 «Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.04.2006 N 7724)
Учебно-научные издания:
7 Зубков А.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу.- 3-е изд., перераб.- М.: Норма, 2007.
8Никитин А. Подготовка специалистов, научное обеспечение деятельности УИС — на уровень современных требований // Преступление и наказание.- 2003. — №12.
9 Михлин А.С. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (Постатейный) — М.: Издательство «Юрайт», 2008. 10 Михлин А.С.Уголовно-исполнительной право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2008. 11 Селиверстова В.И. (под ред.) Уголовно-исполнительное право России: Учебник — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2005. 12 Стурова М.П.(под ред.) Исправительная (пенитенциарная) педагогика : Рязань, 2004 13 Трунов И.Л. (под ред.) Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник. — М.: Издательство Эксмо, 2005. 14 Тимофеев М.Б. — Уголовно-исполнительная система России: Учебник- М., 2007 15 Шамсунов С.Х. (под ред.) Комментарий к Закону Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (постатейный) — М.: Норма, 2008.
1 Тимофеев М.Б. — Уголовно-исполнительная система России: Учебник- М., 2007.С.210.
2 Селиверстова В.И. (под ред.) Уголовно-исполнительное право России: Учебник — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2005.С.392
3 Михлин А.С. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (Постатейный) — М.: Издательство «Юрайт», 2008.С.125.
4 Зубков А.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу.- 3-е изд., перераб.- М.: Норма, 2007.С.271.
5 Михлин А.С.Уголовно-исполнительной право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2008.С.269.
6 Стурова М.П.(под ред.) Исправительная (пенитенциарная) педагогика : Рязань, 2004.С55.
7 Никитин А. Подготовка специалистов, научное обеспечение деятельности УИС — на уровень современных требований // Преступление и наказание.- 2003. — №12.
8 Михлин А.С. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (Постатейный) — М.: Издательство «Юрайт», 2008.С.169.
9 Зубков А.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу.- 3-е изд., перераб.- М.: Норма, 2007.С.285.
10 Трунов И.Л. (под ред.) Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник. — М.: Издательство Эксмо, 2005.С.123.
11 Зубков А.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу.- 3-е изд., перераб.- М.: Норма, 2007.С291.
12 Михлин А.С.Уголовно-исполнительной право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2008.С.172.
13 Зубков А.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу.- 3-е изд., перераб.- М.: Норма, 2007.С.305.
14 Михлин А.С. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (Постатейный) — М.: Издательство «Юрайт», 2008.С.280.
15 Приказ Министерства Юстиции РФ от 30 декабря 2005 г. N 259(ред. от 06.06.2006 N 206) «Положение об отряде осужденных исправительного учреждения» ( Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 февраля 2006 г. N 7503)
16Селиверстова В.И. (под ред.) Уголовно-исполнительное право России: Учебник — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2005.С.95-96.
17 Михлин А.С. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (Постатейный) — М.: Издательство «Юрайт», 2008.С.285э
18 Зубков А.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу.- 3-е изд., перераб.- М.: Норма, 2007.С.310.
19 Тимофеев М.Б. — Уголовно-исполнительная система России: Учебник- М., 2007.С215
20 Трунов И.Л. (под ред.) Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник. — М.: Издательство Эксмо, 2005.С.131.
21 Зубков А.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу.- 3-е изд., перераб.- М.: Норма, 2007.С.311-313.
25