Понятие, структура, методы изучения качества человека

Оглавление

  • Введение
  • 1. Теоретические основы понятия качество человека
    • 1.1 Анализ понятия «качество человека»
    • 1.2 Взаимосвязь качества человека и качества жизни
    • 1.3. Образование как важный аспект качества человека
    • 1.4. Качество населения
  • 2. Формирование и методы оценки качества человека
    • 2.1. Образование структуры личности
    • 2.2 Методы оценки качества жизни и индекс развития человеческого потенциала
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Введение
  • Проблемы уровня и качества жизни являются наиболее актуальными в современном мире. Конференция ООН по окружающей среде и развитию была проведена в Рио-де-Жанейро (Бразилия) 3−4 июня 1992 года. Это и послужила основным толчком для развития таких понятий как качество и уровень жизни. Социально-экономическое развитие СССР в 80−90 годы было в упадке.

    Летом 1990 года серьезно обострился экономический кризис — отсутствие продуктов стало всеобщим. Это привело к падению уровня населения всех слоев общества. Причиной падения уровня и качества жизни основной массы россиян послужил также экономический кризис 2008—2010 гг.

  • Наше благосостояние напрямую зависит от правильной социальной политики нашего государства, которая, в свою очередь, зависит от того, достаточно ли информировано общество, и насколько информация полно показывает проблемы в современном российском обществе. От решения проблем уровня и качества жизни во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в государстве и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение данных проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое, а так же социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые, так или иначе, могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у всех слоев населения.
  • Основная Цель курсовой работы — изучить понятие «качество человека».
  • Для достижения цели в работе необходимо решить такие задачи:
  • 1.

    22 стр., 10933 слов

    Биологическое и социальное в человеке, уровни проявления

    ... смысл жизни человека. Реализация смысла жизни человека предопределяется и зависит от трех составных: биологических предпосылок, общества, в котором протекает жизнедеятельность человека и от личных качеств самого человека. ... ………………………………………………………………………………….стр.26 Раздел І. Биологическое и социальное в человеке, уровни проявления. В цепи человек стал последним эвеном, И лучшее все воплощается в ...

    Проанализировать определения категории «качество человека», данные различными исследователями.

  • 2. Проследить взаимосвязь качества человека и качества жизни.
  • 3. Рассмотреть образование как важный аспект качества человека.
  • 4. Изучить понятие «качество населения».
  • 5. Проанализировать процесс образования структуры личности.
  • 6. Исследовать методы оценки качества жизни и индекс развития человеческого потенциала.
  • Предмет изучения — жизнедеятельность людей.
  • Объект исследования — понятие, структура, методы изучения качеств человека.
  • В работе используются материалы научных трудов, аналитических исследований, практических и социологических анализов согласно темы исследования.
  • Основным трудом, на котором основывается данная работа, является монография Субетто А.И. «Государственная политика качества высшего образования: концепция, механизмы, перспективы», которая писалась в 2001—2002 годах в процессе разработки теоретико-методологических основ решения проблемы качества высшего образования в Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов. В монографии представлен концептуально-проективный взгляд, в котором синтезируются системогенетический и целенормативный подходы.
  • 1. Теоретические основы понятия «качество человека»

1.1 Анализ понятия «качество человека»

Качество — основная элементарная частица подструктуры личности, отличающаяся по своему внешнему выражению, сущности и ведущей функции.

Качество личности является элементом ее структуры, отражает опыт жизнедеятельности, проявляется в поведении, сознании и чувствах.

28 стр., 13852 слов

Формирование волевых качеств личности в процессе игровой деятельности

... Божович, подчеркивается, что волевые качества личности не являются врожденными. Они формируются в процессе всей жизни человека и, прежде всего, под ... и др.). Игры применяли на уроках: физкультуры, математики, русского языка; на физкультурном соревновании; на переменах. Работа с детьми ... - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-496с. 15. Панкеев, И.А. Русские народные игры /И.А. Панкеев. – М.: Яуза, 1998. – ...

Качество человека — это его соответствие природной среде, культуре, обществу, экономике, технологиям, профессиональной деятельности, государству, биосфере, Земле, космосу, с учетом происходящих изменений как по независимым от человечества, общества причинам, так и по антропогенным причинам [19].

В.Д. Шадриков определил сущностное качество человека как «человечность». Опираясь на рефлексию русской культуры, он выделяет такие составляющие «качества русского человека» («идеального русского»), как державностъ, патриотизм, внутренняя свобода, «доминирование свободы — для» (т.е. свободы для творчества, созидания) над «свободой — от» (т.е. свободы от социальных ограничений, нравственных нормативов и т. д.), стремление к социальному равенству, соборность, коллективизм, доброта, сострадание и т. п. [23].

По А.П. Карсавину качество человека и личность суть синонимы. «Качествование, -- отмечает русский философ, — есть момент личности и сама личность, но в связи с иным. И понятно, что какой бы из моментов — личностей — всеединства мы не взяли, во всяком могут индивидуализироваться все эти качествования» [19].

В подходе B.C. Соловьева к проблеме качества человека на передний план выдвигается духовность. Примат духовности, а также любви, долженствования, добротолюбия во взгляде на качество человека — личность определяется православной традицией в русской культуре. В. Соловьев отмечал, что добродетель есть нормальное или должное отношение человека ко всему [19].

И.А. Ильин связал проблему качества русского человека с судьбой России и русской культуры. Он выделил первичные и вторичные «силы». К первичным «силам» он отнес «духовность», стремление к «Божьей правде» («правдолюбие»).

На их основе формируются «вторичные силы» — «воля, мысль, форма и организация». Их объединяет «искание» и «нахождение» «новой справедливости и настоящего русского братства» [19].

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

Вопросы по § 1. Человек как личность Главное качество человека, состоящее в способности усваивать достижения культуры, осознанно включаться в жизнь общества, быть её субъектом – это ... ; характер; способности. Отличительные биологические, психологические и социальные качества человека связаны с понятием: личность; индивид; индивидуальность; субъект. Процесс постижения действительности, формирующий ...

К важным моментам модели качества человека в русско-философской рефлексии относятся воздержанность в проявлении своих потребностей, оказание помощи ближнему. На это указывает B.C. Соловьев как на важную ценностную традицию православной духовности.

Проанализировав некоторые из определений качество человека можно сказать, что качество человека — это категория, в которой человек осознает себя частью общества и адаптируется к среде, в которой он живет. Безусловно, качество человека можно приобрести в процессе жизнедеятельности и постоянно усовершенствовать его.

1.2 Взаимосвязь качества человека и качества жизни

Формирование личности является философским вопросом. Процесс формирования личности протекает как процесс самодвижения, обусловленного внутренними причинами.

В трактовке термина «личностное качество» ученные подчеркивают его следующие характерные черты:

-устойчивое образование, наиболее типичные черты поведения людей;

-показатель завершенности конкретных характеристик и четко выраженной функциональности;

-отражение устойчивого поведения — как результата проявления «Я» личности;

— реагирующая функция во взаимоотношениях с миром.

Петровский А.В.считает, что «личностные качества, существуют в форме феномена межличностных взаимоотношений» [15].

В самом общем виде под интегративным качеством понимается элемент подструктуры личности, который обладает направленностью, способностью к саморазвитию и функционированию.

Понятие качество человека, на наш взгляд, тесно взаимосвязано с понятием качество жизни. На основании многих источников, качество жизни можно определить как интегральное свойство жизнедеятельности людей — уровень соответствия характеристик жизненных процессов и их текущих результатов позитивным потребностям индивидов или их сообществ — социумов [17].

Основополагающей целью каждого развитого государства является повышение качества жизни своего населения.

Методы повышения материального благосостояния и как следствие — качества жизни:

3 стр., 1480 слов

Качество жизни населения

... и списка использованной литературы. 1. Теоретические основы формирования качества жизни населения 1.1 Понятие и сущность качества жизни « Качество жизни» человека — понятие, которое является более широким, чем ... самом жизнеощущении. Проблема качества жизни включает в себя условия, результаты и характер труда, демографические, этнографические и экологические аспекты существования людей. Есть в этой ...

· создание условий для роста производства и, соответственно, тем самым для увеличения денежных доходов населения,

· поддержание макроэкономической стабильности,

· проведение антиинфляционной политики,

· установление минимального размера оплаты труда,

· разработка социальных программ и механизмов их реализации.

Наиболее обоснованной является трактовка качества жизни населения с позиций понимания сущности жизни людей как процесса, направленного в целом на сохранение и развитие жизни человечества во всё более широких границах природных условий путём созидательной деятельности и борьбы, преодоления природных, личностных и социальных противоречий и трудностей. качество человек жизнь население

Конкретизируя это принципиальное положение применительно к нынешнему состоянию населения России, качество жизни россиян следует рассматривать как качество жизни коллективного субъекта, состоящего из качеств жизни каждого гражданина. Это «всеобщее» качество жизни требует улучшения во всех аспектах и должно измеряться и оцениваться по объективным и субъективным показателям по отношению к целевому критерию (эталону), ориентированному на реальную перспективу социально-экономического развития страны.

Управление качеством жизни есть управление социальным кругооборотом качества. Социальный кругооборот качества — новое понятие, введенное Субетто. Фактически он выражает собой процесс квалитативизации воспроизводства как «момент» квалитативной революции и соответственно — Синтетической Цивилизационной Революции. Выделяются большой социальный кругооборот качества (качество человека — качество труда — качество продукции — качество производства — качество технологии — качество культуры — качество науки — качество образования — качество общественного интеллекта -- качество экономики — качество экосреды — качество общества — качество жизни — качество человека -- …) и два малых социальных кругооборота качества, связанных с духовным и материальным воспроизводством. Данные «социальные кругообороты качества» материализуются в «пирамидах качества». Одним из примеров, может служить «пирамида качества» по В. Качалову, в которой нижней стратой выступает «качество общества», затем над ней надстраивается «качество фирм», затем «качество производства» и завершает «качество продукции»…

ООН, ЮНЕСКО вот уже на протяжении последних 30 лет качество жизни и качество образования рассматривают как важнейший фактор своей политики. Введен «индекс развития человеческого потенциала», подсчитываемый на основе докладов правительств стран мира по 3-м показателям: ВВП на душу населения, средняя продолжительность жизни населения и уровень доступности образования. Однако, ясно, что, во-первых, они по своему содержанию недостаточно полно отражают качество жизни, не отражают духовно-нравственную и экологическую компоненту, а, во-вторых, не дают ответа на вопрос о причинах неравномерности распределения качества жизни, связанной с глобальной капитализацией мира и присвоением ѕ ресурсов мира «золотым миллиардом» развитых капиталистических стран.

«Пирамида качества» через призму качества жизни формирует «пирамиду качества жизни».

«Качество жизни человека» на уровне индивида зависит по своему содержанию и акцентам от «аксиологии качества», принятой человеком. А последняя определяется культурой, ее духовно-нравственными, ценностными основаниям.

«Качество жизни» на уровне социальных групп отражает социальное расслоение в обществе, неравенство, по показателям доступности образования, распределения ВВП на душу населения, по качеству питания, доступности медицинского обеспечения, а токже к ним можно отнести и другие покахзатели качества жизни людей.

«Качество жизни на уровне общества» измеряется усредненными индикаторами. К ним относятся средняя продолжительность жизни, средней уровень рождаемости детей на одну женщину, уровень заболеваний на одного человека по основным индикаторным заболеваниям, средний образовательный ценз в количестве лет обучения, количество людей с высшим образованием на 10 тысяч населения, количество кандидатов и докторов наук на 10 тысяч населения, обеспеченность плодородными землями, обеспеченность жильем, абсолютные величины доходов в стоимостных величинах на душу населения в нижнем и верхнем квинтилях населения и др. Главными индикаторами качества жизни на социально-популяционном уровне являются: средняя продолжительность жизни (в России для мужчин она упала с 1992 по 1999 г. на 17 лет, для женщин — на 12 лет), средний образовательный ценз (в России он составляет 11,42 лет обучения, тогда, как для ноосферного качества жизни требуется всеобщее высшее образование, т. е. 16−17 лет обучения), уровень рождаемости (репродуктивный потенциал для продолжения жизни и прогрессивного развития общества) [18].

На основе всего этого можно составить такую схему:

Она показывает основные составляющие понятия качество человека, которые неотъемлемо связаны между собой.

Личностные качества человека проявляются в самом качестве человека. Характер человека -- это индивидуальные психические устойчивые особенности человека, определяющие его способ поведения в отношениях с окружающим миром. Если говорить о составных частях характера, то характер человека состоит из:

1. свойств характера

2. темперамента — определяет динамику характера (тип нервной системы -- меланхолик, сангвиник, флегматик, холерик).

3. качеств характера (черт характера).

В целом, ученые говорят, что у человека есть базовые 26-ть качеств характера, которые формируют все остальные. Стоит заметить, что любое качество характера -- это устойчивый стереотип поведения. Таким образом, становится понятно, что человек ведёт себя определённым образом лишь потому, что так привык. А как говорится в одной из пословиц «привычка -- второе я».

Теперь становится понятным, что каждый человек, достигший правильного понимания качеств характера, может формировать соответствующее проявление своего характера. Что в итоге сразу же меняет будущее такого человека.

Перечень основных качеств характера: правдивость, мягкость (доброта), сострадание ко всем живым существам, решимость, простота, целеустремленность, чистота сознания, стойкость, отсутствие зависти, самообладание и другие.

1.3 Образование как важный аспект качества человека

Главной целью политики качества российского государства в сфере образования, в том числе в сфере высшего профессионального образования, является опережающее развитие качества человека. Проблема моделирования качества человека лежит в основе процесса целеполагания в управлении качеством образования на всех уровнях (на государственном, региональном уровнях и уровней образовательного учреждения).

Формирование идеала качества человека представляет собой одну из приоритетных задач в стратегии развития российского образования в XXI веке, от уровня решения которой зависит и качество актуализации компетентностного подхода.

Как справедливо отмечает А.И. Субетто, методологический вопрос состоит в том, можно ли спроектировать «модель качества человека» как цель образования или образовательных реформ. Любой «проект» тогда реален, когда методология его проектирования (и прогнозирования) сочетает генетический (системогенетический) и целенормативный подходы. В образовательных программах, в программах воспитания, в выбранном приоритетном ряду ценностей, которые «образование» собирается воспитать в человеке, имплицитно отражена соответствующая модель качества человека [20].

А.И. Субетто подчеркивает, что в системогенетическом контексте модель качества человека постоянно рефлексируется национальной культурой. В каждой «локальной цивилизации», если исходить из разнообразия «локальных цивилизаций», в логике которых развивается человечество (цивилизационный подход к концу XX века получил свое оформление, благодаря вкладу научного творчества Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, П.А. Сорокина, А.Дж. Тойнби и других, в том числе современных отечественных ученых), формируется свой человек, своя культура, свой «идеал человека», как отражение закономерностей, особенностей бытия, жизни, исторического и культурного опытов. Исходя из этого принципиального положения, автор утверждает, что в каждой «цивилизации» формируется свой «идеал человека», переходящий в «модель качества человека» в национальной системе образования. Таким идеалом служат модели «идеального американца», «идеального немца», «идеального японца», «идеального китайца», «идеального русского» и т. д. Не последнее место в этом процессе занимает доминирующая религия, ее ценностные ориентации и требования к духовному строю человека. Таким образом, действует закон социо-, нацио (этно)-, государство-морфности образования, определяющий разнообразие образовательных систем в мире, отражающее разнообразие «цивилизаций», «этносов», «культур», «национальных государств», «географических и климатических условий жизни» [3].

Поэтому адекватная экспликация требований к качеству человека в российском образовательном пространстве, подчеркивает А.В. Субетто, возможна только тогда, когда она опирается на многовековой опыт рефлексии русской культуры, в частности «русской философии» и философии «русского космизма» [19].

А.И. Субетто также отмечает, что предприимчивость, энергетизм личности, ее деятельностное начало не отрицаются. Их отличие от «американской модели качества человека» состоит в том, что они формируются на основании философии «общего дела», идее соборности", на кооперативных началах организации жизни, на принципах солидарности, кооперации, взаимопомощи, любви (П.А. Кропоткин, Ф.М. Достоевский, А.В. Чаянов, С.Г. Кара-Мурза и др.) а не на принципе конкуренции [19].

Таким образом, генетический подход требует осознания качества человека в России, как оно отражено культурой и философией в России и как оно реально воплощается в качестве человека как некоего «зеркала» особенностей существования и развития «российской цивилизации» и ее общества. Главными свойствами личности в России являются ее соборность, общинность, коллективизм, выносливость, терпимость, правдолюбие, всечеловечностъ, открытость, доверчивость, мужество, широта души, совестливость, склонность к самокритике, готовность помочь другому, тяга к знаниям, к образованию, к культуре, готовность к самопожертвованию, примат духовного над материальным и др. [17].

А.И. Субетто утверждает, что целенормативный подход не отрицает генетический подход, а из него вытекает. Целенормативная компонента в модели качества человека связана с идеологией ноосферного учения, с императивом установления ноосферного общества в России, обеспечения управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества.

В разные времена качество человека понимали по-разному, в настоящее время также существует немало разногласий по этому вопросу. На основе таблицы 1.1, рассмотрим различные формулировки этого понятия и требования, предъявляемые термину модель качества человека.

Таблица 1.1

Требования к модели качества человека в образовательном процессе.

Формулировки требований к модели качества человека в образовании

Источник

1. Обладающий аналитическими способностями, критически мыслящий, умеющий учиться и самостоятельно воспринимать знания, успевать за изменениями.

["Выступление Президента

Российской Федерации В. В.

Путина …", 2001, с. 1]

2. Образованный, нравственный, предприимчивый, самостоятельно принимающий решения в ситуации выбора, способный к сотрудничеству, отличающийся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовый к межкультурному взаимодействию, обладающий чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание, умеющий не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их.

["Образовательная политика

России на современном

этапе"/Доклад Госсовета

РФ, 2001, с. 4,5].

3. Не только знающий человек, но прежде всего человек подготовленный к жизни и испытаниям.

[В.М. Розин, 1991].

4. Ноосферный человек: человек, отвечающий за социоприродную гармонию, гармонию развития Природы и Человечества, и вооруженный соответствующими знаниями, чтобы реализовать эту ответственность. Ставящий духовные начала над всеми другими жизненными благами, подчиняющийся законам Природы и сохраняющий ее, думающий о будущем будущих поколений людей, человек с экологическим сознанием, профессионал, не нарушающий в своей профессиональной деятельности равновесия отдельных экосистем и поддерживающий его, создающий свое благополучие не за счет и не в ущерб другим людям и Природе, человек с космопланетарным пространством сознания.

[Н.Н. Моисеев, 1993; А.И.

Субетто, 1990, 1992, 1999,

2000, 2001; Н.Н.

Лукъянчиков, А.А. Улитин,

2001].

5. Не провидение и одаренность определяет качество и развитие разума, а сами процессы развития и образования.

Жан Буто (J. Boutaud, 1981)

6. Человек совокупный — это мужчина и женщина в их единстве, два «образа проявления» -- «женский и мужской образ».

П.А. Бакунин, ["Русское

самосознание", 2000].

7. «Корневой человек» по П.А. Флоренскому, т. е. человек укоренный в родных языке и литературе, в истории отечества.

[А.И. Субетто, 1995, 1999,

2000].

8. Человек, включенный в космопланетарные, мировые процессы (требование к человеку в «русском космизме» как совокупном течении русско-космической мысли)

[В.П. Казначеев, Е.А.

Спирин, 1991; В.П.

Казначеев, 1996, 1997; А.И.

Субетто, 1991, 1995, 1999,

2000, 2001].

9. Человек, вооруженный знаниями человековедения и геополитики.

[В.П. Казначеев, 1997; А.И.

Субетто, 1995, 1997, 1999,

2000].

10. Человек, подготовленный к жизни в условиях быстро меняющегося мира, обладающий свойствами коммуникативности и толерантности, обладающий профессиональной мобильностью, готовый к сознательному политическому выбору, способный к сотрудничеству, отличающийся мобильностью, конструктивностью, готовый к межкультурному взаимодействию, обладающий чувством ответственности за судьбы страны.

["Образовательная политика

России" (проект по

состоянию на 19 июня

2001 г.)/ Госсовет РФ, 2001,

с. 3, 4].

В таблице обобщены формулировки требований к модели качества человека в образовании, представленных как в нормативно-правовых документах, так и в ряде работ. Они несут в себе противоречие между либеральной и государственно-общественной, коммунитарной моделями качества человека.

Таким образом, модель качества человека, «эталон качества человека», эталон его духовно-нравственного воспитания, ценностных ориентации, уровня профессионализма является не только вопросом того, как образование удовлетворяет потребности личностного развития и выбора нужной профессиональной специализации (в пределах парадигмы личностно ориентированного образования), но и вопросом того, какая нужна личность, какие компетенции, компетентности должны быть сформированы в образовательном процессе, чтобы и Россия, и человечество выжили в XXI веке.

1.4 Качество населения

Основополагающей целью развитых государств является повышение качества жизни населения. Однако здесь важно отметить влияния качества населения. Качество населения (КН) — распространенное в демографии и социологии понятие. Но существуют разные его трактовки. Наиболее обоснованной представляется трактовка КН, предложенная Я.И. Рубиным [15, c.87]. Он считает, что КН складывается из трёх компонентов: характеристики, структуры, потенциалы.

Характеристики — это здоровье, уровни общеобразовательной подготовки, профессиональной и общей культуры (с множеством «подкультур» — нравственной, трудовой, языковой, политической и др.).

Структуры населения: демографическая, экономическая, социальная и др.

Потенциалы — комплексные свойства, формирующиеся из характеристик и структур, и образующие, в зависимости от комбинаций, разные потенциалы населения: созидательный, духовный и др.

Таким образом, качество населения можно рассматривать как его интегральное свойство, создающее потенциальную возможность осуществлять жизнедеятельность

Более содержательно понятие потенциала населения раскрыто в концепции жизненного (или «человеческого») потенциала [11, c.7].

Жизненный потенциал — интегральное свойство индивида или социума, лежащее в основе его способности к продуктивной жизнедеятельности, то есть, такой жизнедеятельности, которая обеспечивает сохранение жизни и повышение её качества в расширяющихся границах внутренних и внешних условий.

Жизненным потенциалом обладает каждый отдельный человек и любой социум — от производственного коллектива или слоя общества до населения Земли в целом. Применительно к социумам следует использовать термин «популяционный потенциал».

Жизненный потенциал складывается из базового и духовнодеятельностного потенциалов. Первый включает в себя анатомо-физиологический статус и здоровье, второй — психофизиологический и культурный потенциалы.

Под популяционным психофизиологическим потенциалом (ППП) понимается системное свойство социума, возникающее на базе интеграции психологических и физиологических свойств людей, образующих данный социум. ППП включает в себя личностную, интеллектуальную и адаптивно-ресурсную составляющие.

Личностная составляющая складывается из потребностей, темперамента и характера.

Культурный потенциал является «надстройкой» над ППП и включает в себя общую и специфическую (например, национальную, религиозную, корпоративно-профессиональную) культуру.

Жизненный потенциал — устойчивое, весьма инертное свойство, можно сказать, типологическое свойство населения. Но возможность реализации потенциала в актуальной жизнедеятельности существенно зависит от более динамичного свойства — психического состояния населения.

Таким образом, для построения показателей качества жизни и определения взаимоотношений качества жизни и качества населения следует рассматривать четыре компонента в составе интегрального показателя качества населения (или жизненного потенциала населения): показатели потребностей человека, популяционного анатомо-физиологического статуса и здоровья, духовно-деятельностного потенциала и психических состояний.

В этом перечне структура потребностей поставлена на первое место потому, что именно она, так сказать, по определению, задаёт весь спектр показателей и критериев качества жизни человека.

Нормальный анатомо-физиологический статус и здоровье являются основной универсальной потребностью и одновременно условием для существования и реализации духовно-деятельностного потенциала.

Духовно-деятельностный потенциал создаёт возможность специфически человеческой жизнедеятельности, в том числе, лежит в основе активного формирования людьми того или иного уровня качества жизни.

Психические состояния играют роль либо регулятора жизнедеятельности в форме функциональных состояний, определяющих ситуационную дееспособность человека (населения), либо оценщика качества жизни в форме субъективного отражения и переживания процесса жизнедеятельности.

Таким образом, качество человека неразрывно с понятием качества жизни. Качество жизни мы определили как интегральное свойство жизнедеятельности людей — уровень соответствия характеристик жизненных процессов и их текущих результатов позитивным потребностям индивидов или их сообществ — социумов), а качество человека как его соответствие природной среде, культуре, обществу, экономике, технологиям, профессиональной деятельности, государству, биосфере, Земле, космосу, с учетом происходящих изменений как по независимым от человечества, общества причинам, так и по антропогенным причинам.

Мы выяснили, что уровень развития страны зависит от уровня качества жизни населения.

2.Формирование и методы оценки качества человека

2.1 Образование структуры личности

Первоначально решающее значение в создании структуры личности имеет структура потребностей и их проявление.

Все потребности включены в определенные качества личности и имеют внешнюю и внутреннюю стороны.

Ведущими отношениями, формирующими качества личности, являются:

-отношение к природе;

-связь личности с обществом;

— отношение к истории, культуре, усвоение ценностей цивилизации;

-отношение к деятельности;

-отношение к себе как способ самопознания внутреннего мира;

-восприимчивость педагогических влияний [8, c.264].

Все виды отношений связаны между собой целями личности и деятельностью по их достижению. Отсюда и наличие подструктуры направленности личности.

Формировать личность — значит воспитывать в ней способность к выстраиванию перспективных линий развития на основе ценностных ориентаций, целей жизни.

Поскольку внутренний мир личности — результат взаимодействия ее психики с окружающим миром, его изменение всегда порождено двумя факторами: характером и содержанием внешних условий и уровнем развития и состояния психики.

Компоненты (подструктуры) целого связаны между собой разнобразными видами жизнедеятельности.

Сам процесс образования структуры строится на взаимосвязи, взаимном переходе внешнего во внутреннее, на саморазвитии последнего.

Таким образом, структура личности включает в себя основанные на потребностях подструктуры, их взаимодействие между собой, их внешнее и внутреннее развитие в виде реакций, психических процессов, состояний, деятельности, поведения, отношений.

Функции структуры:

1.Фиксирует существенные результаты отражения в психики которые происходят в окружающем мире процессов и явлений.

2. Обеспечивает взаимодействие врожденного и приобретенного, образование новых психических процессов и явлений с прежним опытом, тем самым создает преемственность в развитии индивида.

3.Способствует накоплению социально-ценного опыта эффективной деятельности в отношениях с окружающей действительностью.

4.Отражает результаты внутреннего психического развития, самодвижения, саморазвития духовного мира людей, согласует между собой на основе иерархии и самодвижения взаимодействие отдельных элементов и подструктур в единое целое [12, c.63].

Все это определяет и структуру воспитательного процесса, ее подструктуры: цели воспитания, диагностику, педагогические средства и методы.

Рассмотрим основные подструктуры личности.

Социально-нравственная подструктура, родовой характер человека.

Устанавливается тесная взаимосвязь в развитии общественной морали и нравственного самосознания личности.

В структуре нравственности основным звеном является взаимосвязь нравственного сознания, самосознания и поведения.

Развитие морали индивида неразрывно с развитием его социального существа.

Содержательные нравственные качества характеризуются тремя основными признаками:

Коллективизм — условие социальной ответственности и солидарности;

Трудолюбие — фундамент работоспособности и жизненного опыта человека;

Принципиальность — нетерпимое отношение к безнравственному поведению окружающих.

Коллективизм — основа дружбы и товарищества, солидарности, ответственности, гражданского долга, чести и достоинства. Он является приоритетным качеством для человека.

Трудолюбие обеспечивает активное влияние деятельности и коллектива на формирование всего духовного мира личности.

Честность выступает и как принцип поведения, одно из ведущих качеств нравственности.

Ответственность и свободолюбие выполняют важную функцию: они связывают воедино интегративные качества личности и одновременно входят составными элементами в структуру воли и чувств. Базисные качества — коллективизм и гуманность.

Подструктура интеллектуальных качеств обеспечивает человеку ориентировку в мире и самом себе, высокую результативность его деятельности.

Эмоциональная подструктура обеспечивает взаимодействие с окружающей средой. Появление эмоций и было качественно новым уровнем развития восприимчивости, чувства обеспечивают адекватную связь человека с окружающим его миром.

Нравственность невозможна без единства сознания и чувств, структура личности связывается в единое целое через чувства.

Чувства играют важную роль в интеллектуальной жизни человека.

Эмоциональная восприимчивость психики определяет, какая информация будет воспринята в каком объеме и насколько качественно. Ведущие качества разума — сообразительность, объективность, связываются между собой благодаря восприимчивости.

Роль чувств и эмоций в формировании нравственности огромна, как источник жизненного опыта, как стимулятор нравственного развития.

Переживание же отношения к окружающей действительности зависит от мировоззрения человека.

Оптимистичность — базисное качество эмоциональной сферы личности. Выражает удовлетворенность жизнью в целом. Эстетичность — чувство гармонии и красоты.

Воля — явление функциональное. Она часть целостной системы, выполняющая функцию: внутреннюю организованность личности в ее деятельности по изменению окружающей действительности и себя в соответствии с поставленными целями. Ее высшее развитие — целеустремленность, решительность, самообладание и требовательность.

Функции воли:

-обеспечивает необходимую активность личности в ее ведущих видах деятельности;

— координацию функций сознание и нравственности, а интеллекту — необходимую организованность, направленность и мотивацию[4, c.73].

Воля — есть психическое отражение физиологической системы саморегуляции, как мышление есть психическое проявление деятельности коры головного мозга. Обеспечивает самоуправление поведением внутренними переживаниями, организует и направляет силы и способности человека в соответствии.

Содержательным качеством воли является также самообладание. С помощью самообладания мы управляем своими переживаниями, силами и способностями. Самообладание связано с регулированием, таких качеств как любознательность, трудолюбие, эмоциональная любознательность.

Качества личности — а их насчитывается от 1700 до 2200, являются составными элементами интегративных качеств, из них 90% положительных качеств.

При структурном анализе каждого, самого сложного, увидим в основе то или иное интегративное качество в сочетании с другим, сопутствующим ему в других подструктурах.

Функции сферы сознания и самосознания обеспечивают:

-познавательную активность в усвоении понятий, законов, теории науки, имеющих существенную значимость для понимания природы, общества, мышления;

-глубину мышления, т. е. принципиальность в оценке сущности социальных процессов и явлений на основе ведущих идей и науки, идеологии, морали;

-идеологическую позицию в философских подходах к явлениям современности (убежденность);

-самостоятельность в усвоении духовных ценностей общества;

-устойчивость позиции личности в отношении к гуманистической идеологии, морали;

-терпимое отношение к иной философии, идеологии, морали (терпимость, толерантность, компромиссность) [2, c.70].

Каждое интегративное качество выступает как результат взаимодействия природных (внутренних) и социальных (внешних) предпосылок (факторов).

Противоположности существуют в самой сущности качества (свободолюбие-самоограничение, смелость-осторожность).

Противоречие в ядре качества и порождают противоречия сознания и поведения.

Итак, все интегративные качества являются основными качествами личности, из которых состоит ее целостная структура.

2.2 Методы оценки качества жизни и индекс развития человеческого потенциала

Что касается методов оценки качества жизни населения, то исходя из сложности исследуемого объекта, большого числа анализируемых показателей, можно утверждать, что здесь необходим не один, а целый комплекс методов исследования: статистических, социологических, экономико-математических.

На сегодняшний день наиболее перспективным методом при оценке качества жизни населения представляется социологический метод, позволяющий получить богатую информацию о социальной дифференциации качества жизни, о проблемах удовлетворения специфических потребностей различных групп и слоев населения.

Анализ полученной в ходе социологических опросов информации позволяет получить более детальную картину функционирования социальных служб, которые оказывают непосредственное влияние на жизнь российского населения.

Социологические исследования являются в настоящее время таким методологическим инструментарием, который позволяет через частные мнения и суждения населения определить «слабые» места в социальной инфраструктуре, наметить пути для их преодоления.

Менее перспективным, но так, же востребованным в настоящее время, является статистический метод исследования. Предметом статистического метода является детальное изучение социально-демографических процессов. Экономическая статистика рассматривает экономические явления в тесной взаимосвязи с социальными процессами, и одни и те же показатели могут быть использованы для анализа как экономических, так и социальных аспектов. Например, показатели оплаты труда характеризуют, с одной стороны, затраты на производство (экономический фактор), а с другой — процесс распределения доходов (социальный фактор).

Экономико-математический метод исследования заключается в построении модели (образа реального процесса или явления), т. е. возможности изучения реального процесса не непосредственно, а через рассмотрение подобного ему и более доступного [7, с. 62].

Итак, при оценке качества жизни одним методом не обойтись, поэтому используется несколько методов исследования. Данные методы позволяют получить богатую информацию о качестве жизни, о проблемах удовлетворения потребностей различных групп и слоев населения.

Одним из самых важных методов выступает индекс развития человеческого потенциала.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) является экономическим индексом, применяемым для характеристики качества жизни в различных странах [4, с. 71].

В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: высокий (0,8−1), средний (0,5−0,8) и низкий (0−0,5) уровень.

ИРЧП включает в себя три показателя:

— средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР) — оценивает долголетие;

— уровень грамотности взрослого населения страны и совокупная доля учащихся;

— уровень жизни, оценённый через ВВП на душу населения.

Долголетие характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека. Базовым показателем долголетия является ожидаемая продолжительность жизни, характеризующаяся средней продолжительностью предстоящей жизни при рождении. Этот показатель, исчисляемый отдельно для мужского и женского населения, рассчитывается на основе условного поколения, которое составляется из совокупности людей различных возрастов, умерших в данном году.

Образованность рассматривается как способность к получению и накоплению знаний, к общению, обмену информацией. Характеристиками образованности являются грамотность взрослого населения и полнота охвата обучением. Под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения — доля грамотных в возрасте 15 лет и старше — служит важнейшим базовым показателем данного направления человеческого развития.

Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования, включая «ведение здорового образа жизни, обеспечение территориальной и социальной мобильности, обмен информацией и участие в жизни общества». Уровень жизни, в отличие от долголетия и образованности, только открывает возможности, имеющиеся у человека, но не определяет их использование. Иными словами, это средство, расширяющее возможность выбора, но не собственно выбор.

Заключение

Качество жизни населения определяется жизненными потенциалами общества, входящих в него социальных групп, отдельных граждан и соответствием характеристик процессов, средств, условий и результатов их жизнедеятельности социально-позитивным потребностям, ценностям и целям. Проявляется качество жизни в субъективной удовлетворённости людей самими собой и своей жизнью, а также в объективных характеристиках, свойственных человеческой жизни как биологическому, психическому (духовному) и социальному явлению.

Категорию «качество человека» отождествляют с понятием «качество жизни», которое в свою очередь сводят к семи интегральным свойствам: качество жизни и благосостояние — это основные составляющие, условия жизни населения, информированность населения, социальная безопасность, качество окружающей среды и природно-климатические условия, которые составляют среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения.

Наиболее общим и популярным показателем и индикатором качества жизни и качества человека является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который зависит от трех показателей: продолжительности жизни, уровня образования и ВВП на душу населения.

Проблема качества жизни является приоритетной для решения социально — экономических проблем любого уровня.

Анализ показал, что понятие «качество человека» является комплексной производной от статистических, социологических, экономико-математических факторов, определяющих положение человека в обществе. В практическом применении концепции качества жизни и человека необходимо разграничивать понятия «качества жизни», «образ жизни», «условия» и «уровень жизни». Качество человека в частности показывает результативность образа жизни людей. Уровень и условия жизни являются структурными составляющими качества жизни людей.

Что касается индекса развития человеческого потенциала, то можно сказать, что хотя Россия и находится на 71 месте по своему рейтингу, она все же достигла отметки 0,8 и стала относиться, по принятой классификации, к странам с высоким уровнем развития. Но отметка хоть и достигнута, государству все, же необходимо задуматься о влиянии на такие показатели, как: продолжительность жизни, уровень образования и ВВП на душу населения, чтобы Россия могла подняться выше по рейтингу.

На качество жизни населения влияет государственная политика регулирования экономических процессов.

На современном этапе государством принимаются различные меры по повышению уровня и качества жизни населения, что уже дает определенные результаты в виде повышения благосостояния населения и снижения уровня бедности.

Список использованных источников

1. Антология русского качества. М. 2000. Под ред. Б.В.Бойцова, Ю.В.Крянева, М.: РИА Стандарты и качества, 2000.-432 с.

2. Баженов, С.А. Качество жизни населения: теория и практика / С.А. Баженов. — М.: ЭКОС, 2002. — 178 с.

3. Белова, С.Н. Развитие качества человека как приоритетная цель образовательного процесса в вузе. -2009. Режим доступа: www.scientific-notes.ru/pdf/010−17.pdf

4. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. — Ростов-на-Дону, 2000.

5. Васильев, В.П. Качество и уровень жизни населения Российской Федерации / В.П. Васильев. — М.: ЭКОС, 2007. — 117 с.

6. Васильева, Э.К. Статистика: учеб. пособие / Э.К. Васильева. — М.: Финансы, 2008. — 399 с.

7. Гусаров, В.М. Статистика: учеб. пособие / В.М. Гусаров. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 479 с.

8. Елисеева, И.И. Социология / И.И. Елисеева. — М.: ЭКОС, 2003. — 656 с.

9. Зараковский, Г. М., Степанова Г. Б. Психологический потенциал индивида и популяции. //Человек. № 3. -1998. С. 50−59.

10. Злобина, Г. Ю. Качество жизни: структурные составляющие и перспективные направления развития / Г. Ю. Злобина. — М.: Социум, 2007. — 96 с.

11. Медведев, В.И., Зараковский, Г. М. Психофизиологический потенциал как фактор устойчивости популяции в условиях глобальных изменений природной среды и климата. // Физиология человека. Т.20, № 6. — 1994 С.5−15.

12. Мироедов, А.А. Качество жизни в статистических показателях социально-экономического развития / А.А. Мироедов. — М.: Вопросы статистики, 2008. — 125 с.

13. Официальный сайт ВЦИОМ (Всероссийский центр исследования общественного мнения).

[Электронный ресурс]. Дата обновления 03.10.2011. — URL: www. Wciom.ru (дата обращения: 03.10.2011).

14. Прохоров, Н.В. Экология человека / Н.В. Прохоров. — М.: ЭКОС, 2007. — 349 с.

15. Рубин. Я.И. Качество населения. О сущности и структуре понятия. // СОЦИС, 1998, № 9, с. 87−91

16. Серов, Н.К. Социальная статистика / Н.К. Серов. — М.: Финансы и статистика, 1999. — 346 с.

17. Субетто, А.И. Государственная политика качества высшего образования: концепция, механизмы, перспективы. Часть 1 «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77−6567, публ.11 620, 02.11.2004

18. Субетто, А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации. -- СПб. -- М.: Исследоват. центр, 2000. -- 448с.

19. Субетто, А.И. Качество человека как главная цель политики качества российского государства, в том числе в сфере высшего образования // Режим доступа: www.trinitas.ru/rus/doc.0012/1a/120 196.htm#600#600

20. Субетто, А.И. Качество человека как объект квалиметрии образования // 8-й симпозиум: квалиметрия человека и образования. М. 2000, Ч.1.

21. Федяева, Н.Д. Представление качества человека в жанре «популярный психологический тест"//Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». Выпуск 2006. Режим доступа: www.omsk.eduwww.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-7.pdfэ

22. Шадриков, В.Д. Происхождение человечности. — М., 2001. — 296 с.

23. Шадриков, В.Д. Философия образования и образовательной политики. М.: Логос, 1993.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector