ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ К ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ К ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ. .6

1.1 Понятие фонетико-фонематического недоразвития в логопедии. . . . . . . . . . .6

1.2 Особенности речевого и психического развития детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. . . . . . . . . 11

1.3 Основные направления коррекционно-логопедической работы по подготовке к обучению в школе детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

2.1 Диагностика речевого развития дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием, посещающих логопедический пункт, и анализ ее результатов. .24

2.2 Рекомендации по подготовке к школе детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Диагностика по методике В.М. Акименко. . . . . . . . . . . . . . . . .47

ВВЕДЕНИЕ

Основу любого языка составляют звуки в их сочетании и единстве, от того, насколько четко и точно передает речевые звуки человек, зависит восприятие и понимание окружающими его речи. Только четкая и правильная речь может служить средством коммуникации. Ребенок, обладающий развитой речью, как правило, не испытывает трудностей в общении, легко контактирует с людьми, свободно выражает собственные мысли, желания, делится впечатлениями. Наличие речевых трудностей служит помехой свободному общению, поскольку далеко не все окружающие в состоянии понять невнятную речь ребенка, да и не испытывают желания разобраться в ней, если речь не идет о близких.

16 стр., 7507 слов

Рабочая программа дисциплины(модуля) «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

... дисциплины Целями освоения дисциплины (модуля) «Фонетико-фонематическое недоразвитие» являетсяраскрытие основных понятий о фонетико-фонематическом недоразвитии речи, об особенностях речи детей с данным нарушением. Представление психолого-педагогической характеристику детей данного контингента. Раскрытие методики работы логопеда ...

Одной из таких проблем зачастую оказывается фонетико-фонематическое недоразвитие речи, т.е. нарушение формирования произносительного компонента языка по причине нарушения слухового восприятия и звукопроизношения. Статистика такова, что на долю этого нарушения приходится 20-25 % всех речевых нарушений у детей дошкольного возраста [1, с. 67].

Проблема с фонетико-фонематическим недоразвитием заключается еще и в том, что оно оказывает негативное влияние не только на устную, но и на письменную речь, что становится заметным к старшему дошкольному возрасту, когда детей начинают готовить к обучению в школе. Соответственно насущно необходимым оказывается своевременное выявление фонетико-фонематического недоразвития и проведение коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

В теории и практике логопедии изучению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста посвящено достаточное количество исследований, это работы Л.И. Беляковой, Р.М. Боскис, Т.Г. Визель, Т.А. Власовой, Ю.Ф. Гаркуши, О.Е. Грибовой, Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, В.И. Лубовского, Е.М. Мастюковой, Т.А. Ткаченко, О.Н. Усановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.Х. Швачкина и других специалистов, практически все из которых высказывались о важности полноценного восприятия и воспроизведения фонем для усвоения звуковой стороны речи и последующего формирования навыков чтения и письма на этой основе. Пристальный интерес ученых к вопросам фонетико-фонематического недоразвития речи, рост числа детей с указанным нарушением и необходимость организации грамотной работы по его преодолению указывает на актуальность заявленной темы.

Цель работы: изучить особенности речевого развития детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и рассмотреть направления коррекционной работы по его преодолению в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

1. Изучить теоретический и методический аспект проблемы исследования по данным специальной литературы.

2. Рассмотреть особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.

3. Провести диагностику речевого развития детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения.

4. Составить рекомендации по проведению коррекционно-логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития.

Методологическая основа: теоретические и практические исследования онтогенеза фонетико-фонематического развития речи (Н.И. Жинкин, И.А. Зимина, А.А. Люблинская, Г.Р. Шашкина, Н.Х. Швачкин); изучение причин фонетико-фонематического недоразвития речи (Л.И. Белякова, Т.Г. Визель, Т.А. Власова, О.Е. Грибова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).

Методы исследования:

– теоретические – изучение теоретической и методической литературы с целью анализа разработанности заявленной проблемы исследования;

– эмпирические – диагностика речевого развития, составление рекомендаций по коррекционной работе для преодоления фонетико-фонематического недоразвития.

Экспериментальная база исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Тополёк» с. Шевыревка, Саратовского района, Саратовской области.

30 стр., 14976 слов

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим ...

... работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (50 источников), приложений. 1. Теоретические основы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ... и разработке приемов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений и формирования связной речи проблема изучения и развития диалогической речи детей с ОНР в ...

Экспериментальная выборка: 12 воспитанников (6 мальчиков и 6 девочек) старшей и подготовительной к школе группы 2012-2014 года рождения, зачисленных на логопункт дошкольного образовательного учреждения.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Список использованных источников включает в себя 23 наименования. Иллюстративный материал работы представлен 5 таблицами, в приложении представлено описание диагностического обследования по методике В.М. Акименко.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

1.1 Понятие фонетико-фонематического недоразвития в логопедии

Термин «фонетико-фонематический» включает в себя две части, первая из которых касается фонетической стороны речи, вторая – фонематической. Для понимания особенностей недоразвития указанных структур необходимо определиться с понятийным аппаратом.

Любое речевое высказывание требует определенных фонетических средств оформления, которые помогают окружающим понять не только смысл высказывания, но и отношение говорящего к предмету высказывания. Это происходит благодаря тому, что фонетическая сторона речи сочетает различные фонетические средства оформления высказывания: звукопроизношение, темп, ритм, ударение, интонацию, т.е. просодическую сторону речи. В широком смысле под фонетической стороной речи можно понимать произнесение звуков, являющееся результатом синхронизированной работы отделов речедвигательного аппарата. Способность к восприятию, различению речевых звуков, анализу, выделению звуков из состава слова и слов из состава фразы называется фонематической стороной речи. Соединяясь в фонетико-фонематическую систему, развитый фонематический слух и согласованная работа речевых анализаторов обеспечивают дифференцированную деятельность органов артикуляции и, как следствие, понятную речь [2, с. 4].

Рассматривая данную проблему глобально, можно обозначить развитие фонетико-фонематической стороны речи как индикатор общей культуры речи, соответствия принятым нормам произношения и оформления.

Если говорить о физиологической зрелости артикуляционного аппарата ребенка, то он фактически готов к работе уже к моменту рождения, тем не менее, совершенно очевидно, что процесс освоения ребенком речи займет несколько лет. За это время, приходящееся на ранний и дошкольный возраст, у ребенка разовьется слуховой, зрительный и кинестетический анализаторы, и это развитие стимулирует собственно развитие речи. Собственно речевой онтогенез А.А. Леонтьев делит на четыре периода: подготовительный (от момента рождения до года); преддошкольный (от года до 3 лет); дошкольный (от 3 до 7 лет); школьный (от 7 до 17 лет).

Непосредственно развитие детской речи в младенческом и раннем возрасте в свою очередь подразделяется на доречевой этап, включающий периоды гуления и лепета и охватывающий первый год жизни ребенка; дограмматический или этап первичного освоения языка – второй год жизни ребенка; третий год охватывает этап усвоения грамматики; к 4-5-летнему возрасту заканчивается формирование звукопроизношения, фонематического слуха [3, с. 254].

5 стр., 2141 слов

дидактическая игра как средство коррекции звукопроизносительной ...

... речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000. – С. 45-54. 21. Методы обследования речи детей: Пособие ... так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения. Звукопроизношение – процесс образования речевых ...

Начальным этапом фонематического анализа у детей дошкольного возраста с ОНР.">развития фонематического восприятия следует считать становление просодического компонента. Это объясняется тем, что восприимчивость к мелодичности речи формируется у ребенка уже в возрасте 4-6 месяцев, ритм ребенок начинает воспринимать с 6-12 месяцев жизни и только позже – звуковой состав. Сначала ребенок воспринимает речь единым потоком, затем у него формируется способность делить речь на отрезки (отдельные слова и фразы), и только после этого ребенок начинает различать слоги и отдельные фонемы – все это происходит во временном интервале до 5 лет [4, с. 12]…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В любой деятельности важна преемственность. Такую преемственность в образовании обеспечивает действующий государственный образовательный стандарт, в качестве первой ступени включающий дошкольное образование. И от того, насколько своевременно будут выявлены речевые нарушения у детей дошкольного возраста, насколько грамотно будет осуществлена коррекционная работа, во многом будет зависеть успешность обучения детей в школе.

Как уже было отмечено, фонетико-фонематическое недоразвитие является достаточно распространенным нарушением, которое влияет как на устную, так и на письменную речь. Ситуация зачастую осложняется еще и тем, что нарушение восприятия фонем и звукопроизношения начинает беспокоить родителей к тому моменту, когда дети входят в старший дошкольный возраст. Примерно тогда родители начинают обращать внимание на появление определенных социальных и коммуникативных проблем у детей, сложности в приобретении навыков чтения и письма.

Изучение научной и методической литературы по теме исследования показало, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста – проблема, требующая комплексного решения, причем в дошкольном возрасте. Понятие фонетико-фонематического недоразвития речи, причины возникновения, классификации, основные направления коррекционной работы подробно представлены в литературе. Кроме того, очевидно и то, что высшие психические функции детей с фонетико-фонематическим недоразвитием несколько отклоняются от нормы и, соответственно, тоже требуют развития.

Проведенное обследование речевого развития детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием позволило выявить нарушение звукопроизношения различных групп звуков, недостаточный уровень сформированности фонематических компонентов речи, трудности воспроизведения слов различной слоговой структуры, несколько сниженный по сравнению с возрастной нормой словарный запас, недостаточно правильное грамматическое оформление речи. Для того, чтобы эти недостатки не оказались препятствием во время обучения в школе, требуется проведение коррекционно-логопедической работы, рекомендации по которой представлены в последнем параграфе курсовой работы.

5 стр., 2495 слов

СИНДРОМ РАЗДРАЖЁННОГО КИШЕЧНИКА У ДЕТЕЙ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

... период бодрствования. Необходимо отметить, что тригерными (пусковыми) факторами в развитии СРК у детей чаще всего являются: перенесённые кишечные и вирусные инфекции (энтеровирусные и ... ротавирусные); стрессовые ситуации (разлука детей раннего возраста с родителями, начало посещения детского сада или школы, конфликтная ситуация ...

В заключение отметим, что успешность коррекционно-логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития и подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе, зависит от выстраивания целостной системы, сутью которой является не просто выполнение определенных заданий на логопедических занятиях, но логопедизация учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Маяцкая, Н.К. К проблеме фонетико-фонематического недоразвития речи дошкольников / Н.К. Маяцкая // Новая наука: от идеи к результату. 2016. № 1-2. С. 67-70.

2. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. М.: Академия, 2003. 52 с.

3. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. М.: АСТ: Астрель, 2005. 351 с.

4. Елисеева, М.Б. Речевой онтогенез: взгляд лингвиста / М.Б. Елисеева // Логопед. 2005. № 4. С. 11-18.

5. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 5-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманитарно-издательский центр «ВЛАДОС», 2006. 703 с.

6. Логопедия. Теория и практика / Под ред. Т.Б. Филичевой. М.: Эксмо, 2017. 608 с.

7. Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах и схемах / Т.В. Пятница. Минск: Аверсэв, 2006. 180 с.

8. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 200 с.

9. Филипович, Е.И. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Тема 1: Теоретические основы изучения проблемы ФФН. Программа профессиональной переподготовки «Дефектология. Логопедия» / Е.И. Филипович. М.: НОЧУ ВПО «МСГИ», 2014. 14 с.

10. Филичева, Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М.: МГОПИ, 1993. 72 с.

11. Филичева, Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей (Практическая логопедия) / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. 80 с.

12. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических вузов. В 5 т. Т. 5 / Авт.-сост. Л.С. Волкова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина; под ред. Л.С. Волковой. М.: ВЛАДОС, 2007. 480 с.

13. Жовницкая, О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников / О.Н. Жовницкая // Начальная школа. 2001. № 11. С. 41-42.

14. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. М.: Тривола, 1998. 352 с.

3 стр., 1463 слов

Особенности развития образной речи у детей дошкольного возраста

... путь – это каждодневное пристальное, глубокое внимание воспитателей, педагогов ДОО и родителей к речи детей с целью нахождения в ней образности, неординарности. Уже в младшем дошкольном детстве ... в душе, и люблю я её». Соединение двух подходов – каждодневное развитие образной речи детей в их обычной деятельности (с регулярным ведением дневника детского речевого творчества) и ...

15. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М.: Секачев В.Ю., ТЦ «Сфера», НИИ школьных технологий, 2008. 128 с.

16. Калягин, В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. М.: Академия, 2006. 320 с.

17. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под ред. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. М.: АРКТИ, 2003. 240 с.

18. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Авт.-сост. Г.В. Чиркина. М.: Просвещение, 2017. 208 с.

19. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошкольная)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. М.: Просвещение, 1989. 223 с.

20. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 368 с.

21. Филичева, Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М.: МГОПИ, 1993. 72 с.

22. Акименко, В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В.М. Акименко. Ростов н/Д: Феникс, 2015. 45 с.

23. Зайцева, Е.С. Тестовая методика обследования речи детей 4-7 лет / Е.С. Зайцева, В.К. Шептунова. СПб.: КАРО, 2015. 72 с.