Ознакомление с основными понятиями и проблемами психологии личности, изучение структуры личности

Содержание

Основные данные о работе

Содержание

Введение

Основная часть

1. Структура личности

2.. Способности в структуре личности.

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложения

Введение

Психология личности занимает особое положение среди других направлений в психологической науке, высокая значимость и одновременно сложность этой области психологии очевидны. Вместе с тем до сих пор нет установившегося единого и общепринятого определения этого понятия. Такая многозначность, неопределенность психологического содержания понятия «личность» обусловлена многоаспектностью самого этого понятия. Таким образом, определений личности много, но согласия между ними пока мало, поэтому предпочтительней называть существующие разработки в области изучения личности скорее не теориями, а моделями личности или ориентирующими подходами к ее исследованию.

Наиболее ранней и традиционной для психологии является теория черт личности Г. Оллпорта. Создатель и последователи этой теории использовали в своих исследованиях большие статистические выборки испытуемых и применяли трудоемкие методы математической обработки больших массивов данных «объективных» измерений, полученных путем психодиагностических тестов. Однако выявленная таким образом структура личности не обеспечивала достаточно устойчивого и достоверного прогнозирования поведения человека. Эта концепция, таким образом, «схватывала» скорее формально-ситуативную и статическую, нежели содержательно-динамическую сторону личностных особенностей человека.

Значительную роль в развитии психологических исследований личности сыграл психоанализ З. Фрейда. Для психоаналитиков школы Фрейда и его последователей характерно особое понимание личности как айсберга, лишь малая часть которого видна нам, а большая часть причинных механизмов поведения скрыта в глубинах бессознательного. Опыт психоанализа доказал необходимость признания и адекватной оценки роли бессознательного в психической регуляции человеческого поведения. Множество практически-ориентированных исследований убедительно показали, что в организации своей жизни человек стремиться к удовлетворению глубинных личностных мотивов и потребностей, среди которых значительное место занимают мотивы удовольствия, агрессивные и половые влечения.

2 стр., 953 слов

5. Понятие девиантного поведения

... к отклоняющемуся поведению. 3. Ресурсы личности (ее жизненно важные качества и компенсаторные возможности): духовность;  здоровье и ценности здорового образа жизни;  ... Понятие девиантного поведения, его критерии и виды. Психологическое обеспечение профилактики и коррекции девиантного поведения. Девиантное поведение - это поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм. ...

Бихевиористские теории личности, нашедшие свое отражение в трудах Л. Торндайка, Е. Толмена и др., занимают особое место в истории психологических исследований. В них личность (а точнее персональные переменные) понимается как некая система, связывающая совокупность ответных действий индивида на стимулы внешней среды, а диагностика личностных переменных основывается на фиксации внешних наблюдаемых реакций на эти стимулы и их совокупности. Результат такого изучения обычно описывается в терминах пары «стимул — реакция».

Значительное место в психологических исследованиях вплоть до настоящего времени занимают когнитивные концепции и теории личности. Психологи, придерживающиеся этого направления (Т. Бауэр, С. Шахтер, Д. Келли и др.), поведение личности понимают как функцию внутренних структурных образований, сформированных в процессе взаимоотношений человека с окружающим миром. В результате этих исследований были выделены многочисленные структурные блоки познавательных и исполнительных процессов (восприятие; память разного вида и уровня; процессы принятия решения; программы и планы действий и т. д.).

Гуманистическое направление (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.) утверждает личность как целостное и неповторимое образование. Это направление не отрицает ни роли социальной среды, ни роли биологических факторов, которые взаимообуславливая друг друга, становятся источником сущностных сил личности. Главным в личности они считают ее «первичные мотивы», стремление быть самостоятельной, утвердить себя в социальном окружении, самореализоваться, творить самое себя как индивидуальность. Становление человека, по их мнению, как правило, протекает и осуществляется в преобразовательной деятельности человека, обуславливающей развитие его индивидуальности, уникальности.

3 стр., 1197 слов

Структура сознания 2

... практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта ... . Н. Леонтьеву). Современные преставления о структуре сознания Леонтьев о сущности и структуре сознания сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую ...

В отечественной психологии, начиная с 20-х гг., значительное влияние и распространение получил так называемый «деятельностный подход», широко применяющийся в настоящее время в изучении практически всех сторон психической жизни человека (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).

Отправной точкой этого подхода является утверждение о том, что личность развивается, проявляется и изменяется в деятельности. При этом сама деятельность понимается весьма широко; это и предметная деятельность, и работа сознания. Деятельность формирует сознание, а сознание, в свою очередь, формирует деятельность. При этом сознание также трактуется в широком смысле: оно включает в себя образы, установки, мотивы, интересы, знания, умения, навыки и т. д. Личность, как утверждают сторонники этого подхода, представляет собой систему, и системные качества личности являются результатом широкой социальной, внешней и внутренней, умственно-нравственной деятельности человека.

Цель: Ознакомление с основными понятиями и проблемами психологии личности, изучение структуры личности, рассмотрение особенностей задатков и способностей личности.

Задачи:

• дать определение понятию «личности»;

• охарактеризовать основные свойства личности;

• изучить систему направленности личности, ее сущностные характеристики.

• раскрыть сущности методов психологического изучения личности;

• проанализировать психологию и структуру личности;

• дать определение понятиям «способности» и «задатки»

• рассмотреть особенности способностей и задатков.

Основная часть

1 Структура личности

1.1Черты Психологической структуры.

Для объяснения того, что представляют собой люди, персонологи предложили некую мозаику, составленную из концепций. Самая популярная из которых — это концепция черт личности. Черты рассматриваются как устойчивые качества или склонности человека вести себя определенным образом в разнообразных ситуациях. Распространенные черты личности — импульсивность, честность, чувствительность, робость. Г. Олпорт, Р. Кеттел и Г. Айзенк полагали, что структуру личности лучше всего схематически представить в терминах гипотетических качеств, лежащих в основе поведения.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... , комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с общественной ... можно сказать, что праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое состояние ... общественных обычаев из поколения в поколение, помогает людям реализовывать свою идентификацию с принятой в социуме культурой ...

Следующий уровень анализа структуры личности может быть описан при помощи концепции типа личности. В психологии имеется несколько общепринятых положений относительно личности:

1. Личность присуща каждому человеку.

2. Личность есть, то, что отличает человека от животных, у которых личности нет.

3. Личность есть продукт исторического развития, т. е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа.

4. Личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, т. е. то, что отличает одного человека от другого.

Общаясь с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особенности их личного склада.

Тип личности описывается в виде совокупности множества различных черт, образующих самостоятельную категорию с четко очерченными границами. Подобная концепция подразумевает более постоянные и более обобщенные поведенческие характеристики. Люди наделены многими чертами, выраженными в разной степени, поэтому их обычно описывают как принадлежащих к тому или иному типу. Так К.Г.Юнг считал, что люди разделяются на две категории: интровертов и экстравертов.

В целом структура личности может быть представленна в теоретическом плане следуюющим образом:

А. Общечеловеческие свойства — ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции.

Б. Социально — специфические черты — социальные установки, роли, ценностные ориентации.

В. Индивидуально — неповторимые черты — темперамент, сочетание ролей, самосознание.

В качестве относительно самостоятельных комплексов структуры личности можно выделить следующие подструктуры:

1. Динамика ее психических процессов — темперамент.

2. Психические возможности личности, в отдельных видах деятельности — способности.

3. Направленность личности — характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение.

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... Курс «Психология развития человека в образовании» Темы практических занятий 1. Пренатальное развитие; ... проявляются. Подборка видеоматериалов. Демонстрация видеосюжетов (2-5 фрагментов, общая длительность 5-8 минут), раскрывающих с психологической точки зрения выбранную ... каждого из них, наиболее точно и полно раскрывающие тему. Рекомендуемый общий объем – 8-10 страниц, из них 1-2 страницы ...

4. Проявления в соответствующих обобщенных способах поведения, направленность обусловливает характер личности.

Структура личности — это соотношение содержательных тенденций, где реализуясь в различных видах деятельности, они связаны с условиями жизни, вытекают из основных отношений — стремлений, требований, принципов и потребностей.

Структура личности делится на 4 группы, которые образуют …

Список использованных источников

1 Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956.

2 Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2006. (Серия «Мастера психологии»).

3 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. 1940.

4 Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

5 Общая психология: Курс лекций / Сост. Е. И. Рогов. — М.: Владос, 2001.

6 Аверин В. А. Психология личности. — СПб.: Питер, 2003.

7 Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. — М.: ЧеРо, 2002.

8 Немов Р. С. Психология: Кн.1 Основы общей психологии. — М.: Владос, 2006.

9 Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология личности. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009

10 Хрестоматия по истории психологии под.дед.Гальперина П.Я.Изд-во.МГУ.1980.

11 Леоньев А.Н.Деятельность, сознание лияность.М.1975.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector