ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПЕРИОД ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Теоретический анализ особенностей ценностных ориентаций в период юношеского возраста 4

1. 1 Понятие ценностных ориентаций 4

1. 2 Психологическая характеристика юношеского возраста 8

1.3 Ценностные ориентации в период юшошеского возраста 13

ВЫВОДЫ 16

ГЛАВА 2. Эмпирический анализ особенностей ценностных ориентаций в период юношеского возраста 18

2. 1 Методика проведения исследования и контингент испытуемых 18

2.2 Анализ результатов диагностических методик 20

ВЫВОДЫ 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

ПРИЛОЖЕНИЕ 28

ВВЕДЕНИЕ

Цель исследования: определить особенности ценностных ориентаций в период юношеского возраста.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ особенностей ценностных ориентаций в период юношеского возраста.

2. Подобрать психодиагностический инструментарий, адекватный методологии исследования.

3. Провести эмпирическое исследование формирования ценностных ориентаций в период юношеского возраста.

Объект исследования: ценностные ориентации.

Предмет исследования: особенности ценностных ориентаций в период юношеского возраста.

Гипотеза: предполагаем, что у студентов нет отличий в ценностных ориентациях в период юношеского возраста 2-ух групп.

Актуальность данного исследования состоит в том, что в настоящее время наши ценности меняются, в связи с быстрым темпом нашей жизни.

Методы исследования:

1. Теоретические (анализ и синтез научной литературы по теме исследования).

2. Эмпирические (диагностические методики).

Для изучения ценностных ориентаций в период юношеского возраста мной были подобраны следующие методики:

1. «Ценностные ориентации» (М. Рокич).

2. «Ценностный опросник » (Ш. Шварц).

ГЛАВА 1. Теоретический анализ особенностей ценностных ориентаций в период юношеского возраста

1. 1 Понятие ценностных ориентаций

В социальных, психологических и педагогических исследованиях используются как понятие ценности, так и понятие ценностные ориентации. Под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации — это интериоризированные личностью ценности социальных групп [1, c. 5].

10 стр., 4992 слов

Особенности ценностных ориентаций юношей и девушек

... исследовании принимали участие старшеклассники лицея №39 (11 Б), 10 юношей и 10 девушек. ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения особенностей ценностных ориентаций юношей и девушек .1 Психологические особенности юношеского возраста Юношеский возраст - период ...

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни» [2].

Ценности и ценностные ориентации обычно рассматриваются как индивидуальные формы репрезентации общественных (культурных, групповых и т. д.) ценностей. Таким образом, ценностные ориентации представляют собой основные формы функционирования ценностей на уровне личности.

В отечественной психологии ценностные ориентации определяются, как правило, через понятия отношения, отражения, установки (А. Г. Здравомыслов, Д. Н. Узнадзе, В. В. Сусленко, В. А. Ядов).

Причем, являясь одним из базовых личностных оснований, ценностные ориентации заключаются внутрь более широкого синтетического понятия направленности личности, которая содержит в себе доминирующие ценностные ориентации и установки, проявляющиеся в любой ситуации (Б. Г. Ананьев, Л. Э. Пробст и др.).

Разработана статусно-иерархичная структура ценностей в виде ядерно- центрической модели:

• ценности внешнего статуса, образующие стабильное ядро;

• ценности среднего статуса (структурный резерв);

• ценности ниже среднего статуса (периферия);

• ценности низшего статуса [1, с. 9].

Ценности ядра и низшего статуса малоподвижны, а ценности, занимающие промежуточное положение, находятся в постоянном движении [3, с. 89-106].

Ценности личности выступают в качестве основы для формирования жизненной стратегии, во многом определяют линию профессионального развития [4, c. 3-15].

Понятия «ценности» в психологической литературе смешивается с понятиями «ценностные представления» и «ценностные ориентации»: либо первые рассматриваются как зеркальное отражение вторых, не представляющие отдельного интереса, либо вторые сводятся к первым.

В психологическом и философском словарях ценности отмечается следующим образом.

Ценность — положительная или отрицательная зна­чимость объектов окружающего мира или символов, связан­ных с ними, для субъекта познания и деятельности, определя­емая их связью с жизнедеятельностью человека. Находит свое выражение прежде всего в идеалах, нравственных нормах, установках, побуждая соответствующую деятельность и вы­ступая ее регулятором [5, c. 404].

Ценность — понятие, использу­емое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. Можно говорить о трех формах су­ществования ценности: 1) она выс­тупает как общественный идеал, как выработанное сознанием обще­ственным, содержащееся в нем аб­страктное представление об атрибу­тах должного в различных сферах жизни общественной; такие ценно­сти могут быть и общечеловечески­ми, «вечными» (истина, красота, справедливость), и конкретно-исто­рическими (патриархат, равенство, демократия); 2) она предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и ду­ховной культуры либо человечес­ких поступков — конкретных пред­метных воплощений общественных ценностных идеалов (этических, эс­тетических, политических, право­вых и пр.; 3) ценности социальные, пре­ломляясь через призму индивиду­альной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру лич­ности как ценности личностные — один из источников мотивации ее поведения.

9 стр., 4163 слов

Ценностные ориентации современных подростков

... 50]. Существует определение ценностных ориентаций как системы. Ценностные ориентации сегодняшнего подрастающего поколения - это система ценностей исторического субъекта, оказавшегося в условиях «перелома времени». Ценностные ориентации представляют собой систему ценностных отношений личности не к отдельным ...

Каждому человеку присуща инди­видуальная, специфическая иерар­хия ценностей личностных, служа­щих связующим звеном между ду­ховкой культурой общества и ду­ховным миром личности, между бытием общественным и индиви­дуальным. Система их складывает­ся в процессе деятельностного рас­предмечивания индивидами содер­жания ценностей общественных, объективированных в произведениях материальной и духовной куль­туры.

Как правило, для ценностей лич­ностных характерна высокая осоз­нанность; они отражаются в созна­нии в виде ориентации ценностных и служат важным фактором регу­ляции социальных взаимоотноше­ний людей и поведения индивида [6, c. 585].

Важный элемент ценностных отношений в обществе — системы ценностных ориентации личности.

Ценностные ориентации, важнейшие элемен­ты внутренней структуры личности, закрепленные жизнен­ным опытом индивида, всей совокупностью его пережи­вании и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций обра­зует своего рода ось сознания, обеспечивающую устой­чивость личности, преемственность определенного тина пове­дения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивации личности. Основное содержание ценностных ориентаций — политические, философские (мировоззренческие), нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привя­занности, нравственные принципы поведения. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Ценностные ориентации действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых уси­лии, внимания, интеллекта. Механизм действия и раз­вития ценностных ориентаций связан с необходимостью разрешения про­тиворечий и конфликтов в мотивационной сфере, се­лекции стремлений личности, в наиболее общей форме выраженной в борьбе между долгом и желанием, моти­вами нравственного и утилитарного порядка.

Развитые ценностных ориентаций — признак зрелости личности, пока­затель меры ее социальности. Это — призма восприя­тия не только внешнего, но и внутреннего мира индивида, обусловливающая связь между сознанием и самосозна­нием, психологическое основание для решения в индиви­дуальном плане вопроса о смысле жизни, благодаря которому происходит интеграция совокупности ценностных ориентаций в нечто целостное и своеобразное, характерное именно для данной личности.

Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цель­ность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели. Противоречивость в ценностных ориентациях порождает непоследовательность и повелении; неразвитость ценностных ориентаций — признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности [7, c. 764].

Интерес исследователей к проблеме ценностей весьма велик. Ими проводятся сравнительно-исторические исследования ценностей и ценностных ориентаций юношей, полоролевые отличия в структуре ценностей. В частности, исследование Стойлик А. Ю. «Особенности ценностных ориентаций современных старшеклассников». Использовалась традиционная для данной проблемы методика М. Рокича, с целью выявления существенных отличий ценностных ориентаций современных юношей и девушек от ориентаций их сверстников 70-80-х годов прошлого века. Исследование повторяло всю эмпирическую схему работ, проведенных в Лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института РАО в 70-80-х годах 20 века (Б.С. Круглов, А. Адыкулов, А. С. Шаров).

8 стр., 3965 слов

Формирование ценностно-смысловых ориентаций старших дошкольников ...

... Принятие и освоение ценностей сложный и длительный процесс. Осознание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации, которые, в свою ... глава. Теоретические основы понятия 1.1 Формирование и развитие ценностно-смысловой сферы личности Ценностно-смысловым ориентациям присущ динамический характер. Если их существование не ...

Современные данные характеризуются значительно большей вариативностью результатов. Были сделаны следующие выводы, что современные старшеклассники ориентированы на ценности межличностного общения, реализуемые в ближайшем окружении, в то время как их сверстники 70-80-х годов прошлого столетия — на общественно значимые и общегуманистические ценности. Преобладающие сегодня инструментальные ценности характеризуют тип «современного предпринимателя», в то время как ценности, преобладающие ранее, — «исполнителя».

Таким образом, существенные сдвиги в жизни общества отражаются на формировании ценностных ориентации современных старшеклассников, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личной жизнью конкретного человека, а также в значительной вариативности индивидуальных систем ценностных ориентации.

1. 2 Психологическая характеристика юношеского возраста

Юность — это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей — служба в армии.

Ученые дают разные возрастные рамки этого периода.

И. Ю. Кулагина выделяет старший школьный возраст — ранняя юность (16-17 лет), юность — от 17 до 20-23 лет. B.C. Мухина определяет юность как период после отрочества до взрослости (возрастные границы от 15-16 до 21-25 лет) [8, с. 97].

Юность, по мнению В. И. Слободчикова, — завершающая стадия ступени персонализации. «Главные новообразова­ния юношеского возраста — саморефлексия, осознание соб­ственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни» [9, с. 311].

Ведущая деятельность — учебно-профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной де­ятельности — стремление приобрести профессию.

В юношеском возрасте наблюдается бурное развитие всех познавательных процессов.

Юношеский возраст характеризуется взаимопроникновением мышления и речи. Юноши и девушки стремятся мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом, относительно свободно размышляют на нравственные, религиозные, политические и другие темы. Им легко дается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок (индуктивный и дедуктивный тип мышления).

7 стр., 3441 слов

1. Общая социально-психологическая характеристика старшего школьного ...

... развития личности. Поэтому не случайно некоторые ученые (А.В.Мудрик, И.С.Кон), считают юность (15-17 лет) довольно поздним приобретением человечества. В настоящие время, выделившись в отдельную категорию, юношеский возраст ... юноши и девушки складывается под влиянием совершенно нового положения, которое они начинают занимать в обществе, в коллективе, в системе общественных отношений, под влиянием ...

Бурное развитие и становление абстрактно-логического мышления приводит к тому, что в юношеском возрасте начинает доминировать потребность оперировать абстрактными категориями, которые в этом возрасте легко усваиваются. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов. Данный феномен, у юношей выступает более рельефно, что обусловлено спецификой гендерных психических различий. Нередко актуализация данной потребности проявляется в т.н. «юношеском философствовании». Последнее характеризуется стремлением юношей к мудрствованию, «философским» рассуждениям на темы добра и зла, религии, переустройства общества на фоне выраженной юношеской иронии, служащей средством проверки и психологическим противовесом безоглядному принятию социальных норм, правил и знаний.

В раннем юношеском возрасте активное развитие получает чтение, юноши начинают увлекаться чтением фантастической и философской литературы, а их восприятие прочитанного носит эмоциональный характер, а высказываемые автором идеи часто принимаются с недостаточной долей критики. В юношеском возрасте часто возникает любопытство к факторам, меняющим обычное состояние сознания. Юноши нередко начинают проявлять интерес к медитативным техникам, аутогенной тренировке, гипнозу. Именно по этой причине лиц данного возраста следует рассматривать как наиболее чувствительных к различного рода негативным влияниям со стороны представителей религиозных сект.

Развитие письменной и монологической речи, учит юношей и девушек формулировать мысли, передавать собеседнику при помощи рассказа свои мысли и чувства, свою «картину мира». Именно в этом возрасте они чаще всего начинают пробовать писать стихи, вести личный дневник и т.п.

Бурный рост сознания и самосознания приводит к расширению сферы осознаваемого и углублению знаний о себе, людях и окружающем мире. Следствием этого является изменении мотивации основных видов деятельности: те виды деятельности, которые прежде выполняли ведущую роль, например, игра, начинают себя изживать и отождествлять на второй план, возникают новые виды деятельности, меняется их иерархия, начинается новая стадия психического развития [10, с. 119].

Самоопределение, как личностное, так и профессио­нальное, — характерная черта юношества. Выбор профес­сии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных инте……..