Особенности, причины и диагностика девиаций у подростков

Особенности, причины и диагностика девиаций у подростков

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Анализ категории «Девиации» у подростков

1.1 Понятие и сущность девиации

1.2 Особенности и причины девиантного поведения в подростковом возрасте

2. Эмпирическое исследование предрасположенности подростков к девиантному поведению

2.1 Диагностика девиаций среди подростков в условиях школы

2.1 Методы и формы коррекционно-профилактической работы с девиантными подростками

Заключение

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) психологии девиантного поведения. В последние годы, в связи с общесистемным кризисом нашего общества, интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования особенностей, причин, форм, динамики и диагностики девиантного поведения.

Нередко отношения государства и педагогов с девиантными подростками сводятся к запретительным мерам и не устраняют причины, вызывающие отклоняющееся поведение подростка и его психологическую дезориентацию. Это способствует возникновению у подростков аффективных состояний, приводящих к общественно-отрицательным формам поведения, которые при длительном сохранении становятся устойчивыми качествами личности. В некоторых случаях подростки преждевременно уходят из школы. Плохо образованные и слабо подготовленные к жизни, они сталкиваются с непреодолимыми трудностями при включении в трудовую жизнь, становятся потенциальной группой риска, что и порождает целый ряд новых проблем.

Вопросами выявления, коррекции и профилактики девиантного поведения занимались такие выдающиеся ученые, как А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, П.П. Блонский и др.

В настоящее время значительное внимание проблемам девиантного поведения подростков уделяют С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, В.И. Загвязинский, А.В. Мудрик, Б.Н. Алмазов, Н.А. Закатова, Р.В. Овчарова и многие другие.

В связи с актуальностью нашей проблемы, проблемы воспитания девиантных подростков, нами была определена тема: «Особенности, причины и диагностика девиаций у подростков».

11 стр., 5382 слов

Девиантное поведение подростков как педагогическая проблема

... девиантное поведение. Предметом является девиантное поведение подростков как педагогическая проблема. Целью нашей курсовой работы является: изучение девиантного поведения подростков. Основные задачи: Дать определение отклоняющегося поведения. ... к объяснению причин девиантного поведения……….…………………………………………………………...10-15 Глава 2.Особенности отдельных форм девиантное поведения………….16-29 2.1.Преступность ...

Объектом исследования выступают девиации в подростковом возрасте.

Предметом — особенности, причины и диагностика девиаций у подростков.

Цель исследования состоит в теоретическом и практическом обосновании комплекса условий, способствующих возникновению девиантного поведения у подростков, а также путей, обеспечивающих успешную реализацию процессов профилактики и коррекции девиантного поведения в подростковом возрасте.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

· Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме девиантного поведения.

· Рассмотреть особенности, причины и динамику развития девиантного поведения в подростковом возрасте.

· Провести диагностику девиаций среди подростков в условиях школы.

· Обработать и интерпретировать полученные эмпирические результаты.

· Определить методы и формы коррекционно-профилактической работы с девиантными подростками.

Для решения поставленных задач нами был использован следующий комплекс методов исследования:

· Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

· Психолого-педагогическое наблюдение;

· Эмпирические методы: Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие» в 1992 году);

· Метод описательной статистики склонности к отклоняющемуся поведению по выборке.

Эмпирическая база исследования — в исследовании приняли участие два девятых класса, общей численностью 57 человек в возрасте 14-15 лет — обучающиеся в общеобразовательной школе №1 города Хабаровска в апреле 2012 г.

Теоретическая значимость и новизна работы заключается в систематизации знаний по проблеме девиантного поведения, выделении основных его особенностей, причин и определении форм и методов коррекции и профилактики девиаций у подростков.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты теоретического исследования могут быть использованы при анализе механизмов предупреждения девиантного поведения подростков, полученные в ходе исследования результаты, могут быть использованы в практическом применении для рекомендаций и оказания помощи социальным педагогам, психологам и родителям подростков, попавших в трудную ситуацию.

Структура и объём работы. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

В первой главе курсовой работы рассматривается категория «девиация», ее основные составляющие, а также особенности и причины девиантного поведения в подростковом возрасте.

Во второй главе приводятся данные по эмпирическому исследованию предрасположенности подростков к девиантному поведению, организация и методы исследования, а также особенности склонности к отклоняющемуся поведению подростков, обучающихся в 9-ом классе.

1. АНАЛИЗ КАТЕГОРИИ «ДЕВИАЦИЯ» У ПОДРОСТКОВ

1.1 Понятие и сущность девиации

Девиация — это аномальное отклонение органа человеческого тела или поведения индивидуума в обществе. В психологии выделяется девиация у подростков. В период полового созревания причины девиации в подростковом возрасте связаны с гормональными изменениями. При отсутствии соответствующего воспитания ребенок может перестать адекватно воспринимать окружающую его действительность. Снижается самооценка, повышается уровень критичности к себе на фоне снижения уровня критичности других людей. Девиация у подростков требует коррекции их поведения и психологических настроек у специалиста. Во многих случаях причины девиации поведения могут скрываться в патологических изменениях структур коры головного мозга ребенка. Во взрослом состоянии у человека причины девиации поведения — это слабоумие, развитие психических заболеваний, распущенность и деградация. Виды девиантности определяются врачом психиатром [7, с. 356].

23 стр., 11227 слов

Девиантное поведение подростков 3

... к исследованию девиантного поведения, проблема подростковых девиаций в условиях рыночной экономики требует дальнейшего изучения. Объект курсовой работы - девиантное поведение. Предмет - специфика девиантного поведения подростков. Целью данной работы является изучение сущности девиантного поведения подростков, его ...

Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Следовательно, поведение может быть нормальное и отклоняющееся.

Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те, или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.

Отсюда отклоняющееся поведение подростка представляет собой взаимодействие с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием предполагаемым нравственным и правовым общественным нормативам.

Проблема отклоняющегося поведения рассматривалась различными школами и направлениями исследований в рамках таких понятий, как «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение», «аутоагрессивное поведение», «асоциальное поведение трудных подростков» и ряд других.

Ученые и практики различных областей знаний всегда уделяли повышенное внимание вопросам выявления, коррекции и профилактики отклоняющегося поведения в различных его аспектах.

В отечественное педагогике ХХ века отклоняющееся поведение исследовали такие выдающиеся ученые, как В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и многие другие.

В последние десятилетия значительный вклад в разработку социально-педагогических основ воспитательно-образовательного процесса внесли труды таких ученых, как С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, С.И. Григорьев, В.И. Загвязинский, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, Г.Н. Филонов и другие.

Ряд исследователей, в частности, И.А. Невский, отклоняющееся и девиантное поведение связывают воедино. В классификациях А.Г. Абрумовой, Л.Я. Ждановой, В.В. Ковалева различается девиантное (антидисциплинарное, асоциальное) и делинквентное (криминальное) поведение. В.В. Ковалев определяет девиантное поведение как отклонение от нравственных норм данного общества. По его мнению, проявления антиобщественного поведения отличаются многообразием и не всегда легко поддаются систематизации [19, с.78].

Один из наиболее полных и интересных вариантов систематизации видов отклоняющегося поведения личности принадлежит Ц.П. Короленко и Т.А. Донских. Авторы делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, идей, действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения.

23 стр., 11349 слов

Особенности девиантного поведения подростков

1. Типичные формы девиантного поведения подростков 22 3.2. Специфические причины девиантного поведения подростков 28 3.3. Личностные особенности девиантных подростков 33 Заключение 37 Библиография 39 Введение. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние ...

Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивное поведение, во втором случае — внутридеструктивное поведение.

Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, делится на аддиктивное и антисоциальное. В группе внутридеструктивного поведения Ц.П. Короленко и Т.А. Донских выделяют: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение [22, с. 34].

В психологической литературе можно встретить и другие подходы к классификации видов отклоняющегося поведения личности. Так Е.В. Змановская выделяет три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное; асоциальное; аутодеструктивное поведение

Антисоциальное (делинквентное) — это поведение, противоречащее правовым нормам.

Асоциальное — это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений

Аутодеструктивное — это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Его основные формы: пищевая и химическая зависимость, суицидальное, фанатическое, аутическое, виктимное поведение, деятельность с выраженным риском для жизни. [14, с. 102].

В психологии данной проблемой занимались многие ученые. Нам близка позиция А.Е. Личко, он выделяет следующие формы проявления нарушений поведения: делинквентное поведение, побеги из дома и бродяжничество, ранняя алкоголизация как токсикоманическое поведение, девиации сексуального поведения, суицидальное поведение.

Под делинквентным поведением А.Е. Личко подразумевает мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности: школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег и т.д. [27, с. 56]

Однако исследователь В.В. Ковалев возражает против такой трактовки делинквентности, указывал, что понятие «делинквентное поведение» должно применяться только в случаях противоправных, противозаконных и преступных поступков, таких, например, как кражи, хулиганские действия, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилование, убийство. По мнению ученого, расширение границ термина «делинквентное поведение» приводит к стиранию границ между криминальными и некриминальными поступками [19, с. 85].

Известно, что в специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом — Девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение).

Далее мы будем использовать оба термина — «отклоняющееся», «Девиантное» — в качестве взаимозаменяемых.

Девиантное поведение в кратком словаре современных понятий и терминов определяется как отклонение от нормы поведения, развития. Девиантное поведение — это поступки, действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям; социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих установленным в обществе критериям поведения [23, с. 178].

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... о врож­денных и приобретаемых формах поведения, о произвольных и непроизвольных мышечных реакциях. Но и в этих представлениях идея развития неотчетлива. Использу­емые объяснения сравнительно просты ... и рукой); юность, помимо указанных качеств, характеризу­ется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию. Соответственно этому делению, Я. А. ...

Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

Индивидуальные различия людей затрагивают мотивы поведения, формы проявления, динамику, частоту и степень выраженности. Например, форма девиации и степень ее выраженности являются наиболее очевидными характеристиками отклоняющегося поведения личности. Они могут варьировать от вполне безобидных проявлений до тотального нарушения жизнедеятельности личности.

Исходя из всего сказанного выше, можно дать следующее определение девиантного поведения — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Итак, рассмотрев сущность девиации в общем, перейдем к рассмотрению девиантного поведения подростков, его особенностей и причин развития в параграфе 1.2.

1.2 Особенности и причины девиантного поведения в подростковом возрасте

Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его ещё называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. В подростковом возрасте серьёзно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьёзные требования со стороны взрослых.

В подростковом возрасте у ребёнка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос “Кто я?” часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями. В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения, предпочтение подросток отдаёт той семье и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др. Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями.

Родители продолжают смотреть на своего ребёнка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка. У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых “поучить” его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... в 1927 г. разработал факторы, влияющие на коммуникационные процессы в менеджменте, исследование поведения людей в организации, на основе которых сформировал теории: теория Х – ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

Внешность для подростка имеет очень большое значение. Необычная причёска, серьга, а то две и три в ушах, рваные джинсы, яркая косметика и другие атрибуты дают подростку возможность отделить себя от других, утвердиться в группе детей. Всё это происходит на фоне изменения эмоционально — волевой сферы. У подростка проявляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, стремление к общению со сверстниками, потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений. У подростка формируются умения самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества. Значительно изменяются интересы подростка по сравнению с ребёнком младшего возраста. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов.

Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Подросток — это ещё недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования её важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность ещё недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил. Подросток способен принимать продуманные решения, совершать разумные поступки и нести за них нравственную и правовую ответственность. Следует особо выделить, что подросток — лицо, вступившее в период правовой ответственности за свои действия и поступки. И хотя закон, учитывая особенности социально — психологического развития несовершеннолетних, устанавливает для него ограниченную ответственность, можно считать старший подростковый и юношеский возраст как характеризующийся личностной ответственностью.

5 стр., 2433 слов

Диагностика развития мыслительной операции «классификация» у старших подростков

... - возрастно - половые особенности развития профессионального мышления. Особенности развития старших подростков рассмотрены в работах Э. Эриксона и Д. Марсиа (становление идентичности), Р. Бернс (становление ... отражением действительности. Оно может иметь место только в том случае, если ребенок непосредственно воспринимает предмет и совершает с ним практические действия. Наглядно-действенное мышление ...

Рассмотрев особенности подростковых девиаций, мы не можем не сказать об основных причинах девиантного поведения подростков, ведь отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека.

Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних [11]:

— биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обуславливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:

— генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери; влияние наследственных заболеваний, а особенно, наследственности, отягощенной алкоголизмом;

— психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок; конфликтных ситуаций; химического состава окружающей среды; новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;

— физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений подростка в среде сверстников, коллективе.

— психологические факторы, в которые включаются наличие у подростка психопатологий или акцентуации отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.

Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера [27].

В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции; нарушение общения с окружающими; эмоциональная неустойчивость и холодность; повышенная уязвимость, обусловленная психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера; отставанием или задержкой психического развития; разными психическими патологиями.

2 стр., 885 слов

Культурно воспитательная работа с детьми и подростками

... этой деятельности; в) выявить проблемы и недостатки описываемой технологии работы с детьми и подростками В практической части автор должен представить проектное обоснование конкретного ... Роль СКИ в системе социально-культурной деятельности с детьми и подростками. Мировой и российский опыт реабилитационной работы с коллективами детей, имеющими отклонения. Определите основные положения "Конвенции ...

Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.

В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.

Эгоцентрическая позиция подростка с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое поведение.

Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства, с накоплением негативного опыта; стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит об их учебной дезадаптации [11].

Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних [9]:

— дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой — провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи — одни правила поведения, для общества — совершенно другие;

— нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;

— асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями маломотивированной «семейной жестокости» и насилия.

Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них пребывает в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, ведущих к различным формам девиации; другие — вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм делинквентного или криминального поведения [28].

Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.

Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой — в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Не удивительно, что следствием равнодушия общества, например, к проблемам детского алкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение ребенка к семье, школе, государству; безделье, бродяжничество, формирование молодежных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, наркотиков, кражи, драки, убийства, попытки суицида.

Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для подростков условия (социальные или микросоциальные), в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

Таким образом, рассмотрев понятие и сущность девиаций, возрастные особенности подростков, факторы среды, негативно влияющие на формирование поведения, следует перейти непосредственно к диагностике девиаций у подростков.

Выводы по первой главе

Отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа.

Социальная ситуация развития подросткового возраста представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

Источник внутренних конфликтов и девиантного поведения заключается в различии между реальной и идеальной самооценкой, проявляющемся особенно ярко в старшем подростковом возрасте. Многие проблемы, характерные для старшего подросткового возраста, объясняются увеличением расхождения между Я-реальным и Я-идеальным, а кроме того, выпадением одной из составляющих положительной Я-концепции. Положительная Я-концепция определяется 3 факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенности в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости, причем третья составляющая является скорее следствием первых двух.

Итак, девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. [1, с. 8].

девиантный подростковый коррекционный профилактический

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

2.1 Диагностика девиаций подростков

Психолого-педагогическая диагностика — это анализ личности ребенка: выявление его положительных сторон, недостатков поведения, их причин, направленный на решение практических задач — гармонизацию развития личности и повышения эффективности целостного учебно-воспитательного процесса, семейного воспитания в формировании правильного поведения подростка.

Целью диагностики является раннее выявление признаков и причин проявления девиантного поведения с тем, чтобы осуществить профилактику и коррекцию своевременно.

Универсальной методикой выявления предрасположенности подростков к тем или иным отклонениям в поведении является «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению», разработанная Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие» в 1992 году. Опросник включает в себя 98 неповторяющихся пунктов утверждений, определяющих предрасположенность подростка к аддиктивному, саморазрушающему и самоповреждающему поведению. Методика может быть использована в работе школьного психолога. Валидность опросников в среднем равна 0,85. В целом опросники включают ряд утверждений, которые касаются некоторых сторон жизни подростка, его характера, привычек. Опросник рассчитан на подростков в возрасте от 13 до 18 лет. Тестирование проводится индивидуально или с группой. Основная задача СОП — выявления склонности у подростков к тем или иным девиациям в поведении.

Взяв за основу «Методику диагностики склонности к отклоняющемуся поведению», мы провели исследование в 9″А» классе школы №1 г. Хабаровска. Выборка составила 16 человек, из них 7 девушек и 9 юношей.

Сам опросник и ключ к нему представлены в приложении №2.

По результатам проведенной методики была выявлена выраженность следующих черт:

1. Установка на социальную желательность — (8%);

2. Склонность к нарушению норм и правил — (17%);

3. Склонность к аддиктивному поведению — (14%);

4. Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению — (1,4%);

5. Склонность к агрессии и насилию — (7%);

6. Волевой контроль эмоциональных реакций — (49%);

7. Склонность к делинквентному поведению — (10%).

Таким образом, мы видим, что у большинства учащихся нет выраженных черт девиантности, основными причинами отклоняющегося поведения, по мнению классных руководителей, среди учащихся являются влияние семьи и влияние среды. Влияние семьи нередко отмечено склонностью к алкоголизму, отсутствию дружбы между родителями и ребенком, безнаказанность ребенка, вседозволенность.

Для устранения недостатков в поведении подростков необходимы беседы и работа с ними для снятия агрессивности, негативизма. В этом большую помощь могут оказать тренинговые занятия, индивидуальная и групповая работа. Хорошо помогут поручения и задания, отвлекающие от отрицательных эмоций и состояний. Нужно обучать подростков контролировать свое поведение и состояние, относиться философски к трудностям. Необходима и работа с семьей, так как многие проблемы возникают именно из-за неправильных отношений в семье.

Таким образом, опираясь на результаты нашего исследования, мы видим, что в работе с ребятами нужны разнообразные формы и методы коррекции поведения, такие как: беседы, тренинги, индивидуальные и групповые занятия и т.д.

2.2 Методы и формы коррекционно-профилактической работы с девиантными подростками

Традиционно официальной задачей школы в нашей стране признается обучение ребенка, т.е. формирование у него определенной системы знаний, умений и навыков, и развитие личности школьника, становление его жизненной позиции и системы ценностей. Причем, как сложилось в школьной практике, все учебные предметы делятся на «основные» и «неосновные». К последним относят изобразительное искусство, мировую художественную культуру, основы безопасности жизнедеятельности и др., хотя именно эти предметы могут способствовать расширению кругозора школьника, развитию и становлению его нравственных и эстетических качеств, формированию коммуникативных умений. Поэтому школа действительно заинтересованная в том, чтобы из ее стен вышли не просто молодые люди с багажом знаний, умений и навыков по различным научным дисциплинам, но люди самостоятельные, уверенные в себе, хорошо ориентированные в новых условиях социальной реальности, увлеченные, не имеющие проблем, характеризующихся психолого-педагогической наукой как девиантное поведение. И важнейшей для школы на современном этапе ее развития является задача, связанная с решением проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков. Причем акцент должен быть сделан именно на профилактической работе, поскольку всегда легче что-либо предотвратить, нежели исправлять уже допущенную ошибку. Лучшая профилактика девиантного поведения — целенаправленно организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитательное воздействие. Причем, предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания.

Для того чтобы сработали правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.

Выделяя в общей системе предупреждения девиантного поведения меры педагогического сдерживания, необходимо отметить, что в любом общественном институте должно присутствовать воспитание и включать целенаправленное воздействие на нравственное сознание подростка и его поведение. Воспитание, решая задачи по формированию заданных качеств и свойств, направлено на усвоение личностью общественных ценностей, нравственных требований, норм и принципов, т.к. изначально уже предполагает предупреждение отклонений в поведении личности. Поэтому правомерно говорить о том, что воспитание в значительной мере выполняет общую, индивидуальную и профилактическую функцию.

Оказывая психолого-педагогическую помощь трудным подросткам, необходимо учитывать ряд требований.

Требование возрастной целесообразности, проявляющееся в том, что в настоящее время вся профилактическая и коррекционная работа начинается главным образом в подростковом возрасте, когда девиантное поведение уже стойко сформировано. Но нельзя отрицать очевидность того факта, что причина этого явления закладывается значительно раньше, в детском возрасте, поэтому целесообразно сдвинуть возрастные границы этой работы в сторону младшего школьного возраста.

Требование дифференцированности и индивидуализации работы, которое заключается в дифференцированном, в плане пола и возраста, подхода и учете индивидуальных особенностей каждого конкретного подростка в процессе воспитательно-профилактической работы с ним.

Вариативность работы. В зависимости от складывающейся ситуации, имеющихся условий и вероятных возможных последствий используются те или иные формы, методы и средства работы.

Гуманный подход. Проявление внимательного и доброго отношения ко всем категориям детей, независимо от их национальной принадлежности, мировоззрения, вероисповедания, доверие к ребенку и соблюдение его интересов в любой ситуации.

Требование учета региональных особенностей. Организуя воспитательно-профилактическую работу, необходимо учитывать особенности региона, где она организуется, складывающуюся в нем социально-культурную и экономическую ситуацию.

Социально-педагогическая помощь подросткам с девиантным поведением включает в себя различные направления. В первую очередь это воспитательно-профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах.

Если взять за основание средства, то можно выделить следующие педагогические формы воспитательно-профилактической работы: словесную, практическую, словесно-практическую.

По признаку субъекта формы работы можно подразделить на государственные и общественные, индивидуальные и групповые. В соответствие с целевым признаком формы воспитательно-профилактической работы можно подразделить на познавательные, позволяющие овладеть различными знаниями, способствующими формированию убежденности в правильности той или иной позиции, и практические. Практические призваны сформировать правильное отношение к нормам морали и права, а через них к другим социальным ценностям.

Совершенствование форм воспитательно-профилактической работы предполагает прежде всего смещение акцентов с общей профилактики на индивидуально-профилактическую работу с подростками и их родителями.

Общая профилактика представляет собой выявление и установление причин, порождающих отклоняющееся от нормы поведения, а также обстоятельств, благоприятствующих деформации сознания подростков, проведение и активизацию нравственного, правового воспитания и профилактической работы в группах.

Индивидуальная профилактика и коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление подростков, склонных к девиациям, и оказание коррекционно-профилактического воздействия с целью устранить отрицательное влияние неблагоприятных для формирования личности подростка условий.

Важным этапом повышения эффективности как общей, так и индивидуальной профилактической работы является разработка и осуществление различных воспитательно-профилактических программ, имеющих общую цель — управление процессом социализации подростков, создание условий для нормального развития ребенка, устранение десоциализирующих влияний, работа с возникшими отклонениями, восстановление подростка в статусе и дееспособности.

Следующим направлением совершенствования воспитательно-профилактической работы является организация досуга подростков. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности. Досуговая сфера жизнедеятельности подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил ребенка, развитие их способностей и интересов и свободное общение со значимыми для подростка людьми. Отличительная особенность сферы досуга — добровольный, в зависимости от интересов и потребностей подростка, выбор форм досуговой деятельности.

Большую роль в организации досуга подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования. Эти учреждения предоставляют ребенку широкие возможности для разнообразной деятельности в различных образовательных областях, детских объединениях, группах. Действуя и общаясь, ребенок осознает и удовлетворяет свои интересы и потребности. Профилактика девиаций через включение ребенка в деятельность подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного подростка. Подростки обычно легко адаптируются в условиях доброжелательной, психологически комфортной обстановки. Этот комфорт подкрепляется возможностью свободной смены вида деятельности: всегда можно найти ту нишу, в которой ребенок ощутит ситуацию успеха, укрепит свое личностное достоинство.

Решению проблемы занятости подростков и профилактики девиантного поведения способствует расширение и создание школ-комплексов. Именно в школе ребенок может выбрать себе занятие по душе после основной учебной деятельности.

На базе школ возможна реализация программ индивидуальной и групповой социально-педагогической профилактики и коррекции, которые должны быть рассчитаны как на взрослых — воспитателей, родителей, учителей, так и на подростков. Для родителей и педагогов это, прежде всего, социально-психологические тренинги, психодрамы и социодрамы, позволяющие преодолеть консервативность педагогического мышления, социальные стереотипы в оценке подростков, установки на доминантность, затруднения в общении. Для подростков, наряду с групповыми социотренингами, эффективно использование индивидуальных занятий по преодолению дурных привычек, коррекции негативных социальных установок, самооценки, различных нарушений во взаимоотношениях со взрослых и сверстниками.

При построении коррекционно-профилактической работы с девиантными подростками, следует опираться на такие правила:

— опора на положительные качества личности подростка. Необходимо создавать для него ситуации успеха, уметь найти положительное в поведении подростка, строить согласно этому деятельность соц. педагога;

— включение подростка в значимую для него деятельность;

— глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком. Зачастую у таких подростков отсутствует опыт доброжелательного общения, поэтому любое воспитательное действие встречает активное сопротивление.

Выводы по второй главе

Проведя наше исследование по «Методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), мы выявили выраженность следующих черт:

1. Установка на социальную желательность — (8%);

2. Склонность к нарушению норм и правил — (17%);

3. Склонность к аддиктивному поведению — (14%);

4. Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению — (1,4%);

5. Склонность к агрессии и насилию — (7%);

6. Волевой контроль эмоциональных реакций — (49%);

7. Склонность к делинквентному поведению — (10%).

Итак, опираясь на наши исследования, мы пришли к выводу, что предрасположенность подростков к девиантному поведению происходит отнюдь не из-за склада характера или в силу возрастного кризиса. Немаловажное значение здесь играют и отношения в семье и окружении ребенка.

Оказывая психолого-педагогическую помощь трудным подросткам, необходимо учитывать ряд требований: требование возрастной целесообразности; требование дифференцированности и индивидуализации работы; вариативность работы; гуманный подход; требование учета региональных особенностей.

Совершенствование форм воспитательно-профилактической работы предполагает прежде всего смещение акцентов с общей профилактики на индивидуально-профилактическую работу с подростками и их родителями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность темы исследования связана с возрастающим интересом психологов, социологов, педагогов к вопросу о причинах возникновения девиаций в поведении человека вообще и подростка в частности. Особое значение в этой ситуации приобретает семья, как социальный институт, способный оказать подростку помощь и поддержку на ответственном этапе развития.

Каждое общество имеет свою определенную систему норм, систему ценностей, включающую требования к поведению и обязанности членов каждого общества. Система норм зависит от уровня социально-экономического, политического, духовного развития общества, а также от производственных, общественных отношений. Не существует ни одного общества или группы людей без системы норм, определяющих их поведение.

Человек должен уметь применять усвоенное в каждой конкретной ситуации. Нежелание или пренебрежение социальными нормами, как правило, приводит человека к социальным отклонениями, конфликтам, девиантному поведению.

Рассмотрев социально-педагогические аспекты девиантного поведения в подростковом возрасте, мы пришли к выводу, что данная проблема на сегодняшний день является очень актуальной и ей уделяется достаточно внимания в социально-педагогической, психологической, педагогической литературе. Существуют различные подходы к определению понятия «девиантное поведение», но все они отражают одну сущность: девиантное поведение — отклонение от принятых в обществе норм.

Ряд исследователей имеет свою точку зрения на определение понятия «девиантное поведение».

Однако мы считаем, что девиантное поведение — это поведение личности, отклоняющееся от принятых в обществе норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Мы провели исследовательскую работу по выявлению подростков, предрасположенных к девиациям, исследовали особенности, причины возникновения девиантного поведения в подростковом возрасте.

В ходе проведенных нами исследований, мы выяснили, что ведущей причиной возникновения девиантного поведения у подростков является дефекты семейного воспитания, такие как недостаток внимания к ребенку и его проблемам, неправильный стиль воспитания в семье, а также особенности характера подростка и его референтное окружение.

Опираясь на проблемы обследованных подростков, мы определили комплекс методов для коррекции девиаций у подростков.

На наш взгляд, к несовершеннолетнему, имеющему проблемы в жизни, следует применять, прежде всего, меры воспитательного воздействия или нацелить на самообразование. Должна быть изменена оценка отклонений от норм поведения ребенка. В ее основу должен быть положен, прежде всего, психолого-педагогический аспект поступка. Необходимо отказаться от принципа неотвратимости наказания в отношении несовершеннолетних, признать важность не столько карательных функций, сколько деятельности по устранению причин, в результате которых совершен поступок, и в выработке мер по ресоциализации с помощью психолого-педагогических мероприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азарова, Л.А. Девиантное поведение и его профилактика. Учебно-методический комплекс / Л.А. Азарова. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. — 164с.

2. Аронсон, Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон. — М.: Прайм-Еврознак, 2002. — 558 с.

3. Бабаева, Ю.Д. Психология одарённости детей и подростков./ Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 336 с.

4. Базайкина, Т.В. Организация системной профилактики девиантного поведения подростков / Т.В. Базайкина, Л.И. Кундозерова, С.М. Милинис// Современные наукоемкие технологии, 2004. — №5 — С. 44-45

5. Березин, В.Ф. Психическая адаптация и тревога / В.Ф. Березин // Психические состояния / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. — СПб.: Питер, 2001. — 512 с.

6. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. — М.: Наука, 1987. — 309 с.

7. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — СПб: Прайм — Еврознак, М.: Олма — Пресс, 2005. — 666 с.

8. Вингендер, И. Социально-психологические аспекты девиаций в Венгрии / Вингендер // Психологическая наука и образование. — 2000. — №3. — С.5-15.

9. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 240 с.

10. Гилинский, Я. Социология девиантного поведения / Я. Гилинский. — СПб.: СПбФ РАН, 1999. — С. 12-27.

11. Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты / Под ред. В.А. Никитина. — М., 1996. — 147 с.

12. Дети с отклонениями в поведении / Под ред. И.А. Невского. — М.: Наука, 1987. — 182 с.

13. Зернов Д.Н. Критическим очерк анатомических оснований криминологической теории Ломброзо // Криминология. — М., 1991. — С.52.

14. Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. Учебное пособие / Е.В. Змановская — М.: Издательский центр Академия, 2004. — 288 с.

15. Зюбин, Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися / Л.М. Зюбин. — М.: Высш. Школа, 1982. — 191 с.

16. Иванов, В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы / В.Н. Иванов // Социально-политический журнал. — 1995. — №2. — С. 61-74.

17. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. — М.: ТЦ Сфера, 2001. — 192 с.

18. Клейберг, Ю.А. Социальные нормы и отклонения/ Ю.А. Клейберг. — М.: Вита-Пресс, 1997. — 140 с.

19. Ковалёв В.В. «Психические отклонения у подростков правонарушителей. М., «Медицина». 2002. — 208с.

20. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 255 с.

21. Кондрашенко В.П. Девиантное поведение у подростка. — Минск: Беларусь, 1988. — 204 с.

22. Короленко, Ц. П. Семь путей к катастрофе / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. — Новосибирск: Наука, 1990. — 224с.

23. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. — М.: Политиздат, 1989. — 479 с.

24. Кунигель, Т.В. Тренинг «Активизация внутренних ресурсов подростка»./ Т.В. Кунигель. — СПб.: Издательство «Речь», 2006. — 101 с.

25. Курбатов, В.И. Конфликтология / В.И. Курбатов. — Р-н-Д.: Феникс, 2007. — 445 с.

26. Ландова, Л.А., Социологическая теория девиантного поведения / Л.А. Ландова, М.Ф. Шурупова // Социально-политический журнал. — 1993. — № 4. — С. 87-125.

27. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Санкт-Петербург: Речь, 2010. — 256 с.

28. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. 1999. №2. — С. 94 — 108

29. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования /А.Д. Наследов — СПб.: Речь, 2004. — 392 с.

30. Осипова, О.С. Девиантное поведение: благо или зло? / О.С. Осипова // Социс. — 1998. — №9. — С. 106-109.

31. Основы математической статистики в психологии: учеб.-метод. пособие. В 2 ч. Ч. 1 / Н.А. Литвинова, Н.П. Радчикова. — Минск: БГПУ, 2006. — 87 с.

32. Патаки, Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения / Ф. Патаки // Психологический журнал. — Том 8. — 1997. — №4. — С. 92-102.

33. Перешеина, Н.В. Девиантный школьник. Профилактика и коррекция отклонений / Н.В. Перешеина, М.Н. Заостровцева. — М.: Сфера, 2006. — 192 с.

34. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. С 69 Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. — 490 с.

35. Хажилина, И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии / И. И. Хажилина. — М.: 2002. — 228 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1

Данные описательной статистики склонности к отклоняющемуся поведению по выборке:

Среднее

Медиана

Мода

Частота

Дисперсия

Стандартное отклонение

Ошибка среднего

Установка на социально-желаемые ответы

52,91

54,00

44,00

13

66,82

8,17456

1,055331

Склонность к нарушению норм и правил

59,33

59,50

56,00

7

87,82

9,37119

1,209815

Склонность к аддиктивному поведению

45,25

45,00

45,00

7

57,48

7,58148

0,978765

Склонность к аутодеструктивному поведению

52,48

52,00

43,00

4

165,68

12,87

1,661714

Склонность к агрессивному поведению

55,42

57,00

62,00

10

82,82

9,10074

1,174900

Контроль эмоциональных реакций

52,07

53,00

Multiple

84,5

9,19260

1,186760

Склонность к делинквентному поведению

49,82

50,00

53,00

17

37,2

6,09944

0,787434

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)

Содержит 7 шкал:

1. Шкала установки на социальную желательность — 15 пунктов.

2. Шкала склонности на социальную желательность — 17 пунктов.

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению — 20 пунктов.

4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению — 21 пункт.

5. Шкала склонности к агрессии и насилию — 25 пунктов.

6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций — 15 пунктов.

7. Шкала склонности к делинквентному поведению — 20 пунктов.

Опросник включает 98 неповторяющихся пунктов-утверждений (ниже приводится вариант для лиц мужского пола).

1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.

2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.

3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-нибудь боевых действиях.

4. Бывает, что я иногда ссорюсь с родителями.

5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает «маменькиным сынком» и ничего не может добиться в жизни.

6. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили.

7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.

8. Иногда бывает, что немного хвастаюсь.

9. Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком — истребителем.

10. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.

11. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.

12. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она опасна для жизни.

13. Я всегда говорю только правду.

14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества — это вполне нормально.

15. Даже если я злюсь, я стараюсь не прибегать к ругательствам.

16. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.

17. Если бы меня обидели, то я обязательно должен отомстить.

18. Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет.

19. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.

20. Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку.

21. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобнее, а не там, где положено.

22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.

23. Я иногда не слушаюсь родителей.

24. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.

25. Я думаю, что мне бы понравилось заниматься боксом.

26. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.

27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

28. Иногда мне так хочется сделать себе больно.

29. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

30. Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.

31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие, токсические вещества.

32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не выгодно.

33. Бывает, что мне так и хочется выругаться.

34.Правы люди, которые в жизни следуют пословице «Если нельзя, но очень хочется, то можно»

35. Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.

36. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач.

37. Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал.

38. Бывает, что иногда я говорю неправду.

39. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.

40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.

41. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.

42. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.

43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.

44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.

45. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки — это плохое кино.

46. Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям — это нормально.

47. Иногда я скучаю на уроках.

48. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.

49. Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему все, что я о нем думаю.

50. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.

51. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.

52. Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.

53. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.

54. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.

55. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.

56. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.

57. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.

58. Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.

59. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.

60. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

61. Меня раздражает, когда девушки курят.

62. Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.

63. Бывало, что у меня возникало сильное желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.

64. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

65. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.

66. Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.

67. Удовольствие — это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

68. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.

69. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.

70. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку.

71. Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

72. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.

73. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.

74. Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.

75.Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

76. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.

77. Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям — это нормально.

78. Я часто не могу сдерживать свои чувства.

79. Бывало, что я опаздывал на уроки.

80. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.

81. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

82. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.

83. Иногда случалось, что я не выполнял школьное домашнее задание.

84. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.

85. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

86. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.

87. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.

88. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.

89. Иногда я бываю так раздражителен, что стучу по столу кулаком.

90. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.

91. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.

92. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.

93. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.

94. Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить.

95. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.

96. Я мог бы на спор влезть на высокую фабричную трубу.

97. Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям.

98. Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.

Ключ к методике:

При каждом совпадении ответа с ключом присваивается один балл.

По каждой шкале подсчитывается суммарный балл.

Результаты интерпретируются путем сравнения с тестовыми нормами.

Если результаты по шкале больше на 1S тестовой нормы, измеряемое свойство можно считать ярко выраженным, если меньше на 1S, то измеряемое свойство можно считать маловыраженным.

Если у подростка были обнаружены тенденции к делинквентному поведению, то имеет смысл сравнить результаты этого подростка с нормами «делинквентной» подвыборки.

Шкала установки на социально-желательные ответы:

Да Нет

13,30,32, 2,4,6,21,23,33,38,47,54,79,83,87

Шкала склонности к преодолению норм и правил:

Да Нет

11,22,34,41,44,50,53,59, 1,10, 55,61,86,93

80,88,91,

Шкала склонности к аддитивному поведению:

Да Нет

14,18,22,26,27,31,34,35,43,

46,59,60,62,63,64,67,74,81,91 95

Шкала склонности самоповреждающему и саморазрушающему поведению:

Да Нет

3,6,9,12,16,27,28,37,39,51, 24,76

52,58,68,73,90,91,92,96,98

Шкала склонности к агрессии и насилию:

Да Нет

3,5,16,17,25,37,42,45,48,49,51, 15,40,75,85

65,66,70,71,72,77,82,89,94,97

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций:

Да Нет

7,19,20,36,49,56,57,69,70, 29

71,78,84,89,94

Шкала склонности к делинквентному поведению:

Да Нет

18,26,31,34,35,42,43,44,48, 55,61,86

52,62,63,64,67,74,91,94

Тестовые нормы:

Размещено на