Оглавление
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития межличностных отношений у детей подросткового возраста с интеллектуальными нарушениями 7
1.1. Научная обоснованность развития межличностных отношений у детей 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальными нарушениями 9
1.3. Особенности развития межличностных отношений у детей подросткового возраста с интеллектуальными нарушениями 16
Глава 2. Экспериментальное психолого-педагогическое исследование уровня межличностных отношений у детей подросткового возраста с интеллектуальными нарушениями 28
2.1. Диагностические методики проведения экспериментального исследования по изучению развития межличностных отношений 28
2.2. Организация и проведение экспериментальной работы 30
Выводы 49
Заключение 51
Библиографический список 52
Приложение 56
Введение
В настоящее время, когда идут масштабные перемены и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, труднее всего приходится подросткам с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей.
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении.
Одна из основных проблем этого возраста — проблема общения со сверстниками. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, и во многом определяют поведение, деятельность, а также влияют на развитие личностных качеств и социальных установок [3, с.17].
У подростков с проблемами интеллектуального развития возникает необходимость их интеграции в обществе, создание условий для их адекватного социального взаимодействия с окружающими, нормализации отношения социума к ним. Игнорирование в психолого-педагогической деятельности процесса развития коммуникативных навыков, формирования межличностных связей, может привести к нарушению социализации умственно отсталых подростков [8, с.34].
Исследования в области специальной психологии и педагогики (В.А. Вяренен, 1971; Л.И. Даргевичене, 1971; Н.Л. Коломенский, 1972, 1978; Ж.И. Намазбаева, 1986; О.К. Агавелян, 1989 и др.) показали, что у школьников с интеллектуальной недостаточностью имеются существенные недостатки в развитии межличностного общения, в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними. Особенности общения и межличностных отношений подростков с интеллектуальной недостаточностью также рассматривались в трудах Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Л.М. Шипицыной, А.И. Гаурилиус. Однако особенности описаны недостаточно полно и рассматриваются не во всех возрастных периодах. Актуальность данной проблемы определила выбор темы исследования [1, с. 16].
Развитие личности донаучн. период
... семье, чтобы по крайней мере один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентировался на биологию. Вся жизнь, по ... целостную картину всего того, что к этому времени было известно о природе ребенка и его развитии. Руссо исходил из теории естественного человека и, так же как Коменский, писал ...
Теоретическое значение курсовой работы определяется тем, что, результаты и выводы проведенного исследования об особенностях общения умственно отсталых подростков, как сложного межличностного отношения, представляет собой определенный материал для теоретических обобщений и дальнейшего более глубокого изучения этих закономерностей.
Цель исследования: выявить особенности межличностных отношений подростков с интеллектуальной недостаточностью.
Объект исследования: дети подросткового возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования — особенности межличностных отношений детей подросткового возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Гипотеза: нарушение темпа интеллектуального развития у детей подросткового возраста с интеллектуальной недостаточностью (ИН), их личностного становления сказывается на особенностях формирования их межличностных отношений.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему межличностных отношений в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности межличностных отношений подростков с интеллектуальной недостаточностью.
3. Подобрать комплекс методик для исследования процесса межличностных отношений умственно-отсталых подростков в коррекционной школе-интернате.
4. Провести диагностику межличностных отношений умственно-отсталых подростков, обработать результаты исследования, сформулировать выводы.
Практическая ценность работы определяется тем, что на основании результатов исследования психологических особенностей общения подростков с ИН сформируются выводы и определятся пути, которые позволят в определенной мере способствовать процессу формирования и влияния на характер нравственного воспитания воспитанников моей группы.
Методологической основой исследования являются фундаментальные положения наук о сущности межличностных отношений в специальной психологии и об их формировании у подростков с интеллектуальной недостаточностью (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Д.И. Альрахаль, Н.Н. Афанасьев, И.И. Данюшевский, Л.И. Кузьмайте, Е.С. Слепович).
В исследовании использованы работы отечественных и зарубежных авторов в области специальной психологии, философии, педагогики, общей психологии (М.Г. Ярошевского, А.В. Петровского, Я.Л. Коломинского, Б.Ф. Ломова, М.И. Лисиной, Е.Г. Дзугкоева, С.Ф. Устименка).
Структура и объём работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части в виде 2 глав, заключения, библиографического списка. Объём курсовой работы составляет 62 страницы. Библиографический список — 34 источника.
Глава 1. Теоретические основы развития межличностных отношений у детей подросткового возраста с интеллектуальными нарушениями
1.1. Научная обоснованность развития межличностных отношений
у детей
Над проблемой развития межличностных отношений у детей работали и работают многие педагоги, психологи.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к проблеме развития творческих способностей ... видом музыкальной деятельности ребенка, помогает ему проявить свое отношение к окружающему, раскрыть внутренний мир и чем раньше ребенок начнет приобщаться к ...
Для исследования межличностных отношений детей с ИН эффективно используется модифицированный вариант социометрической методики Р. Жиля.
И.С.Артюхова, кандидат педагогических наук, в своей книге «Настольная книга классного руководителя» уделила особое внимание развитию межличностных отношений у детей младшего школьного возраста. Ведь от уровня межличностных отношений во многом зависит дальнейшая адаптация школьника в социуме.
Аспирант кафедры педагогики Ульяновского ГПУ Е. Громова работала над темой: «Развитие этнической толерантности в школе». Она считает этническую толерантность доминантной культурой межнациональных и межличностных отношений, и уделяет большое внимание развитию межличностных отношений у детей, начиная с младшего школьного возраста.
Профессор кафедры философии, социологии, экономики МГУ им. А.Д. Сахарова Т.В. Мишаткина в своей книге «Педагогическая этика» раскрывает основные принципы межличностных отношений педагогов и учащихся. Основополагающими факторами современной школьной реформы провозглашены принципы демократизации и гуманизации.
Доктор исторических наук, профессор В. Маликов утверждает, полностью изжить конфликты детей практически невозможно. Личностный стиль общения и педагогическая тактика сотрудничества обуславливают наиболее бесконфликтные взаимоотношения детей, урегулирование межличностных отношений между ними.
В своей книге / Практическая психология: Познай себя: Влияние на людей / психолог Р.С. Немов раскрывает сущность популярных психодиагностических методик, применяемых в оценке особенностей психологии ребёнка, налаживании контактов с окружающими….
Заключение
Сверстники — значительная фигура в жизни подростка. Изменение внутренней позиции приводит к тому, что подростку уже недостаточно быть просто хорошим учеником, иметь высокие показатели, получать одобрение учителя. Для подросткового возраста характерно создание собственного мнения на основе сравнения своего мнения с мнениями сверстников. Ценным для подростка является вовлеченность в сам процесс общения. Именно в нем подросток реализует себя как личность, формирует суждения о себе и окружающем мире.
Проблема социальной адаптации подростков с интеллектуальной недостаточностью является чрезвычайно актуальной. Имеющиеся в этой области наблюдения и исследования наглядно свидетельствуют о том, что значительная часть подростков с интеллектуальной недостаточностью оказывается не способной самостоятельно войти в сферу социальных отношений, стать полноправной частью социума.
В результате теоретического исследования мной были выделены особенности формирования межличностных отношений у детей подросткового возраста с интеллектуальными нарушениями. В старшем школьном возрасте это: неадекватная самооценка; склонность к социальному иждивенчеству; недостаточная сформированность навыков межличностного общения в среде обычных людей.
Поставленная мною цель по выявлению особенностей межличностных отношений у детей с интеллектуальными нарушениями была достигнута в процессе решения задач, указанных во введении.
Библиографический список
1. Агавелян, О.К. Общение детей с нарушениями умственного развития: автореф. дис. … д-ра психол. наук.: 10.02.89 / О.К. Агавелян; АПН СССР, НИИ дефектологии. — М., 1989. — 34 с.
Особенности психокогнетивного развития детей дошкольного возраста ...
... внимания, памяти у детей 5-6 лет с умственной отсталостью. 1. Проблемы умственной отсталости в исследованиях отечественных и зарубежных психологов В дефектологии термином «умственная отсталость» обозначается ... и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически необучаемыми даже в специальной школе. В правовом отношении они, как и идиоты, являются недееспособными, ...
2. Альрахаль, Д.И. Психологические особенности межличностных отношений детей с ЗПР младшего школьного возраста: автореф. … канд. психол. наук: 08.01.91 / Д.И. Альрахаль; М., 1992. — 35 с.
3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б.Г. Ананьев. — М.: Педагогика, 1980. — 550 с.
4. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе. / М.Р. Битянова. — М: Генезис, 2001. — 340 с.
5. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева. — М.: Мысль, 1978. — 216 с.
6. Варянен, В.А. Оценка своего положения в коллективе подростками вспомогательной школы / В.А. Варянен // Дефектология. — 1971. — №4. — С. 49- 3.
Вийтар, Э.А. Исследование межличностных отношений и интерперсональной перцепции слабослышащих школьников / Э.А. Вийтар // Дефектология. — 1981. — №4. — С. 30- 6.
7. Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: учеб. пособие / А.Д. Виноградова, Е.И Липецкая; под ред. А.Д. Виноградовой. — М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
8. Выготский, Л.С. Вопросы психологии / Л.С. Выготский. — СПб: Союз. — 2007. — 224 с.
9. Гаурилюс, А.И. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своем социальном окружении у учащихся начальных классов вспомогательной школы / А.И. Гаурилюс // Дефектология. — 1995. — №2. — С. 27-31.
10. Гозова, А.П. Изучение психического развития аномальных детей /А.П. Гозова // Дефектология. — 1983. — №6. — С. 24-29.
11. Гординенко, Е.А. Некоторые психолого-педагогические аспекты взаимоотношений умственно отсталых учащихся в коллективе / Е.А. Гордиенко // Дефектология. — 1981. — №5. — С. 15-18.
12. Данюшевский, И.И. Учебно-воспитательная работа в детских домах и специальных школах: Статьи и доклады / И.И. Данюшевский. — М.: АПН РСФСР, 1954. — 160 с.
13. Дзугкоева, Е.Г. Общение как условие социальной адаптации подростков с ЗПР и без отклонений в развитии / Е.Г. Дзугоева // Дефектология. — 1999. — №2. — С. 30-35.
14. Дыгун, М.А. Влияние межличностного взаимодействия в учебных группах на социальные установки личности в юношеском возрасте: автореф. дис. … канд. психолог. наук: 07.05.98 / М.А. Дыгун; М., 1998. — 33 с.
15. Зайцев, И.С. Профилактика и коррекция дезадаптации детей и подростков / И.С. Зайцев. — Минск: Дикта, 2004. — 120 с.
16. Китина, О.Т. Значение совместной деятельности умственно отсталых школьников для формирования межличностных отношений в классном коллективе / Т.А Процко, О.Т. Китина // Дефектология. — 1991. — №1. — С. 41-48.
17. Коломинский, Н.Л. Осознание умственно отсталыми подростками своего положения в коллективе сверстников / Н.Л. Коломинский // Дефектология. — 1971. — №6. — С. 45-50.
Межличностные отношения в коллективе, особенности и структура ...
... коллективов……………………………………………………………………...13 1.3 Классификация и структура межличностных отношений…………….... 26 1.4 Феномены межличностных отношений………………………………....... 28 1.5 Проблемы межличностных отношений в коллективе………………….... 30 Глава 2. Анализ межличностных отношений в организации 2.1 Характеристика предприятия туристической ...
18. Коломенский, Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе / Я.Л. Коломенский. — М.: Просвещение, 1969. — 175 с.
19. Корнилова, И.Г. Применение метода беседы в исследовании межличностных отношений подростков с патологией зрения / И.Г. Корнилова // Дефектология. — 2002. — №2. — С. 25-30.
20. Котикова, О.П. Развитие эмоциональной сферы как существенный аспект нравственного становления детей с ОПФР / О.П. Котикова // Дефектология. — 2003. — №6. — С 3-11.
21. Кузьмайте, Л.И. Некоторые особенности личных взаимоотношений умственно отсталых детей младших классов / Л.И. Кузьмайте // Дефектология. — 1970. — №3 — С. 30-35.
22. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): учеб. пособие / И.Ю. Кулагина. — М.: УРАО, 1999. — 320 с.
23. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. — М.: Просвещение, 1986. — 120 с.
24. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. — М.: Феникс, 2004. — 230 с.
25. Микиртумов, Б.Е. О некоторых закономерностях формирования патологической структуры характера при общем психическом недоразвитии / Б.Е. Микиртумов // Проблемы общего психического недоразвития / под. ред. Д.Н. Исаева. — Л.: ЛПМИ, 1976. — С. 58-61.
26. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: пособие / С.Е. Гайдукевич [и др.]; под ред. С.Е. Гайдукевич. — Минск: БГПУ им. М. Танка, 2008. — 144 с.
27. Особенности взаимоотношений детей с ЗПР: материалы IV Всесоюзн. конф. педагог. чтений Н.Н. Афанасьева, Санкт-Петербург, 23-25 июня 1976 г. / С. — Петерб. гос. ун-т; под ред. Н.Н. Афанасьевой: Т.2. — М., 1976. — С. 44 — 48.
28. Петровский, А.В Психологический словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М.: Политиздат, 1990. — 206 с.
29. Психология педагогического взаимодействия: учеб. пособие / Я.Л. Коломинский [и др.]; под общ. ред. Я.Л. Коломинского. — СПб.: Речь, 2007. — 124 с.
30. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие / С.Я. Рубинштейн. — М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
31. Сергеев, С.П. Философия / С.П. Сергеев // Экзаменационные ответы, словарь терминов — М.: Буклайн, 2003. — С. 140.
32. Устименко, С.Ф. Межличностные отношения трудных подростков / С.Ф. Петровский // Вопросы психологии. — 1984. — №1. — С.330 — 336.
33. Фоменко, О.Е. Некоторые особенности личности умственно отсталых школьников / О.Е. Фоменко. — СПб.: Образование, 1992. — С. 29-38.
34. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Щипицына. — СПб.: Образование, 2005. — С. 130.