ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Оглавление

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы развития межличностных отношений у детей подросткового возраста с интеллектуальными нарушениями 7

1.1. Научная обоснованность развития межличностных отношений у детей 7

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальными нарушениями 9

1.3. Особенности развития межличностных отношений у детей подросткового возраста с интеллектуальными нарушениями 16

Глава 2. Экспериментальное психолого-педагогическое исследование уровня межличностных отношений у детей подросткового возраста с интеллектуальными нарушениями 28

2.1. Диагностические методики проведения экспериментального исследования по изучению развития межличностных отношений 28

2.2. Организация и проведение экспериментальной работы 30

Выводы 49

Заключение 51

Библиографический список 52

Приложение 56

Введение

В настоящее время, когда идут масштабные перемены и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, труднее всего приходится подросткам с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей.

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении.

Одна из основных проблем этого возраста — проблема общения со сверстниками. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, и во многом определяют поведение, деятельность, а также влияют на развитие личностных качеств и социальных установок [3, с.17].

У подростков с проблемами интеллектуального развития возникает необходимость их интеграции в обществе, создание условий для их адекватного социального взаимодействия с окружающими, нормализации отношения социума к ним. Игнорирование в психолого-педагогической деятельности процесса развития коммуникативных навыков, формирования межличностных связей, может привести к нарушению социализации умственно отсталых подростков [8, с.34].

Исследования в области специальной психологии и педагогики (В.А. Вяренен, 1971; Л.И. Даргевичене, 1971; Н.Л. Коломенский, 1972, 1978; Ж.И. Намазбаева, 1986; О.К. Агавелян, 1989 и др.) показали, что у школьников с интеллектуальной недостаточностью имеются существенные недостатки в развитии межличностного общения, в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними. Особенности общения и межличностных отношений подростков с интеллектуальной недостаточностью также рассматривались в трудах Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Л.М. Шипицыной, А.И. Гаурилиус. Однако особенности описаны недостаточно полно и рассматриваются не во всех возрастных периодах. Актуальность данной проблемы определила выбор темы исследования [1, с. 16].

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... семье, чтобы по крайней мере один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентиро­вался на биологию. Вся жизнь, по ... целостную картину всего того, что к этому времени было известно о природе ребенка и его развитии. Руссо исходил из теории естественного человека и, так же как Коменский, писал ...

Теоретическое значение курсовой работы определяется тем, что, результаты и выводы проведенного исследования об особенностях общения умственно отсталых подростков, как сложного межличностного отношения, представляет собой определенный материал для теоретических обобщений и дальнейшего более глубокого изучения этих закономерностей.

Цель исследования: выявить особенности межличностных отношений подростков с интеллектуальной недостаточностью.

Объект исследования: дети подросткового возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Предмет исследования — особенности межличностных отношений детей подросткового возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Гипотеза: нарушение темпа интеллектуального развития у детей подросткового возраста с интеллектуальной недостаточностью (ИН), их личностного становления сказывается на особенностях формирования их межличностных отношений.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть проблему межличностных отношений в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить особенности межличностных отношений подростков с интеллектуальной недостаточностью.

3. Подобрать комплекс методик для исследования процесса межличностных отношений умственно-отсталых подростков в коррекционной школе-интернате.

4. Провести диагностику межличностных отношений умственно-отсталых подростков, обработать результаты исследования, сформулировать выводы.

Практическая ценность работы определяется тем, что на основании результатов исследования психологических особенностей общения подростков с ИН сформируются выводы и определятся пути, которые позволят в определенной мере способствовать процессу формирования и влияния на характер нравственного воспитания воспитанников моей группы.

Методологической основой исследования являются фундаментальные положения наук о сущности межличностных отношений в специальной психологии и об их формировании у подростков с интеллектуальной недостаточностью (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Д.И. Альрахаль, Н.Н. Афанасьев, И.И. Данюшевский, Л.И. Кузьмайте, Е.С. Слепович).

В исследовании использованы работы отечественных и зарубежных авторов в области специальной психологии, философии, педагогики, общей психологии (М.Г. Ярошевского, А.В. Петровского, Я.Л. Коломинского, Б.Ф. Ломова, М.И. Лисиной, Е.Г. Дзугкоева, С.Ф. Устименка).

Структура и объём работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части в виде 2 глав, заключения, библиографического списка. Объём курсовой работы составляет 62 страницы. Библиографический список — 34 источника.

Глава 1. Теоретические основы развития межличностных отношений у детей подросткового возраста с интеллектуальными нарушениями

1.1. Научная обоснованность развития межличностных отношений

у детей

Над проблемой развития межличностных отношений у детей работали и работают многие педагоги, психологи.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к проблеме развития творческих способностей ... видом музыкальной деятельности ребенка, помогает ему проявить свое отношение к окружающему, раскрыть внутренний мир и чем раньше ребенок начнет приобщаться к ...

Для исследования межличностных отношений детей с ИН эффективно используется модифицированный вариант социометрической методики Р. Жиля.

И.С.Артюхова, кандидат педагогических наук, в своей книге «Настольная книга классного руководителя» уделила особое внимание развитию межличностных отношений у детей младшего школьного возраста. Ведь от уровня межличностных отношений во многом зависит дальнейшая адаптация школьника в социуме.

Аспирант кафедры педагогики Ульяновского ГПУ Е. Громова работала над темой: «Развитие этнической толерантности в школе». Она считает этническую толерантность доминантной культурой межнациональных и межличностных отношений, и уделяет большое внимание развитию межличностных отношений у детей, начиная с младшего школьного возраста.

Профессор кафедры философии, социологии, экономики МГУ им. А.Д. Сахарова Т.В. Мишаткина в своей книге «Педагогическая этика» раскрывает основные принципы межличностных отношений педагогов и учащихся. Основополагающими факторами современной школьной реформы провозглашены принципы демократизации и гуманизации.

Доктор исторических наук, профессор В. Маликов утверждает, полностью изжить конфликты детей практически невозможно. Личностный стиль общения и педагогическая тактика сотрудничества обуславливают наиболее бесконфликтные взаимоотношения детей, урегулирование межличностных отношений между ними.

В своей книге / Практическая психология: Познай себя: Влияние на людей / психолог Р.С. Немов раскрывает сущность популярных психодиагностических методик, применяемых в оценке особенностей психологии ребёнка, налаживании контактов с окружающими….

Заключение

Сверстники — значительная фигура в жизни подростка. Изменение внутренней позиции приводит к тому, что подростку уже недостаточно быть просто хорошим учеником, иметь высокие показатели, получать одобрение учителя. Для подросткового возраста характерно создание собственного мнения на основе сравнения своего мнения с мнениями сверстников. Ценным для подростка является вовлеченность в сам процесс общения. Именно в нем подросток реализует себя как личность, формирует суждения о себе и окружающем мире.

Проблема социальной адаптации подростков с интеллектуальной недостаточностью является чрезвычайно актуальной. Имеющиеся в этой области наблюдения и исследования наглядно свидетельствуют о том, что значительная часть подростков с интеллектуальной недостаточностью оказывается не способной самостоятельно войти в сферу социальных отношений, стать полноправной частью социума.

В результате теоретического исследования мной были выделены особенности формирования межличностных отношений у детей подросткового возраста с интеллектуальными нарушениями. В старшем школьном возрасте это: неадекватная самооценка; склонность к социальному иждивенчеству; недостаточная сформированность навыков межличностного общения в среде обычных людей.

Поставленная мною цель по выявлению особенностей межличностных отношений у детей с интеллектуальными нарушениями была достигнута в процессе решения задач, указанных во введении.

Библиографический список

1. Агавелян, О.К. Общение детей с нарушениями умственного развития: автореф. дис. … д-ра психол. наук.: 10.02.89 / О.К. Агавелян; АПН СССР, НИИ дефектологии. — М., 1989. — 34 с.

10 стр., 4701 слов

Особенности психокогнетивного развития детей дошкольного возраста ...

... внимания, памяти у детей 5-6 лет с умственной отсталостью. 1.     Проблемы умственной отсталости в исследованиях отечественных и зарубежных психологов В дефектологии термином «умственная отсталость» обозначается ... и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически необучаемыми даже в специальной школе. В правовом отношении они, как и идиоты, являются недееспособными, ...

2. Альрахаль, Д.И. Психологические особенности межличностных отношений детей с ЗПР младшего школьного возраста: автореф. … канд. психол. наук: 08.01.91 / Д.И. Альрахаль; М., 1992. — 35 с.

3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б.Г. Ананьев. — М.: Педагогика, 1980. — 550 с.

4. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе. / М.Р. Битянова. — М: Генезис, 2001. — 340 с.

5. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева. — М.: Мысль, 1978. — 216 с.

6. Варянен, В.А. Оценка своего положения в коллективе подростками вспомогательной школы / В.А. Варянен // Дефектология. — 1971. — №4. — С. 49- 3.

Вийтар, Э.А. Исследование межличностных отношений и интерперсональной перцепции слабослышащих школьников / Э.А. Вийтар // Дефектология. — 1981. — №4. — С. 30- 6.

7. Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: учеб. пособие / А.Д. Виноградова, Е.И Липецкая; под ред. А.Д. Виноградовой. — М.: Просвещение, 1985. — 144 с.

8. Выготский, Л.С. Вопросы психологии / Л.С. Выготский. — СПб: Союз. — 2007. — 224 с.

9. Гаурилюс, А.И. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своем социальном окружении у учащихся начальных классов вспомогательной школы / А.И. Гаурилюс // Дефектология. — 1995. — №2. — С. 27-31.

10. Гозова, А.П. Изучение психического развития аномальных детей /А.П. Гозова // Дефектология. — 1983. — №6. — С. 24-29.

11. Гординенко, Е.А. Некоторые психолого-педагогические аспекты взаимоотношений умственно отсталых учащихся в коллективе / Е.А. Гордиенко // Дефектология. — 1981. — №5. — С. 15-18.

12. Данюшевский, И.И. Учебно-воспитательная работа в детских домах и специальных школах: Статьи и доклады / И.И. Данюшевский. — М.: АПН РСФСР, 1954. — 160 с.

13. Дзугкоева, Е.Г. Общение как условие социальной адаптации подростков с ЗПР и без отклонений в развитии / Е.Г. Дзугоева // Дефектология. — 1999. — №2. — С. 30-35.

14. Дыгун, М.А. Влияние межличностного взаимодействия в учебных группах на социальные установки личности в юношеском возрасте: автореф. дис. … канд. психолог. наук: 07.05.98 / М.А. Дыгун; М., 1998. — 33 с.

15. Зайцев, И.С. Профилактика и коррекция дезадаптации детей и подростков / И.С. Зайцев. — Минск: Дикта, 2004. — 120 с.

16. Китина, О.Т. Значение совместной деятельности умственно отсталых школьников для формирования межличностных отношений в классном коллективе / Т.А Процко, О.Т. Китина // Дефектология. — 1991. — №1. — С. 41-48.

17. Коломинский, Н.Л. Осознание умственно отсталыми подростками своего положения в коллективе сверстников / Н.Л. Коломинский // Дефектология. — 1971. — №6. — С. 45-50.

4 стр., 1559 слов

Межличностные отношения в коллективе, особенности и структура ...

... коллективов……………………………………………………………………...13 1.3 Классификация и структура межличностных отношений…………….... 26 1.4 Феномены межличностных отношений………………………………....... 28 1.5 Проблемы межличностных отношений в коллективе………………….... 30 Глава 2. Анализ межличностных отношений в организации 2.1 Характеристика предприятия туристической ...

18. Коломенский, Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе / Я.Л. Коломенский. — М.: Просвещение, 1969. — 175 с.

19. Корнилова, И.Г. Применение метода беседы в исследовании межличностных отношений подростков с патологией зрения / И.Г. Корнилова // Дефектология. — 2002. — №2. — С. 25-30.

20. Котикова, О.П. Развитие эмоциональной сферы как существенный аспект нравственного становления детей с ОПФР / О.П. Котикова // Дефектология. — 2003. — №6. — С 3-11.

21. Кузьмайте, Л.И. Некоторые особенности личных взаимоотношений умственно отсталых детей младших классов / Л.И. Кузьмайте // Дефектология. — 1970. — №3 — С. 30-35.

22. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): учеб. пособие / И.Ю. Кулагина. — М.: УРАО, 1999. — 320 с.

23. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. — М.: Просвещение, 1986. — 120 с.

24. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. — М.: Феникс, 2004. — 230 с.

25. Микиртумов, Б.Е. О некоторых закономерностях формирования патологической структуры характера при общем психическом недоразвитии / Б.Е. Микиртумов // Проблемы общего психического недоразвития / под. ред. Д.Н. Исаева. — Л.: ЛПМИ, 1976. — С. 58-61.

26. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: пособие / С.Е. Гайдукевич [и др.]; под ред. С.Е. Гайдукевич. — Минск: БГПУ им. М. Танка, 2008. — 144 с.

27. Особенности взаимоотношений детей с ЗПР: материалы IV Всесоюзн. конф. педагог. чтений Н.Н. Афанасьева, Санкт-Петербург, 23-25 июня 1976 г. / С. — Петерб. гос. ун-т; под ред. Н.Н. Афанасьевой: Т.2. — М., 1976. — С. 44 — 48.

28. Петровский, А.В Психологический словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М.: Политиздат, 1990. — 206 с.

29. Психология педагогического взаимодействия: учеб. пособие / Я.Л. Коломинский [и др.]; под общ. ред. Я.Л. Коломинского. — СПб.: Речь, 2007. — 124 с.

30. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие / С.Я. Рубинштейн. — М.: Просвещение, 1986. — 192 с.

31. Сергеев, С.П. Философия / С.П. Сергеев // Экзаменационные ответы, словарь терминов — М.: Буклайн, 2003. — С. 140.

32. Устименко, С.Ф. Межличностные отношения трудных подростков / С.Ф. Петровский // Вопросы психологии. — 1984. — №1. — С.330 — 336.

33. Фоменко, О.Е. Некоторые особенности личности умственно отсталых школьников / О.Е. Фоменко. — СПб.: Образование, 1992. — С. 29-38.

34. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Щипицына. — СПб.: Образование, 2005. — С. 130.