Основные идеи гештальтпсихологии

Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко

Факультет Педагогики и Психологии

Специальности педагог-психолог

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу: Общая психология

Основные идеи гештальтпсихологии

Выполнила:

Пляскина Виктория

Проверил преподаватель:

М.Д. Иванова.

Тирасполь, 2012г.

Содержание

Введение

1. Теоретический обзор основных идей гештальтпсихологии

1.1 История возникновения и становления гештальтпсихологии

1.2 Базовые направления в гештальтпсихологии

1.2.1 Гештальт-терапия Фритца Перлза

1.3 Основные идеи и принципы гештальтпсихологии

Заключение

Библиографический список

Введение

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt — структура, образ, форма, конфигурация) — одно из влиятельных направлений психологии в первой половине XX века, сформировалось под непосредственным влиянием философской феноменологии (Э. Гуссерль), утверждавшей, что восприятие мира носит целостный, непосредственный характер, а в его основе лежат интенции (намерение, направленность сознания) субъекта. Другим источником идей гештальтпсихологии являются исследования австрийского психолога Xристиана фон Эренфельса, ученика Франц Брентано, которому удалось открыть не сводимые к сумме элементов гештальт-качества. [14]

Впервые принципы гештальтпсихологии были сформулированы Максом Вертгеймером [7] в статье “Экспериментальное исследование движения” (1912) как альтернатива структурализму и бихевиоризму. Представители этого направления — Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка, К. Левин и др. — исходили из предположения, что сложные психологические феномены нельзя разложить на простые ментальные компоненты (структурализм) или цепи стимул — реакция (бихевиоризм).

Они доказывали, что адекватное объяснение интеллектуального поведения требует ссылки на внутренние состояния психики и врожденные сложноорганизованные когнитивные структуры, которые формируют наш перцептивный опыт и знание о мире. Свои гипотезы гештальтисты стремились подкрепить многочисленными экспериментальными данными (феномен стробоскопического движения и др.).

Согласно их взглядам, наше перцептивное восприятие является целостным, активным и конструктивным процессом, строящимся на динамическом отношении между двумя элементами — воспринимаемой формой (структурой, гештальтом) и фоном (полем восприятия).

11 стр., 5130 слов

Психология восприятия

... Вундт превратил это понятие в универсальный объяснительный принцип. В гештальтпсихологии апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия. Бинауральный слух(от лат. bini – два и auricula ... как ладогармонические высотные соотношения, ритмическая канва. Восприятие человека человеком— понятие, использующееся в социальной психологии для обозначения процесса построения образа другого ...

Форма всегда доминирует, оставаясь при этом неразрывно связанной с менее четко воспринимаемым фоном, на котором она выделяется. Интенция наблюдателя спонтанно связывает форму и фон. Гештальтисты открыли лежащий в основе, восприятия закон “хорошей формы”, названный Вертгеймером “законом прегнантности”, который предрасполагает к выбору наиболее простых, четких, упорядоченных и осмысленных форм.

Мышление гештальтпсихологии также рассматривали как активный конструктивный процесс. Вертгеймер [7] различал продуктивное и репродуктивное мышление. Продуктивное мышление предполагает понимание структурных отношений, присущих проблеме или ситуации, сопровождающееся интеграцией соответствующих частей в динамическое целое. Напротив, репродуктивное мышление сводится лишь к слепому повторению усвоенных реакций применительно к отдельным частям целого. Этот тип мышления не порождает инсайта (Insight — понимание), определенного Кёлером как закрытие психологического поля, где все элементы интегрируются в целостную структуру. Наиболее систематический и прагматический подход к мышлению как решению задач с позиции гештальтпсихологии был разработан К. Дункером, который требовал от испытуемых “думать вслух”, настаивая на необходимости вербализации любой мысли. На основе полученных устных и письменных протоколов Дункер пришел к выводу, что процедуры решения задач могут быть формализованы как поиск средств решения конфликтов между текущими ситуациями и ситуациями, отвечающими желаемым целям.

Результаты мыслительных операций он рассматривал как совокупность тесно интегрированных внутренних репрезентаций, которые детализируют находящиеся в противоречии элементы проблемной ситуации. Соответственно, понимание и инсайт определялись им как внутренние когнитивные состояния субъекта, зависящие от качества репрезентаций. Исследования Дункера ясно показали, что при решении проблем субъекты формировали планы, генерировали цели и разрабатывали стратегии, основанные на приобретенном знании. Он также выдвинул концепцию “функциональной закрепленности”, которая утверждала, что объекты и идеи вместе с закрепленными за ними функциями становятся частью ситуации по решению задачи, и эта установка препятствует их новому применению. [7]

Целью данной работы является, изучить основные идеи гештальтпсихологии.

В данной работе мы для себя определили следующие задачи:

ь Изучить историю возникновения и становления гештальтпсихологии;

ь Рассмотреть базовые направления в гештальтпсихологии;

ь Выделить основные идеи и принципы гештальтпсихологии.

гештальтпсихология перлз мышление прегнантность

1. Теоретический обзор основных идей гештальтпсихологии

1.1 История возникновения, становление гештальтпсихологии.

История гештальтпсихологии начинается в Германии в 1912 года с выхода работы М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия.

Непосредственно после этого вокруг Вертгеймера, и в особенности в 20-х годах, в Берлине складывается берлинская школа гештальтпсихологии: Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941) и Курт Левин (1890-1947).

10 стр., 4510 слов

Возможности использования технологии критического мышления в начальной школе

... задач, чем те, кого этому не учили. Развитие критического мышления в семейном кругу может происходить в форме совместных раздумий о положительных и отрицательных сторонах разных видов ... организации. Это может быть семья, трудовой коллектив, фирма; любая организация, будь то школа или цирк, подразумевает иерархию: есть начальники, есть подчиненные. Любое нарушение сложившихся в ...

Исследования охватывали восприятие, мышление, потребности, аффекты, волю.

Введение понятия «гештальт»- как качества формы или структуры [1]. Это понятие ввел Х. Эренфельс (1890) в статье «О качестве формы». Он исследовал особенности восприятия мелодий. В любой мелодии на ряду с шестью элементами есть седьмой элемент — это и есть гештальт (структура).

При сохранении гештальта мелодия узнаваема, при изменении гештальта мелодия неузнаваема.

Исследования в рамках Лейпцигской школы (Ф. Крюгер, Г. Фолькельт, Ф. Зандер), которая получила название школы диффузно-комплексных переживаний или школы психологии развития. Эта школа ввела понятие — комплексное чувство или комплексное переживание, т.е. некое общее, целостное, определяющее формы активности [3].

Во время зарождения гештальтизма особую остроту приобрела проблема целого и части, в том числе целостность психической жизни, ее внутренняя связанность. Будущие гештальтисты практически воспитывались в двух лабораториях: у ученика Ф. Брентано — К. Штумпфа (Берлин) и у Г. Мюллера в Геттингенском университете, где профессором был Э. Гуссерль. Последний видел свою задачу в том, чтобы реформировать логику, а не психологию. Он считал, что логика должна быть превращена в феноменологию, цель которой — раскрыть фундаментальные феномены и идеальные законы познания. Он считал, что феноменология должна абстрагироваться от всего, что связано с существованием человека, и постигать «чистые» сущности. Для этой задачи прежний, интроспективный метод был непригоден. Требовалась его модификация, получившая название феноменологического метода. Все это было предпосылкой возникновения гештальтпсихологии как школы, родоначальниками которой были Макс Вертгеймер, Курт Коффка и Вольфганг Кёллер, основавшие в 1921 г. журнал «Психологические исследования», а также позднее к этой школе примыкали К. Левин (автор теорий психологического поля и групповой динамики), К. Гольдштейн (сторонник холизма в психологии), Ф. Хайдер (применивший гештальт-подход в социальной психологии) [2].

Первоначально в работах Д. Катца «Построение мира цветов» и «Построение мира сознательных восприятий» [9] было показано, что зрительный и осязательный опыт несравненно полнее и своеобразнее, чем его изображение в психологических схемах, которые ограничиваются простыми понятиями, и что поэтому образ достоин того, чтобы изучаться как самостоятельный феномен, а не как простой эффект стимула. Важным свойством образа является его константность, постоянство при изменяющихся условиях восприятия. Условия варьируют, а чувственный образ остается постоянным. Вместе с тем константность разрушается, если объект воспринимается не в целостном зрительном поле, а изолированно от него.

Интересные факты, говорящие о целостности восприятия и ошибочности представления о нем как мозаике ощущений, были получены датским психологом Рубином, изучавшим феномен «фигуры и фона» [9]. Фигура воспринимается как замкнутое, выступающее вперед целое, отделенное от фона контуром, тогда как фон кажется простирающимся позади. Об их различии убедительно говорят так называемые двойственные изображения, когда рисунок, например, воспринимается то, как ваза, то, как два профиля.

24 стр., 11747 слов

Исследование восприятия в психологии

... исследования: 1. изучить состояние теоретической разработанности исследования восприятия в психологии. 2. эмпирически изучить особенности восприятия у подростков. 3. сформулировать выводы. Объект исследования: восприятие Предмет исследования: особенности восприятия в подростковом возрасте. Гипотеза исследования: уровень проявления восприятия ...

В развитии гештальтпсихологии важную роль сыграли экспериментальные исследования по изучению Вертхеймером так называемого фи-феномена [7]. С помощью специальных приборов (стробоскопа и тахиостоскопа) он экспонировал с различной скоростью один за другим два раздражителя (прямые линии).

Когда интервал был относительно большой, испытуемый воспринимал их последовательно. При очень коротком интервале они воспринимались как данные одновременно, а при оптимальном интервале (около 60 миллисекунд) возникало восприятие движения, т.е. глаз видел перемещение линии вправо или влево, а не две линии, данные последовательно или одновременно. В определенный момент, когда временной интервал начинал превышать оптимальный, испытуемый в какой-то момент воспринимал чистое движение, т.е. осознавал, что движение происходит, но без того, чтобы перемещалась сама линия. Это явление и было названо фи-феноменом. Фи-феномен выступал не как соединение отдельных сенсорных элементов, а как «динамическое целое». Эти опыты опровергали концепцию о сложении ощущений в целостную картину. Они были повторены многими исследователями на самом разнообразном экспериментальном материале. И во всех случаях наблюдался фи-феномен.

В своей теоретической работе «Физические гештальты в покое и стационарном состоянии» В. Келлер [10] стремился перестроить психологический способ объяснения по типу физико-математического. По его мнению, посредником между физическим полем и целостным восприятием должна стать новая физиология — физиология не изолированных элементов и путей, а целостных и динамичных структур, т.е. гештальтов. С этой целью Келлер наметил воображаемую физиологию мозга, которая базировалась на физико-химических представлениях. В этой работе главной была идея изоморфизма материальных (физиологических) и психологических процессов [10].

Гештальтистам представлялось, что принцип изоморфизма, согласно которому элементы и отношения в одной системе взаимно-однозначно соответствуют элементам и отношениям в другой, позволит решить психофизическую проблему, сохранив за сознанием самостоятельную ценность и в то же время утвердив его соответствие материальным структурам. Конечно, изоморфизм как математическая категория сам по себе не является ни материалистическим, ни идеалистическим. Но он не может решить коренные вопросы психологической теории, в том числе психофизическую проблему, в трактовке которой гештальтпсихология следовала идеалистической традиции. Ведь отношение двух рядов явлений (психических и физических) мыслилось по типу параллельности, а не причинной связи. Гештальтисты превратили психические формы в своего рода сущности. Они утверждали не только несводимость этих форм к их частям, но и существование особых законов гештальта. Им представлялось, что, опираясь на эти законы, психология превратится в точную науку типа физики [17].

Трактуя интеллект как поведение, направленное на решение проблем, В. Келлер[10] провел свои знаменитые опыты над человекообразными обезьянами. Создавались ситуации, в которых подопытное животное для достижения цели должно было найти обходные пути. Главная проблема состояла в выяснении того, каким способом решается задача: происходит ли слепой поиск решения путем проб и ошибок или обезьяна достигает цели благодаря инсайту — «озарению», внезапному, спонтанному схватыванию отношений, пониманию ситуации. В. Келлер высказался за второе объяснение. Он объяснял удачные решения животного тем, что поле его восприятия обретает новую структуру, адекватную проблемной ситуации. Реальный смысл этой гипотезы состоял в том, что она вскрыла ограниченность концепции проб и ошибок, но само по себе указание на инсайт никак не объясняло механизм интеллекта [10].

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых ... хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и ... озабоченность, смущение, неуверенность; - поглаживание подбородка - момент принятия решения; - суетливость рук (теребление чего-либо, скручивание и ...

Учение о неделимых гештальтах привело к тому, что в психологических лабораториях не задавались больше вопросом: как обнаружить в данном восприятии исходные чувственные элементы, из которых оно построено. Стала складываться новая экспериментальная практика изучения чувственных образов в их целостности, динамике (К. Дункер, Н. Майер).

В результате представление об ощущениях как исходных, непредметных элементах сознания дополнилось представлением об особой силе, соединяющей их в предметный образ [14].

Гештальтизм претендовал на общую теорию психической жизни в целом, хотя его реальные достижения группировались в пределах исследования одной из сторон психического — той, на которую указывает категория образа. Пытаясь распространить свои объяснительные схемы на явления, которые не могут быть представлены в категории образа, он сразу же наталкивался на огромные трудности, обусловленные, разъединением образа и действия. Ведь образ у гештальтистов выступал в виде сущности особого рода, подчиненной собственным законам. Его связь с реальным предметным действием оставалась загадочной. Неспособность соединить эти две важнейшие категории, разработать единую схему анализа психической реальности явилась логико-исторической предпосылкой распада школы гештальтпсихологии в предвоенные годы. Ложная методология, основанная на феноменологической концепции сознания, явилась непреодолимым препятствием для подлинно научного синтеза этих двух категорий [3].

На положениях гештальт-теории базируется специфическое направление психотерапии — гештальт-терапия. В рамках гештальт-терапии различные формы психопатологии рассматриваются как следствия незавершенных ситуаций и проявления сложившихся на их основе незавершенных гештальтов — неинтегрированных интрапсихических структур, которые сопряжены с неудовлетворенными потребностями и прерванными действиями, в силу чего вызывают внутреннее напряжение и дисбаланс. Представители гештальт-психологии стремились выработать максимально точный язык описания, подобный математическому, и вывести универсальные закономерности сознания, в точности формулировок не уступающие физическим законам. Одно им определенно удалось: положить начало новому типу психологического мышления, проявляющему себя в различных сферах психологии, психотерапии, искусства, дизайна и т.д. Один из основоположников общей теории систем, Л. фон Берталанфи высоко оценил вклад гештальт-психологов, признав их предвестниками общенаучного системного подхода [9].

1.2 Базовые направления в гештальтпсихологии

Наиболее известные гештальт-психологи, это М. Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка. Близкие гештальтпсихологии общенаучные позиции занимали:

· К. Левин и его школа, распространившие принцип системности и идею приоритета целого в динамике психических образований на мотивацию человеческого поведения;

6 стр., 2579 слов

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...

... исследовании поведения действием. Современные отечественные и западные авторы предлагают улучшить ситуацию при помощи учета следующих факторов: создание надежного и чувствительного инструмента ... стратегии совладания — проблемно-фокусированный и эмоционально-фокусированный копинг в специфических ситуациях стресса (например, болезнь, боль, потеря работы и т.д.). Исследователей другого, ...

· К. Гольдштейн — сторонник холизма в патопсихологии;

· Ф. Хайдер, введший понятие о гештальте в психологию социальную для объяснения восприятия межличностного.

История гештальт-психологии начинается с выхода работы М. Вертгеймера (1880-1943, немецкий ученый, экспериментально исследовал восприятие и мышление) «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912), в которой отрицалось наличие в акте восприятия отдельных элементов [7]. В эксперименте испытуемым предъявлялись поочередно два стимула (один — вертикальный или наклонная полоска (А), другой — горизонтальная (В).

Испытуемый должен был давать отчет при своем восприятии. При значительном временном интервале (200 мл сек.) эти две полоски воспринимались, как отдельные стимулы; при быстром следовании (интервал 30 мл сек.) человек видел угол, т.е. эти два стимула группируются. Вертгеймер описал явление «чистого движения», когда испытуемый, отчетливо видя движение, не воспринимает перемещающегося объекта. Оно получило название стробоскопического движения [7].

В результате вывод: восприятие человека в определенных условиях образует целостные образы. Вертгеймер объяснял этот факт: в том случае, если на человека воздействует раздражитель А, то возникает зона возбуждения; если быстро предъявлять следующий стимул В, то возникает зона В, а между ними возникает замыкание, т.е. возбуждение передается от А к В, и в восприятии возникает образ движения. Идеи Вертгеймера стали отправным пунктом для развития гештальтпсихологии [7].

После этого в 20-х гг. в Берлине складывается Берлинская школа гештальтпсихологии: М. Вертгеймер (1880-1943), К. Коффка (1886-1941), В. Келер (188 -1967), К. Левин (1890-1947).

Исследования охватывали восприятие, мышление, потребности, аффекты, волю [1].

В. Келер [10] в книге «Физические структуры в покое и стационарном состоянии» (1920) проводит мысль — физический мир и психический подчинены принципу гештальта. Предположил существование электромагнитных полей в мозгу, которые возникают под влиянием стимула Принцип изоморфизма, т.е. единства мира — физического, физиологического и психического. Объяснение психических явлений должно состоять в нахождении соответствующих структур в мозговых процессах.

Автор считает, интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля прежде не связываемые начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации. “Инсайт” — озарение [10].

В начале 20-х годов были проведены опыты с человекообразными обезьянами, где использовались: клетка, приманка, палка. По итогам опыта были выделены 3 стадии активности:

1) хаотическая беспорядочная активность

2) стадия бездействия

3) инсайт (обезьяна вскакивает, хватает палку, достает приманку).

Келлер выделил интеллектуальное поведение — решение конкретных задач при том, что все необходимое для решения представлено в зрительном поле.

Автор дал определение инсайта как качественного изменения в поведении. До инсайта проблемная ситуация беспорядочна, поведение хаотично. После — части объединились в целое, поведение упорядоченно, имеет цель [10]. Взаимосвязь цели и средства объясняет:

1) понимание без решения (нет палки — функциональная замена палки — хорошая ошибка испытуемого).

Есть инсайт, но цель не достигнута.

2) решение без понимания (решение по аналогии с действиями сородичей. Цель не достигнута (“глупый” шимпанзе).

Поведение по частям внешне совпадает с системой решения, но части разобщены, и действия не дают результата. Нет инсайта — инсайт не сводится к сумме своих частей.

Э. Рубин [3]открыл феномен фигуры и фона (1915).

Д. Катц показал роль гештальтфакторов в поле осязания и цветового зрения. В. Келер в экспериментах на курах пытался проверить, что является первичным — восприятие целого или элементов. В результате: элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен. Структура — первичный примитивный акт. В 1917 г. распространил принцип структурности на объяснение мышления. По Келеру, интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля, прежде не связываемые, начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации.

В 1921 г. К. Коффка [11] попытался приложить общий принцип структурности к фактам психического развития в онто — и филогенезе. Развитие состоит в усложнении примитивных форм поведения, образованию более сложных структур и установлению соотношений между ними. Также занимался вопросами общей психологии — «Принципы гештальтпсихологии».

М. Вертгеймер [7] занимался проблемами мышления и творчества Он приходит к выводу, что мышление заключается в осознании структурных особенностей и требований; в действиях, которые соответствуют этим требованиям и определяются ими, и тем самым в изменении ситуации в направлении улучшения ее структуры. Условия переструктурирования ситуации — умение отказаться от привычных сложившихся в прошлом опыте и закрепленных упражнениями шаблонов, схем, оказывающихся неадекватными ситуации задачи. Переход на новую точку зрения осуществляется внезапно в результате озарения — инсайта [7].

Исследования в области потребностей, воли, аффектов, главным образом связанные с именем К. Левина [12]. Левин исходил из того, что основанием человеческой активности в любых ее формах, будь поступок, мышление, память, является намерение — потребность.

Автор определил, что потребность — это некоторое стремление, тенденция выполнить, осуществить какую-то цель. Левин называет их квазипотребностями. Они создают в личности систему напряжения. Эта система напряжения стремится к разрядке. В разрядке состоит, по Левину, удовлетворение потребности. Разрядка потребности осуществляется в определенной ситуации. Эта ситуация называлась Левиным психологическим полем (общая система, в пространстве которой функционирует человек в его психических качествах и свойствах).

Каждая вещь в психологическом поле характеризуется не по своим физическим свойствам, а выступает в каком-то отношении к потребности субъекта [12].

В своих работах К. Левин представляет, что основание человеческой активности в любой ее форме (поступок, мышление, память) является намерение — потребность. Потребность — некоторое стремление, тенденция выполнить, осуществить какую-то цель. Kвазипотребности образуются в актуальной ситуации в связи с принятыми намерениями, целями направляют активность человека. Квазипотребность создает в личности систему напряжения, которая стремится к разрядке. Разрядка и тогда удовлетворение потребности.

Каждая вещь в психологическом поле характеризуется не по свои м физическим свойствам, а выступает в каком-то отношении к личности субъекта (положительная и отрицательная валентность).

Единство личности и среды — жизненное пространство, которое обладает свойствами — уровень реальности, временная перспектива. В понимание жизненного пространства Левин включал ожидания, представления о будущем (идеальный план) и прошлом, но в связи с тем как они представлены в настоящем, отсюда проблема целеобразования и целенаправленного поведения.

1.2.1 Гештальт терапия Фритца Перлза

Теоретические открытия гештальтпсихологии к практике психотерапии применил Фритц (Фредерик Соломон) Перлз (1893-1970).

В 40е годы XX в. известный среди профессионалов своего времени психоаналитик Фредерик Перлз задумался о создании собственной системы психотерапии, что стало выжным периодом в гештальтпсихологии. В то время его не устраивали многие положения современного ему психоанализа, в частности преимущественно интеллектуальный характер переработки проблем пациента, ориентация на прошлое, пассивная позиция пациента в процессе психоаналитического лечения. Результатом его совместных с коллегами размышлений, в число которых входили его жена Лаура Перлз, Изидор Фром, Пол Гудман, стала книга «Гештальт-терапия», изданная в 1951 г. Первая часть этой книги, представляющая собой практическое руководство по самоисследованию, неоднократно издавалась на русском языке под названием «Практикум по гештальт-терапии»[18].

Для объяснения человеческого поведения Перлз и его коллеги использовали идеи гештальтпсихологии, такие как концепцию динамики фигуры и фона, представления о целостности человеческого организма и о том, что организм и его окружающая среда представляют собой единое поле. Перлз использовал также некоторые философские идеи — идеи феноменологии, философского направления, возникшего в начале XX в. и настаивающего на необходимости исследовать вещи такими, какими они представлены в сознании.

Фритц Перлз был врачем и разрабатывал свой метод, прежде всего, для нужд лечения неврозов и других болезненных нарушений, однако еще при его жизни гештальт-терапия вышла за рамки сугубо медицинской практики (хотя с успехом применяется там и поныне).

Гештальт-терапия является универсальным психологическим методом, который применим к широкому кругу человеческих проблем. Очертим некоторые области применения современной гештальт-терапии:

— клиническая психотерапия;

— семейная терапия;

— тренинги для людей, стремящихся к личностному росту;

— тренинги для представителей различных профессиональных групп (например, педагогов, менеджеров);

— гештальт-педагогика;

— консультирование организаций.[18]

По мнению Ф. Перлза гештальт — это метод, позволяющий сделать жизнь более наполненной ощущениями и более осмысленной. Он учит людей не только думать о жизни, но и переживать ее во всех ее проявлениях, открывать в себе все новые и новые ресурсы, видеть и чувствовать новые грани окружающего мира и своей личности. Поэтому гештальт — это не просто психотерапевтический метод, а стиль жизни постепенно преображающий ее. С позиции гештальт-подхода, человек является целостным многомерным существом — одновременно животным, психологическим, социальным и духовным. Цель гештальт-подхода — постоянное расширение опыта сознавания и посредством этого достижение все большей целостности, более высокого уровня психологического и физического здоровья [20].

1.3 Основные принципы, идеи, законы и концепции гештальтпсихологии

М. Вертхеймер изложил принципы организации восприятия в своей работе, опубликованной в 1923 году. Он исходил из того, что мы воспринимаем предметы в той же манере, в какой воспринимаем кажущееся движение — то есть как единое целое, а не как наборы индивидуальных ощущений [7]. Все свойства восприятия: константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

ь Близость. Стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.

Например: **************

**************

**************

Вы, намного более вероятно, будете видеть три линии «*», расположенных близко друг к другу, чем 14 вертикальных «3-х значных коллекций» «*».

ь Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе.

Вот простой пример:

OXXXXXXXXXX XOXXXXXXXXX XXOXXXXXXXX XXXOXXXXXXX XXXXOXXXXXX XXXXXOXXXXX XXXXXXOXXXX XXXXXXXOXXX XXXXXXXXOXX XXXXXXXXXOX XXXXXXXXXXO Для нас естественно видеть линию «o» в пределах области x.

ь Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.

ь Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму.

ь Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.

ь Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.

ь Принцип изоморфизма (выражение структурного единства мира: физического, физиологического и психологического: психический мир есть точная структурная репродукция динамической организации соответствующих мозговых процессов).

ь Принцип структурности (целое, которое определяет свойства и значение своих частей, называется структурой): элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен [2].

Главные идеи этой школы состоят в введении структурного принципа и целостного подхода в противоположность схематизму анатомической теории в трактовке психических процессов. Новое понимание предмета и метода психологии: важно изучать переживания, феномены так, как они есть, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность. Целое нельзя разложить на элементы, т.к. тогда оно перестает существовать. Гештальтисты выступили с критикой метода аналитической интроспекции. Аналитической интроспекции был противопоставлен феноменологический метод, направленный на непосредственное и естественное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания (в данный момент) [2].

Эксперименты на восприятии, которые показали, что в качестве первичного в восприятии выступает целое, в зависимости от факторов: близости элементов друг к другу, сходства элементов, замкнутости, продолжения, симметричности и др. [12].

Методологический подход гештальтпсихологии базировался на нескольких основаниях — понятиях психического поля, изоморфизма и феноменологии. Понятие поле заимствовано из физики, в которой были сделаны в те годы важнейшие открытия. Изучение природы атома, магнетизма позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целостные системы. Эта мысль и стала ведущей для гештальтпсихологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом гештальты могут изменяться, становясь все более адекватными предметам внешнего поля. Может происходить и переструктурирование поля, в котором прежние структуры располагаются по-новому, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт).

Психические гештальты изоморфны (подобны) физическим и психофизическим. Иначе говоря, процессы, происходящие в коре, сходны с теми, которые имеют место во внешнем мире и отражаются в ней как взаимно-однозначные системы в физике и математике (так, круг изоморфен овалу, а не квадрату).

Поэтому схема задачи, которая дана во внешнем поле, может помочь или помешать испытуемому ее решить в зависимости от того, облегчает или затрудняет она переструктурирование схемы[12].

Субъект может осознать свои переживания, процесс решения задачи, однако для этого ему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить свое сознание от всех наслоений, связанных с культурными и личными традициями. Такой феноменологический подход заимствован гештальтпсихологами у Э. Гуссерля, философские концепции которого были чрезвычайно распространены в то время и близки немецким психологам. С этим были связаны недооценка ими личного опыта, утверждение приоритета сиюминутной ситуации, принципа «здесь и сейчас» в любых интеллектуальных процессах, а также расхождения в результатах исследований бихевиористами и гештальтпсихологами, так как первые доказывали верность способа «проб и ошибок», т. е. влияние прошлого опыта, отрицавшегося вторыми. Исключением являлись только исследования личности, проводимые К. Левиным[12], в которых вводилось понятие временнoй перспективы, правда, с учетом в основном будущего, цели деятельности, а не прошлого опыта[2].

Автором Марцинковской Т.Д. были изложены основные концепции гештальтпсихологии в виде таблицы (см. Табл.1), где представлены предмет, задачи и основные результаты исследований ведущих ученых, таких как Вертгеймер, Коффка, Келер, Левин. [1].

Табл. 1. Основные концепции гештальтпсихологии.

Учёный

Предмет и задачи исследования

Основные результаты

М Вертгеймер

Исследование феноменов психического поля, законов, по которым оно образуется и реорганизуется

Законы и свойства восприятия (законы гештальта), механизмы творческого мышления

К. Коффка

Изучение свойств, законов и развития восприятия.

Синтез психологии развития и гештальтпсихологии, законы развития гештальтов.

В. Келер

Изучение законов и развития образно-схематического мышления, изоморфности психического, психофизического и физического полей.

Инсайт, законы образно-схематического мышления.

К.Левин

Исследование психологического поля личности и социального поля группы.

Структура и качества личности, уровни регуляции поведения, групповая дифференциация и виды лидерства.

В исследованиях ученых этой школы были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия, доказано значение этого процесса в формировании мышления, воображения, других когнитивных функций. Впервые описанное ими образно-схематическое мышление позволило по-новому представить процесс формирования представлений об окружающем, доказало значение образов и схем в развитии творчества, раскрыв важные механизмы творческого мышления [1].

Целостный образ — это структура, образующаяся по специальным законам:

1) Закон фигуры и фона, согласно которому зрительное поле делится на фигуру и фон Фигура замкнута, хорошо локализована в пространстве, занимает главенствующее положение в поле. Фон он служит тем общим уровнем, на котором выступает фигура.

2) Закон прегнантности — тенденция к внутренней упорядоченности, ведущей к «хорошей» фигуре, к упрощению восприятия.

3) Закон восприятия — закон дополнения до целого («амплификации»).

Если фигура не закончена, в восприятии мы стремимся видеть ее как целое [14].

В процессе рассмотрения гештальтпсихологии мы выделили основные понятия, которые являются фундаментом в становлении науки.

Гештальт — целостная структура, обладающий особым качеством по сравнению с суммой своих частей. Специфический признак гештальта — свойство транспозиции (переноса).

Эксперимент — 2 точки на некотором расстоянии друг от друга зажигаются попеременно с разным интервалом в 200, 30 и 50 мс. При некотором временном интервале (50 мс) возникает кажущееся движение, стробоскопический эффект, фи-феномен. Движение как особое качество нельзя свести к сумме двух точек [7].

Инсайт — целостное понимание ситуации — такая целостная организация проблемной ситуации, которое позволяет разрешить проблему, устранить содержащийся в ней конфликт. Инсайт в мышлении (понимание) — гештальт в восприятии. Исследования охватывали восприятие, мышление, память, аффекты, волю [14].

Метод — феноменологический метод — непосредственное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания (описание предметного восприятия таким, каким они видят его в данный момент).

Позволяет описывать не только субъективные явления, но и внешне наблюдаемое поведение (опыты на животных).

Нет разницы между описанием и объяснением (описание и есть объяснение) [11].

Основные положения гештальттеории выделенные гештальтпсихологами:

1. Идея целостности образа;

2. Идея изоморфизма (существуют подобия психологических процессов нервным (материальным) процессам;

3. Идея имманентной динамики гештальта (фигура — фон).

В картине мира, которая сложилась у нас могут происходить изменения;

4. Господство «хорошей фигуры» (замкнуты, симметричны, сбалансированы);

5. Идея ассимиляции и контраста (восприятие отдельного человека, ассимилируея его с группой (стереотипы);

6. Принцип структурности [15].

Среди ученых психологов существует мнение, что гештальтпсихология перестала развиваться и соответствовать новым требованиям науки. Возможно основная причина заключается в том, что в гештальтпсихологии основные физические и психические явления рассматриваются параллельно. Гештальтпсихология некоторое время претендовала на общую теорию, однако надо отметить, что исследования гештальтпсихологии касались только одной из сторон психологического процесса [19].

Кроме того, гештальтпсихология не должна была разделить действие и образ. Надо сказать, что образ в гештальтпсихологии выступает в качестве сущности, которая имеет особый род. Сущность это подчинена лишь личным законам. Стоит отметить, что синтеза таких категорий как образ и действие в гештальтпсихологии в принципе не возможен, так как существует препятствие в виде методологии, у основания которой лежит феноменологическая концепция.

Стоит отметить, что приверженцы гештальтпсихологии поставили под сомнение принцип ассоциации. Однако, это было не оправданно, так как в данном случае не учитывались синтез и анализ в комплексе, а каждый из этих методов рассматривались по отдельности. Были и такие приверженцы, когда шел разговор об ощущении, утверждали, что ощущение не является разновидностью чувственности [17].

Гештальтпсихологии остановились на рассмотрении вопросов восприятия, мышления, памяти. Изучение этих познавательных процессов и стало главной задачей гештальтпсихологии [15].

Заключение

Изучив основные положения гештальтпсихологии, мы можем сказать, что ни одна из этих школ не оправдала надежды на создание полной объективной позитивной психологической теории, но их идеи все еще имеют влияние, хотя и не столь популярны в современной психологии.

Рассмотрев идеи гештальтпсихологии сыграли положительную роль в разработке ряда важных проблем психологии. Они затронули восприятие, мышление, память, личность и межличностные отношения. Они также способствовали применению в области психологии полезных для нее теорий и понятий, заимствованных из естественнонаучных исследований. Они преобразовали старую интроспективную психологию, сделав ее более соответствующей достижениям естественных наук. Вместе с тем основные проблемы, породившие общий кризис психологической науки, гештальтпсихология так же, как и бихевиоризм, не решила, а только несколько снизила их остроту, привлекая внимание исследователей к новым интересным проблемам. Как целостная психологическая концепция гештальтпсихология не выдержала испытания временем. Её слабыми пунктами оказались неисторическое понимание психики, преувеличение роли формы в психической деятельности и связанные с этим элементы идеализма в философских основаниях. Однако даже сейчас можно говорить о влиянии этой школы на многие современные концепции. Общеизвестно, например, что именно ореол личности Вертгеймера повлиял на молодого ученого А. Маслоу, который начал изучение проблемы самоактуализированной личности, одним из образцов которой и стал Вертгеймер.

Гештальтпсихологи внесли большой вклад в развитие психологии, прежде всего своими экспериментальными исследованиями особенностей стратегии пространственно-образного, правополушарного мышления и др. явлений, которые нельзя было объяснить с помощью структуралистских и бихевиористских моделей. Однако им не удалось создать какой-то универсальной, последовательной и проверяемой теории. Инструментальные средства и методы, необходимые для адекватного исследования сложных когнитивных функций — восприятия, мышления, решения задач и т.д. — были разработаны позднее в кибернетике, теории информации и компьютерной науке (информатике).

Выделив дальнейшее поле исследований, гештальтпсихология в каком-то смысле предвосхитила революцию в когнитивной науке. Концепции гештальтпсихологов [1] получили широкое применение в различных областях философии и прежде всего в эпистемологии и философии науки для объяснения специфики неявного, личностного знания, механизмов роста научных знаний и научных революций. Гештальтпсихология, несмотря на все её положительные и отрицательные стороны, явилась важным этапом построения современного здания психологической науки.

Библиографический список

1. Марцинковская Т.Д. История психологии. 4-е издание Москва, 2004г.

2. Фролова С.В. История психологии: Конспект лекций. — Саратов, 2006г.

3. Ярошевский М.Г. История психологии — Москва, 1996г.

4. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. М.1929г.

5. Торндайк Э. Процесс учения у человека М., 1935г.

6. Уотсон Д. Психология как наука о поведении. Одесса, 1925г.

7. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.

8. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. М.,1999г.

9. История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986г.

10. Келлер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. М., 1930г.

11. Коффка К. Основы психического развития. М-Л., 1934г.

12. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000г.

13. Уотсон Д. Психология как наука о поведении. Одесса, 1925г.

14. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980г.

15. Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб,, 1998г.

16. Т.Д. Марцинковская. История психологии. 4-е издание Москва, 2004г.

17. Фролова С.В. История психологии: Конспект лекций. — Саратов, 2006г.

18. Перлз Ф., Гудмен П. Теория гештальт-терапии. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.

19. Ярошевский М. Г. История психологии. М., 2000.

20. Левин К, Дембо, Фестфингер Л. Сире П. Уровень притязаний. Психология личности. Тексты. М., 1982.

Размещено на