Организация психодиагностического обследования уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Организация психодиагностического обследования уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Результаты психодиагностического исследования до проведения психокоррекционной программы

Программа «Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»

Оценка эффективности программы

Рекомендации

Заключение

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Практика была осуществлена на базе: Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальный (коррекционный) детский дом №4 для детей с отклонениями в развитии администрации Красносельского района Санкт-Петербурга.

Адрес: 198259 РФ, Санкт-Петербург, ул. Тамбасова, д. 36/2.

Цель практики — провести комплексную диагностику уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста, разработать психокоррекционную программу, направленную на снятие тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Задачи практики:

.   Изучить и проанализировать данные об уровне тревожности детей старшего дошкольного возраста;

2.      Подобрать комплекс психодиагностических методов исследования уровня тревожности старших дошкольников;

.        Провести психодиагностическое обследование уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста;

.        По результатам диагностического обследования разработать и провести курс занятий психокоррекционной программы, направленной на снятие тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Как свидетельствуют экспериментальные исследования, проведенные в последнее время, тревожность дошкольников является наиболее распространённым явлениям (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).

8 стр., 3756 слов

Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности старших подростков

... ситуативной тревожности старших подростков. Объект исследования: ситуативная тревожность старших подростков. Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности старших подростков. Гипотеза: уровень ситуативной тревожности старших подростков ... дети 9в класса в количестве 23 человек, 11 девочек, 12 мальчиков в возрасте 14-15 лет. Глава I. Коррекция ситуативной тревожности ...

Тревожность в психологии — эмоциональное переживание человека, касающееся каких-либо сфер жизнедеятельности, которое проявляется в ожидании неблагоприятного развития происходящих событий. Отчет по практике содержит в своей структуре психодиагностическое обследование, программу психокоррекционных занятий с детьми, анализ уровня эффективности проведенной программы, консультативная беседа с педагогами, родителями или детьми.

Организация психодиагностического обследования уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Целью диагностического обследования является установления уровня развития тревожности у детей-сирот с задержкой психического развития, до проведения психокоррекционных мероприятий.

В связи с этим предположением в данном диагностическом обследовании мы исследовали:

·  Уровень тревожности дошкольников;

·        Исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

Задачи:

1. Организация и подготовка к проведению диагностики;

2.      Подбор диагностических методик для выявления уровня тревожности и развития эмоционально-личностной сферы дошкольников;

.        Проведение эмпирического исследования по выявлению уровня тревожности и выявления особенностей эмоционально-личностной сферы дошкольников;

.        Анализ и интерпретация полученных результатов.

Описание выборки — Для проведения экспериментального исследования была сформирована выборка испытуемых. Общее количество испытуемых — 10 детей старшего дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья (6 девочек, 4 мальчика).

Возраст испытуемых — 6 лет.

Процедура проведения исследования — психодиагностическое обследование проводилось в две встречи с испытуемыми. В первую встречу была проведена беседа индивидуально с каждым испытуемым, также был использован метод наблюдения. Во вторую встречу испытуемые выполняли задания по методикам в индивидуальном порядке.

Психодиагностический инструментарий — относительно всех методик сообщается об их высокой надежности и валидности, все подобранные методики соответствуют возрасту испытуемых данного исследования:

. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. (приложение 1)

. Проективная методика развития социальных эмоций О.А. Ореховой «Домики» (приложение 2)

 

Результаты психодиагностического исследования до проведения психокоррекционной программы

Результаты, полученные по методике «Тест тревожности Р.Тэмпл, М. Дорки, В. Амен», представлены в таблице 1.

Таблица 1

Групповой протокол исследования общего уровня тревожности

Код испытуемого

Возраст

Баллы

ИТ (индекс тревожности)

Уровень тревожности

1

И-1

6

1

52%

высокий

2

А-2.

6

2

38%

средний

3

Т-3

6

4

9%

низкий

4

Л-4

6

1

62%

высокий

5

М-5

6

45%

средний

6

Т-6

6

3

33%

средний

7

Е-7

6

3

15%

низкий

8

Т-8

6

2

44%

средний

9

В-9

6

3

20%

средний

10

О-10

6

4

17%

низкий

По результатам, представленным в таблице мы видим, что среди старших дошкольников, как мальчиков, так и девочек преобладает средний уровень общей тревожности (50% испытуемых), высокий и средний уровни представлены практически в равных пропорциях — 20% и 30% соответственно. Наиболее высокий уровень тревожности был диагностирован у двоих детей: И-1; Л-4.

Далее были обработаны данные по методике цветовых выборов, и представлены в протоколе таблицы 2.

Таблица 2

Групповой протокол исследования уровня развития социальных эмоций старших дошкольников с ЗПР

Код

Возраст

Суммарное отклонение от аутогенной нормы

Настроение

Энергетический показатель

1

И-1

6

20

Преобладание отрицательных эмоций

Переутомление, истощение, низкая работоспособность

2

А-2.

6

14

Преобладание отрицательных эмоций

Компенсируемое состояние усталости

3

Т-3

6

10

Норма

Оптимальная работоспособность

4

Л-4

6

11

Преобладание положительных эмоций

Оптимальная работоспособность

5

М-5

6

15

Перевозбуждение

6

Т-6

6

21

Преобладание отрицательных эмоций

Компенсируемое состояние усталости

7

Е-7

6

12

Преобладание положительных эмоций

Перевозбуждение

код

Возраст

Суммарное отклонение от аутогенной нормы

Настроение

Энергетический показатель

8

Т-8

6

7

Норма

Перевозбуждение

9

В-9

6

10

Норма

Компенсируемое состояние усталости

10

О-10

6

20

Преобладание отрицательных эмоций

Переутомление, истощение, низкая работоспособность

Исходя из результатов проведенной диагностики, мы видим, что у двоих детей наблюдается переутомление, истощение, низкая работоспособность, общая ослабленность организма чаще всего проявляется в низкой сопротивляемости организма инфекциям, что приводит к частым простудным заболеваниям. У троих испытуемых выявлено перевозбуждение — результат работы на пределе возможностей. У двоих испытуемых выявлена оптимальная работоспособность организма — такие дети отличаются отсутствием усталости, бодростью, здоровой активностью. При этом у четверых детей наблюдается существенное преобладание отрицательных эмоций над положительными: И-1; А-2; Т-6; О-10.

Результаты проведенного психодиагностического обследования свидетельствуют о том, что у пятерых детей из отобранной группы, наблюдаются выраженные отклонения в эмоциональной сфере: у двоих детей повышенный уровень тревожности; у четверых преобладание отрицательных эмоций; и у одного ребенка нарушения по обоим перечисленным пунктам. Соответственно данная группа детей входит в состав группы риска. Для того чтобы предотвратить дальнейшее развитие негативного состояния дошкольников необходимо проводить с ними коррекционно-развивающие занятия. Таким образом, на основании полученных данных нами была разработана программа с комплексом коррекционно-развивающих занятий, направленных на снятие общей тревожности старших дошкольников, что в дальнейшем будет способствовать более успешной адаптации детей к обучению в школе.

 

Программа «Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»

Основываясь на результатах исследования, проведенного ранее, мы выявили повышенный уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста, что в дальнейшем неблагоприятно скажется на адаптации к обучению в школе. Данная программа предназначена для поддержания уровня психологического и психического здоровья детей, поступающих в будущем в первый класс образовательного учреждения. Программа была разработана в соответствии с запросом образовательного учреждения, на базе которого и была пройдена данная практика.

Цель программы — психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи, а также снижение уровня общей тревожности.

Задачи программы:

·  снизить общий уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста;

·        повысить психологический тонус детей;

·        сформировать чувство уверенности в себе и в своих силах.

Критерии эффективности программы:

·  повышение уверенности в себе;

·        снижение тревожности;

·        снижение количества страхов;

·        улучшение взаимоотношений родитель — ребёнок.

Формы и методы, используемые в программе — упражнения на релаксацию, игротерапия, песочная терапия, телесная терапия, арт-терапия, коммуникативные и развивающие упражнения.

Курс практических занятий рассчитан на 7 часов, т.е. 10 занятий. Занятия проводятся с группой детей в количестве 5 человек (группа риска, выявленная в ходе диагностики).

Регулярность занятий: 2 раза в неделю. Продолжительность занятий: 40-45 минут.

Все упражнения и задания подобраны в соответствии с возрастом и психическим развитием каждого ребенка, участвующего в коррекционной программе.

Занятия в данной программе спроектированы таким образом, чтобы у ведущего была возможность варьировать, менять местами необходимые упражнения в зависимости от работоспособности и настроя группы.

Таблица 4

Тематическое и почасовое планирование программы

№ занятия

Тема программы

Количество часов

1

«Знакомство! Ты и я»

40 минут

2

«Я и мое имя»

40 минут

3

«Мой день»

40 минут

4

«Страшные страхи»

5

«Я — ничего не боюсь»

40 минут

6

«Сказочный мир»

40 минут

7

«Тревога — прочь!»

45 минут

8

«Мы — счастливы!»

45 минут

9

«Я, ты, мы»

40 минут

10

«Дружба в нас»

45 минут

Всего часов: 7 часов

Занятие 1

Упражнение 1. «Запоминание имен»

Все участники становятся в круг. Придумывается ситуация. Например, все вместе идут в поход и каждый должен взять с собой вещь, название которой начинается на ту же букву, что и его имя и по очереди это сообщает. Первый человек говорит: «Меня зовут Вова и я беру с собой валенки». Второй говорит: «Меня зовут Миша, я беру с собой Васю с валенками и магнитофон». И так каждый следующий участник проговаривает имена предыдущих. Можно придумать другую ситуацию и запустить цепочку в обратном порядке (т.к. имена последних запоминаются, естественно, меньше).

Упражнение 2. «Комплименты»

Каждый участник должен повернуться к соседу справа и сделать комплимент. Упражнение заканчивается, когда все участники сделали по кругу комплименты друг другу.

Упражнение 3. «Лепестки»

Участники выполняют задание на отдельных бланках. Необходимо подготовиться и рассказать о том, что умеет каждый участник, чему хотел бы научиться и прочее.

Занятие 2

Упражнение 1. «Драка»

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»

Упражнение 2. «Рисунок»

Цель — способствовать снижению у детей страха перед возможной ошибкой.

Детям предлагается нарисовать неправильный рисунок. Если они пытаются уточнить, что это значит, то ведущий ни в коем случае не должен ни давать каких-либо конкретных указаний по этому поводу, ни приводить примеры и т. п. После того как рисунки сделаны, дети объясняют, почему их собственный рисунок можно назвать неправильным, с чьей точки зрения он является неправильным.

Упражнение 3. «Рисунок имени»

Цель — содействовать повышению самоуважения детей.

Ведущий просит детей представить, что они уже выросли и стали кто-то известным мореплавателем, кто-то врачом, может быть, знаменитым ученым или писателем. Решено выпустить красивый альбом в честь каждого. На этом альбоме должно быть написано имя знаменитости, украшают его интересные рисунки. Каждый из детей с помощью взрослого придумывает, какие рисунки могут быть помещены в альбоме рядом с его именем, описывает их устно, а затем на листе бумаги пишет красиво свое имя и рисует задуманное. (Если дети не умеют писать, им помогает взрослый.)

Занятие 3

Упражнение 1. «Волшебный попугай»

Цель способствовать повышению уверенности в себе.

Для игры заранее ведущий готовит «билетики», на которых пишет ободряющие высказывания, адресованные детям. Например: «Твои движения стали более плавными и сдержанными», «Заметно, как ты взрослеешь и умнеешь», «Другие дети скоро будут уважать тебя еще больше», и т. п. Хорошо, если найдется игрушечный попугай, который будет «выдавать детям билетики». В процессе игры каждый ребенок вытягивает у попугая билетик и решает, кому подходит то или иное высказывание.

Упражнение 2. «Свечка»

Цель помочь ребенку выйти на разговор о значимых для него переживаниях.

Во время этого упражнения очень хорошо использовать свечку: зажечь ее, погасив свет, и предложить внимательно смотреть на нее до тех пор, пока каждый не разглядит в пламени то, что может помочь в трудной ситуации именно ему. Затем дети рассказывают группе, что им удалось увидеть в пламени свечи.

Упражнение 3. «Шалтай-Болтай»

Цель: снятие напряжения. Ход игры: Здравствуйте, дети! Какие вы сегодня подвижные. Покажите-ка мне, как вы вертелись и шумели. (Дети вертятся и шумят.) Да вы просто Шалтаи-Болтаи! Покажем еще раз: болтаем руками, ногами, вертим головой. Шалтай-Болтай Сидел на стене, Шалтай-Болтай Свалился во сне. (С. Маршак).

Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» наклоняют корпус тела вниз. Все это может показать и сам ведущий.

Ведущий: Смеемся! Еще лучше смеемся. Болтаем руками, ногами, вертим головой. Болтаем руками, ножками, вертим головой, нам очень весело и мы смеемся, смеемся, смеемся! Молодцы! Похлопали ладошками, потрясли руками. Похлопали ладошками. Молодцы!

Занятие 4

Упражнение 1. «Игра с песком»

Цель: снятие напряжения. Ход игры: Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Набрать в руки воображаемый песок. (Вдох).Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание).

Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох).

Уронить обессиленно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. Упражнение повторить 2-3 раза.

Упражнение 2.«Салют»

Детям предлагается выбрать по своему вкусу несколько цветных листов бумаги, затем в течение пяти минут мелко нарезать их, подготовив, таким образом, материал для салюта. После этого каждый ребенок подбрасывает вверх свои кусочки — изображает свой салют, а остальные ему хлопают. Обсуждается, какой салют оказался красивым и почему. Потом ведущий переводит обсуждение на чувства, которые дети испытывают, когда показывают салют.

Упражнение 3. «Подарок»

Давайте сейчас каждый из вас закроет глаза. Так, а теперь представьте, что завтра самый долгожданный праздник — например, Новый Год! Затаив дыхание, вы подходите к елке и … Чудо! Долгожданный подарок — перед вами! Вы рады? Что вы чувствуете? Каждый сейчас поделится своими переживаниями.

Занятие 5

Упражнение 1. Игра «Подари карточку»

Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисует карточки с пиктограммами, обозначающими различные положительные качества. С детьми необходимо обсудить, что означает каждая пиктограмма.

Например, карточка с изображением улыбающегося человечка может символизировать веселье, с изображением двух одинаковых конфет — доброту или честность. Каждому ребенку выдается 5-8 карточек. По сигналу ведущего дети закрепляют на спине товарищей (при помощи скотча) все карточки. Ребенок получает ту или иную карточку, если его товарищи считают, что он обладает этим качеством. По сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу». Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно выяснить, что приятнее — дарить хорошие слова другим или получать их самому.

Упражнение 2. Игра «Скульптура»

Вся группа делится по парам. Один ребенок играет роль скульптора, другой роль скульптуры. По заданию ведущего скульптор начинает «лепить» определенную фигуру из своей пары.

Например, нужно слепить фигуру ребенка, который совершенно ничего не боится, или очень довольного ребенка и т.д. Затем участники меняются местами. дошкольный задержка тревожность психокоррекционный

Упражнение 3. «Страшная рука»

Предлагается с помощью пластилина изобразить на бумаге руку страшного персонажа. Для этого каждый ребенок сначала обводит свою руку, затем обмазывает ее пластилином так, чтобы она стала «очень-очень страшной». Потом можно предложить желающим составить рассказ, в котором главным героем была бы созданная ими страшная рука.

Занятие 6

Упражнение 1. «Зайки и слоники»

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки. «Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра…»

Упражнение 2. «Расскажи глазами»

Цель способствовать самовыражению детей. Ведущий заранее готовит карточки, на которых написаны фразы: «Люби меня», «Я не люблю тебя», «Я не понимаю тебя», «Я доверяю тебе», «Я не могу открыться тебе», «Я ненавижу тебя». Сначала вслух прочитывается то, что написано на карточках, а затем они кладутся в колоду надписями вниз. Дети по очереди берут карточки, закрывают нижнюю часть лица бумагой и передают содержание надписи на карточке только глазами. Остальным нужно «услышать» сообщение ребенка и угадать, какая фраза написана на его карточке. Для этого упражнения можно изготовить специальную маску.

Занятие 7

Упражнение 1. «Угадайте, кто это»

Ход игры: Взрослый предлагает детям догадаться, о ком он будет говорить. Затем, давая описание внешности каждого ребенка, подчеркивает позитивные черты. Например: «У этой девочки светлые волосы, аккуратная прическа, красивые голубые глаза, привлекательная родинка на щеке, милая улыбка» и т. д.

Упражнение 2. «За что меня любит мама»

Цель: повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих его детей.

Ход игры: Все дети сидят в кругу (или за партами).

Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь. После этого целесообразно обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их. Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

Упражнение 3. «Добрый — злой, веселый — грустный»

Цель: игра помогает расслабить мышцы лица

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку вспомнить различных героев любимых сказок. Затем просит ребенка ответить на следующие вопросы: «Кто из этих героев самый добрый? А кто самый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный? А каких ты еще знаешь героев (удивленных, испуганных и т. д.)?» Затем всех названных персонажей ребенок рисует на листе бумаги. После этого взрослый говорит: «Я сейчас попробую загадать какого-либо из этих героев и показать тебе, как он выглядит. А ты отгадай, кто это». Взрослый делает веселое выражение лица. Ребенок отгадывает, какой из нарисованных персонажей бывает таким. Затем ребенок изображает выражение лица любого героя, а взрослый отгадывает, кто это.

Занятие 8

Упражнение 1. «Страшно»

Ведущий должен заранее подготовить для каждого участника фигуры каких-либо страшных героев из мультфильмов, сказок и пр. Каждому ребенку выдается нарисованный на листе бумаги черно-белый страшный персонаж. Инструкция детям: «Сейчас вы видите перед собой очень страшного персонажа, ваша задача сделать так, чтобы он стал смешным, например, дорисовать вот этому серому волку большой розовый бант на голове».

Упражнение 2. «Рисунок чего-то очень страшного»

Детям предлагается нарисовать что-то «…такое страшное, чего можно испугаться». Затем один или несколько рисунков «оживляются» или инсценируются для того, чтобы дать детям возможность открыто проявить чувство страха.

Упражнение 3. «Страшная маска»

Каждому ребенку предлагается, используя маленькие кусочки пластилина, сделать на бумаге маску какого-нибудь страшного персонажа. При этом взрослый следит за тем, чтобы кусочки тщательно размазывались по бумаге, и с помощью вопросов «Где он живет? Что он любит?» и т. п. побуждает ребенка рассказывать о своем персонаже. Особое внимание уделяется гому, чтобы ребенок тщательно изобразил глаза, по возможности описал словами взгляд персонажа. Очень важно, чтобы в маске присутствовали средства проявления агрессии (клыки, зубы, ядовитая слюна, рога и т. п.), а также свидетельства ее проявления (например, кровь).

После того как маска будет готова, ребенок вырезает, а затем примеряет ее и рассматривает себя в зеркале. Можно предложить ему побыть в роли этого персонажа, произнести какие-нибудь страшные звуки, попугать кого-либо. Затем маску надевает ведущий или другой участник и пугает ребенка, который должен показать испуг как можно выразительнее.

Занятие 9

Упражнение 1. «Крокодил»

Принять участие в игре должен каждый ребенок по очереди. Каждый ребенок по очереди выходит перед группой, загадывает какой-нибудь персонаж и показывает его, используя только мимику и движения, говорить и издавать звуки в процессе показа — нельзя!

Упражнение 2. «Театр масок»

Цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость.

«Ребята! Мы с вами посетим «Театр Масок». Вы все будете артистами, а я — фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит злая Баба Яга». Дети с помощью мимики и несложных жестов или только с помощью мимики изображают Бабу Ягу. «Хорошо! Здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят. А теперь изобразите Ворону (из басни «Ворона и Лисица») в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр». Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вытягивая губы, изображают клюв. «Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы! А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки «Красная шапочка», когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком». Дети могут широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот. «Замрите! Спасибо!

Далее учитель или воспитатель, на свое усмотрение, могут похвалить особо тревожных детей, например, так: «Все работали хорошо, особенно страшной была маска Вити, когда я посмотрела на Сашу, то сама испугалась, а Машенька была очень похожа на хитрую лисицу. Все постарались, молодцы!»

Занятие 10

Упражнение 1. «Солнце в ладошке».

Ведущий зачитывает стихотворение, затем дети рисуют и дарят подарки (рисунки) друг другу.

Солнце в ладошке, тень на дорожке,

Крик петушиный, мурлыканье кошки,

Птица на ветке, цветок у тропинки,

Пчела на цветке, муравей на травинке,

И рядышком — жук, весь покрытый загаром.-

И всё это — мне, и всё это — даром!

Вот так — ни за что! Лишь бы жил я и жил,

Любил этот мир и другим сохранил….

Упражнение 2. «Неоконченные предложения»

Детям предлагается предложения, которые нужно закончить. «Я люблю…», «Меня любят…», «Я не боюсь…», «Я верю..», «В меня верят…», «Обо мне заботятся…».

 

Оценка эффективности программы

Методом оценки эффективности программы выступает количественная оценка коррекционных занятий, представленная в таблице 5.

Таблица 5

Протокол количественной оценки эффективности групповых психокоррекционных и развивающих занятий

код

Уровень тревожности (индекс в %)

Суммарное отклонение от аутогенной нормы

Настроение

Энергетический показатель

До

После

До

После

До

После

До

После

1

И-1

52%

44%

20

15

ПОЭ

Норма

П, И, НР

КСУ

2

А-2

38%

33%

14

10

ПОЭ

Норма

КСУ

3

Л-4

62%

45%

11

11

ППЭ

ППЭ

КСУ

КСУ

4

Т-6

33%

30%

21

14

ПОЭ

Норма

ОР

ОР

5

О-10

17%

17%

20

15

ПОЭ

Норма

П, И, НР

КСУ

Примечание:

ПОЭ — преобладание отрицательных эмоций;

ППЭ — преобладание положительных эмоций;

П — переутомление;

И — истощение;

НР — низкая работоспособность;

КСУ — компенсируемое состояние усталости;

ОР — оптимальная работоспособность.

Исходя из результатов, представленных в таблице 5, мы видим, что после коррекционной программы у четверых детей наблюдается снижение уровня общей тревожности, у одного ребенка динамика не выявлена, но уровень тревожности находится на среднем уровне. Также в процессе прохождения программы удалось достичь положительной динамики в результатах отражающих настроение детей. Так у четверых детей до коррекционной программы «преобладали отрицательные эмоции», после коррекции видно, что их результаты соответствуют норме, что свидетельствует о том, что занятия и упражнения произвели на ребят положительное впечатление.

Анализируя результаты наблюдений, можно отметить, что у большинства обследуемых детей проявлений тревожности в организованной деятельности и в режимные моменты больше, чем в других видах деятельности. Предполагаем, что это может быть связано со страхом не соответствовать ожиданиям окружающих, в частности взрослых (педагогов, воспитателей), или сверстников.

При выполнении определенных заданий (рисование, лепка, ухаживание за цветами, рыбками и др.) дети проявляли особенное старание и сильно расстраивались, когда то или иное действие у них не получалось или получалось неаккуратно. При анализе их поведения часто был слышен аргумент, только не говорите никому, а том меня будут ругать. В свободной деятельности дети себя чувствовали более раскрепощено, т.к. целенаправленного наблюдения за их деятельностью со стороны воспитателей не было. Отчасти наблюдалась ситуативная тревожность — в момент предъявления ребенку завышенных требований.

Рекомендации

Диагностика является необходимым элементом коррекции. Без диагностики невозможно выработать правильную стратегию коррекции тревожности у ребенка с ЗПР.

Далее представлены некоторые общие методические рекомендации:

. Прежде, чем приступать непосредственно к диагностической процедуре, необходимо установить доверительный эмоциональный контакт с ребенком: это позволит ребенку чувствовать себя в безопасности, расслабиться. Для детей с ЗПР с повышенным уровнем тревожности чувство безопасности является крайне важным.

. В силу особенностей психического развития дети с ЗПР практически не способны воспринимать сложные задания. Поэтому инструкцию к методикам следует разбить на несколько коротких простых предложений. Объясняя задание детям следует использовать максимально короткие, четкие, понятные для них фразы.

. Дети с ЗПР склонны к быстрой утомляемости, поэтому необходимо построить диагностическую работу так, чтобы она была максимально эффективной при минимальных затратах времени.

. Коррекционную работу с ребенком следует проводить в отдельном помещении, где ничего не будет его волновать, пугать или отвлекать.

. Приступая к работе с ребенком с ЗПР необходимо провести ознакомительную беседу с кем-либо из взрослых из его близкого окружения, чтобы выяснить, есть ли какие-то особенности в поведении ребенка, о которых вам необходимо знать в процессе коррекционных занятий. Например, ребенок может бояться прикосновений или неадекватно реагировать на какие-либо простые казалось бы просьбы. Лучше узнать об этом до начала работы, чтобы никакие ваши случайные действия не напугали ребенка и не настроили его против вас.

. Коррекционные занятия лучше всего проводить в виде игры, стараться добавлять игровые моменты там, где это возможно — так ребенку будет легче воспринимать задания и выполнять их.

. Важно по ходу выполнения задания подбадривать ребенка, хвалить его, проявлять эмоциональную теплоту к нему, т.к. дети с ЗПР крайне чувствительны к проявлению подобных эмоций и остро в них нуждаются.

Психокоррекция тревожных состояний детей с ЗПР — напряженная, сложная работы требующая от психолога (педагога) выдержки, терпения, профессионализма, эмоциональной стабильности, гибкости, а также сильного желания помочь этим детям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе достигнута поставленная цель практики и решены поставленные ранее задачи.

В процессе прохождения практики было проведено диагностическое исследование тревожности старших дошкольников с ЗПР. На основании полученных результатов была разработана программа психокоррекции тревожности старших дошкольников.

Проведенное психодиагностическое обследование и внедренная в работу психокоррекционная программа не может окончательно снизить уровень тревожности у детей. Однако мы нашли подтверждение того, что программа работает в положительную сторону — есть позитивная динамика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 309 с.

2.      Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога. — М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002. — 365 с.

.        Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2005. — 213 с.

.        Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000. — 450 с.

.        Капранова С.В. Путешествие с волшебной кисточкой: программа развивающе-коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. — Ростов н/Д, 1997. — 302 с.

.        Кравцова М. Тревожные дети // Школьный психолог. 2003 № 19.

.        Мамонова Е.А. Упражнения на развитие мышления, воображения, внимания, памяти. М: «Академия», 2004. — 215 с.

.        Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 400 с.

.        Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М.: ТЦ «Сфера», 1996. — 150 с.

.        Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. 5-е изд. Издательство: Академия. Серия: Педагогическое образование. — 2001. — 336 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен

Цель: определение общего уровня тревожности ребенка

Тест позволяет выявить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций общения с другими людьми. Тревожность, кроме того, рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне.

Указанный тест предназначен для детей 4-7 лет с нормальным развитием и с отклонениями в психическом развитии. Экспериментальный материал, состоящий из 14 рисунков, интересен как в практическом, так и в теоретическом отношении. На каждом рисунке из известных тестов изображена некоторая типичная для жизни ребенка дошкольного возраста ситуация.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунках изображены девочки) и для мальчика (на рисунках — мальчики).

Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом печальное. Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию. Для избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется названия лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются. Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).

Тест проводится индивидуально с каждым ребенком; результаты заносятся в протокол. На основании полученных данных вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка, который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему их числу.

b.      средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);. низкий уровень тревожности (ИТ до 20%).

Наряду с количественным, тестом предусматривается и качественный анализ тревожности. Анализируется каждый ответ ребенка, после чего делается вывод относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Проективная методика развития социальных эмоций О.А. Ореховой «Домики»

. Автор методики: О.А. Орехова

. Источник описания методики: Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб.: Речь, 2006 [20].

. Назначение методики: методика позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.

. Стимульный материал и оборудование: лист ответов; восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.

. Инструкция: «Сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.

Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим».

«Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них — необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.

Обозначения домиков:

№2 — твое настроение, когда ты идешь в школу,

№3 — твое настроение на уроке чтения,

№4 — твое настроение на уроке письма,

№5 — твое настроение на уроке математики

№6 — твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,

№7 — твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,

№8 — твое настроение, когда ты находишься дома,

№9 — твое настроение, когда ты делаешь уроки,

№10 — придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка)».

. Процедура обследования: Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.

. Обработка и регистрируемые показатели:

Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент по формуле:

ВК= (18 — место красного цвета — место синего цвета) / (18 — место

синего цвета — место зеленого цвета)

Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) — аутогенная норма — является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка.

Задания №2 и №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.

Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций — в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные — коричневым и черным.

При наличии инверсии цветового градусника (основные цвета занимают последние места) у детей часто наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций — например, и счастье и ссора могут быть обозначены одним и тем же красным цветом. В этом случае надо обратить внимание, как раскрашивает ребенок парные категории и насколько далеко отстоят пары в цветовом выборе.

Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место в цветовом градуснике (задание №1).

В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом

Следует отметить, что при крайне низких или крайне высоких показателях ВК и СО, сомнениях в чистоте исследования данная методика может быть продублирована по той же схеме, но индивидуально, со стандартными карточками из теста Люшера.

. Среднегрупповые, шкальные или уровневые значения

Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

·    0-0,5 — хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка

·              0,51-0,91 — компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.

·              0,92 — 1,9 — оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.

·              Свыше 2,0 — перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:

·    Больше 20 — преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.

·              10-18 — эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.

·              Менее 10-Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

В рамках проводимого исследования также был проведен ряд статистических расчетов. С помощью пакета программ Excel были посчитаны среднегрупповые показатели развития изучаемых параметров, а с помощью функции «Анализ данных» посчитаны величины корреляции.